Японские луки. Японский лук — древнейшее оружие

和弓 , «японский лук ») , дайкю (яп. 大弓 , «большой лук») , или обычно просто юми (яп. 弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Скоба для переноски стрел

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривалось бы неуважительно. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода. Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История


Wikimedia Foundation . 2010 .

КЮДО — стрельба из лука. Из всех , трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук — самое старое японское оружие , а с учетом природных условий страны — самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады — лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически — дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться «турниры-марафоны», где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми . соревновались с луками аудзумэ-юми , в бою пользовались луками ханкю и ёкю , реже — луком монгольского типа ёко-юми . Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю . Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков — групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к . Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) — не , а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы — просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Цуруги фото

Тридцатисантиметровый кинжал.

Танто фото

Самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Катана фото

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) - короткий меч (30 - 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами - для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен - одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо - военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см - 3 м) и толщины.

Дзиттэ - оружие в форме "вилки" с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси - "кинжал милосердия", который применялся для добивания раненых.

Кайкэн - боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука - военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн - военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось "недостойным истинного воина".

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

Весьма затруднительно установить место и время изготовления первого лука древним человеком. Раскопки мест стоянок и древних захоронений позволяют предположить, что это произошло в эпоху позднего палеолита или начала мезолита. Это подтверждается множеством наскальных изображений сцен охоты с луками, которые обнаружены в различных местах земного шара. Помимо охоты, луки широко использовались и в боевых действиях между племенами и народами.

В древних рукописях содержатся сведения о том, что уже в XII веке до нашей эры при царе Тиглате-Палассаре III (745-727 годы до нашей эры) ассирийские цари в составе своих войск имели отряды пеших и конных лучников. Известен и факт последнего массового применения лучников в боевых действиях - участие полка башкирских лучников в Крымской войне 1853-1856 гг. Таким образом, можно заключить, что для ведения боевых действий человечество использовало луки со стрелами не менее 30 веков. Более того, и в настоящее время луки продолжают применять, но теперь лишь для охоты и в спортивных целях.

Пешие и конные ассирийские лучники

Конструктивно луки подразделялись на простые (из цельного фрагмента упругой ветви дерева), сложносоставные (многослойные и комбинированные) и самострелы или арбалеты (с механическим натяжением и спуском стрелы).

Лук европейского типа состоял из единого куска ветви дерева и тетивы, для изготовления которой могли использоваться сухожилия животных, сыромятный ремень, пеньковая или шёлковая пряди.

В руках опытного стрелка лук давал поразительные результаты точности и дальности стрельбы. Как следует из известных источников, наилучший результат в дальности стрельбы (889 м) был достигнут турецким султаном Селимом III в 1798 г. на соревновании в Стамбуле. Классического результата в точности попадания вцель добился английский король Генрих VIII, попавший в яблоко на расстоянии 220 м.

Для изготовления сложного лука использовалось несколько сортов древесины, а также фрагменты из кости и рога, повышающие упругость всей конструкции. Роговые и костяные элементы соединялись с основой лука замковым устройством «под шип». Такие луки отличались не только конструктивными особенностями, но и способами их применения. Они получили распространение в странах Азии и Востока. В Каире экспонируются находки из гробницы фараона Тутанхамона (XIV век до нашей эры), в числе которых 14 простых и 32 сложносоставных лука.

В Китае сложные луки, изготовленные из дерева, рога и сухожилий, появились уже впоследней четверти II тысячелетия до нашей эры.

Наиболее характерным представителем сложносоставных луков явился японский лук, сведения о котором в российских источниках весьма скудны.

Японский асимметричный боевой лук «юми» или «дайкю» (большой боевой лук) был самым распространённым оружием самураев. Его длина находилась в пределах 180-220 см, а точка натяжения (место слёта стрелы) располагалась ниже центральной части лука на одну треть. Дальность стрельбы (я-гакари) и поражающая способность такого лука находилась в пределах 300 метров. Искусный стрелок свободно поражал движущуюся мишень (размером с собаку) на расстоянии 150 метров.

Доспехи и вооружение японского воина: лук «дайкю» (о-юми) и колчан «хира-янагун»

Самурай в защитном доспехе («о-ёрой») и большим луком («дайкю»)

Помимо классического асимметричного «юми», применялись и складные луки «таби-юми» с бамбуковыми плечами и стальной рукоятью, а также малые луки «ко-юми», длина которых составляла 100-120 см. Последние, из-за сравнительно малой мощности, редко использовались самураями, но зато часто применялись воинами-разведчиками - «ниндзя».

