Упражнения для снятия физического утомления. Комплекс упражнений для снятия усталости и активизации внимания учащихся на уроке и переменах

Современный педагог все чаще подвержен профессиональному выгоранию. Для профилактики возникновения данного явления, мной ведется тренинговая работа со всеми педагогами учреждения. Тренинги проходят два раза в год.

Задачи, которые мы решаем этими мероприятиями, следующие:

Создание условий способствующих профилактике СЭВ;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Снимаем усталость и напряжение у педагогов»

Задачи:

Создание условий способствующих профилактике СЭВ;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Педагог-психолог. Я рада, что мы смогли встретиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить друг другу радость встречи.

Упражнение 1.

«Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок – здороваемся за руки;
  • 2 хлопка – здороваемся плечами;
  • 3 хлопка – здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Упражнение 2.

Знакомство с правилами работы в группе.

  • Искренность в общении. Чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

  • Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
  • Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.
  • Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…». Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами.
  • Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Давайте в группе будем понимать друг друга, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
  • Общение между всеми участниками на «ты». Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами.

Упражнение 3.

«Имя как аббревиатура»

Цель: знакомство.

Психолог предлагает педагогам написать на листе бумаги тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данной группе. Расшифровать свое имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики (например: ЛЮДА – Л-ласковая, Ю-юморная, Д-добрая, А-активная). Затем педагоги называют свое имя, а также его расшифровку.

Упражнение 4.

«Говорящие очки»

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.

Упражнение 5.

«Передай маску»

Цель: разминка для мышц, снятие напряжения.

Психолог. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение.) А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и «передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Упражнение 6 .

«Танец отдельных частей тела»

Цель: «разогрев» участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение 7.

«Дрожащее желе»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Психолог. Подойдите ко мне и встаньте напротив. Плотно прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как надо раскачиваться, следите за моими руками…

В течение одной минуты психолог показывает, как держит в руках огромное блюдо и встряхивает его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко останавливается – дрожащее желе успокоится не сразу.

Психолог. Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять. Опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Упражнение 8.

«Надувная кукла»

Цель: преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Психолог играет роль насоса: делает руками движения, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят на стульях, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги.. Через несколько секунд психолог «выдергивает затычку» у «куклы» , и игроки с шипением («ш-ш-ш») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить 2-3 раза.

Упражнение 9.

«Послание»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги форматом А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для психолога. Листочки передаются адресатам.

Литература

  1. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов. – Дошкольная педагогика /Октябрь / 2010.
  2. Андрунь С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей. – Дошкольная педагогика / Февраль / 2009.
  3. Антошина Ю.А., Холодная Е.В. Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов. – Дошкольная педагогика / Январь / 2010.

Не существует универсального способа, с помощью которого может снять усталость любой человек. Ведь причины усталости тоже разнообразны: она может возникнуть из-за физических нагрузок, а может и из-за интенсивной умственной работы. Рассмотрим упражнения для снятия усталости, возникшей по разным причинам.

Снятие усталости от умственной работы

При умственной работе для снятия усталости, накопившейся за день, нужно раздражать точки на шее и голове. Такие упражнения можно делать, находясь в дороге. Для этого нужно ослабить одежду, которая может стягивать шею, и массировать пальцами рук нагруженные крупные мышцы шеи, расположенные за ушами и на затылке. Эти мышцы располагаются с обеих сторон, продолжать их массировать до тех пор, пока не снимется напряжение. Для выполнения следующего упражнения нужно нажать обеими руками на голову, и если при этом Вы почувствовали, что в каком-то отделе ощущается слабость, то надо его массировать с усилием до тех пор, пока он полностью не расслабится. Попробуйте надавить кончиками пальцев руки на точку Хякух, расположенную на темени. Если Вы ощутите, будто она оседает, то это говорит о том, что голова сильно устала. После того, как точки на голове раздражены, нужно поставить руки на поясницу, медленно и тщательно нажимать большими пальцами с двух сторон рядом с позвонками, сдвигая постепенно руки. Затем нужно по порядку массировать бедра, сгибы колен, икры, щиколотки. После чего сделать массаж, идя в обратном направлении.

Повторить массаж 10 раз. Для выполнения заключительного упражнения, нужно сесть, поджать под себя ноги, и сделать вдохи и выдохи. После чего приложить кончики пальцев к симметричным точкам Фути и Тэнтю, расположенные на затылке, приподнять плечи, расставить локти в стороны и выпрямить спину. При этом нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на несколько секунд. Затем нужно выдохнуть через рот, надавливая в этот момент на точки. Упражнение повторить 15 раз.

