Основные виды бугельных подъемников. Как пользоваться подъемником и делать повороты в «плуге Как правильно подниматься на бугеле на сноуборде

Подъемники бывают вагонные, капсюльные, кресельные, буксировочные (бугельные). Два первых типа - подвешенные на тросе кабины различных размеров. Если у вас возникли с ними проблемы - скажите алкоголю и наркотикам “нет”.

Ненамного сложнее кресельный подъемник, где самое трудное - подход и отход. Как правило, посадка в кресло вызывает меньше проблем, чем высадка. Здесь и пригодится “самокатное” катание с задней отстегнутой ногой. При посадке учтите, что слезая с кресла, нужно будет откатиться в сторону. Гуффи проще уходить влево, регулярам - вправо.

Самую большую проблему у начинающих сноубордистов вызывают бугельные подъемники, так называемые “швабры” и “тарелки” (есть еще трос с крючком, который нужно цеплять вручную, но здесь нет теории - только практика). При пользовании бугелем приходится долгое время подниматься на плоской доске, что достаточно тяжело и неприятно. К тому же, из-за того, что лыжников на склоне (и, соответственно, на подъемнике) больше, подниматься приходится по двум лыжным колеям, которые не всегда проходят так, как вам хочется. Лыжник легко объедет торчащий пенек или глыбу льда, пропустив ее между лыж, или сместившись далеко в сторону, на доске же совершать подобные маневры невозможно, поэтому даже опытные сноубордисты, бывает, не доезжают до верха подъема. Впрочем, если за подъемной дорожкой следят, а это все чаще встречается и в нашей стране, бугель не вызывает особых проблем.

Учиться пользоваться бугельным подъемником лучше в “лягушатниках” - там и склон положе, и скорость поменьше.

Отстегнув заднюю ногу, подойдите к месту посадки, которое, в идеале, должно быть ровным и не иметь уклона. Установите доску носом по ходу движения, заднюю ногу поставьте перед задним креплением на специальную резиновую подставку, она называется “пэдс”, следя за тем, чтобы носок или пятка ботинка не выступали за край доски, разверните корпус вполоборота назад и ждите приближающуюся “швабру” или “тарелку”. Когда она окажется на расстоянии вытянутой руки, хватайте ее и запихивайте под переднюю ногу. Гуффи это проще делать левой рукой, регулярам - правой. Дождитесь рывка, стараясь смягчить его рукой и смещением корпуса вперед. После этого перенесите вес на переднюю ногу и попробуйте расслабиться и получить удовольствие.

При движении на бугеле, почти весь ваш вес должен приходиться на переднюю ногу. Как только вы попытаетесь нагрузить заднюю ногу, доска развернется хвостом вперед и, зацепив снег передним кантом, остановится. Ваша “тарелка”, тем временем, уедет дальше, оставив вас валяться на снегу.
Наибольшие проблемы при подъеме на бугеле вызывает непопадание доски в лыжную колею, если та явно выражена, объезд препятствий, движение по выпуклым участкам (мостикам). Все это происходит потому, что при плоском ведении доски, управлять ею практически невозможно, и вас будет болтать из стороны в сторону, вслед за доской, повторяющей все изгибы рельефа. Существенно облегчить себе участь можно, если подниматься на “швабре” не в одиночку, а кем-либо еще. Это может быть ваш собрат - сноубордист, а еще лучше, если это будет лыжник или лыжница - кому как повезет. Есть такая тонкость: если на “швабре” одновременно поднимаются два человека, рывок получается сильнее, поэтому в этот момент придерживайтесь за талию соседа. Только учтите, что пока вы не набрались опыта, ваша доска может невзначай наехать на его лыжи или доску, так что лучше выбирать в напарники кого-то знакомого… Двум сноубордистам легче подниматься, если один из них гуффи (едет справа), а второй - регуляр (слева).