Основа лука изготавливалась из разновидности японского тиса («орума»), которая укреплялась пластинами отборного специально выращенного бамбука. Все элементы лука смазывались рыбьим клеем, затем плотно стягивались между собой специальными приспособлениями. В некоторых образцах основа лука составлялась из трёх-пяти скреплённых между собой стеблей бамбука, а роль боковых уплотнителей выполняли пластины орума. Для предохранения от влаги и придания конструкции лука упругости, её обматывали в нескольких местах волокнами ротанговой пальмы или тростниковым лыком и обтягивали китовым усом или конопляными нитями, а затем покрывали несколькими слоями лака. Любопытно отметить, что лук, имевший обмотку по всей длине, предназначался лишь для генералов - «тайсё». Лук, обмотанный оплётками красного цвета на чёрной основе, назывался «сингэто».

Рукоять лука («юдзука») находилась на расстоянии в 1/3 длины от его нижней оконечности. В этом месте наносилась обмотка, состоящая из тростниковых и кожаных полосок. Каждая часть лука (ил. 1) имела своё наименование:

1- «дзюхатсу»- место крепления тетивы (тонкие окончания лука);

2 - «ката» - плечо лука («ко-ката» - малое плечо, «о-ката» - большое);

3 - «юдзука» - рукоять лука;

4 - «ю-хадзу» - концы лука;

5 - «отоканэ» - роговые вставки лука;

6 - «цуру» - тетива лука.

Все детали лука (кроме тетивы) изготавливали специальные мастера («юми-си»). Тетиву же («цуру») изготавливали другие мастера («цура-саси»). Для боевых свойств лука качество тетивы имело главенствующее значение. Она должна была обладать устойчивостью к сырости, быть упругой и иметь значительную прочность. Для её изготовления использовались сухожилия животных, полосы из сыромятной кожи, шёлковые нити, реже растительные волокна конопли или крапивы, пропитанные жиром или воском. Растительные тетивы обычно покрывались клеем и лаками. Качество тетивы в значительной степени зависело и от способа её изготовления. Верхний конец тетивы обматывался красной шёлковой нитью, нижний - белой или синей. Помимо петли одеваемой на лук, тетива имела ещё дополнительную петельку, за которую она удерживалась зубами во время установки тетивы на лук.

К тетиве и луку относились весьма бережно. Обычно лук хранился в специальном (матерчатом или кожаном) чехле («юбукуро»), концы которого затягивались шнурами. Для предохранения от сырости запасную тетиву («гэн») наматывали на плоскую катушку («цурумаки») и помещали в деревянный футляр, который крепился кпоясу воина или к его колчану.

Стрелы луков средневековой Японии существенно отличались от европейских своим разнообразием. Стрела («я») (ил. 2) состояла из:

1 - «я-но-нэ» - наконечник;

2 - «ягара» - древко;

3 - «куцумаки» - обмотка древка стрелы;

4 - «ябанэ» - оперение;

5 - «я-хадзу» - углубление для тетивы.

Древко стрелы изготавливалось из лёгких и крепких сортов бамбука, кедра, кипариса или тростника. «Редкие стрелы» склеивались из четырёх деревянных фрагментов, каждый из которых в поперечном разрезе составлял четверть круга. Слои древесины, собранные в единый пакет, склеивались между собой рыбьим клеем и обматывались пальмовым лыком («куцумаки»). Затем стрела тщательно просушивалась, выверялась на прямизну и балансировалась. Центр тяжести готовой стрелы обычно находился на границе первой трети её длины. Для стабилизации полёта стрела снабжалась трёхсторонним, или реже четырёхсторонним оперением. В качестве оперения использовались перья орла, фазана или других крупных птиц.

Длина стрелы определялась размерами лука, степени его изгиба при боевом натяжении и обычно составляла около 1 метра. Диаметр стрелы находился в пределах 10-14 мм, при массе 50-80 г. На заднем срезе древка стрелы делалось специальное углубление для тетивы.

Формы наконечников стрел, с учётом их предназначения, были различными. В древности наконечники японских стрел были каменными, роговыми или бронзовыми, позднее их сменили железные кованные, а с XVII в. в обиход вошли литые.

Наконечники скреплялись со стрелой при помощи хвостовика («накаго»), вбиваемого в центр торца древка, который после этого усиливался одной из разновидностей обмотки - «куцумаки».

Наконечники подразделялись на следующие группы: обычные - для охоты («сацу-я») или поражения противника, незащищённого доспехами, усиленные (пирамидальные, гранённые) - для стрельбы по противнику, защищённому доспехами. В зависимости от формы наконечника стрелы получали наименования: по форме зубила - «цубэкэ-нэ» (ил. 3.1), в виде листа ивы - «янаги-ба» (ил. 3.2), или «хосо-янаги-ба» (узкий «янаги-ба»), в виде листа бамбука - «саса-но-ха», а узкие наконечники большей длины назывались - «тогари-я» (ил. 3.3). Особую группу составляли, так называемые, специальные стрелы, которые выполняли различные функции. Некоторые из них («срезни») подразделялись на два типа: раздвоенные (вилкообразные) - «каримата» (ил. 3.4), расстояние у которых между «вилками» могло составлять до 10 см, и плоские широколезвийные - «тадэнари» (ил. 3.7). Эти стрелы предназначались для подрезания сухожилий у коней противника, пеньковых канатов у корабельных якорей и подъёмных мостов крепостей. К специальным стрелам относились: зажигательные (в буквальном переводе «огненная стрела») - «хийа» и поющие стрелы - «кубурая». Поющая стрела не имела аналогов среди европейских стрел. Её наконечник - «хикимэ» (ил. 3.5) был изготовлен в виде металлического или костяного свистка, закреплённого на древке стрелы. Такие «поющие стрелы» в полёте издавали характерный чёткий звук («хёто»), которым противник оповещался о начале боевых действий. Иногда к свистку («хикимэ») добавлялся вилкообразный боевой наконечник («каримата») (ил. 3.6).

К категории редких относилась и «родовая стрела», на которую наносился «ка-мон» - указатель родового клана владельца (фамильный герб), иногда имя владельца прорубалось на самом лезвии стрелы (ил. 5) - такая форма наконечника стрелы называлась - «хира-нэ». Наконечники этих стрел отличались высоким качеством изготовления, художественным оформлением, порой с использованием серебра и золота. Такая стрела обычно оставалась в колчане и, возможно, выполняла роль визитной карточки. Некоторые историки считают, что она никогда не использовалась в бою и предназначалась для опознания самого воина в случае его гибели.

Запас стрел («я-данэ») для лука (обычно 18-24 шт.) помещался в колчане, входившим в снаряжение лучника - «итэ-гусоку». Колчаны средневековой Японии можно подразделить на два типа - открытые и закрытые. Каждые были по-своему удобны. В первом типе колчана стрелы отделялись одна от другой лёгкой перегородкой, что предотвращало повреждение оперения и позволяло, при необходимости, быстро извлечь стрелу из колчана. Самый древний колчан этого типа - «хира-янагуи» (ил. 4.1). Он широкий с большой плоской задней стенкой. Стрелы в нём располагались в один ряд. Позднее эта конструкция была заменена классическим колчаном - «эбира», стрелы в котором располагались в несколько рядов, в специально разделённом прутьями основании - «якубари». Такие колчаны вмещали до 50 стрел (ил. 4.3). На гравюрах того времени видно, что во время длительных переходов «эбира» закрывался специальным чехлом, закрепляемым на задней стенке колчана («такагашира») специальными ремнями - «маэо». Во время боя стрелы удерживались в колчане от выпадения стянутыми шнурами - «уваоби». «Эбира», декорированный мехом, очень часто использовался на охоте и назывался - «кари-эбира». Существовал ещё один тип открытого колчана, который обычно использовался дворцовой стражей - «хэй-короку». Этот колчан был богато декорирован. Стрелы в нём располагались в виде павлиньего хвоста (ил. 4.2).

Второй тип - закрытые колчаны, тоже был по-своему удобен. Он лучше защищал стрелы от непогоды и исключал возможность потери стрелы при передвижении воина, хотя и требовал большего времени на извлечение стрелы. Самый простой колчан этого типа - «цубо-ямагути» (ил. 4.4), выполненный в форме вытянутого футляра. Наиболее известный (классический) закрытый колчан появился в начале периода Муромати (1333-1573 гг.), который вскоре вытеснил ранее существовавшие образцы. Эти колчаны имели цилиндрическую или сигарообразную форму с закруглённым верхним концом. Они получили название - «уцубо». К этому типу относится колчан хранящийся в оружейном фонде ЦВММ (ил. 6). Верхняя часть колчана имела овальный вырез для загрузки и извлечения из колчана стрел, который в походе закрывался крышкой. Крышка на горловине колчана удерживалась в закрытом положении костяной застёжкой - «кохадзе». Колчаны снабжались двумя ремнями, изготовленными из шёлковых или кожаных полос, которые удерживали его за спиной или на поясе воина. Короткий левый ремень назывался «какео». Он снабжался металлическим кольцом, расположенным посередине. К этому кольцу крепился и правый, более длинный ремень - «укео». Здесь же крепилась и катушка с запасной тетивой - «цурумаки». В доме самурая лук, колчан и стрелы располагались на специальных подставках - «тядо-какэ» (ил. 7).

Ил. 6. Классический закрытый колчан, хранящийся в фондах Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге

Ил. 7. Специальная подставка «тядо-какэ», для хранения лука, колчана и стрел

Стрельба из лука являлась частью воинских искусств («ко-будо») и называлась «ко-до» (искусство стрельбы из лука). Существовал и более ранний термин «сягэй» (умение стрелять из лука). Интересно отметить и такой факт, что для средневекового японца значение слова «юми-я» означало как «лук и стрела», так и «война». Небезызвестного синтоистского (синто - древняя религия Японии) бога войны (Хатимана) японцы часто именовали Юми-я-но-Хатиман.

Японские лучники называли свою левую руку «юнодэ» (или «юми-но-тэ» - рука, в которой держат лук) и считали её более нужной, чем правая. Полагали, что воин, получивший травму левой руки не может далее хорошо сражаться (владеть мечом и луком). Возможно, поэтому до сегодняшних дней сохранился обычай «японских мафиози» - якудза отрезать себе палец на левой руке в качестве искупления вины за серьёзный проступок перед своим господином («оябуном»).

Обучение стрельбе из лука начиналась с раннего детства и производилось по отработанной методологии. В основе подготовки учеников лежало физическое воспитание. Их приучали держать на вытянутой руке тяжелый посох, при этом постепенно увеличивалось время удержания. Ученику прививали навыки правильно держать и натягивать лук. Японский стрелок из лука удерживал стрелу неподвижной правой рукой, а левая, вытягиваемая вперёд, производила его натяжение и ориентацию на цель (ил. 8).

Ил. 8. Техника стрельбы из японского лука

Заметим, что в Европе эта операция выполнялась наоборот. Натяжение тетивы лука осуществлялась правой рукой, тогда как, вытянутая вперёд левая рука лишь фиксировала лук в нужном направлении.

Японский всадник поднимал руку с луком вверх, затем разворачивал его вертикально (ил. 9). Пеший воин перед натяжением держал лук горизонтально на уровне талии, затем так же, как ивсадник, переводил его в вертикальную плоскость. При подобном повороте лука, лучевая кость предплечья оказывалась внизу. Это снижало вероятность травмирования её тетивой в процессе стрельбы. Захват стрелы и удержание её при прицеливании производился большим, средним и указательным пальцами при помощи специального кольца, изготавливаемого из кости или нефрита (ил. 10). Кольцо с зацепом для тетивы, как правило, имело художественное оформление. Иногда вместо кольца японские лучники использовали специальные перчатки «югакэ», усиленные на пальцах кожаными накладками. При спуске тетивы, в процессе стрельбы, кисть левой руки расслаблялась и лук, свободно проворачиваясь в руке, возвращался в исходное положение, что предотвращало возможность травмирования предплечья. Вращение лука при выстреле называлось «юкаэри». Этот способ стрельбы «югумаэ» был менее травмоопасным, что позволило отказаться от использования защитных щитков на левой руке. Вообще же, японские стрелки порой использовали специальный наруч «ю-готэ» - но, очевидно, лишь для того, чтобы не повредить одежду.

Ил. 9. Техника стрельбы из лука конного воина

Ил. 10. Для стрельбы из лука могло использоваться специальное кольцо

Такой способ стрельбы был удобен и надёжен, он позволял стрелкам добиваться прекрасных результатов. По воспоминаниям очевидцев, известный сёгун Ёритомо Минамото, «…Всегда стрелял без промаха и держал по три стрелы в воздухе…» (пока первая стрела подлетала к цели, он успевал выпустить ещё две).

Японские лучники отличались не только меткостью, но скорострельностью и выносливостью. История сохранила уникальные итоги состязательной стрельбы. В 1686 г. Вада Дайхати за 24 часа непрерывной стрельбы - «инагаси» (в переводе с японского - «непрерывно стрелять из лука») послал из одного конца известного тренировочного зала для стрельбы «яба» Сандзюсангэн-до («зал 33 столбов и арок») в другой 8 133 стрелы. Расстояние до мишени было около 117 метров, а скорострельность составила 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. в том же зале этот рекорд был побит Цурута Масатоки. За 20 часов непрерывной стрельбы он выпустил 10 050 стрел, из которых в центр мишени попало 5 383, при средней скорострельности 9 стрел в минуту.

Стрельба из лука в храме Сандзюсангэндо

С той поры в Японии произошли большие перемены. Япония стала передовой промышленной страной мира, но до сих пор у населения сохранилась традиционная почтительность к древнему луку.

При оформении материала были использованы фотографии предметов из частной коллекции.

Юми — японский асимметричный лук с расположением рукояти в его нижней части. Основная версия возникновения такой формы, удобство прицеливания при стрельбе с лошади и с положения сидя. Таким образом, подобная асимметричная форма, позволяет использовать его на ближних дистанциях боя. До появления огнестрельного, он был главным военным оружием Японии.

Стрельба из большого японского лука изучается в кюдо — искусстве познания себя через это необыкновенное оружие; кюдзютсу — боевом искусстве и кебусанэ — старинном искусстве с лошади.

Юми, единственный лук, в котором стрела заряжается с правой стороны и не пересекает рукоять. В настоящее время используются луки длиной от 2 м 10 см и выше. Его длина зависит от роста владельца и подбирается индивидуально. Традиционно юми изготавливается из бамбука, но в климатических условиях Европы бамбук быстро теряет форму. Современные луки производят из карбона с использованием древесины и кевлара. Из кевлара же изготавливаются цюру — тетивау. Место контакта со стрелой усиливается прочной нитью и клеем. Такая дополнительная намотка позволяет защитить тетиву и обеспечивает надёжное сцепление со стрелой. Длина стрелы индивидуальна и на 15 см больше расстояния от подбородка до кончиков пальцев вытянутой руки.

Юми требует тщательного ухода. Существуют ритуалы ремонты и чистки лука и стрел. Для стрельбы используется специальная кожаная перчатка, она предохраняет руку стреляющего, а также позволяет держать мышцы кисти расслабленными. Кольцо из ленты перчатки, даёт возможность контролировать центр тела во время прицеливания. Неуважительно переступать лук лежащий на земле, а также дотрагиваться до него без разрешения хозяина. Считается, что он содержит в себе часть души человека, который его изготовил.

Кюдо: искусство стрельбы

Главная цель кюдо — познание себя через лук. Это одно из первых и одно из самых массовых, на сегодняшний день, боевых искусств Японии. Кю-до — путь (дорога) лука. Изучается оно как духовная дисциплина, развивающая волю и моральные качества воина. Его основателем считается Марикава Кодзан, который в середине 17-го века охарактеризовал искусство стрельбы из лука как духовную практику. Современная форма кюдо, принятая в 20-м веке, кроме воспитания духа, подразумевает участие в спортивных соревнованиях.

В этом боевом искусстве отсутствуют большие физические нагрузки, что позволяет изучать его в любом возрасте и с любой физической подготовкой. Для стрельбы используется юми, длина которого около 2- метров. Как уже указывалось выше, основная особенность это асимметричность. Такая форма позволяет прицеливаться из положения сидя. Мишень располагается на расстоянии 28 метров.

При стрельбе важна полная физическая и духовная концентрация, так как малейшие неточности в положении тела лучника, дают большую погрешность. В кюдо, главным считается красота и правильное техническое выполнение форм, а не попадание в цель. Занятия кюдо формируют особое спокойное и невозмутимое отношение к жизни.

Хан-кю

Это один из видов оружия, который использовали воины клана ниндзютсу. Переводится с японского как маленький половинчатый . Он примерно в два раза меньше традиционного большого самурайского юми. Такой небольшой размер обеспечивает удобство ношения и быстроту манёвра в боевой ситуации. Основная особенность этого оружия ниндзя — простота изготовления.

Хан-кю, однокомпозитный лук и для его изготовления может использоваться практически любая ветвь дерева. Маленький лук ниндзя способен поражать цель на дистанции около 200 м. Стрелы имеют длину не более 46 см и при поломке лука могут использоваться как самостоятельное оружие. Наконечники стрел воины ниндзя пропитывали ядом растений. В боевых искусствах существует техника использования лука и его тетивы в качестве дополнительного оружия в рукопашном бою.