Снятие физической усталости

Если Вы ощущаете общую усталость, то нужно выполнять легкие упражнения, добиваясь равновесия кровообращения и деятельности нервной системы. Общее состояние тела может быть нарушено чрезмерными движениями рук и ног. Если же человек страдает от сахарного диабета или желудочно-кишечных заболеваний, то тело слабеет постепенно, и утром больному становится не только трудно работать, но и вставать на работу. Летом настроение человека можно изменить кондиционером. Для снятия физической усталости разработана методика пальцевых упражнений. Связано это с тем, что переутомление возникает, как правило, в мышцах, далее расстройство деятельности по нервам передается в мозг, где оно воспринимается как усталость.

Если человек чувствует себя вялым, но при этом он не совершал тяжелой физической работы, то это ощущение может быть не усталостью, а мнимой усталостью. В этом случая снятие усталости заключается в смене настроения: к примеру, женщине по-другому причесаться, а мужчине пересмотреть свой рабочий стол, и негативные ощущения не задержатся надолго.

Комплекс упражнений для снятия усталости

  • Для снятия усталости можно заняться подбором монет с пола. Монеты нужно подбирать строго по одной, при этом нельзя сгибать ноги в коленях. Минимальное количество монет – 10 штук. Благодаря такому упражнению тренируется равновесие мышц во всем теле. После того, как соберете все монетки, нужно сделать несколько наклонов назад;
  • Нужно нажать подушечкой большого пальца на точку Сёздан, которая располагается сзади на середине икры, до боли. Держать в течение 20-ти секунд, после чего спокойно снять палец. Повторить такое упражнение 2-3 раза;
  • Нужно лечь на пол, расположить руки вдоль туловища, ноги выпрямить. Постараться, чтобы большая часть позвоночника касалась пола. В такой позе нужно задержаться в течение 8-ми-10-ти минут;
  • Нужно лечь на спину, вытянуть руки вперед и потянуться вверх. При этом плечи не должны отрываться от пола. Упражнение нужно повторить 7-9 раз;
  • Нужно лечь на спину, обхватить ноги, согнутые в коленях, руками и покачаться, подобно «Ваньке-встаньке»;
  • Нужно лечь на спину, ноги согнуть в коленях, а руки положить за голову. Оторвать от пола голову и плечи, при этом живот должен быть напряженным. Повторить упражнение не менее 7-ми-10-ти раз;
  • Нужно сесть и опустить подбородок как можно ниже, голову медленно поворачивать то вправо, то влево. Повторить упражнение по 5 раз в каждую сторону.

Комплексы физических упражнений для снятия усталости и повышения работоспособности школьников.

В данном пособии приведены собранные во едино различные комплексы физических упражнений разных авторов. А также разработанные упражнения и комплексы упражнений автором издания и одобренные врачами и специалистами по лечебной физкультуре.

Цель: восстановление физических и духовных сил, повышение работоспособности учащихся, снятие утомления.

Смена деятельности и отвлечение в виде физических упражнений играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе, особенно в специализированных коррекционных школах, уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника.
Физминутки проводятся на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинируются паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний.

Физминутки для учителей нединамических предметов.

Физминутки для различных групп мышц:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь
, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физминутки для учителей начальных классов .

А теперь на месте шаг.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Мы присядем десять раз.

Мышцы не болят у нас.

(Приседания.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потягивания -руки вверх и в стороны.)

И за парты вновь вернулись.

(Дети садятся за парты.)

Учитель спросит

Учитель спросит - надо встать. (Встали.)

Когда он сесть позволить - сядь. (Сели.)

Ответить хочешь - не шуми, (Руки на парте.)

А лучше руку подними. (Поставили на локоть правую руку.)

Каждый день по утрам.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

(Ходьба на месте.)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать,

(Ходьба.)

Руки поднимать,

(Руки вверх.)

Приседать и вставать,

(Приседание 4-6раз.)

Прыгать и скакать

(10 прыжков.)

Зарядка.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

(Встали, руки через стороны вверх - потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре -

(Наклоны.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)

Мы зарядку делать будем.

Мы зарядку делать будем.

Мы руками быстро крутим -

То назад, а то вперёд,

А потом наоборот.

(Вращение прямых рук назад и вперёд.)

Наклоняемся пониже.

Ну-ка, руки к полу ближе!

Выпрямились, ноги шире.

Тянем спинку, три-четыре.

(Наклоны вперёд.)

На площадке красный мячик

Выше всех сегодня скачет.

Вместе с мячиком скачу,

До небес достать хочу.

(Прыжки на месте.)

Стоп! Закончилась зарядка.

Вдох и выдох для порядка.

(Руки вверх - вдох, вниз через стороны - выдох.)

Всем друзьям - физкультпривет!

