Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия. Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач Организационные формы учебно тренировочных занятий


Содержание:

  1. Введение………………………………………………………….2

  2. Цель, задачи, основное содержание спортивной тренировки...2

  3. Средства спортивной тренировки………………………………3

  4. Задачи обучения в рамках спортивной тренировки…………..4

  5. Основные стороны спортивной подготовки…………………...6

  6. Понятие о психологической подготовке……………………….9

  7. Особенности планирования периодов тренировок…………..10

  8. Организация занятий…………………………………………...12

  9. Литература………………………………………………………13
Виды спортивной тренировки

Введение

Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки, но и изменений средств, методов и форм занятий по физическому воспитанию.

^ Цель, задачи, основное содержание спортивной тренировки
Спортивная тренировка - это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, с другой Тренированность - это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции , беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Выделяют три главных вида физической тренировки: тренировки с сопротивлением, интервальные тренировки, непрерывные тренировки.
Каждый тип тренировки помогает вашему телу совершенствоваться в разных направлениях и подготавливает вас к различным видам спорта.
Спринтерам требуется очень сильная верхняя часть тела, которую развивают с помощью аэробной производительности.

Силовые атлеты предпочитают работать над аэробной производительностью и развитием выносливости больше, чем над силой физических упражнений. Вот несколько важных фактов, которые необходимо знать:

После тяжелой тренировки для полного восстановления сил необходимо отдыхать, по меньшей мере, один день;

Выполняемые на тренировке упражнения должны соответствовать той специфической группе мышц, которая задействована в данном виде спорта;

Постепенно нужно увеличивать время тренировки;

Если тренировки прекращаются на длительное время, то тело теряет приобретенную физическую форму;

Сила тренировки должна составлять 60 – 75 % максимальной частоты сердечных сокращений;

Тренировки с сопротивлением включают в себя упражнения, направленные против силы, массы и гравитации. Поднятие тяжести одна из разновидностей тренировки с сопротивлением. Все зависит от того, какой вес и сколько раз вы поднимаете без перерыва на отдых. Если вы поднимаете вес больший, чем ваша масса тела, то вы сможете выполнить только несколько поднятий. Такой вид тренировки развивает мышечную силу. Если вы поднимаете вес меньший, чем ваша масса тела и делаете 10-15 поднятий, то такой вид тренировки повышает мышечную выносливость.

Циркулярная тренировка – другой вид упражнений с сопротивлением, который использует вашу массу тела в качестве силы сопротивления. К этому виду относятся такие упражнение как отжимание или поднимание туловища из положения лежа. Циркулярная тренировка вырабатывает мышечную выносливость и аэробную производительность.

^ Интервальная тренировка включает в себя периоды тяжелой работы и периоды отдыха, повторяющиеся несколько раз в течение одной тренировки. Периоды тяжелой работы называют активностью с высокой интенсивностью. Пример интервальной тренировки: 10 забегов по 40 метров с двухминутным отдыхом после каждого забега. Дистанция, скорость и длительность времени отдыха может варьировать, в зависимости от вашей физической формы и вида спорта, которым вы занимаетесь. Интервальная тренировка развивает аэробную и анаэробную производительность.

^ Непрерывная тренировка состоит из сравнительно легких упражнений, выполняемых за длительный промежуток времени. Например, для велогонщиков езда на медленной скорости в течение получаса. Такой вид тренировки позволяет улучшить вашу аэробную производительность и мышечную выносливость. Профессиональные атлеты используют этот вид тренировки для восстановления правильной частоты сердечных сокращений. К непрерывной тренировке относят такой вид деятельности, при которой одно упражнение выполняется дольше 15 минут.

^ Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства.

Физические упражнения - это двигательные действия, физические упражнения - основное и специфическое средство спортивной тренировки. В практике спорта общеподготовительные упражнения (различные двигательные действия из видов спорта, в которых спортсмен не специализируется) применяются для развития и совершенствования всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Эффективность спортивной тренировки в немалой степени зависит от использования технических средств и тренажерных устройств. По назначению их условно можно разделить на следующие группы:

1. Технические средства по получению "срочной информации" о выполненных действиях (о скорости, темпе, величине усилий и ритме движений).

2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена, т.е. устройств, позволяющих задавать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность) или внутреннюю величину нагрузки, либо устройств, моделирующих игровые и боевые ситуации, в спортивных играх и единоборствах.

3. Тренажерные устройства, предназначенные для:

А) разучивания, совершенствования техники движений;

Б)совершенствование спортивно-физической подготовки близкой к соревновательной.

Технические и тренажерные устройства позволяют разнообразить учебно-тренировочный процесс.
^ Задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются:
в улучшении физического развития и укрепления здоровья спортсмена (обеспечение физической подготовленности);

В овладении техникой спортивных и других физических упражнений (обеспечение технической подготовленности);

В овладении спортивной тактикой (обеспечение тактической подготовленности);

В повышении интеллектуальной подготовки, в расширении круга знаний о спорте (обеспечение теоретической подготовленности);

В формировании таких важных качеств как целеустремленность, смелость, упорство, готовность к риску, воспитывают самостоятельность в сочетании с коллективным мышлением, дисциплину, способность преодолевать трудности и собственное настроение (обеспечение психической подготовленности);

В выработке привычки к здоровому образу жизни.

Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы: Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом (годичном) цикле тренировки. Понятие оптимальной готовности условно. По мере роста мастерства спортивная форма становится иной как по количественным, так и по качественным показателям.

С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др.

^ Стабильность спортивной формы - способность спортсмена показывать в течение определенного времени относительно высокие результаты Стабильность характеризует спортивную форму во времени. Состояние спортивной формы отличается от состояния высокой тренированности. Это означает, что спортсмен, находящийся в спортивной форме обладает повышенной реактивностью и даже на стандартную нагрузку дает большую, а не меньшую реакцию вегетативной системы.

Спортивная форма должна быть приобретена к началу соревновательного периода, повышаться на протяжении всего его периода и достигать наивысшего уровня к главному соревнованию. Отличное состояние спортивной формы следует искать в области психологии, в нервной регуляции процессов обмена веществ. Состояние повышенной эмоциональности невыгодно для организма, если оно длится долгое время.

Хорошая спортивная форма и высокое достижение обычно совпадают. Несовпадение спортивной формы и спортивного результата может быть при плохих метеорологических условиях, неправильном предсоревновательном режиме и других случайных причинах. Как показывает опыт ведущих спортсменов состояние высшей спортивной формы можно сохранять 2-4 месяца и более.

В течение сезона спортсмен может несколько раз входить и выходить из спортивной формы. Это свойственно не только большим мастерам, но и спортсменам-разрядникам. Спортивная форма определяется двумя сторонами ее подготовленности, из которых одна очень стабильна, а вторая - весьма изменчива. Первая сторона - это состояние внутренних органов и систем организма, которые мало изменяются под влиянием тренировок и даже при отсутствии тренировочных занятий в течение нескольких недель. Вторая сторона - работоспособность центральной нервной системы, которая изменяется под воздействием внешней среды очень быстро, иногда даже в течение дня. Работоспособность нервных центров повышается в результате тренировок.

Спортсмен приобретает лучшую спортивную форму тогда, когда две эти стороны находятся на высоком уровне и может сохранить ее долго, если интервалы между соревнованиями будут достаточно велики.
^ Основные стороны спортивной подготовки
Техническая подготовка спортсмена - процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта. Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике.

Как алгоритм движения спортивная техника присутствует в индивидуальном двигательном действии, т.е. соответствующая общая спортивная техника составляет основу индивидуальной формы движения, однако не идентична ей.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта

Иногда под "спортивной техникой" понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.

Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Техническая подготовка связана с формированием у спортсменов двигательных навыков и умений, а также соответствующих специальных знаний.

Совершенствование спортивной техники осуществляется в течение всей многолетней подготовки спортсменов, которая направлена на повышение технического мастерства, под которым следует понимать совершенное владение наиболее рациональной техникой движения в условиях обостренной спортивной борьбы.

^ Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики. Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы. Тактика самый динамичный элемент игровой деятельности. В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека. Слово "тактика" произошло от древнегреческого слова, означавшего "Приведение в порядок".

Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и проявлением уровня ей физических качеств.

Под способом тактики понимают определенные организованные действия спортсмена и команды, выражающиеся в применении различных систем, комбинаций и приёмов (контрприёмов).

Форма тактики - это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (в спортивных играх -быстрый прорыв, позиционное нападение) или защиты. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику (бег "из-за спины". Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

Тактическая подготовка сводится к планомерному, систематическому и рациональному использованию техники для решения конкретных спортивных задач.

