Можно ли укоротить цепь на велосипеде. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях

Отредактировано: 10.03.2017

В прошлой статье мы рассматривали вопрос о том, как .

Один из способов предполагал снятие цепи с велосипеда. Возникает естественный вопрос - как быстро и просто снять цепь с велосипеда.

Первое о чем хочется сказать сразу это то, что работать с цепью лучще всего в перчатках - меньше шансов перепачкать руки маслом и потом их долго отмывать. Но, в общем-то, этот совет на любителя.

Тут нужно понимать следующее: цепи бывают со специальным замком и цепи без замка.

Замки и цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами, иначе они будут мешать . Замковое звено для многоскоростной цепи состоит из двух половинок, каждая из которых - это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом.

Даже если на вашей цепи изначально нет замка, лучше его поставить при первом снятии цепи, когда решите ее помыть. Поверьте, так будет значительно легче в будущем снимать и ставить цепь. В интернете продается много отдельно замков для самых разных цепей, как для односкоростных, так и для многоскоростных моделей.

Снятие цепи, на которой есть специальный замок

Снимать такие цепи легко и просто, занимает это 1-2 минуты. Вы просто разжимаете замок и цепь снята.

Существуют даже специальные инструменты для этого и их можно приобрести в интернете или в специализированных велосипедных магазинах. Они работают как на разжатие, так и на сжатие, чтобы ими можно было снять и поставить замок.

Но наш человек не ищет легких путей, а тратиться на такие инструменты не каждый любитель велосипедов согласен, так что все это можно проделать и с помощью обычных плоскогубцев или круглогубцев с узкими носиками.

Если замок тугой и не поддается просто так, можно попробовать снять его с помощью старого тросика от тормозов или переключения передач, крепкой веревки или проволочки. Для этого проволочку продевают между замковыми звеньями, как показано на рисунке. Парой плоскогубцев беремся за оба края и резко дергаем в противоположные края, разжимая замок.

Видео как снять замок цепи с помощью веревки

Некоторые цепи снимаются вообще вручную. Как это делается показано в этом видео.

Снятие цепи без замка с использованием выжимки цепи

Здесь уже все не так просто, как в предыдущем случае, хотя это то же не представляет больших сложностей.

В этом случае помогает специальный инструмент, который называется выжимка цепи (веловыжимка) . Они бывают как в отдельном исполнении, так и в виде , что значительно удобнее в поездке или дома.

Как пользоваться выжимкой цепи мы сейчас рассмотрим.

Для начала выбираем звено, которое будем разбирать. Если цепь разбирается впервые - это может быть любое звено, но лучше поискать то звено, которым цепь собиралась на заводе при сборке велосипеда. Обычно этот пин выделяется среди остальных. Если цепь таким способом уже разбиралась, то лучше выбрать другое звено, а не то, что было в прошлый раз. Это связано с тем, что выжимка немного расшатывает пин.

Теперь просто не спеша крутим ручку, выдавливая пин. И вот здесь самое главное: постоянно проверяйте, чтобы пин не выскочил полностью. Если он выскочит - вставить его обратно очень сложно (даже используя все возможности великого и могучего русского языка).

Еще один маленький момент: следите, чтобы не потерять ролик из звена, в котором выдавили пин. Иначе потом будут проблемы.

Сборка цепи после происходит в обратном порядке. Вы соединяете звенья, вставляете пин, не забывая про ролик, и винтом выжимки вдавливаете пин обратно.

Видео как снять цепь с помощью выжимки цепи.

Можно ли снять цепь велосипеда без выжимки?

Конечно можно. Нет для нашего человека ничего не возможного. В далеком детстве, когда не было всех этих приспособлений и инструментов для того чтобы снять цепь или звено с цепи велосипеда мы пользовались обычным молотком и тоненьким болтом или гвоздем.

Цепь клали на гайку или так, чтобы ось оказалась в узкой щелочке между камнями на бордюре (чтобы ей было куда выдавливаться), приставляли гвоздь к оси и, потихоньку постукивая по нему молотком или просто другим камнем, выбивали пин. Главное было не выбить пин полностью. Так же цепь собирали обратно.

Такое обращение выдерживали советские , но вряд ли выдержат современные цепи для моделей. Слишком они нежные для этого. Можно просто погнуть звено цепи. Так что лучше пользуйтесь выжимкой цепи для всех этих работ.

Если вы купили слишком длинную новую цепь для велосипеда, сначала ее потребуется укоротить для безопасности езды. Также цепь может "растянуться" со временем, но укорачивать ее в таком случае неразумно. Это признак износа, а при чрезмерном износе растянутую цепь следует заменить новой.

Шаги

Часть 1

Как снять цепь

    Своевременно меняйте цепь. Отсчитайте 12 звеньев, чтобы измерить их длину от первого и до последнего валика. Расстояние между валиками должно составлять 30,5 сантиметров. Если это расстояние превышает 30,8 сантиметров, то цепь необходимо заменить. Необходимость замены обусловлена износом валиков, в результате чего цепь становится длиннее.

    • Если длина 12 звеньев находится в пределах нормы, а у вас старый велосипед, то попробуйте ослабить заднее колесо и немного отодвинуть его назад. Обычно это помогает решить проблему провеса цепи.
  1. Купите универсальную выжимку цепи. Такой инструмент выталкивает валики из цепи, чтобы вам было проще удалять звенья. Также можно купить выжимку для конкретной модели велосипеда или цепи.

    Установите велосипед на стойку. Если у вас нет стойки, то потребуется жесткий упор (велосипед желательно перевернуть колесами вверх). Так вам будет проще снять цепь.

    Грязную цепь следует очистить. Используйте высококачественное и безопасное для окружающей среды средство, чтобы растворить грязь и смазку. После этого вам будет проще работать с цепью и найти замыкающее звено.

    Найдите замыкающее звено. Некоторые цепи имеют замыкающее звено. Звено достаточно легко обнаружить, так как оно обычно немного темнее или светлее остальных звеньев цепи. Также на нем могут присутствовать выступающие валики, которые скреплены внешней пластиной. В этой пластине обычно имеется крупное овальное отверстие вокруг одного или двух валиков.

    Прокрутите педали, чтобы замыкающее звено оказалось между передней и задней шестерней для удобства доступа. Звено достаточно легко обнаружить, так как оно обычно немного темнее или светлее остальных звеньев цепи. Также на нем могут присутствовать выступающие валики, которые скреплены внешней пластиной. В этой пластине обычно имеется крупное овальное отверстие вокруг одного или двух валиков.

    • Если на цепи нет замыкающего звена, то разделите цепь с помощью выжимки. Эти действия описаны в следующем разделе.
  2. Раскройте замыкающее звено, снимите и отложите в надежное место. Существует несколько вариантов конструкции такого звена. Одни вращаются на шарнире и позволяют извлечь валик, а другие можно открыть при сгибании. Некоторые замыкающие звенья являются одноразовыми и снимаются острогубцами или специальным инструментом.

    Зафиксируйте следующее звено цепи. Начинайте с того конца цепи, который не прикреплен к замыкающему звену. Зафиксируйте это звено зажимом или зажимным механизмом выжимки цепи.

    • Если на цепи нет замыкающего звена, то начинайте с любого звена цепи.
  3. Выдавите валик из втулки. Установите штифт точно над валиком звена. Медленно вращайте ручку выжимки по часовой стрелке и остановитесь, когда валик покажется снаружи, но все еще будет зафиксирован внутри звена. Не нужно полностью выжимать валик, иначе вам будет крайне сложно собрать цепь. Если вы все же случайно полностью выжали валик из втулки внутри звена цепи:

    • Вставьте валик в центральную часть звена.
    • С помощью выжимки цепи снимите верхнюю часть соединительного звена.
    • С помощью выжимки цепи снова вставьте валик в звено и вдавите, чтобы головка валика была на одном уровне с центральной частью звена.
    • Установите верхнюю часть звена на место, затем снова вдавите валик с помощью выжимки.
    • При необходимости отрегулируйте соседнее звено.
  4. Повторите действие для второго валика и выполните разборку звена. Переходите к следующему валику этого же звена. Выжмите его настолько, чтобы можно было снять внешнюю пластину, а за ней следует центральная часть, которая крепится к следующему звену.

    Снимите другие звенья, чтобы укоротить цепь. Снимите минимально необходимое количество звеньев (обычно меньше пяти). Чем короче цепь, тем выше напряжение на звенья.

Часть 3

Как собрать цепь
  1. Установите замыкающее звено на оба конца цепи. Для этого могут потребоваться плоскогубцы или отвертка. Совместите два звена, чтобы удалось защелкнуть валики в замыкающем звене между ними.

    • Если в цепи используется одноразовое замыкающее звено или специальный валик, вам следует заранее приобрести запасную сменную деталь. Чаще всего специальные валики состоят из двух элементов, которые вставляются с противоположных сторон, но лучше ознакомиться с указаниями для конкретной модели.

Мелкая пыль, попадающая в цепь, которая и без того находится под нагрузкой во время движения, приводит к износу пинов (осей), соединяющих звенья и, как следствие, к удлинению цепи. После длительного срока эксплуатации цепь может провисать и проскальзывать по звездочке. Чтобы этого не происходило, цепь укорачивают, убирая лишние звенья.

Вам понадобится

  • – выжимка для велосипедной цепи;
  • – плоскогубцы.

Инструкция

Разъедините цепь . Для этого установите выжимку на звено цепи таким образом, чтобы шток выжимки расположился точно напротив пина. Вращением воротка введите шток в соприкосновение с пином. Проверьте их соосность.

Вращайте вороток с усилием, достаточным для того, чтобы пин стронулся с места. Осторожно выпрессовывайте его до тех пор, пока его торец не будет находиться на расстоянии 0,3-0,5 мм от внутренней поверхности противоположной щечки (чуть выступать из нее).

Снимите выжимку с цепи, прилагая достаточное усилие. При необходимости используйте плоскогубцы с узкими губками чтобы разъедините цепь .

Определите количество звеньев, которое можно удалить. Для этого пропустите цепь , минуя задний переключатель скорости, через переднюю и заднюю большие звездочки. Разместив один конец цепи поверх другого, определите количество звеньев, которое можно удалить без потери возможности соединения цепи.

Удалите лишние звенья. При удалении звеньев используйте выжимку, действуя вышеописанным образом. Единственное отличие операций состоит в том, что в этом случае пин может быть выпрессован полностью.

Соедините цепь . При соединении цепи разместите ее таким образом, чтобы пин, находящийся в щечке, был направлен в вашу сторону. Проведите один конец цепи через задний и передний переключатели скоростей и соедините концы, вставив узкое полузвено между щечками широкого. Пин должен совпасть с отверстием втулки и немного войти в него благодаря тому, что он выступает над внутренней поверхностью щечки.

Если для этого потребуется слегка разжать щечки, воспользуйтесь плоскогубцами. Когда концы цепи встанут на свое место, выступающий пин должен не позволить цепи разъединиться. Однако если возникнет необходимость поддерживать концы цепи в собранном положении, попросите кого-нибудь помочь вам.

Запрессуйте пин в отверстие. Вставьте выжимку на соединяемое звено таким образом, чтобы ось ее штока точно совпала с осью пина. Вращая вороток, запрессуйте пин в отверстие. Проверьте симметричность его положения по отношению к щечкам звена. При необходимости скорректируйте его посадку. Проверьте подвижность звеньев в месте соединения. Если она нарушена, разработайте шарнир с помощью плоскогубцев.

Чтобы эффективно передавать крутящий момент с педалей на заднюю ось велосипеда, цепь должна быть натянута без провисаний и перекосов. Если из-за износа или изменения конструкции байка она стала болтаться, прокручиваться и спадать со звездочек, даже если вы постоянно за ней ухаживали, и очищая, добиться хорошего натяжения можно, удалив несколько лишних звеньев. Для этого не обязательно обращаться в сервис, так как укоротить цепь на велосипеде можно своими руками в домашних условиях.

Инструменты для укорачивания цепи

Для того, чтобы разомкнуть звенья, нужно подготовить специальный инструмент - выжимку. Она объединяет в себе упор, не дающий пластинам звеньев прогибаться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина), и винт, который его выдавливает.

В магазинах спортинвентаря можно найти профессиональный инструмент, предназначенный для веломастерских и изготовленный из прочных сортов стали. Его можно использовать очень долго, перебирая трансмиссию хоть ежедневно, и он не сломается. Однако для того, чтобы укоротить велосипеда в домашних условиях, достаточно более простого варианта выжимки - встроенного в дешевые мультитулы. Надежность этого инструмента ниже, чем у профессиональных моделей, но для персонального применения такая выжимка вполне подойдет.

Важно! Кроме инструмента, следует подготовить ветошь и керосин или жидкость WD-40, чтобы очистить систему переключения передач перед работой.

Пошаговая инструкция

Отвечая на вопрос «как укоротить цепь на велосипеде», стоит помнить, что все действия выполняются в следующем порядке.


Самое сложное в этой работе - сделать так, чтобы отверстия совпали, и пин свободно вошел на свое место. При этом после проведенных работ нужно будет также настроить и переключатели скоростей.

Еще одна сложность - определить необходимую длину цепи . Для этого нужно переключить передачу на велосипеде таким образом, чтобы и спереди, и сзади цепь легла на самую большую звездочку. После этого звенья размыкаются, и деталь стягивается до упора. На ней следует сделать отметку, добавив пару звеньев для того, чтобы трансмиссия не перенапрягалась.

Как укоротить цепь без выжимки?

Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка - например, кирпич.


Как заменить цепь на велосипеде со скоростями – инструкция + видео

Любому транспортному средству необходимо техобслуживание. Велосипеды не входят в число исключений. Их ключевым элементом в трансмиссионном узле является цепь. Скоростным велосипедам присуща большая «привередливость» для нормального функционирования. Периодичность замены или обслуживания цепного механизма во многом определяется стилем катания. Например, любители велотриала занимаются этим, находясь в процессе катания. Когда и каким образом меняется цепь на скоростном велосипеде?

Что нужно знать о видах велосипедных цепей?

Цепи для велосипедов бывают замочными и сплошными. Разъединение замочной вариации не представляет особого труда. Это удобно сделать обычной ниткой (проволокой), продев ее в соседние звенья (до и перед замком) и затянув петлю. Главное, избежать повреждения замка и не потерять его.

Раскрытие сплошной цепи возможно лишь при наличии специальной выжимки, хотя саму процедуру также нельзя отнести к категории сложных задач:

  • Потребуется установка цепи в положение выпрессовка-запрессовка оси.
  • Закручивание винта для вытаскивания пина.

Осевой запрессовке присуща противоположная последовательность: соединение звеньев и вдавливание пина посредством винта.

К сведению . Использование выжимки сопровождается расшатыванием оси, посему повтор расцепления – удел иного звена.

Каким инструментарием важно располагать для замены цепи:

  1. Ключом, с помощью которого снимется заднее колесо.
  2. Пассатижами, чтобы удерживать сегменты и пин.
  3. Выжимкой. Как отмечалось выше, данным устройством производится выпрессовка и запрессовка пинов.

Процедура снятия цепи в стандартной вариации – поэтапная инструкция

Велосипедистам, не имеющим достаточного опыта в подобных делах, рекомендуется запоминание общей схемы, отражающей расположение цепи на системе, кассете, переключателях. Тогда процедура ее последующей установки не вызовет сложностей.

Как только все нюансы зафиксируются в памяти (или на бумаге), можно приступать к дальнейшим шагам:

  • Очистке звеньев от грязевых накоплений. Если этого не сделать, грязь будет являться существенной помехой для следующих шагов.
  • Снятию заднего колеса. Отсутствие данной детали упрощает все действия, хотя опытные мастера благополучно пропускают сей этап. По сути, он не относится к обязательным мерам.
  • Выдавливанию пина, присутствующего во всех звеньях (металлического цилиндра, замыкающего звено). Здесь применяется выжимка.
  • Разъединению одного звена.
  • Выводу крайних звеньев из системы переключателей.

На этом извлечение цепи (изношенной или требующей чистки) можно считать завершенным. Сама процедура достаточно легкая при наличии инструмента и базовых знаний. Очень важна аккуратность выполнения и отсутствие силовых действий в процессе выпрессовывания.

Поэтапный процесс установки велосипедной цепи в форме инструкции

С велосипедами, имеющие одну передачу (синглспидами), все ограничивается навесом цепи на детали звездообразной конфигурации и замочным защелкиванием либо запрессовкой пина. Конструкция скоростных велобайков предполагает некоторые сложности в рассматриваемом вопросе.

Их можно обозначить следующими пунктами:

  1. Блокировка переключателей на трансмиссионных звездах малого размера.
  2. Далее на зубья звезд надевается цепь. При этом важно учесть расположение роликов, участвующих в ее натяжении.
  3. Затем выполняется совмещение цепных звеньев.
  4. Цепь зажимается, и впрессовывается ось или закрывается замок.

На финальном этапе происходит проверка хода. Для этой цели прокручиваются педали. Неправильный монтаж характеризуется провисанием установленного элемента и затрудненным кручением. Если подобного не наблюдается, установка цепи сделана по всем правилам.

В каких случаях, кроме износа, снимается цепь:

  1. Для глубокой чистки, когда необходимо удалить смазочный состав и накопившийся абразив.
  2. Для замены поврежденных звеньев.

Как определяется износ цепи?

Вышедшая из строя цепь растягивается, ее звенья смещаются, нанося вред звездочкам, что негативно сказывается на переключателях. Визуально выяснить степень износа достаточно трудно.