Разминочные игры с залом. И быстрее выпрямляю! «Самолеты и бабочки»

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе пово­дится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т.д. В этих упражнениях ведущий обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников - повторять все за ведущим Цель: активизировать, "разогреть" членов группы, создать у них определенное эмоцио­нальное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

"Зоопарк" (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

"Бабушка из Бразилии" (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга) Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами "У меня есть бабушка в Бразилии", "У нее вот такая нога", "У нее вот такая рука и голова на бок" "Она прыгает и кричит: "Я самая красивая бабушка на свете" и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

"Пустой стул" (15 мин.)

Участники лепятся на первый-второй. Участники под номером "один" садятся в круг, под номером "дна" истают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

"Белые медведи" (10 мин.)

2-3 человека ("белые медведи") берутся за руки цепочкой. Их задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - "пингвинов". Пойманный "пингвин" становится "медведем". Для этой игры требуется достаточно просторное безопасное помещение

"Шишки, желуди, орехи" (10 мин.)

Группа разбивается на тройки, и те встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в ко­лонке - "шишки", за ними ""желуди", за ними "орехи". Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Молекулы" или "Броуновское движение" (10 мин.)


Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - "тишина и замри", два сигнала - "выстроиться в круг с закры­тыми глазами", и три сигнала - "открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру" Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: "Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7)!". Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

"Театр Кабуки" (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: прин­цессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед: самурай: делает движение взмаха саблей После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает "Принцесса очаровывает самурая Самурай уби­вает дракона. Дракон съедает принцессу". Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной Например. Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаро­вывает) Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу) Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

"Ужасно-прекрасный рисунок" (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фло­мастеру. Предлагается нарисовать "прекрасный рисунок" После этого рисунок передает­ся соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд "ужасный ри­сунок" и передает следующему. Следующий участник делает "прекрасный рисунок" Так проходит весь круг Рисунок возвращается хозяину Обсуждение

"Бурундуки" (15 мин.)

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий чело­век должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

"Выбери..." (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

подгрупп - 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: "Кого бы вы взя­ли с собой в поход?" Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: "Кому бы вы доверили нести рюкзак?". Ос­тальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: "С кем бы вы поделились яблоком?", "Кому бы вы доверили свою тайну?". Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить коман­ду, в которой они бы хотели работать.

"Фишка" (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листоч­ки 3-х цветов: если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 человек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

"Молекулы" (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все нач­нем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки

В организм".

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит "2 атома", потом "2 молекулы", "2 клетки", "2 организма". Участники разделены на две группы.

"Цвета" (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству уча­стников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

Ритуалы завершения групповой работы

"Подарки" (20 мин.)

Мы представляем вам подборку игр,

которые отлично подойдут для разминки на тренировках в клубе

или просто для развлечения команд.

Баллоны и насосы

Участникам выдаются карточки с 3словами:обычно это редкие и мудрёные слова, которые известны далеко не всем. За отведённое время (например, 3 минуты) участникам необходимо придумать определение для этих слов, выглядящее максимально реалистично, на которое "купится" как можно больше людей.

По окончании времени листки сдаются ведущему, который перемешивает их, добавляя листок с настоящими определениями этих слов. Во второй части игры ведущий читает вслух все определения для каждого слова, включая настоящее. Участники должны внимательно прослушать все определения и выбрать для себя то, которое, по их мнению, является правильным.

Если участник проголосовал за верное определение, то получает 2 очка. Если же он проголосовал за одно из определений, придуманных соперниками, то автор такого определения получает 1 балл и объявляется «насосом» (за то, что ловко «надул» товарища, который объявляется «баллоном»). Таким образом, за каждого участника, "купившегося" на определение, автор, придумавший его, получает по одному баллу.

После окончания голосования по каждому слову ведущий объявляет, какое определение было верным. Когда все определения зачитаны, подсчитываются очки. Победителем считается участник, набравший больше всего очков.

Банальности

Вначале объявляется тема. Темы могут быть самыми разными: от простых, вроде "школа" или "лыжный спорт", до самых экзотических.

После этого участники втайне друг от друга записывают по 10 слов. Принято, что это нарицательные существительные в именительном падеже единственном числе. Во время, когда игроки составляют свои списки слов, запрещены все разговоры.

После списки вскрываются и оглашаются.

За каждое слово участник получает столько баллов, сколько человек это слово написали. Победителем считается тот, кто набрал больше всех очков по всем своим десяти словам.

В этой игре важно быть "наиболее банальным", то есть писать те слова, которые могут прийти на ум большинству участников игры.

Слова считаются одинаковыми, если они полностью совпадают. Например, если играется тема "Свет", то слово "лампа» и "лампочка» считаются разыми словами. Это же правило относится и к орфографическим ошибкам.

Интеллектуальный покер

Сначала ведущий задает вопрос всем игрокам (отвечает тот, кто первым хлопнул в ладоши). Если правильного ответа не дал никто, предлагается следующий вопрос – и так далее, пока кто-нибудь не ответит. Пусть ответил игрок Икс. После этого ведущий предлагает ему выбор. Икс может либо получить одно очко и прекратить игру, после чего следующий вопрос снова задается всем игрокам. Кроме того, Икс может продолжить игру, тогда следующий вопрос задается только ему. Пока игрок продолжает давать правильные ответы, он каждый раз имеет такую же альтернативу – продолжать игру или остановиться (записав в свой актив столько очков, сколько правильных ответов он дал). Однако если он даст неправильный ответ на очередной вопрос, вся его серия «сгорает».

Выигрывает тот, кто даст наибольшую (несгоревшую) серию правильных ответов. Если наибольшие серии одинаковы у двух или большего числа игроков, то сравниваются вторые их серии (если они есть), затем третьи и т.д. Так, игрок, имеющий серии 3 + 2 + 1, проигрывает игроку, давшему серию из четырех верных ответов, но выигрывает у игрока с сериями 3 + 1 + 1.
Игрок может остановиться в любой момент, передавая право ответа любому другому участнику и сохраняя свои уже честно заработанные очки.Цель каждого игрока - набрать как можно больше очков. Цель ведущего - выявить потенциальные возможности игроков и зрителей, выбрать наилучших среди кандидатов, развлечь зрителей, сделав игру острой. Для этого рекомендуетсячере-довать простые и сложные вопросы, начиная, естественно, с предельно простых.