Всем друзьям

Физкультпривет,

(Прогнуться назад, потянуться.)

Сделал паузу

(Поморгать глазами, несильно потереть глаза.)

Быстроногому гонцу

(Бег на носках, сидя.)

И отважному борцу,

(Наклоны вправо-влево, руки согнуты - в стороны.)

И гимнасту,

(Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять.)

И пловцу -

(Движения руками «брасс».)

Всем друзьям

Физкультпривет!

(Встать, руки вверх.)

Ты готов к работе? Нет?

(Сесть, руки на парту, головой кивнуть или покачать и еще раз пов­торить.)

Дети, стройтесь

Дети, стройтесь по порядку

На активную зарядку,

(Ходьба на месте.)

Левая, правая,

Бегая, плавая,

(Бег, имитация движения руками «брасс».)

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

(Руки за голову, прогнуться.)

На носочки поднимайтесь,

(Подняться на носки.)

Руки к солнцу. Улыбайтесь!

(Руки поднять в стороны, вверх.)

Потянулись, наклонились

(Руки на поясе, наклон вперед.)

И обратно возвратились.

Повернулись вправо дружно,

(Повороты туловища направо.)

Влево то же делать нужно,

(Повороты туловища налево.)

Делай раз и делай два.

Не кружись ты, голова

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай.

(Повороты туловища, руки в стороны.)

А теперь наклон вперед

Выполняет весь народ.

(Наклон вперед, выпрямиться.)

Поднимай колено выше -

На прогулку цапля вышла.

(Поднимание согнутых ног.)

А теперь еще задание -

Начинаем приседания.

(Приседания.)

Приседать мы не устанем,

Сядем-встанем,

Сядем-встанем.

Проведем еще игру:

Все присядем - скажем: «У!»

(«У» с приседом.)

Быстро встанем -

Скажем: «А!»

(«А» со вставанием.)

Вот и кончилась игра!

Словно вышли на парад

Мы на месте ходим в ногу,

Словно вышли на парад.

(Ходьба на месте.)

Отдохнули мы немного,

Снова парты ждут ребят.

(Дети садятся за парты.)

Кто хочет здесь помолодеть?

Кто хочет здесь помолодеть,

(Рывковые движения руками в стороны.)

Возможно, даже похудеть,

(Рывковые движения руками вверх.)

Здоровья чуточку набраться,

(Полуприседания, руки в стороны, предплечья вверх.)

Своей фигурою заняться?

(Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Гимнастика и ритм -

(Наклоны вперед прогнувшись.)

Вот - наш гимн!

(Руки вверх.)

Раз, два - стоит ракета

Раз, два - стоит ракета,

(Проверить осанку.)

Три, четыре - самолет.

(Руки в стороны.)

Раз, два - хлопок в ладоши,

(Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

(Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше,

(Руки вверх, потянуться.)

Плечи шире.

(Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре -

(Ходьба на месте.)

И на месте походили.

(Следить за осанкой.)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

(Руки вверх, ладони соединить - «купол ракеты».)

На носочки поднялись

Быстро, быстро руки вниз.

(Правую руку вниз, левую руку вниз.)

Раз, два, три, четыре -

Вот летит

Ракета ввысь!

(Потянуть голову кверху, плечи вниз.)

Руки в стороны -

(Руки в стороны.)

Отправляем самолет.

(Поворот туловища налево.)

Правое крыло вперед,

(Поворот туловища прямо и направо.)

Левое крыло вперед.

(Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)

Раз, два, три четыре -

Полетел наш самолет.

Руки кверху поднимаем

Руки кверху поднимаем,

(Руки поднять вверх.)

А потом их опускаем,

(Руки расслабленно опустить вниз.)

А потом их разведем

(Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны.)

И скорей к себе прижмем.

(Руки поставить перед грудью, ладонями к себе.)

А потом быстрей, быстрей

(Движения рук, как при беге в быстром темпе.)

Хлопай, хлопай веселей!

(Хлопки в ладоши.)

Солнце глянуло в тетрадку

Солнце глянуло в тетрадку,

Раз, два, три, четыре, пять.

(Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

(Приседания.)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

(Наклоны.)

И на месте поскакать.

(Прыжки.)

На носок, потом на пятку.

(Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку.

Стали мы учениками

Стали мы учениками,

(Шагаем на месте.)

Соблюдаем режим сами:

(Хлопки в ладоши.)

Утром мы, когда проснулись,

(Прыжки на месте.)

Улыбнулись, потянулись.

(Потягивание.)

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

(Рывки руками перед грудью.)

Руки вверх и руки вниз,

(Рывки руками поочередно вверх-вниз.)

На носочки поднялись.

(Поднялись на носочки.)

То присели, то нагнулись

(Присели, нагнулись.)

И опять же улыбнулись.

(Хлопки в ладоши.)

А потом мы умывались,

(Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.)

Аккуратно одевались.

(Повороты туловища влево - вправо.)

Завтракали не торопясь,

(Приседания.)

В школу, к знаниям, стремясь.

(Шагаем на месте.)

Хватит спать!

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

(Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись.

(Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем -

Упражненье выполняем.

(Приседания.)

А теперь на месте ходим

Но от парты не отходим.

(Ходьба на месте.)

Снова сесть за парты рады,

Приступать к учёбе надо.

(Дети садятся за парты.)

Для поддержания жизнеспособности человеку мало соблюдать здоровый образ жизни. Усталости, сбивчивого дыхания, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы не избежать в любом случае. Рассмотрим комплекс упражнений снимающий усталость в теле, возвращающих организм к бесперебойной работе.

Ходьба на месте

Движения улучшают проходимость кровеносных сосудов.

Выполняется у источника свежего воздуха – открытого окна, двери, на лоджии.

Не создавайте сквозняка – можете получить охлаждение организма, разогретого упражнениями гимнастики.

Методика выполнения:

  1. Спортивный шаг с размашистыми движениями рук и подъемом каждой ступни на наибольшую высоту.
  2. 96 шагов – за 1 выдох совершается 4 шага.
  3. Чтобы не считать количество шагов, пойте песню, лучше в мотиве марша – 3 куплета.

Песня поднимает настроение и активизирует мышление. Недаром ходьбу на месте называют «Королевой гимнастики».

Упражнения для суставов ног

Улучшают движение крови в артериях и сосудах малого таза. Исходное положение: основная стойка на расстоянии около 0,8 метра от стола.

  1. Наклонить туловище и опереться руками на край стола.
  2. Поднимите правую ступню на возможно большую высоту, прижимая колено к животу.
  3. Возвратите её в И.П и повторите 8 раз.
  4. За 1 выдох выполняется 4 подъема.
  5. Выполните эти же действия левой ногой.

Повторите упражнение 6 раз, общее количество движений должно составить 96.

Повороты туловища


Упражнение разблокирует связки мышц и межпозвоночных дисков в поясничном и шейном отделах позвоночника.

Исходное положение: основная стойка, руки опущены.

  1. Вдох, пупок втянуть.
  2. Туловище и правое плечо повернуть налево.
  3. Основанием большого пальца правой кисти ударить ниже левого ребра – по расположению поджелудочной железы; тыльной стороной кулака левой руки – по правой стороне поясницы, расположению печени и почки.
  4. Повернуть туловище и левое плечо направо.
  5. Основанием большого пальца левой кисти ударить по печени и жёлчному пузырю, тыльной стороной кулака правой руки – по левой стороне поясницы.
  6. Общее количество поворотов – 16: по 8 в каждую сторону.
  7. За 1 выдох выполняется 2 поворота.

При поворотах туловища переводите взгляд с близких предметов на удаленные и наоборот – это восстанавливает и сохраняет зрение.

Тренировка мышц в комплексе

Упражнение улучшает кровоток в мышцах плеч, груди, органах ЖКТ, коленных и голеностопных суставах, ступнях, позвоночнике, освобождает и расслабляет зажатые нервы спинного мозга.

Первая часть

Исходное положение: основная стойка, руки опущены.

  1. Пупок втянуть, ладони выбросить вперед на уровень глаз.
  2. Одновременно с движением рук встать на пальцы левой ноги, поднять правое колено и ступню.
  3. Возвратиться в И.П. Повторить 8 раз.
  4. Выполнить те же действия правой ногой.
  5. За 1 выдох выполняется 4 движения рук и колена.

Упражнение повторяется 4 раза. Общее количество движений – 64.

Вторая часть

Исходное положение: основная стойка.

  1. Ладони поднять на уровень плеч.
  2. Энергично опуская их вниз, одновременно поднять правое колено.
  3. Вернуться в И.П и повторить 8 раз.
  4. За 1 выдох выполняется 2 подъёма рук и ноги.
  5. Совершите те же действия левой ногой.

Упражнение повторяется 4 раза, общее количество движений – 64.

Видео: Комплекс упражнений для снятия усталости.

Результат гимнастики

  • расслабляются зажатые мышцы;
  • активизируются клеточные обменные процессы;
  • улучшается проходимость кровеносных сосудов;
  • приходят в норму давление крови и частота пульса.

Ежедневно утром и вечером измеряйте артериальное давление и пульс – это послужит подсказкой, когда выполнять гимнастику. Как следствие – снимете усталость, восстановите и сохраните здоровье, увеличите продолжительность жизни .