Мелкая моторика пальчиковая гимнастика. Картотека по логопедии на тему: Активная гимнастика для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика очень полезна для детей любого возраста. Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему в обучении составляют не неумение читать или незнание азов арифметики, а именно неподготовленность руки к письму. В чем причины графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность» к обучению письму).

Обе эти трудности можно предупредить, если заниматься с детьми уже с 3 лет пальчиковой гимнастикой и делать специальные упражнения, а также как можно активнее привлекать малыша к изготовлению поделок (рисование, аппликация, художественный труд, лепка), к бытовому труду (вышивание толстой иглой, вязание и плетение для девочек, изготовление поделок из дерева и природных материалов, брусков, упаковок для мальчиков).

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет — 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику 🙂 и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Пальчиковая гимнастика — описание упражнений.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.

Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков:

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры с прищепками и обучение грамоте.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a) большие пуговицы,
b) маленькие пуговки,
c) кнопки,
d) банты,
e) шнурок, который вдевается в дырочки,
f) шнурок, который наматывается на крючок,
g) крючки и петли,
h) застежки из ремешков,
i) застежки – липучки.

2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3) Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4) Вышивание на картоне . Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6) Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх (это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем (это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковая гимнастика — теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» город Пермь

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Учитель-логопед: Савченко Альбина Александровна

Игры с предметами:

сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж)

подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымянный)

Грузди и горькушки, (средний правая рука)

Рыжики, волнушки. (указательный)

Даже маленький пенёк (большой)

Удивленья скрыть не мог. (большой)

Выросли опята (указательный)

Скользкие маслята, (средний левая рука)

Бледные поганки (безымянный)

Встали на полянке. (мизинец)

Овощи

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, (указательный)

Перец, томат, кабачок, (средний правая рука)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный)

Лук и немножко горошка. (мизинец)

Овощи мы собирали, (мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный левая рука)

Квасили, ели, солили, (средний)

С дачи домой увозили. (указательный)

Прощай же на год, (большой палец левой руки)

Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

Фрукты. Игра с пальчиками

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные)

Есть лимоны, апельсины, (средние)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные)

Но купили мы арбуз - (большие пальцы - в кулак)

Это самый вкусный груз! (а большой отводится вверх.)

Домашние животные

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Игра «Пальчики в лесу»

«Раз, два, три, четыре, пять
(ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
(загибает мизинец.)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает безымянный палец.)
Этот резал,
(загибает средний палец.)
Этот ел,
(загибает указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел!»
(загибает большой палец и щекочет ладошку.)

1.Выполнение того же упр., но с правой рукой.

2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками.

Игра «Кто приехал?»
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

«Кто приехал?» (Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)
«Мы, мы, мы!» (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
«Мама, мама, это ты?» «Да, да, да!» (Хлопают кончиками указательных пальцев.)
«Папа, папа, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает кончиками средних пальцев.)
«Братец, братец, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает кончиками безымянных пальцев.)
«Ах, сестричка, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает мизинцами.)
«Все мы вместе, да, да, да!» (Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка «Ну-ка, братцы, за работу»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце.
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик
(пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо
(трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая. Пятая…
(выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «БОМ!» (хлопаем).

Козочка.
- Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу)
- Нашёл козу безрогую. (
показать пальчиками рога)
- Давай, коза, попрыгаем, (
постучать пальчиками по столу)
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается, (
снова показать рога)
- А старик ругается. (погрозить пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме» .

Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев» . В них находит отображение реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

У разных народов пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае, например, распространены пальчиковые упражнения с каменными и металлическими шарами, которые улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу, и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В России с маленькими детьми играют в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

По мнению С.Е. Гаврина, «благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Кроме того, такая гимнастика формирует добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком» .

Пальчиковая гимнастика - эффективное средство развития мелкой моторики, так как, - указывает Н.А. Крaсильникoвa, - «простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела» .

Пальчиковые упражнения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза, паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в их большом многообразии.

О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды:

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой .

Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной .

1. Игры - манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки, песенки, прибаутки и т.д.).

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Например,

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулака).

Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой гимнастики проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки, читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные ощущения. Большое разнообразие видов упражнений пальчиковой гимнастики дает возможность использовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.

Выводы по I главе

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной психолого-педагогической проблемой, так как возрастает количество детей с нарушениями и недоразвитием интеллектуальной, речевой и двигательной сфер.

Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие, и то, что мелкая моторика влияет на развитие мышления, речи, зрительно-двигательной координации.

Критериями для оценки уровня развития мелкой моторики являются такие ее характеристики, как координация, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Нарушения в развитии мелкой моторики являются признаками некоторых заболеваний и несоответствия нормам интеллектуального и речевого развития ребенка. Ребенок с такими отклонениями относится к группе детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специально организованной коррекционной работе.

Пальчиковая гимнастика - это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме и позволяют развить координацию, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Пальчиковая гимнастика обладает большими возможностями в развитии моторики рук у детей 2-4 лет, которые обусловлены ее положительным влиянием на кисти и пальцы руки, которые можно считать своеобразным речевым аппаратом, разнообразием упражнений пальчиковой гимнастики, позволяющим учитывать возрастные и психологические особенности развития каждого ребенка.

Смагина Светлана
Система пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста

Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста .

Составитель : Смагина Светлана Валерьевна

Должность : Воспитатель 1 квалификационной категории

1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнения : «Помоем руки» , Надеваем перчатки», «Согреем руки» .

Цель : активизировать речевые центры мозга.

2. Пальчиковый массаж .

Упражнения с массажным мячиком , с шестигранным карандашом , палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу . Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех» .

Цель : воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.

3. Гимнастика для пальчиков .

Упражнения : «С волчками» , «Резиночка» , «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой) .

Цель : , сообразительности.

4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

5. Пальчиковые игры

Цель : развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры :«Сорока-белобока» , «Ладушки» , «Пальчики » , «Идет коза рогатая» , «Семья» , «Пальчик- пальчик , где ты был?» , «Пальчики в лесу » , «Апельсин» , «Капуста» , «Сидит белка на тележке» , «Замок» , «Мы сегодня рисовали» .

6. Упражнения без речевого сопровождения.

Цель : развитие мелкой моторики рук , формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения : «Пальчики здороваются » , «Человечек» , «Слоненок» , «Стул» , «Стол» , «Лодочка» .

7. Выполнение фигурок из пальцев : «Домик» , «Очки» , «Флажок» , «Параход» , «Лодка» , «Коза» .

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , внимание, способность сосредотачиваться.

8. Театр в руке : «Бабочка» , «Сказка» , «Осьминожки»

Цель : развитие внимание , память, снятие психоэмоционального напряжения.

9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры : «Репка» , «Теремок» .

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , психических процессов (внимание, память, речь)

10. Фасолевые ванны.

Цель : развитие координации пальцев рук .

11. Песочная терапия.

Цель : развитие элементарного самовыражения ребенка.

12. Игры с макаронными изделиями, пробками.

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , речи, памяти.

13. Дидактические игры :

«Гребень волшебницы» .

(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).

«Найди пару»

(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

«Чудесный мешочек»

Цель : укрепление пальцев и всей кисти руки , внимания, речи.

«Пирамидки»

Цель : развитие мелкой моторики , освоение новых форм, размеров, цвета.

«Рамки и вкладыши»

Цель : способствовать развитию мелкой моторики рук , внимания.

«Собери картинку»

Цель : развивать внимание , сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.

«Мозаика» (крупная)

Цель : , сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.

«Шнуровка»

Цель : развитие глазомера , внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки , усидчивости.

«Орешки в дупле» .

(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)

«Рисунки на крупе» .

(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками .)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

14. «Водные процедуры с губкой»

(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.

(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)

16. Конструирование

(Использовать мелкие , крупные кубики)

Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук , внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса с педагогами ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: провести предварительный показ мероприятия педагогическому коллективу для успешного проведения его в последующем с родителями воспитанников.

Конспект открытой НОД в группе раннего возраста «В гости к бабушке» (развитие мелкой моторики рук) Ход занимаемой деятельности Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. Дети:.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Опыт работы