Гладиаторы: быт бойцов Древнего Рима. Какие были виды и классификация гладиаторов в риме Гладиатор со щитом и мечом 7 букв

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.
Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год

А в следующий раз я вам расскажу про восстание Спартака.

источники
http://www.mystic-chel.ru/
http://www.istorya.ru/
http://www.gramotey.com/

А я вам напомню вот такую спорную тему: А так же давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Ранее считалось, что обычай гладиаторских боев пришел в Рим из Этрурии. Однако фрески из Кампании2, где обычай носил религиозно-обрядовый характер, а также свидетельство Тита Ливия3, позволяют склоняться к версии кампанского происхождения гладиаторских игр. Происхождение этого обычая объясняется по-разному; есть основания полагать, что в древности над гробом умершего знатного воина принято было убивать пленных врагов, принося их в жертву богам подземного царства. Впоследствии, вероятно, эти жестокие жертвоприношения трансформировались в ритуальные бои вооруженных мечом (gladius) людей. Первых гладиаторов называли бустуариями (от «bustum» — костер на котором сжигали тело умершего)4, что показывает изначальную связь гладиаторских игр (munera) с погребальными торжествами, в честь которых были организованы наиболее ранние зафиксированные римские зрелища 264 г. до н.э., приуроченные к похоронам Луция Юния Брута5. Со временем гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников.



Наиболее ранние из дошедших до наших дней развалин амфитеатров принадлежат ко времени правления Суллы и построены в колониях воинов-ветеранов, расположенных главным образом в Кампании6. Наиболее известен амфитеатр, построенный в Помпеях, колонизированных около 80 г. до н.э. армейскими ветеранами, присутствие и традиции которых К. Уэлч отнесла к первостепенному фактору развития на данной территории гладиаторской культуры7. Совершенно справедливо, что интерес к гладиаторским поединкам в провинциях поддерживался преимущественно тремя группами социума: легионерами, ветеранами и романизированной городской элитой, о чем свидетельствуют в первую очередь развалины амфитеатров, а также находки мелкой пластики с гладиаторской тематикой в легионных крепостях и колониях8. Заинтересованность» легионеров в гладиаторских играх стимулировалась не столько жаждой кровавых зрелищ, сколько практическим интересом. Время от времени тренировки легионеров проходили не на территории легионного лагеря (campus), а в гладиаторских школах (ludus). В 50 г. до н.э. Юлий Цезарь планировал построить ludus gladiatorium около своей легионной базы в Равенне9, но не только для развлечения своих воинов, а чтобы тренировать их там при помощи опытных инструкторов (doctores gladiatorum).Таким образом, очевидно, что существовало близкое взаимодействие гладиаторской и военной культур, прежде всего в единой методике тренировок фехтования мечом, а кроме этого, в использовании некоторых сходных типов защитного вооружения. В связи с этим, интересно рассмотреть один из элементов гладиаторского вооружения - шлем, как наиболее репрезентативный образчик тесной взаимосвязи с армейской модой. Отмечается конструктивная схожесть некоторых гладиаторских шлемов с широко распространенными в I в. н.э. в римской армии пехотными шлемами типа Вайзенау (Weisenau). Кроме того, прослеживается схожесть их декора с парадными кавалерийскими шлемами этого же времени. К сожалению, не представляется возможным провести такой сравнительный анализ на протяжении нескольких столетий. Наиболее ранние репрезентативные источники - гладиаторские рельефы - появляются только в эпоху раннего принципата, а наиболее поздние мозаики, изображающие гладиаторское вооружение, более или менее отчетливо, относятся к началу IV в. н.э. Не все из них, однако, изображают шлемы так детально, как это было бы нужно для сравнительного анализа с имеющимися в нашем распоряжении реальными экземплярами, которые почти все относятся к I в. н.э. Таким образом, только для этого столетия имеется достаточный объем как иконографического, так и археологического материала. Отсутствие каких-либо изобразительных источников и вещевых находок для республиканского периода не позволяет в полной мере представить, какими типами шлемов пользовались гладиаторы во времена Спартака, и образует лакуну в линии развития гладиаторского шлема. Тем не менее, целый ряд признаков указывает на генетическое родство гладиаторских шлемов с широкими полями и беотийского шлема, появившегося в Греции еще в V в. до н.э.Беотийский шлем был широко распространен не только в Беотии, но и во всей Греции, а также на всем эллинистическом пространстве, вплоть до Бактрии. Кроме многочисленных его изображений, найдено несколько экземпляров. Наиболее ранние находки сделаны в Афинах10 и Месопотамии (на реке Тигр)11 и датируются IV в. до н.э. Со времен Александра Македонского на беотийских шлемах появляются нащечники и плюмаж, а со II в. до н.э. налобную часть тульи начинают украшать волютами12, что в дальнейшем будет характерно и для гладиаторских шлемов.


