Следование принципам ямы и ниямы. Базовые принципы йоги - яма и нияма

В Йога-сутрах Патанджали сказано, что Яма и Нияма - это две первые ступени йоги. Они предшествуют асанам. Давайте разберёмся почему.

К сожалению, большинство людей, практикующих йогу, хотя что-то слышали об этических нормах, содержащихся в Яме и Нияме, не обращают на них внимания. Воспринимают их как какую-то древность и сразу бросаются делать асаны, стремясь скорей начать получать плоды йоги. Это хорошо знакомый нам всем синдром школьника, стремящегося поскорей закончить школу, да и институт заодно, чтобы начать зарабатывать. Если следовать ему, то нужно вместо асан сразу переходить к пранаямам, дышать ведь мы умеем… Или далее - к пратьяхаре, к дхаране, или к дхиане, так как чувствовать и мыслить вроде как тоже уже умеем.

Кстати, любопытно, что каждая следующая ступень йоги на первый взгляд кажется проще предыдущей. Согласитесь, что придерживаться определенных этических принципов сложней, чем выполнять асаны (в понимании Патанджали). А выполнять асаны сложней, чем дышать в пранаяме. Что-же касается медитации, то это даже проще, чем дышать определенным образом. Поэтому убежать вперёд очень соблазнительно.

«Современный» путь йоги

Это не длинный, восьмеричный по Патанджали, но сокращенный путь. Ведь 21 век на дворе

  1. Я не люблю нотаций и не следую правилам, которые не понимаю. Хочу быть крутым йогом, изменить жизнь моментально, поэтому буду сразу самадхи практиковать! Войду в блаженство и буду в нём пребывать. Мужик сказал - мужик сделал. И сразу столкнулся с проблемой: мысли всякие в голову лезут, отвлекают…
  2. Ладно, раз самадхи не идёт, придётся заняться пранаямой, чтобы успокоить свои мысли. Сяду и буду делать анулома-вилому. Только вот очередная незадача - попробовал, 15 минут продышивался, а мысли не успокоились. К тому-же тело начало ныть, ноги затекли и спина устала…
  3. Хммм… Видимо, придётся мне, как всем, заняться асанами. Не хочется ввязываться в столь длинную историю, но ничего не поделаешь. Нужно проработать область таза, чтобы в лотос садиться. Ах да - ещё позвоночник выпрямить и укрепить, чтобы осанку исправить. Куплю абонемент в йога-центр. Там всему научат - и асанам, и пранаяме, и медитации…
  4. Пол года спустя…Мои мысли - всё те-же табуны неуправляемых скакунов. Гибкость в теле появляется, но после недельного перерыва в занятиях куда-то уходит. Думаю, обман это всё. Лучше танцами займусь, там хоть веселей.
Вопрос - что было упущено?

Правильный ответ - первые ступени йоги - Яма и Нияма. Дело в том, что именно нарушение правил гармоничного поведения по отношению к себе и к окружающим людям как раз и приводит к зажатостям в теле, а также к неуправляемым мыслям. Более того, каждая проблема в асанах связана с каким-либо нарушением правил Ямы и Ниямы, и явно на это указывает.

Предлагаю выполнить практику

Что такое нарушение правил Ямы и Ниямы проще понять, опираясь на собственные переживания, чем на книжные мудрости. Для этого выполните простую практику:

  1. Освежите в памяти список правил и их значения (см. ниже).
  2. Сядьте в медитативную позу и сконцентрируйтесь на состоянии, необходимом для выполнения асан йоги, - ясности, чистоты, пустоты.
  3. Заметьте когда вы вылетите из этого состояния (это произойдёт очень скоро) и обратите внимание на то, что за ситуация всплыла в памяти или что за внутренний диалог начался.
  4. Подумайте, с нарушением какого правила Ямы или Ниямы связано это состояние. Как правило эта связь очевидна.
Итак, что мы имеем? Час от часу не легче. Какие-то образы, ситуации, голоса в голове…

Чтобы разобраться в этом явлении глубже, прежде всего необходимо понять, что речь идёт об энергии. Попробуйте вспомнить что-то приятное - отпуск, свидание с любимым человеком, встречу с друзьями. Почувствовали душевное тепло и расслабление? Это говорит о наполнении энергией. А теперь вспомните то, что проявилось во время только что выполненного задания. Скорей всего вы заметили, что тело напряглось, что появилось ощущение опустошенности или оттока энергии из какой-то области тела. А может быть вы обнаружили чувство агрессии или обиды или какую-то другую негативную эмоцию - это можно рассматривать как приток деструктивной энергии, которая вас разрушает.

Так вот, характерно, что когда вы занимаетесь йогой, то есть практикуете асаны, вы часто погружаетесь именно в такие деструктивные состояния. Это и понятно: при натяжении мышцы в ней разблокируется энергия, которая была зажата в какой-то проблемной ситуации в прошлом, связанном с нарушением какого-либо правила Ямы или Ниямы. Таким образом, выполняя асаны, вы практически опутываете себя проводами по которым куда-то перетекает энергия. Качество, количество и направление перетекающей энергии напрямую связано с тем, как вы нарушаете или выполняете правила Ямы и Ниямы.

Выход

Для того чтобы практика йоги приносила ожидаемые вами плоды, необходимо обратить пристальное внимание на эти две первые ступени йоги. И как обычно я рекомендую вам:

  1. Следовать своему естеству. То есть не фокусироваться только на Яме и Нияме, но делать то, что вам хочется - например, практиковать асаны или пранаяму или медитацию.
  2. Выполняя эти практики, фиксируйте свои «улёты» из правильного состояния йоги куда-то ещё (в каком месте и времени вы оказались, с кем общаетесь, в каком состоянии…)
  3. После чего в аналитической медитации разбирайте каждую такую ситуацию, с целью выяснения того, какое правило Ямы или Ниямы было нарушено, и как необходимо было поступить. Критерий правильного ответа очень прост - у вас должно возникнуть ощущение наполненности энергией, приход гармоничного состояния (чувства любви, радости, блаженства).
  4. И далее в подобных жизненных ситуациях вам необходимо закреплять новую форму поведения.
Благодаря этой практике гармоничного выполнения правил Ямы и Ниямы у вас ускорится прогресс в асанах. Ведь если при натяжении какой-то мышцы произошло высвобождение заблокированной энергии, и на волне этой энергии вы куда-то перенеслись, но сохранив осознанность смогли увидеть своё нарушение, связанное с мышечным блоком, а также найти гармоничную форму поведения, то впредь вы сможете поступать по-новому, и мышечный зажим не вернётся. Иначе, вскоре после занятия, вы допустите те же самые нарушения и обнаружите своё тело в знакомом «деревянном» состоянии.

Конечно, тут есть много нюансов. Но начните практиковать то, что я предложил, и это решит ваши основные проблемы. Вы быстрее будете осваивать асаны и развиваться в йоге. Далее постепенно вам будут открываться более тонкие задачи следования по этому пути…

Итак кратко напоминаю правила:

ЯМА

  • Ахимса - ненасилие, непричинение вреда;
  • Сатья - правдивость, возжержание от лжи и самообмана;
  • Астея - честность, неприсвоение чужого (неворовство);
  • Брахмачарья - воздержание; контроль похоти, нераспущенность;
  • Апариграха - нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
НИЯМА
  • Шауча - чистота на уровне тела, речи и ума;
  • Сантоша - удовлетворённость настоящим, скромность, оптимизм;
  • Тапас - самодисциплина, аскетизм, усердие в духовной практике;
  • Свадхьяя - самопознание, изучение духовной и научной литературы, самообразование, формирование культуры мышления;
  • Ишвара-пранидхана - смирение, принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели жизни.
Не пропусти месячный онлайн-курс «12 шагов тантры» . Трижды в неделю занятия тантрой со специальными практиками и заданиями, плюс ежедневная йога, плюс раз в неделю вебинары. Пройдя этот курс ты выйдешь за границы привычных представлений о себе и о мире!

Сергей Замковой, психолог, более 15 лет активно практикует йогу. Сформировал собственную систему обучения, объединяющую традиционный подход йоги с современными идеями психосоматики. Рассматривает йогу как инструмент личностного роста и улучшения качества жизни.

Как отмечают учителя, одно из самых важных, что необходимо освоить прежде, чем приступить к освоению асан и пранаямы - освоить и опустить на уровень сердца принципы Ямы и Ниямы. Это морально-этические принципы, описанные в Хатха-йоге Прадипики. Они являются двумя первыми ступени на пути развития человека. Эти положения не следует понимать догматически, но следует помнить - что практикуя различные эзотерические техники, человек, не соблюдающий определенные принципы, может быть раздавлен своими собственными, все возрастающими силами.

"Яма" означает "контроль, управление".

Практикуя Яму, мы берем под контроль действия по отношению к миру. Вот пять ограничений:

1) Ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку в мире;

2) Сатья - отказ от лжи, в первую очередь от самообмана;

3) Астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;

4) Брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям;

5) Апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний. Полная самодостаточность, готовность всегда расчитывать только на свои силы.

"Нияма" означает "саморегуляция".

Не владея саморегуляцией, нельзя достичь более высоких состояний сознания. Пять правил:

1) Шаоча - означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды а так же чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека;

2) Сантоша - спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;

3) Тапах - постоянная, упорная тренировка;

4) Свадхьяя - Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;

5) Ишвара Пранидхана - смирение и принятие истинной иерархической структуры мира.

Учителя обещают самое быстрое развитие после того как мы пройдем и осознаем принципы Ямы и Ниямы. И только после этого следует переходить к следующим этапам развития:


Яма - универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса - ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья - правдивость в словах и помыслах; астейя - не стяжательство, скромность; апариграха - бескорыстие; брахмачарья - стремленние к добру.
Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча - поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша - внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас - усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя - изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана - преданность Богу, устремление ума за границы личности.
Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием.
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
Дхьяна - медитация.
Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени - это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.

Каждый, кто решился изучать йогу, должен следовать нравственным принципам яма и нияма, — первых двух ступеней в практике йоги на пути своего развития. Практикуя хатха-йогу, аштанга-йогу или другие виды йоги, но не соблюдая предписания ямы и ниямы (и даже не пытаясь их соблюдать), человек не может считаться йогом, и по сути можно сказать, что йоги нет в его жизни.

10 форм ямы

1) Ахимса — непричинение вреда всем живым существам не только своими действиями, но даже мысленно.

2) Сатья — правдивость речи, но также мыслей.

3) Астея — неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Это значит, что нужно освободить ум на посягательство любой собственности другого живого существа, не только материального характера (время, внимание, заслуги).

4) Брахмачарья — контроль над своими чувственными желаниями, особенно над сексуальными. Сохранение как физической, так и умственной энергии.

5) Кшама – милосердие, прощение недостатков и вины других, терпение. Недопустимы обиды или жажда возмездия. Лучше отвечать добром за причиненное зло.

6) Дхрити — стойкость в любых обстоятельствах. Нужно развивать в себе силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные обстоятельства и трудности. Никогда нельзя падать духом и сомневаться, но неуклонно продвигаться по выбранному пути.

7) Дайя — сострадание ко всем живым существам, находящимся в беде и реальная помощь им.

8) Арджава – простота, честность. Внешняя жизнь не должна расходиться с внутренней.

9) Митахара – умеренный аппетит. Еда должна выполнять функцию поддержания тела, а не для удовольствия и удовлетворения желаний.

10) Шауча – чистота тела и ума. Регулярное омовение, питье чистой воды, принятие чистой еды, чистый воздух и чистое окружение, необходимая гигиена, забота о здоровье, чистые эмоции, чистые желания, чистый ум.

10 форм ниямы

1) Тапас – практика аскетизма. Самодисциплина, обуздание тела, пост и другие ограничения.

2) Сантоша — удовлетворенность тем, что уже имеется и благодарность за это.

3) Астикая — вера в Гуру, в традиции, во все, что помогает на духовном пути.

4) Дана — пожертвование. Жертвование на храмы, бедным и обделенным, тем, у кого меньше возможностей.

5) Ишвара-пуджана — ежедневное почитание божества с преданностью и любовью, выполняемое в предписанных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в себя непрерывное размышление о Господе, постоянное вспоминание о Нем.

6) Сиддханта-вакья-шравана – регулярное изучение священных писаний, общение с учителями и людьми, достигшими высокой духовной реализации.

7) Хри — чувство раскаяния и угрызений совести за совершенные ошибки.

8) Мати — развитие остроты разума и глубокого понимания духовных ценностей в жизни. Ум должен быть рассудительным и открытым для истины.

9) Джапа — повторение божественного имени с глубокой преданностью.

10) Хома – практика ежедневного жертвоприношения. Регулярное предложение божеству еды, питья и других подношений.

Яма и нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования.

Яма в индуистской мифологии был первым человеком, который умер, впоследствии став богом царства мертвых. Он встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место. 5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.

Ямы являются аналогами смертных грехов в христианстве. Любая религиозная и духовная традиция говорит об этих же правилах, указывая людям путь к счастливой жизни.

  • Правило первое – «Ахимса » - запрет на причинение вреда, насилие, убийство;
  • Правило второе – «Брахмачарья » - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.
  • Правило третье – «Астея » - неворовство, запрет на присвоение чужого.
  • Правило четвертое – «Сатья » - искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
  • Правило пятое – «Апариграха » - не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать.

Это очень простые и понятные правила. Самое интересное то, что многие люди интуитивно, на подсознательном уровне, понимают их, и если задаться вопросом о причинах этого внутреннего закона, почти все говорят, что так поступать нехорошо, не по-человечески и чувствуют, что нарушение этих правил таит в себе какую-то опасность.

На занятиях подробно обсуждается и разбирается каждая ступень ямы, выявляется психологическая подоплека как соблюдения, так и нарушения этих правил, проводятся аналогии с тонкими телами человека и выявляется их связь с совестью. Отсюда видно, что бывает с человеком, как изменяется его характер и как складывается его судьба, если он по какой-то причине начинает нарушать правила ямы. Несомненно, полное понимание приходит тогда, когда человек хорошо все изучит на собственном опыте, размышляя над законами жизни.

Нияма – вторая ступень йоги. Это наоборот указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.

  • Правило первое – «Шауча » - соблюдение внешней и внутренней чистоты.
  • Правило второе – «Сантоша » - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
  • Правило третье – «Тапас » - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
  • Правило четвертое – «Свадхиайя » - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
  • Правило пятое – «Ишвара Пранидхана » - посвящение себя и своих дел Богу.

Если человек всем сердцем осознал необходимость соблюдения ямы, он сам естественным образом приходит к пониманию и осуществлению ниямы, в правилах которой красной нитью проходит необходимость к самодисциплине. И это та основа, тот фундамент, построив который можно переходить к следующим ступеням.

Правила ямы и ниямы не есть то, о чем следует один раз подумать и забыть. Это то, что нужно соблюдать всю жизнь, независимо от того, насколько серьезно вы занимаетесь йогой, являетесь приверженцем той или иной религии, независимо от рода занятий, пола и возраста. Безусловно, никто не будет насильно человека заставлять об этом думать и исполнять, хотя многие уголовные кодексы предписывают соблюдать похожие правила.

Но суть в том, что сама Вселенная, родив жизнь в теле человека, дала указания, законы человеческой жизни. Пророки, Великие Учителя сумели услышать это и донести до людей в форме религий, духовных традиций.

Стараясь выполнять эти правила, мы очищаем свою душу, делаем свою жизнь легче и приятнее, а мир вокруг нас, откликаясь, дает новые пути для творчества.