Футбол - не женский спорт? тогда я ухожу в кикер! Кикер (настольный футбол) Кикер забитые.

Англичане и французы до сих пор спорят о том, кто же из них первым изобрел настольный футбол в конце XIX века. Тем не менее, записей о том, когда и где именно был придуман самый первый игровой автомат, не существует. Официальной точкой отсчета, одобренной федерацией настольного футбола, считается 1 ноября 1923-го года – именно тогда в Англии Гарольдом Торнтоном был зарегистрирован первый патент под названием «Apparatus for Playing a Game of Table Football». Спустя четыре года Льюис Торнтон, дядя Гарольда, получил от своего родственника разрешение на регистрацию игрового автомата в США. Франция же свой патент зафиксировала только в 1937-м году.


До окончания Второй мировой войны распространение новой забавы шло крайне медленно и в настольный футбол играли в основном лишь в крупных европейских странах (больше всего – на территории вышеупомянутых Англии и Франции). После войны американские солдаты, пристрастившиеся к игре, перевезли ее на родину. И только в середине 1950-ых кикер из любительской истории начал оформляться в полноценный вид спорта. К 1960-м годам настольный футбол окончательно прижился и в Европе, и за океаном, но первый международный турнир по этой дисциплине состоялся аж в 1975-м году, в Денвере, на столе марки Tournament Soccer. Несмотря на это, создание федерации настольного футбола (ITSF) произошло лишь в 2002-м году. Главная миссия этой федерации – не столько организация и менеджмент международных турниров, сколько работа на признание кикера видом профессионального спорта и включение его в программу Олимпийских игр.

Устройство кикера

По своей сути кикер – это футбол в миниатюре, уменьшенное футбольное поле с классическим количеством игроков (по одиннадцать в каждой команде). На четырех вращающихся штангах закреплены фигурки игроков: три нападающих, пять полузащитников, два игрока в защите и вратарь.

Согласно правилам федерации настольного футбола, существует пять официальных столов, на которых проводятся чемпионаты мира: Вonzini (Франция), Garlando и Roberto Sport (Италия), Tornado (США) и Tecball (Бельгия). Это пять самых распространенных типов, которые отличаются в деталях, сильно влияя на технику игры. Каждый из этих пяти столов обладает уникальными характеристиками - покрытие (матовое стекло, линолеум, ламинат), виды штанг (телескопические и сквозные), кинематика удара, форма игроков, материал мячей и их весовые показатели. Эти различия кардинальным образом влияют на стили игры, из которых обычно выделяют три основных: итальянский, немецкий и американский (столы Fireball).

Правила игры

Существует официальный свод правил игры от международной федерации настольного футбола, ознакомиться с ним можно . Однако для любителей и новичков эти правила будут слишком сложными и способны, скорее, отвернуть от игры как от сложной науки. В основном они используются профессиональными игроками на чемпионатах.

Мы расскажем о базовых вещах, которые нужно понимать начинающему игроку в кикер.

Цель игры: нужно, управляя ручками, атаковать мячом ворота противника (они всегда по правую руку). Команда может состоять как из одного, так и из двух человек. Как правило, матч играется партиями до двух или трех побед, от пяти до десяти голов каждая.

Ниже приводим краткий список основных правил:

1) Мяч вводится в игру через отверстие (вброс), расположенное между линиями полузащиты.

2) Ввод мяча возможен только после того, как команда, вводящая мяч, на свой вопрос: «Готов?» услышит положительный ответ.

3) Гол засчитывается в том случае, когда мяч до попадания в ворота совершил как минимум два касания фигурки игрока.

4) Нельзя прокручивать ручку больше, чем на 360 градусов как до, так и после удара по мячу. Нарушение этого правила карается фолом (2 фола = 1 гол). Гол, забитый с нарушением, естественно, не засчитывается.

5) Также существует понятие «мертвой зоны» – это положение мяча, при котором он остановил свое движение и ни один игрок не может его коснуться. Если это происходит между линиями полузащиты, то в таком случае мяч вводится согласно пункту №1 командой, которая вводила мяч в игру последней. Если же мяч оказывается в мертвой зоне в любом другом месте, то он передается защите (в зависимости от половины поля) на линию вратаря и вводится в игру с соблюдением пункта №2.

6) Если мяч покидает пределы игрового поля, то он вводится в игру командой, которая вводила мяч в игру последней, согласно пункту №1.

7) Нельзя блокировать штанги, на которых расположены фигурки противника, воздействовать на корпус стола (поднимать, сдвигать, ударять). За неумышленное нарушение – фол, за умышленное засчитывается гол.

8) Любая команда вправе взять два тайм-аута продолжительностью до 30 секунд каждый или поменять местами игроков (в случае парной игры) до ввода мяча в игру (в том числе, после гола).

Техника ударов

В кикере, как и в любом другом виде спорта, существует целый ряд профессиональных приемов атаки и обороны.

Например, одним из самых эффектных ударов заслуженно считается снейк-шот (snakeshot). Суть этого приема в следующем: нужно удерживать мяч средним игроком, рукоять при этом находится на уровне запястья. При ударе перекатить мяч влево (пуш) или вправо (пулл), а затем очень быстро прокатить рукоять по ладони и зафиксировать в конце удара пальцами (чтобы избежать фола – прокручивания штанг на 360°). Поймать траекторию движения мяча глазами после этого удара физически невозможно - считается, что в успешной защите значительную роль играет банальная удача.

Другим популярным видом удара является - пин-шот (pinshot). Здесь ручка уже не совершает полный оборот, а прокатывается по ладони сверху вниз, хотя общая идея удара схожа со снейком. Достаточно сложным, но весьма эффективным ударом считается удар с рикошетом от борта (бак-шот).

Изучение этих ударов поначалу может показаться непростым делом и потребует много практики. Но только в практике кикер раскрывается на «полную катушку», превращаясь из хаотичного движениями рукояток в красивую и логичную дисциплину.

Проверить свои способности и навыки игры в кикер можно на любительском барном турнире «Grant’s Stand Together». Для участия потребуется команда из двух человек, а регистрация обязательна на сайте (там же можно ознакомиться с правилами турнира).