Оружие гладиаторов древнего Рима

Изобразительные источники показывают большое разнообразие типов шлемов, которыми пользовались гладиаторы: от пехотного шлема типа Вайзенау, снабженного налобными волютами13, до полностью закрытых, напоминающих средневековый топфхельм14 (табл. I — III). Некоторые типы гладиаторских шлемов представлены исключительно на изобразительных источниках. К тому же, на совершенно узко локализованных группах памятников. Так, например, мне известно, по крайней мере, четыре изображения довольно необычного шлема с гребнем, который идет от затылка до самого подбородка (барельеф и рельеф из Иераполя Фригийского15, статуэтка из музея Фицвильяма в Кембридже16 и монумент из Татарево в музее в Софии17). Все эти изображения происходят с востока Римской империи, что наводит на мысль о локальной разновидности шлемов секуторов18. Многообразие изображаемых типов шлемов заслуживает их рассмотрения в отдельной большой работе, где нужно будет обстоятельно рассмотреть все имеющиеся в нашем распоряжении изображения, и показать какие из них действительно отображают реально существовавшие шлемы, а какие являются художественной фикцией и авторской фантазией. Принимая все это во внимание, в данной статье будет рассмотрен главным образом археологический материал.Археологические находки немногочисленны и происходят главным образом из городов на побережье Неаполитанского залива, разрушенных одной из самых страшных катастроф в истории человечества - извержением вулкана Везувий в августе 79 г. н.э. Более 75% находок происходят из казарм гладиаторов в Помпеях, где с 1748 г. для испанского короля Карла III вел раскопки кавалер Рокко де Алкубьерре. В 1764 г. к раскопкам присоединился молодой испанский инженер Франческо Ла Вега, который первым стал делать зарисовки найденных предметов и вести аккуратный дневник раскопок19. До этого основным стилем раскопок в Помпеях было кладоискательство. Есть сведения, что Ла Вега начал раскапывать казармы гладиаторов в том же 1764 г., а закончились они только тогда, когда здание было полностью расчищено в 1800 г. В 1766/7 гг. рабочие расчищали помещение, в котором были найдены прекрасно сохранившиеся, законсервированные вулканическим пеплом и пемзой предметы вооружения гладиаторов20. К этому нужно добавить разрозненные находки в Геркулануме и его окрестностях (шлемы из Лувра21 и Берлинского Антиквариума22).

Другие находки, не связанные с катастрофой в Неаполитанском заливе, происходят с римского пограничья. Луженая тулья шлема без декора найдена в Хоукедоне (графство Суффолк, Англия)23, забрало в виде решетки происходит из Аквинкума (Будапешт)24, навершие в виде грифона найдено на месте пограничной крепости германского лимеса25, в Ксантене обнаружен нащечник26. Кроме этих находок, в музеях мира есть еще несколько шлемов, отождествляемых с вооружением гладиаторов. Они хранятся в коллекциях музея в замке Сан-Анджело в Риме27, Королевского музея Онтарио в Торонто28, Оружейной Джона Вудмана Хиггинса29 и Детройтского института искусств30.

Типология

Большинство шлемов имеет достаточно широкие поля, по форме которых М. Юнкельманн делит их на два типа31. Первый, более ранний тип (тип «Кьети G»), имеет горизонтальные поля по всему периметру шлема. У второго типа («Помпеи G») поля горизонтальные только с боков и сзади, а спереди резко приподняты надо лбом, образуя своеобразный выгнутый козырек. Последний тип представляет собой переходный вариант к более позднему типу, уже не представленному среди находок в Помпеях. Этот тип М. Юнкельманн именует «Берлин G». Он имеет очень низкие (на уровне шеи) горизонтальные поля сзади и с боков и четкое обрамление решетки забрала почти вертикально идущими полями спереди. К этому еще добавлены типы «Провокатор G» и «Секутор G».

