Страшные выдуманные истории про охотников. Жуткая охота

То, о чем я хочу рассказать, произошло давно, наверное, году так в 89-90. Мой отец всегда был страстным охотником. Каждый год поздней осенью они с приятелем брали отпуск и уезжали в лес недели на две. Ездили обычно в одно и то же место. Это заброшенная деревня, где-то в лесах Новгородчины. Дома там практически все давно порушились, остался только один, да и то, за счет останавливающихся там постоянно охотников. Леса в тех местах очень глухие, до ближайшей цивилизации далекие километры.

В том году мне исполнилось 15 и отец впервые взял меня с собой. Папин приятель, дядя Коля, всегда ездил с сыном, Егором. Тот был постарше меня, ему уже 17 исполнилось, но мы все равно приятельствовали.

Собрались мы тогда быстро. Покидали в машину барахло свое, собак посадили да и поехали. На место прибыли уже ближе к ночи и были приятно удивлены, обнаружив, что в доме уже хозяйничали трое охотников из Питера. Ну мы, конечно, все перезнакомились. Оказалось, что эти мужики тоже каждый год туда приезжают. Ну, собрали на стол там, за встречу стали выпивать – все, как положено. Нам много отцы не налили, мы с Егором больше байки охотничьи слушали, разинув рты. Зато сами они постарались, да так, что на утро ни о какой охоте и речи быть не могло. Все с утра пораньше начали "лечиться".

Нам с Егором было скучно просто так сидеть. Мы уж и по банкам консервным, и по бутылкам постреляли, облазали весь чердак и подвал. Ничего, конечно, не нашли: все, что можно, уже нашли до нас. Мы и пошли гулять. Видим, недалеко так за деревней роща березовая. Мы подумали, что может хоть грибов наберем, на печке насушим да матерям привезем, ну и двинули туда. Но, придя на место, мы жестоко разочаровались. Роща была остатками древнего кладбища. Видать, тут и нашли последнее пристанище жители нашей заброхи.

Могилы все были древние, давно сравнялись с землей, кресты порушились, но кое-где надписи можно было прочесть. Мы с Егором ходили и ржали как кони, читая фамилии. Долго бродили, и вдруг совершенно неожиданно наткнулись на крест. Хороший такой, добротный деревянный крест, наподобие старообрядческого с "крышей". Прямой и ровный, как будто год назад поставленный. А на нем четко прописаны даты: «Горшковъ Егор Николаевичъ. 19мая 1895 - 19мая 1930».

Мой приятель малость оторопел. Это были его фамилия, его имя, его отчество. И даже день рождения совпадал - 19 мая. Когда я это осознал, мне стало страшно, но в школе нас учили тогда так: Бога нет и все такие совпадения ничего не значат. Предрассудки это все. Только посетовали мы тогда, что парень этот совсем молодым помер и прям в день рождения - 35 лет. Посмеялись и забыли.

Две недели пролетели как один день. Мы славно поохотились и вернулись домой в Москву счастливыми и отдохнувшими. Через пару лет я закончил школу, потом институт, стал работать, женился. На охоту мы ездили каждый год, чинили наш ветхий дом как могли, жили в нем неделями, но на кладбище больше не ходили и никаких разговоров об том случае не начинали.

А несколько лет назад так случилось, что я уехал на работу в США. Прожил там несколько лет, а когда приехал, то узнал печальную новость: мой приятель детства, Егор Горшков, погиб. Я сперва даже не понял, что случилось, прям как обухом по голове... Только на кладбище мне объяснили ситуацию.

Егор отмечал свой юбилей - 35 лет. Все были выпившие, и пошли на балкон курить. Егор упал с 8 этажа. Смерть была мгновенной. Чего уж там произошло, я не интересовался, неловко...

Я посмотрел на крест. Добротный, красивый, деревянный... А на нем надпись: «Горшков Егор Николаевич. 19 мая 1972 – 19 мая 2007».

Вот и не верь после этого в судьбу! Что это было тогда в лесу? Предсказание? Чье-то пророчество? Наказание за наш смех в том месте и издевательство над памятью православных христиан? Я не знаю. В любом случае мне стыдно и я прошу прощения.

Много странных и страшных слухов ходило о здешних местах.. Говорили,что какая-то чертовщина творится в местном лесу.. Теряется пасущийся скот,а иногда и люди. Темные вековые деревья хранили страшные тайны и создавали зловещую атмосферу..

Но это не стало помехой и преградой для двух городских пермских охотников, которые любили пощекотать нервы.. они решили поохотиться в том лесу. Приехали на место рано утром на своем внедорожнике.. Пытались узнать у местных,как добраться до охотничьих угодий, но жители молчали и смотрели на охотников как на пракаженных.. закупив продуктов они выдвинулись.. дорога была неровной и извилистой. Вскоре и вовсе закончилась.. пришлось бросить машину на обочине рядом с кромкой леса.. дальше пошли пешком.

Навигатор показывал дорогу, мобильные телефоны работали и были полностью заряжены.. охотники громко разговаривали друг с другом, веселились и смеялись.. вдруг подул странный промозглый ветер, деревья закачались, стало резко темно, как-будто поздним вечером.. охотники немного удивились..но продолжали свой путь.. вдруг в чаще леса что-то зашевелилось..

Кусты трещали и ломались, то впереди, то сбоку, то позади них.. как будто кто-то большой бегал вокруг них,но не показывался на глаза.. охотники приготовили ружья.. мелькнула тень, стало видно очертание зверя.. несколько выстрелов и зверь упал на землю.. охотники начали подходить ближе к жертве.. Вдруг кто-то или что-то с силой метнул из раненого зверя из чащи прямо к ногам охотников.. перед ними лежал мертвый олененок. тогда охотники не заметили,что на его теле не было следов от выстрелов.. один из охотников взвалил тушу на спину и они пошли дальше.. стало совсем темно.. навигатор перестал работать, батареи на телефоне сели.. вдруг на опушке леса среди чащи в лунном свете охотники увидели маленькую избушку, похожую на охотничий дом..

Они обрадовались, скрипнула дверь и охотники оказались внутри дома.. было темно, но можно было разглядеть очертания деревянной мебели, печки и огромного стола.. охотники развели в печи огонь, достали продукты и сели за стол.. выпили немного водки,начали разговаривать.. раздался неожиданный хруст на крыше, как- будто кто-то большой прыгнул сверху.. вскоре послышались громкие стуки в дверь.. один из охотников схватил ружье и выбежал на опушку,закрыв за собой дверь.. после долгого затишья и паузы раздался выстрел.. затем калитка отворилась..на пороге стоял охотник — он был потрепанным и не моргая, стеклянным взглядом смотрел на тушу убитого оленя..

Второй охотник испуганно молчал, сидя в углу.. из дверей мужчина уверенным шагом проследовал во внутрь.. схватил мертвого оленя, бросил на стол и начал отрывать окровавленные куски сырого мяса, толкал их в рот, громко чавкал и глотал.. его друг очень удивился и испугался.а когда пошевелился, то заметил на себе стеклянный зловещий взгляд товарища, как- будто он видел его впервые.. вдруг послышался тихий стук в окошко.. охотник оторопело посмотрел в сторону и увидел за окном испуганное лицо своего друга, он что- то шептал и махал руками, показывая чтоб товарищ выходил из дома.. Охотник незамедлительно бросился к двери и выбежал на улицу..

» — Да что нахрен происходит!!?»- спросил он друга..

«- Надо срочно уходить!»- ответил тот, развернулся и пошел в сторону леса..

Они быстро побежали от этой избушки.. Вдруг охотник,идущий сзади увидел в полутьме, как у друга с затылка на спину стекает кровь, а на затылке виднеется огромная глубокая рана от ружейного выстрела..

Утром местные жители нашли брошенный внедорожник у кромки темного леса, охотников в нем не было, да и вовсе их больше никто не встречал, в багажнике машины лежала растерзанная окровавленная туша мертвого олененка…

Рисунок Валерии Дашиевой

По следам снежного человека и женщины-дьяволицы

С древних времён сартуулы занимались и продолжают заниматься охотой. Скалистые горы Джидинского района изобилуют дикими животными, поэтому, согласно пословице «Счастье мужчины в горах», представители сильного пола, возвращаясь из тайги, говорят: «Хорошо мы развлеклись, отдохнули».

В случае большой добычи устраивался весёлый праздник, на котором разбивали трубчатую кость, жарили печень, рассказывали истории, многие из которых впоследствии становились охотничьими байками. Земляки, хорошо зная друг друга, частенько приукрашивали события и добавляли от себя. Известно, что многие не верят рассказам охотников. Однако в любом месте и во все времена находилось много желающих послушать охотничьи байки. Некоторые из них записала заслуженный работник культуры Бурятии и России, народный поэт Бурятии Санджэ-Сурун (Галина) Раднаева.

Джидинский снежный человек

Сын Нимажапа Дымчикова, работавшего тогда директором госпромхоза, Болот, охотясь, обнаружил следы странного существа. - С тех пор как увидел те следы, со мной постоянно случаются разные напасти. То ногу сломаю ни с того ни с сего, то что-либо другое... Не могу войти в нормальную колею, - сказал он мне.

Я тоже однажды на охоте в самой восточной части Зангаты перед закатом солнца увидел небольшого медведя и стал его преследовать. Пройдя метров 500 - 600, вдруг увидел перешагивающее через валежину существо, которое удалилось. Недавно выпал снежок, и я ясно различил след. Я был в резиновых сапогах 43-го размера. Сравнив следы, я прикинул, что тот след был примерно 41-го размера. Вдруг мне стало не по себе, я развернулся и направился в сторону своего зимовья. Мне всё казалось, что как будто кто-тоидёт сзади, или это казалось со страху (хотя я не из пугливых)...

Белую свою собаку я пытался направить так, чтобы она находилась сзади меня, но ничего не добился: собака всегда забегала вперёд меня. Так, покрикивая на собаку, дошёл я до ночлега. Сварил суп, поужинал, покормил собаку. Вдруг собака залаяла, от страха выпуская струйки мочи. Удивившись, я открыл дверь, а собака от страха забежала внутрь, перепрыгнула через огонь и стукнулась об стену так, что ее оглушило. Я укрепил дверь тем, что попалось под руку, зарядил ружьё (неважнецкое было, правда), пододвинул под руку топор и сел. До рассвета далеко…

Вдруг снаружи послышался неприятный звук (сколько ни бродил по лесу, такого звука не слышал). Будь что будет, подумал я, приоткрыл дверь и начал палить в ту сторону, откуда доносился звук. Звук прекратился, а мы с собакой еле дождались утра, я и не ложился. Спозаранку я поймал коня, взял его за повод и зашагал с собакой в сторону дома. Дошли до речки Хундэлэн, она шириной не больше метра, а лошадь вдруг упала в воду. Любое существо, упавшее в воду, поднимает голову вверх, а тут конь голову из воды не вытаскивает...

Я подтянул лошадиную морду за уздцы, привязал к дереву и побежал за помощью, забыв даже снять с лошади седло. Пробежав два-три километра, оказался в зимовье - в местности Хундэлэн охотятся ичётуйские. Там оказался один молодой парень. На его коне мы прискакали на то место, но лошадь моя уже издыхала. Парень предложил прирезать коня, но я остерёгся пускать кровь в речку. Снял с коня уздечку, и он тут же ушёл под воду. Спрятал в лесу седло и пошёл, потом и ружьё повесил на дерево в укромном месте, дошёл пешком до Гэгэтуя.
Суток через двое после того я сильно заболел.

Через несколько лет прославленный охотник Гармаев Лубсан-Еши охотился в тех местах. Поздно вернувшись на стоянку, поужинал и начал готовиться ко сну. Вдруг его собака Барс сильно залаяла. Лубсан-Еши взял ружье, вышел и направился в ту сторону, куда рвалась собака - на восток.

И вдруг увидел человекоподобное существо, все заросшее волосами (шерстью), с остроконечной головой. Охотник испугался, сам не помнил, как очутился в зимовьюшке. Ни ружья, ни куртки, ни шапки с рукавицами не было.

Несколько дней охотник ходил не моргая, с торчащими вверх волосами - до того был испуган. После того случая сильно заболел. Сейчас я думаю, что существо обладало сильным гипнозом. Или это был снежный человек?

Записано со слов Чагдурова Ринчин-Доржи Доржиевича.

С бурятского на русский перевел С. Балсанов.