Обучение спортивной тактике следует вести в органической связи с овладением техникой спортивного упражнения. Путь к этому -постоянное усложнение ситуаций, характерных для избранного вида спорта, развитые способности действовать осознанно в самых сложных условиях спортивной борьбы, сохраняя контроль за выполняемыми движениями.
^ Морально-волевая подготовка (нравственная) физическая культура и спорт имеют большие возможности для осуществления нравственного воспитания. Мораль, нравственность - это совокупность норм и правил поведения, их проявления в поступках и деятельности человека.

В воспитательной работе со студентами-спортсменами необходимо умело сочетать задачи воспитания с задачами, вытекающими из специфики спортивной деятельности.

Недостаточное внимание к вопросам морального воспитания на занятиях физическими упражнениями и спортом может способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство и т.д.). Необходимо с детства воспитывать любовь и уважение к людям, спорту, чувство спортивной чести, стремление к совершенствованию мастерства, не из-за наград или материального поощрения.

Одним из важных аспектов нравственного воспитания является формирование нравственного сознания. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете определяют поведение и поступки человека и спортсмена в том числе.

Наряду с формированием нравственного сознания в процессе воспитательной работы большую роль играет воспитание у спортсменов нравственных чувств. Нравственные чувства - это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению, при этом важной задачей является воспитание морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, коллективизма, чувства долга и чести, ответственности перед командой, коллективом, Родиной.

Учебно-тренировочный процесс является средством воспитания через постепенное и последовательное преодоление трудностей.

При выборе средств и методов нравственного воспитания необходимо учитывать особенности психики мужчин и женщин разного возраста, их склонности и интересы. Необходимо, чтобы разъяснения и убеждения были доходчивыми и побуждали обучающихся к самоанализу своих действий и поступков.

Важными условиями решения этих задач является хорошая организация и проведение занятий по физическому воспитанию, высокая требовательность к занимающимся и личный пример педагога-тренера.

Под волей понимают сложное психическое явление или психическую деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями и телом для достижения поставленной цели. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей. Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные.

Субъективные зависят от особенностей личности (характер, темперамент и так далее). Чаще проявляются в отрицательных эмоциях (страх перед противником, боязнь получить травму).

Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: соблюдение установленного режима, участие во многих соревнованиях, неблагоприятная погода и др.

Основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность.

Целеустремленность - способность четко определять ближайшие и перспективные задачи и цели;

Настойчивость - стремление достичь намеченной цели;

Инициатива - предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность.

Все качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа. Поэтому волевая подготовка должна базироваться на формировании нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей (ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.).

При развитии волевых качеств необходимо учитывать особенности избранного вами вида спорта развивать волевые качества необходимо планомерно с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей.
^ Понятие о психологической подготовке.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Патологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть спортивно-психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта и для обучения приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения.

Общая психологичесакая подготовка осуществляется в процессе тренировок параллельно с технической и тактической подготовкой.

Спортивно-психологическая подготовка направлена, главным образом, на формирование психической готовности к участию в конкретном соревновании. Она делится на раннюю (примерно за месяц до соревнований) и непосредственную (перед выступлением и в течении его). Ранняя предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований (уровень тренированности, программа действий, моделирование противника, совершенствование воли и т.д.). Непосредственная психическая подготовка включает: психический настрой и управление психическим состоянием, (интеллектуальную настройку на выступление).

Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий. Устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых).

Регулирование эмоционального возбуждения спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия.

К числу приемов относят, в первую очередь, словесные воздействия (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), которые рекомендуется проводить за несколько дней до соревнований. В день соревнования это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред.

Используются также "тонизирующие" движения; произвольная регуляция дыхания, массаж и самомассаж; воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела.

Из психопрофилактических методов влияния применяются прежде всего аутогенная тренировка , эффективность которой обусловлена психофизиологическими изменениями центральной нервной системой человека, возвышенным самовнушением. Первые изменения происходят при расслаблении скелета мышц, что рефлекторно приводит к психическому расслаблению, успокоению. Расслабление скелетных мышц рефлекторно расширяют гладкие мышцы внутренних органов, что тоже оказывает успокаивающее действие. Аутотренинг содержит целую систему самовнушений. Приемы аутотренинга основаны на внушении и убеждении.

Важную роль при аутотренинге играет изменение высшей нервной деятельности: наступление неполного торможения так называемое аутогенное погружение, которое отличается от гипнотического торможения как методикой проведения, так и состоянием центральной нервной системой.
^ Особенности планирования периодов тренировок
Целевое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный период отдыха за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок.

Периоды подготовки подразделяются на подготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного - увеличивается. Основная направленность подготовительного периода - создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка - повышение уровня функциональных возможностей организма, разносторонне развитие физических качеств. Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах.

В любом тренировочном цикле необходимо чередовать занятия с различными задачами, средствами, методами и нагрузками. Тренировка планируется по дням на основе недельного цикла.

В недельном цикле целесообразно планировать занятия в такой последовательности:


  1. изучение и совершенствование техники;

  2. воспитание быстроты;

  3. воспитание силы;

  4. развитие выносливости;

  5. поддержание общей работоспособности к тренированности или активный отдых.
При построении тренировочных циклов основная направленность занятия может повторяться несколько раз (например, развитие быстроты у спринтеров).

В тренировочном цикле изменять нагрузку от одного микроцикла к другому следует волнообразно, чередуя микроциклы с более низкой нагрузкой или активным отдыхом.

Определяющим условием эффективности тренировки и успеха в спортивных соревнованиях является круглогодичность подготовки спортсменов. Круглогодичная тренировка требует правильного планирования. Для этого используется, в первую очередь, так называемая, периодизация-деление круглогодичной тренировки на периоды и этапы.

Все этапы, сочетаемые в определенном порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящей из трех периодов:

Подготовительного, соревновательного и переходного (заключительного).

Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году.

Продолжительность подготовительного периода может достигать от 2 до 5 месяцев. В этот период решаются следующие основные задачи:

А) приобретение и улучшение общефизической подготовленности;

Б) дальнейшее воспитание силы, быстроты, выносливости и других психологических качеств, применительно к избранному виду спорта;

В) улучшение морально-волевых качеств;

Г) повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены и самоконтроля.

Д) овладение техникой и совершенствование в ней;

Е) ознакомление с элементами тактики;

В соревновательный период тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов. Основными задачами тренировок в этот период являются:

А) дальнейшее повышение уровня развития физических и морально-волевых качеств;

Б) совершенствование и закрепление спортивной техники;

В) овладение тактикой и приобретение опыта участия в соревнованиях;

Г) повышение уровня теоретической подготовленности.

Соревновательный период делится на два этапа: первый - ранний соревновательный и второй - этап основных соревнований.

Заключительный (переходной период тренировки) период имеет цель подвести спортсмена к началу занятий в новом году полностью отдохнувшим, здоровым, не сниженным уровнем физической и технической подготовленности. Отдых спортсмена должен быть активным с изменением форм, средств и методов тренировочных упражнений (переход к другим видам спорта).

Тренировочный процесс должен быть не только круглогодичным, но и многолетним, с регулярными тренировочными занятиями и систематическим участием в соревнованиях.

В многолетнем плане указывается число занятий в течение каждого года, число соревнований, объем упражнении, направленных на обеспечение технической и физической подготовленности. Многолетний план высококвалифицированного спортсмена чаще всего составляется на четырехлетие - от одних Олимпийских игр до других.
^ Организация занятий
Основной организационной формой тренировочного процесса для всех спортсменов является групповое и индивидуальное занятие продолжительностью от 1 до 5 часов. В спортивных секциях до 2 часов.

Основные тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме. Занятие состоит из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной) или из трех частей (разминка, основная, заключительная).

Для групповых занятий, особенно в подготовительном периоде, характерен вариант из четырех частей. Вариант из трех частей чаще используется для спортсменов высших разрядов, особенно в соревновательном периоде.

Задачи частей занятия:

1. Вводная - организационная - построение, рапорт, проверка посещаемости, объяснение задач и содержание урока, строевые упражнения, повороты

Общая продолжительность вводной части 3-10 минут.

2.^ Подготовительная (разминка) - разогревание занимающихся, подготовка к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, общая и специальная физическая подготовка.

Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 минут.

3. Основная - повышение у занимающихся уровня всесторонней физической и специальной подготовки, обучение спортивной технике и тактике, воспитание моральных и волевых качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), привитие навыков и умения самостоятельного выполнения заданий.

4. Заключительная - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному. Продолжительность его до 10 минут.

Важное значение для повышения уровня тренированности имеют физические упражнения, выполняемые на дополнительных тренировочных занятиях по заданию тренера дома. Продолжительность таких занятий в виде утренней зарядки или утренней тренировки могут быть 30-60 минут.

К дополнительным тренировочным занятиям относятся, кроме утренней зарядки, кроссы, ходьба на лыжах, игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, которыми спортсмены-студенты занимаются в свободное время.

Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания

2. Зимкин Н.В. Физиология человека

3. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль

В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий : учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.

1. Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, технико-тактических комбинаций, новых двигательных действий, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности .

Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением.

В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде , когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

2. Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения . Занятия могут носить избирательный или комплексный характер. В зависимости от объёма и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузкам.

Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки: развития силовых и скоростных качеств, выносливости , гибкости, координационных возможностей, закрепления различных вариантов техники и тактики.

Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки и по мере повышения квалификации спортсменов.

3. Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип между занятиями чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением . Учебно-тренировочные занятия особенно широко используются на втором этапе многолетней подготовки (предварительной базовой подготовки 13-15 лет).

4. Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объёмом работы, её разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода . Основная задача этих занятий – стимулировать восстановительные процессы после перенесения больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме спортсмена.

Восстановительные занятия широко используются:

1) в период более напряжённой работы, после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками;

2) в дни непосредственно предшествующие основным соревнованиям;

3) сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма спортсмена.

4) при двух или трёх занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановительный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных процессов, но и профилактику физических и психических нагрузок.

5. Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки квалифицированных спортсменов к основным соревнованиям . Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований их регламентом, возможностями предполагаемых участников.

Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к главным соревнованиям , при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах спорта , спортивных играх и единоборствах.

6. Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса подготовки спортсменов . Они могут быть связаны с оценкой эффективности физической, технической, тактической или других видов подготовки.

Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки, в различных периодах годового цикла подготовки. Основные требования к построению контрольных занятий – чёткая постановка задач, адекватный им состав программ и строгое их выполнение.

В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение его спортивного мастерства.

Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утвержденными соответствующими организациями. Их проводят специально созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку, ведут спортивную борьбу, отдыхают между попытками и т. п.

Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы. Самотренировка организуется в неучебное время по индивидуальному плану. Обычно занятия проводятся без непосредственного участия тренера: он лишь помогает в их планировании, анализе и оценке. Наибольшего успеха в самотренировке достигают учащиеся, хорошо подготовленные теоретически, занимающиеся в спортивных секциях. Таких самостоятельных тренировочных занятий может быть 1, 2 и 3 в неделю. В каникулярный же период, во время производственной практики можно увеличить количество занятий до 5-6 в неделю. Продолжительность каждого такого занятия колеблется от 1 до 1,5-2 ч.

Другими формами самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствующими росту уровня тренированности спортсмена, являются утренняя специализированная гимнастика, выполнение домашних заданий, активное участие в физическом труде и др.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) представляет собой увеличенную по времени утреннюю гигиеническую гимнастику, в которой кроме гигиенических и оздоровительных ставятся и решаются частные задачи по совершенствованию отдельных элементов техники, воспитанию отдельных физических качеств, например силы. Длительность одного занятия индивидуальна и может колебаться от 30-40 до 50 мин. По структуре такое занятие УСГ напоминает учебно-тренировочное занятие: оно включает все три его части - подготовительную, основную и заключительную. Первая часть более продолжительна, в ней решаются преимущественно гигиенические задачи, присущие утренней гимнастике. Основная же часть небольшая: в УСГ не применяют больших объемов и интенсивных нагрузок. Ее средствами являются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, несложные элементы техники избранного вида спорта, другие специальные упражнения.

В тренировочных целях выполняются также домашние задания. В них, как правило, включают упражнения, направленные на преимущественное воспитание наиболее важных для данного спортсмена физических качеств, на ликвидацию отставания в технике отдельных движений, например: подтягивания в висе, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине, упражнения со скакалкой, гантелями, гирей и т.п. Чаще всего домашнее задание спортсмен получает от тренера (преподавателя), но может и сам для себя сформулировать самозадание, исходя из задач спортивной подготовки, личной заинтересованности.

Физический труд, участие в туристских походах, подвижные игры и другие дополнительные формы занятий физическими упражнениями также могут использоваться для повышения уровня тренированности спортсменов. Большинство этих форм можно применять самостоятельно, в дополнение к учебно-тренировочным занятиям.

Большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса имеют учет и анализ проделанной работы. Документом учета является «Дневник спортсмена», в котором перечисляются учебно-тренировочные и самостоятельные занятия, фиксируются объем и интенсивность физических нагрузок, средства и методы, результаты прикидок и спортивных соревнований, делаются отметки о самочувствии, эффективности восстановительных мероприятий, записываются замечания и пожелания тренера.

Высокие достижения в современном спорте невозможны без правильного применения разнообразных восстановительных мероприятий: они стали органической составной частью подготовки спортсмена. К числу восстановительных, относятся психолого-педагогические и медико-биологические средства.

Для всех учащихся доступными медико-биологическими средствами являются обоснованный режим жизни, рациональное питание и достаточное употребление витаминов, различные виды массажа и самомассаж, водные процедуры, баня, пребывание на свежем воздухе и др. Применение других медико-биологических средств восстановления работоспособности назначается и контролируется врачом и тренером. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к самотренировке, следует посоветоваться с тренером, преподавателем физического воспитания.

спортивный тренировка физический

92 93 94 95 96 97 98 99 ..

Организационно-методические формы учебно-тренировочных занятий хоккеистов

Эффективности формирования профессиональных качеств студентов и слушателей во многом способствует знание структуры и содержания тренировочного процесса, в том числе организационно-методических форм его проведения. Целесообразное их использование в зависимости от контингента занимающихся, тренировочного этапа, условий имеет существенное значение. К настоящему времени в практике хоккея широко используются следующие организационно-методические формы проведения учебно-тренировочного процесса - раздельная, круговая, поточная, самостоятельная.

Раздельная тренировка - это традиционная форма организации тренировочного процесса. Она предполагает выполнение серии упражнений, разделенных соответствующими интервалами отдыха в различных построениях группы (шеренга - по фронту; в колоннах - по два, по три, по четыре; по кругу) с одновременным выполнением всеми занимающимися одних и тех же упражнений. При этом в интервалах отдыха делается установка на выполнение следующего упражнения.

Использование раздельной организационно-методической формы не исключает деления группы на подгруппы в ходе занятия, если это методически целесообразно. Например, используя эту форму занятий по силовой подготовке, следует разделить группу на отдельные подгруппы, исходя из силовых возможностей спортсменов. При этом в каждой подгруппе выполняется одно и то же упражнение, однако вес снарядов и отягощений будет различный.

Круговая тренировка в последнее время получила широкое распространение. Ее основная суть заключается в последовательном системном выполнении упражнений на отдельных станциях, расположенных по кругу. В хоккее практикуется несколько модификаций круговой тренировки экстенсивного и интенсивного характера. Их преимущество перед традиционными организационными формами связано со следующими особенностями: круговая тренировка позволяет комплексно воздействовать на ряд двигательных качеств и навыков в структуре соревновательной деятель-ности. Она позволяет увеличивать моторную плотность занятия, повысить интерес и эмоциональный настрой, охватить большее число занимающихся. В круговой тренировке можно решать задачи физической, технической и тактической подготовки как избирательно (по отдельному виду), так и комплексно.

Подбирая комплекс упражнений по физической подготовке, следует предусмотреть их распределение по «станциям» таким образом, чтобы обеспечить последовательное воздействие на отдельные мышечные группы (шеи, плечевого пояса, туловища, ног).

Так как основные концепции круговой тренировки разработаны и достаточно полно представлены в работах Р. Моргана-Адамсона (1952- 1958), М. Шолиха (1966), Л. П. Матвеева (1977) и др., рассмотрим в качестве примера несколько комплексов с учетом специфики тренировки хоккеистов.

Комплекс общей силовой направленности (рис. 13.2).

1-я станция Стоя. Жим штанги из-за головы

2-я станция Выпрыгивание с гирей в руках, стоя на двух параллельных скамейках

3-я станция Наклоны вперед со штангой (гирей) за головой

4-я станция О. с. руки с гантелями впереди. Вращение кистями рук

Влево-вправо

5-я станция Приседания со штангой на плечах

6-я станция И. п. лежа на наклонной скамейке, руки с «блином»

За головой. Поднимание туловища до положения сидя

7-я станция И. п. упор лежа, стопы на скамье - отжимание

8-я станция Прыжки через скамью с «блином» в руках

Комплекс экстенсивного характера используется преимущественно на общеподготовительном этапе. На каждой станции располагаются по два человека. Работа проводится примерно в таком режиме: 50 с - работа, 60 с - интервал отдыха. После выполнения упражнения двумя спортсменами идет смена станций. Количество повторений упражнения на станции индивидуально и равно 3/4 от максимально возможного количества повторений. После прохождения всех станций круга пауза отдыха 3 мин. Всего три круга.

Комплекс рассчитан на общее силовое развитие основных мышечных групп.

Специализированный комплекс, направленный на развитие скоростносиловых качеств и скоростно-силовой выносливости (рис. 13.3).

1-я станция Имитация броска шайбы, выполняемая на тренаже-

Ре с отягощением 20 - 30% от максимума

2-я станция Челночное перемещение с имитацией бега на коньках

3-я станция Отжимание из упора лежа с последующим кувырком

4-я станция Бег с поясным эспандером

5-я станция Ведение утяжеленной шайбы

6-я станция Прыжки через скамейку

Рис. 13.2. Круговая тренировка силовой направленности

Рис. 13.3. Специализированный комплекс круговой тренировки

Режим работы: спортсмен проходит все станции с ходу, выполняя упражнения в максимально возможном темпе. Продолжительность упражнений на каждой станции равна примерно 10-15 с. Всего за тренировку спортсмен проходит 5 - 6 кругов. Интервал отдыха между кругами 3 мин.

Этот комплекс, так же как и предыдущий, проводится вне льда. Однако его упражнения по структуре и нервно-мышечным усилиям адекватны соревновательным упражнениям. Кроме того, комплекс адекватен и по режиму работы, поэтому он используется преимущественно в конце этапа общей и начале этапа специальной подготовки.

Комплекс специальной скоростно-силовой направленности

1-я станция Броски по воротам с максимальной силой и частотой

(скорострельность)

2-я станция Челночный бег с утяжеленным поясом (10* 10 м)

3-я станция Ведение утяжеленной шайбы на ограниченном участке ледового поля

4-я станция Падение на одно-два колена с быстрым подъемом в

Основную стойку (с утяжеленным поясом)

5-я станция Передачи утяжеленной шайбы партнеру (в одно касание)

6-я станция Единоборство за шайбу на ограниченном участке ледового поля

Режим работы:

Продолжительность упражнений на каждой станции - 30 -

Эффективность тренировочных занятий в большей степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить плотность занятий, оптимальную дозировку выполняемых упражнений, действенный контроль, учёт индивидуальных особенностей спортсменов. Рекомендуется различать следующие формы организации занятий : фронтальную, групповую, индивидуальную и свободную.

1. При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения (иногда под счёт). Особенно широко эта форма занятий применяется при решении локальных задач в пределах одного занятия, в частности во время разминки, во время применения методов наглядности.

При фронтальной форме организации занимающихся, тренер имеет хорошие возможности для руководства группой, однако ограничивается индивидуальный подход к занимающимся.

2. При групповой форме организации занятий спортсмены выполняют одинаковую тренировочную нагрузку. При такой форме организации занимающихся имеются хорошие условия для соревновательного микроклимата, взаимопомощи при выполнении упражнений.

Однако эта форма затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.

3. При индивидуальной форме организации занятий каждый спортсмен, занимающийся в группе получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно. В числе преимуществ этой формы следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности, настойчивости и уверенности в своих силах.

К недостаткам индивидуальной формы организации занятий относится отсутствие соревновательных условий, помощи и стимулирующего влияния со стороны других занимающихся.

4. Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющих большой тренировочный стаж, необходимые специальные знания и опыт.

5. Организационно-методические формы проведения занятий.

Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены круговая и стационарная формы проведения тренировочных занятий.

Круговая форма предполагает последовательное выполнение спортсменом упражнений на различных «станциях» . Обычно оборудуются от 8 до 12 «станций», на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки.

Выполняя упражнения на различных станциях, спортсмен получает разностороннюю нагрузку и решает поставленную в этой части занятия задачу.

Индивидуальный подход обеспечивается путём изменения величины сопротивлений на тренажёрах, величины отягощений, числа повторения упражнения, темпа работы. Тренировочная нагрузка при выполнении круговой тренировки регулируется разным количеством прохождения кругов.

При стационарной форме проведения занятий места выполнения упражнений могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажёрами и приспособлениями, диагностико-управляющими комплексами, тренажёрами со встроенными компьютерами и т. п. При стационарной форме проведения занятий можно индивидуально подобрать объём и характер тренировочных воздействий, оперативно вносить корректирующие изменения в программы тренировочных занятий.