Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук

Упражнение 1 .

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).


Упражнение 2 .

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3 .

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 .

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 .

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 .

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7 .

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8 .

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 .

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание местоимений» Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее. Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него). Упражнение 2. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений. 1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то. Упражнение 3. Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений. 1 / 8

2 1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты. Упражнение 4. Объясните написание местоимений. Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем. Упражнение 5. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений. 1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.) 2 / 8

3 Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным. Упражнение 7. Спишите, вставляя вместо точек е или и. 3 / 8

4 1) Я окликнул хозяев н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. (Из произведений И. С. Тургенева.) Упражнение 8. I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений: Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей. II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений: Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём. 4 / 8

5 Упражнение 9. Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила. 1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка. Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать. 5 / 8

6 Тест по теме "Правописание местоимений" 1. В каком варианте пишется буква Е? 1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела 2. В каком варианте пишется буква И? 1) н... кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди 6 / 8

7 3. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай 4. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) переживать 5. В каком варианте может быть вариативное написание? 7 / 8

8 1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который Ответы: 8 / 8


Местоимение Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения имеют общую с вопросительными, относительными и неопределёнными местоимениями базу для образования: слова кто и что и их предложно-падежные

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (я, наш, этот, кто, всякий). Разряды местоимений Личные Возвратное Притяжательные Разряды местоимений

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

РУССКИЙ ЯЗЫК. Вебинар 11. Местоимение. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. 2. Правописание

6 класс. МЕСТОИМЕНИЕ. ВАРИАНТ 1. ЧАСТЬ 1. А1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением: Он приступил к работе немедленно. 1) первое слово; 2) второе слово; 3) третье слово; 4) четвертое

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

УРОКРУССКОГО ЯЗЫКА 6 «А» класс Учитель: Шушпанова Т.А. b y С С К И И й Я З Ы К ема: ч / \ Разряды местоимений.личные место имения. Цель: Изучить разряды местоимений. Расширить знания о личных местоимениях.

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение тематической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий. Ответы к заданиям 1 4, 6, 8, 10 15 записываются в виде одной цифры,

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я продолжаю отвечать на ваши вопросы. И сегодня я расскажу вам, как мы используем «-то», «-нибудь», «-либо» и «кое-». Например, «кто-то», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то»,

03/15/15 Русский 4 Занятие 20 Имя Классная работа. Задание 1: Из данных слов составьте словосочетание и предложение. Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед) С помощью каких слов вы объединили слова

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Правописание наречий» 7 класс Ибрагимова О.А, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 18 с УИОП г.армавира Краснодарского края Дорогой друг! Предлагаю

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Разряды местоимений Разряды местоимений 1. Личные 2. Возвратное 3. Вопросительные 4. Относительные 5. Неопределѐнные 6. Отрицательные 7. Притяжательные 8. Указательные 9. Определительные Личные местоимения

Вызов УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Цель урока развитие умений распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи. Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка

План-конспект урока русского языка в 6 «В» классе по теме «Отрицательные местоимения». Тип урока: комбинированный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: извлекать, перерабатывать и

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

PRONOMI Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Себя Мой, твой, ее, его, наш, ваш, их Этот, тот, такой (tale), таков (tale), столько Сам, самый, весь, всякий, любой, каждый Кто? Что? Какой? Чей? Который? Кто,

Московский семинар Натальи Котельниковой Ноябрь 2012 8-11 ноября в Москве вновь состоялся праздник откровения Души и свершений семина ры Натальи Котельниковой «Планета в квантовом взлете» и «Практики Христосознания».

Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс >>> Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Причастие это особая форма глагола, которая обозначает признак

Русский 7 Занятие 17 8 февраля Имя.. Задание 1: Поговорим о повести Ю. Казакова Арктур - гончий пес 1) Как Арктур попал к хозяину? «Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, - для людей он не имел

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Леденёва Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Касторенская СОШ 1» Касторенского района Курской области Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Тема: Обобщение знаний о местоимении Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Тема: Служебные части речи. Предлог. Урок русского языка в 10 классе Цель: Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи. Оборудование: Интерактивная доска. Карточки по теме. Ход урока: Перед

Материалы заданий олимпиады школьников для 10 класса Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого задания Баллы 15 9 12 16 20 10 8 10 100 Задание 1 Найдите среди предложенных фразеологизмов фразеологизмы с синонимичным

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

РАЗГОВОР С ТОВАРИЩЕМ ЛЕНИНЫМ ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ (родился в 1950 году) ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Что происходит на Красной площади в Москве в январе в день смерти Ленина? На Красной площади

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,

ВЕРБОВКА АЛЕКСАНДР ЦЫПКИН (РОДИЛСЯ В 1975 ГОДУ) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Кто пришел на собеседование к рассказчику? К рассказчику на собеседование пришла совсем юная

Тема: Правописание отрицательных местоимений Цели урока: Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Занятие 8 1. Буква Чч. Звук [ч"]. 1) Знакомство со звуком. Введение буквы. Загадка: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время) Вспомните, какие единицы времени знает ребенок (год,

Стёпина # книжка Лариса Суркова Мама пятерых детей, психолог, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА В ШКОЛЕ В ПУТЕШЕСТВИИ Издательство АСТ Москва #Cтёпина_книжка СТЁПА ДОМА И В ШКОЛЕ

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

Информация для желающих сдать тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень В1 Примеры заданий теста элементарного уровня В1 Информация о выполнении теста: Необходимо выбрать правильный

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова.

Стихи умершему папе от дочки >>> Стихи умершему папе от дочки Стихи умершему папе от дочки Никакие молитвы не смогли бы тот грех отмолить. За краем моря и земли, Где каждый вечер бесконечен. Я жду с нетерпением

Упражнение 1

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2.

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3.

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4.

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5.

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8.

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9.

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Ответы:

1. - 3)

2. - 2)

3. - 1)

4. - 4)

5. - 2)

ЛЕГЕНДЫ О НАРЦИССЕ

НАРЦИСС - ЦВЕТОК ВЕСНЫ И ПОЭТОВ

"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюблённый Нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя…"
(Шелли "Мимоза")

Нарцисс . Это не только символ самовлюбленного человека. Это цветок поэтов и весны, фестивалей и солнца!!!
Его грациозные белые цветы, качающиеся на легком стебле, очень изящны.
В Древней Персии нарцисс называли "наргис», в переводе - "красивый глаз».
Научное его название — Narcissus poeticus . Первая его половина происходит от греческого «narkao» (одурманивать ), за одурманивающий запах его, а вторая — «поэтический», оттого, что он был много воспет поэтами всех стран и веков.

Сам Магомет сказал про него: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души ". А персидский царь Кир прозвал его "созданием красоты - бессмертною усладой ".
Им восхищался Шекспир , описавший его в своей трагедии "Буря", Эдгар По , описавший его среди цветов "долины многоцветных трав", где он испытал райскую любовь. Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс, восклицает: "Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник" .

Легенды о прекрасном Нарциссе

О происхождении цветка существует древнегреческая легенда о Нарциссе. У речного бога Кефиса и нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный Нарцисс.
Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, а когда в него влюбилась нимфа Эхо , Нарцисс отверг ее. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый страстью, Нарцисс умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок.

"Нарцисс", как известно, это человек влюбленный сам в себя . Отсюда же появился термин нарциссизм. На языке цветов "нарцисс" означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.

Но по другому преданию, Нарцисс потерял сестру - близнеца . Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.

А в Древнем Риме нарцисс был символом победы . У римлян венком из желтых нарциссов встречали воинов - победителей, вернувшихся с войны. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. Его приносили в жертву Фуриям и Плутону.
Египтяне, древние греки и римляне выращивали нарциссы и как ценные эфирномасличные растения, используя их в парфюмерии.

В Китае, с древних времён и до сих пор, нарцисс играет важную роль в Новогодних церемониях. В Новый год он является обязательным атрибутом в каждом доме. В этот день прекрасный цветок участвует во всех торжественных процессиях, им украшают алтари богов.