Женщина-дьявол в темных одеждах

Когда я была молоденькой невесткой, любила слушать разговоры пожилых людей - деда моего мужа Жанцана и других. Их рассказы были похожи на сказки, они были удивительны и вызывали интерес

Вот один из рассказов. В былые годы жил один очень меткий охотник (он был представитель седьмого колена моего мужа). Однажды он охотился на Гунзане и услышал за спиной какой-то шорох, будто с горы скатывается что-то огромное, он, не глядя, из подмышек выстрелил назад. Услышав шум падения чего-то большого, сильно испугался и, не оборачиваясь, убежал в другую сторону.

Через некоторое время, успокоившись, вернулся на то место. Увидел, что лежит огромный змей, голова которого была размером с жеребёнка. А вокруг листва деревьев вся пожелтела. Есть правило, согласно которому охотник должен попробовать мясо убитого зверя. Охотник отрезал кусочек мяса убитого змея и попробовал. «Нет жёстче мяса, чем мясо змеи», - говорил он впоследствии.

Услышав разговоры об этом охотнике, я замечала: «Ведь это же сказка, на самом деле такого не было?». «Нет, нет, всё правда!» - утверждали пожилые. Говорили, тот охотник отрубил себе палец за то, что в осеннюю пору шуршал сеном, соломой и вспугивал зверей. Идя на охоту, он не брал с собой никаких продуктов, кроме туеска с топлёным маслом.

Однажды охотник собирался переночевать в лесу. Развёл костёр, вскипятил чай. Вдруг появилась женщина в чёрной одежде и спросила охотника: «Как тебя зовут?». «Меня зовут Я сам», - ответил охотник. Охотник был умный человек и потому заподозрил неладное (разве нормальная женщина будет шататься ночью по лесу?), он велел женщине сходить за водой. Она взяла поданный ей берестяной сосуд и пошла за водой.

Охотник в это время свернул свой дэгэл, чтобы приняли за спящего человека, а сам с ружьём спрятался за деревом. Женщины не было долго. Когда пришла, прикрыв рот рукавом, долго всматривалась в «спящего человека». Потом превратилась в птицу с длинным клювом и собралась клюнуть в спящего. Как только птица приподняла крылья, охотник выстрелил в грудь. Птица с криком свалилась.

На крик прибежала разная нечисть (духи, черти и т.п.) и стала спрашивать ее: «Кто это сделал?». «Я сам! Я сам!» - назвала птица имя охотника. «Ну, если сам, то что мы сделаем?» - сказали твари и исчезли.

Охотник провёл ночь, сидя у костра. Когда стало светать, обнаружил большой, длинный, золотой клюв птицы. Охотник взял клюв, сразу вернулся домой и отправился в дацан. «Это очень плохо. Надвигается беда. Надо увезти и сдать этот клюв в другой дацан в местности Жуу», - сказали ему.

Три месяца добирался до Жуу охотник. Сдал в дацан клюв. Настоятель того дацана знал, кто к ним направляется, и распорядился: «Из далёких мест идет к нам человек с золотым клювом. Надо его встретить, накормить, дать отдохнуть». Охотник менял в пути лошадей, которые ему давали монголы. Когда добрался до Жуу, его встречали люди в дацане. Двери дацана были распахнуты (а охотник в пути беспокоился, как он обнаружит и откроет нужные двери).

Путника накормили, дали отдохнуть, затем повели к настоятелю дацана. Тот сказал: «Вы одолели очень сильного врага. Этот сильный шолмос (чёрт, дьявол) принёс бы немалые бедствия народу». Потом в подарок охотнику дали книгу «Алтан гэрэл» («Золотой свет»), написанную золотыми буквами.

Ему сказали, что книгу ту нельзя держать ниже уровня пояса. На обратном пути охотник всё время держал книгу у груди. Когда руки у него устали (да и спать надо было), он прикрепил книгу на голову, привязав поводьями. Ехал очень долго, и поводья натерли ему шею до ран, шрамов. И вправду книга «Алтан гэрэл» находилась в этой семье, когда я пришла к ним невесткой.

Дед умер в 87 лет. После него книга была в распоряжении его супруги. Кто-то попросил эту книгу почитать, да так и не вернул. Она должна быть в какой-то из семей Гэгэтуя.