Отборочные игры турнира пройдут в четырех городах – в Киеве (18 мая), Харькове (8 июня), Днепре (22 июня) и Одессе (7 июля). Лучшие три команды по результатам каждой из игр отправятся на финал в Киев, а команда-победитель финала получит сертификат на 10 000 гривен в баре.

Читайте нас у
Telegram

Лучшего в мире футболиста зовут Фредерик Коллиньон. Как скромно выглядят достижения сборных Бразилии или Франции, когда с 2004 по 2015 год Коллиньон в одиночку выиграл 39 чемпионатов мира! Вы спросите — сколько же чемпионатов мира по футболу проводится в год? Шесть — ответим мы, потому что речь идет о настольном футболе, или, попросту говоря, кикере.

Существует пять официальных столов, на которых проводятся чемпионаты мира: Вonzini (Франция), Garlando и Roberto Sport (Италия), Tornado (США) и Tecball (Бельгия). Столы отличаются рядом элементов и техническими параметрами

Тим Скоренко

Говорят, что французы придумали настольный футбол еще в 1890-х годах. Но это всего лишь слухи, потому что первый патент на стол для кикера был получен в Великобритании 1 ноября 1923 года изобретателем Гарольдом Торнтоном. Эту дату можно считать днем создания нового вида спорта. Спустя четыре года дядя Гарольда — Льюис Торнтон — с разрешения племянника получил аналогичный патент и в США. И пошло-поехало. Стоит заметить, что французы и итальянцы имеют свое мнение на предмет первенства создания стола для кикера, но мы будем придерживаться официальной версии.

Не стоит думать, что кикер — это кабинетное развлечение для уставших офисных работников. Кикер вырабатывает великолепную реакцию и позволяет в равной степени развить обе руки. Профессиональные игроки давно забыли, левши они или правши, поскольку равноценно пользуются обеими руками не только в игре, но и в повседневной жизни. Реакция игрока-профи лучше реакции рядового человека в несколько раз. Пожалуй, подобные качества можно натренировать разве что фехтованием. Но у настольного футбола есть плюс — он проще и доступнее.


Столы для кикера заметно отличаются друг от друга по покрытию, размерам ворот, отбортовкам, форме игроков и прочим элементам конструкции, хотя в среднем размер стола — около 1,4 метра в длину и 0,8 метра в ширину. Существует пять официальных столов, на которых проводятся чемпионаты мира: Вonzini (Франция), Garlando и Roberto Sport (Италия), Tornado (США) и Tecball (Бельгия). Столы отличаются рядом элементов и техническими параметрами. 1) Правила кикера позволяют игрокам менять рукоятки или обматывать их резиновыми лентами для лучшего сцепления. Иногда обматывают только вторую и четвертую рукояти — под «ударную» правую руку; рукояти для левой руки обматывают реже. 2) Французский Bonzini оборудован не только жетоноприемником для коммерческого использования, но также пепельницами и прорезями для хранения жетонов. 3) Столы могут отличаться и мелочами — например, разной системой костей для ведения счета. На фото — итальянский Garlando: синие кости — основная игра, серые — баланс, белые — два тайм-аута. 4) Игроки американского Tornado имеют абсолютно четкую, математически выверенную геометрию и высокую точность обработки. Пожалуй, это самый техничный из столов для кикера.

В мире и в России

Кикер — спорт молодой. Сразу после изобретения он распространялся довольно медленно (в основном во Франции и Великобритании), а в США получил известность лишь после Второй мировой — солдаты, возвращаясь на родину, завезли и привычку к новой забаве. Но уже к 1960-м годам кикер прижился и в Европе, и за океаном, а в 1975-м в Денвере (США) прошел турнир на столе марки Tournament Soccer, который считается первым в истории чемпионатом мира по кикеру. С марками столов ситуация в настольном футболе, кстати, довольно запутанная, немного ниже мы вернемся к этой теме.

Официальные слова

В правилах кикера прописаны термины , которые разрешается употреблять во время игры и которые не считаются отвлечением. Среди них встречаются следующие слова и выражения: «готов», «подача», «тайм-аут», «играть», «сброс», «фол», «нарушение», «время», «мертвый мяч», «сотрясение» и т. д. К примеру, игрок, в распоряжении которого находится мяч, должен спросить противника: «Готов?» Противник, находящийся прямо напротив него, в течение 3 секунд должен ответить: «Готов». После этого игрок, в распоряжении которого находится мяч, в течение 3 секунд должен ввести его в игру. Нарушение ограничений по времени считается задержкой игры.

К созданию международной федерации по кикеру дело двигалось долго. Федерация ITSF была образована лишь в 2002 году во Франции. Основная ее миссия — не столько организация мировых турниров и серий, сколько борьба за признание кикера официальным видом спорта на мировом уровне вплоть до включения его в программу Олимпийских игр. Кроме того, федерация объединяет десятки национальных организаций: на данный момент в нее входят 65 стран мира, хотя в мировом рейтинге на начало 2011 года числится всего 46 — далеко не все страны регулярно выставляют своих представителей на международные турниры. На данный момент лидирует Германия, второе место занимает Франция, третье — Голландия.


Стол для кикера — это уменьшенное футбольное поле. Игроков — одиннадцать: на четырёх штангах укреплены нападающие (3 игрока), полузащита (5 игроков средней линии), защита (2 игрока) и вратарь (иногда с двумя дополнительными игроками по бокам). Меньше всего похож на другие столы французский Bonzini. Даже у адаптированных для чемпионата мира Вonzini отличия от братьев-американцев и итальянцев видны невооружённым глазом. Во‑первых, очень высокие ворота, позволяющие забивать голы не только «по земле», но и ударами «в девятку». Во‑вторых, более крупные игроки с тяжёлой нижней частью. И в-третьих — телескопические оси игроков! То есть при игре сопернику никак не мешают выступающий концы осей. У французов и итальянцев сами игроки сделаны грубее, нежели у американского стола, их ножки не столь правильны по форме, и потому контролировать мяч несколько труднее. В год, помимо различных рейтинговых турниров, проводится пять чемпионатов мира — на каждом из столов. Есть специалисты по Вonzini, есть по Tornado, есть — по Tecball. Чтобы выявить абсолютного чемпиона, ежегодно проводится главный чемпионат — мультитэйбл, где каждая пара играет по две игры — на любимом столе одного игрока и на любимом столе другого. Несмотря на то, что действующим абсолютным чемпионом мира среди мужчин является американец Райан Мур, во всех мировых рейтингах уже много лет лидирует семикратный абсолютный (и 28-кратный всего) чемпион мира бельгиец Фредерик Коллиньон, сильнейший игрок мира.