Проще всего подниматься на “тарелках” с изогнутой ручкой. Прямая ручка все время разворачивает вас, так как из-под ваших ног выходит не прямо вперед, а под углом. Чем меньше угол установки креплений, тем тяжелее подниматься на “тарелке” с прямой ручкой.

Если во время подъема вы потеряли равновесие, восстановить его можно с помощью свободной задней ноги (опять “самокат”!), но учтите, что самый медленный подъемник движется со скоростью, которую вы можете развить только бегом, поэтому, поставив заднюю ногу на снег, вам придется потом приложить немало усилий, чтобы вернуть ее на доску.

Если вы упали на подъеме, как можно быстрее отползайте в сторону, не пытаясь встать. Вставать будете в стороне, спокойно, не торопясь и не волнуясь, что кто-то на вас наедет.

Доехав до верха, подтяните себя вперед за ручку “швабры” или “тарелки” рукой и слезьте с подъемника. Сразу же отойдите в сторону, чтобы не мешать тем, кто поднимается после вас. Обратите внимание: в отличие от кресельного подъемника, на бугеле гуффи проще уходить вправо, регулярам - влево.

Подниматься на бугеле можно и с пристегнутой задней ногой, кому-то это даже кажется проще. Можно сэкономить массу времени на пристегивании креплений.


Дополнительно

Это краткое руководство по пользованию подъемниками бугельного типа для новичков сноубордистов. Небольшие склоны оснащены преимущественно именно бугелями (T-bar - название за рубежом), которые вызывают страх у начинающих. Существуют техники, овладев которыми, вы получите больше удовольствия от катания и ограничите себя от неприятностей на склонах.

Бугель - это подъемник наземного типа на горнолыжных курортах. Этот тип подъемника имеет стальной кабель, высоко поднятый на ряде стальных опор. От кабеля вниз спускается пилон с резиновым диском или штангой на основании (Т-образный, предназначенный для буксировки двух человек одновременно). Подъем производится по типу буксирования по трассе.

Чтобы подняться по склону вверх сноубордисты берутся за пилон, слегка натягивают его и помещают диск или штангу между ног. Вверху есть амортизатор, который плавно подтягивается и буксирует «всадника». Устанавливаются такие подъемники на трассы малой и средней длины.

Учебные горки иногда оснащены бугельными канатами или палками. За них просто берутся руками, удерживая равновесие, и едут наверх.

Второй вид подъемников наземного типа - это ленточный конвейер или «волшебный ковер». Его устанавливают на короткие спуски, предназначенные для новичков или детей. Он стоит на земле и буквально везет стоящих пассажиров. Очень удобен и не травмоопасен.

Существует еще воздушный тип подъемников: закрытого гондольного типа и открытые кресельные дороги. В отличие от бугельных они комфортнее. Устанавливаются на длинные трассы.

Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?

Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.

Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.

Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.

Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.

Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.

Упражнения, помогающие подняться на бугельном подъемнике

Есть три основных правила для уверенного подъема:

  1. правильно цепляться;
  2. уметь удерживать равновесие;
  3. определить позу стойки при буксировке, в которой будет удобно стоять и нагрузка распределиться на мышцы равномерно.

Простые упражнения помогут получению навыков правильного катания и использования T-bar:

1. Ходьба.
Техника выполнения: пристегнуть ведущую ногу, для второй зафиксировать на доске, чтобы не болтались (это важно при выполнении любого упражнения с отстегнутой ногой). Идти спокойно и ровно, стараясь смотреть впереди себя, а не на доску. На уклонах доску стоит поворачивать поперек и ставить кантом. Задача - научиться ходить с доской и смотреть вперед.

2. Плоское скольжение.
Это упражнение будет очень простым для любителей . В нем нужно будет отталкиваться одной ногой. Площадка для выполнения упражнения должна быть максимально плоской. Техника выполнения: одна нога пристегнута, а вторая приставляется после отталкивания ближе к пристегнутой. Вес распределяется над доской. Нагружать пристегнутую ногу весом не стоит, но большая часть идет на нее. Задача - свободно скользить на доске по плоскому склону.