Рассказ записан со слов Бадмажаповой Любови Дамдиновны.

С бурятского на русский язык перевел С. Балсанов.

Мой дед недавно вышел на пенсию, и несмотря на его возраст, он довольно молодой и подвижный. Он увлекается охотой с молодости, полгода назад купил себе небольшой охотничий дом и переехал туда. Домик стоит на реке Ижма, он находится довольно далеко от цивилизации. Ближайший город в 10-15 км от домика — Сосногорск, что в Республике Коми.

Место это очень красивое и тихое, я сам по себе довольно тихий и спокойный, и мне очень сайт понравилось это место. Я приезжаю к нему каждые каникулы, и дед всегда рассказывает мне интересные истории, в которых он побывал в то время, как я был на учёбе. Рассказывал про жизнь зверей, про НЛО над лесами, ему даже приходилось сталкиваться с мистикой. Иногда я был очевидцем подобных историй. Например, как дрались между собой лисы, или как в небе зависал НЛО и издавал различные световые излучения. Больше всего мне понравилась его мистическая история, которая произошла с ним в конце сентября. История скорее печальная, чем страшная.

Как всегда, в 16 часов вечера, он собрался на охоту, прихватив всё необходимое. Охотится он в основном на своём берегу, реку переходил очень редко. Но в тот вечер он решил перейти реку. Обычная охота, сидит, осматривается. Вдруг слышит шорохи сдади, оглянулся, а там другой охотник.

— Испугал, сайт ёшкин кот! — Вскрикнул дед.

— Прости, мужик. Тише-тише…, — шёпотом ответил мужик.

Между ними завязался разговор. Деду мужик показался довольно доброжелательным. Несмотря на его молодость, он оказался без «понтов» и не выпендривался. У него была собака по кличке След, собака была спокойной, такой же как и дедушкин собеседник. Мужик часто улыбался и был красноречив в разговоре с дедом. Дед подумал, что они могут быть товарищами. Весь вечер они беседовали, прогуливаясь по лесу. Солнце уже скрывалось за горизонт, они пришли к месту их встречи. Дед первый протянул руку Серёге (так звали этого незнакомца), показывая ему своё уважение к нему. Сергей продолжал улыбаться, собака весело виляла хвостом. Они договорились встретиться на следющий день на этом же месте, в то же время. Сергей с Следом углубились в лес, дед отправился домой.

Утром следующего дня сайт дед дожидался вечера, чтобы вновь встретиться со своим товарищем. Я его понимаю, думаю, у каждого такое было, что только-только познакомился с человеком, а он тебе уже как близкий друг. Наступил вечер. Он отправился на то место. Дед увидел Сергея с Следом и рванул к ним. След гавкал ему навстречу, Сергей улыбался, но в улыбке было что-то другое, как будто он сам ждал этой встречи. Они поздоровались, поговорили. И отправились на реку поохотиться на уток и прочую живность. По дороге их дружба окрепла, они сами не заметили, как стали общаться на «ты». Они подошли к реке, огляделись и увидели стаю уток. Они засели в кустах, След вёл себя тихо.

— Хорошая собака, — сказал дед.

— Мой След самый лучший, — обнял Серёга Следа.

Дед просто смотрел на них и улыбался. Они вновь сайт сосредоточились на утках. Каждый выбрал для себя цель. Прозвучали выстрелы. Стая взлетела, две утки остались плавать посреди реки. След поплыл за первой, затем за второй.

— Хороший пёс! — Сказал дед и дал ему кусочек колбасы.

Солнце вновь скрывалось за горизонт. Они пришли на место своей первой встречи и ещё болтали о том, о сём. Сергей первый протянул руку и сказал:

— Спасибо тебе, Ванёк (так зовут моего деда) за всё. Ты освободил меня, теперь я могу идти. Я отдаю тебе моего Следа, пожалуйста, береги его. И вот, возьми мою утку.

Дед не понимал, что происходит. Сергей продолжал улыбаться, он сказал: «Пока!» и ушёл вглубь леса. След остался сидеть рядом с дедом, и они оба смотрели в сторону уходящего Сергея. В душе деда стало одиноко. Ночью ему приснился Сергей, уходящий в белый сайт свет, Сергей ещё раз поблагодарил моего деда и ушел.

