Как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде? Как правильно использовать бугельные подъемники Бугельный подъемник как пользоваться сноубордом.

Урок 5 - Подъемник

Оригинал на onboard.ru

Твои возможности возросли, тебя больше не пугает спуск с горы. А подъем? Поговорим о пользовании подъемниками.

Поднимаемся в гору

Эти замечательные приспособления делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры (выбери из этих двух названий более благозвучное), кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, следи только за тем, чтобы твой борд не упирался кантом в маску стоящего рядом немецкого лыжника. Впрочем, гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками мы остановимся более подробно.

Буксировочные подъемники

Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае ты будешь ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить тебя будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.

Детские подъемники

Трассы для начинающих, "детские" склоны чаще всего оснащаются очень медленными подъемниками с закрепленными непосредственно на тросе резинопластовыми скобами. Трос движется параллельно земле на высоте порядка одного метра. Такие устройства чаще всего называют бэби-лифтами. Начинать знакомство с работой подъемников лучше всего именно здесь. Вот общие правила.

Встань на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если ты отстегнул заднюю ногу, она послужит тебе опорой, пока ты будешь ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, тебе придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверни доску поперек склона на достаточный угол.

Смотри назад, на приближающуюся скобу.

Когда скоба поравняется с тобой, берись за нее обеими руками. Оттолкнись свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверни доску точно вверх по склону и продвинь ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае ты должен помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если ты останешься пассивным, рывок подъемника просто заставит тебя упасть вперед.

Тронувшись, поставь заднюю ногу перед задним креплением, как ты это делал на первом уроке.

Держи скобу ближе к себе, это поможет тебе сохранить равновесие.

Не сгибайся в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибай колени.

Вес твоего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.

Не зевай по сторонам, смотри вперед. При необходимости управляй доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.

Если подъемник остановился, а ты только на полпути, прими меры против соскальзывания, то есть либо выстави заднюю ногу, либо разверни доску. Стартовать придется заново.

Если ты упал, а это случается со всеми, постарайся как можно скорее покинуть дорожку подъемника.

Добравшись до вершины, не задерживайся на дорожке подъемника, отпускай скобу и соскальзывай в сторону.

Якоря и тарелки

Более серьезным сооружением является подъемник, называемый по форме буксировочных штанг "якорным", или Т-подъемником в английской терминологии. Такая штанга легко подхватывает под попки сразу пару симпатичных горнолыжниц. Пока ты начинающий, пользуйся этой штуковиной в одиночку, заводя якорь одной стороной за переднюю ногу. Позже, когда почувствуешь себя уверенно, ты сможешь подниматься на одной штанге вместе с еще одним райдером, или даже с одной из тех горнолыжниц, опершись на свою сторону якоря верхом бедра задней ноги. Есть и сугубо индивидуальная разновидность таких подъемников. На конце буксировочной штанги этих агрегатов закреплена небольшая пластиковая тарелочка, за что их и прозвали тарельчатыми. По англоязычной классификации это подъемники системы Пома. Понятно, что тарелочка предназначена для размещения между ног. Вот некоторые особенности использования Т и Пома подъемников:

Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса ты почувствуешь тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Тебе надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнись непристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгни для того, чтобы разгрузить доску.

Не усаживайся на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.

Придерживай штангу передней, а при необходимости и двумя руками.

В случае падения немедленно избавься от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойся, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда ты отпустишь ее и соскользнешь в сторону).

Не напрягайся, расслабь мышцы плечевого пояса, дыши ровно и глубоко, веди доску спокойно. Избегай энергичных закантовок.

Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит тебе просто выкатываться на дорожку подъемника. Как ты понимаешь, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, ты возьмешь в накопителе крайнюю штангу и поместишь ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что ты уже двигаешься, не создаст тебе проблем.

Не пугайся высокой скорости подъема. Ты быстро заметишь, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные закантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.

Еще быстрее освобождай дорожку в случае падения, стартовавший следом за тобой девятилетний прорайдер вполне может, наплевав на правила подъема, тренировать свои любимые трюки на штанге подъемника.

Старайся не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.

Бугельные подъемники

Теперь немного о распостраненных анахронизмах. Часто можно видеть подъемники, по виду напоминающие только что описанные, но не оборудованные никакими облегчающими жизнь приспособлениями. На небольших склонах их применение иногда оправдано. Принципы использования, разумеется, не отличаются от изложенных выше.

Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему ты будешь с помощью так называемого бугеля, брезентового (это лучший вариант) троса со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладинкой на другом.

Займи стартовую позицию возле троса.

Накинь скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, фантазии изготовителя, чаще всего подпольного, и черт знает чего еще. Правильное положение бугеля на тросе тебе подскажут аборигены.

Главная хитрость заключается в необходимости натяжения твоего брезентового троса для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяни свой трос. Зацепившись за основной трос, скоба начнет начнет движение вверх. Не накидывай бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.

Перепускай брезентовый трос, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожми руку и инициируй ногами движение доски так, как ты это делал на бэби-лифте.

Если тебе не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можешь схватиться за него свободной рукой. Но имей ввиду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.

Стабилизировав свое движение, заведи деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмись за брезентовый трос перед собой.

В случае падения немедленно отпусти бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.

Абсолютно недопустимо наматывать брезентовый трос на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Тебя подстерегают вывихи и повреждения сумок суставов кисти. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.

Поднявшись наверх, высвободи, немного не доезжая отбойника, перекладину. Собери скинутый отбойником бугель и отъезжай в сторону.

Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяни свой трос поближе к себе, а затем резко отпусти его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.

Получай удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне тебя должно радовать все, в том числе и движение вверх.

Кресельные подъемники

Использование кресельных подъемников много проще, чем буксировочных. Практически, тебе требуется только сесть в кресло подъемника внизу и покинуть его на вершине.

Займи стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.

Смотри назад, на приближающееся кресло.

Возьмись за стойку подошедшего кресла и садись.

Приподними свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.

Опусти защитную планку (если она есть).

Воспользуйся опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживай доску свободной ногой.

При приближении к верхней станции разверни доску по направлению склона и немного развернись сам на кресле. Подними защитную планку.

Оказавшись над точкой высадки, поставь доску на снег и встань.

Помести заднюю ногу перед задним креплением и скатись в сторону.

На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.

Конечно, на кресельных подъемниках возможен подъем с обеими пристегнутыми ногами, и даже подъем с доской в руках (не забывай про лиш). Следуй правилам данного склона, решай сам, что удобнее для тебя.

Итак, теперь ты умеешь и съезжать вниз, и подниматься вверх. На следующем уроке мы начнем разговор о технике эффективного катания на доске.

Это краткое руководство по пользованию подъемниками бугельного типа для новичков сноубордистов. Небольшие склоны оснащены преимущественно именно бугелями (T-bar - название за рубежом), которые вызывают страх у начинающих. Существуют техники, овладев которыми, вы получите больше удовольствия от катания и ограничите себя от неприятностей на склонах.

Бугель - это подъемник наземного типа на горнолыжных курортах. Этот тип подъемника имеет стальной кабель, высоко поднятый на ряде стальных опор. От кабеля вниз спускается пилон с резиновым диском или штангой на основании (Т-образный, предназначенный для буксировки двух человек одновременно). Подъем производится по типу буксирования по трассе.

Чтобы подняться по склону вверх сноубордисты берутся за пилон, слегка натягивают его и помещают диск или штангу между ног. Вверху есть амортизатор, который плавно подтягивается и буксирует «всадника». Устанавливаются такие подъемники на трассы малой и средней длины.

Учебные горки иногда оснащены бугельными канатами или палками. За них просто берутся руками, удерживая равновесие, и едут наверх.

Второй вид подъемников наземного типа - это ленточный конвейер или «волшебный ковер». Его устанавливают на короткие спуски, предназначенные для новичков или детей. Он стоит на земле и буквально везет стоящих пассажиров. Очень удобен и не травмоопасен.

Существует еще воздушный тип подъемников: закрытого гондольного типа и открытые кресельные дороги. В отличие от бугельных они комфортнее. Устанавливаются на длинные трассы.

Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?

Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.

Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.

Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.

Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.

Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.

Упражнения, помогающие подняться на бугельном подъемнике

Есть три основных правила для уверенного подъема:

  1. правильно цепляться;
  2. уметь удерживать равновесие;
  3. определить позу стойки при буксировке, в которой будет удобно стоять и нагрузка распределиться на мышцы равномерно.

Простые упражнения помогут получению навыков правильного катания и использования T-bar:

1. Ходьба.
Техника выполнения: пристегнуть ведущую ногу, для второй зафиксировать на доске, чтобы не болтались (это важно при выполнении любого упражнения с отстегнутой ногой). Идти спокойно и ровно, стараясь смотреть впереди себя, а не на доску. На уклонах доску стоит поворачивать поперек и ставить кантом. Задача - научиться ходить с доской и смотреть вперед.