Однако типология М. Юнкельманна опирается, исключительно, на конструктивные особенности и не учитывает особенностей оформления шлемов, которое в некоторых случаях являлось стандартным. Все это позволяет сделать типологию гладиаторских шлемов более подробной, не только выделить особенности, но и при помощи иконографического материала попытаться ассоциировать тот или иной вариант шлема с определенным типом гладиатора.

Все археологические находки можно разделить на три типа с подтипами.

Тип I (табл. V, 2; VII, 1 — 4). Тулья напоминает армейский шлем типа Вайзенау и в большинстве случаев богато орнаментирована чеканными фигурами. К налобной части тульи, как и на пехотных шлемах, приклепана пластина козырька. Нижний край лобной части тульи имеет полукруглые вырезы, которые вместе с прикрепленными на штифтах нащечниками, имевшими на верхних своих краях такие же полукруглые вырезы, образовывали сплошное забрало с круглыми глазными вырезами, закрывавшимися круглыми накладными решетчатыми наглазниками. Назатыльник расположен почти под прямым углом к тулье и совершенно аналогичен назатыльникам шлемов типа Вайзенау.

Тип II (табл. V, 3; X, 3). Тулья также аналогична пехотным шлемам типа Вайзенау и лишена какого либо декора. Она сходна также и с тульей шлемов первого типа, но не имеет полукруглых дугообразных вырезов на нижней кромке лобной части, и, кроме того, имеется невысокий продольный гребень. Забрало состоит из двух половин (нащечников) прикрепленных к тулье на боковых шарнирах и скреплявшихся между собой после надевания шлема при помощи центрально расположенной вертикальной пластины-штифта. Глазные прорези в виде маленьких ничем не защищенных круглых вырезов, которые значительно ограничивают обзор. Явным недостатком этого типа является плохой воздухообмен, поскольку забрало лишено каких-либо других отверстий кроме глазных прорезей, а этого явно недостаточно.Тип III (табл. V, 1). Тулья с широкими изогнутыми полями, к которым при помощи шарниров крепятся нащечники, а к ним, в свою очередь, при помощи штифтов крепятся решетчатые наглазники. По форме гребня, забрала и декору шлемы этого типа можно подразделить на три подтипа.

Вариант А (табл. VIII, 1 — 3). Тулья оформлена волютами и маскароном налобной части. По бокам, в местах, где оканчиваются волюты, размещаются втулки крепления плюмажа в виде птичьего пера. Гребень шлема заканчивается изображением головы грифона. По иконографическим источникам этот вид шлема ассоциируется с гладиатором-фракийцем (Thrax) (бронзовая статуэтка фракийца из бывшей коллекции Ф. Фон Липперхайде32 — сейчас находится в Ганновере — гладиаторские рельефы с гробницы Люзия Сторакса, Национальный музей, Кьети33).

Вариант В (табл. VIII, 4; IX, 1 — 4; X, 1, 2). Тулья шлема богато украшена чеканными изображениями мифологических сюжетов, различного рода трофеев, сценами пленения варваров, сценами триумфальных шествий. Гребень шлема иногда тоже имеет декор. На изобразительных источниках такие шлемы носит гладиатор-мирмиллон (mirmillo) (бронзовая статуэтка гладиатора из Лиллебона, музей античности в Руане [Табл. III]; бронзовая статуэтка из Берлинского Антиквариума34) или гопломах (hoplomachus) (статуэтка из Берлинского Антиквариума35).