Я часто замечал и замечаю, как дед, сидя рядом со Следом, сидит и глядит на этот лес. И историю эту мне рассказал дед, сидя в таком же положении рядом со Следом и смотря вдаль. Но он не унывает. Жизнь продолжается!

РИГ сайт Среди удивительных историй охотничьи байки, реальные и вымышленные, занимают особое место…

Один юноша - той осенью он как раз перешел в 11-й класс - с друзьями пошел на утиную охоту. Они бродили по ближним болотистым местам. На одном озере долго сидеть не хотелось. Заночевали в шалаше у знакомых рыбаков и рано поутру, выпив горячего чаю, снова отправились стрелять уток. Чтобы не мешать друг другу, разбрелись в разные стороны. Герой рассказа, юноша-школьник, добыв трех уток, решил, что день, кажется, выдался удачным, и направился в сторону одного заброшенного коровника, за которым в местности Дедушкин алаас было небольшое озерцо, где могли быть утки. Но когда он подошел к озеру, не увидел ни одной летающей и плавающей живности. Только возле заброшенного хотона*, к своему немалому удивлению, увидел какого-то старика.

Парень решил узнать, кто это там ходит, и пошел в ту сторону. Но старик вдруг, как будто убегая от него, шмыг в коровник. «Эй, ты кто? Что тут делаешь?» - крикнул парень. Старик вышел из коровника и как ни в чем не бывало стал с ним разговаривать. Спросил, чей он сын и сколько добыл уток. Оказалось, что он знает его родителей. Постояли, поговорили, парень подарил старику самую крупную утку, попрощались. Старик сказал, что остается на этом месте и что, возможно, встретятся через три года.

«Приходи еще в эти места, я тут буду», - промолвил старик и снова шмыг в пустой хотон. Парень удивился про себя: мол, что можно делать в заброшенном хотоне? Но почему-то ничего не сказал и пошел в сторону шалаша к товарищам. По дороге удача снова не оставила его, так что к шалашу он пришел, к великому изумлению товарищей, более взрослых охотников, с четырнадцатью утками в мешке. Он рассказал им о встрече со странным неизвестным стариком, но охотники только удивленно переглянулись: никто из них никогда не слышал ни о каком старике, живущем поблизости. И только дома его старый дед, услышав рассказ внука, подумал про себя, что, скорей всего, мальчик видел самого Байанайа - покровителя охотников и рыболовов. Значит, быть ему удачливым охотником.

Однажды двое охотников долго блуждали по лесу и, сильно устав, стали искать ночлег. После долгих поисков, уже совсем отчаявшись, набрели на старую заброшенную избушку-балаган. Уставшие люди очень обрадовались, что не придется заночевать под открытым небом в холодную осеннюю ночь. Быстренько нарубив дров, затопили печку-камелек, которая, к их счастью, была цела и вскоре бойко затрещала дровами. Маленькая избушка быстро нагрелась. Охотники приготовили нехитрый ужин, и старший из мужчин, вытащив бутылку разведенного спирта, угостил хозяина огня, пробормотал заклинание. За ужином и сами выпили с устатку.

Выпив, мужчины разговорились и еще долго сидели возле догорающего камелька. Вскоре у старшего стали смыкаться веки, он лег на ближайшие к камельку нары и сразу заснул крепким сном. Его напарник, убрав остатки ужина, вышел по нужде на улицу. Стояла темная осенняя ночь, про которую говорят: хоть глаза выколи. Охотник, справив нужду, направился в сторону избушки, как вдруг услышал за спиной чье-то покашливание. Он сильно испугался и бросился к жилью, заскочил и сразу захлопнул дверь. Товарищ его спал и даже похрапывал. Он не стал будить его, оглянувшись, нашел длинную палку и припер дверь изнутри. После этого улегся на соседние нары и стал засыпать.

В середине ночи вдруг проснулся от того, что кто-то, вздыхая, ходил вокруг балагана, затем, подойдя к двери, подергал закрытые двери. Двери не поддались, и этот неизвестный, что-то бормоча поднос, наконец стал удаляться в сторону леса. Старый охотник тоже проснулся и лежал затаив дыхание. Когда шаги затихли, он сел на нары и чуть слышно пробормотал: кажется, все сделали, как надо, покормили духа огня, что, мол, они упустили? В ту ночь незадачливые охотники так и не смогли заснуть, лежали, прислушиваясь к малейшему шороху за стенами, и, как только начало светать, собрав свои вещи, убрались подальше от этих мест. Под вечер добрались до заимки одного знакомого охотника. Тот, старожил этих мест, и рассказал им историю заброшенного етеха*.