В России первая федерация настольного футбола (RTSF) образовалась в 2005 году. Именно президент RTSF Андрей Николаевич Маркин серьезно помог нам с подготовкой материала и рассказал про кикер много интересного. В России существует еще ряд локальных организаций, но именно RTSF является самой старшей и успешной, а также представляет страну на мировых турнирах. В сезоне 2009 года молодой спортсмен Александр Маркин добился лучшего для России результата на мировых первенствах — стал чемпионом мира среди юниоров на столе Garlando, причем как в одиночном, так и в парном зачете. Наряду с Москвой серьезными центрами развития кикера считаются также Санкт-Петербург и Красноярск.

Футбольная механика

По своей сути стол для кикера — это уменьшенное футбольное поле. Игроков — одиннадцать, как и в играх «старшего брата». На четырех штангах укреплены нападающие (три игрока), полузащита (пять игроков средней линии), защита (два игрока) и вратарь. После основания ITSF мировые правила и стандарты на столы были, наконец, приведены к общему знаменателю — раньше во всех странах играли по различным правилам, да и столы варьировались по размерам и формам весьма заметно.


На данный момент существует пять официальных столов, на которых проводятся чемпионаты мира: Вonzini (Франция), Garlando и Roberto Sport (Италия), Tornado (США) иTecball (Бельгия). Когда образовывалась международная федерация, стало ясно, что в разных странах играют на столах разных производителей, причем столы настолько различны, что вырабатывают у игроков совершенно разную технику игры. Было принято решение включить в официальный список пять самых распространенных типов.

Столы и в самом деле разные, хотя в среднем их размер составляет около 1,4 м в длину и 0,8 в ширину. В RTSF нам довелось поиграть на Вonzini, Garlando, Roberto Sport и Tornado. Последний, американский, — самый техничный и «четкий». Только прямые линии и углы, идеально сделанные игроки с правильной формы рельефными ножками. На первой, вратарской линии у Tornado не один вратарь, а три игрока — это сделано во избежание зависания мяча в угловых мертвых зонах. В итальянских столах мертвые зоны нивелируются путем загибания краев поля, специальных скатов-отбортовок, причем на Garlando отбортовки просто прикреплены сверху и отделены от поверхности стола кромкой. Подобные детали серьезно влияют на тактику игры. Если на Tornado широко распространены удары от бортов (бак-шоты), то на итальянских столах сделать правильный удар от борта очень сложно, поэтому тактические шаги выглядят совсем иначе. Надо отметить, что на Tornado последнего поколения дополнительных игроков на вратарской линии уже нет и стол снабжен угловым скатами — этого потребовала федерация ITSF.


Коммерческие столы отличаются от профессиональных по нескольким параметрам. Во‑первых, они заметно дешевле, во‑вторых, они всегда оборудованы жетоноприёмником; в третьих они частенько накрыты во избежание воровства мячей.

Мячи стандартизированы для каждого стола. Основные их отличия — в мягкости материала. Бывают мячи из пластика, резины, каучука. Самые жесткие — для Tornado, итальянские — помягче, зато их проще контролировать. Раньше делались мячи и из пробки (для Вonzini), но они слишком быстро выходили из строя и были отменены.

Отдельный разговор — о рукоятках. Правила кикера позволяют игрокам менять рукоятки на свои собственные или обматывать их специальными резиновыми лентами для лучшего сцепления. На одном из столов в RTSF были обмотаны только вторая и четвертая рукояти. Нам объяснили, что это сделано под «ударную» правую руку; рукояти для левой руки обматывают реже.


В некоторых клубах и ресторанах можно встретить специализированные столы, на которых одновременно может играть восемь человек — по четыре в каждой команде.

Помимо ворот и отбортовок, столы отличаются покрытиями — это может быть пластик, стекло или даже линолеум. Наконец, отличия проявляются и в различных конструктивных мелочах — например, в разных системах костей для ведения счета. Обычно сет играют до пяти очков; победить с разницей в один гол (5:4) нельзя; тай-брейк (в кикере он называется «баланс») ведется до семи или восьми очков. Соответственно, на разных столах установлены «счетчики» с пятью, семью или десятью костями. Столы также оборудуются жетоноприемниками для коммерческого использования, пепельницами, подставками для стаканов и прорезями для хранения жетонов.

Техника игры

Технику игры нам демонстрировал экс-чемпион мира на столе Garlando в разряде юниоров Александр Маркин. И демонстрировал так, что мы боялись сразиться с ним даже в качестве развлечения. В нашей редакции стоит любительский стол для кикера неизвестного китайского производителя, и до знакомства с Александром мы искренне думали, что неплохо умеем играть. Оказалось, что играть мы не умеем вовсе.


Некоторые тонкости правил не соблюдаются игроками-любителями, но чреваты дисквалификациями на профессиональных турнирах. Например, во время матча запрещено разговаривать и отрывать руки от рукояти за исключением краткого переброса с одной рукояти на другую. Всё это считается попыткой отвлечь соперника и карается переходом мяча, штрафными или техническим поражением. Ограничено время владения мячом в каждой зоне — это придаёт игре динамики. В правилах встречаются и совсем смешные пункты, например: «запрещается использование слюны, пота или других веществ для протирки стола».