Две буквы

Первый участник говорит слово - существительное, желательно в единственном числе. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку, пока круг не замкнётся.

После того, как право ответа возвращается к первому игроку, все участники пишут на листочке слова, которые они загадывали – за каждое совпадение команде начисляется 1 балл.

Шляпа

Суть игры "Шляпа" в том, чтобы объяснить партнеру за короткий промежуток времени (15-20 секунд) как можно больше слов, вытаскиваемых одно за другим из шляпы.

В шляпе лежат бумажки со словами. Показывать бумажки никому нельзя. Используются только нарицательные существительные в именительном падеже и единственном числе.

Игроки разбиваются на пары. Один из игроков команды вынимает из шляпы бумажку и объясняет написанное на ней слово партнеру.

При объяснении нельзя:

- использовать однокоренные слова;

Называть переводы слова на иностранных языках;

Использовать жесты (в том числе показывать на предметы);

Называть напрямую слова, похожие по звучанию (например, если вы объясняете слово «этюд» и решили объяснить его как «музыкальное произведение, похожее на «утюг», то в таком случае сначала вам нужно объяснить слово «утюг»).

Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если он угадал написанное слово, то команда забирает бумажку себе и первый игрок берет следующую бумажку из шляпы. Кон длится, пока не закончится время (30 секунд). Как показывает практика, за 30 секунд игрокам обычно удается объяснить от одного до четырех слов. Если время закончилось, а слово осталось не отгаданным, то бумажка помещается обратно в шляпу. После окончания кона шляпу берет следующая команда.

Игра заканчивается, когда в шляпе не остается бумажек. Победителем становится команда, отгадавшая больше слов.

Контакт (или «Есть контакт!») - устная игра на отгадывание слова. Ведущий загадывает слово, называет его первую букву (слово должно быть нарицательным существительным в ед. ч. , именительном падеже ). В процессе тура отгадывания данного слова все определения должны касаться слов, начинающихся на указанную букву (или, в дальнейшем, указанную последовательность букв).

Участники задают ведущему вопросы - определения . Ведущий должен придумать слово, которое подходит под определение, и ответить: «нет, это не … (указывает подразумевавшийся участником термин)», или, если определение однозначно описывает загаданное слово, «да, это (загаданное слово)».

Так как обычно определение не ограничивает область до одного слова (пример задаваемого вопроса: «Это не птица?»), то ведущий не обязан угадывать именно то слово, которое задумали отгадывающие - достаточно любого слова, описываемого определением. В некоторых модификациях правил запрещается дальнейшие вопросы без изменения определения (типа «Это не другая птица?»).

Если ведущий не может придумать подходящее слово, но задумку спрашивающего ухватил другой участник (или несколько), то тот участник (участники) говорит «контакт» (подразумевая, что произошёл мысленный контакт), начинается обратный отсчёт (например, от 10). Если за время отсчёта ведущий так и не назвал подходящего слова, «контактирующие» участники хором произносят слова, которые они подразумевали. Если они произносят одно и то же слово, ведущий называет следующую букву загаданного слова, и ему задают определения существительных, начинающихся уже с указанных букв. Цель участников - придумывать такие слова, чтобы ведущий не смог догадаться, что это за слово, но смогли догадаться другие участники. Одна из возможных стратегий (не поощряемая, впрочем) - загадывать термины-вопросы из области, в которой сильны отгадывающие, но не ведущий.

Игра заканчивается, когда игроки произносят вслух загаданное ведущим слово.

Крокодил

Задача игроков показать слова, выданные им ведущим на карточках, не используя при этом слов.

Показывая слово, вы можете :
- двигать любой частью своего тела (хоть ушами);
-принимать любые позы (вплоть до стояния на голове);
-отвечать на вопросы отгадывающих жестами;
-рисовать жестами на стене или другой плоской поверхности;
-указывать на свою одежду, украшения и другие вещи, которые оказались при вас, когда вы пошли показывать слово;
-показывать словосочетание в несколько приемов, разбив его на отдельные слова.


Показывая слово, нельзя :
- разговаривать, намеренно издавать любые звуки (кроме выражения эмоций);
- показывать на любые предметы, кроме тех, которые имеете при себе, брать их в руки, пользоваться ими;
- произносить слова беззвучно, одними губами;
- показывать отдельные буквы;
- рисовать (даже если у вас при себе были ручка или карандаш) и вообще оставлять видимые следы на любой поверхности;
- показывать слово по частям или по слогам.

Командная игра

Индивидуальная игра хороша для первого знакомства с «Крокодилом», но по-настоящему эта игра раскрывается в командах. Выступая команда против команды, вы не просто разовьете командный дух и научитесь понимать товарищей с одного движения.

Принцип командной игры:

Команды ходят по очереди, каждый раз отправляя показывать слово нового участника;

Ход команды длится ровно 1 минуту, и чем больше слов будет за это время угадано, тем больше очков заработает команда;

Угадывать могут только участники той команды, игрок из которой показывает слово;

Игра продолжается несколько раундов, после чего команды подсчитывают заработанные очки и определяют победителя.

Система

Ведущий мысленно загадывает некую систему слов, которой он объединяет некие объекты. Логика построения системы может быть самой различно: например, в систему могут входить все слов из четырёх букв, или слова обозначающиеживотных, или слова не имеющие единственного числа, или слова обозначающие всё мягкое и т.д.

После того, как ведущий придумал систему, он говорит первое слово, относящееся к ней. Игрокипытаются угадать его систему, предлагая ведущему свои слова. Игроки говорят строго по очереди. На каждое предлагаемое участниками слово ведущий отвечает, подходит оно в его систему или нет. Игра заканчивается, когда большинство игроков проникло в логику построения системы, и кто-то из игроков её озвучивает. Каждый игрок, который также понял суть получает свои баллы.

Коррида
Играют все участники, сидя в кругу.

После того, как задан вопрос, игроки могут отвечать по принципу "кто быстрее", т.е. тот, кто первым хлопнул в ладоши, получает право ответа.

Перед тем, как ответить, участник называет свою "жертву" - игрока, против которого он играет.

В случае правильного ответа названный отвечающим игрок получает очко, если отвечающий ошибся, то очко получает он сам.

Набравший три очка, выбывает из игры, а сама игра ведется до тех пор, пока не останется один участник.

Игра может применяться на тренировках в качестве разминки, вопросы для нее следует подобрать не слишком тяжелые, так, чтобы на них мог ответить каждый из участников. Как правило, в этой игре побеждает не самый умный (его стараются вывести из игры в самом начале), а самый незаметный игрок.

Списки

Играющим предлагается тема из ограниченного списка элементов (например, «Нобелевские лауреаты по экономике» или «страны Африки»), участники должны по очереди перечислять элементы ряда. При отсутствии ответа игрок выбывает. Побеждает оставшийся последним игрок.

Биатлон. Индивидуальная гонка.

Каждому игроку по отдельности дается определенная категория, в которой условно находятся более двух десятков элементов. От игрока требуется назвать по пять элементов каждой категории за минимально возможное время.

Игрок должен понимать, что каждый "промах", то есть неназванный элемент в какой-нибудь категории это, по сути, минута штрафного времени, иначе говоря, лучше подумать секунд 20-30 и назвать, чем сказать "Дальше!" и перейти к другой категории. Возвращаться обратно к "незакрытым" категориям нельзя.

Ход игры проходит примерно так:

Ведущий: Вулканы

Игрок: Этна, Везувий… Э-э-э, как там его, Эйяфьятлайокудль… Олимп на Марсе, считается же?... Блин, больше не могу вспомнить. Дальше!

Ведущий: Нобелевские лауреаты по физике...

В итоге ведущий фиксирует итоговое время каждого игрока и количество его промахов.

Кораблик

Называется буква. Игроки начинают «грузить» на кораблик все предметы, которые начинаются на эту букву.

На раздумье каждому – три секунды. Если игрок молчит дольше, ошибается или повторяет то, что уже было сказано ранее -выбывает.

Побеждает тот, кто последним назовёт правильное слово.

Табу

Задача участников – объяснить некое слово, не называя при этом само слово и не прибегая к списку запрещенных слов (табу).

Игроки вытягивают по очереди карточки, на которых дано слово для объяснения и список из 5 слов табу, которые нельзя произносить при объяснении (конечно же, они наиболее известные, употребительные и удобные для объяснения данного слова, но придётся обойтись без них).

Слова на карточке видят только объясняющий игрок и ведущий!

Игрок начинает объяснять, а все остальные угадывают, выдвигая различные версии.

Если игрок ошибается и произносит одно из запрещенных слов, ведущий подаёт специальный звуковой сигнал (это может быть пищалка, свисток, хлопок в ладоши), игроку начисляется штрафной балл.

Как только участники угадали слово, следующий участник берёт следующую карточку и объясняет новое слово.

Пример карточки:

КЛЫК

Табу:

Зуб

Кусать

Дракула

Вампир

Волк


Предварительный просмотр:

Двигательные игры-разминки.

Двигательные игры-разминки могут проводиться как в детском саду, так и в домашних условиях во время выполнения детьми заданий, предполагающих длительное нахождение тела в одном положении.

«Напряглись - расслабились».

В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т. д.).

«Упрямая шея».

Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично ладони на лоб.

«Черепаха».

Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок - к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница».

Ребенок представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание на ощущениях в разминаемых суставах:

  • вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
  • вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
  • вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты. Плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги».

Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что рисуем большие и маленькие круги. Аналогично - левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки».

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком, научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но сидя - ногами. Затем усложните задачу:

  • Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами.
  • «Кулак - ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную). Играя в паре, ребенок после хлопка в ладоши хлопок «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте - «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).
  • «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (ставят друг на друга ребрами).

Танцевально - ритмическая разминка

в стихах

«Чок -чок, каблучок…»

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке. (движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают, (махи руками как крыльями)

С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (сделать реверанс)

И опять кружится в танце. (покружиться)

Под весёлый гопачок

Лихо пляшет паучок. (танцевальные движения, как в гопаке)

Звонко хлопают ладошки! (хлопки в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

«Гномы»

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

«Рано утром на полянке…»

Рано утром на полянке (хлопки в ладоши)

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встать на носочки и потянуться вверх)

«Динь-дон, динь-дон…»

Динь-дон! динь-дон! (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (постучать кулачком об кулачок)

Красят стены, крышу, пол, (руками «покрасить» сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом. («подмести» метлой)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол - мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «постелить» дорожку)

Расстелив её к порожку. (попятиться назад)

Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

«Путешественник - гном»

Жил-был маленький гном (присесть, затем встать)

С большим колпаком (вытянуть руки вверх, соединить ладони)

Он был путешественник - гном. (руки на поясе, шаги на месте)

На лягушке он скакал:

Прыг-скок, ква-ква! (попрыгать)

И на стрекозе летал: (махи руками)

Ух, высоко! (встать на носочки)

По ручью плыл в чайной чашке:

Буль-буль-буль! (имитация плавания)

Ездил он на черепашке:

Топ-топ-топ! (руки на пояс, потопать на месте)

И, протопав все тропинки,

Он качался в паутинке: (покачаться из стороны в сторону)

Баю-бай! Баю-бай!

Утро придет, (руки вверх, затем в стороны и вниз)

Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)

«Ох! Ох! Что за гром?..»

Ох! Ох! Что за гром? (руки-к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом.

Молоток: стук-стук! (движения руками, имитирующие работу с молотком)

Помогать идёт петух. (шаги с наклонами в стороны)

«Кот и мыши»

Кот Тимоша жил на крыше, (руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши. (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть - «мышеловка»)

Но мышата были ловки. (прыжки на месте, руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

«Посторонись!»

Громко цокают копытца,

По мосту лошадка мчится. (скакать, как «лошадки», высоко поднимая колени)

Цок! Цок! Цок!

А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)

Жеребёнок и мальчишка.