Для этого выбирается место с небольшим уклоном, который будет иметь не глубокую впадинку. Она нужна для естественной остановки. Техника выполнения: пристегнута только одна нога. Движение начинается с верхней точки, отталкиваясь. Уверенная стойка на борде, слегка согнуты колени для лучшей амортизации. Естественная остановка во впадинке. Задача - научиться уверенно стоять при движении.

4. Техника «плоский поворот».
Начало как в третьем, но с поворотом. Поворачивать можно вперед и назад. При повороте вперед если ведущая нога левая, то поворачиваешься вправо, а если правая - влево. Задействован передний кант и идет упор пальцами ног в , пятки не приподнимаются. Техника выполнения: после приставки ноги, поворачиваешь голову и плечи в сторону поворота. Доска повернет следом. Нужно довести до автоматизма и только потом переходить на задний поворот. Техника та же, только задействован задний кант, упор идет пятками, а пальцы приподнимаются. Очень важно сохранять устойчивость.

Читайте также нашу статью о том, – заточка кантов, нанесение парафина, циклевание

Перед самостоятельным подъемом на бугеле стоит понаблюдать за тем, как поднимаются лыжники , а именно - их взаимодействие с T-bar:

  • лыжи направлены по движению подъемника;
  • штанга отправляется под ягодицы, а если диск, то между ног;
  • свободной рукой держится за пилон и начинает движение.

Правила подъема на сноуборде:

  • отстегнуть одну ногу, которой удобнее отталкиваться;
  • подкатиться к началу подъема;
  • поймать пилон и зацепить штангу за внутреннюю часть бедра ведущей ноги или диск между ног;
  • оттолкнуться и приставить ногу на доску за свободным креплением;
  • когда движение началось, равновесие не нарушено, стоит немного выпрямить обе ноги для распределения нагрузки и уменьшения напряжения мышц.

При потере равновесия, помогать свободной ногой. При падении, обязательно уйти в сторону и начать все сначала. Важно не цепляться, с надеждой остаться на бугеле, а освободить движение другим, иначе это повлечет за собой ряд неприятностей.

В конечной точке,- слегка потянуть за пилон и, освободив его от ноги, отпустить. Стоит немного откатиться в сторону, чтобы освободить место для других.

Техника безопасности: чего категорически делать нельзя

Внимание! Нельзя оставлять обе ноги пристегнутыми при использовании бугеля. Есть умельцы, которые умудряются цепляться не отстегиваясь, но для новичка - это очень опасно

При падении обязательно откатиться или отползти от линии подъема, чтобы не спровоцировать столкновение.

Нельзя переносить центр тяжести на штангу или диск бугеля, и уж тем более садиться на них. Это приведет к падению и травмам.

Это только малая часть важных требований для безопасного катания. Полный перечень запрещенных действий имеется на каждом спуске, горнолыжном курорте или учебном центре. Обязательно изучайте их - это важно!

Как научиться подниматься на бугеле сноубордисту очень наглядно показывает данный видео-урок:

Тоже интересно

Урок 5 - Подъемник

Оригинал на onboard.ru

Твои возможности возросли, тебя больше не пугает спуск с горы. А подъем? Поговорим о пользовании подъемниками.

Поднимаемся в гору

Эти замечательные приспособления делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры (выбери из этих двух названий более благозвучное), кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, следи только за тем, чтобы твой борд не упирался кантом в маску стоящего рядом немецкого лыжника. Впрочем, гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками мы остановимся более подробно.

Буксировочные подъемники

Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае ты будешь ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить тебя будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.

Детские подъемники

Трассы для начинающих, "детские" склоны чаще всего оснащаются очень медленными подъемниками с закрепленными непосредственно на тросе резинопластовыми скобами. Трос движется параллельно земле на высоте порядка одного метра. Такие устройства чаще всего называют бэби-лифтами. Начинать знакомство с работой подъемников лучше всего именно здесь. Вот общие правила.