Существует ряд стандартных приемов атаки и обороны. Одним из самым грозных орудий нападения является так называемый снейк-шот (snake shot). При этом ударе игрок удерживает мяч средним игроком, рукоять находится на уровне запястья. При ударе игрок перекатывает мяч влево (пуш) или вправо (пулл), а затем очень быстро прокатывает рукоять по ладони, зафиксировав в конце удара пальцами (во избежание случайного прокручивания штанг на 360°, что считается нарушением). Поймать полет мяча глазами после снейка физически невозможно — в успешной защите большую роль играет удача.

Другая разновидность удара — пин-шот (pin shot), в котором ручка не совершает полного оборота, а просто прокатывается по ладони сверху вниз, хотя общий принцип удара схож со снейком. Сложным, но эффективным ударом считается удар с рикошетом от борта (бак-шот). На Tornado, где нет скатов и отбортовки, такой удар используется довольно часто. Стоит также упомянуть так называемый helicopter shot («вертолетный удар»). При нем нападающий быстро вращает игрока вокруг неподвижного мяча, чтобы отвлечь внимание соперника. В определенный момент он «подхватывает» мяч и наносит удар.


Но если посмотреть внимательно игры того же Фредерика Коллиньона, можно убедиться, что львиную долю голов он забивает не из стандартных положений, а оригинальными методами, к которым соперник оказывается совершенно не готовым. Например, от борта через все поле или с сильным закручиванием, когда мяч меняет траекторию уже в движении. Иначе говоря, владение азами и стандартными приемами играет огромную роль, но чемпионом можно стать, только возведя игру в ранг искусства.

Количество стран — участниц федерации ITSF растет, игроки совершенствуются, популярность увеличивается с каждым годом. В России — та же ситуация. С 2007 года официально проводится чемпионат России, наши девушки и ребята-юниоры занимают очень неплохие места в мировом рейтинге, при том что играем мы всего лишь пять лет. Остается только пожелать нашим спортсменам удачи (и организовать официальный турнир «Популярной механики» по кикеру — почему бы и нет?).

В подготовке материала нам помогали президент российской федерации настольного футбола Андрей Маркин и чемпион мира Garlando 2009 года в разряде юниоров Александр Маркин

Считается, что впервые настольный футбол придумал француз Люсьен Розангартан (Lucien Rosengarten), один из сотрудников автомобильной фирмы Citroën . Первый же патент получил Алехандро Финистерре (en:Alejandro Finisterre), редактор и поэт из Галисии. Финистерре был ранен во время одной из фашистских бомбёжек Мадрида , в течение испанской гражданской войны . В больнице, смотря на раненых детей, которые не могли играть в футбол, он думал об идее аналогичной настольному теннису. Алехандро попросил своего знакомого Франсиско Хавьера Альтуну, баскского плотника, сделать футбольный стол по его указаниям. Хотя изобретение было запатентовано в 1937, Финистерре потерял бумаги патента в шторме, когда бежал от фашизма во Францию.
Однако это лишь некоторые из версий возникновения настольного футбола. Множество патентов на эту тему подавалось в начале двадцатого века, и определить какой же из них следует считать первым и наиболее соответствующим тому, чем является настольный футбол сейчас, не представляется возможным. Можно лишь утверждать, что вероятнее всего прототип современного стола появился не позже 20-х годов.

Игра

Игроки управляют фигурками футболистов, установленными на стержнях (штангах), с помощью рукояток, стремясь забить мяч в ворота противника. Игра обычно идёт один на один или два на два, хотя иногда на соревнованиях помимо парного и одиночного разрядов играют и четыре на четыре. Игра ведётся как правило на счёт, от 5 до 10. На соревнованиях принято играть до 6 или до 7 голов в одной партии, причём матчи бывают до 1, 2 и т. д. побед в партиях. Для кикера используется много разных вариаций столов. Часто то, что продаётся в спортивных магазинах, имеет очень отдалённое отношение к кикеру, как собственно спортивной игре, пусть и для начинающих. Дальнейшее описание относится к столам признанных в мире производителей спортивных, домашних и барных столов (Bonzini, Garlando, Roberto Sport, Tornado, Tecball и некот. другие). В среднем они имеют размеры примерно 1,4 метра в длину и 0,8 метра в ширину и оснащены восемью рядами пластмассовых или металлических «футболистов», хотя бывают упрощённые и детские модели в 6 и даже 4 ряда. Существуют и более изысканные варианты в 22 ряда с возможностью играть 11 на 11 .

Структура команды футболистов:

  • Вратарь
  • 1-я линия - линия защиты
  • 2-я линия - линия с 5-ю игроками
  • 3-я линия - линия нападения

Фигурки игроков из прочного пластика или металла привинчены (а в некоторых моделях - напрямую отлиты) на металлические штанги, которые бывают сквозными (выдвигающимися за пределы стола в ходе игры) или телескопическими, состоящими из внутреннего стержня, укреплённого в один из бортов стола, и плотно скользящей по нему внешней трубки с игроками. Снаружи стола к концам штанг присоединены рукоятки, с помощью которых и ведётся игра. Телескопические штанги делают стол более компактным и более безопасным, прежде всего для детей, но они также более подвержены деформациям, мешающим техничной игре. Игра ведётся пробковым или пластмассовым мячом диаметром 33-35 мм, весом 12-26 грамм. Рукоятки бывают разных форм и с разным покрытием - пластик, пластик с деревянными вставками, резина.

Различия между марками столов имеют большое влияние на стили игры. Главное различие составляют мячи, которые могут быть сделаны из пробки или пластика, что влияет на скорость мяча и технику игры, а также покрытие стола которое упрощенно бывает «медленным», «средним» и «быстрым» (линолеум, шершавое стекло, полированное стекло). Также заметное влияние на стиль игры оказывает форма, расположение и области движения «футболистов».

Кикер имеет несколько других принятых в мире названий - настольный футбол (table soccer), фусбол (foosball или foos - основной термин в англоязычных странах от искажённого немецкого слова «футбол»), бейби-фут (babyfoot, распространено во франкоязычных странах).