Цок - копытце жеребёнка! (топнуть правой ногой)

Цок - каблук о доски звонко1 (топнуть левой ногой)

Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками)

Всем пришлось посторониться! (пятиться на пятках назад)

«Сердитый индюк»

Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача, (остановиться, руки развести в стороны и удивлённо посмотреть вниз)

Рассердился (потрясти пальцем, поднятым вверх)

Сгоряча затопал, (потопать ногами)

Крыльями захлопал! (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар. (сцепить округлённые руки перед грудью)

Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)

Понёсся стрелою! (бег на месте)

«Непоседа - ветер»

Непоседа - ветер (взмахи руками над головой)

Знает всё на свете.

Знает, как поёт лягушка: (присесть и попрыгать, имитируя движения лягушек)

«Ква-ква-ква».

Знает, как шумит ракушка: (встать, сложить ладони лодочкой и поднести к правому, а затем левому уху)

«Шу-шу-шу».

Знает, как кричит ворона: (помахать руками, как крыльями)

«Кар-кар-кар».

Знает, как мычит корова: (хлопки в ладоши)

«Му-му-му».

«Зайчики»

Жили-были зайчики (прыжки на месте, руки перед грудью, кисти опущены)

На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево» и покачаться)

Жили-были зайчики (прыжки на месте)

В беленькой избушке. (соединили руки над головой «домик»)

Мыли свои ушки, (изобразить, как моем уши)

Мыли свои лапочки. (потереть правой рукой левую и наоборот)

Наряжались зайчики, (присесть с поворотами в сторону, руки на поясе)

Надевали тапочки. (поставить на пятку сначала левую, затем правую ногу)

«Светит солнышко в окошко…»

Светит солнышко в окошко, (поднять руки над головой и повращать кистями - «фонарики»)

Потанцуем мы немножко:

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко:

Топ, топ, топ, топ, (потопать на месте)

Так танцует мой дружок.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (присесть)

«Совушка-сова»

Совушка-сова, Совушка-сова (махи руками, как крыльями)

Большая голова!

На пеньке сидит, (присесть)

Головой вертит. (посмотреть направо, затем налево)

Крыльями хлоп-хлоп! (прямыми руками хлопки по бокам)

Ножками топ-топ! (потопать ногами)

«Цветочек»

Говорит цветку цветок:

Подними - ка свой листок. (подняться на полупальцы, вытянуть наверх руки)

Выйди на дорожку, (шаг на месте)

Да притопни ножкой! (топнуть ножкой)

Да головкой покачай, (покачать головой вправо - влево)

Утром солнышко встречай! (руками «нарисовать» большой круг, как – будто солнышко)

«Рыбаки»

В синем небе облака. (встать на носочки, поднять руки вверх)

Под горой бежит река. (присесть, руки вперёд)

Рано утром из реки (встать)

Тянут сети рыбаки. (имитировать движение, как бы перебирая руками сеть)

Много рыбы наловили, (разводим руки в стороны)

Вкусную уху сварили. Ах! (выполнить круговые движения рукой, как-бы помешивая уху в котелке)

«Елочка»

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке. (бег на месте)
Заплясала бы она вместе снами, («пружинка»)
Застучала бы она каблучками. (потопать на месте )

Закружились бы на елочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки. (покружиться)
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой и серебряной бумаги. (изобразить руками махи - «флажки»)

Потому что у ворот
Постучался Новый Год! (показать, как стучатся в дверь)
Новый, новый, молодой
С золотою бородой! (изобразить бороду)

«Мухоморчики - грибочки»

Мухоморчики - грибочки

Вырастали у пенечков. («пружинка»)

Здесь их целая семья.

Не заметить их нельзя. (повороты вправо-влево)

Красной шапочкой в горошек

Привлекают они мошек. (хлопки около правого и левого уха)

Только помните, друзья:

Мухоморы рвать нельзя! (погрозить пальцем)

Мухоморчики-братишки,

Озорные шалунишки, (покружиться)

Самые нарядные,

Все ребята славные! (поочередное выставление ног на пятку )

«Тучка»

Тучка - плакучка по небу плывет, (покачать руками над головой)

И ребятишкам гулять не дает. (погрозить пальцем)

Кап - кап - кап - капли звонко звенят

Кап - кап - кап - капли по лужам стучат. (ударять ладонью о ладонь)

Тучка - плакучка, ты нас не пугай. (погрозить пальцем)

Лучше скорее зонты посчитай. (изобразить над головой зонтик)

Раз, два, три - капли звонко звенят

Раз, два, три - капли о зонтик стучат. (ударять ладонью о ладонь)

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась: (встать с корточек)

Улыбнулась, потянулась. (улыбнуться, потянуться)

Раз – рукой она умылась, (изобразить, как бабочка умывается)

Два – изящно покружилась. (покружиться)

Три – нагнулась и присела, (выполнить наклон, затем приседание)

На четыре – улетела! (замахать крыльями, как бабочка и полетать по залу)

«Солдаты»

Как солдаты наши,

И флажками машем,

И поем. (

Раз, два, три!

Мы идем.(поднять флажки вверх)

Раз, два, три,

Мы поем. (опустить флажки вниз)

Мы идем как нужно,

Посмотри.

Мы шагаем дружно.

Раз, два, три. (марш по кругу с флажками, покачивая ими из стороны в сторону)

Игры на развитие

танцевально - двигательных способностей

«Муравьи»

Цель: уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь двигаться в разных темпах, тренировка внимания.

Ход игры: с началом музыки, дети начинают хаотично двигаться по залу, не сталкиваясь и стараясь заполнить свободное пространство.

«Кактус и ива»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координация движений.

Ход игры: с началом музыки все дети двигаются по залу подскоками. Как только музыка останавливается, и педагог говорит «Кактус»: дети останавливаются, их руки согнуты в локтях, подняты над головой, пальцы растопырены, как иголки кактуса. Если же педагог произносит слово «Ива»: дети должны развести в сторону руки, расслабить их в локтях, голову свесить набок.

«На рыбалке»

Цель : развивать координацию движения, быстроту реакции, воображение.
Ход игры : Все играющие перевоплощаются: педагог - рыбак, дети – рыбки. С началом игры педагог проводит скакалкой («удочкой») по кругу, стараясь поймать рыбок. Дети, чтобы не попасться «на удочку» должны подпрыгнуть.

«Самолеты и бабочки»

Цель: учить детей владеть мышцами рук и шеи, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Ход игры : команда "Самолет" - дети летают стремительно, мышцы рук, шеи и корпуса напряжены. Команда "Бабочки"- переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается по сторонам.

«Змейки»

Цель:

Ход игры: встать на колени и прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги - "хвост", и снова продвинуться вперед. Характер движений волнообразный и непрерывный.

«Котята»

Цель: умение снимать напряжение с мышц рук, ног, шеи, корпуса, двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом

Ход игры: дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде "дождь"- дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. Команда "солнышко" - ребята медленно встают, стряхивают капельки дождя с каждой лапки, с головы и хвостика; соответственно снимая зажимы с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

«Мячик»

Цель: развить пластику рук, воображение.

Ход игры: дети стоят в шахматном порядке, руки внизу, пальцы соединены. Педагог просит представить, что в руках появился мяч: руки плавно выносятся вперед, пальцы остаются соединенными друг с другом (I позиция рук). Затем мяч как - будто падает из рук: развести руки в стороны (II позиция рук).

8.
«Ежик»

Цель:

Ход игры: дети лежат на ковре - на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки натянуты. Педагог говорит стихотворный текст, а дети выполняют соответствующие движения:

Ежик съежился, свернулся, (согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос спрятать в колени)

Развернулся, потянулся. (поворот на живот через правое плечо, потянуться)

Раз, два, три, четыре, пять! (поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками)

Ежик съежился опять! (поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, нос спрятать в колени)

«Цыплята»

Цель:

Ход игры: дети ложатся на ковер, колени прижаты к груди, руками обхватить колени – «яйцо». С началом музыки приподнимается голова, цыплята клювом разбивают скорлупу, расправляют крылышки, начинают двигаться, знакомятся с окружающим миром, пробуют клевать зернышки и т.д.

«Зернышко»

Цель: тренировать фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры: дети сидят на корточках, руки обхватывают колени, голова прижата. Под красивую, лирическую музыку все начинают движение: как - будто из зернышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки.

«Цветочек»

Цель: тренировать фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры: дети должны потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно начинают «падать» кисти рук («спряталось солнышко, поник цветочек»), сгибаются руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, надо позволить корпусу, голове и рукам как – бы «упасть» вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).

«Пантеры»

Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры: дети сидят на корточках, и, не касаясь коленями пола, руками – «мягкими лапками» идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус.

«Найди свое место»

Цель: развивать координацию движений, ловкость, чувство ритма.

Ход игры: Играющие стоят в шеренге. По сигналу руководителя «На прогулку!» дети расходятся по залу и «гуляют». Руководитель произносит слова: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее…». Дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!». По сигналу руководителя дети быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Построение может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала. Игру желательно проводить под музыку.

«Цапля и лягушки»

Все играющие - лягушки, а один человек - цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе. Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами - лягушками. Выделяется и лучшая цапля.

«У медведя во бору…»

На одной стороне площадки - берлога медведя, в берлоге - водящий - медведь. На другой стороне - дети. Дети идут к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!». После этих слов медведь начинает ловить детей, а дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет 4-5 пойманных игроков.

«Космонавты»

В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это - посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. Перед началом игры договариваются, что в одной ракете может поместиться 2 (или 3) «космонавта». Всем мест в ракетах не хватает. Под музыку дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

На какую захотим - на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в обруч) в одной из ракет.

Танцевально-пластические импровизации

(Цель : передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений)

«Осенние листья»

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

«Бабочки»

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

«В стране цветов»

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

"Снежинки"

То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце.

"Танцующий огонь"

Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры…

Танцевально - ритмические движения в стихах

« КОВЫРЯЛОЧКА»

Носок - пятка, пе-ре-топ!

Носок - пятка, пе-ре-топ!

Вот какие молодцы –

Мы танцоры – удальцы!

«МАЯТНИК»

(Перенос тяжести тела с ноги на ногу)

Вперед - назад, вперед - назад

Маятник качается!

Влево - вправо, влево - вправо

Детям очень нравится!

«ПОДСКОК - 1»

Скок, скок, скок, скок!

Вот какой у нас подскок!

Ножку дружно поднимаем

И носочек книзу тянем!

«ПОДСКОК - 2»

Шаг - подскок, шаг - подскок,

шаг - подскок через мосток!

«МОТАЛОЧКА - 1»

Мы «моталочку» танцуем

С ребятишками в саду!

Приходите к нам скорее

Будем рады мы всему!

«МОТАЛОЧКА - 2»

Я «моталочку» спляшу,

Малым деткам покажу!

Ножку правую сгибаю

И быстрее выпрямляю!

То же самое с тобой

Повторим другой ногой!

«ГАРМОШКА - 1»

Я «гармошечку» танцую –

Раз, два, три, четыре, пять!

Пою песню заводную,

Выходи ко мне плясать!

«ГАРМОШКА - 2»

Ты играй, моя гармошка,

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси!

«ГАРМОШКА - 3»

В нашем доме у Тимошки

Есть красивая гармошка.

Пятки вместе, носки врозь –

Потанцуй, лениться брось!

Мы с подружками «гармошку»

Будем вместе танцевать!

А дружки наши «гармошку»

Будут с нами повторять!

«ГВОЗДИКИ» («ДРОБЬ»)

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу!

Пляска русская моя –

Замечательная!

«ШАГ С ПОЛУПРИСЕДАНИЕМ»

Шаг - присяду, шаг – присяду.

Это танец я учу!

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу!

Шаг - присяду, шаг - присяду.

Спинку прямо я держу!

Танцевать себя заставлю,

Даже если не хочу!

«ШАГ ПОЛЬКИ - 1»

Все девчонки и мальчишки

Очень рады поплясать!

Скок – пробежка,

Скок – пробежка,

Будем польку танцевать!

«ШАГ ПОЛЬКИ - 2»

На рассвете ранним утром

Зайки вышли поскакать!

Скок - пробежка, скок - пробежка,

Будут польку танцевать!

«ШАГ ПОЛЬКИ - 3»

Посмотрите, зайчики!

Посмотрите, белочки!

Как танцуют полечку

Мальчики и девочки!

«МОЛОТОЧКИ»

Молоточек тук да тук,

Раздается звонкий стук.

А потом еще разок –

Вот и вбился весь гвоздок!

«ПРИПАДАНИЕ - 1»

Как танцуем мы красиво,

Улыбаемся счастливо!

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко!

«ПРИПАДАНИЕ - 2»

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем!

Как лебедушки плывем,

Хоровод мы наш ведем!

«ПРИПАДАНИЕ - 3»

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко!

Наши танцы хороши,

Мы танцуем от души!

ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 1»

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять!

Дружно, весело, задорно

Повторим мы все опять!

ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 2»

Мы веселые игрушки,

Пляшем танец «топотушки».

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем!

ТОПАЮЩИЙ ШАГ – «ТОПОТУШКИ - 3»

В гости к нам пришли зверюшки,

Им покажем «топотушки»!

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы!

«ГАЛОП ПРЯМОЙ - 1»

Но, лошадки! Но, лошадки!

Вы скачите без оглядки!

Ножку правую вперед –

Получается галоп!

«ГАЛОП ПРЯМОЙ - 2»

Вот лошадки цирковые!

Хороши они, красивы!

Побежали в хоровод,

Станцевали нам галоп!

«ГАЛОП БОКОВОЙ»

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Получается галоп!

Пятка пятку догоняй –

Пятка пятку выбивай!

«ШАГ С ПРИТОПОМ»

Сух из лужи вышел гусь,

Но и ты теперь не трусь!

Шаг с притопом покажи,

А потом беги, кружи!

«КОЗЛИК»

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать!

Козлик ножками стучит,

По - козлиному кричит:

«Бе-е-е-е…!»

Скачет козлик по дорожке,

Бьет он звонко каждой ножкой.

Когда пляску я учу,

То копытцами стучу!

«КАЧАЛОЧКА - 1»

Качай, качай, качалочка,

Качай ты нашу Галочку!

Наша дочка хочет спать,

Мы не будем ей мешать!

«КАЧАЛОЧКА - 2»

Знаю я одну считалку,

Называется «качалка»!

Раз, два, три, четыре, пять:

Начинаем танцевать!

«БЕГУНЕЦ»

Прыжок - пробежка, бегунец,

Вот какой он молодец!

Через лужу прыгает,

Сам себе завидует!

«ВЕРЕВОЧКА - 1»

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу!

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская, учись!

«ВЕРЕВОЧКА - 2»

Мы веревочку плетем -

Ногу за ногу ведем,

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем всё опять!

«ВЕРЕВОЧКА - 3»

Я – маленький зайчонок,

Скачу, куда хочу!

Смотрите, как я ловко веревочку кручу!

«МЕТЁЛОЧКА»

Как у наших у ворот

Дворник улицу метет.

Дворник улицу метет.

Все соринки подберет!

«ПОЛУПРИСЯДКА, ПРИСЯДКА»

Сяду – встану, сяду – встану

И, как мячик поскачу!

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу!

«ХОДЬБА С ВЫСОКИМ ПОДНИМАНИЕМ КОЛЕН»

Ходит по двору петух,

Разговаривает вслух:

- Я хозяин во дворе

И бужу всех на заре!

«ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ ВПЕРЁД НА ПЯТКУ»

Дружно ножки выставляем,

Танцевать не устаём.

На весёлый танец польку

Всех друзей своих зовём!

«ПРУЖИНКА С ПОВОРОТОМ»

Ножки рядышком стоят,

Танцевать они хотят.

Вправо-влево повернись,

Всем друзьям ты улыбнись!

Раз, два, три, четыре, пять,

Повернусь к тебе опять!

«ТРИ ПРИТОПА»

К нам пришла собачка - гав-гав-гав!

Рыжая собачка - гав-гав-гав!

Она громко лает - гав-гав-гав!

Нас она пугает - гав-гав-гав!

«ПРУЖИНКА»

На диванчике качаюсь

И совсем не устаю.

Как пружинка, я сжимаюсь,

Раскручусь и упаду.

Ты раздайся, народ, -

Меня пляска берёт!

Я пойду, попляшу,

Свой наряд покажу!

«ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ ВПЕРЁД НА НОСОК»

На носок поставим ножку -

Как танцуем, посмотри.

А теперь, дружок, попробуй

Этот танец повтори!

«ПРИСТАВНОЙ ШАГ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЁД»

Шёл мишутка по дорожке -

У него устали ножки.

Постоял, сел на пенёк -

Больше он идти не мог!

«БОКОВОЙ ПРИСТАВНОЙ ШАГ»

Боком, боком всё шагаем,

В догонялки мы играем.

А теперь пойдём домой по тропиночке лесной!

«МАРШ И БЕГ»

Слон шагает по дорожке:

Топ, топ, топ, топ.

А за ним шагает кошка:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ!

«ПРИТОП»

Как я топну ногой

Да притопну другой!

Выходи, подружка, в круг,

Танцевать со мной, мой друг!

«ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Веселились, веселились,

К вечеру все утомились!

«УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РУК»

Снег-снежок, снег-снежок

Лёгкий и пушистый.

Он на землю тихо-тихо

Падает, ложится…

Маленькие танцы – этюды

«Матрешки»

Мы матрешки, мы матрешки, (руки сложены «полочкой»)
Вот такие крошки.

Как у нас, как у нас чистые ладошки! (показать ладошки)

Мы матрешки, мы матрешки, (руки сложены «полочкой»)
Вот такие крошки. (присесть и показать рукой какие маленькие)


Как у нас, как у нас, на ногах сапожки! (поставить правую ножку на пятку, затем левую)

«Танец с лентами»

Наши ленты словно птицы,

Стали в воздухе кружиться.

Ля – ля – ля.

Побежали мы по кругу,

Поглядели друг на друга.

Ля – ля – ля. (бег по кругу)

Закружились быстро сами,

Закружились ленты с нами.

Ля – ля – ля. (покружиться с лентами в руках)

«Солдаты и барышни»

Бравые солдаты, пушек не боятся,

Бравые солдаты, весело идут, (марш по кругу)

Бравые солдаты, могут защищаться. (изобразить, как защищаются солдаты)

Бравые солдаты, песни все поют.

Барышни-красавицы, ходят на носочках, (ходьба по кругу на полупальцах)

Барышни-красавицы, любят танцевать. («пружинка с поворотом»)

Барышни-красавицы, платьице в цветочках. (покружиться)

На парад солдат они вышли провожать. (помахать рукой, как-бы прощаясь)

«Осенние листочки»

Мы листики осенние

На веточках сидели. (взмахи листочками)

Дунул ветер, полетели,

Мы летели, мы летели, (бег по кругу)

И на землю сели. (присесть)

Снова ветер набежал,

И листочки вверх поднял. (подняться и потянуться вверх с листочками)

Завертелись, закружились,

Мы кружились, мы кружились, (покружиться вправо, затем влево)

И на землю опустились. (присесть)

«Осень»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла. (завести хоровод)

Кап - кап - кап - кап. (стучат пальчиком по ладошке)

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят. (покружиться)

Шу - шу - шу - шу - шу. (взмахи листочками)

Песни птичек не слышны, (показать крылышки птиц)

Подождем их до весны. (потереть ладонь о ладонь)

Чирик - чик, чик,

Подождем их до весны. (потереть ладонь о ладонь

«Ленточки»

Посмотрите, вот какие

Детям ленты подарили.

Их покажем вам сейчас,

Поглядите-ка на нас. (покружиться)

Ленточки красивые,

Желтые и синие,

Розовые, красные –

Вот какие разные. (взмахи лентами вверх и вниз)

Замелькали по дорожке

Наши маленькие ножки. (бег на полупальцах по кругу)

Ленточками мы взмахнем

И веселый пляс начнем. (взмахи лентами вверх и вниз)

«Мы солдаты, мы солдаты…»

Мы - солдаты, мы - солдаты,

Нас вперед труба зовет,

Четким строем, твердым шагом

Отправляемся в поход. (маршировать по кругу, как солдаты)

А мы тоже, а мы тоже,

Отправляемся в поход.

А мы – летчики-пилоты

Небо нас всегда зовет.

Мы на наших самолетах

Отправляемся в полет. (изобразить, как заводится мотор самолета - «моторчики», бег по кругу – «крылья самолета»)

А мы тоже, а мы тоже,

Отправляемся в полет.

Мы – матросы, мы – матросы.

Море – наш родимый дом.

И на белом пароходе

Далеко мы уплывем. («Лодочка» - покачаться в разные стороны, держась за руки)

И мы тоже, и мы тоже,

В море синем мы плывем.

Мы – танцоры, мы – танцоры.

Мы плясать не устаем.

Звонко хлопаем в ладоши, (хлопки)

И танцуем, и поем. (поочередное выставление ног на пятку)

А мы тоже, а мы тоже

И танцуем и поем.

«В лапку шмель берет смычок…»

В лапку шмель берет смычок,

Заиграла скрипка. (имитация игры на скрипке)

Пляшет с мухой червячок

На тропинке гибкой. (покружиться в парах на подскоках)

Каблуки «тук-тук» - стучат,

Лихо поплясали. (потопать правой ногой)

Половинку калача

Музыканту дали. (потопать левой ногой)

А потом червяк учил

Танцевать улитку, («пружинка с поворотом»)

Шмель за это получил

Шоколада плитку. («фонарики»)

«Сапожок»

Посмотри-ка, мой дружок,

На чудесный сапожок. (показать рукой на ногу, нога на пятке)

Ты послушай этот звук -

Сапожок мой тук, тук, тук. (постучать пяточкой по полу)

Ах, как весело у нас -

Сапожок пустился в пляс.

По дорожке в кружок

Прибежал мой сапожок. (бег по кругу)

Ты, дружочек, не зевай,

Себе пару выбирай, (протянуть руки соседу)

Веселей покружись, (покружиться)

А потом остановись.

Сапожок не стучит,

Сапожок не бежит. (показать пальцем - «тихо»)

Он тихонечко идет,

Всех на стульчики ведет. (сесть на стульчики)

«Снег - снежок»

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица. (хлопки)

Снег-снежок, снег-снежок,

По дорожке стелется. (покружиться и присесть)

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки. (покачать руками в стороны)

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке. (показать ладошки)

Мы налепим снежков, вместе поиграем. («слепить снежки»)

И друг в друга снежки весело бросаем. («покидать снежки» друг в друга)

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки, (покачать руками в стороны)

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке. (показать ладошки)

Нам тепло во дворе, не замерзли ушки, («потереть ушки»)

Накатаем мы снег, в белый ком большущий. («скатать ком»)

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки. (покачать руками в стороны)

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке. (показать ладошки)

«Перепляс»

На лужайке в ранний час,

Начинают перепляс (бег по кругу парами)

Осы со шмелями -

Бравыми парнями!

Машут крыльями вверх и вниз! (поднимают руки вверх и вниз)

Эй, прохожий, берегись!

Осы со шмелями -

Бравыми парнями! (взяться за руки, и покружиться парами)

Хлопни лапками дружней, (хлопки)

Пляска будет веселей! (поочередное выставление ног на пятку)

Осы со шмелями -

Бравыми парнями! (взяться за руки, и покружиться парами)

«Танец в кругу»

(движения выполняются в соответствии с текстом)

Мы сейчас пойдем направо,

Дружно: раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно: раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно: раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно: раз, два, три!

Мы тихонечко присядем

Дружно: раз, два, три!

И немножечко приляжем (дети складывают руки под щекой)

Дружно: раз, два, три!

Мы поднимемся тихонько

Дружно: раз, два, три!

И попрыгаем легонько

Дружно: раз, два, три!

Пусть попляшут наши ножки

Дружно: раз, два, три!

И похлопают ладошки

Дружно: раз, два, три!

Повернемся мы направо

Дружно: раз, два, три!

Не начать ли все сначала

Дружно: раз, два, три! (дети снова берутся за руки)

«Потанцуй со мною…»

Потанцуй со мною,

Тихо покружись. (покружиться в паре)

Улыбнись, конечно

И остановись. (улыбнуться и остановиться)

Шаг назад,

И шаг вперед,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки)

Обнялись. (обняться)

Шаг назад,

И шаг вперед,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки)

Обнялись. (обняться)

Танцевальные игры

«На корабле»

Необходимое оборудование: детское пластмассовое ведерко, швабра, фонограмма песни «Морячка» Олега Газманова.

Правила игры: на роль моряка (морячки) выбирается один участник, ему поручается вымыть на корабле палубу. С помощью швабры и ведра морячок выполняет движения, имитирующие мытье полов. Вокруг него весело танцуют остальные ребята, которые участвуют в игре. Затем музыкальное сопровождение резко останавливают и дети вместе с ведущим должны быстро встать в пары. Моряком (морячкой) становится игрок, который остается без пары.

«Море волнуется раз»

Игровое оборудование: диск, на котором записана приятная мелодичная музыка.

Правила игры: выбирают одного ведущего. Все остальные участники игры кружатся и выполняют плавные танцевальные движения. После произнесенных воспитателем слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура морская замри!», резко останавливается музыкальное сопровождение и дети должны замереть на месте. Ведущему поручается найти тех, кто пошевелится.

«Зеркало»

Эта танцевальная игра для детей кроме магнитофона и диска с детскими песнями специального оборудования не требует.

Правила игры: дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. Под музыку один ребенок в паре танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

«Сад»

Необходимое оборудование: картонные карточки, на которых изображены - ромашка, вишня, куст, пчела, воробей, ласточка, кролик, кузнечик, лилия и т.д.

Правила игры: каждому малышу раздают по карточке. Затем ребенок должен танцевальными движениями под музыку изобразить то растение или животное, которое написано на карточке. Вначале каждый ребенок выполняет свое задание, а затем дети вместе танцуют, изображая полностью весь сад.

«Распутай веревочку»

Подобные детские танцевальные игры использование оборудования не предусматривают.

Игровые правила: дети, взявшись за руки и встав в круг, закручиваются всевозможными способами, переступая ногами через руки, друг друга, ложась, садясь и т.д., чтобы получился перепутанный клубок. Ведущим включается музыка, под которую дети самостоятельно распутываются. По темпу можно использовать разную музыку, чтобы и распутывание было то быстрым, то медленным.

«Придумай танец»

Правила игры: дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать танцевальные движения. Затем ведущим становится тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все малыши не побудут ведущими.

«Оркестр»

Необходимое оборудование: стулья, чтобы рассадить оркестр.

Правила игры: каждый ребенок выбирает инструмент, на котором собирается играть - гитара, балалайка, баян, флейта, рояль, скрипка, треугольник и т.д. Из детей выбирается с помощью считалочки один человек - он будет дирижером. Дирижер взмахивает палочкой и все дети - оркестр - начинают имитировать игру на музыкальных инструментах. Затем дирижер показывает палочкой на одного из музыкантов, например, на скрипача, и начинает имитировать игру на скрипке, а ребенок, игравший на скрипке, замирает. Все музыканты, заметив это перестают играть на своих инструментах и начинают повторять за дирижером, изображать игру на скрипке. Далее дирижер переходит к следующему инструменту, а музыканты должны внимательно следить за ним и без ошибок повторять движения.

«Солнце и цветочки»

Оборудование: диск с приятной мелодичной музыкой.

Правила : выбирается солнце - ведущий, все остальные дети - цветочки. Первым просыпается солнышко и, кружа и танцуя, поглаживает цветочки, они начинают распускаться и танцевать. Детки выполняют движения, имитирующие покачивания цветочка на ветру.

«Магазин игрушек»

Оборудование:

Правила игры: малыши изображают различные игрушки (робота, куклу, лошадку, кошку). В магазин заходит ведущий (покупатель), рассматривает игрушки и поочередно их включает. После включения каждая игрушка танцует. Затем ведущий игрушку выключает, и она перестает двигаться, замирает. Покупатель, рассмотрев все игрушки, выбирает понравившуюся и она становится ведущим.

«Лесной бал»

Оборудование: магнитофон, диск с детскими песнями.

Правила игры: ведущий (педагог) предлагает детям посетить бал, на котором собрались разные лесные жители. Он произносит стихотворение, а дети повторяют за ним музыкально - ритмические движения:

Бобер в лесу устроил бал и много он гостей позвал:

Белочки во флейты дуют, польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок туфельками чок да чок!

Можно предложить играющим «превратиться» в любого лесного жителя и самостоятельно придумать, как он танцует.

«Творческая импровизация»

Оборудование: магнитофон, диск с музыкой (вальс, марш и т.д.).

Правила игры: Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. Изображают бабочек, птиц и т.д. На музыку марша дети придумывают различные общеразвивающие упражнения: приседы, наклоны. Изображают солдатиков, гимнастов и т.д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, лисичек, белочек и т.д. Лучшую творческую импровизацию можно отметить.

Здоровячок «Двигательные игры-разминки».

Двигательные игры-разминки могут проводиться в детском саду и в домашних условиях во время выполнения детьми заданий, предполагающих длительное нахождение тела в одном положении.

«Напряглись-расслабились». В положении стоя или сидя, ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать тоже самое с каждой частью тела (взрослый называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.).

«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.

«Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание – на ощущениях в разминаемых суставах:

  • вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая – вперед, левая – назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
  • вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему – вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
  • вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами. Затем усложните задачу:

  • хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично – ногами.
  • «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте – «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).
  • «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая – вверх (ставятся друг на друга ребрами).

Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. О расслаблении можно судить по внешнему виду ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние. В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течении дня.

«Шишки». Вы – медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…

«Холодно – жарко». Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…

«Сорви яблоко». Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вздох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Драгоценность». Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…, еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать…Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

«Муравей». Вы сидите на полянке, ласково греет солнце. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

«Мороженое». Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела…

«Факиры». Вы – факиры. Сядьте на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты…Пока звучит музыка, факиры отдыхают…Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова поднята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.

«Солнечный зайчик». Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

«Пчелка». Представьте себе летний теплый день. Подставьте солнышку свое лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Качели». Представьте себе летний теплый день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).