Вариант С (табл. VI; X, 4). Представлен одним единственным экземпляром в Берлинском антиквариуме36, но в ряде случаев изображен на иконографических источниках (например, рельеф из Берлинского Антиквариума37). Он отличается от предыдущего варианта большим изгибом широких полей, забралом в виде решеток на все лицо, а также массивным гребнем. Досадно отсутствие гарантированного происхождения (в качестве места находки называется Геркуланум или Адриатическое море38), но сравнение с предметами из Помпей и Геркуланума показывает иное качество берлинского шлема. В отличие от почти полностью украшенного фигурными рельефами оружия гладиаторов, находящегося в Археологическом музее в Неаполе и в Лувре, светло-темный контраст берлинского вооружения напоминает изящный образец шахматной доски. Этот эффект осуществлялся посредством того, что латунь шлема лудилась и снова соскабливалась до получения сети растров в каждом втором квадрате оловянного слоя. На этих местах видна первоначально золотистая, а теперь серо-зеленая, покрытая патиной поверхность жести. Появившись, вероятно, во второй четверти I в. н.э., шлемы этого варианта оставались популярными вплоть до конца существования гладиатуры. Судя по иконографическим памятникам, в западной части Империи на протяжении этого времени они были практически неизменны, в то время как на эллинистическом Востоке существовали и некоторые модификации таких шлемов (например, с уменьшенными спереди полями).

Любимые публикой и порой презираемые элитой, римские гладиаторы были героями античности. В течение почти семи веков они притягивали толпы народа к аренам и амфитеатрам, показывая свое умение, силу и ловкость. Кровавые бои гладиаторов были в равной мере спортом, театральной постановкой и хладнокровным убийством.

Вот несколько фактов о таинственных воинах, ставших столпом самого массового, жестокого и популярного развлечения, которое сохнанила история Древнего Рима.

Не все гладиаторы были рабами

Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.

Бои гладиаторов изначально были частью похоронной церемонии

Большинство современных историков настаивает на том, что выступления гладиаторов на арене берут корни из кровавой традиции устраивать бои между рабами или преступниками на похоронах выдающихся аристократов. Такого рода кровавый некролог следует из поверья древних римлян о том, что человеческая кровь очищает душу умершего. Таким образом, эти жестокие обряды замещали собой человеческое жертвоприношение. По случаю смерти своего отца и дочери Юлий Цезарь организовал бои между сотнями гладиаторов. Представления пользовались массовой популярностью и в первом веке до н. э. Древний Рим стал устраивать гладиаторские бои всякий раз, когда правительству необходимо было успокоить, отвлечь или заручиться поддержкой толпы.

Они не всегда бились насмерть

Несмотря на популярное изображение гладиаторских боев в литературе и кинематографе как стихийных и бесконтрольных кровопролитий, большинство из них осуществлялось согласно строгим правилам. Чаще всего бои были один на один между гладиаторами схожего телосложения и с равным боевым опытом. Судьи присматривали за сражением и останавливали его, если один из противников получал серьезное ранение. Иногда бои оканчивались ничьей, в случае если они были слишком затянуты. Если гладиаторам удавалось показать интересное представление и довести толпу до восторга, обоим противникам позволялось покинуть арену с честью.

Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Когда гладиатор был серьезно ранен или предпочитал признать поражение, откинув оружие в сторону, решить его судьбу предоставлялось зрителям. Различные художественные произведения часто описывают толпу с выброшенными вверх указательными пальцами, если зрители желали спасти проигравшего. Но, вероятно, это мнение не совсем верно. Историки полагают, что жест пощады был иным - спрятанный в кулак большой палец. Дело в том, что палец символизировал меч, и им толпа показывала, как именно нужно было убить проигравшего: палец вверх мог означать перерезанное горло, палец в сторону - удар мечем между лопаток, а палец вниз - глубокий удар мечем в шею, по направлению к сердцу. Жесты зачастую сопровождались громкими криками с требованием отпустить или убить.

Гладиаторы делились на типы и классы, согласно видам боев и опыту

К открытию Колизея в 80 году н. э., бои гладиаторов стали высокоорганизованным, кровавым спортом со своими направлениями и видами оружия. Деление бойцов на классы происходило по их уровню подготовки, опыту на арене и весовой категории. Разделение на типы зависело от выбора оружия и вида боев, самыми популярными типами были мурмиллоны, гопломахи и фракийцы, оружием которых были меч и щит. Были также эквиты - всадники, эсседарии - бойцы на колеснице, димахеры - вооруженные двумя мечами или кинжалами и многие другие.

Они очень редко сражались с дикими зверями

Среди военных типов были и бестиарии, которые изначально были преступниками, приговоренными к поединку с дикими животными, с незначительным шансом выжить. Позже бестиарии стали специально тренироваться для поединков с животными, они были вооружены дротиками и кинжалами. В боях с животными остальные гладиаторы участвовали очень редко, даже несмотря на то, что бои были организованы так, что у зверя не было шанса выжить. Часто представления с участием диких животных открывали бои и одновременно использовались для публичной казни преступников.