В Европу нарцисс попал в 1570 году из Константинополя как подарок лорду Казначейства Англии и выращивался сначала в его знаменитом саду на берегу Темзы. А в настоящее время нарцисс — один из любимых цветов англичан.
Известно свыше 30000 сортов нарцисса и ежегодно добавляются 200 новых.

В Пруссии нарцисс - символ весны и счастливого брака . Девушка, выйдя замуж, увозит нарцисс из родительского дома в свой новый дом и тщательно ухаживает за ним так как, по поверью, от его красоты зависит и счастье брака.

Нарцисс был любимым цветком Тургенева . Он делал шутливые записи в альбоме, и вот в одной из них, за 1867 год на вопрос «какой из цветков ему больше всего нравится?» он ответил «Нарцисс». Альбом этот хранился у Виардо Гарсиа.


Нарцисс сделался одним из любимейших в Западной Европа цветов . В некоторых городах Франции, Швейцарии, Австрии, Италии ежегодно проводится праздники и Фестивали нарциссов.

В Швейцарии, в Монтре в честь этого прекрасного цветка устраивают ежегодный праздник нарциссов. В дни проведения Фестиваля Нарциссов по цветочным полянам Монтре проводятся экскурсии для туристов Весь город украшен цветами и гирляндами, проводится представление, где разыгрывают легенду о Нарциссе.

Фестиваль Нарциссов в Ауссеерланде , в Австрии проводится в последние выходные мая. Проходит карнавальный кортеж автомобилей с фигурами из нарциссов и праздничным катанием на лодках по озеру Грундлзее. В карнавальных гуляньях принимают участие, как правило, около 30-40 нарциссовых скульптур .

Фестиваль Нарциссов во Франции проводится в городе Жерармер вблизи Страссбурга.
Легенды рассказывают, что давным-давно феи Жерарме посеяли золотые искры нарциссов на лугах, чтобы отблагодарить людей, за приют от сильной грозы.
Местные жители сооружают скульптурные композиции из живых цветов. Эти нарциссовые фигуры потом становятся участниками красочных процессий - наземных и водных, которые собирают тысячи зрителей.

Мотивы композиции изготовляются из каркаса и обтягиваются сеткой-плетенкой. В эту плетенку вставляются маленькие букетики из нарциссов, таким образом, создается пушистый эффект - на один квадратный сантиметр 3-4 нарцисса. Для больших композиций, используют от 30.000 и более нарциссов.


В Италии Праздник Нарциссов проходит в Рока-Ди-Меццо , на северо-востоке от Рима. Здесь для украшения фигур используют белые нарциссы. Все фигуры сопровождаются музыкальными и танцевальными представлениями.

А на Украине, в Закарпатье есть Долина нарциссов !! Она расположена в 4 км от закарпатского города Хуст, в урочище Киреши и занимает площадь в 257 га!
Здесь открылся и Музей нарцисса , — тут собрана вся информация о зарождении, значении и развитии этого уникального цветка.


В пору цветения Долина представляет собой незабываемое зрелище. А какой над равниной царит дурманящий аромат…
Нарцисс обладает сильнейшей позитивной энергией, в цветочном мире он означает «солнце всегда сияет, когда я с вами». Цветы передают нам свое хорошее настроение!

………………
Интересно, а кто-нибудь был в долине нарциссов?


У меня в рубрике "Легенды о цветах" есть еще много рассказов о цветах. Приглашаю, кому интересно.)))

Д.з. в конце записи

Правописание неопределенных местоимений
В неопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-)

и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, кое-чем, кое-какой, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-то, какой-либо, какой-нибудь.
Если между приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким.

Правописание отрицательных местоимений
В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, а без ударения - приставка ни-: некого спросить - никого не встретить, нечего бояться - ничего не узнать.
Если в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда не и ни являются частицами, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некого - не от кого, никого - ни от кого, некому - не к кому, никому - ни к кому.

Примечания:
1. Необходимо запомнить словосочетание, состоящее из шести слов с частицей ни: как ни в чем не бывало;
2. Надо отличать сочетания не кто иной, как; не что иное, как от сочетаний никто иной; ничто иное. Например: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. - Ничем другим, кроме плавания, он заниматься не хотел.
В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как. Например: Это был не иной кто, как ваш врач. - Это был не кто иной, как ваш врач; Слова брата были не что иное, как обыкновенная, нелепая болтовня. - Слова брата были не иное что, как обыкновенная, нелепая болтовня. Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки.
Сочетания не кто иной, как; не что иное, как можно заменить частицами именно, как раз: Это был не иной кто, как ваш врач. - Это был именно ваш врач.

3. Необходимо отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий: за чем - зачем, за то - зато, при чем - причем, при том - притом, не зачем - незачем и т. д.

Чтобы различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как изменяются и т.д.

За чем пойдешь, то и найдешь (местоимение чем с предлогом). - Зачем вы посетили нас (наречие)?
Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие). - Зато отдохнем (союз).

При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). - Задание выполнено, причем досрочно (союз).
При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). - Путь тяжелый, притом опасный (союз).
Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). - Незачем прятаться (наречие).

СПИШИТЕ - ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написание местоимений.
1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует.
2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться.
3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел.
4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден.
5. Больше (н...)что не тревожило друзей.
6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания.
7. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха.
8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего.
9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать.
10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют.
11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями.
12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести.
13. Скованный (н...)чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора.
14. (Н...)что не нарушало тишины.
15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой.
17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс.
18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

ТЕСТ. МОЖНО ПРИСЛАТЬ.

Определите местоимение, которое пишется через дефис.
A) Встретиться (кое) с кем
B) Спросить (кое) у кого
C) Принести (кое) что
D) Выполнить (кое) для кого
E) (Кое) с чем не согласиться


А) Спросить н…кого
В) Н…кого не видел
С) Н…что не попалось навстречу
D) Н…чего не ответил
Е) Н…кому не позвонил

Определите правильный вариант пропущенных букв:
Н…чего сказать, н…с кем поговорить, н…что не беспокоит, н… о чем беспокоиться.
А) и-и-е-е
В) е-е-и-и
С) и-и-и-е
D) е-е-е-и
Е) е-е-и-е

Определите вариант, в котором приставка кое - пишется через дефис:
А) (кое)с кем
В) (кое)для кого
С) (кое)кто
D) (кое)у кого
Е) (кое)к кому


А) (ни)кто не знал
В)(ни)что не мешает
С) не было (ни) у кого
D) (ни)чем не интересуется
Е) не хочу (ни)чего

Определите вариант, в котором местоимение пишется с ни раздельно:
А) (ни)чему не удивляюсь
В) (ни)о чём не беспокоится
С) (ни)чем не интересуется
D) (ни)кто не пришёл
Е) не попросил (ни)кого

Определите вариант, в котором местоимение пишется через дефис:
А) Сказал кто(то)
В) Купил (кое)у кого
С) Пришёл (кое)к кому
D) Встретился (кое)с кем
Е) Приготовил (кое)для кого

Определите местоимение с приставкой не:
А)Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.
В) Ни с кем не бранюсь, н…кого не боюсь.

D) Худо тому, кто добра н…кому не делает.
Е) Станешь лежать на печи, так не будет н…чего в печи.

Определите местоимение с приставкой ни:
А) Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.

С) Лежень лежит до вечера, а поесть ему н…чего.
D) Н…чего сказать в ответ.
Е) Делать им было н…чего.

Определите местоимение с приставкой не:
А) Делать им было н…чего.
В) Худо тому, кто добра н…кому не делает.
С) Не ищи ночью там, где днём н…чего не сыщешь.
D) Станешь лежать на печи, так не будет н…чего в печи.
Е) Ни с кем не бранюсь, н…кого не боюсь.

Определите правильный вариант пропущенных букв: н…чего сказать, н… с кем поговорить, н…что не беспокоит, н… о чем беспокоиться.
А) и-и-е-е
В) е-е-и-и
С) и-и-и-е
D) е-е-е-и
Е) е-е-и-е