Ходы и движения белорусского танца. Белорусские народные танцы - душа своего народа Движения белорусского танца юрочка

Петрова Любовь Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Населённый пункт: г.Туймазы, республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия по хореографии
Тема: "Белорусский танец"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Конспект занятия.

Тема:
Упражнения народно-сценического танца у станка. Основные правила и техника исполнения. Белорусский танец. Характерные черты и особенности.
Цель:
Разогрев учащихся, укрепление мышц, овладение техникой танца и выразительностью исполнения. Постановка танцевального этюда в белорусском танце.
Ход работы:
1.Поклон. М.р. 2/4. Исполняется на 8 тактов. Белорусский характер. Исходное положение ног – первая свободная позиция. 2.Разминка по кругу танцевальным шагом в русском характере. М.р. 2/4. (Простой бытовой ход, переменный ход, переменный ход с каблучка, ход с проскальзывающим ударом, шаркающий ход). Обратить внимание на техничность и красочность исполнения. Экзерсис у станка. 1.Плие. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняется по 1, 2, 3, 6 позициям. Обратить внимание на координацию исполнения. 2.Батман тандю. М.р. 2/4. Татарский характер. Техника исполнения. Анализ характерных ошибок. 3.Флик фляк. М.р. 2/4. «Яблочко». По 2 раза в каждом направлении. 4.Подготовка к веревочке. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняем 4 раза. Обратить внимание учащихся на технику исполнения заворота бедра. 5.Дробные выстукивания. М.р. 2/4. Башкирский характер. Исполняем 8 раз. Исходное положение – 6 позиция. 6.Большие броски работающей ногой под углом 90 градусов. М.р. 2/4. Украинский характер. Исполняем по 4 раза в каждом направлении. 7.Прыжки. Лицом к станку. М.р. 2/4. Белорусский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Обратить внимание учащихся на натянутость ног. 8.Релеве на полупальцы. М.р. 2/4. Татарский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Упражнения на середине зала. 1.Припадание. М.р. 2/4. Украинский характер. Исходная позиция 3 позиция ног. Исполняем по 8 раз с каждой ноги. 2.Мелкий дробный ход «горохом». М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение ног 6 позиция. Исполняем на 8 тактов. 3.Веревочка в комбинации с ковырялочкой. М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение – 5 позиция. Исполняем на 8 тактов. 4.Упражнения по диагонали. Вращения на подскоках, бегунок, «блинчики». Обратить внимание на технику исполнения. Танцевально-постановочная часть урока. 1.Белорусский танец. Отличительные особенности: построение рисунка, массовость, игривость. 2.Основные движения. Объяснение, характеристика, показ.
- Белорусская полька - Притоп - Перескоки из стороны в сторону - Галоп - Полька в повороте - Присядка с подниманием согнутой ноги вперед. М.р. 2/4. «Лявониха». 3.Самостоятельная работа учащихся по закреплению нового материала. Анализ урока.

К ЧИТАТЕЛЮ

Не так уж много времени отделяет этот сборник от его предшественника — «Программы танцевального вечера № 3», а содержание его значительно изменилось. Две трети танцев, помещенных в сборнике (16 из 24),— новые. Шесть новых танцев появились на свет в результате Всероссийского конкурса, организованного Министерством культуры РСФСР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению и Союзом композиторов СССР. Это елочка, инфиз, Эльбрус, террикон, москвичка, русские узоры. Конкурс был не только на лучший танец, но и на лучшую музыку к танцу. Два из перечисленных шести танцев получили премии за музыку. Интересны и два танца, пополнивших наш репертуар незадолго до конкурса,— звездочка и каблучки. С большинством других новых танцев вы уже знакомы по предыдущим выпускам «Программы». В настоящем выпуске они представлены, как правило, новыми музыкальными примерами. Не забыты и многие старые танцы.
Появление новых танцев, особенно конкурсных, вызвало большой интерес и сопровождалось широким обменом мнений, а иногда и дискуссиями. Желая облегчить знакомство с новыми танцами, в «Программе танцевального вечера № 4» приведены достаточно подробные описания новых танцев. Разумеется, это издание не может заменить учебник танца и рассчитано лишь на то, чтобы содействовать первому знакомству с танцевальными новинками.

Сейчас трудно предсказать, какая судьба ожидает новые танцы. Все зависит от того, какой танец вам придется больше по вкусу, какой ритм заразит вас желанием танцевать. Может быть, на долю некоторых из них выпадет подлинный успех и у любителей музыки и у любителей танца. Знакомясь с новыми танцами, не отступайте перед первыми трудностями, неизбежными при встрече с новым; разберитесь получше, не спешите с оценкой. Однако нам очень важно знать, что вам понравилось и почему? Напишите нам об этом.
Леонид Школьников

  • I отделение
    • 1. Ю. Саульский. «На отдыхе». Вальс
    • 2. Б. Карамышев. «У реки». Русский лирический
    • 3. М. Кадомцев. Краковяк
    • 4. В. Букин. «Зимние сумерки». Блюз.
    • 5. 3. Компанеец. «На сиреневом бульваре». Москвичка
    • 6. В. Меркулов. «В Лейпциг». Липси
    • 7. Д. Львов-Компанеец. Воронежский
    • 8. Д. Львов-Компанеец. «Золотые пески». Дружба
  • II отделение
    • 9. Л. Лядова, Ай, люли! Слова Б. Брянского
    • 10. А. Флярковский. Звездочка
    • 11. П. Лондонов. Медленный фокстрот.
    • 12. М. Кажлаев. Эльбрус
    • 13. Е. Кузнецов. «Веселый друг». Стукалочка
    • 14. 3. Бинкин. «Приятная встреча». Быстрый фокстрот.
    • 15. О. Агафонов. «Северянка». Ланце. Слова Ю. Леднева
    • 16. Я. Космачев. Каблучки
  • III отделение
    • 17. Н. Чайкин. «Все танцуем!». Пертутти.
    • 18. Б. Киянов. Русские узоры
    • 19. О. Агафонов. «Веселые девушки». Молдавская полька
    • 20. Ю. Гранов. Танго
    • 21. И. Шахов. Инфиз

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.