Когда давно, еще в позапрошлом веке, в этом наслеге распространилась страшная и очень заразная кожная болезнь, которую якуты даже боялись поминать всуе - аран. Человек постепенно весь покрывался сочащимися гноем и смердящими язвами, терял ноги-руки и умирал в страшных мучениях, отвергнутый и изгнанный соплеменниками, которые боялись даже близко подходить к заболевшим и отселяли их подальше в тайгу. Одну такую заболевшую семью с двумя сыновьями отселили в глухую тайгу.

Делать нечего, те безропотно подчинились приказу соплеменников, хотя знали, что их ждет мучительная смерть если не от болезни, то от голода. Какое-то время они еще держатся при помощи старых запасов, но затем еда заканчивается. Отец семейства пробует охотиться, но какой из него, больного человека, добытчик? Он первым, надорвавшись на охоте, отдает богу душу. Вслед за отцом умирает старший сын - пятнадцатилетний подросток.

Бедная женщина, оставшись в глухом лесу одна с десятилетним ребенком, впадает в отчаяние. Из деревни никто не приходит и не приносит продуктов. Чем так мучиться, лучше сразу помереть, думает несчастная женщина и, убив спящего сына ножом, сама же его хоронит. После этого вешается на дереве рядом со свежевырытой могилкой своего ребенка. Через некоторое время родственники этой семьи все решили проведать их. Обнаружив их бренные останки, по-человечески их погребли, а юрту подожгли. Уже в другом веке в этих местах какой-то охотник построил избушку, ведь находящиеся неподалеку озеро и лес были полны непуганой дичи и рыбы.

Останавливающиеся на ночлег охотники нередко тоже слышали шаги, вздохи и стоны умерших от страшной болезни и голода людей. В этот раз, как думает рассказчик, скорей всего, приходила неприкаянная душа несчастной женщины-матери, на долю которой выпала самая страшная участь - потерять всех своих близких.

Этот случай произошел уже совсем недавно, несколько лет назад. Несколько мужчин из одного крупного поселка поехали на Север поохотиться на диких оленей. Это было в конце октября, уже начались морозы. Возле одной небольшой речушки увидели многочисленные следы зверей и решили сначала устроиться на ночлег в находящейся поблизости охотничьей избушке.

Когда подъехали туда, уже завечерело, стало темно. Так что не стали блуждать в поисках дров, тем более, что в тундровой зоне с этим проблема, срубили первое же попавшееся, росшее возле дороги старое дерево, нарубили из него дров и затопили печку. После плотного ужина сразу улеглись спать, один из охотников решил подкинуть еще дров и вдруг увидел на одном полене обрывки каких-то нитей, тряпок, удивился и отложил в сторону, решив, что утром хорошенько рассмотрит, что бы это значило.

Ночью ему приснился страшный сон: он увидел, как посередине избушки откуда ни возьмись появился представительный пожилой мужчина, с ног до головы одетый в одежду из оленьих шкур. Незнакомец, вперив горящий взгляд на него, грозным голосом сказал: «Вы срубили мое священное жертвенное дерево, росшее в дверях моего аартыка*! Буди своих людей, и убирайтесь отсюда подобру-поздорову!»

Мужчина от испуга проснулся и увидел, что стена избушки за железной печкой уже объята бушующим пламенем. Он растолкал своих товарищей, те, кто в чем, успев схватить, что под руку подвернулось, выскочили на улицу. Только вышли - и за ними обвалился потолок. Напуганные происшествием, незадачливые охотники отправились в ту же ночь восвояси домой. С тех пор в эти места они, как говорится, ни ногой. Раз дух местности на них прогневался, делать там нечего - не видать удачной охоты как собственных ушей!

*Етех - заброшенная усадьба, жилье.

*Хотон - коровник.

*Аран - лепра, проказа.

*Аартык - дорога, проход.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА,