Зимнее снаряжение для похода на лыжах. Что нужно для многодневного похода на лыжах

Кто из нас не мечтал в детстве о героических переходах по полярной пустыне? Может быть, пора уже попробовать? Для начала зарубите себе на носу: не стоит отправляться в зимний поход в одиночку или в компании новичков. Нужно искать турклуб или просто сложившуюся группу опытных людей…

Старые путешественники вам и экипировку подобрать помогут, и глупостей наделать не дадут. Однако для начала стоит разобраться хотя бы в общих тенденциях.

«ТУРИСТИЧЕСКИЕ»? ОТКАЗАТЬ!
Начнем с подбора лыж. Имейте в виду: так называемые «туристические» модели узковаты для переходов по целине и хороши только для прогулок. Так что же нужно на самом деле? Матерые туристы до сих пор пользуются антиквариатом типа советских «Тисса-Бескид», а также военными лыжами-«солдатиками», которые можно достать через прапорщика. Но мы с вами поговорим про то, что можно купить в магазине.

Одна человечья сила. Всю поклажу тащить на себе нереально. На помощь придут волокуши

Итак, для походов подходят лыжи класса ски-тур, горно-туристические и охотничьи. Лыжи для ски-тура прочные и долговечные, но предназначены в основном для гор. Внутри у них дерево, снаружи — стеклопластик, по бокам - стальные канты. Однако у них нет ни насечек, ни центрального желобка, а потому для применения в туризме они требуют некоторой доработки. Кроме того, крепления для ски-тура имеют горную специфику, и пользоваться ими на равнине затруднительно. В магазинах таких моделей немного, и стоят они недешево - от 7 до 13 тыс. руб. К примеру, можно найти Dynafit FT 10 и HAGAN Armee, причем последние действительно изначально конструировали для армии. Чтобы ски-туры не проскальзывали при отталкивании, на них крепят искусственный камус - синтетическую ленту на всю длину лыж. Увы, это не очень удобно.

Горно-туристические лыжи (их еще называют бэккантри) тоже изготавливают по технологии горнолыжной индустрии: внутри пластиковой оболочки находится деревянный клин. Они оснащены кантом, широкие — до 8 см, носы высоко подняты. Практически по всей длине скользящей поверхности идет насечка. Ее задача - предотвращать отдачу. Конечно, из-за нее ухудшается способность к скольжению, но зато она позволяет обходиться без мази и камуса. Лыжи класса бэккантри удобны, но подходят только для неглубокого снега - площадь у них сравнительно небольшая. Стоят они от 8 до 14 тыс. руб., а в качестве примера можно привести Madshus Glittertind MGV, Madshus Pellestova Multigrip E или Hagan X-Trace.

Охотничьи лыжи широки для любой целины. Изготавливают их из твердых пород древесины, иногда самостоятельно отделывают натуральным камусом (шкурой, набитой на лыжу по росту шерсти). Но есть и минусы: больший вес и меньшая по сравнению с другими вариантами прочность. Вдобавок долго идти на таких широких лыжах может только человек северный, так сказать, мамой на лыжах рожденный.

С КОРЫТОМ НА ПОВОДКЕ
Теперь перейдем к креплениям. Они в нашем случае должны быть полужесткими, позволяющими фиксировать утепленную обувь. Наиболее популярны отечественные тросиковые модели, они регулируются под любую обувь и размер. Стоят они в среднем 600-1200 руб.

Лыжи. Эта бэккантри-модель показала свою прочность и надежность в походе по Кольскому

Вспоминая детство. Тросиковые крепления универсальны и подходят под любой тип и размер обуви

Обувь, разумеется, подбирают в зависимости от креплений. Если вы все-таки купили ски-тур, ботинок для него будет оборудован усиленным рантом с ответными отверстиями для крепежа и негнущейся подошвой. Полужесткие же крепления оставляют простор для фантазии.

Лыжные палки лучше брать алюминиевые, углепластик на морозе лопается. Но главное, чтобы у палок был увеличенный снеговой упор.

multigrip. Такие насечки в сочетании со стальным кантом необходимы в дальнем путешествии

Зимний поход подразумевает большой объем вещей, так что в дополнение к рюкзаку туристы-лыжники обычно используют санки-волокуши. Дешевле всего пластиковые «корыта» по 600-1200 руб., но гораздо интереснее двусторонние волокуши, сшитые из ПВХ с жесткими вставками из пластика. Они легче, не раскалываются на морозе, а специальная молния герметично закрывает груз. При перевороте они продолжают скользить, неровности преодолевают лучше санок, к тому же служат в два раза дольше обычных волокуш. Стоят они 2-3 тыс. руб.

Про одежду и спальные мешки говорить не будем — к счастью, современная промышленность предлагает достаточное количество вариантов, а подбирать комплект все равно придется исходя из конкретных условий похода и личных предпочтений, а вот на палатках для зимних походов стоит заострить внимание. Они отличаются от обычных и материалами, и конструкцией. Компактный экстремальный вариант - горные модели. Они рассчитаны на эксплуатацию без печки, выдерживают сильный ветер - у них жесткий каркас и минимальная высота - и низкую температуру, оборудованы снеговой юбкой. Цены на них колеблются в диапазоне от 8 до 30 тыс. руб.

ВОПРОСЫ ПОЛА И ОГНЯ
Умудренные опытом путешественники отдают предпочтение печному отоплению и, как следствие, палаткам шатрового типа. Они, в свою очередь, бывают с полом и без него. В палатке без дна проще и безопаснее ставить печь. Кроме того, снег легко впитывает сконденсировавшуюся воду, так что без пола, как ни странно, суше и теплее. Есть и минус: коврики и вещи, попавшие на снег, крепко к нему примерзают. Одна из самых распространенных шатровых палаток - «Вьюга» питерской фирмы «Снаряжение». Стоит она в среднем 24 тыс. руб.

Опытные лыжники знают: экипировку для многочасовых туристических зимних походов нужно подбирать более чем внимательно, ведь от того, насколько удобной она будет, зависит успех и комфорт всего путешествия. Но что делать тем, кто только собирается примкнуть к рядам отважных спортсменов и не знает обо всех нюансах правильного выбора туристических лыж? В помощь новичкам – наши полезные советы!

Требования к «походным» лыжам

Прежде всего, давайте разберемся, каким условиям должны соответствовать приглянувшиеся «снегоступы», а какими требованиями можно смело пренебречь.

Итак, качества, которым должны отвечать правильно подобранные туристические лыжи :

  • маневренность;
  • надежность;
  • отсутствие «отдачи» (проскальзывания);
  • отсутствие «подлипа» (налипания снега на «подошву» лыж);
  • соответствие размеру спортсмена.

Существует еще один важный нюанс, который нужно учесть при покупке лыж для турпоходов. Только в данном случае речь пойдет о несоответствии распространенному требованию, предъявляемому к большинству других видов лыж. Да, мы говорим о скорости, которую развивают наши маленькие железные друзья. И в случае с туристическими лыжами совершенно неважно, насколько они скоростные.

Как правильно подобрать туристические лыжи по размеру?

Да-да, лыжи – инвентарь особенный: в отличие от палаток, компасов и рюкзаков, они подбираются с учетом индивидуальных параметров туриста . Так по каким же «формулам» опытные спортсмены подбирают себе лыжи?

Вариант первый и наиболее распространенный . Считается, что длина лыж должна быть равна росту человека, а палки – доставать до его подмышек.

Вариант второй , и, если верить интернет-отзывам, более актуальный. Необходимо прибавить к росту спортсмена 10-15 сантиметров, и полученная сумма будет равна нужной длине лыж. Говорят, что такими лыжами удобнее управлять на подъемах и спусках, чем теми, которые подбираются в полном соответствии с ростом.

Что касается палок, тут тоже не обойтись без «прибавки» – в отличие от лыжных прогулок по проторенным трассам, туристические маршруты проходят по заснеженным дорогам, а значит, велика вероятность того, что палки частично «уйдут» под снег. Поэтому ориентируйтесь на то, чтобы лыжные палки доставали до вашего плеча – и не ошибетесь.

Виды популярных туристических лыж

В туристические походы можно ходить как на традиционных деревянных, так и на современных пластиковых лыжах. В этом разделе мы расскажем о характеристиках самых распространенных разновидностей, чтобы вы могли заранее определиться, какие из них предпочесть.

Материал: дерево

Туристические лыжи «Бексид» – один из самых достойных и востребованных вариантов. Надежные, хорошо управляемые, оптимальной ширины – около 75 мм – они отлично подойдут даже для новичка.

Лыжи «Лесные» вполне оправдывают свое название – они хороши исключительно для тех маршрутов, которые проходят по лесным тропам. Для пересеченной местности этот вариант не слишком подходит: лыжи плохо поддаются управлению на спусках и из-за своей ширины в 110 мм недостаточно удобны для подъема «ёлочкой».

Лыжи «Турист-Маяк» по характеристикам напоминают «Бексид», поскольку имеют «правильную» ширину 75 мм. Они выпускаются в трех вариантах – длиной 180 см, 190 см и 200 см. Чтобы правильно подобрать туристические лыжи этой модели по своему росту, не забудьте прибавить к нему 10-15 сантиметров.

Солдатские, они же армейские лыжи – вариант для «бывалых» спортсменов. Дело в том, что они очень длинные (220 см), а потому довольно неудобные.


Материал: пластик

Беговые лыжи нередко используются в качестве туристических, правда, только в том случае, если ожидается несложный поход, маршрут которого будет проходить по лесным уже накатанным лыжням. Проблема – в недостаточной ширине, которая составляет всего 60-65 мм.

Горными лыжами также можно заменить туристические, но с одним условием – нужно выбирать модель «классика» с шириной 70-75 мм, другие однозначно не подойдут.

Туристические лыжи «с чешуей» отличный вариант для накатанной лыжни или наста. Но на рыхлом снегу от них мало толка, поэтому, если вы хотите подобрать универсальные туристические лыжи , присмотритесь к другим моделям. По ширине бывают двух видов: 70 и 100 мм, по длине – четырех: 170, 180, 190 и 200 см.

Манерные лыжи типа ски-тур удобны, оснащены камусом (специальной подкладкой для избежания проскальзывания на подъеме) и имеют оптимальную ширину – от 70 до 90 мм.

Итак, мы рассказали вам обо всех существующих вариантах экипировки для походов на лыжах. Но как подобрать туристические лыжи , которые подойдут именно вам? Ориентируйтесь на собственные умения, предпочтения, и, разумеется, планируемый бюджет покупки – и обязательно найдете оптимальное решение!

Возможно, Вам будет интересно

Ассортимент интернет-магазина «ТК Турин» (Москва) включает профессиональную спортивную и туристическую экипировку. У нас вы можете подобрать и купить туристические лыжи производства востребованных отечественных и зарубежных брендов: мы предлагаем привлекательные цены и гарантированное сертифицированное качество.

Все, что нужно для свежей лыжни

Туристические модели используются не для занятий спортом, а для коротких и долговременных прогулок по снегу. Они конструктивно и визуально отличаются от беговых и горных лыж: на их тыльную поверхность часто наносят специальные насечки, чтобы обезопасить лыжника от проскальзывания. Независимо от того, проходит ли выбранная для движения трасса по равнинной местности или идет через лес, правильно подобранные лыжи позволят пройти ее максимально комфортно. Туристские варианты современных лыж всегда отличаются повышенной жесткостью, благодаря использованию особой технологии производства – «сэндвич» или «наборной клин». Оптимальная ширина скользящей поверхности (от 70 мм) обеспечивает проходимость даже в условиях бездорожья, а дополнительное укрепление кантом из металла гарантирует минимальный износ.

В условиях современных производственных мануфактур, каждая модель туристических лыж специально разрабатывается на основе статданных о традиционных нагрузках туриста, который перемещается по снежному покрову, имея на плечах достаточно внушительный груз. Исходя из этого, в них закладывается высокий потенциал устойчивости. Как и любой другой персональный туристический инвентарь, пара лыж подбирается в индивидуальном порядке: от точности этого выбора напрямую зависит уровень комфорта при движении. Чтобы подобрать собственную пару, учитывается не только характер предстоящей нагрузки, но и вес самого лыжника.

Мы предлагаем большой выбор моделей лыж, которые подходят для разных типов нагрузки. Ваше путешествие будет стремительным, без отрыва от лыжни и вынужденных пит-стопов, благодаря качественной экипировке. Закупайтесь перед лыжным сезоном в «ТК Турин»!

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана

Введение

Снаряжение – это очень важная составляющая похода. От снаряжения критически зависят как безопасность похода, так и комфорт всех членов команды. К его подбору нужно подходить очень ответственно и тщательно, обращать внимание на мелочи.

Рассказать про покупку снаряги – распродажи, закупки, зарубежные интернет-магазины, e-bay.

Принципы подбора снаряжения

  • Функциональность. Элемент снаряжения должен хорошо выполнять те функции, для которых он предназначен, в предполагаемых условиях похода. Например, спальник должен позволять комфортно спать в нём в том диапазоне температур, который предполагается в походе; каны должны позволять приготовить еду на всю команду; пуховка должна согревать даже в экстремальных условиях; бахилы должны защищать ноги от контакта со снегом и т.п.
  • Вес. Чем легче снаряжение – тем лучше. Вес снаряжения, сопоставимого по функциональности, может отличаться в разы (!). Также нужно стремиться избавляться от излишней избыточности: палатки и каны подбирать под то количество человек, которое идёт, а не больше и т.п.
  • Цена. Чем дешевле – тем лучше:) Цена снаряжения, сопоставимого по функциональности, может отличаться в разы (!!!).
  • Прочность/носкость/надёжность. Топор не должен разваливаться от 1 удара; спальник не должен сваляться через 2 ночи; из куртки не должен вывалиться весь утеплитель от 1 искорки; печка не должна прогореть через 2 топки и т.п.
  • Ремонтопригодность. Стоит отказаться от использования критичного снаряжения, которое очень сложно или невозможно починить. Например, если у вас есть 2 горелки, то нужно сделать выбор в пользу той, для которой есть ремнабор, даже если она немного хуже по характеристикам.
  • Эргономичность. Капюшон от куртки должен налезать на каску (если они берутся в поход), кулиски регулироваться одной рукой, молнии закрываться без усилия, у бахил не должно ничего трепыхаться, чтобы не задевать за крепления и т.д.

Идеального снаряжения не бывает, поэтому при выборе всегда приходится идти на компромисс. Лёгкое высококлассное снаряжение, как правило, очень дорого и довольно хрупкое/нежное из-за того, что делается из тонких материалов. А среди более дешёвых альтернатив приходится жертвовать либо функциональностью, либо весом.

Классификация снаряжения

  1. По тому, сколько человек будет использовать:
    • групповое;
    • личное.
  2. По назначению:
    • идём;
    • едим;
    • спим.
  3. По специализации:
    • общее;
    • специальное.

Групповое снаряжение

Все снаряжение должно быть тщательно протестировано на выходах! Все участники должны уметь обращаться с каждым элементом снаряжения.

Снаряжение для организации бивака

  • Палатка. В ЛТ используют палатки разных типов: шатровые, дуговые. Выбор зависит от климата, характера местности, количества участников, наличия печки. Принципиально различают однослойные, двухслойные. Ткань – капрон. В шатре удобно использовать второй потолок – полог, при этом утренний конденсат замерзает между пологом и потолком палатки и не обсыпает жителей.
  • Тент. Соответственно палатке. Возможно использование палатки без тента.
  • Подстилка. Под коврики. Не дает вымокнуть дну. Используют полиэтилен или спасательные одеяла. Первый прочнее, одеяла легче.
  • Приспособление для постановки ЦК. Наиболее легким удобным является стропа с петлями на концах, особым образом скрепляющая пару лыж. Также используются струбцины.
  • Спальник. В ЛП используют в основном многоместные 2-3-4 –местные. Количество мест зависит от количества участников. Наиболее распространены 3-х местные спальники из тонкого капрона с синтепоном. При самостоятельном изготовлении необходимо отталкиваться от максимально допустимого веса спальника, подбирая количество утеплителя так, чтобы спальник получился не слишком тяжелым. Необходимо правильно выбрать размеры спальника. Одну из сторон необходимо сделать темного цвета для просушки на солнце. Существует традиция давать спальникам имена.
  • Конденсатор. Большое тонкое одеяло из капрона с синтепоном. Служит для переноса точки росы с поверхности спальника на свою поверхность, при этом от конденсата промокает именно оно, отсюда и название. По размерам должен укрывать всех жителей палатки с возможностью поворота под ноги и бока крайних участников. Удобны веревочки для того, чтобы не сползал. Хотя бы одну сторону необходимо сделать темного цвета для просушки на солнце.
  • Печь. Различаются по материалу: сталь, титан; способу размещения: устанавливаемые на ножках и подвешиваемые и возможности складывания: складные и нескладные. Трубы бывают сборные из колен и цельного листа. Из цельного листа легче и удобнее.
  • Топор. Различаются материалом топорища: дерево, пластик и формой топора: колун, плотницкий. Оптимальный выбор – топор «колун малый» от фирмы Fiskars.
  • Пила. В ЛП находят применение двуручные, лучковые и цепочки. Стоит внимательно выбирать полотна к лучковым пилам, поскольку не все они одинаково хороши. Двуручная пила должна быть обязательно хорошо разведена, иначе пилить ей будет одно мучение. Стоит взять в качестве запасной дополнительную пилу-цепочку.
  • Лампа газовая. Для освещения палатки. Добавляет комфорта в суровый быт. Но стоит учитывать, что газовые приборы могут плохо работать в условиях низких температур.
  • Свечи. Горят при любой температуре, также добавляя комфорта. Свечи обмотанные скотчем горят дольше. Стоит использовать прямые неокрашенные свечи из??? Весят меньше лампы с газом, при этом недостаток света компенсируют налобные фонарики.
  • Подсвечник. Можно изготовить например из пивной банки и цепочек. Вешается на ЦК.
  • Щетка-сметка. Служит для выметания снега и сора из палатки, а также отряхивания одежды перед входом. Должна быть удобна для этого.
  • Снежная лопата. Служит в первую очередь для вырезания снежных кирпичей при строительстве стенки. Также можно копать снег и резать сало на ней. Должна быть прямая с удобными ручками.
  • Снежная пила. Для изготовления снежных блоков из очень плотного снега.

Снаряжение для приготовления пищи

  • Костровая сетка. Если в походе предполагается наличие костров, то есть два пути их организации, поскольку снег при нагревании тает: выкапывание ямы до земли или использование костровой сетки. При использовании сетки снег протаивает неглубоко и не доставляет неудобств, тогда как копать до земли можно достаточно глубоко. Но сетка – вес. При этом сетка – более экологично, так как костёр прожигает верхний растительный покров, который восстанавливается тем труднее, чем он севернее произрастает. Также возможно сооружение настила на снегу, если дрова не дефицитны и готовить не очень долго (например, на обед).
  • Костровой тросик. Используется для размещения канов над огнем. Должен быть прочным и обеспечивать удобство такого размещения.
  • Горелки (экраны, топливо, ремнабор). Принципиально различаются по виду топлива: газовые, бензиновые. Газовые бывают с выносным баллоном и накручивающимися на баллон. Газовая смесь замерзает при низких температурах. Есть специальные бутан-пропановые смеси для пониженных температур, но и они конденсируются при температурах ниже –23°С. Бензин не так удобен в транспортировке, бензиновые горелки требуют ухода и некоторой квалификации в обращении. В качестве топлива для бензиновых горелок хорошо использовать бензин-растворитель БР-2 (Нефрас С2- 80/120, «Калоша»).
  • Каны. Объем канов зависит от количества участников. Бывают круглые и овальные. Должны обладать надежной ручкой и крышкой.
  • Половник.
  • Шершавчик. Удобно использовать щетку с ручкой.
  • Рукавицы (перчатки). Для работы с костром и печкой.
  • Средство для розжига. Применяется для розжига печки и костра. Используется оргстекло («плекс»), разделенное на узкие полоски или «охотничьи спички». Плекс – воняет конечно, токсичен, но его не промочить и не раскрошить.
  • Стеклоткань. Используется при приготовлении пищи на горелках и подстилке в палатке под печку.

Снаряжение для передвижения по местности

  • Фото-видео. Низкая температура не повод отказываться от фото и видео съемок. Пара основных особенностей: большой перепад температур между палаткой и внешним миром может привести к конденсату, внутри камеры. Этого можно избежать либо совсем не занося камеру в палатку, либо заносить в теплом чехле, избегая резкого перепада температуры.На холоде падает емкость аккумуляторов, поэтому их стоит носить в тепле, доставая только в нужный момент.
  • Набор руководителя
    • GPS-навигатор
    • Компас
    • Комплект карт и описаний
    • Комплект документов (маршрутная книжка, пропуска, страховка и т.п.)
  • Лавинное групповое. По-хорошему при лавинной опасности это личное снаряжение: датчик, щуп, лопата
    • Лавинный датчик (лавинный маячок, бипер).
    • Лавинная лопата. Обычная лопата. Служит для копания снега. Обычно берется и в отсутствие лавинной опасности, тогда используется при постановке лагеря или копании костровой ямы.
    • Лавинный щуп.
  • Специальное групповое. Берется в зависимости от характера препятствий на маршруте.
    • Веревки
    • Карабины
    • Ледорубы
    • Зажимы
    • Петли, крючья, ледобуры
  • Средства связи
    • Рации. Рации типа уки-токи для внутригруппового общения. В основном, нужны при приодолении сложных технических препятствий.
    • Спутниковый телефон. Для общения с внешним миром и экстренной связи со спасателями.

Другое

  • Аптека.
  • Ремнабор.
  • Гитара.
  • Термометр. Противоударный.
  • Будильник. Надежный, способный будить.
  • Безмен. Использутся для взвешивания снаряжения и продуктов в поезде. Обычно берет по договоренности завхоз или завснар.
  • Калькулятор. То же, что и безмен, но может пригодиться и финансисту.

Личное снаряжение

Палки, лыжи, крепления, ботинки и аксессуары к ним

  • Палки. Лыжные палки обязательно должны быть дюралевые (фибергласс очень хрупкий!!!) с большими кольцами. Идеальный вариант – советские лыжные палки с красными кольцами. Также можно использовать современные телескопические палки или палки для беговых лыж с демонтированными «пяточками» и установленными кольцами большого диаметра. Но при этом стоит учитывать что палки для беговых лыж плохо работают на изгиб, более хрупкий металл, как правило, у недорогих моделей. Длина палок – по подмышки.
  • Лыжи.
Лыжи бывают:
  • беговые
  • горные
  • туристические
  • охотничьи
Для туризма необходимы широкие (но не слишком) прочные лыжи с кантами по бокам. Длина лыж должна быть примерно в рост туриста, ±10 см. Если будут короче – будете сильно проваливаться в свежий снег, будут длиннее – будет неудобно спускаться и подниматься. Геометрию лучше выбирать менее агрессивную. На карвинговых лыжах неудобно ходить по насту, особенно траверсом; они "рыскают" в лыжне. Широкие лыжи должны быть для того, чтобы турист не сильно проваливался в снег, но при этом их ширина должна быть не очень большой, иначе на них будет неудобно ходить на большие расстояния и съезжать с горок. Канты нужны для уверенного передвижения по зафирнованным склонам. Прочными лыжи должны быть из-за того, что в условиях гор и/или тайги передвижение без лыж крайне затруднительно, а в условиях автономности похода замена сломанной лыжи на целую невозможна, и её ремонт крайне трудоёмок, и качества починенной лыжи сильно хуже, чем целой. Поэтому для туризма лучше всего подходят специализированные туристические лыжи. В советские времена практически все туристы ходили на специально выпускавшихся деревянных лыжах «Бескид», но их производство закончилось с распадом СССР. Это вынудило туристов осваивать современную продукцию. Более всего под туристские цели подходят современные лыжи для телемарка и ски-тура (ски-альпинизма). Но из-за их дороговизны наибольшее распространение получили обычные горные лыжи, которые можно дёшево (менее 1000 рублей) купить на распродажах и барахолках. По сравнению с деревянными лыжами они имеют преимущества: как правило, они прочнее и легче; но и недостатки: карвинговая форма и сильная «отдача» при ходьбе. Прочность, вес и геометрия лыж зависят от конкретной модели, поэтому нужно при выборе лыж уделять внимание этим параметрам. Специализированные лыжи для ски-тура, как правило, более лёгкие, имеют меньшую отдачу при ходьбе (они немного выгнуты, как беговые лыжи, а также иногда имеют специальную насечку), часто у них уже предусмотрены отверстия в носах и вырезы для быстрого крепления камусов. Т.к. в туризме часто приходится снимать лыжи и тащить их волоком, обязательно необходимо в носах просверлить отверстия и вставить в них колечки из репшнура (такого диаметра, чтобы в них можно было без труда просунуть лыжные палки, но они не доставали до земли и не перетирались). Если лыжи нужно волочить довольно долго, то они подвязываются к рюкзаку с помощью специальной верёвочки. Такую верёвочку (3..4 мм в диаметре и 5..7 м в длину) необходимо иметь с собой каждому. Для борьбы с отдачей в настоящее время применяются 4 принципиальных метода:
  • Лыжные мази. Существуют специализированные мази держания, которые увеличивают трение лыжи о снег. У каждого производителя есть мази на разную температуру снега и грунтовка. Их необходимо иметь комплект каждому участнику. Для эффективного использования необходимо предварительно дома тщательно наложить грунтовую мазь. А в походе с определённой периодичностью (т.к. мазь стирается о снег), обычно 1..2 раза в день, мазать лыжи мазью по погоде.
  • Камус. Камус – это специальное приспособление, по сути своей воспроизводящее шерсть животных – лента с ворсинками, «смотрящими» против движения лыжи. Т.е. он позволяет лыже без проблем перемещаться вперёд, но не даёт ей откатываться обратно. Он гораздо эффективнее мазей и позволяет подниматься «в лоб» по склонам очень большой крутизны (до 30° и более). Но и имеет большие недостатки: он дорогой (порядка 100..150 долларов за комплект); нежный – его можно порвать о ветки, сучки, камни, лёд; при намокании превращается в комок льда; его необходимо постоянно надевать перед подъемами и снимать перед спусками.
  • Наматывание верёвочек. По эффективности находится между камусами и мазями, но, в отличие от первых, движение вперёд сильно усложняется, т.к. лыжи становится невозможно передвигать, а можно только переставлять.
  • Насечка. Насечка иногда наносится в заводских условиях. Самому нанести толковую насечку, которая будет работать, довольно проблематично. По эффективности этот способ эквивалентен мазям или даже похуже.
  • Крепления.
В туризме можно использовать 3 вида креплений:
  • Тросиковые крепления. Они получили наибольшее распространение, т.к. имеют ряд огромных преимуществ: они крайне дёшевы, могут использоваться с практически с любой обувью, надёжны и удобны для ходьбы. Из недостатков: в них не удобно подниматься и спускаться по крутым склонам; плохо сочетаются с тяжелой альпинистской обувью (использование возможно, но после некоторой доработки и всё равно риск вырывая крепления останется, а ботинок будет портиться).
  • Ски-тур. Представляют собой две платформы, качающихся друг относительно друга в параллельной лыже и перпендикулярной земле плоскости, одна из которых крепится к лыже, а вторая к ботинку. Достоинства: могут сочетаться (в зависимости от модели) с тяжелой альпинистской обувью. Для таких креплений предусмотрена возможность закрепить пятку, что позволяет спускаться с крутых склонов классической горнолыжной техникой. Также такие крепления часто оборудованы приспособлением для того, чтобы пятка не опускалась до лыжи, что облегчает подъём под крутым углом. Недостатки: очень дорогие (от 300 долларов); могут использоваться только с дорогостоящими специализированными или альпинистскими ботинками (от 300 долларов за пару); не очень удобны при ходьбе – неестественная «кацкающая» походка; без доработки не «подтягивают» лыжу к пятке при поднимании ноги, что затрудняет тропёжку и перелезание через препятствия типа деревьев.
  • Телемарк. По сути – более продвинутая версия тросиковых креплений, с более жёстким тросом. Плюсы – ходить удобно также как и на тросиковых, при владении специфической техникой удобно скатываться с крутых склонов. Недостатки: дорогие (от 150 долларов); могут использоваться только с крайне дорогими ботинками (от 500 долларов); снаряжение практически не завозится в Россию – невозможно померить ботинки и приходится заказывать их из-за рубежа; техника катания телемарком довольно сложна в освоении и тяжёлая физически; ботинки не совместимы с обычными креплениями альпинистских кошек, приходится докупать специальные скобы.
  • Ботинки.
Размер ботинок. Размер нужно подбирать так, чтобы на толстый носок ноге было свободно. Ботинки ни в коем случае не должны нигде жать, пальцам не должно быть тесно! Тесные ботинки могут стать причиной сильных обморожений!
  • Для креплений ски-тур. Специализированные ски-тур ботинки. Такие ботинки похожи на горнолыжные, но имеют 2 режима: «ходьба» с незакреплённым голеностопом и «катание» с жёстко зафиксированным голеностопом. Дорогие (от 300 долларов) и тяжёлые. Но большинство креплений ски-тур совместимы с тяжёлой альпинистской обувью, что считается их основным преимуществом. Такая обувь удобна в условиях зимы и альпийского рельефа, когда часто приходится ходить в кошках, в т.ч. преодолевать вертикальные участки льда. Также она не промокает, что важно в районах с наличием мокрых наледей, когда приходится идти много километров по щиколотку в воде. Для защиты от попадания внутрь снега и мелкого мусора (веточек и т.п.) с такими ботинками используются альпинистские гамаши.
  • Для креплений телемарк. Эти крепления могут использоваться только со специализированными ботинками. Они похожи на горнолыжные, но на сгибе стопы у них предусмотрена специальная «гармошка», что позволяет им сгибаться в этом месте. Такие ботинки довольно тяжёлые, очень дорогие (от 500 долларов) и не совместимы с традиционными креплениями альпинистских кошек, что приводит к необходимости замены передней скобы на специализированную.
  • Для тросиковых креплений. Одно из преимуществ тросиковых креплений – это то, что они могут использоваться практически с любой обувью, в том числе с обычными треккинговыми ботинками . Для туризма лучше всего подходит именно треккинговая обувь. При выборе треккинговых ботинок необходимо обратить внимание на следующие вещи.
    • Подошва. В туристической обуви используются специализированные подошвы. Они, по сравнению с подошвами для городской обуви, более износостойкие, меньше проскальзывают на скользких поверхностях (мокрые камни и т.п.), имеют агрессивный протектор, более жёсткие. У треккинговых ботинок она должна быть довольно жёсткая, чтобы скрадывать неровности поверхности, в т.ч. острые мелкие камни, сучки деревьев и т.п., но при этом гнуться при ходьбе. У тяжёлой треккинговой (альпинистской) обуви подошва не гнётся, что удобно при хождении по сильно пересечённому горному рельефу, но не удобно при хождении по дорогами, тропам, лесу и при передвижении в лыжах. Кроме того, негнущуюся подошва приводит к вырыву креплений из лыж. Также горные кожаные ботинки сложней просушить. При использовании креплений ски-тур, наоборот, подошва должна совсем не гнуться, чтобы ботинки не вылетали из креплений. Подошвы производятся как сторонними фирмами, самая известная из которых – Vibram, являющаяся знаком качества в этой области, так и самими производителями обуви (на некоторых моделях Salomon, La Sportiva, Boreal, Vasque и т.д.).
    • Высота ботинка. Ботинок должен быть выше щиколотки, чтобы лучше фиксировать голеностоп, предохраняя его от вывихов, и уменьшая вероятность залива воды через край ботинка в пеших походах.
    • Материал верха. Материалы используются самые разные – кожа, различные синтетические ткани и другие материалы. Для лыжного и пешего туризма материал ботинка практически не важен. Однако, если Вы хотите приобрести ботинки с прицелом и на горные походы первых (1..3) категорий сложности, то необходимо выбирать цельнокроеный кожаный ботинок. Если Ваши ботинки сделаны из нескольких кусков ткани/кожи, то швы перетрутся о мелкие камни за один поход и ботинки придут в негодность. Однако для пешего и лыжного туризма это не критично. В любом случае, стоит обратить внимание на обрезиненный носок ботинка – он предохраняет его от механических повреждений.
    • Материал подкладки. Ботинки бывают с обычной подкладкой. Такие ботинки довольно быстро промокнут при передвижении по мокрой траве или заболоченной местности. Их сопротивляемость влаге обуславливается только пропиткой верха ботинка. Это не важно для лыжного туризма, однако критично при использовании в пешем туризме или в городе. Также подкладка бывает с мембраной. Она предотвращает попадание влаги внутрь ботинка и отводит пар от ноги. Паропроницаемости мембран вполне хватает для того, чтобы зимой отводить пот и ноги оставались сухими. Летом же ноги будут потными в любом случае. Однако, она предотвращает намокание ног от внешней влаги. Мембрана – это тонкая полимерная плёнка, нанесённая на материал подкладки. Она довольно нежная и со временем изнашивается. Как правило, её «хватает» на 2..3 сезона, после чего ботинки начинают пропускать воду. Но срок службы можно увеличить, бережно обращаясь с обувью: используя средства по уходу за обувью (пропитки, кондиционеры); избегая сушки обуви на костре или печке; не используя обувь в городе в зимних условиях, когда тротуары посыпают едкими реагентами. Самая распространённая и раскрученная мембрана – Gore-Tex. Хотя другие (eVent, Sympatex) тоже хорошо выполняют свои функции. Кроме того, в подкладке иногда используются утеплители (как правило, Thinsulate), однако их наличие совершенно не критично и, при наличии бахил и подбахильников, хороших носков и правильно подобранного размера ноги у Вас мёрзнуть не будут.
  • Бахилы. В зимних походах для предотвращения контакта треккингового ботинка со снегом, а также засыпания снега и мелкого мусора внутрь ботинка, используется специальный элемент снаряжения – бахилы. Бахил представляет собой резиновую калошу с пришитой гетрой высотой до колена. Калоша подбирается таким образом, чтобы она без труда налезала на ботинок, но и не сваливалась с него при ходьбе. С внешней стороны калоши по периметру нашивается гетра (труба) из дышащего (без пропитки!!!) синтетического материала (капрон, авизент и т.д.) высотой до колена. Гетра должны быть такого диаметра, чтобы ботинок без труда проходил через неё. Однако, стоит предусмотреть приспособы для того, чтобы гетра не требыхалась при ходьбе – вшить резинки, пришить ленты на липучках – иначе бахилы будут задевать за крепления, ветки и быстро приходить в негодность. При изготовлении бахил не рекомендуется использовать молнии – они ненадёжные и часто ломаются. Также к пятке калоши рекомендуется пришить петельку для упрощения «натягивания» калоши на ботинок (например, как у скальных туфель). Сверху, под коленом, гетра должна утягиваться резинкой с кулиской, чтобы бахилы при ходьбе не сползали с ноги.
  • Подбахильники. Кроме того, вместе с треккинговыми ботинками используются подбахильники. Это грубо скроенные «носки» из флиса, которые надеваются на ботинки перед тем как одеть бахилы. Они нужны для того, чтобы ноги и ботинки всегда оставались сухими. Если использовать бахилы без подбахильника, то точка росы будет находиться между ботинком и бахилом. Таким образом, влага, испаряющаяся от Ваших ног, будет конденсироваться между ботинком и бахилой, и Вы будете каждый вечер доставать из бахил заиндевевшие ботинки. Подбахильники же смещают точку росы от ботинок и, таким образом, заиндевевшим будут подбахильники, а ботинки – сухие.

Одежда

В современной спортивной одежде принята идея трёх слоёв. Первый слой, термобельё, предназначен для отвода влаги от тела. Второй слой, утепляющий, сохраняет тепло тела и выводит влагу дальше. Третий слой предохраняет от ветра, снега, влаги и проводит испарения тела наружу. Часто какие-то элементы одежды сочетают в себе свойства двух слоёв. Синтетические материалы практически всегда предпочтительней натуральных, т.к. хуже набирают влагу, быстрее сохнут, не гниют, даже влажные выполняют свои функции. В качестве утеплителя для куртки, самосбросов, рукавиц и т.д. лучше предпочесть синтетические материалы. Пух, конечно, отлично греет, но у него есть несколько очень ощутимых недостатков: он хорошо набирает воду и просушить намокшую пуховку будет крайне сложно; мокрый пух не греет, он просто сваливается одним большим комком; пуховки очень привередливы к сохранности ткани: через маленькую дырочку, прожжёную искоркой костра, может вылезти весь пух из пухового пакета, а если продрать куртку веткой или прожечь печкой, то Вы сразу потеряете пол-куртки. Куртки на синтетических утеплителях лишены такого недостатка. Из таких материалов стоит выделить Thinsulate, Primaloft, PolarGuard 3D и некоторые другие.

  • Носки. Ноков берут обычно 2..3 пары для ходьбы и 1 пару для сна. Для ходьбы лучше всего использовать треккинговые носки для холодной погоды – с добавлением шерсти или волокон Thermolite. Треккинговые носки делает довольно большое количество фирм, самая известная – Lorpen. Такие носки довольно дороги, но они отлично греют, хорошо отводят влагу от ноги, отлично скроены – шансы натереть ногу в таких носках резко снижаются. Также можно сшить носки из флиса самостоятельно. Но при раскройке нужно быть аккуратным, и швы делать максимально гладкими, чтобы не натереть ногу. Также подойдут другие тёплые носки. Для сна лучше всего использовать шерстяные носки грубой вязки. Сухая шерсть отлично греет, а также является довольно гигиеничным материалом. Во флисовый носках спать тоже довольно комфортно.
  • Чуни. Чуни – это такие синтепоновые толи носки, толи сапоги. Нужны в качестве бивачной обуви – как тапочки в палатке, а также чтобы можно было выйти из палатки после того как снял ботинки.
  • Нижнее бельё. Его необходимо подбирать таким образом, чтобы оно не тёрло. Стёртые трусами внутренние поверхности бёдер – довольно распространённая и крайне болезненная травма. Трусы лучше выбрать типа «шорты», «боксёры», «семейники» и т.п. Девушкам лучше приобрести спортивные бюстгальтеры с минимумом швов, безо всяких крючочков и, не дай Бог, костяшек. Идти под рюкзаком со стёртой спиной – не самое приятное занятие.
  • Термобельё. В зимнем походе лучше всего использовать тёплое термобельё. Его производит огромное количество различных производителей из большого количества материалов. Очень распространено термобельё из тянущегося флиса, например, из Polartec Power Stretch. На кофте удобно иметь карман на молнии, чтобы носить в нём мелкие вещи, которые боятся холода: зажигалки, аккумуляторы и т.п.
  • Утепляющий слой.
    • Куртка/жилетка. Как утепляющий слой на очень холодную погоду можно взять флисовую куртку или лёгкую куртку/жилетку на синтетическом материале или пуху.
    • Штаны. Флисовые штаны если и брать, то лучше не очень толстые, для сна. Во время ходьбы они практически никогда не нужны, а когда нужны, их практически невозможно одеть, т.к. для это нужно снять лыжи, бахилы, ботинки и верхние штаны. Вместо штанов лучше сшить себе из флиса шорты. Шорты должны быть довольно высокими, чтобы закрывать почки и органы моче-половой системы, а также довольно длинными, чтобы закрывать бёдра. Некоторым нравится, чтобы они также закрывали и колени, т.е. все ноги до того места, где заканчиваются бахилы/гетры. Если Вы не особо мерзлявые, то есть резон сделать шорты самосбросами – многие надевают их только в сильный мороз и на ночь. Хотя некоторые ходят в них постоянно.
  • Верхний слой. В зимних походах как верхний слой используют костюм из плотной дышащей синтетической ткани – капрон, авизент, дельтапланка и т.п. Ткань костюма ни в коем случае не должен быть с пропиткой, иначе пот не будет отводиться от тела и Вы всегда будете мокрыми! При этом ткань должна быть довольно плотной, чтобы не пропускать ветер.
    • Брюки. С карманами и удобной резинкой с утяжкой свеоху, чтобы не сваливались.
    • Анорак. В качестве верха лучше использовать анорак, а не куртку, т.к. полная молния ненадёжна, пропускает ветер и может забиться снегом. Кроме того, карман «кенгуру» удобен для хранения всяких мелочей. У анорака должен быть удобный капюшон.
  • Верхняя тёплая одежда. В зимних походах верхняя тёплая одежда – очень важное снаряжение. В сильный мороз и непогоду, а также на привалах и биваках она должна надёжно защищать от внешних неблагоприятных факторов.
    • Куртка. Куртка должна быть тёплой, с тёплым капюшоном, длиной по середину бедра. Она должна быть довольно большого размера, чтобы её можно было без труда одеть поверх всех остальной одежды.
    • Самосбросы. Также в лыжном походе необходимо иметь тёплые штаны – самосбросы с полными молниями по всей длине штанины, чтобы их можно было одеть, не снимая ботинок, кошек и лыж.
  • Одежда для рук. Все перчатки и варежки должны быть с пришитыми резиночками, которые надеваются на запястья, чтобы их не унесло первым же порывом ветра.
    • Флисовые перчатки. В качестве ходовых отлично подходят флисовые перчатки.
    • Верхонки. Поверх них хорошо иметь верхонки – варежки из капрона, авизента или другого плотного синтетического материала, которые защищают руки от ветра и снега.
    • Варежки тёплые. Обязательно необходимо иметь тёплые рукавицы на синтетическом утеплителе на случай непогоды.
    • Перчатки тонкие шерстяные. Также полезно захватить с собой тонкие шерстяные перчатки для различных работ на биваке – они не стесняют движений и руки почти не теряют чувствительности, при этом в них вполне можно что-то быстро сделать металлическим предметом на морозе, не боясь получить обморожение (собрать печку, подкрутить крепления и т.п.). Кроме того, в них удобно дежурить – они не боятся костра и не превратятся в решето после первой же готовки.
  • Шарф. В поход необходимо взять с собой шарф. Шарф может быть как обычным, так и в виде флисовой гетры, которая натягивается на шею через голову.
  • Головные уборы.
    • Лёгкий головной убор. Нужно иметь лёгкий головной убор для ходьбы – лёгкую шапочку или полоску.
    • Тёплый головной убор. Также нужна тёплая шапка для сна или балаклава (шлем). Некоторые модели балаклав могут заменить шарф и включать в себя маску.
    • Ветрозащитная маска. Кроме того, полезно иметь ветрозащитную маску на лицо из ветронепродуваемого флиса. Но использовать её нужно аккуратно – если её края обмёрзнуть льдом от дыхания, то можно получить серьёзные обморожения. Если у анорака есть капюшон с «трубой», то он тоже защищает от ветра.
  • Шмотники. Всю одежду, кроме верхней, удобно носить в специально пошитых для этого мешках. Если объём рюкзака не очень большой, то можно в качестве шмотника использовать компрессионный мешок для уменьшения объёма одежды при переноске.

Специальное снаряжение

В зависимости от района и планируемых препятствий в лыжные походы может браться личное специальное снаряжение.

  • Лавинное снаряжение
    • Лавинная лента.
    • Лавинный датчик (лавинный маячок, бипер).
    • Лавинная лопата.
    • Лавинный щуп.
    • Лавинный шар.
  • Альпинистсное снаряжение
    • Ледоруб.
    • Кошки.
    • ИСС. Индивидуальная страховочная система (нижняя беседка, верхняя обвязка, блокировка, усы самостраховки)
    • Карабины.
    • ССУ. Страховочно-спусковое устройство.
    • Каска.

Прочее снаряжение

  • Рюкзак.
Объём рюкзака для лыжного похода должен составлять 100.120 л для мужчин и 80..100 л для женщин. Вес рюкзака должен быть не более 3 кг, в идеале – в пределах 2 кг.

Рюкзаки бывают:

  • Станковые рюкзаки – это рюкзаки, состоящие из прочной рамы и крепящегося к ней мешка. В современном туризме практически не используются.
  • Каркасные рюкзаки. Имеют в конструкции алюминиевые направляющие, которые придают спинке рюкзака форму и передают часть нагрузки с плеч на поясной ремень. Наиболее популярны в настоящее время, т.к. удобны и имеют не очень большой вес.
  • Мягкие рюкзаки. Лишены металлических элементов в конструкции. Имеют минимальный вес. Их использование оправдано, если вес рюкзака не будет превышать 25 кг.
  • Коврик.
Коврики бывают:
  • Типа «пенка» – из вспененных полимеров.
  • Самонадувающиеся .
Самонадувающиеся пенки комфортнее и часто теплее, однако в туризме их не используют из-за большего веса, риска повредить (проткнуть, порезать) и возможности забить клапан снегом и льдом. Из ковриков типа «пенка» наибольшее распространение получили отечественные ижевские пенополиуретановые коврики из-за их дешевизны и широкого распространения. Однако существуют пенки с лучшим отношением теплоизоляция/вес – это коврики из материала EVA, а также коврики фирмы Term-a-Rest, однако, они более дороги (от 1000 рублей).
  • Солнцезащитные очки или маска. Снег отражает до 95% солнечной радиации, поэтому в ясный день на снегу легко можно сжечь сетчатку глаз. Чтобы этого не произошло, необходимо использовать солнцезащитные очки не менее чем 2 категории защиты в среднегорье и не менее чем 3 категории защиты в высокогорье. Также можно использовать горнолыжную маску. Кроме защиты от солнечной радиации она защищает лицо от ветра.
  • КЛМН. Кружка, ложка, миска, нож. Посуда должна быть металлической! Пластик если и переживёт поезд, то обязательно растрескается на морозе. Кружка и миска не должны быть очень маленькими, чтобы туда помещалась порция еды. Но и огромными тазами тоже пользоваться неудобно. Оптимальный объём кружки – 0,5..0,7 л. Для миски оптимален диаметр 20..24 см. Тем, кто любит пить чай кипятком, можно подумать о приобретении двухслойной термо-кружки. Правда, она будет в 2 раза тяжелее. Хорошую и дешёвую посуду из нержавейки делает фирма «555». Ножик должен быть лёгкий, небольшой, чтобы можно было порезать колбасу, халву, отрезать верёвочку и т.п. Никаких огромных тесаков по полкило и 30 см в длину с собой таскать не нужно! Нож должен быть складной или иметь надёжный чехол. КЛМН удобно носить в специально сшитом мешочке – «КЛМНшке». В КЛМНшку также полезно кинуть несколько зубочисток.
  • Спички, зажигалка, плекс. Всегда при себе необходимо иметь приспособления для добычи огня. В кармане анорака обязательно всегда должны быть с собой коробок спичек в герметичной упаковке и кусок плекса (оргстекла). Также полезно иметь при себе зажигалку. Идеальный вариант – это бензиновые зажигалки. Они хорошо работают на морозе, плохо задуваются ветром, надёжны, для поддержания огня не нужно всё время держать зажатой кнопку. Если возможности приобрести бензиновую зажигалку нет, то выбрать нужно надёжную газовую (например, Cricket). От использования пьезо- и дешёвых китайских зажигалок нужно отказаться. Газовую зажигалку необходимо держать в тепле, например в кармане термобелья, чтобы газ не замерзал. Также в рюкзаке нужно иметь запасной коробок спичек в герметичной упаковке.
  • Фонарик. Для передвижения и работы на биваке в тёмное время суток необходимо иметь фонарик. Фонарик нужен налобный, чтобы обе руки были свободны для работы. Лучше всего приобрести светодиодный фонарик. Он ровно я ярко светит, долго работает от одного комплекта батареек. Признанный лидер в производстве светодиодных компактных фонарей – фирма Petzl. Такие фонарики дороги (от 1000 рублей), однако надёжны и качественны. Но есть и китайские подделки ценой от 100 рублей. К фонарику обязательно нужно иметь комплект запасных батареек.
  • Аптечка первой помощи. Всегда с собой необходимо иметь микро-аптечку – бинт, обезболивающее и, возможно, другие лекарства, если этого требует руководитель или медик. Также в личную микроаптечку должны входить лекарства от своих хронических заболеваний. Кроме того, каждый участник должен иметь гигиеническую губную помаду.
  • Умывалки (помоечка). Сюда входят зубная паста, зубная щётка, влажные салфетки и другие предметы личной гигиены. Рекомендую взять с собой зубочистки.
  • Документы, деньги. Деньги и документы удобно хранить в специальных нательных сумочках – ксивниках. Это позволит сохранить их в целости и сохранности в поезде и в городе.

Демонстрационный материал

В качестве демонстрационного материала слушателям предлагается посмотреть на вещи, которые можно сшить самому.

  • Ботинок+подбахильник+бахилы
  • Носки полар
  • Балаклава
  • Самосбросы
  • Капроновые штаны
  • Костюм «Ганаховского»
  • Шорты полар
  • Маска полар
  • Рукавицы
  • Верхонки
  • Шарф + шарф-чулок

Раздаточный материал

В качетсве раздаточного материала предлагается перед лекцией раздать списки личного и общественного снаряжения, чтобы слушатели лучше ориентировались в ходе лекции.

Как обеспечить комфортное перемещение по непроложенной трассе или незнакомой заснеженной местности, знают лыжники с опытом. Ведь от удобства и качества экипировки зависит успех и комфортность похода. Как выбрать туристические лыжи начинающему спортсмену, поведает эта статья.

Лыжи — необходимый туристский аксессуар экспедиций и спортивных путешествий. Ими также пользуются ценители зимней рыбалки, охоты, обычных прогулок по лесу. Конструкция должна выдерживать большие весовые нагрузки. Правильное туристическое снаряжение выбирают с учетом:

  • роста спортсмена;
  • прочности и надежности;
  • повышенной жесткости;
  • поверхности скольжения, ведь устойчивость во время передвижения по рыхлому снегу или целине обеспечивает широкая платформа;
  • насечек (препятствуют проскальзыванию скользящей поверхности).

Виды туристических лыж

Благодаря развитию новых технологий туристическое снаряжение пополнилось пластиковыми конструкциями. Модификациям и серьезным изменениям подверглись лыжные крепления и ботинки, что облегчило выбор экипировки.

Туристическое снаряжение бывает следующих типов:

  1. Походные лыжи — изделия, предназначенные для несложных походов. Отличаются средней талией (до 60 см), усиленным металлическим кантом, устойчивостью на подготовленной лыжне и целине. Можно использовать как универсальную модель.
  2. Экспедиционные лыжи — представляют собой широкие конструкции, достигающие в средней части до 80 см. Усиленный деревянный или из композитных материалов сердечник — характерная особенность таких моделей.
Туристы и поклонники зимних прогулок в лесу используют деревянные и пластиковые конструкции. Почти полностью ушли в прошлое конструкции из цельных брусков, склеенных древесных слоев.

В современных моделях из дерева изготавливается лишь сердечник, скользящая поверхность производится из пластика.

Модели из дерева

Деревянные лыжи человек использует уже не одну сотню лет. Наибольшим спросом сегодня у потребителя пользуются следующие модели:

  1. Лесные. Модель, предназначенная для катания по лесным тропам. Не подходит для пересеченной местности ввиду плохого управления на спуске. Из-за широкой платформы подняться по горному склону способом «елочка» сложно.
  2. Бескид. Дефицитный товар во времена СССР до сих пор по праву считается одной из самых достойных и качественных моделей. Изделие отличается надежностью, управляемостью, оптимальной шириной (до 75 мм). Купить снаряжение сложно и сегодня, так как фабрика перешла на производство беговых и горных моделей по лицензии Фишер.
  3. Маяк. Аналогичная модель. Обладает «правильной» шириной (75 мм). Длина (180, 190, 200 см) подбирается в соответствии с ростом лыжника.
  4. Армейские (солдатские) — лыжи, для изготовления которых используется древесина мягких пород. По этой причине края конструкции быстро приходят в негодность — стачиваются. Отсутствие отдачи и нужды в использовании дорогих смазок — главные достоинства солдатской экипировки.

Пластиковые конструкции

Широкое применение у потребителей нашли пластиковые изделия:

  1. Беговые — лыжи, способные с легкостью заменить туристические. Экипировка предназначена для похода по лесной местности с накатанной лыжней. Для хорошего скольжения нуждается в специальной смазке, которая подбирается в зависимости от температуры воздуха.
  2. Горные. Еще один вид экипировки, которую использовали в былые времена для турпоходов. Удалив частично или полностью пластик со скользящей поверхности горнолыжную модель «превращали» в туристическую. При выборе горных конструкций лучше делать выбор в пользу классических моделей. Ширина их платформы не превышает 75 мм.
  3. Лыжи с «чешуей» не подходят для рыхлого снега, предназначены исключительно для наста и накатанной лыжни. Актуальной остается проблема смазки.
  4. Туринг — лыжи ски-тур отличаются удобством, наличием специальной прокладки-камуса (препятствует проскальзыванию при подъеме). Обеспечивают легкие повороты и хорошую плавучесть в рыхлом и притоптанном снежном покрове.

Правила определения размера лыж

В отличие от другой туристической экипировки лыжи выбирают исключительно в соответствии с индивидуальными особенностями лыжника. Длина конструкции приравнивается к величине роста человека, увеличенного на 10-15 см.

Согласно другому варианту, длина лыж равна росту человека, высота палки достигает подмышечной зоны. Некоторые лыжники при учете того, что палки утопают в снегу, выбирают их по уровню плеча.

Ширина снаряжения зависит от области его применения:

  • для рыхлого снега применяется широкая платформа;
  • если снег «держит» достаточно площадки шириною 7 см.

Смазка в пути

Для хорошего скольжения и держания на снегу на скользящую поверхность лыж наносят смазку.

Она бывает твердой, жидкой, порошковой, в виде эмульсии и спрея. Выбор средства зависит от цели использования и вида местности. Не менее важны атмосферные явления (температура воздуха, влажность, консистенция снега). Уход и обработка горных пластиковых изделий требуют опыта, времени и материальных расходов. Владельцам таких конструкций необходимо иметь комплект лыжных мазей, набор парафинов, металлический или пластиковый скребок.

Для смазки деревянных конструкций применяют парафин. Существуют также универсальные мази для пластика и дерева. Ими можно натирать лыжи даже в полевых условиях.

О производителях

Деревянные, пластиковые и комбинированные лыжи с деревянным сердечником и скользящей пластмассовой поверхностью выпускают многие компании. Востребовано туристическое снаряжение марки Armada, Fisсher, Salomon (Саломон). В данный перечень можно также включить лыжи Atomic, K2, Black Diamond. Известностью пользуется снаряжение Rossignol. Madshus — еще один популярный бренд лыжной экипировки. Среди отечественных производителей изготовлением туристических изделий славится фабрика STC.