Техника метания гранаты в цель. Метание гранаты, копья и мяча

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25–40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

21. Метание мяча изученными способами по «коридору», ширина «коридора» 10 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Совершенствование техники

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Специальные бросковые упражнения

1. Ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок выполняется вперед-вверх в цель при пружинистой работе ног, разгибанием туловища и захлестом предплечьями и кистями.

2. То же из и.п. стоя в шаге.

3. Тот же бросок с постановкой левой ноги на грунт из и.п. стоя на слегка согнутой правой ноге, мяч за головой.

4. Метание тяжелых снарядов с трех шагов.

5. Стоя в шаге, в руках блин от штанги. Выполнить замах вправо-вниз-назад, занять положение натянутого лука.

6. Стоя в шаге, в правой руке гантель или предмет (весом 1–2 кг). Выполнить замах вперед-вниз-назад, обращая внимание на поворотное движение правого бедра влево.

7. Стоя в шаге, в правой руке ядро (предмет 1–2 кг). Выполнить замах и метнуть его в цель.

8. Метание тяжелых снарядов с трех шагов и с подбега.

9. Дыхательная гимнастикадиафрагмальное дыхание без задействования межреберных мышц.

С ростом спортивного мастерства количество имитационных упражнений, направленных на отработку отдельных элементов техники, значительно сокращается. Следовательно, увеличивается число упражнений целостного характера, выполняемых в движении с соревновательной скоростью.

Места для проведения соревнований

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.


Метание гранаты ГД (на дальность)

Метание гранат на дальность производится с разбега или с места учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты – 600 г. Для метания участнику дается 3-и гранаты, которые предоставляются участнику судьями на месте метания.

Форма одежды № 4 (полевая) с автоматом в руке. Разрешается расстегнуть воротник и ослабить поясной ремень. Головной убор снимать не разрешается. Можно использовать ремень автомата, не отстегивая его от оружия.

Метание производится от планки или линии длиной 4 м и шириной 7 см по коридору шириной 10 м. Планка укрепляется заподлицо с грунтом дорожки для разбега и окрашивается в белый цвет. По концам её устанавливаются цветные флажки и указатели.

Коридор размечается параллельными белыми линиями, которые проводятся через 5 м, начиная с 40 м. По обоим концам линий устанавливаются указатели с цифрами, которые показывают расстояние от планки. Ширина боковых линий не входит в границы коридора.

Дорожка для разбега должна быть плотной. Ширина дорожки не менее 1,25 м, длина – 25 – 30 м. На последних 6 – 8 метрах перед планкой дорожка расширяется до 4 м.

Определение результатов

Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть», которую он произносит, если граната упала в границах коридора, а участник не нарушил правил метания и после броска принял устойчивое положение. Команду «Есть» судья сопровождает поднятием флажка вверх, что является сигналом для судей-измерителей и дает им право отметить результат.

При нарушении правил метания старший судья произносит команду «Нет» и одновременно производит отмашку флажком, опущенным вниз.

Попытка считается неудавшейся, если участник:

  • в момент броска или после него коснется какой-либо частью тела, обмундирования или автомата грунта за планкой;
  • наступит на планку или заденет ее сверху; выпустит во время разбега (размахивания) гранату, которая упадет впереди планки. Случайное падение гранаты в секторе для метания (до планки) ошибкой не считается;
  • выйдет через планку вперед после броска до команды «Есть». Бросок не засчитывается также, если граната упала вне коридора.

След, оставленный гранатой после падения ее в коридор, отмечается колышком с номером. Колышек ставится на ближайшую к планке точку следа.

Измерение производится рулеткой от колышка по линии перпендикулярной планке. При измерении нулевая отметка рулетки прикладывается к колышку. Результат определяется с точностью до 1 см.

Измерение производится после совершения всех трех бросков. В протокол записывается только результат лучшего броска.

В случае равенства результата у двоих и более участников им дают одинаковые места. Последующие места при этом не сдвигаются. Участникам, показавшим одинаковые результаты и претендующим на звание победителя состязаний, предоставляется дополнительно по три броска.

Метание гранаты ГТ (на точность)

Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й – 1,5 м; 3-й – 2,5 м.

Первый круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флаг размером 15х20 см, высота – 30 см от земли.

Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входи в размер меньшего круга.

Форма одежды в метании гранат на точность такая же, как при метании гранат на дальность.

Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.

Каждому участнику разрешается три пробных и пятнадцать зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных – 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.

Правила метания и критерии оценки попытки аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность. Размеры сектора аналогичны размерам сектора для метания гранат на дальность.

При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.

Броски при попадании гранаты в цель оцениваются:
1-й круг (центральный) – 115 очков;
2-й круг – 75 очков;
3-й круг – 45 очков.

Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков.

В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.

Личное первенство определяется по наибольшей сумме набранных очков. При равенстве очков лучшее место определяется участнику, который имеет больше попаданий в 1-й круг, затем – 2-й, 3-й.

Командный зачет определяется по среднему результату от общей суммы очков зачетных участников.

Особое место при изучении техники метания должно занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами.

1. Ознакомление с техникой метания гранаты.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

2. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. Гранату держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.

3. Обучить метанию гранаты с места.

К метанию гранаты с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • - имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут, закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • - метание малого мяча (набивного мяча) в стенку из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • - стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решётку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • - метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
  • 4. Обучить метанию с бросковых шагов.

Для решения поставленной задачи целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • - метание гранаты с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • - имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • - выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • - метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12м от линии броска.
  • 5. Обучить технике выполнения разбега и отведения гранаты.

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

  • - Метание с 4 босковых шагов с отведением гранаты на 2 шага способом «прямо-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • - Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • 6. Обучить технике метания гранаты с полного разбега.

Для этого применяются следующие упражнения:

  • - Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты;
  • - То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • - То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.

7. Совершенствование техники метания гранаты.

Для совершенствования техники метания гранаты необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физических качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого и плечевого суставов.

Метание надо выполнять с ходу, без остановки.

После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).

По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.

Наклон туловища назад и отведение руки выполняется уже с большим переносом тяжести тела на правую ногу.

Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей руки.

При изучении финального усилия надо обратить внимание на прохождение через положение «натянутого лука» с выведением локтя назад.

Итак, во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.

Метане гранаты (или другого снаряда, например, мяча) один из наиболее распространенных нормативов в сдаче комплекса ГТО. Метанию гранаты может научиться практически любой человек, наилучшего результата можно достичь, соблюдая все правила техники метания гранаты .

Итак, для того чтобы достичь высокого результата при метании гранаты , метателю надо выбрать наилучший захват гранаты, исходя при этом из своих индивидуальных особенностей. Таких, как: длины пальцев, силы кисти, подвижности суставов и др. Его сущность заключается в том, чтобы обеспечивать надежность держания гранаты в момент подготовки к метанию, а также в увеличении рычага. При котором, центр тяжести гранаты , занимал бы довольно-таки высокое положение в руке метателя.

Разбег

Подготовка к финальному усилию (отведение снаряда и обгон снаряда) 2 способа отведения: прямо назад и дугой вперед вниз назад.

Финальное усилие

Держание гранаты . При метании гранаты очень важно правильно ее держать, дальность броска напрямую зависит от этой, казалось бы, мелочи. Граната держится за ручку, захватывая ее четырьмя пальцами. Мизинец сгибается и упирается в основание ручки, большой палец придерживает гранату не по кольцу, а вдоль ее оси. Держится граната за дальний конец ручки, что позволяет увеличить длину рычага.

Предварительный разбег начинается от старта до кон­трольной отметки, приобретая оптимальную скорость разбега, и составляет 10- 14 беговых шагов. Отведение гранаты начинается с момента постановки ле­вой ноги на контрольную отметку.

Заключительная часть разбега состоит из двух пос­ледних шагов перед финальным усилием: 1) «скрестный» шаг и 2) постановка ноги в упор. Техника «скрестного» шага - это вы­нужденная техника после отведения гранаты. Метатель находится боком к направлению метания и вынужден делать мощный и бы­стрый «скрестный» шаг с целью обогнать ногами таз и плечи.

Финальное усилие. После постановки левой ноги в упор, когда началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз про­должает движение вперед -вверх через прямую левую ногу. Пра­вая нога, распрямляясь в коленном суставе, толкает тазобедрен­ный сустав вперед-вверх. Плечи и правая рука отстают и нахо­дятся за проекцией ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону, растягивая мышцы груди, левое плечо ухо­дит назад. плечи активно двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе, находится сзади. локоть движется вперед-вверх. После прохождения кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суста­ве, направляя гранату под определенным углом. Затем выполняется хлестообразное движение кистью, происходит отрыв гранаты от руки.

Торможение. После выпуска снаряда спортсмен продолжает дви­жение вперед, и ему необходимо остановиться для того, чтобы не заступить за линию броска. При этом метатель выполняет пере­скок с левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводит плечи назад, помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую ногу в финальном усилии ставить за 1,5 - 2 м от линии броска (в зависимости от скорости разбега и квалифика­ции спортсмена).

Какие общеразвивающие упражнения нужно выполнять,
чтобы совершенствовать умение метать гранату?

Метание ручной гранаты на дальность можно выполнять стоя с места, в движении, с колена, из положения лежа. В учебно-боевых условиях эти способы метания применяются в атаке, из-за невысоких укрытий, из траншеи, люка танка.

Суть метания гранаты состоит в мощной работе мышц, с предварительно растянутого состояния, в момент, когда тело метателя занимает положение будто бы растянутого для стрельбы лука (ил. 1).

Во время метания с места это происходит в момент размаха (поворота туловища с одновременным отводом руки с гранатой назад), во время метания в движении - в конце разбега. Максимальная дальность броска наблюдается при угле вылета гранаты 42-45°.

Ил. 1. Схема положения «натянутого лука»

Помните, что при угле вылета менее 40° в результате меньшей высоты траектории дальность полета уменьшается. И, наконец, при угле вылета более 45° в результате быстрой потери скорости дальность полета уменьшается значительно больше.

Наступательные и оборонительные гранаты необходимо держать в руке запалом вверх так, чтобы большой, первый, второй и третий пальцы плотно охватывали ее корпус, а мизинец упирался в дно гранаты. Спусковой рычаг запала прижимается к ладони в области большого пальца (ил. 2).

Ил. 2. Способы держания гранаты при метании на дальность

Правильность держания автомата определяет результат броска гранаты в цель и на дальность. Оружие в руке не должно мешать разбегу, отводу гранаты с рукой, выполнению броска и остановке. Пальцы левой руки крепко охватывают автомат немного выше прицельной планки. Ремень предварительно подтягивают и наматывают на магазин (ил. 3). Рука с автоматом свободно опущена вниз, оружие стволом наклонено слегка вперед-вверх.

Ил. 3. Способы держания автомата при метании гранаты на дальность

Метание гранаты стоя с места применяется во всех случаях, когда обстановка позволяет подняться в полный рост. При этом способе достигается наиболее точное поражение цели на расстоянии 35-45 м. В технике исполнения существует два способа замаха: «вверх-назад» и «вниз-назад». Метание гранаты с замахом по дуге вверх-назад является более эффективным для точного поражения цели.

Для броска гранаты с замахом верх-назад стать лицом в сторону цели. Правая рука с гранатой согнута в локте перед грудью. Левая рука с автоматом опущена вниз. Отставляя назад правую слегка согнутую ногу, развернутую носком наружу, перенести на нее тяжесть тела. Отвести руку с гранатой вверх-назад и прогнуться в пояснице. Плечи развернуть вправо. Левая рука с автоматом, слегка согнутая в локте, занимает положение перед грудью. Замах выполняется свободным плавным движением.

Активным толчком выпрямить правую ногу в коленном и голеностопном суставах и повернуться в сторону цели. Рука с гранатой должна находиться примерно на линии средней части туловища, чуть выше лопаток. Перенося вес тела на левую ногу, вывести локоть, выбрасывая руку вперед-вверх, и с одновременным разгибанием ее в локтевом суставе быстрым захлестывающим движением кисти метнуть гранату в цель (ил. 4). Левая рука с автоматом идет назад-вниз и прижимается плечом к боку, словно фиксируя корпус в плоскости метания, не позволяя ему разворачиваться влево. После броска гранаты туловище продолжает немного двигаться вперед. Для удержания его от падения вес тела переносится на выставленную вперед правую ногу.

Ил. 4. Метание гранаты вверх-назад стоя с места:
а - приготовление к метанию гранаты; б - замах для броска гранаты; в - бросок гранаты

Метание гранаты с замахом вниз-назад выполняется из исходного положения, стоя лицом к цели. Правая рука полусогнута в локте перед грудью, оружие - в левой руке, стволом вперед, опущено вниз. Отставляя правую ногу назад носком вправо и сгибая ее в колене (или выставляя левую вперед), развернуть корпус вправо и перенести тяжесть тела на согнутую в колене правую ногу. Одновременно плавным движением провести замах, отведя правую руку с гранатой по дуге вниз-назад. В конечном положении замаха рука должна быть выпрямлена, расслаблена и направлена пальцами вверх. Автомат в левой руке движется к пряжке пояса, способствуя повороту туловища вправо. В момент выполнения замаха смотреть на цель (ил. 5). Следующая фаза метания выполняется аналогично технике метания гранаты с замахом вверх-назад.

Ил. 5. Метание гранаты стоя с места с замахом по дуге вниз-назад

Метание гранаты в движении (с разбега) выполняется в атаке, а также в тех случаях, когда ее необходимо метнуть на максимальное расстояние, если местность позволяет сделать разбег. Разбег может проводиться тремя шагами, а для достижения большей дальности - в несколько шагов.

При метании гранаты, выполняемого с разбега в три шага, с исходного положения (строевая стойка, оружие в левой руке) сделать быстрый шаг вперед левой ногой, одновременно начать замах, опуская правую руку с гранатой вперед-вниз. Во время следующего шага правой ногой продолжить замах, отведя руку назад, с одновременным поворотом корпуса вправо. Выставляя левую ногу в направлении цели на носок и одновременно сгибая в колене правую ногу, закончить поворот корпуса и замах. Используя скорость, полученную во время разбега, и, вкладывая в бросок последовательно силу корпуса и руки, бросить в цель гранату, пронося ее над плечом. Оружие при замахе подается чуть влево-назад (ил. 6).

Ил. 6. Метание гранаты в движении:
а - приготовление для метания гранаты; б, в - замах для броска гранаты; г - бросок гранаты

При необходимости метнуть фанату как можно дальше разбег следует выполнять с 10-12 шагов. Замах и бросок при этом выполняются на последних трех шагах.

При метании гранаты на дальность с оружием в руке наиболее характерны следующие ошибки:

  • а) делают слишком длинный разбег;
  • б) не используют разбег, гранату метают с места;
  • в) слишком большая скорость в начальной части разбега,
  • г) недостаточно уделяют внимания второму бросковому шагу, который связывает разбег с броском;
  • д) при выполнении скрестного шага чересчур сгибают руку с гранатой в локте, что уменьшает силу броска;
  • е) в момент броска преждевременно отрывают правую ногу от почвы, что уменьшает силу броска.

Метание гранаты с колена используется для поражения целей на расстоянии до 30 м из-за невысоких укрытий (воронки, рва, разрушенных стен и т. п.), обычно после стрельбы с колена.

Из положения «стрельба с колена» положить автомат перед собой (или удерживая его в левой руке), приготовить гранату для метания. Разворачивая корпус вправо и отклоняясь назад, широким плавным движением вниз и назад выполнить замах. Левая нога при этом слегка разгибается в колене и разворачивается носком и коленом внутрь. Приподнимаясь с пятки правой ноги и прогибаясь в пояснице, быстро развернуть туловище грудью в сторону цели. Последовательно отталкиваясь носком и коленом правой ноги и подавая таз вперед-вверх, метнуть гранату в цель. В момент выпуска гранаты из руки туловище, сгибаясь в пояснице, наклоняется к левой ноге (ил. 7). Сразу же за броском быстро принимается положение готовности к стрельбе.

Ил. 7. Метание гранаты с колена

Метание гранаты из положения лежа используется при ведении огня из этого положения или после скрытого приближения к врагу на дистанцию метания.

Для метания гранаты из этого положения нужно положить оружие перед собой и взять гранату в правую руку. Подтянуть руки к груди и опереться ими на землю. Отталкиваясь руками и слегка отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и замахнуться.

Распрямляя толчком правую ногу, одновременно поворачиваясь грудью к цели и падая корпусом вперед, метнуть гранату в цель, упасть на согнутые руки и приготовиться к стрельбе (ил. 8).

Ил. 8. Метание гранаты из положения «лежа»:
а - приготовление для метания гранаты; б, в - приготовление к замаху и замах для броска гранаты; г - бросок гранаты

Для метания гранаты из траншеи неполного профиля необходимо встать к передней стенке траншеи и, положив оружие на бруствер, подготовить гранату для метания. Затем, отставляя правую ногу назад, перенести на нее вес тела и, прогибаясь в пояснице, замахнуться, отводя руку с гранатой по дуге вверх-назад (ил. 6). Далее, отталкиваясь правой ногой, последовательно включая в работу мышцы туловища, плечевого пояса и руки, метнуть гранату в цель.

Метание гранаты из глубокой траншеи происходит с опорой на ее откосы. Стоя на дне траншеи, подготовить место в ее откосах для опоры ногами. Упершись левой рукой о передний бруствер траншеи, поставить правую ногу в выемку заднего откоса и, опираясь на нее, поставить левую ногу в выемку переднего откоса. Слегка приподнявшись над траншеей, замахнуться вверх и назад и, метнув гранату в цель, спрыгнуть на дно траншеи. Оружие может находиться на бруствере траншеи или за спиной.

Метание гранаты.

  1. В чем заключается суть метания гранаты на дальность?
  2. Какие есть способы гранаты при метании на дальность?
  3. Как нужно держать автомат при метании гранаты на дальность?
  4. Какая техника метания гранаты «стоя с места» и «в движении»?
  5. Какие ошибки наиболее характерны для метания гранаты «на дальность с оружием в руке»?
  6. Опишите технику метания гранаты с колена и лежа.
  7. Как нужно метать гранату из траншеи?
  8. Какие способы метания гранаты лучше всего подходят для метания на дальность?