Утробное дыхание. Секреты долголетия: упражнения от долгожителей Востока

64 дыхания.

Классическая форма даосского упражнения "64 дыхания" предназначена для общего омоложения организма при помощи ликвидации энергетических и физических застоев, для устранения воздействия агрессивной окружающей среды. Кроме того, комплекс формирует навыки управления внутренней энергией ци при помощи дыхания.

Основная, базовая форма выполняется по утрам, еще лежа в постели, до перемены ци.
Примечание:
Утренняя перемена ци заключается в том, что вы подходите к окну, выходящему в прекрасный сад, открываете его и с удовольствием вдыхаете свежий воздух. Этот глоток расправляет ваши легкие, оживляет все ваше тело, и жизнь начинается заново. Если ваше окно выходит на международную трассу, придется воздержаться от физической утренней перемены - просто представьте этот животворящий вдох.

Комплекс построен на дыхании через биологически активные зоны тела. Эти зоны были найдены эмпирически, и их положение напрямую не связано с меридианами. Хотя для некоторых зон и приведены ориентиры в виде ближайших акупунктурных точек, следует работать с зонами тела, окончательные границы которых вы определяете самостоятельно. Зона может быть как очень маленькой, так и достигать размеров большого яблока, ее размер может меняться в зависимости от вашего состояния, от времени года, от вашей чувствительности и т.п., иногда зона даже может смещаться за поверхность кожи, и исполнитель ощущает тело над телом. В этом случае дыхание осуществляется как через зону, так и через ее проекцию. Вот последовательность перехода по зонам очень важна, и ее не следует нарушать.

Полностью все 64 дыхания формы выполняются начинающим раз в 5-7 дней, а далее, с ростом мастерства, в зависимости от потребности. В традиции подобные упражнения выполнялись после 40 лет, но экология древнего Китая далека от нынешней, обстоятельства окружающей среды сильно изменились, и сегодня рекомендуется выполнять форму как китайцам, так и европейцам, начиная с 30-летнего возраста

Кроме исполнения примерно раз в неделю, комплекс имеет ежедневную ипостась: один раз в день на протяжении 64 дней вы прорабатываете одну точку формы, причем не обязательно в утреннее время. В итоге за 64 дня вы последовательно проработаете все 64 зоны более детально. После этого делается 64-дневный перерыв в данной разновидности упражнения.

Такой подход характерен для многих даосских техник, например, тао "хвост дракона" выполняется и стоя, и лежа - то есть вы в разных плоскостях подходите к одному и тому же упражнению для его лучшей проработки.

Существует еще и третий временной ритм исполнения комплекса, который позволит вам не только активизировать проход энергии, но и сосредоточиться на зонах застоя. Исполняя форму полностью, вы можете обнаружить, что какая-то точка не совсем адекватно реагирует на упражнение - вы чувствуете застой, холод, схватывание или мокроту, или вы вообще не можете сосредоточиться на этой зоне, не чувствуете ее. Тогда стоит поработать с ней дополнительно, несколько раз в день или во 2-й - 6-й дни между еженедельным исполнением, не меняя основного ритма. Во время этой дополнительной проработки вы можете воздействовать на застойную зону не только дыханием, но и прогреванием, массажем или пальцовкой, созданием некого энергетического построения в виде шарика, который питает, греет, охраняет зону. Также можно дополнить форму еще и выдохом, представляя как энергия выдоха прогревает, лечит, насыщает зону.

Помните, что при неправильном выполнении дыхательных упражнений в вашем организме могут возникнуть неполадки, в первую очередь из-за нарушения природного ритма дыхания, а также из-за перегрузки дыхательного аппарата. В йоге даже есть понятие болезней пранаямы, влекущих за собой изменения в давлении, мышечные спазмы в области ребер, даже нервные расстройства и психозы. Выполняйте дыхательные комплексы осторожно, тщательно прислушиваясь к собственным ощущениям. Обязательно сосредотачивайтесь на болезненных зонах, но не забывайте о разумной дозировке, не стремитесь преодолеть свои проблемы немедленно.

А теперь несколько слов о вариациях дыхания:

1. Вдох через зону с сосредоточением на самой зоне, выдох через приоткрытые губы. Зубы соприкасаются.
2. То же, но без соприкосновения зубов.
3. То же, но выдох через свернутый трубочкой и высунутый изо рта язык.
4. То же, но с приводом дыхания в дань-тянь. При этом выставляется два "стража" (точки внимания), осуществляющие контроль над процессом вдоха в зону и процессом привода вдоха в дань-тянь. Выдохи разнообразны - через рот, нос, нос и рот одновременно.
5. То же, что и в п.4, но с выдохом в дань-тянь. При этом представляете что выдох закручивается в самоуплотняющуюся спираль и полностью поглощается телом дань-тяня.
6. Вдох через зону, выдох через зону.
7. То же, что и в п.6, но с приводом энергии в дань-тянь.
8. То же, что и в п.6, 7, но с представлением некого шарообразного энергетического построения вне тела над активизируемой зоной. При этом зона может быть насыщена энергией за счет предварительных манипуляций руками типа "открывания-закрывания", пальцовками, внутренним представлением, а то и прогрета полынной сигаретой или горящим пламенем свечи. Оптимальное удаление воображаемого объекта от тела - длина ладони.
Безусловно, существует и множество других вариаций дыхания, но упомянутых вполне достаточно для долгой и плодотворной работы по омоложению организма. За дополнительной информацией обращайтесь на сайт.
И еще. При необходимости по ощущениям можно варьировать продолжительность и интенсивность вдоха или выдоха, а так же помогать сосредоточению на зоне напряжением или расслаблением соответствующих групп мышц, о чем будет упоминаться в перечне зон.

Вдох через нижеуказанные зоны проводится одновременно для обеих сторон тела.
1. Зона вокруг и в точке юн-цюань. Перед вдохом чуть подогните пальцы стопы.
2. Зона под пяткой посередине.
3. Зона провала между двумя сухожилиями со стороны подъема стопы по линии среднего пальца в сустава голеностопа.
4. Центр подколенного сгиба. Напряжением мышц ног при опоре на пятки с невыраженной попыткой согнуть ноги путем приложения усилия в сторону пяток вы можете помочь активизировать зону.
5. Середина паховых складок. Немного раскройте пах, разверните бедра наружу, подайте их чуть вперед некоторым мужским движением. Вдох идет вверх и заполняет все тело до макушки головы, заполняет руки.
6. Ноздри быка на животе. Ямочки по бокам живота чуть выше пупка, которые хорошо видны при развитом прессе.
7. Соски. У разных людей они имеют разную чувствительность - некоторые настолько четко чувствуют зону, что вдох у них пройдет ровно через сосок, кто-то будет втягивать воздух широкой зоной вокруг соска. У кого-то при вдохе будет активизироваться какое-то представительство соска, например, сбоку. Если вы обнаружите асимметрию в чувствовании зон по обеим сторонам тела, то ее необходимо ликвидировать, постепенно выставляя ощущения более симметрично.
Некоторые проблемы с грудью, особенно женской, могут быть преодолены постепенным и регулярным выполнением формы. Лечебный, омолаживающий эффект влияния подобных упражнений часто связан с тем, что вы просто обратили внимание на больную зону и начали с ней работать.
8. Зоны легких. Находятся эти зоны под ключицами, между грудной мышцей и плечевым суставом. Вообще там располагается несколько активных точек, и вы можете в разное время получить разный эффект и отклик от некоторых из них. На вдохе помогите активизации зон мышцами, немного приподняв плечи и повернув руки внутрь.
9. Зоны под мочкой уха.
10. Вдох через всю область глаз и глазниц. Обязательно представляйте вдох через зону в виде чего-то приятного, например, теплого весеннего ветерка. Нервная система человека - вещь тонкая, и отрицательные мыслеобразы при медитации могут принести неприятные сюрпризы, вплоть до психических травм.
Часто при выполнении медитационных энергетических упражнений человека "пробивает" на аутодвижения, которые в данном случае чрезвычайно полезны и служат для перераспределения энергии. При возникновении подобных движений не прекращайте их насильно, как бы наблюдайте за ними со стороны, контролируя только возможную боль от чрезмерных сокращений мышц, например, напряжением мышц антагонистов. По завершении процесса разомните, разотрите тело и уделите зоне, вызвавшей аутодвижения, дополнительное внимание.
11. Вдох через виски, проводится в центр мозга. Такой вдох оказывает мощное омолаживающее воздействие на головные железы внутренней секреции.Далее следуют одиночные зоны.
12. Зона бай-хуэй, или верхушки головы. Вдоху через зону бай-хуэй можно помочь вытягиванием шеи и неким движением ушей и скальпа к затылку. Если вы почувствуете холодок, идущий по спине, то направьте его вниз до самых пяток. Подобные приемы оказывают легкое стимулирующее воздействие на организм и уменьшают застои энергии, то есть являются омолаживающими.
13. Зона точки фэн-фу. Центральная ямка на шее сразу под затылком, ворота ветра для проникновения информационных полей и горизонтальных вибраций, для проникновения воздействия ветра и холода. Эти ворота ветра проходят по всей границе между мягкой и твердой частями черепа.
Вообще все зоны тела, в которых мягкое встречается с жестким, там, где косточки близко подходят к поверхности тела, подвержены охлаждению и всасыванию патогенных ветров.
Основная идея даосских практик - активное противодействие воздействию окружающего мира. Вы создаете энергетические построения для возможности в нужный момент изнутри сгенерировать достаточное количество защитной энергии, препятствующей воздействию извне.
Одним из вариантов исполнения комплекса является форма с дополнительным акцентом на выдохе, когда вы будете выбрасывать из организма через активированную зону некоторые энергетические потоки. Тогда, почувствовав воротами ветра, или любой частью тела, какое-то воздействие холода, например, сквозняк, вы сможете противодействовать ему.
Точка фэн-фу используется в технике омолаживающего ветра, или создании ощущения счастливого мозга. Представьте, какой ветер будет наиболее вам приятен в области фэн-фу. Подкрепите внутреннее состояние вхождения воображаемого ветра внешним воздействием - например, попросите партнера выдохнуть в эту зону. Ощутите проникновение приятного ветра в мозг, почувствуйте, как ветерок заполняет вашу голову сначала по краям, под кожей черепа, затем доходит до области бровей, и захватывает голову целиком, возвращаясь обратно к фэн-фу.
Итак, вдыхая через фэн-фу, наполните мозг легчайшим ощущением удовольствия от вдоха. Выбирайте подходящую для вас ширину зоны вдоха, можете вдыхать даже всем загривком.
14. Центр между лопатками. Вы найдете его, сводя лопатки вместе и запрокидывая голову, максимально прогибаясь, двигая плечами вверх-вниз.
15. Зона прогиба в пояснице. Наиболее подвижная часть позвоночника, ориентиром может служить точка мин-мэнь.
16. Центр крестца. Исключительно полезным дополнительным воздействием может служить похлопывание по крестцу, отлично ликвидирующее зоны "тазового" застоя у женщин.
17. Зона копчика. Чуть подтягивая анальное отверстие и затем, расслабляя его, вы дышите через копчик. Иногда ощущается не столько сам копчик, сколько граница вокруг него.

Вдох через следующие зоны проводится через четыре точки одновременно, по две с каждой стороны тела.
18. Центры ягодичной складки и "ноздри дракона" (ямочки, образуемые при напряжении мышц) в центре ягодиц. Вдыхая, вы направляете поток в область живота, заполняя вдохом всю тазовую область.
19. Зоны в середине бедра, с наружной и внутренней стороны.
20. "Ноздри теленка" (углубления под коленной чашечкой с двух сторон от сухожилия).
21. Зоны на середине голени, с наружной и внутренней стороны.
22. Зоны с двух сторон голени, вверх на ширину 4-х пальцев (3 цуня) от косточек лодыжки. За основу зон можно взять точки сан-инь-цзяо и сюань-чжун.
23. Зоны - углубления с двух сторон от ахиллесова сухожилия. Сами активные зоны могут уходить под косточки лодыжек вглубь, и при вдохе может возникать ощущение коридора, уходящего в кость.
24. Боковые косточки сустава голеностопа, с наружной и внутренней стороны.
25. Глаза рыбы - зоны на подъеме стопы сразу над пальцами, между большим и указательным и между безымянным и мизинцем. Точка ближе к большому пальцу воздействует на печень, и, в частности, способствует снятию напряжения с глаз; зона ближе к мизинцу оказывает действие на мочеполовую систему.

Далее опять идут парные зоны, то есть вдох проводится одновременно на обеих сторонах тела.
26. Зоны хэ-гу. Центр "холмика" между большим и указательным пальцами, образующегося при приведении большого пальца к ладони.
27. Центр локтевого сгиба.
Когда в медитативных практиках вам потребуется справиться с большим приливом энергии, его можно направить в различные сгибы - подмышки, пах, локтевые сгибы. Сгибы связаны с лимфатической системой, а лимфа всегда настолько холодная и вязкая, что всосет и переработает любое количество излишнего жара.
28. Центр подмышечной впадины. Если вам кажется, что какие-то движения помогут вдоху, то выполните их. Но чаще вы просто сосредотачиваетесь на образах и метаощущениях.

Вдох в одиночные зоны, расположенные по срединной линии тела.
29. Зона большого позвонка, или шестого-седьмого шейных и первого грудного позвонков. Представьте там некую энергетическую нашлепку размером с ладошку, и вдыхайте через нее.
Эта зона - соединение подвижной и неподвижной частей позвоночника, как и поясница, подвержена застоям и перегрузкам из-за прямохождения. Кроме того, она связана с регулировкой дыхания, с адаптацией организма к внешним воздействиям среды, в том числе к аллергенам. В идеале зона должна быть безболезненной и расслабленной.
30. Эмоциональный центр организма. Центр находится посередине между сосками груди (при недоразвитых молочных железах, у женщин определяется путем приподнимания груди с оттягиванием сосков прямо вперед). У эмоциональных людей в этом центре может чувствоваться энергетический застой и даже болезненность.
31. Мечевидный отросток и зона размером с кулак под ним. Вдыхайте через нее во все тело. Здесь осуществляется связь между энергетикой спины и передней части тела, и вдох может в некоторых случаях образовывать "тоннель" к спине.
32. Зона "зародыша", или середина между пупком и мечевидным отростком.
Эта зона, связанная с сосудом зачатия, особенно важна для женщин, собирающихся стать матерью, так как способствует деторождению. Периодическое раздражение зоны легким вибрационным массажем на протяжении нескольких вдохов может использоваться для активизации сосуда зачатия, после чего следует снимать раздражение поглаживанием, и, при необходимости, возвращаться к массажу через пару часов. Для пробуждения зоны в народной медицине Востока использовался следующий прием - на шею вешался мешочек со скорпионом, который касался зоны зародыша, происходила ментальная концентрация на сосуде зачатия, и женщина, не способная ранее рожать, вылечивалась. Существовала даже практика, помогающая запрограммировать пол ребенка: во время оргазма с зачатием женщина создавала на этом месте мужской половой орган, и соединялась им с мужчиной, который в свою очередь генерировал в своей зоне некий женский орган, и при этом еще и создавал образ мальчика или девочки, регулируя тем самым пол будущего зародыша.
33. Пупок. Данная энергетическая зона является исключительно важной в даосских практиках, она используется во множестве дыхательных техник.
Считается, что дыхание через пупок уподобляет вас младенцу, получающему через пупок питание от матери, и тем самым восстанавливает некоторые потерянные связи. В частности, периодическое дыхание через пупок способствует развитию энергетики так называемого цветка пупка, то есть зон вокруг пупка по восьми направлениям от него. Состояние цветка пупка активно воздействует на пищеварение и здоровье внутренних органов. Сам пупок, как активизированный центр этого цветка, многократно повышает эффективность воздействия на связанные с ним точки, однако медитативные практики и дыхательные упражнения с использованием пупка желательно осуществлять после целой серии подготовительных упражнений, открывающих энергетические возможности пупка.
34. Зона передней проекции нижнего дань-тяня или область от 2-2,5 до 4 пальцев ниже пупка. Нижний или основной дань-тянь занимает пространство всей внутренней тазобедренной чаши живота, и является, кроме энергетического центра, еще и чувственным центром сексуальных переживаний. Именно поэтому классический вдох через дань-тянь обычно сопровождается чувством восторга и сексуальным переживанием.
Такая сексуальная стимуляция применяется в череде энергетических практик и при создании девятого чудесного канала (тайные техники даосских бессмертных).
35. Вдох через корень члена или клитор.
36. Зона хуэй-инь. Точка хуэй-инь находится на середине расстояния между анальным отверстием и половыми органами.
37. Копчик (17 зона)
38. Крестец (16 зона)
39. Зона максимального прогиба в пояснице (15 зона)
40. Центр между лопатками (14 зона)
41. Зона точки фэн-фу (13 зона)
42. Зона точки бай-хуэй (12 зона)

Парные зоны для вдоха.
43. Ноздри небожителя, или проекция глаз на затылке.
44. Зоны точек фэн-чи.
45. Зоны на пересечении линии плеч с линией основания шеи, ближе к спине.
46. Центры плеч. Находятся на середине линии от плечевого сустава до шеи.
Эти центры являются важными точками для расслабления организма, снятия накопленной усталости и стресса, восстановления циркуляции энергии.
47. Ямочки, обнаруживаемые за плечевыми суставами со спины при поднятии и опускании плеча. Эти зоны также являются одними из входов холода.
48. Центры лопаток. Также могут служить зонами входа холода и патогенных энергий.
49. Зоны точек гао-хуан. Точки располагаются посередине между центром ближнего к позвоночнику края лопатки и позвоночником. Эти зоны являются одними из ворот входа холода к позвоночнику, а также противогриппозными.
Прогревание полынной сигаретой точек цзу-сан-ли обладает общим омолаживающим эффектом и препятствует подъему возрастных патогенных энергий, которые идут от земли вверх по ногам и отрицательно влияют на зрение.
По силе воздействия на организм зоны гао-хуан можно поставить рядом с точками цзу-сан-ли, поэтому их также стоит периодически прогревать.
50. Зоны под нижними углами лопаток, ближе к позвоночнику.
51. Центры, воздействующие на надпочечники. Находятся на расстоянии двух - трех пальцев от позвоночника от границы нижних ребер вверх.
Как известно, надпочечники отвечают за выработку гормонов стресса, гормонов, воздействующих на частоту сердечных сокращений, на минеральный обмен и крепость костей. Вообще стимуляция зон надпочечников приводит к общему омоложению организма.
52. Вторые центры почек. Располагаются на границе сторон инь и ян тела, то есть на боку над двумя нижними ребрами и под ними (существует несколько зон-центров, оказывающих воздействие на почки).
53. Концы плавающих ребер на передней стороне инь, ближе к боку над тазобедренными суставами.
54. Ноздри поясницы над рогами крестца, переход от косточек таза к мягкой части талии. Для ликвидации застоев во всей тазовой области рекомендуется мягкий массаж данных зон.
55. Центры над тазобедренным суставом.
56. Края лобковой кости. Зоны способствуют ликвидации застоев и болезненных зон по сторонам тела.
На эти зоны воздействуют для ускорения затянувшихся родов.
57. Зоны в центре провала между мышцами на бедре, сразу у паховых складок (передняя поверхность бедра).
Периодическое воздействие на эти зоны помогает очищению от каловых камней, улучшает состояние толстого кишечника. Прием 21 косточки маслины способствует этому процессу.
58. Центры бедра спереди.
59. Точки под коленной чашечкой, там, где молоточком проверяют коленный рефлекс.
60. Центры икроножных мышц с задней стороны ноги.
Воздействие на зону благотворно сказывается на функциях желудка и на решении проблем с венами.

Вдох через сложные множественные зоны.
61. Центры под пятками, центры ладоней - точки лао-гун, весь мужской член и его отверстие или вся вагина и клитор. При вдохе важно прочувствовать изнутри все половые органы.
При дополнительной работе с застойными областями важно помнить, что раздражение женских половых органов, G-пятна, массаж косточек таза изнутри влагалища способствует оздоровлению и омоложению всего организма.
62. Вдох носом, а также проекциями гайморовых пазух на лбу над бровями и на щеках около носа. Вдыхайте всем лицом, а также слуховыми проходами, всеми ушными раковинами, точкой середины нижней челюсти на подбородке.
63. Вдох открытым ртом, а также яичками или яичниками. Эти вдохи встречаются на уровне мечевидного отростка, сопровождаются состоянием открытия, озарения, удивления на вдохе, и активизируют мозг.
64. Заключительный, глубокий, всеобъемлющий вдох всем телом, всей кожей.
Кожное дыхание развивает чувствительность тела. Для начала развития этой чувствительности можно выполнять массаж обнаженной кожи партнера чем-то мягким - шелком, волосами, перышками.

Дыхательные упражнения играют в Даосской практике достаточно важную роль. Они даже выделены в специальный раздел, называющийся «Туна» (吐纳 - выплевыние (мутного) — набирание (чистого)).

Никто не будет спорить с тем, что дыхание играет очень важную роль для нашего существования, и от него зависит наша жизнь и работа всего организма, всех его функций. Дыхание может влиять как на наши эмоции, так и на физиологию тела и некоторые его химические реакции. Мы можем легко проследить зависимость между дыханием и нашими чувствами, так, например, когда человек испытывает злость или негодование, то его дыхание в это время поверхностное и быстрое, а когда человек умиротворен, то дыхание будет спокойное и более глубокое.

Также мы имеем взаимозависимую систему дыхание – работа сердца – деятельность ума. Чем чаще, поверхностней и сбивчивей дыхание, тем сердце работает более активно, а значит мозг, в свою очередь, будет склонен к перевозбуждению, а, следовательно, погрузиться в состояние глубокого Покоя во время практики будет сложнее. Соответственно, такой важный аспект, как дыхание, не может не использоваться в традиционных системах самосовершенствования. Также дыхание имеет тесную связь с циркуляцией внутренней энергии, через дыхание мы получаем не только кислород, но и вдыхаем «внешнюю Ци».

Используя различные дыхательные упражнения, мы можем укрепить организм в целом, улучшить циркуляцию внутренней Ци, накапливать жизненную силу в своем теле, в его энергетических центрах. Вот почему постановке правильного дыхания в Даосской Традиции уделяется большое внимание. Дыхательные практики играют очень важную роль в « », ведь правильное, глубокое и спокойное дыхание способствует созданию внутри нас таких условий, при которых достижение внутреннего равновесия, гармонии и глубокого Покоя будет достигнуто максимально быстро. Если же дыхание не будет отрегулировано, то обрести эти результаты будет очень сложно, а в некоторых случаях и вообще невозможно. Поэтому к этому важному этапу практики нужно отнестись со всей серьезностью и хорошо его проработать.

В практическом Даосизме существует огромное количество дыхательных техник, предназначенных как для лечения болезней, так и для накопления и контроля движения энергии. Упражнения могут отличаться друг от друга по очень разным параметрам:

  • какой тип дыхания используется (прямое, обратное, грудное, кожное/телесное, вздыхающее, смешанное дыхание);
  • ритм;
  • наличие задержки дыхания или ее отсутствие;
  • когда производиться задержка (после вдоха, выдоха или в обоих случаях);
  • методы внутренней работы при том или ином дыхательном упражнении;
  • наличием или отсутствием динамических упражнений и произношением специальных звуков.

Одно из самых сложных является «зародышевое дыхание», суть его сводиться к тому, что практикующий перестает дышать легкими, при этом его сердцебиение очень сильно замедляется, а со временем может полностью остановиться. Такой вид дыхания необходим на высоких уровнях практики, когда нужно будет находиться в глубочайшем состоянии медитации множество дней, недель подряд.

Если обратиться к истории, то уже в IV–III вв. до н.э. существовали тексты, в которых было достаточно подробно описаны различные дыхательные методы, а также в какое время суток их нужно практиковать и какую пользу они могут принести практикующему. Называются эти трактаты: «Десять вопросов» и «Речи о Высшем Дао Поднебесной», причем во втором тексте приводятся также описания сочетания Дао Инь и дыхательных упражнений. Из этих текстов ясно видно, что на момент их написания приведенные там методы имеют вполне завершенный вид, а значит, они уже существовали в еще более древний исторический период.

В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» или «Мудрец, объемлющий Первозданную Простоту» (317–320 гг. н.э.) указывается, что человек, овладевший дыхательными упражнениями, которые способствуют контролю над Ци (син ци), приобретает различного рода сверхъестественные способности, ему подвластны природные силы, он может исцелять различные болезни, и ему не страшны дикие животные.

В Школе Чжэнь Дао базовые дыхательные упражения раздела Туна осваиваются на занятиях

Повышающийся с каждым годом интерес к древним традициям Востока вполне оправдан. Знания, которые веками оттачивали жители Поднебесной, раскрывают нам секреты здоровья и долголетия. В продлении молодости помогает китайская дыхательная гимнастика. Можно ли овладеть техникой выполнения упражнений? Да, это осуществляется либо самостоятельно (с привлечением специализированной литературы), либо с помощью опытного мастера. Китайская подразделяется на виды, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим наиболее распространенные типы лечебных упражнений.

Китайская дыхательная гимнастика цзяньфэй

Слово «цзяньфэй» с китайского языка дословно переводится как «сбросить жир». Три несложных упражнения помогут снизить вес путем нормализации обмена веществ и устранения чувства голода. Они также помогут расслабиться и снять усталость. Все это обеспечивает постепенное снижение веса, что не приносит вреда человеческому организму, в отличие от диет, обещающих супербыстрое похудение. Плюсом также является тот факт, что выполнение этих упражнений можно производить в домашней обстановке и без применения каких-либо специальных тренажеров. Единственное: нужно запастись комфортной одеждой, не сковывающей движений. Важно понимать, что китайская дыхательная гимнастика даст результат только в том случае, если вы будете выполнять все упражнения регулярно и правильно.

Упражнение № 1. «Волна»

Оно направлено на снижение чувства голода. Его необходимо выполнять перед приемом пищи. Наиболее удобная позиция - лежа на спине. Ноги согните в коленях, ступни расположите ровно. Положите одну ладонь на грудь, вторую - на живот. При глубоком медленном вдохе втяните живот и приподнимите грудь. на несколько секунд, затем медленно выдохните. На выдохе грудь втягивайте, а Сделайте сорок полных циклов «вдох-выдох».

Упражнение №2. «Лягушка»

Это упражнение позволит нормализовать функционирование ЦНС. Сидя на невысоком стульчике, поставьте ноги на ширину плеч. Угол между бедром и голенью - прямой. Локти на коленях, левая рука сжата в кулак (у мужчин - правая), другая ее обхватывает. Далее необходимо упереться лбом в кулак, расслабиться и закрыть глаза. Делайте глубокие вдохи и выдохи не менее 15-ти минут.

Упражнение №3. «Лотос»

Оно поможет отрегулировать обмен веществ и активизировать циркуляцию крови. Исходное положение - поза «сидящего Будды». Руки ладонями вверх лежат на ногах перед животом. Женщины располагают правую кисть под левой, а мужчины - наоборот. Глаза должны быть закрыты. 1-й этап: 5 минут глубокого ровного дыхания. 2-й этап: 5 минут естественного и непринужденного дыхания. 3-й этап: 10 минут дыхания без контроля над процессом с очищением сознания от посторонних мыслей.

Китайская дыхательная гимнастика цигун

Упражнения выполняются под плавную расслабляющую музыку. Эта гимнастика улучшает физическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние человека.

Упражнение №1. «Дыхание огня»

На выдохе живот резко втягивается. Дышим диафрагмой. Это упражнение является очень динамичным. Может вызывать головокружение у начинающих.

Упражнение №2

Дышим медленно и глубоко. Вдох и выдох характеризуются равной интенсивностью. Выполняем не менее десяти минут.

Упражнение №3

Вдох и выдох делаем только через нос. Тело расслаблено, глаза закрыты. Продолжительность - 10 минут.

Как утверждают врачи из Поднебесной, проблема лишних килограммов и возникновения заболеваний кроется в дисгармонии инь-ян нашего организма. Стабилизация потоков Ци поможет забыть о многих проблемах, в том числе и об излишках жира. В этом придет на помощь китайская дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика имеет в Китае древние корни. В известном даосском сочинении «Баопу-цзы» (начало IV в.) ученый даос Гэ Хун писал, что с помощью дыхательных упражнений можно «исцелить все болезни, оградить себя от змей и тигров, находиться под водой и ходить по воде, избавиться от голода и жажды и продлить свою жизнь».

В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, есть даже такая запись: «Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.

Среди многих способов дыхания даосов наибольшей известностью пользовался способ «Утробное дыхание». Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть утробным дыханием, т. е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, «возвратиться к истоку, вернуться к основе», а это означало по их мнению означало достижение бессмертия.

История возникновения

«Утробное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний.

Когда даосы обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека, дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из «поля киновари», из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще «изначальным воздухом» (юань ци). Даосы полагали, что «изначальный воздух» в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его «духом» (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. «Изначальный воздух» человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он - основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник «трех плавильщиков» («трех обогревателей» или «горящих областей»). Этот воздух - корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.

Поскольку «изначальный воздух» представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня «изначального воздуха», считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы «изначальный воздух» не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой «поле киновари» и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.

Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем «поле киновари» также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в «поле киновари». Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.

Что такое Утробное дыхание?

В сочинении Гэ Хуна «Баопу-цзы» говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, привести к омоложению старых.
Для получения эффекта необходимо заниматься по 30 - 50 мин каждый день. Естественно, начинать надо минут с пяти и постепенно довести время до вышеуказанного.

Как осуществлять дыхание?

Дыхание осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

В какой позиции выполнять дыхание?

Лучше всего выполнять Утробное дыхание в позе Лотоса. Скрестите обе лодыжки и расположите каждую пятку на колене противоположной ноги так, чтобы подошвы обеих ног смотрели вверх. (По мере привыкания к позе старайтесь помещать пятки все ближе к тазу.) Затем следует положить правую кисть на левую, ладонями вверх, соединив большие пальцы, и опустить кисти на стопы напротив живота. Это лучшее положение для практики.

Если вам не можете сидеть в лотосе, лучше начинать с обычной позиции со скрещенными ногами. Икры пересекаются так, что пятки находятся под серединой каждого бедра. Тело выпрямлено, плечи расслаблены, локти естественно опущены вниз, ладони легко положены на колени либо сложены перед животом как в позиции Лотоса.

Почему лучше заниматься «внутренним достижением» в Лотоса? В этом тоже есть свой смысл. Послушник, сидящий в такой позе, имитирует положение эмбриона в утробе матери, и полностью запечатывает жизненные точки тела, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «Утробного дыхания» и открыть в животе так называемое «десятое отверстие» - точку обмена «внутренней энергии» даоса и «небесной энергии» космоса. Другое важное назначение этой позы состоит в том, что она способствует осознанию послушником энергетических каналов в своем теле.

Соответственно, победа над старостью, возврат к «младенческому» и даже «эмбриональному» состоянию, являются главной целью даосского совершенствования. Хотя процесс старения неизбежен и человек не может весь целиком снова стать младенцем, есть возможность восстановить некоторые свойства младенческого состояния, например - полную систему энергетических каналов, какой она бывает у новорожденных. Эти каналы нельзя различить ни обычным глазом, ни какими-либо научными приборами. Увидеть их могут лишь те, кто пережил опыт «внутреннего достижения». Такая способность позволяет послушнику Дао не только поддерживать здоровье, но и восстанавливать молодость.

Как практиковать Утробное дыхание?

Глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно животом, настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума, и вдох надо прекратить, когда грудная клетка начинает расширяться. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере, на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120 (в идеале потом 120 ударов пульса). После этого необходимо выдохнуть воздух через рот полностью и так плавно, чтобы лебединое перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следуют вдох, задержка, выдох и т.д.

Теоретическая цель этого процесса состоит в том, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери, при котором зародыш непрерывно растет, ничего не теряя. Идеалом была бы задержка дыхания на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, так как воздух восстанавливает и оживляет организм человека.

Воздух должен быть живым, а не мертвым. Желательно выполнять его на свежем воздухе или предварительно проветрить помещение. Это упражнение необходимо выполнять между полночью и полднем. В этот период воздух живой – Ян. Между полднем и полночью – Инь.

Тот, кто выполняет дыхательное упражнение данного типа, должен быть вегетарианцем. Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, хорошей концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.

ДАОССКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью у даосов пользовалось «эмбриональное дыхание». Человек при этом должен воспроизводить дыхание плода в утробе матери.

Даосы знали, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем мечтающим обрести бессмертие рекомендовалось овладеть эмбриональным дыханием.

Однако считалось, что не все сразу смогут дышать этим способом с легкостью, необходимой для достижения бессмертия, поэтому рекомендовались подготовительные упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Уединитесь в какой-нибудь комнате, где вас никто не побеспокоит. Лягте на удобную постель, примите удобное для вас положение, закройте глаза.

Теперь попробуйте надолго задержать дыхание, «запереть» воздух в груди, заткнув нос и не разжимая рта.

Когда он разрастался, его следовало снова направить вверх, чтобы он достиг темени. И только после этого сделать выдох.

Проделайте это упражнение до полной усталости, пытаясь направлять потоки воздуха внутри организма согласно даосскому учению.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕБЕСНЫЙ БАРАБАН»

Даосы разделяли дыхание на «внешнее», при котором вы вдыхаете внешний воздух, окружающий вас, и «внутреннее», при котором вы дышите воздухом, находящимся внутри вас.

Итак, в тот момент, когда вы вдохнете внешний воздух через рот, быстро закройте рот и начните «бить в небесный барабан» не менее пятнадцати раз, но лучше больше.

Для этого ладонями рук обхватите голову и нажимайте на уши. Указательный палец поместите на средний, начните громко щелкать этими пальцами по голове сзади, должен получиться звук, как будто бьют в барабан.

При выполнении упражнения вы сглатываете внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода.

Мысленно проведите его через пищевод, массируя грудь рукой, дабы воздух скорее вошел в «океан жизненных сил», который находится на два пальца ниже пупка.

После трех сглатываний, как учили даосы, «океан жизненных сил» наполнится, и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если у вас что-либо болит, то воздух следует вести к больному месту.

Если вы просто учитесь даосскому дыханию, следует представить две полосы белого воздуха и мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу.

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫПЛАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА»

Помимо предыдущего способа дыхания даосы рекомендовали способ свободной циркуляции, когда воздух не управляется человеком, а идет сам по всему телу, – «выплавление воздуха».

Уединитесь в тихой комнате, расстегните одежду или вообще снимите ее, распустите волосы, лягте на чистую постель, вытянув руки и ноги.

Глотнув внешний воздух, задержите дыхание, насколько это у вас получится.

Когда задерживать дыхание станет невыносимо и воздух будет стремиться выйти, надо открыть рот и выпустить его медленно, мелкими порциями.

Успокоив дыхание, следует снова приступать к «выплавлению воздуха».

Заниматься этим ежедневно нельзя, нужно делать интервалы в пять-семь дней.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭМБРИОНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ»

Исходное положение – как в предыдущем упражнении.

Вдохните носом и затем закройте его, заприте воздух, удерживая его на время 120 ударов сердца, после чего осторожно выдохните ртом.

Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось.