Какая толщина льда считается безопасной. Процесс образования льда

Замечено, что наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, без воздушных пузырьков, образовавшийся в морозную, безветренную и без осадков погоду. Наиболее опасен ноздреватый лед, сформированный замерзшим во время метели снегом. Молочный, белого или матового цвета лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется в результате смерзания снежинок при обильных снегопадах.
Наиболее тонок и опасен лед под снежными сугробами, в местах впадения в озеро рек иручьев, возле скал и мысов. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре 0 градусов превышающей в течении трех дней прочность льда снижается на 25 %. Весенний лед теряет свою прочность в два раза.

Итак вы оказались на льду. Если это случилось зимой, то опасаться следует только случайного падения, которое может привести к травме конечностей и головы. Вы можете легко уберечь себя от падений, если вооружитесь специальными приспособлениями для обуви, которые называют "кошками" или "терками".

Если вы выезжаете на лед на автомобиле , то должны помнить, что во время движения нет возможности определить состояние и толщину льда, потому необходимо быть готовым к неожиданностям. Что бы их предупредить, прежде чем выехать на лед, необходимо собрать информацию о состоянии ледовой переправы у водителей встречных автомобилей или местных жителей. Информация должна быть "свежая", нельзя полагаться на рассказ приятеля, бывшего в этом месте на прошлой неделе, ситуация на льду может измениться в течение дня. Лучший способ - ехать следом за опытным водителем, соблюдая дистанцию.
В экипировке вашего автомобиля не помешает лопата, которая выручит вас в случае попадания в снежный занос, пешня - для рубки льда, веревка - на случай оказания помощи провалившемуся, одеяло или спальный мешок.
Многие автомобилисты, выехав впервые на лед, стараются ехать по возможности медленнее и совершают ошибку. У автомобиля, едущего с меньшей скоростью, больше шансов проломить слабый лед. С другой стороны, при очень большой скорости, ограничиваются возможности маневра. Необходимо придерживаться разумной середины. Увидев на льду жерди и доски знайте: здесь что-то произошло, подъезжать к подозрительному месту на автомобиле не следует, лучше подойти пешком и осмотреть его. Оставлять автомобиль долго на одном месте так же опасно.
При движении автомобиля по льду ремни безопасности должны быть отстегнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стекла и приоткрыть дверцу. В большинстве случаев автомобиль уходит под лед не сразу и бывает достаточно несколько секунд, что бы покинуть его, главное быть к этому готовым.
Если случилось так, что вы не были готовы и оказались под водой в новой герметичной иномарке, закрытой на все двери, вы не сможете открыть дверцы - они будет придавлены водой до тех пор, пока она не проникнет внутрь и давление внутри машины не сравняется с наружным. Если глубина маленькая, вы можете спокойно приготовиться к всплытию, прихватив нужные для вас вещи. Если под вами десятки метров, времени на раздумье не будет - как можно быстрее опускайте стекло и выходите наружу. При этом надо помнить одну очень важную деталь - если вы сделали последний вдох на глубине из воздушной подушки в кабине автомобиля, то при всплытии надо обязательно выдыхать. Если этого не сделать, то расширяющийся воздух может травмировать легкие. Пуховая куртка, которая может на вас оказаться в этот момент, сослужит вам добрую службу - она выполнит роль спасательного жилета. При всплытии ищите вверху светлое пятно и плывите на него, если глубина большая, то машина может спланировать в толще воды в сторону от пролома. Если вы промажете, то всплыв под поверхность льда, можете ошибиться в выборе направления.

Меры предосторожности на молодом льду:
  • не выходить на лед в одиночку;
  • не переходить по льду в непроверенных местах (с быстрым течением, стоком теплых вод и возле полыньи);
  • при переходе по льду необходимо иметь палку или шест (для проверки прочности льда, устойчивости и средства возможного спасения);
  • при пересечении на лыжах опасных участков по льду необходимо расстегнуть крепления, высвободить руки из петель палок, снять одну лямку рюкзака с плеч;
  • довольно редко лед проламывается мгновенно. Обычно несчастью предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В таком случае следует немедленно вернуться назад по своим же собственным следам.
Если вы провалились под лёд:
  • не паникуйте, постарайтесь сохранить хладнокровие. Сухая одежда позволяет находиться на плаву провалившемуся человеку, который смог опереться на кромку льда до получаса;
  • чтобы выбраться из воды нужно лечь грудью на кромку льда, широко раскинув руки и удерживаясь от погружения, стараясь не обламывать лед, без резких движений выбраться на него;
  • далее необходимо двигаться к берегу ползком или перекатываясь в том же направлении, откуда вы пришли. Вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться.
Чтобы помочь провалившемуся под лед:

На поверхности, первое, что вы должны сделать освободить пострадавшего от мокрой одежды, обсушить кожу полотенцем, завернуть его в сухое одеяло, еще лучше положить в спальник. Дать ему сладкий горячий чай, лучше всего имбирный, глюкозу. В область сердца, печени, почек, паха, затылка приложить тепло. Наилучший способ согревания - положить в спальник другого человека, который будет служить грелкой "во весь рост". Не следует согревать, массировать, растирать руки и ноги, поскольку при этом кровь может оттянуться из туловища и головы к конечностям. Необходимо постоянно контролировать дыхание и пульс, при отсутствии дыхания и сердцебиения, немедленно приступайте к искусственной вентиляции легких и непрямому массажу сердца.

Если вы извлекли человека из ледяной воды, а он не дышит и пульс его не прослушивается, вовсе не обязательно, что он мертв. Ни какой случай не считайте безнадежным. Если нет дыхания и не прощупывается пульс сразу начинайте проводить непрямой массаж сердца в сочетании с искусственным дыханием. Если дыхательные пути закрыты - удалите воду из легких, перегнув пострадавшего через колено и запрокинув ему голову вверх.
Человека принявшего продолжительную ледяную ванну необходимо обязательно отвести в больницу, так как, после переохлаждения, могут стремительно развиться сильнейшие осложнения и потребуется специализированная помощь в условиях стационара. Место происшествия обязательно отметьте вехами, постарайтесь сделать точную засечку по береговым створам, ориентиры зарисовать - это может понадобиться в случае, если владелец автомобиля решит его поднять со дна.

Чтобы не произошло несчастья, воздержитесь от выхода на лёд. Если такая необходимость всё же возникла, для предотвращения несчастных случаев и сохранения вашей жизни и здоровья соблюдайте правила поведения на льду.

Часть рыболовов, после окончания летнего сезона рыбной ловли, переключаются на зимний сезон. Несмотря на то, что ловля рыбы со льда имеет свою специфику, она приносит не меньше удовольствия, чем летняя. Единственно, что ловля на льду требует от рыболова некоторых мер безопасности, поскольку возможны весьма плачевные последствия.

В данном случае, все связано с толщиной льда. Если не учесть толщину льда, то можно легко провалиться под лед, а затем и утонуть, что случается и весьма нередко. Иногда рыболовы заезжают на лед на автомобилях, после чего приходится вытаскивать и рыболовов, и их автомобили.

Достаточно часто рыболовы не учитывают толщину льда, особенно весной и оказываются на оторванных льдинах. Поэтому, отправляясь на водоем, желательно знать, какая толщина льда на нем в настоящий момент. Это легко определить, если на протяжении нескольких дней на улице стоит морозная погода.

И, тем не менее, на водоеме всегда следует проверить толщину льда. К сожалению, не все рыболовы знают, какая толщина льда является безопасной.

Как правило, лед на наших водоемах начинает появляться поздней осенью. Уже к концу ноября или начала декабря образуется лед, способный выдержать человека. К сожалению, многое зависит от погодных условий, поскольку бывают осени холодные и теплые. Иногда лед в декабре месяце только лишь появляется на водоемах, а бывает, что и к началу ноября лед уже закрывает все водоемы. Если брать во внимание водоемы, расположенные ближе к северным широтам, то там лед появляется очень рано, а к середине зимы по нему можно без опаски ездить на автомобиле. К этому периоду начинают действовать официальные ледовые дороги, позволяющие переправляться через различные водоемы до самой весны.

Поэтому, нужно всегда быть в курсе всех событий, в том числе и температурного режима.

Считается, что можно смело выходить на лед, если его толщина равняется не меньше 7-ми см, но гарантированной толщиной считается толщина льда от 10-ти сантиметров.

Места, где официально разрешено переходить водоем с одного берега на другой, должны иметь толщину не меньше 15-ти сантиметров.

Перемещаться по льду на автомобилях разрешено при условии, если толщина льда не меньше 30-ти сантиметров.

При этом, сразу нужно отметить, что толщина льда на водоеме может быть разной. Это связано с наличием подводных течений, которые непременно присутствуют на больших озерах, на участках рек, где наблюдаются изгибы, а также в местах, где сливается канализация.

Существуют внешние признаки, по которым легко определить непрочность льда. На лед опасно выходить, если:

  • Лед по виду рыхлый и пористый, белого цвета.
  • Если вода вытекает из лунок.
  • Слышны характерные звуки треска и хлюпанья.
  • Лед, припорошенный снегом, так же может быть опасным.

В любом случае, следует брать с собой на рыбалку пешню и с помощью ее проверять подозрительные участки.

Способы проверки толщины льда

Прибыв на водоем, необходимо тут же проверить толщину льда, если имеются подозрения, что он недостаточно толстый. Как это делается:

  • Во-первых, следует оценить внешний вид ледового покрытия. Если лед ровный, без трещин и имеет голубоватый оттенок, то этот лед способен выдержать человека.
  • Если лед, после того, как по нему начали перемещаться, издает треск, или прогибается, то лучше на такой лед не выходить.
  • Первый раз на лед нужно ступать очень осторожно.
  • Если по льду постучать палкой и он издает треск, или на поверхности показывается вода, значит, он очень тонкий и на него выходить опасно.
  • Если удалось пройти значительное расстояние и только потом было обнаружено, что лед может не удержать, лучше лечь на лед, широко раскинув ноги и ползти в направлении к берегу.

Способы передвижения по льду

Часть рыболовов, которые отправляются на рыбалку на общественном транспорте или им приходится бросать свой автомобиль на берегу, передвигаются по льду на лыжах. В таких случаях, толщина льда должна быть не меньше 8-ми сантиметров.

Следует так же заметить, что по чистому льду передвигаться на лыжах не очень-то комфортно. Лучше, если на льду имеется не большой слой снега.

На снегоходах

На этом виде транспорта можно передвигаться по льду, если его толщина составляет не меньше 15-ти сантиметров. Как правило, снегоход используется тогда, когда уже имеется гарантированная толщина льда. Для снегохода так же очень важно, чтобы был некоторый слой снега.

Узаконенные ледовые переправы

Такие переправы существуют в условиях, когда отсутствуют соответствующие дороги, связанные с мостами. Они помогают сократить, и весьма значительно, расстояния между поселениями. По таким переправам разрешено движение и на автомобилях. Толщина льда – не меньше 30-ти сантиметров.

Обычно такие переправы принимаются специальными государственными комиссиями, при участии представителей органов местной власти и сотрудников ГИМС МЧС. Они бурят лунки и измеряют толщину льда. Если данные позволяют организовать переправу, то существующие органы дают на это разрешение.

Опасные участки льда на водоемах зимой

  • Самым опасным лед может быть осенью, когда он только начинает формироваться и ранней весной, когда он уже начал таять.
  • Как правило, у берегов реки лед более толстый, чем на ее середине.
  • Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега или сугробами. Под толщиной снега практически невозможно определить толщину льда.
  • Не менее опасными являются проруби, полыньи, а также рыбацкие лунки. Проходя по такому участку можно легко и неожиданно провалиться под лед.
  • Лед становится опасным в периоды оттепелей, когда он белеет и становится рыхлым, мягким и пористым. На такой лед выходить очень опасно.
  • Достаточно опасные места располагаются на участках, где отмечается болотистая местность. Обычно, на таких участках возможен очень тонкий лед, благодаря газам, которые выделяются. Они, как бы подогревают лед снизу, поэтому, лучше обходить подобные места, даже, если на улице лютые морозы.

Меры безопасности при рыбалке на льду

Отправляясь на зимнюю рыбалку, следует придерживаться некоторых правил, что сможет уберечь любого рыболова от непредвиденных ситуаций. Вот они:

  • Перед тем, как стать на лед, следует определиться с его прочностью.
  • Лучше передвигаться по льду нахоженными тропами: если здесь раньше прошел человек, значит здесь безопасно.
  • Если следов передвижения человека по водоему не видно, то передвигаться вперед, можно лишь, после проверки прочности льда. Это может быть палка, а еще лучше, если это будет пешня.
  • В случае обнаружения на льду воды или услышав характерный треск, нужно немедленно вернуться назад.
  • Не желательно приближаться к участкам, где много рыбаков. Лишний вес может спровоцировать лед к растрескиванию.
  • Лучше не выезжать на рыбалку при неблагоприятных погодных условиях, таких как туман, дождь или снегопад. Не рекомендуется так же выходить на лед ночью.
  • Не следует приближаться к полыньям, прорубям и опасным участкам, особенно тем, где наблюдается стремительное течение.
  • Не следует заниматься такими несерьезными делами, как катание на льдинах.
  • Не следует проверять крепость льда ударом ноги или подпрыгиванием.

Передвигаясь по льду, следует учитывать еще и дополнительный вес. Обычно у рыболовов существенный личный вес, из-за многослойной и теплой одежды, а также дополнительный вес, связанный с рыболовными принадлежностями. Особое внимание следует уделять моментам, когда решено выехать на лед на автомобиле или другом транспорте.

В случае, если лед провалился

  • Во-первых, не следует паниковать и сбросить с себя вещи, которые не позволяют выбраться на лед. Нужно держаться на плаву и громко звать на помощь.
  • Двумя руками следует упереться в край льда, а также снять обувь, если в нее уже набралась вода.
  • Все действия должны быть направлены на то, чтобы не обломать край льда.
  • Если водоем не глубокий, то можно попытаться оттолкнуться ногами от дна, чтобы выбраться на лед. Если лед слишком тонкий, то его можно ломать и медленно передвигаться к берегу.
  • Если глубина значительная, то можно попытаться выбраться на лед следующим способом: навалиться на лед грудью и постараться вытащить на лед сначала одну, а потом и вторую ногу.
  • При виде тонущего человека следует подать ему палку или бросить веревку, после чего ползком продвигаться к утопающему.
  • Если под лед провалилась группа рыболовов, то следует выбираться из воды по очереди, помогая друг другу, оставаясь на льду в лежачем положении.
  • Действия должны быть быстрыми, иначе можно получить переохлаждение, что не менее опасно. Если пострадавшего удалось вытащить на берег, то ему нужно тут же дать чего-нибудь попить и обязательно горячего. После этого, с него желательно снять мокрую одежду и вызвать скорую помощь.

Зимняя рыбалка – это интересное и азартное занятие. Если руководствоваться рекомендациями и придерживаться ряда правил, то зимняя рыбалка запомнится только с хорошей стороны. Удастся не только наловить рыбки, но и подышать чистым воздухом, зарядившись энергией до следующих выходных.

Когда заканчивается летний сезон рыбной ловли, приходит пора зимнего сезона. Зимняя рыбалка от летней почти ничем не отличается. Но есть единственная опасность - можно провалиться под лед. Поэтому нужно соблюдать технику безопасности и знать, какой должна быть толщина льда для безопасного передвижения по поверхности. Если придерживаться всех правил, то зимняя рыбалка станет еще увлекательнее, чем летняя.

Процесс образования льда

В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября - в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.

Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.

К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:

Рыболовный сезон открыт.

Скорость нарастания ледяного слоя

Если погода тихая, а температура воздуха -1 градус, то скорость формирования льда на озерах и прудах за сутки составит 2,5 мм. Теоретически, за 24 часа при температуре воздуха -5 градусов толщина ледяного покрова станет 12,5 мм. Нарастание на больших реках и водоемах происходит по-другому. В отличие от мелководья, глубокие водные места замерзают медленнее. Прирост быстрее не становиться даже тогда, когда идет снег. От толстого слоя снега, тонкий ледяной слой слегка притапливается. На поверхности образуются мелкие трещины, через которые просачивается вода, из-за этого ледяное покрытие тает.

Скорость нарастания льда за сутки можно определить по таблице .

Большие озера, места слияния рек, их изгибы, перекаты, подземные источники и канализационные сливы имеют разную толщину.

  • Считается, что самая допустимая и безопасная толщина - 10 сантиметров. Но человеку со средним ростом можно без опаски выходить на лед, если его толщина составляет 5-7 сантиметров.
  • Рыбака с рыболовными снастями может выдержать толщина 8 сантиметров. Для группы рыбаков лучше передвигаться по поверхности толщиной около 12 см.
  • Если отделением МЧС официально было установлено место, по которому можно перейти реку, там толщина будет выше 15 см.
  • При 30-сантиметровой толщине разрешено передвижение на автомобиле.

Проверка на прочность

Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:

Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:

Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.

Самые опасные места

Несформированный или талый лед, считается опасным. Поэтому в весенний и осенний период, когда он только начинает формироваться или наоборот, слегка подтаял, нужно быть особенно внимательным. Самые опасные места:

Способы передвижения

Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:

  • На лыжах . При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
  • На снегоходах . Снегоход - тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
  • Ледовые переправы . Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.

Меры безопасности

Чтобы избежать проблем и разных неприятностей во время зимней рыбалки, нужно соблюдать ряд правил. Меры безопасности:

  • Вначале определяют прочный лед или нет, и только потом становятся на него.
  • Если есть протоптанные дорожки, то лучше идти по ним.
  • Если поверхность начала трещать, нужно сразу же вернуться.
  • Места с множеством рыбаков лучше обойти. Иначе лед может растрескаться из-за лишнего веса.
  • Нельзя выходить на зимнюю рыбалку во время сильного снегопада или дождя, а также в ночное время и при сильном тумане.
  • Чтобы обезопасить себя в случае растрескивания льда, крепление на лыжах расстегивают. Руки нельзя засовывать в петли лыжных палок. Рюкзак вешают на одно плечо.
  • Места с сильным течением обходят.
  • Если рыбаков несколько, то во время передвижения расстояние между ними должно быть не менее 5 метров.
  • Нельзя прыгать на льду и кататься на льдинах.

Как только наступает зима, большинство детей, да и некоторые взрослые с нетерпением ждут, когда на водоемах замерзнет лед. Это, конечно, хорошая возможность покататься на коньках, заняться зимней рыбалкой, но не стоит забывать про безопасность на льду в этот период. С главными правилами мы и познакомимся в нашей статье.

Формирование льда

С наступлением морозной погоды не стоит рассчитывать на мгновенное покрытие водоемов льдом. Это процесс длительный и зависит от многих факторов. Начинается он, как правило, с ноября и продолжается до самого Нового года. Все зависит от погодных условий, которые каждый год бывают разными.

При низкой температуре ночью лед формируется, но под лучами солнца днем начинает становиться пористым от воды, которая сквозь него просачивается. При этом толщина может быть уже приличной, но надежным его назвать нельзя, поэтому важно соблюдать меры безопасности на льду.

Обычно замерзание водоемов происходит неодинаково по всей площади, первым делом промерзание начинается на мелководье, по берегам, а потом уже лед сковывает середину. На различных водоемах этот процесс протекает с разной скоростью, например, на реках лед образуется медленнее, так как этому процессу мешает течение. Даже на одном водоеме в разных его частях лед может быть неодинаковой толщины.

Сохранение жизни на льду

Практически каждый год случаются ситуации, когда наиболее нетерпеливые любители зимней рыбалки или катания на коньках попадают в опасное положение, оказываясь в ледяной воде. И все потому, что не берется во внимание толщина льда.

Таким любителям первым делом надо изучить меры безопасности на льду в зимний период, а только потом отправляться на водоем. Самое главное правило: не уверен в прочности льда - не ступай на него. Порой человек начинает понимать свою оплошность, уже оказавшись на тонком льду, в этом случае надо постараться по своим следам вернуться осторожно назад.

Затрудняет оценку прочности льда снег, который лежит сверху. Передвигаясь, можно и не увидеть, что пошли трещины, но вот хруст не услышать невозможно, поэтому при его появлении стоит прекратить передвижение и вернуться обратно.

Безопасный лед

Не поможет никакая техника безопасности на льду, если он имеет недостаточную толщину. Ледяной покров должен выдерживать нагрузку, которая на него будет действовать.


Даже если вы уверены, что водоем хорошо замерз, меры безопасности на льду в зимний период не будут лишними.

Коварный лед

Специалисты даже по внешнему виду льда могут определить его надежность. Более опасным, а, значит, тонким считается лед желтоватого или матово-белого цвета. Чаще всего он имеет пористую структуру, поэтому надежным его считать нельзя.

Необходимо знать: если несколько дней температура не опускается ниже нуля градусов, прочность снижается на 25%. Наиболее тонким лед бывает даже в морозную погоду около зарослей камышей, кустарников или деревьев, которые произрастают по берегам.

Особую осторожность надо соблюдать возле прорубей - они могут стать совсем незаметными, если их немного припорошит снегом.

Как убедиться в надежности льда

Узнать, прочный лед или нет, порой возможно, только шагнув на него. Если после нескольких шагов видны небольшие радиальные трещины и слышится легкий хруст, то ходить в принципе по нему можно, но соблюдать безопасность поведения на льду.

Проверять прочность льда, прыгая по нему или топая ногами, совсем не предусмотрительно. Если после проверки обнаружилась выступающая сверху льда вода, в этом месте лучше не переходить. Безопасность на тонком льду должна быть превыше всего. Никогда нельзя предугадать, в каком месте можно провалиться в ледяную воду.

Лучше для предотвращения несчастного случая вернуться обратно, осторожно ступая по своим же следам и высоко не поднимая ноги. В случае появления сильного треска лучше передвигаться ползком.

Правила поведения на льду

В зимний период обязательно необходимо соблюдать безопасность на льду. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

Порой желание прокатиться на коньках на вновь образовавшемся льду, поиграть в хоккей сильнее, чем чувство опасности, поэтому и случаются непредвиденные ситуации. Безопасность на льду особенно важна для детей, которые ждут зиму с нетерпением.

для детей

Большинство детей с большим нетерпением ждут зиму, чтобы вдоволь накататься на санках, коньках, поиграть в хоккей, поэтому очень часто малыши пренебрегают всеми правилами безопасности. На родителях лежит большая ответственность за здоровье и сохранение жизни ребенка, поэтому они обязаны рассказать детям про безопасность на льду в зимний период.


На льду изучается в школах на уроках ОБЖ, перед каждыми каникулами классные руководители обязательно проводят соответствующий инструктаж.

Первая помощь на льду

Оказаться в ледяной воде в зимнее время может каждый, поэтому необходимо знать, как оказать помощь своему товарищу. Вот основные рекомендации:


Очень важно, чтобы товарищи не растерялись в такой ситуации и вместо того, чтобы разбежаться в разные стороны, оказали своему другу помощь.

Что делать, если вы провалились под лед

Часто случаются ситуации, когда человек отправляется в одиночестве на замерзший водоем и случается трагедия: под выпавшим снегом не замечена полынья, и вот уже ледяная вода распахивает свои объятия. Что делать в таком случае? Вот алгоритм действий:


Безопасность на льду должна быть всегда на первом месте, ни при каких условиях нельзя терять бдительности.

Выбрались на берег: что дальше?

Самое главное после освобождения из ледяного плена - быстрее согреться, поэтому необходимо как можно скорее добраться до теплого помещения. Если вы далеко от дома, можно воспользоваться гостеприимством жителей соседнего поселка. В случае нахождения совсем далеко от населенных пунктов необходимо всегда иметь в рюкзаке комплект сухой одежды, которая может вас спасти в такой ситуации.

На втором этапе важно согреть себя изнутри, а в этом случае уже без горячего питья не обойтись, поэтому придется как можно быстрее отправляться домой, желательно бегом.

Какова бы ни была погода в зимний день, не стоит рисковать и отправляться на водоем в одиночестве. Особенно опасно это делать с наступлением первых весенних деньков, когда лед начинает подтаивать, становится рыхлым и непрочным.

Поведение на водоемах в осенне-зимний период

Для предотвращения на водоемах зимой и поздней осенью необходимо соблюдать некоторые правила поведения. Они достаточно просты, но могут спасти человеческую жизнь:

  1. Не надо спешить с появлением первого ледяного покрова отправляться на водоем.
  2. Лед становится надежным только с приходом устойчивых низких температур.
  3. Достаточно опасно спускаться на лед в незнакомых местах, особенно в оттепель.
  4. Лучше не переходить водоем в местах с большим слоем снега, под ним толщина льда всегда меньше, чем на открытом месте.
  5. Не стоит рисковать своей жизнью, отправляясь на лед в ночное время суток, да еще и в одиночестве.
  6. Играть в спортивные зимние игры лучше на специально оборудованных катках, чтобы быть уверенным в надежности льда.
  7. Опасно использовать во время весенних паводков лед для переправы.

Соблюдение этих простых правил может спасти жизнь.

Достаточно часто можно видеть рыбаков, которые сидят на льду с удочкой, а вокруг проталины и полыньи, особенно ранней весной и во время оттепелей. Желание поймать хорошую рыбку заставляет презреть опасности, а зря. Известно много случаев, когда спасателям приходилось освобождать горе-рыбаков из ледяного плена. А чтобы этого не произошло, всего-то и надо - соблюдать некоторые правила:


Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенным, что зимняя рыбалка закончится благополучно.

Зима - это хорошо! Появляется возможность заняться зимними видами спорта, вдоволь накататься на санках и коньках, но не стоит пренебрегать правилами безопасности, особенно, на замерзших водоемах. И важно, чтобы не только была обеспечена безопасность детей на льду, но и сами взрослые не забывали об осторожности.

Безопасный лед, каким он должен быть? Как зависит толщина льда от температуры воздуха. Безопасный лед — необходимое условие отличной рыбалки.

Безопасный лед это гарантия возвращения с зимней рыбалки. Когда можно приступать к ловле рыбы в перволедье ? Какой толщины лед выдерживает человека? Такие вопросы, безусловно, интересуют начинающих любителей зимней рыбалки.

Как образуется безопасный лед?

Заканчивается дождливая осень, температура воздуха становится ниже нуля. В этот период водоемы начинают затягиваться льдом. Такой лед называется поверхностным. Он образуется из громадного количества кристаллов замерзшей воды.

На прудах и озерах защищенных от ветра поверхностный лед является монолитным. Он образуется в направлении от берега к середине водоема. Лед в толщину нарастает только из-за кристалликов, образовавшихся внизу. Сверху он способен лишь таять. В прудах и озерах первый лед отличается своей повышенной прочностью и прозрачностью.

В реках и больших искусственных водохранилищах, где из-за ветра не бывает спокойной воды, образовавшийся лед содержит в себе много пузырьков воздуха. Поэтому лед непрозрачный и относительно слабый.

Наиболее опасный водно-снеговой лед. Такой лед образуется при смешивании воды и снега. На водоеме он хорошо заметен – у него большая пористость и серый цвет. Такие места на водоеме лучше всего обойти стороной.

Этапы образования безопасного льда.

На первом этапе формируется масса необходимая для появления ледяного покрова.

Образование первичного льда:

  • Кристаллообразование. На этой стадии образуются ледяные иглы.
  • Сало образование. Момент образования ледяного сала.
  • Масса образование. На этой стадии ледяное сало образует большие снежные поля – снежуры.

На втором этапе образуется непосредственно ледяной покров водоемов.

  • Образование ледяного покрова:
  • Появление блинчатого льда. Это плавающие отдельные льдинки. Такие ледяные блины очень рыхлые и непрочные. На них нельзя наступать.
  • Образование ледяной корки. Корка может достигать пяти сантиметров в толщину, но не выдержит вес человека.
  • Появление тонкого слоя льда. Этот лед значительно прочнее предыдущих льдов.
  • Появление серого льда. Такой лед очень часто называют молодым льдом. При длительном морозе серый лед светлеет и превращается в белый лед.
  • Образование белого льда. Такого льда и ждут рыболовы. Это начало зимнего рыболовного сезона.

Даже смело шагая по белому льду, не стоит забывать, что под ногами упругая плита. Такая плита под действием нагрузок и течения постоянно подвергается деформации. Так появляются трещины. Кроме того, толщина плиты не однородная, даже встречаются полыньи.

Как нарастает безопасный лед.

В спокойную и тихую погоду на озерах и прудах скорость образования льда составляет 2,5 миллиметра в сутки на один градус. Например, при температуре воздуха в минус пять градусов за одни сутки образуется ледяной покров толщиной в 12,5 миллиметров. Это только в теории.

На больших водоемах, реках и искусственных водохранилищах такое правило не работает. Большие массы воды в глубоких местах остывают медленнее, чем на мелководье и лед нарастает неравномерно. В момент ледостава часто идет снег. Даже тонкий слой снега замедляет рост льда.

Толстый слой снега на тонком льду притапливает лед. Через образовавшиеся трещины просачивается вода и растапливает верхний слой льда. Это очень опасное явление для любителя зимней ловли.

Безопасный лед. Скорость увеличения толщины льда в крупных водохранилищах.

Температура воздуха Начальная толщина льда 0 см.Скорость роста см. в сутки Начальная толщина льда 10 см.Скорость роста см. в сутки

Толщина безопасного льда.

Толщину ледяного покрова редко рыболовы проверяют, но думаю, эти знания могут пригодиться.

Лед толщиной в 5 сантиметров выдерживает среднего человека.

Лед толщиной в 8 сантиметров выдерживает человека с грузом (рыболова).

Лед толщиной в 12 сантиметров выдерживает группу людей.