2. Плоское скольжение.
Это упражнение будет очень простым для любителей . В нем нужно будет отталкиваться одной ногой. Площадка для выполнения упражнения должна быть максимально плоской. Техника выполнения: одна нога пристегнута, а вторая приставляется после отталкивания ближе к пристегнутой. Вес распределяется над доской. Нагружать пристегнутую ногу весом не стоит, но большая часть идет на нее. Задача - свободно скользить на доске по плоскому склону.


Для этого выбирается место с небольшим уклоном, который будет иметь не глубокую впадинку. Она нужна для естественной остановки. Техника выполнения: пристегнута только одна нога. Движение начинается с верхней точки, отталкиваясь. Уверенная стойка на борде, слегка согнуты колени для лучшей амортизации. Естественная остановка во впадинке. Задача - научиться уверенно стоять при движении.

4. Техника «плоский поворот».
Начало как в третьем, но с поворотом. Поворачивать можно вперед и назад. При повороте вперед если ведущая нога левая, то поворачиваешься вправо, а если правая - влево. Задействован передний кант и идет упор пальцами ног в , пятки не приподнимаются. Техника выполнения: после приставки ноги, поворачиваешь голову и плечи в сторону поворота. Доска повернет следом. Нужно довести до автоматизма и только потом переходить на задний поворот. Техника та же, только задействован задний кант, упор идет пятками, а пальцы приподнимаются. Очень важно сохранять устойчивость.

Читайте также нашу статью о том, – заточка кантов, нанесение парафина, циклевание

Перед самостоятельным подъемом на бугеле стоит понаблюдать за тем, как поднимаются лыжники , а именно - их взаимодействие с T-bar:

  • лыжи направлены по движению подъемника;
  • штанга отправляется под ягодицы, а если диск, то между ног;
  • свободной рукой держится за пилон и начинает движение.

Правила подъема на сноуборде:

  • отстегнуть одну ногу, которой удобнее отталкиваться;
  • подкатиться к началу подъема;
  • поймать пилон и зацепить штангу за внутреннюю часть бедра ведущей ноги или диск между ног;
  • оттолкнуться и приставить ногу на доску за свободным креплением;
  • когда движение началось, равновесие не нарушено, стоит немного выпрямить обе ноги для распределения нагрузки и уменьшения напряжения мышц.

При потере равновесия, помогать свободной ногой. При падении, обязательно уйти в сторону и начать все сначала. Важно не цепляться, с надеждой остаться на бугеле, а освободить движение другим, иначе это повлечет за собой ряд неприятностей.

В конечной точке,- слегка потянуть за пилон и, освободив его от ноги, отпустить. Стоит немного откатиться в сторону, чтобы освободить место для других.

Техника безопасности: чего категорически делать нельзя

Внимание! Нельзя оставлять обе ноги пристегнутыми при использовании бугеля. Есть умельцы, которые умудряются цепляться не отстегиваясь, но для новичка - это очень опасно

При падении обязательно откатиться или отползти от линии подъема, чтобы не спровоцировать столкновение.

Нельзя переносить центр тяжести на штангу или диск бугеля, и уж тем более садиться на них. Это приведет к падению и травмам.

Это только малая часть важных требований для безопасного катания. Полный перечень запрещенных действий имеется на каждом спуске, горнолыжном курорте или учебном центре. Обязательно изучайте их - это важно!

Как научиться подниматься на бугеле сноубордисту очень наглядно показывает данный видео-урок:

Тоже интересно

Чтобы получать удовольствие от катания на сноуборде или горных лыжах, мало освоить только спуск. Успешный подъем обратно на вершину важен не меньше. Бугельный подъемник – один из самых популярных видов подъемников на небольших или достаточно пологих склонах. Он-то и вызывает у начинающих больше всего проблем в использовании.

Бугель представляет собой натянутый по кругу через специальные опоры трос, который движется за счет работы мотора, установленного на верхней или нижней станциях. Лыжники и сноубордисты, которые хотят подняться на вершину горы, цепляются за трос, и бугель буксирует их по склону.

Типы бугельных подъемников

В зависимости от того, как можно зацепиться за основной буксировочный трос, бугельные подъемники делятся на несколько типов.

Бэби-лифт – представляет собой медленно движущийся трос с пластиковыми ручками или петлями, держась за которые поднимаешься на вершину склона. Натянут он обычно на высоте около метра. Чаще всего используется на детских и учебных склонах. С него стоит начать свое знакомство с бугельными подъемниками.

Т-образный бугель – форма устройства, которое будет тянуть вас наверх, напоминает перевернутую букву Т, называется оно штанга. Такой тип бугеля называют также якорь, или швабра. Сноубордисты, чтобы осуществить подъем, вставляют штангу между ног, и упор идет на внутреннюю часть бедра передней ноги. А лыжники просто слегка опираются корпусом на перекладину. Старт происходит с плоской площадки, что облегчает процесс посадки. Чаще всего штанга оснащена инерционным механизмом, спасающим от сильного рывка на старте. На Т-образном бугеле можно подниматься как поодиночке, так и вдвоем.

Тарелочный бугель, или Poma (по названию фирмы-изобретателя) – на конце каждой буксировочной штанги закреплена небольшая пластиковая тарелочка. При начале движения ее зажимают между ног. Такой тип бугельного подъемника только для одиночного использования. Здесь также используется механизм, защищающий от рывка на старте.

Бугель без приспособлений для крепления. Такой тип бугельного подъемника – прародитель всех остальных. Это натянутый на склоне трос, движущийся за счет мотора, расположенного внизу. Наверху находится мачта с роликом (шкивом). Для подъема надо зацепиться за трос специальным карабином, к которому привязан кусок брезентового троса (фал) длиной около полутора метров с закрепленной на конце палкой. Карабин этот как раз и называется «бугель», что дало название всем подъемникам буксировочного типа. При создании нагрузки бугель цепляется за трос, при ослаблении легко слетает с него.

Чтобы научиться пользоваться таким подъемником, требуется опыт и сноровка. При недостатке опыта подъем может быть попросту опасен. Трос покрыт маслом, кроме того, на нем бывают зазубрины. При неосторожном обращении рвутся и пачкаются одежда и перчатки. Кроме того, если не сработает специальный отбойник для карабинов, можно попасть одеждой или, что хуже, рукой во вращающийся барабан.

Если вы не уверены в своих силах, бугельных подъемников без приспособлений для крепления лучше избегать. Когда все-таки есть необходимость, такой подъемник можно сделать своими руками. Он удобен в использовании на небольших необорудованных склонах. Самодельный бугельный подъемник легко перевозится в багажнике автомобиля и монтируется на месте максимум в течение часа.

Учимся подниматься на бугеле

Использование бугельных подъемников разных типов имеет свои особенности. Также есть отличия посадки для лыжников и сноубордистов. Вот несколько общих правил, которые обязательны для всех:

  • не пытайтесь сесть на штангу бугеля (Т-образного или тарелочного), это приведет к неизбежному падению. Штанга рассчитана только на упор, она просто тянет человека вверх по склону;
  • при падении надо сразу отпустить бугель и отползти в сторону, чтобы не мешать поднимающимся следом. Если отстегнулись лыжи или выпали из рук палки, их тоже надо постараться быстро убрать;
  • нельзя съезжать в сторону с пути подъема;
  • не пытайтесь «поймать» бугель посередине подъема. Вам это вряд ли удастся сделать правильно, и велика вероятность получения травм;
  • не бросайте бугель перед опорой. Это может привести к остановке основного троса;
  • для первого раза выбирайте подъемник со специальным персоналом, который поможет при посадке;
  • расслабьте мышцы, подогните ноги в коленях. Не переносите сильно вес тела вперед или назад. Это поможет удержать равновесие, и сделает подъем максимально комфортным;
  • при пользовании бугельным подъемником без приспособлений для крепления ни в коем случае не наматывайте фал на руку.

Для начинающих лыжников научиться пользоваться бугелем проще, чем для сноубордистов. Но и на сноуборде это сделать не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вот несколько советов, которые помогут новичкам-сноубордистам освоить бугель:

  • лучше отстегнуть перед подъемом заднюю ногу. В процессе движения на бугеле она ставится перед задним креплением;
  • придерживайте штангу бугеля передней рукой;
  • не пользуйтесь активно закантовкой, лучше ехать ровно, на скользящей доске;
  • даже если тип бугеля Т-образный, пользуйтесь им в одиночку;
  • старайтесь держать корпус ровно, смотрите в сторону движения.

Даже если не получилось с первого раза, не бойтесь пробовать еще. При соблюдении нехитрых правил бугель быстро станет вашим другом.

Как пользоваться подъемниками

Горнолыжные подъемники открывают дорогу в горы. Подниматься в гору пешком тяжело и долго, поэтому чем быстрее Вы научитесь пользоваться подъемниками, тем больше километров сможете проехать и тем быстрее научитесь кататься. Поначалу использование подъемниками может показаться сложным, но Вы быстро научитесь.

Буксировочные подъемники

Скорее всего самый первый встретившийся Вам на культурных склонах подъемник будет буксировочного типа. Наиболее распространены буксировочные подъемники Т-типа, называемые "швабрами" за свой внешний вид.
Буксировочный подъемник представляет из себя непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (вариант, показанный выше на фотографии). В случае кнопочного подъемника тарелки прикреплены подпружиненным шнуром, на некоторых вариантах - просто закреплены на конце шеста. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.

Берем буксир
Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Об этом вам скажет оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!


Возьмите шест и включите переключатель

Подъем
Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас.

Сходим с подъемника
Следите за сигналами, предупреждающими о конце подъема. Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника.


Не спешите, оцените обстановку.


Когда вы приехали, отпустите шест и быстро освободите дорогу.

Особенности
У некоторых подъемников очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу.
Дети и очень легкие взрослые. На старых подъемниках дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от земли... Может случиться по разному - поворот на 360 градусов вполне безопасен, а на 90 градусов - нет. Единственный путь - попытаться дотянуться до снега хотя бы задниками лыж, и надеяться на благополучное приземление. Такое случается исключительно редко, и никогда не случается на современных подъемниках.

Подъемники Т-типа

Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква "T", прикрепленная к тросу за ножку (швабра). Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем. Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются.


Постарайтесь найти партнера примерно Вашего веса.


Повернитесь, чтобы ухватиться за основание перекладины.

Садимся
Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину.

Движение
Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это ваш партнер, а не противник.

Сходим
Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне.
Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она может завертеться и ударить кого-нибудь, пока ее трос сматывается в крепление. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее.

Советы
Постарайтесь подобрать партнера с такой же широкой задницей, как Ваша. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу. Наклонитесь к плечу Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое.

Отпускайте перекладину осторожно

Кресельные подъемники
Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный способ подъема на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла обычно двух, трех, или четырехместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они стремительно двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.

Садимся
Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу - сели идеально. Опустите страхующую перекладину, как только сиденье сойдет с платформы. Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.

После посадки держите палки аккуратно.

Выходим
Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас поясная сумка или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснуться снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.

Наклонитесь вперед и оттолкнитесь, когда лыжи коснуться снега

Кабины на тросе, фуникулеры и прочее

Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки.

Распространенный в России тип подъемников - бугельные "с крючком"
Бугель - это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, представляющему собой иногда весьма причудливую конструкцию, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого - для облегчения подъема - существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками или, с появлением опыта, которую можно просунуть между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки. Совет один: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Обычно далеко не у всех это получается с первого раза, так что не расстраивайтесь и повторяйте попытки - получится, и довольно быстро.

На третьем уроке горнолыжной онлайн-школы Slenergy вы вместе с учеником Ильей Косяченко научитесь пользоваться подъемником и делать повороты в «плуге».

Как встать на подъемник

Встаньте на стартовую площадку лицом к подъему;
- повесьте лыжные палки на руку, которая находится дальше от бугеля, с помощью темляков (петель в верхней части палок);
- смотрите назад, чтобы быть готовым к приближению бугеля, который будет подталкивать вас вверх по склону;
- как только бугель приблизился к вам, возьмитесь за его вертикальную часть одной рукой, которая находится ближе к бугелю;
- установите бугель себе под ягодицы, и он вас потянет вверх по склону.

Внимание! При использовании подъемника T-bar категорически запрещается отпускать бугель перед опорой подъемника, потому что бугель может зацепиться за нее и сломаться.

Как сойти с подъемника

Уберите бугель из-под ягодиц;
- держа бугель за вертикальную часть, сделайте шаг в сторону склона, поставив лыжу поперек него;
- отпустите бугель;
- подставьте вторую ногу следом за первой.

Чтобы сразу отъехать от подъемника вы можете использовать элемент прошлого урока – из (вы двигаетесь по склону по диагонале в стойке плуг)

Учимся поворачивать на склоне

Повороты на склоне делаются за счет переноса веса тела и наклона туловища в сторону той лыжи, на которую вы направили весь вес (этот наклон называется ангуляцией). Поворот всегда будет совершен в сторону противоположную той лыже, на которую перенесен вес тела.

