Стиль джит кун до обучение. Джит кун-до

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До - одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли Дэном Иносанто (Dan Inosanto) и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов - типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее - Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и Тед Вонг (Ted Wong) , которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.

Брюс Ли называл Джит Кун-До «методом», так как, согласно его философии, Джит Кун-До может быть использован в любом виде боевых искусств, а также в повседневной жизни.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В технике Джит Кун-До охватываются многие стили восточных единоборств - Кунг-фу (в основном, Вин Чун и Тай чи), Джиу-джитсу, Таэквон-До ITF(обучался ударам ногами у Джуна Ри), а также английский и филиппинский бокс, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу, Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак, но сохранил, тем не менее, все ударные техники, блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

Уникальная и эффективная система Джит Кун До (китайское — «путь опережающего кулака») была предложен в 1967 году мастером и популяризатором единоборств в кино Брюсом Ли. Данному стилю боевых искусств не характерны ни строгий свод правил, ни определенный набор технических приемов.

Сам основатель называл Джит Кун До (англ. Jeet Kune Do) не «стилем» боевых искусств, а именно «методом», так как, согласно философии Брюса Ли, этот метод можно применять в любом виде единоборств.

Видео: «Золотой дракон» — Джит Кун До, урок первый

По мнению Брюса Ли, Джит Кун До являлся вовсе не новым стилем каратэ или Кунг-фу и не видоизмененным старым, которому дали новое название. Свою задачу Брюс Ли видел лишь в том, чтобы освободить от слепой зависимости своих последователей от любого стиля, любых систем или образцов. Он решил создать этот метод после профессионального овладения Вин Чун, Джиу-джитсу, Кунг-фу и боксом, совместив в нём все элементы данных стилей. В Джит Кун До почти отсутствуют прямолинейные удары. При атаке удары наносятся только после совершения обманного движения или после контратаки.

Скорость ударов Брюса Ли не позволяла их снимать на камеру, поэтому во время съемок он намеренно бил медленнее

Брюс Ли (настоящее имя Ли Джан Фен) родился 27 ноября 1940 года в городе Сан-Франциско штата Калифорния в семье актрисы и оперного певца. Впервые снялся в фильме в возрасте трех месяцев. В 6 лет сыграл главную роль в фильме «Зарождение человечества». Большую часть жизни прожил в Гонконге. Окончил университет в Вашингтоне по специальности философия. Там же познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери. В 1965 году у него родился сын. Создал собственную школу боевых искусств, где тренировал своих учеников, и которую впоследствии назвал «Джит Кун До». На протяжении всей своей жизни активно снимался в фильмах и к концу 1972 года стал звездой кинематографа. Основал собственную кинокомпанию и успел выпустить свою первую картину «Путь Дракона». Но всего за один месяц до выхода премьеры фильма Брюс Ли скоропостижно скончался в возрасте 32 лет от отека головного мозга.

Спарринг в Джит Кун До

В процессе преподавания в собственной школе Брюс Ли считал целесообразным одновременно обучать только нескольких студентов. Такой метод давал возможность постоянно наблюдать за каждым студентом, чтобы не утратить связи учителя с учеником и помочь развитию их внутренних способностей. Он также считал, что настоящий боец Джит Кун До это тот, кто понимает всю сущность данного метода, и только такие люди смогут постичь силу освобождения, становясь при этом зеркалом самопознания. Лучший практикующий боец всегда должен руководствоваться в бою только собственной интуицией. Согласно учениям Ли, боевой стиль никогда не должен быть схож с наукой, в которой существуют строгие законы и принципы, и они никогда не могут быть нарушены. Среди бойцов всегда имеются различия между их личностями, уровнями их тренированности, физической и духовной подготовки, способности ориентироваться в любой обстановке, а также их симпатиях и неприязнях.

Брюс Ли с маленьким сыном Брэндон Ли за 25 лет до его гибели

Джит Кун До вначале был предназначен для успешной самозащиты в уличных драках. В технике боя данного метода встречаются английский и филиппинский боксы, а также такие стили восточных единоборств, как Джиу-джитсу, Кунг-фу, Тай чи с обобщенным использованием всех техник, но со своей отдельной спецификой. К примеру, из поединка Кунг-фу Брюс Ли убрал все стандартные варианты ответов и контратак, а также «твёрдые» защитные стойки, но сохранил все блоки и перехваты, ударные техники, только с их упрощенным использованием.

Юные бойцы Джит Кун До на открытом чемпионате г. Тулы

У Брюса Ли не было общей методики преподавания, он использовал только руководящие принципы, которые помогали бы ему вести ученика к высшему уровню мастерства. Постоянно используя в ходе тренировок спортивное снаряжение и индивидуальный подход, ученик был способен разработать силу удара, скорость, координацию, а также работу ногами и сильную выносливость. Джит Кун До не был для Брюса конечной целью. Данный метод являлся побочным результатом его личных занятий боевыми искусствами и служил основой для роста уровня мастерства. В 80-х гг. Джит Кун До преподавали только в трех заведениях: в Филиппинской Академии в Кали штата Торранс, в Шарлоте штата Северная Каролина и в Сиэтле штата Вашингтон.

Сдача на пояс Джит Кун До в России, 2013 год

Наиболее полное обучение велось в Филиппинской Академии, где кроме изучения Джит Кун До, студенты также получали опыт и других боевых искусств: западный бокс, кикбоксинг, дзюдо и др. Сейчас этот метод популярен во всем мире благодаря ученику Брюса Ли Дэну Иносанто. Он является продолжателем идеи Брюса Ли в Академии единоборств Филиппин - Кали, где во время поединка применяются одна или две деревянные палки, нож или какой-нибудь другой предмет, который оказался под рукой. В других школах Джит Кун До филиппинские техники не используются, а применяют технику карате, Вин Чун, Кунг-фу и многих других стилей. В программу изучения метода Джит Кун До входит 10 учебных и столько же боевых комплексов, а также всевозможные тесты для определения и улучшения силы и частоты ударов, скорости, разбивание различных предметов, поединки с одним и несколькими соперниками.

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг Брюса Ли", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести Джит Кун До к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "против", осознав, что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга. Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

(с) Дэн Иносанто

Основные идеи

Брюс Ли в рамках своего искусства боя выдвинул два главных принципа:

1) единственно верный путь действия – это использование никакого конкретного пути!

2) единственное ограничение состоит в отсутствии всяких ограничений!

Боевой арсенал «Джит Кун До» представляет собой физическую сторону искусства, состоящую из наработанных Брюсом Ли технических приемов и движений. Все они берут свое начало из таких видов единоборств как кунг-фу, английский бокс, фехтование и других. Говоря о философии данного Боевого искусства, следует сказать то, что «Джит Кун До» ведет своего последователя к целостному пониманию жизни; при том, что даже поединок является микромоделью жизни. Человеку необходимо быть все время в движении, а действия его должны быть максимально простыми, соответствующими той или иной ситуации. А для этого важно уметь в полной мере использовать то, чем человек располагает на данный момент времени!

Философия

Однажды Брюс Ли и Дэн Иносенто ехали на машине, обсуждая искусство фехтования на шпагах. Брюс Ли сказал, что самым эффективным способом контратаки в фехтовании является так называемый «стоп-удар», то есть отражение выпада и контрудар, соединенные в одном движении. Идея заключается в том, что самый экономный способ нанести ответный удар - это прервать действия противника в их кульминационной точке.

«Мы должны назвать этот способ "стилем кулачного стоп-удара" или "стилем опережающего кулака", - предложил Брюс Ли.

«А как это будет звучать по-китайски?» - спросил Иносенто.

«Это будет называться джит кун до», - ответил Брюс Ли.

Не раз впоследствии Брюсу Ли приходилось сожалеть о том, что он изобрел термин джит кун до. «Это только термин, - говорил он. - Не стоит обращать на него слишком много внимания. Нет такой вещи, как стиль, если ты понимаешь саму суть боя». Брюс Ли совершенно не собирался создавать новый стиль единоборства.

Однажды кто-то сказал о религиях следующее: «Соберите Великих Учителей в одной комнате - и они во всем придут к согласию. Соберите их учеников в этой же комнате - и они будут спорить из-за всего!» Это же можно сказать и о боевых искусствах. Брюс Ли предвидел, что та же судьба может ожидать и его учение. Он часто говорил о сходстве между религией и боевыми искусствами. Он считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий.

Точно так же Брюс не считал, что один человек должен навязывать свою веру остальным или, напротив, пассивно ждать, когда ему покажут истинный путь. Нет, человек должен нести ответственность за свою жизнь. Когда его однажды спросили, верит ли он в Бога, Брюс ответил: «Если Бог есть, то Он - в каждом из нас. Вы не можете просить Бога дать вам какую-то вещь, Бог - для вашего внутреннего мира».

Брюс строил свое отношение к жизни на вечных принципах даосизма и буддизма и больше всего его занимала мысль о воплощении живого духа, которым пронизаны подлинное искусство, религия и философия. Но этот дух жив только в тот момент, когда ты соприкасаешься с ним. Духовное просветление или философское озарение могут быть поняты человеком только в момент непосредственного переживания, а не при чтении о чьем-то чужом опыте. Брюс Ли знал, что искусство боя может быть постигнуто только через непосредственный опыт. Не следует никакое описание (в том числе и это) принимать за жизненный опыт.

(с) http://bruceinfo.nm.ru

Тактика ведения боя

Нападение в Джит Кун До: стратегия, скорость, тайминг, обманные движения, точный расчет

В стиле Джит Кун До (ДКД) почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки.

Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Вы должны начинать нападение, вооружившись волей, в ответ на действия противника или его пассивность. Например, можно предпринять успешное наступление, когда противник убирает руку с того направления, в котором вы собираетесь наступать. Другими словами, начинаете, когда это направление "открыто", а не "закрыто". Ваш противник движется в противоположном направлении и поэтому должен или совсем изменить направление движения или значительно скорректировать его, а это дает вам время для успешного нападения.

Простое нападение не всегда может закончиться удачно при разных противниках. Следует учиться варьировать нападение и защиту. Это будет мешать противнику, а вам поможет приспособиться к любому стилю борьбы.

Вы должны изучать противника. Используйте его слабости и учитывайте его сильные стороны. Например, если ваш противник обладает хорошей блокировкой, то вам нужно следить перед нападением какое-то обманное движение с тем, чтобы озадачить его и осложнить проведение блокировки.

Вид нападения зависит от вида защиты. Если ваш противник обладает такой же силой, что и вы, то вам будет трудно при нападении, если вы не помешаете организации его защиты. Например, чтобы осложнить противнику защиту руками, вам нужно построить свое нападение из полукруговых и круговых движений. Но эта техника не будет эффективной, если противник будет парировать ваши удары простыми блокировками со стороны. Поэтому ваше нападение должно быть основано на ожидаемой реакции противника.