Женщины тоже были гладиаторами

В основном это были рабыни, слишком своевольные для домашней работы, но изредка к ним присоединялись и свободные женщины Рима. Историки не могут точно сказать, когда впервые женщины примерили на себя гладиаторские доспехи, но точно известно, что к первому веку н. э. они были постоянными участницами боев. Они часто становились предметом насмешек со стороны патриархальной римской элиты, но пользовались сравнительной популярностью у толпы. Несмотря на это, император Септимий Север запретил женщинам участвовать в каких-либо играх в начале III века.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Невзирая на то, что гладиаторы вынуждены были бороться друг с другом, порой даже насмерть, они рассматривали себя как братство и иногда собирались в коллегии. У гладиаторских профсоюзов были свои избранные лидеры, покровительствующие божества и сборы. Когда один из них погибал в бою, коллегии выплачивали его семье компенсацию и устраивали падшему достойные похороны.

Императоры иногда участвовали в боях гладиаторов

Среди завсегдатаев арены были Калигула, Коммод, Адриан и Тит. Чаще всего они принимали участие в поставленных боях или имели явное преимущество над противниками. Император Коммод однажды победил несколько напуганных и плохо вооруженных зрителей.

Гладиаторы часто становились знаменитыми и пользовались успехом у женщин

Римские историки часто называли гладиаторов необразованными грубиянами, элита смотрела на них свысока, но успешные бойцы пользовались громогласным успехом среди низших сословий. Их портреты украшали таверны и дома, дети играли с глиняными фигурками любимых гладиаторов, а девушки носили заколки для волос, покрытые кровью гладиаторов.

Гладиаторы — римские бойцы-рабы, участвовавшие в поединках на радость публике в Римской империи на протяжении почти 700 лет.

Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане. Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.

Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.

Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало. Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).

Бои. (wikipedia.org)

Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители. Известный жест — большой палец вниз или вверх — решал судьбу поверженных. Однако считается, что жесты были иные: пальцы, сжатые в кулак, — жизнь, большой палец, отставленный в сторону, — смерть.

Римские гладиаторы делились на типы, и каждый из них был по-своему вооружен и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены как представители одного из завоеванных Римом народов или, как некие выдуманные персонажи. Однако не смотря на все это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием.

Гладиаторы Рима: интересные факты

1) Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.

2) Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.

3) Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы.

4) Существует миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты. Они не умели сражаться организованно в строю, как легионеры, не знали тактики построений и т. д. В этом была беда Спартака. Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и имело место быть, но солдатами — нет.


Самнит: Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рим. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, напречник и, поножа на левой ноге.


Скиссор (scissor, "тот, кто режет", "режущий") - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, одевал на левую руку железный полый стержень с крюком и цепью, или острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать еще и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками . О скиссорах, как уверяют многие ресурсы, совсем ничего неизвестно, однако, это не так и сегодня можно уверенно представить как выглядел этот гладиатор, а выглядел он воистину устрашающе.

(Scissores carvers): Вооружались двумя большими мечами.



Пельтасты - легковооруженные гладиаторы (разновидность велита) , часто использовались как застрельщики, метавшие дротики. Вооружение пельтастов состояло из нескольких дротиков, часто с «метательными ремнями», которые позволяли увеличить плечо приложения силы при метании. Как основное средство защиты пельтасты использовали плетёный щит в форме полумесяца, который назывался пелта.

фракийский пельтаст спартанский пельтаст


Провокатор («соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, большой пояс с железной пряжкой , длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и гладкооверхий шлем с козырьком, округлыми вырезами для глаз, закрытыми сеткой и с перьями на каждой стороне. В ожесточённых боях они были , защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный , иногда заокругленный щит.



Андабат (от греческого слова “andibatus” - "находящийся на возвышении" Названы так потому, что сражались верхом на лошади. Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия и шлемы с забралами, или шлем с металлической маской иногда бармицей, закрывавшей лицо. Катафракты носили пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Парфянские катафрактарии II в. н. э. использовали комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. Возможно, в таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга.