Перед тем как выполнять поворот, попробуйте сделать перенос веса и наклоны на месте:

Встаньте на плоской поверхности в стойку «плуг» (если вы забыли, что это такое, обратитесь к );
- перенесите вес тела на одну из лыж;
- наклоните туловище в эту же сторону;
- при этом одно бедро (этой ногой вы давите на лыжу) опускается, а противоположное поднимается;
- одновременно таз становится параллельно склону, приобретает с ним одну плоскость.

Внимание: на склоне (а не на ровной поверхности) пока ваш таз не окажется в одной плоскости со склоном, вы не сможете повернуть на лыжах.

Делаем поворот в стойке "плуг"

Встаньте по диагонали к склону в исходную стойку «плуг» (носки лыж вместе, пятки врозь, колени полусогнуты, спина скруглена, руки перед собой – подробнее о стойке «плуг» читайте );
- начните движение в этой стойке по диагонали к склону;
- находясь в движении, медленно разогните колени – встаньте прямо;
- начните переносить вес на верхнюю по отношению к склону лыжу (надавливая на нее все сильнее и сильнее);
- в это время наклоните туловище в сторону той лыжи, на которую вы направили весь вес (этот прием называется ангуляцией);
- такая стойка сама подтолкнет лыжи повернуть в сторону противоположную той ноге, на которую перенесен весь вес тела. С ее помощью и делается поворот.

Важно! При ангуляции в повороте внешняя лыжа не должна блокироваться на канте, она должна проскальзывать боком. Если произошла блокировка, значит вы неправильно сделали ангуляцию. Слишком сильно поставив лыжу на кант, вы не сможете контролировать скорость проскальзыванием лыжи поперек движения и рискуете резко повернуть и потерять равновесие или набрать большую скорость в повороте.

Выполняем связку нескольких поворотов

Встаньте в стойку «плуг», стоя лицом с спуску со склона;
- начните движение в стойке «плуг», затем медленно разогните колени и голеностопы, встав на цыпочки внутри ботинка (икроножная мышца при этом коснется задника голенища ботинка), и сделайте ноги прямыми;
- начните переносить вес на одну из лыж, наклоняясь туловищем в эту же сторону, т.е. принимая положение ангуляции;
- полностью перенесите вес на внешнюю к повороту лыжу и выполните поворот плавно сгибая колени и голеностопы, сохраняя ангуляцию, тем самым увеличивая давление на нижнюю (внешнюю) лыжу;
- сразу же после поворота начните разгибать колени и голеностопы, убирая положение ангуляции, тем самым постепенно выравнивая вес на лыжах (перенося вес на верхнюю лыжу);
- затем полностью перенесите вес на лыжу и выполните второй поворот;
- продолжайте делать повороты до самого конца склона склона, чередуя между собой поворачивающие лыжи.

Важно! Следите за ангуляцией и параллельностью осей носки лыж-колени-бедра-плечи-руки, это самое важное в повороте.

Итак, сегодня вы научились пользоваться подъемником babylift на лыжах и освоили повороты в «плуге», которые выполнять не так-то просто!

В следующий раз мы научимся делать карвинговый поворот начального уровня.

Пошаговая инструкция урока - фотографируй и бери с собой на склон!

Поднимитесь на склон с помощью бугельного подъемника:
- повесьте палки на руку, при приближении бугеля, возьмитесь за резиновый трос руками и начинайте движение вверх, бугель установите за спину;
- чтобы сойти с подъемника подтянитесь руками выше по тросу, освободив бугель и сделайте широкий шаг в сторону, поставив лыжу поперек склона, отпустите трос и поставьте вторую ногу к первой.

Сделайте повороты на склоне:
- Потренируйтесь на месте переносить вес тела на одну ноги и наклоняться в эту же сторону, при этом одно бедро опускается, а противоположное поднимается, а таз становится параллельно склону (это ангуляция);

Выполните поворот: встаньте по диагонали к склону в стойку «плуг» и начните движение, разогните колени, перенесите вес на нижнюю лыжу, наклоните туловище в эту же сторону и поверните;
- добавьте к этому второй поворот: сразу же после первого поворота перенесите вес тела на другую ногу и наклонитесь в другую сторону. Получается связка поворотов.

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380
Не знаешь как тормозить и контролировать скорость на лыжах в «плуге»? Все это во втором уроке горнолыжной онлайн-школы.

В видео использована музыка:
Katy Perry — The one that got away;
Propellerheads — Spybreak