Встань на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если ты отстегнул заднюю ногу, она послужит тебе опорой, пока ты будешь ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, тебе придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверни доску поперек склона на достаточный угол.

Смотри назад, на приближающуюся скобу.

Когда скоба поравняется с тобой, берись за нее обеими руками. Оттолкнись свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверни доску точно вверх по склону и продвинь ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае ты должен помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если ты останешься пассивным, рывок подъемника просто заставит тебя упасть вперед.

Тронувшись, поставь заднюю ногу перед задним креплением, как ты это делал на первом уроке.

Держи скобу ближе к себе, это поможет тебе сохранить равновесие.

Не сгибайся в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибай колени.

Вес твоего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.

Не зевай по сторонам, смотри вперед. При необходимости управляй доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.

Если подъемник остановился, а ты только на полпути, прими меры против соскальзывания, то есть либо выстави заднюю ногу, либо разверни доску. Стартовать придется заново.

Если ты упал, а это случается со всеми, постарайся как можно скорее покинуть дорожку подъемника.

Добравшись до вершины, не задерживайся на дорожке подъемника, отпускай скобу и соскальзывай в сторону.

Якоря и тарелки

Более серьезным сооружением является подъемник, называемый по форме буксировочных штанг "якорным", или Т-подъемником в английской терминологии. Такая штанга легко подхватывает под попки сразу пару симпатичных горнолыжниц. Пока ты начинающий, пользуйся этой штуковиной в одиночку, заводя якорь одной стороной за переднюю ногу. Позже, когда почувствуешь себя уверенно, ты сможешь подниматься на одной штанге вместе с еще одним райдером, или даже с одной из тех горнолыжниц, опершись на свою сторону якоря верхом бедра задней ноги. Есть и сугубо индивидуальная разновидность таких подъемников. На конце буксировочной штанги этих агрегатов закреплена небольшая пластиковая тарелочка, за что их и прозвали тарельчатыми. По англоязычной классификации это подъемники системы Пома. Понятно, что тарелочка предназначена для размещения между ног. Вот некоторые особенности использования Т и Пома подъемников:

Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса ты почувствуешь тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Тебе надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнись непристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгни для того, чтобы разгрузить доску.

Не усаживайся на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.

Придерживай штангу передней, а при необходимости и двумя руками.

В случае падения немедленно избавься от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойся, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда ты отпустишь ее и соскользнешь в сторону).

Не напрягайся, расслабь мышцы плечевого пояса, дыши ровно и глубоко, веди доску спокойно. Избегай энергичных закантовок.

Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит тебе просто выкатываться на дорожку подъемника. Как ты понимаешь, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, ты возьмешь в накопителе крайнюю штангу и поместишь ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что ты уже двигаешься, не создаст тебе проблем.

Не пугайся высокой скорости подъема. Ты быстро заметишь, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные закантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.

Еще быстрее освобождай дорожку в случае падения, стартовавший следом за тобой девятилетний прорайдер вполне может, наплевав на правила подъема, тренировать свои любимые трюки на штанге подъемника.

Старайся не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.

Бугельные подъемники

Теперь немного о распостраненных анахронизмах. Часто можно видеть подъемники, по виду напоминающие только что описанные, но не оборудованные никакими облегчающими жизнь приспособлениями. На небольших склонах их применение иногда оправдано. Принципы использования, разумеется, не отличаются от изложенных выше.

Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему ты будешь с помощью так называемого бугеля, брезентового (это лучший вариант) троса со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладинкой на другом.

Займи стартовую позицию возле троса.

Накинь скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, фантазии изготовителя, чаще всего подпольного, и черт знает чего еще. Правильное положение бугеля на тросе тебе подскажут аборигены.

Главная хитрость заключается в необходимости натяжения твоего брезентового троса для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяни свой трос. Зацепившись за основной трос, скоба начнет начнет движение вверх. Не накидывай бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.

Перепускай брезентовый трос, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожми руку и инициируй ногами движение доски так, как ты это делал на бэби-лифте.

Если тебе не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можешь схватиться за него свободной рукой. Но имей ввиду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.

Стабилизировав свое движение, заведи деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмись за брезентовый трос перед собой.

В случае падения немедленно отпусти бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.

Абсолютно недопустимо наматывать брезентовый трос на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Тебя подстерегают вывихи и повреждения сумок суставов кисти. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.

Поднявшись наверх, высвободи, немного не доезжая отбойника, перекладину. Собери скинутый отбойником бугель и отъезжай в сторону.

Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяни свой трос поближе к себе, а затем резко отпусти его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.

Получай удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне тебя должно радовать все, в том числе и движение вверх.

Кресельные подъемники

Использование кресельных подъемников много проще, чем буксировочных. Практически, тебе требуется только сесть в кресло подъемника внизу и покинуть его на вершине.

Займи стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.

Смотри назад, на приближающееся кресло.

Возьмись за стойку подошедшего кресла и садись.

Приподними свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.

Опусти защитную планку (если она есть).

Воспользуйся опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживай доску свободной ногой.

При приближении к верхней станции разверни доску по направлению склона и немного развернись сам на кресле. Подними защитную планку.

Оказавшись над точкой высадки, поставь доску на снег и встань.

Помести заднюю ногу перед задним креплением и скатись в сторону.

На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.

Конечно, на кресельных подъемниках возможен подъем с обеими пристегнутыми ногами, и даже подъем с доской в руках (не забывай про лиш). Следуй правилам данного склона, решай сам, что удобнее для тебя.

Итак, теперь ты умеешь и съезжать вниз, и подниматься вверх. На следующем уроке мы начнем разговор о технике эффективного катания на доске.

Как пользоваться подъемниками

Горнолыжные подъемники открывают дорогу в горы. Подниматься в гору пешком тяжело и долго, поэтому чем быстрее Вы научитесь пользоваться подъемниками, тем больше километров сможете проехать и тем быстрее научитесь кататься. Поначалу использование подъемниками может показаться сложным, но Вы быстро научитесь.

Буксировочные подъемники

Скорее всего самый первый встретившийся Вам на культурных склонах подъемник будет буксировочного типа. Наиболее распространены буксировочные подъемники Т-типа, называемые "швабрами" за свой внешний вид.
Буксировочный подъемник представляет из себя непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (вариант, показанный выше на фотографии). В случае кнопочного подъемника тарелки прикреплены подпружиненным шнуром, на некоторых вариантах - просто закреплены на конце шеста. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.

Берем буксир
Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Об этом вам скажет оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!


Возьмите шест и включите переключатель

Подъем
Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас.

Сходим с подъемника
Следите за сигналами, предупреждающими о конце подъема. Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника.


Не спешите, оцените обстановку.


Когда вы приехали, отпустите шест и быстро освободите дорогу.

Особенности
У некоторых подъемников очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу.
Дети и очень легкие взрослые. На старых подъемниках дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от земли... Может случиться по разному - поворот на 360 градусов вполне безопасен, а на 90 градусов - нет. Единственный путь - попытаться дотянуться до снега хотя бы задниками лыж, и надеяться на благополучное приземление. Такое случается исключительно редко, и никогда не случается на современных подъемниках.

Подъемники Т-типа

Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква "T", прикрепленная к тросу за ножку (швабра). Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем. Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются.


Постарайтесь найти партнера примерно Вашего веса.


Повернитесь, чтобы ухватиться за основание перекладины.

Садимся
Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину.

Движение
Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это ваш партнер, а не противник.

Сходим
Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне.
Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она может завертеться и ударить кого-нибудь, пока ее трос сматывается в крепление. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее.

Советы
Постарайтесь подобрать партнера с такой же широкой задницей, как Ваша. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу. Наклонитесь к плечу Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое.

Отпускайте перекладину осторожно

Кресельные подъемники
Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный способ подъема на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла обычно двух, трех, или четырехместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они стремительно двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.

Садимся
Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу - сели идеально. Опустите страхующую перекладину, как только сиденье сойдет с платформы. Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.

После посадки держите палки аккуратно.

Выходим
Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас поясная сумка или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснуться снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.

Наклонитесь вперед и оттолкнитесь, когда лыжи коснуться снега

Кабины на тросе, фуникулеры и прочее

Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки.

Распространенный в России тип подъемников - бугельные "с крючком"
Бугель - это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, представляющему собой иногда весьма причудливую конструкцию, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого - для облегчения подъема - существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками или, с появлением опыта, которую можно просунуть между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки. Совет один: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Обычно далеко не у всех это получается с первого раза, так что не расстраивайтесь и повторяйте попытки - получится, и довольно быстро.

Хорошо, когда на горнолыжном курорте есть кресельный подъемник. Достаточно просто сеть, расслабиться и крепко держать свое оборудование, чтобы оно случайно не улетело вниз. На самом деле, подобное случается не так уж редко. Внимательно присмотритесь, и вы наверняка станете замечать то тут, то там лыжные палки, одиноко лежащие прямо под подъемником.

Однако на многих курортах и небольших базах чаще работают бугельные подъемники, требующие от вас определенных навыков. Новичкам достаточно сложно дается их освоение. Но, как говорится, бугеля бояться - по склонам не кататься.

Как устроен бугельный подъемник?

Установка представляет собой кольцевую систему с натянутым тросом. Ее поддерживают опоры, установленные примерно на расстоянии 2 метров друг от друга. На нижней и верхней точках установлены двигатели. Задача лыжника или сноубордиста - на старте ухватиться за буксировочную штангу. В теории все просто, однако на практике падают все: кто-то в начале подъема, кто-то на полпути.

Виды бугельных подъемников

Подъемники различаются по форме штанги. Выделяют два основных вида:

  • Якорные (в простонародье - «швабра»).
  • Тарельчатые («тарелка»).

Особых отличий в практическом плане нет, однако подниматься на «швабре» немного удобнее.


Как научиться подниматься на бугеле

Без определенных навыков катания не стоит спешить. Поднимаясь на бугеле, вам все равно придется удерживать равновесие и следить за дорогой. Лыжникам важно удерживать ноги вместе направленными четко носками вперед. Сноубордистам тоже полностью расслабиться не получится. Нужно следить на тем, чтобы не зацепиться кантом и в случае необходимости объезжать мелкие препятствия в виде камней или бугров.

Зачастую сноубордисты поднимаются с пристегнутой одной ногой. Это должна быть ваша ведущая нога . Та, которой удобнее «рулить». То есть та, которая будет спереди. Однако сначала лучше осваивать бугель с двумя пристегнутыми к доске ногами, это дает как минимум больше уверенности. Как в таком случае подобраться к точке старта? Посмотрите, как это делают другие райдеры. Большинство забавно допрыгивают. Чтобы этого не делать, можно просто поросить работника подъемника подкатить вас в нужную точку.

Тянуться за бугелем не следует, иначе можете потерять равновесие. Подождите еще пару секунд и возьмитесь за штангу только тогда, когда она будет чуть ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. Приготовьтесь к рывку. Именно в этот момент многие теряют равновесие и падают. Если это произошло, сразу отпустите бугель, отползите в сторону, а затем возвращайтесь на старт. Не надо держаться за «швабру» или «тарелку» так, словно от этого зависит ваша жизнь.

Распространенная ошибка - пытаться сесть на бугель. Не следует так делать, потому что это буксир, а не сиденье. Тянуть трос тоже не нужно. Просто смотрите вперед и следите за равновесием. Напрягать руки не нужно. Придерживайте штангу без прикладывания лишних усилий.

Сноубордистам нужно немного сместить центр тяжести на ведущую ногу. Если нагрузить заднюю, доска начнет разворачиваться, приближая момент близкой встречи райдера со снегом. Также не нужно пытаться встать на кант. В идеале доска должна скользить ровно на «брюхе».