Организации

В настоящее время существует главный международный административный орган данного вида спорта - ITSF (англ. International Table Soccer Federation () - Международная Федерация Настольного Футбола), была создана в августе 2002, для проведения мировых чемпионатов. ITSF ведёт политику максимального международного признания настольного футбола как официального спорта, унификации правил, ведения ежегодного календаря соревнований международного уровня на всех континентах, проведения Чемпионата и Кубка Мира и т. д. Существует всемирный рейтинг игроков в различных категориях. На указанном сайте можно легко проследить календарь и статистику крупнейших турниров в мире, личные рейтинги игроков, рейтинг стран, ссылки на сайты национальных федераций, производителей столов и т. д. Будучи создана недавно, ITSF бурно развивается, все время расширяясь за счёт новых национальных федераций. В рамках тура ITSF выступают безусловно все сильнейшие в мире профессиональные игроки. Федерация Спортивного Кикера России () - регулярный член ITSF. Федерация Спортивного Кикера имеет 8 действующих отделений в России и является наиболее перспективной и активно развивающейся спортивной организацией в России. Следует также упомянуть, что хотя ITSF - единственный орган международного охвата, в Европе и особенно в США существуют мощные и многочисленные региональные и национальные организации, некоторые с полувековой историей, большинство из которых признают ITSF, но проводят также и свои циклы соревнований независимо от неё.

Марки столов, используемые на мировых и официальных турнирах ITSF, - французский Bonzini, итальянские Garlando и Roberto Sport, американский Tornado и бельгийский Tecball . Остальные марки включают чешский Rosengart, бельгийский Eurosoccer, Kicker, Lowen-Soccer, Warrior, Lehmacher, Leonheart, FAS, FABI и ещё многие другие. Проводится множество официальных соревнований по кикеру, организованных национальными федерациями на разных столах. При всем этом разнообразии, лучшим игроком в мире однозначно считается бельгиец Фредерик Коллиньон (Frederic Collignon). Он доминирует в игре на ВСЕХ СТОЛАХ (что чрезвычайно трудно, так как техника игры очень различается) в одиночке, и если судить по личной статистике игрока на сайте ITSF, Колиньон проигрывает вообще не более 1-2 игр в год (!). Колиньон выиграл практически все большие чемпионаты за последние 5 лет в личном зачёте и больше всех - в паре, и его отрыв в личном и парном рейтинге огромен. На 2007 г. следом за ним идут американец Билли Паппас (Billy Pappas), англичанин Роберт Ата (Robert Atha) и немец Джамал Аллалу (Jamal Allalou), которые примерно равны между собой в успехах но предпочитают разные столы, а далее с большим отрывом идут ещё 2500 спортсменов по всему миру. В рейтинге парной категории примерно та же картина: Колиньон на первом месте, за 2-4 места борются Паппас, Ата, Аллалу. В парном разряде конкурентам изредка удаётся потеснить чемпиона.

Явным лидером среди женщин является итальянка Саманта Ди Пауло (Samantha Di Paolo), вторая в женском рейтинге на текущий момент - легенда спорта американка Синди Хед (Cindy Head), но нужно отметить, что рейтинг меняется практически каждую неделю. Кубок мира проводится в формате национальных команд, где участвуют мужчины, женщины, юниоры (до 18 лет) и ветераны (старше 50), играются матчи в одиночном и парном разрядах для этих категорий. Традиционные лидеры - США, Англия, Италия, Германия, Франция. В 2006 году Кубок мира отчасти неожиданно выиграла команда Австрии.

Правила

Единых установленных правил игры в кикер не существует, в том смысле, что они различны в разных странах и даже городах, а иногда и в разных клубах одного города. н

ITSF, Федерация Настольного Футбола России и Федерация Спортивного Кикера России стремятся где только можно ввести в обиход единые международно признанные правила. Полностью (в том числе и на русском языке) их можно увидеть на сайтах ФНФ , ФСК и ITSF .

НИЖЕ ПРИВОДЯТСЯ ВЫДЕРЖКИ

Краткие правила для проведения любительских турниров по настольному футболу:

  1. Подача мяча
    1. Перед началом игры команды проводят жеребьёвку путём подбрасывания монеты. Выигравшая жеребьевку команда имеет право выбора стороны для игры или первой подачи.
    2. Первая подача производится путём введения мяча в игру центральным игроком 2-й линии.
    3. Команда, которой предстоит ввести мяч в игру, должна убедиться в готовности соперников.
    4. Мячи, забитые любой из команд сразу после начала игры игроками 2-й линии не засчитываются. До удара игрок должен коснуться мяча двумя игроками 2-й линии и после этого выждать одну секунду, прежде чем ударить по мячу.
    5. После открытия счёта мяч передаётся команде, пропустившей гол в свои ворота, и вводится в игру центральным игроком 2-й линии.
    6. Мяч, покинувший пределы стола, вводится в игру командой, которая делала это последней.
  2. Передача мяча
    1. Мяч, находящийся во владении игроков 2-й линии, не может быть передан сразу после подачи игрокам 3-й линии. Сначала мяч должен коснуться хотя бы 2 игроков 2-й линии и находиться в движении в момент паса.
  3. Счёт
    1. Голы засчитываются в любое время при атаке игроками 3-й линии (нападающие), игроками 1-й линии (защитники) и вратарем.
    2. Если мяч попадает в ворота и вылетает обратно, гол засчитывается, и мяч передаётся команде, пропустившей мяч последней.
    3. Игра ведётся до 5, 7 или 10 очков. Матчи могут проводиться до 1-й, 2-х или 3-х побед.
  4. Мёртвая зона.
    1. Мяч считается попавшим в мёртвую зону, если он полностью прекратил движение и вращение, и ни одна команда ни одним своим игроком не может до него дотянуться.
    2. Если мяч попадает в мёртвую зону в любом месте игрового поля между вратарем и 2-й линией (защитой) - мяч передаётся защите.
    3. Если мяч попадает в мёртвую зону в любом месте игрового поля между 2-ми линиями игроков - мяч передаётся команде, последней вводившей мяч в игру. В этом случае игра возобновляется согласно правилам, описанным в п. 1.5.
  5. Тайм-Аут
    1. Каждая из команд в течение одной игры вправе взять 2 тайм-аута. Для этого следует остановить мяч.
    2. Длительность тайм-аута составляет 30 секунд.
    3. Во время тайм-аута запрещается производить какие-либо действия игроками.
    4. После тайм-аута мяч вводится в игру с текущей позиции, по аналогии с подачей в начале игры.
    5. Члены команды могут поменяться позициями только во время тайм-аута, либо сразу после забитого гола.
  6. Нарушения
    1. Запрещается вращение ручек более, чем на 360 градусов ни до, ни после удара. Исключение составляют удары с единичным вращением ручки на один оборот («snake»). Гол, забитый с нарушением правил, не засчитывается.
    2. Во время игры запрещается шатать, сдвигать, приподнимать стол и с помощью любых средств отвлекать соперника от игры.
    3. Команды должны быть взаимовежливы и не допускать оскорблений в адрес друг друга.
    4. Арбитр матча в праве вынести команде предупреждение в виде жёлтой карточки. Два предупреждения, вынесенные в течение одной игры, считаются одним голом, пропущенным в ворота.

Кикер в России

Национальные чемпионы

В настоящий момент сильнейшие игроки в Российском рейтинге представляют три основные кикер-столицы: Москва, Санкт-Петербург и Красноярск. Помимо них в лидерах рейтинга можно найти и иностранных «легионеров» из Марокко, США, Италии и т. д. Более «молодые» спортсмены из Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска и других городов пока не составляют серьезной конкуренции своим столичным коллегам, но активно участвуют в турнирах разного уровня и набираются опыта.

Чемпионы России в 2010 году по версии ФСК:

  • Рожков Евгений (г. Санкт-Петербург) - одиночная категория
  • Панфилов Федор (г. Красноярск), Шатер Шади (Марокко) - парная категория
  • Трипотень Екатерина (г. Москва), Мастерова Мария (г. Москва) - женская парная категория

Чемпионы России в 2009 году по версии ФСК:

  • Полетаев Никита (г. Санкт-Петербург) - одиночная категория
  • Маркин Александр (г. Москва), Шатер Шади (Марокко) - парная категория
  • Трипотень Екатерина (г. Москва) - женская одиночная категория
  • Сарницкая Ольга (г. Санкт-Петербург), Красницкая Александра (г. Санкт-Петербург) - женская парная категория

Чемпионы России в 2008 году:

  • Мясников Константин (г. Москва), Полетаев Никита (г. Санкт-Петербург) - парная категория
  • Сарницкая Ольга (г. Санкт-Петербург) - женская одиночная категория

Чемпионы России в 2007 году:

  • Маркин Александр (г. Москва) - одиночная категория
  • Маркин Александр, Маркин Андрей (г. Москва) - парная категория
  • Маркова Наталья (г. Санкт-Петербург) - женская одиночная категория
  • Маркова Наталья, Сарницкая Ольга (г. Санкт-Петербург) - женская парная категория

Чемпионы России в 2006 году:

  • Константин Мясников (г. Москва) - одиночная категория
  • Хабаров Артем (г. Москва), Кольцов Евгений (г. Санкт-Петербург) - парная категория

Москва

В Москве работают два спортивных кикер-клуба, организующие регулярные турниры и тренировки игроков.

Помимо локальных соревнований и тренировок в Москве проходят этапы Кубка России, Чемпионат России и международные турниры под эгидой ITSF. Москва также является родиной топовых российских игроков в открытой и женской категориях.

Санкт-Петербург

Считается, что как спорт кикер в России зародился именно в Санкт-Петербурге, который в настоящее время, наряду с Москвой и Красноярском, является центром его развития. В спортивных магазинах и ранее, по-видимому, продавались упрощенные детские модели столов, и возможно, профессиональные столы оказывались в каком-либо баре или клубе в России, но не известно ни об одном сообществе людей, постоянно соревнующихся друг с другом, до появления в 2000 г. профессионального стола в клубе Fish Fabrique на Пушкинской, 10 - культовом месте, многолетнем центре неформальной творческой жизни Санкт-Петербурга.

Известная музыкальная группа АукцЫон привезла из гастролей в Европе подержанный стол марки Longoni, который они любезно подарили Фишке (так завсегдатаи называют Fish Fabrique). Так же большим энтузиастом нового увлечения стал довольно известный в городе человек - барабанщик группы Текиладжаззз Александр «Дусер» Воронов.

Постепенно сформировалась группа посетителей клуба, которую все больше интересовала игра в настольный футбол, и зачастую люди приходили в клуб только «порубиться в кикер», не обращая внимания на то, какие музыканты выступали в этот день на сцене клуба. Стихийно начались устраиваться соревнования, появились местные звезды - Вася Гриневич, Макс Маслов, Артем Хабаров. Немаловажен тот факт, что в Фишке всегда можно было играть бесплатно, что позволило энтузиастам совершенствоваться до бесконечности, не заботясь о финансовом вопросе. Это очень важный аспект, поскольку в настоящее время столы с жетонными устройствами можно встретить во многих клубах и развлекательных комплексах Санкт-Петербурга и других городов России, однако цена жетона порядка 20-50 рублей не даёт возможности большому количеству посетителей «распробовать» новую игру, и люди предпочитают играть в известные им бильярд или аэрохоккей. Возможно, будь стол в клубе Fish Fabrique изначально платным, он бы до сих пор стоял в прозябании и кикер остался бы забавой, не имеющей отношения к спорту.

В 2001 году была официально зарегистрирована «Санкт-Петербургская Федерация Настольного Футбола», старейшая в стране. Все существенные городские турниры на столах «итальянского» стиля с тех пор проходили в рамках этой организации - где-то до 2007-2008 годов. В дальнейшем пошло"расслоение соревнований" на внутриклубные, в том числе и регулярные, вроде еженедельных турниров в клубе PLACE, воскресных турниров формата DYP в "Даче", и тд... а также "любительских" (Турниры серии "Б", куда не допускались лучшие игроки из верзних позиций рейтингов спортивных федераций) и "профессиональных" - соревнования в рамках Кубка России и Чемпионата России. Все это в целом характеризует позитивное развитие кикера и как клуюного развлечения и как спорта - игрокам всех уровней стало где потренироваться, попробовать свои силы в первых турнирах - и померяться с самыми искушенными соперниками на высшем уровне.