Бестиарий и Венатор (Бойцы со зверями) Вооруженные копьем или ножом, эти гладиаторы выходили на бой с опасными животными. Позднее, Бестиарии получали специальную подготовку для битвы против конкретных видов зверей. Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату).

Laquerii (Лаквеарий) ("боец с лассо"): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети. Оружие: аркан (лассо) и короткий нож. Одежда лаквеария - это легкая бронь на груди легкие сапоги и легкие поручи, широкий кожаный пояс с металлическими пластинами, защищающий живот. Наплечник закрывающий левое плечо, руку до локтя и достаточно высоко поднимающийся над плечом так, что можно было движением плеча прикрыть голову от удара.

Ну и конечно всем нам известны и любимы: секутор, димахер, мурмилион, фракиец, гопломах, велит, эквит, саггитарий и эсседарий.

Димахер-это как извесно два меча, он хорошь в атаке, слаб в защите, двумя мечаме очень трудно блокировать удары, без щита, он очень слабый против сильных ударов, да же есле он блокирует удары он быстро падает. Димахера надо ставить обезательно на атаку, ни 1% ни должно остаться, ни какого расстояния, только максимум атака!он должен очень быстро давить пративника своей атакой, не дать продохнуть противнику, и при удачном раскладе событий он выиграет, ну покрайней мере у него будет больше на это шансов.

Гопломах-У него большой щит, есть уникальная поза, он умеет садиться и в этом положение его достать очень трудно, пока он сидит гопа достать невозмажно. Но Гопломах, будет садиться только когда он на защите, чем больше процент защиты, тем чаще он сидит. Делее он должен редка открывать (тоесть вставать из за щита и ударять по противнику), но сильно!

Ретиарий (лат. retiarius - боец с сетью) - один из видов гладиаторов.

Вооружение этого гладиатора - сеть, которой он должен был опутать противника, и трезубец. Сражался ретиарий почти обнажённым в широком поясе и наплечнике, который закрывал плечо и левую часть груди. Ретарий-сильнейший вид в игре гладиаторы, и довольно опасно для соперника, потому что когда он кидает сетку и попадает он после нескольких ударов по сопернику обретает преимущество. Однако у него есть и недостатки, у него нет щита, а это является затруднением в защите от ударов, и ему трудно бокировать их. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.




Секутор-основной противник ретиария, назван так из-за умения не давать ретиарию отбежать на безопасное расстояние. Вооружен мечом и небольшим щитом. Гладкий округлый шлем не цепляется за сеть и дает секутору возможность выскользнуть, даже если сеть накрыла его. Секутор также хорош и против других типов гладиаторов, любящих атаковать издалека.

Велит-происходит от одноименного рода войск в римской армии. Вооружен тремя метательными дротиками, маленьким щитом и мечом. Он опасен на расстоянии, но слабо защищен вблизи, поэтому обычно старается держать дистанцию, если в запасе еще есть дротики.

Мурмилон-происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который назывался галлом (как представитель пленных из Галлии) и в давние времена дрался с самнитом и фракийцем.На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». . Он сражается босиком, вооружен большим галльским щитом и мечом, а его шлем украшен фигуркой рыбы.

Фракиец-происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который и тогда назывался фракийцем (как представитель пленных из Фракии) и в давние времена дрался с галлом и самнитом. Однако теперь в роли фракийца часто выступают греки. Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.



Сагиттарий: Sagittarius (от лат. sagitta - "стрела") Изначально конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.




Praegenarii - технически не являлись гладиаторами хотя иногда и принимали участие в гладиаторских боях, но не дрались на смерть. Они открывали представление музыкальными номерами и клоунадами. Их цель состояла в том, чтобы развлечь толпу, чтобы не убить друг друга. Praegenarii использовал деревянный меч, rudis. Но они также использовали и другое оружие, используемое реальными гладиаторами, такими как лассо, гладиус, сабля, тризубец и сеть. Бронежилет и шлем, который носит этот тип гладиатора были такими же как и у других типов гладиаторов, которых они пародировали: Praegenarii были клоунами. Они приняли бронежилет и шлемы гладиаторов, но их единственная цель состояла в том, чтобы развлечь толпу. Сделать смех и обеспечить хорошую разминку к главному шоу. Если император был не доволен выступлением, или ему не нравилась манера подачи прегнария, то их как посмешище выставляли на несмертельный бой против гладиаторов.