Впоследствии культовый "Первый стол" пришел в практически полную негодность (и, увы, по последним сведениям до сих пор прозябает в каком-то подсобном помещении Фишки), но позже ему на смену поставили стол французской системы - Bonzini, столы стали появляться и в других клубах города, особенно важно отметить клуб Грибоедов - также культовый клуб с большим количеством посетителей. Из полнейшей экзотики кикер стал частью городской клубной субкультуры. Возникла цепная реакция - люди, посещающие клубы, стали интересоваться новой забавой, из них многие отваживались попробовать свои силы, поначалу хаотично раскручивая рукоятки в разные стороны, некоторые не ограничивались одной-двумя неловкими попытками, желание победить заставляло совершенствоваться, соревноваться друг с другом. В каждом таком клубе возникал соревновательный момент, появлялись свои звезды - умелые игроки, известные большинству завсегдатаев. Владельцы клубов и баров начинают признавать коммерческий смысл установки столов, которые развлекают существующих посетителей (а также привлекают новых), а если стол снабжён жетонным механизмом, то и приносят дополнительную выручку заведению. Где-то с 2002-2003 года начинают проводиться внутриклубные соревнования, прежде всего в Грибоедове и Fish Fabrique, предпринимаются попытки проведения общегородских соревнований. К сожалению, динамичному росту кикера серьёзно препятствовало разделение сообщества игроков на две части по типу (стилю) предпочитаемых ими столов - французский (Бонзини) и итальянский (Гарландо, Лонгони). Так как стиль игры сильно различается (см. описание игры), люди, хорошо владевшие одним стилем, не могли «с ходу» показать сильную игру на другом - а потому и не особо стремились совершенствовать игру на «чужом» столе, учиться новому. Весьма распространённым (в обоих лагерях) стало мнение: «Столы другой марки - ерунда, и нечего на них даже пробовать играть.» Это разделение сильно тормозит развитие кикера, и оно до сих пор не вполне преодолено, хотя стоит отметить, что в 2007 году в Петербурге впервые в России прошли этапы чемпионата России в рамках ФНФ как на Гарландо, так и на Бонзини.

В настоящее время столы стоят в большом количестве клубов и развлекательных центрах, но в спортивном плане можно выделить ряд мест, где можно встретить лучших спортсменов города: клубы Белград, Дача, Грибоедов, Циник, Фиш-Фабрик Цыпа Цоколь Король Плющ Усы. Речь идёт об энтузиастах, которые участвуют не только в соревнованиях Санкт-Петербургской Федерации Настольного Футбола, но и Федерации Настольного Футбола России, посещая этапы чемпионата России, проводимые этими организациями, не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, а также все более активно посещая международные соревнования под эгидой ITSF в Европе.

Красноярск

Один из четырех российских центров настольного футбола. Профессиональный Кикер-Клуб «Wild Fish» активно развивает спорт в регионе.

Челябинск

На Урале Первый Уральский Кикер-клуб «FireShot» открыт в Челябинске 9 апреля 2008 года. Клуб использует столы марки RobertoSport и организует бесплатные тренировки для всех желающих.

В городе проходят как локальные соревнования, так и Этапы Кубка России. Клуб активно сотрудничает с Управлением по делам молодежи администрации города Челябинска, Отделом спорта и туризма администрации Калининского района города Челябинска.

Техника игры

Термины

  • Нападение - 3 игрока передней линии
  • Полузащита - 5 игроков центральной линии
  • Защита - линии вратаря и линия с двумя защитниками
  • Дальний форвард - игрок линии нападения, расположенный слева
  • Ближний форвард - игрок линии нападения, расположенный справа
  • Центрфорвард - средний игрок нападения
  • Пропасовка - пас вперёд с одной линии на другую
  • Перепасовка - пас между игроками одной линии или в обороне
  • Отпасовка - пас между линиями назад
  • Протянуть мяч - сместить мяч игроком вдоль линии без потери контакта с ним
  • Править мяч - ограничивать погрешности движения мяча при пасах в контролируемой манере, «поглаживая» и «подправляя» его с разных сторон разными гранями игроков
  • Защемить мяч - прижать мяч нижним ребром «сверху» к поверхности стола

Положение рук

Любопытно, что среди активно соревнующихся спортсменов в России с некоторых пор в ходу сленговый термин «робот» (вар. - «киборг ») - уважительное «звание» классного игрока, в основном указывающий на способность играть «без нервов» и стабильность в «штамповании» голов. Во многом право называться так достигается за счёт владения очень резкой «проводкой» и самым грозным оружием нападения в кикере - «снейком» (снейк-шот) - см. раздел техника игры . Хорошо владеющий этим технически весьма сложным ударом нападающий в большинстве случаев оставляет даже грамотного вратаря «не у дел». Таким известным в Санкт-Петербурге «роботом» для игры в кикер является Полетаев Никита. Его же, по всей видимости, следует считать и автором данного сленгового прозвища.

Ку-Баба Википедия

Фусбол - Настольный футбол (стол Bonzini) Кикер (нем. kicker футболист) или Фусбол (нем. Fußball футбол) настольна … Википедия

Desperado - Desperado: Отчаянный (исп. Desperado) фильм, 1995 год. Desperado альбом американской группы Eagles. «Desperado» песня с этого альбома Desperado Российская фабрика, производящая настольный футбол (кикер). Desperados: Desperados: Wanted Dead… … Википедия

Список настольных игр - … Википедия

игра - Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср … Словарь синонимов

При построении динамической защиты против удара «snake» пробуйте всегда отталкиваться от того факта, что большинство нападающих начинает свой удар в момент начала движения фигурки защитника из выбранной этим нападающим целевой зоны атаки (holes).

Алгоритм действий нападающих достаточно прост:

Они читают защиту и определяют целевую зону атаки для своего удара;

Они ждут, когда фигурка защитника начнет движение из выбранной ими зоны атаки, чтобы произвести удар в открывающуюся область ворот.

Итак, постоянно помните, что атаку нападающих запускает движение фигурки защитника из выбранной ими в ваших воротах целевой зоны.

А теперь еще десять советов, которые тоже очень могут вам помочь:

1. Меняйте скорость

Во время защиты, пробуйте менять скорость движения ваших рук от быстрых к медленным и наоборот. Нападающим гораздо сложней искать себе целевые зоны, когда скорость действий в защите постоянно варьируется, а не остается монотонной и предсказуемой.

Старайтесь думать: «Сейчас я замедлю свои движения немного, потом еще немного, а затем еще немного, а сейчас я ускорюсь, быстрее, еще быстрее!» Учитесь использовать от 3 до 5 режимов скоростей в течении 15 секунд защиты.

2. Не двигайтесь с новичками

Пробуйте в начале игры с новичком выставить одну фигурку в середине, а другую со стороны «на себя» (pull) для нападающего, и просто оставайтесь в такой позиции, давая ему пробить «от себя» (push). Не двигайтесь, просто замрите. Скорее всего новичок удар сорвет.

Предположим, что он сорвал первый удар - теперь он у вас на крючке. Давайте ему эту защиту еще десять раз, и он сорвет 8 ударов, так как нервничает, что это его слабая сторона, и очень сконфужен промахом в первой попытке.

Если же он забил первым ударом, то можно рискнуть применить эту же схему, но с открытием другой стороны ворот для удара «на себя». Только не забывайте, что этот совет работает только в случае новичков и первого промаха, поэтому бросайте подобные психологические эксперименты как можно раньше.

3. Заставляйте незнакомца бить от себя

Оставляйте для нападающих, которых вы не знаете, чуть более открытой сторону «от себя» (push). Это будет увеличивать вашу вероятность отбить удар, так как каждый нападающий имеет свою любимую сторону, но механика удара «снейк» на себя (pull) из-за естественности движения гораздо быстрей.

4. Раскачивайте ножки фигурок игроков

Все хорошо передвигают игроков от одного борта к другому, но часто забывают еще и раскачивать их ножками вперед-назад. Это раскачивание будет изменять применяемый вами D-паттерн и сделает вашу защиту более запутанной для нападающих. Не делайте подобные раскачивания слишком часто, достаточно будет двух-трех раз на протяжении 15 секунд отведенных на атаку.

5. Двигайте руками синхронно и асинхронно

Двигайте ваших игроков защиты, расположенных на разных штангах, синхронно, как единый защитный блок, или асинхронно - одного вперед, а другого назад. Можно также зафиксировать одну фигурку, а в это время двигать другой.

Пробуйте все три комбинации и смотрите, что работает лично для вас. Многие любят держать руки вместе, чтобы чаще блокировать удары по центру, постоянно двигая штанги вперед и назад. В любом случае, тестируйте все варианты и смотрите, что не нравится нападающему и лучше удается вам.

6. Оставайтесь в зонах атаки 1-3-5

Придерживайтесь в своих защитных действиях 1,3 и 5-й зоны атаки (ширина ворот равна 5 мячам), исключите I-паттерн и не попадайте на «ничейную землю», где вы находитесь на половину в одной зоне и на половину в другой.

Закрывайте атакующие целевые зоны 2 и 4, только когда станете чувствовать себя более комфортно, а также в случае игры против профессионалов.

Убедите себя, что лучше четко придерживаться схемы с зонами 1-3-5, так как это увеличивает процент вашей вероятности отбить удар. Предположим, что бьющий собирается ударить в какую-то сторону или в середину. Если вы находитесь в середине, то вы уже блокируете 50% этого удара. Если вы зависаете между зонами, то бьющий забьет с вероятностью от 75 до 100%.

Вывод: небрежное закрытие двух зон гораздо хуже, чем хорошо прикрытая одна. Убедитесь самостоятельно через игру, что лучше давать нападающему забить идеальным ударом, чем позволять себе защищаться небрежно.

7. Действуйте медленно

Не дергайте штанги со скоростью сто миллионов движений в секунду, когда блокируете удар. Это может привести вас к следующим неприятностям:

  • - можете получить «сотрясение»;
  • - нападающему легче искать целевые зоны атаки;
  • - можете сгореть уже после нескольких игр.

Посмотрите на защиту Terry Moore, который двигается очень медленно и все равно уверенно блокирует очень сложные удары. Парадоксально, но факт, что многих нападающих можно блокировать гораздо лучше, если просто уменьшить скорость движения рук и увеличить концентрацию на D-паттернах.

8. Создавайте иллюзии

Когда вы делаете ваш защитный паттерн, замирайте на полсекунды, затем cдвигайте обе руки на ½ дюйма из защищаемых зон и тут же возвращайтесь обратно. Вы обнаружите, что бьющий попадает мячом прямо в фигурку вашего игрока, так как думает, что вы открыли ему пространство для удара. Делайте этот финт как на ½, так и на ¼ дюйма, когда защищаетесь.

Запомните этот, наверно, один из самых действенных методов остановить снейк - дать нападающему шаблон своих защитных действий за 2-3 секунды, а потом притвориться, что уходите из какой-то зоны, но сдвинуться на очень небольшое расстояние и тут же вернуться. БАХ и мяч попадает прямо в вашего игрока.

Нападающий хочет бить движение из выбранной им целевой зоны атаки, и вот зона кажется начинает приоткрываться, но это оказывается всего лишь обманом.

9. Не пытайтесь отбить на скорость

Ярко выраженных сигналов тела при ударе «снейк» совсем нет или очень мало, поэтому не играйте на обгон - это бесполезно и сопровождается разгромами.

10. Расслабьтесь и сохраняйте спокойствие

Не расстраивайтесь, если мяч влетел в ваши ворота - это всего лишь гол. Оставайтесь в спокойствии, немного измените расстановку, не паникуйте и не переходите к защите а-ля «дергаю за палки так быстро, как только смогу». Варьируйте скорость и темп, обманывайте соперника ложными зонами атаки.