Тактическая подготовка спортсмена. Спортивная тренировка

Спортивный календарь и индивидуальная соревновательная практика.

Единый спортивный календарь – систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утверждаемых спортивными организациями в хронологической последовательности с указанием дат, места проведения и типа соревнований.

Требования к календарю:

1) регулярность (которая позволяла бы спортсменам стартовать многократно на протяжении крупных циклов тренировочно-соревновательного процесса);

2) последовательность в распределении соревнований разного ранга (соревнования менее высокого ранга предшествуют соревнованиям более высокого ранга);

3) соразмерность интервалов между престижными соревнованиями и временем достижения спортивной формы;

4) стабильность календаря (выражающуюся в твёрдой гарантированности того, что его утвержденные основные пункты не будут подвергаться пересмотру без крайней необходимости, а также в традиционной воспроизводимости из года в год того в нём, что оправдывается делом и не противоречит тенденциям развития спорта).

Индивидуальная система состязаний. В отличие от общего спортивного календаря в индивидуальном плане соревновательных выступлений спортсмена надо отобразить не только определенные пункты унифицированного календаря, но и особенности адекватной спортсмену системы состязаний. А её всегда необходимо строить индивидуализировано. А именно – применительно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избирательному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям реагирования но тренировочные и соревновательные нагрузки, особенностям режима жизнедеятельности, другим индивидуально различающимся обстоятельствам.

При построении индивидуализированной системы спортивных состязаний, как и при оптимизации всего тренировочно-соревновательного процесса в рамках годичных или иных больших его циклов, необходимо основываться в конечном счёте на закономерностях управления развитием спортивной формы (как состояния оптимальной готовности спортсмена к достижениям) в их индивидуально обусловленных вариантах проявления с учётом конкретных условий спортивной деятельности.



Следует принимать лишь такие решения, которые способствовали бы:

В первом периоде цикла (подготовительном) – становлению спортивной формы,

Во втором периоде (периоде основных соревнований) – её сохранению и реализации в спортивных достижениях,

В третьем периоде (переходном) – созданию благоприятных предпосылок к началу нового цикла развития спортивной формы.

В подготовительном периоде большого тренировочно-соревновательного цикла, особенно когда здесь обеспечивается фундаментальная всесторонняя подготовка спортсмена, состязаниям придаётся в основном подготовительный характер. Содержание, формы, число и частоту состязаний здесь необходимо регламентировать так, чтобы содействовать становлению спортивной формы. В начале подготовительного периода часто стремятся соревноваться не в самих соревнованиях, а в видоизмененных соревновательных упражнениях (бегуны – в беге на укороченных дистанциях), в иных специально-подготовительных и обще-подготовительных упражнениях. В сложносоставных видах соревновательной деятельности вводят измененные (против стандартных) условия состязания. Ближе к концу периода во многих видах спорта у достаточно тренированных спортсменов бывает целесообразным серийное использование подготовительно-тренирующих состязаний, чередуемых в уплотненном режиме с восстановительными интервалами. Такой режим способен чрезвычайно мощно стимулировать повышение уровня тренированности, развитие соревновательной работоспособности и реализацию достиженческих возможностей спортсмена.

В период основных соревнований система всей деятельности спортсмена ориентируется на обеспечение результативного выступления в официальных соревнованиях, совершенствование и сохранение спортивной формы, необходимой для этого. В принципе, этот период должен быть наиболее насыщен соревнованиями. Когда он весьма длительный (продолжается несколько месяцев – 4-5, иногда и более), включает основные соревнования в обеих своих половинах, причем наиболее ответственное из них предстоит в конце.

В переходном периоде официальные соревнования в большинстве случаев отсутствуют. Неофициальные, преимущественно рекреативные или показательные тут нередко бывают.

Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так, например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям.

Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики.

Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение oбщих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Тактическая подготовленность - это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.

Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.

По форме тактика бывает:

Индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);

Тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);

Командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).

Виды тактики:

Наступательная (захват инициативы у соперника);

Оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);

Контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:

Алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);

Вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);

Эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).

Выбор тактики зависит от следующих факторов:

1. От специфики вида спорта.

2. Индивидуальных особенностей спортсмена.

3. От уровня и значимости соревнования.

4. Возможностей соперников.

5. Воздействия внешних условий.

6. Непредвиденных ситуаций.

Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:

а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;

б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.

в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;

д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;

е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.

Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:

1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.



2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.

3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.

5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.

6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.

Для решения 1 задачи “Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:

Анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;

Изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;

Расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.

При решениий 2 задачи “Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:

Тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;

Тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);

Тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;

Тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.

Решение 3 и 4 задач, “Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и “Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:

Создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);

Создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;

Создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;

Реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.

Решение 5 задачи “Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:

Выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;

Определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;

Создание точной “установки” на результат;

Добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.

Решение 6 задачи “Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:

Собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.

Оценить действия спортсмена и его соперников;

Разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.

Тактическая подготовка – это процесс, связанный с развитием и совершенст­вованием способностей спортсмена вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

Спортивная тактика – это совокупность эффективных способов ведения спортивных состязаний.

Тактическая подготовленность проявляется в принятии определенных решений в самые ответственные моменты состязаний. От правильности этих решений в значительной степени зависит спортивный результат, особенно там, где количество вариантов велико (спортивные игры, единоборства, фехтование и т. п.).

Тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

Общая тактическая подготовка – это процесс, направленный на освоение основных принципов построения соревновательной деятельности в спорте.

Специальная тактическая подготовка – это процесс, направленный на непосредственное овладение искусством принимать правильные решения по ходу состязаний.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической и психологической подготовленности.

Структура тактической подготовленности зависит от характера стратегических задач, которые определяют основные направления спортивной борьбы. Эти задачи обычно связаны с участием спортсмена в серии стартов с целью успешного выступления в главных соревнованиях сезона и носят перспективный характер, но они могут иметь и локальный характер, т. е. их можно связывать с участием спортсмена в отдельных соревнованиях или в конкретном поединке, забеге, схватке и т. д.

Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовки. Например: для циклических, скоростно-силовых видов спорта главным является выбор рациональной тактической схемы и ее использование независимо от действий основных конкурентов.

Правильная тактика заключается в выборе последовательности таких соревновательных ситуаций, в которых соревновательный потенциал в наибольшей степени превосходит потенциал соперника и другие препятствующие факторы. Но не всегда полезно применять хорошо освоенные и удобные варианты. Иногда надо искусственно усложнять действия для соперника, даже если самому придется трудно. Можно облегчать себе задачу, когда передаешь инициативу противнику, маскировать свои действия, создавать ложную информацию.

Различают 3 вида спортивной тактики : наступательная, оборонительная и контратакующая. Каждая из этих видов выражается тремя формами : индивидуаль­ной, групповой и командной.

Индивидуальная тактика используется, когда тактические решения принимаются для одного спортсмена.

Групповая тактика применяется, когда для принятия тактических решений для достижения цели происходит объединение части команды.



Командная тактика применяется, когда тактические решения предназначены для всего коллектива.

В основе тактического мастерства лежат тактические знания, умения и навыки, и качество тактического мышления.

Тактические знания – это сведения о принципах и рациональных формах тактики, которые выработаны в данном виде тактических умений и навыков.

Одновременно развивается и тактическое мышление, основными компонентами которого являются :

· способность быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию;

· способность предвидеть действия соперника и исходных соревновательных ситуаций;

· способность кратчайшим путем находить такое решение, которое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Основным, специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки с реальным и условным противником на этапах между основными соревнованиями и непосредственно предшествующих основным состязаниям.

Высшей практической формой тактической подготовки являются спортивные состязания.

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые «тактические упражнения», которые отличаются от других упражнений тем, что:

1) установка при выполнении этих упражнений ориентирована на решение тактических задач;

2) здесь моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

3) могут моделироваться и внешние условия соревнований.



На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям главная цель моделирования апробировать выработанный тактический план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

Главный путь приобретения соревновательного опыта это путь систематиче­ского участия в соревнованиях различного ранга.

К факторам, влияющим на тактику соревновательной деятельности спортсменов, относят: правила соревнований, положение о соревнованиях,условия внешней среды, сопутствующие соревнованиям.

Правила соревнований. Периодически в некоторых видах спорта они изменяются, что ведет и к изменению тактики в соревнованиях (введение 3-очковых бросков в баскетболе; уменьшение времени схваток в вольной борьбе; разрешение переноса рук через сетку во время блока при нападении в волейболе).

Положение о соревнованиях определяет выбор тактики, расстановку сил внутри команды, количество лиц, выступающих в каждом виде программы. Иногда выгоднее утратить личное первенство отдельных членов команды, с тем, чтобы выиграть командное первенство.

Условия внешней среды, сопутствующие соревнованиям. Изменение мест соревнований, освещение, метеоусловия и другие факторы оказывают влияние на выбор техники и тактики.

Тактическая сторона спортивной тренировки связана со способностями вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения), её видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревнования с «противником». Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для победы. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта; приёмов судейства и положений о соревнованиях; тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений сроить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировках и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения – это форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных или коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи:

1) создание целостного представления о поединке;

2) формирование индивидуального стиля спортивной борьбы;

3) решительное и своевременное воплощение принятых решений, благодаря рациональным приёмам и действиям с учётом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного противника.

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовленных соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

2) в упражнениях практически моделируются отдельные тактические ситуации и приёмы спортивной борьбы;

3) в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

К числу относительно общих методических приёмов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

б) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны «противника»;

в) подходы, связанные с ограничением числа попыток, представленных для достижения соревновательной цели;

г) подходы, связанные с расширением используемых тактических вариантов.

Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов:

Правила соревнований;

Положение о соревнованиях;

Условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям.

Психологическая подготовка спортсменов

Психологическая подготовка – это система психолого–педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенности в своих силах, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Состояние психической готовности – это уравновешенная, относительно устойчивая система личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развёрстывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условии соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая психическая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2) обучение приёмам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определённого эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности её достижения. На этом этапе психическая подготовка включает психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированную оптимизацию «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д.

По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на: 1) мобилизующие; 2) корригирующие (поправляющие); 3) релаксирующие (расслабляющие).

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2) преимущественно психологические (внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые и комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на эмоциональную сферу;

4) средства воздействия на волевую сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства делятся на: 1) предупреждающие; 2)предсоревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача, массажиста и т.п.).

В системе психологической подготовки следует выделять следующие направления:

Формирование мотивации занятий спортом;

Волевая подготовка;

Идеомоторная тренировка;

Совершенствование реагирования;

Совершенствование специальных умений;

Регулирование психической напряжённости;

Совершенствование толерантности к стрессу;

Управление стартовым состоянием.

Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Физическая подготовка

Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные возможности для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития физических качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. С их помощью развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в итоге достигается суммарный эффект ОФП. Особенно важно через общую физическую подготовку укрепить слабые места в организме, повысить функциональные возможности систем и органов.

Упражнения ОФП по их направленности и эффекту можно несколько условно разделить на две группы – косвенного и прямого влияния.

Упражнения косвенного влияния призваны повысить работоспособность органов и систем организма, обеспечить слаженность их функций. Обычно такие упражнения косвенно способствуют повышению тренированности (например, кроссы для непрофильных специализаций, силовые упражнения для шахматистов и т.д.).

Общеразвивающие упражнения прямого действия непосредственно направлены на повышение физической подготовленности в избранном виде спорта. С их помощью укрепляют органы и системы, повышают функциональные возможности, развивают двигательные качества применительно к требованиям построения общего фундамента для избранного вида спорта. Физические упражнения прямого действия должны быть схожи по координации и характеру с движениями и действиями (или частями их), имеющимися в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения. Чем ближе эти упражнения по характеристике к соревновательным, тем синхроннее они действуют на спортивный результат

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием различных физических качеств.

  • Вопрос 2 Характеристика структуры обучения двигательным действиям
  • Билет №4
  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.

    Спортивная тактика как предмет изучения исовершенствования. Спортивная тактика в ее совершенном виде - это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная тактика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные определённому замыслу и плану достижения соревновательной цели. Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использова­нии таких способов ведения состязания, какие позволяли бы с наи­большей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

    Исходным в спортивной тактике является общий тактический за­мысел - принцип ведения состязания, вырабатываемый, как правило, до со­стязания в качестве основной линии организации действий, взаимодействий (в командных состязаниях) и преодоления противодействия соперников на пути к достижению соревновательной цели. Общий тактический замысел, например, у бегуна-стайера может состоять в стремлении обеспечить равномерную рас­кладку сил на дистанции, наиболее благоприятную для достижения рекордного результата, либо в установке на использование спуртов и других приемов борьбы на дистанции, которые хотя и не гарантируют рекордного результата, но могут способствовать победе над соперниками в силу того, что ставят их в затрудни­тельное положение; тактический замысел в спортивных играх часто исходит из стремления навязать противостоящей команде невыгодную для нее манеру веде­ния игры и т. д. Замысел конкретизируется в тактическом плане, пред­ставляющем собой перечень последовательных задач и предполагаемых способов их решения. Тактический замысел и план - это своего рода исходная модели тактики спортсмена (команды) в предстоящем состязании. От них - если они выработаны с учетом реальных возможностей спортсмена (команды), отражают особенности условий состязания (в том числе возможности соперников) и опира­ются на верный прогноз вероятного исхода борьбы - в первую очередь зависит целесообразность спортивной тактики.

    Тактический замысел и план, как бы тщательно они ни разрабатывались, неизбежно корректируются по ходу состязания применительно к фактически складывающимся соревновательным ситуациям. Поэтому практические элементы спортивной тактики нужно рассматривать не только как способы реализации заранее намеченной тактической линии, но и как способы решения тактических задач, которые возникают непосредственно в процессе состязания.

    Практическими элементами спортивной тактики в большинстве случаев являются:

    во-первых, целесообразные способы сочетания и преобразования (вариации) соревновательных действий, обусловленные логикой состязания (например, ком­бинирование и варьирование защитных, контратакующих и атакующих действий в единоборствах и спортивных играх в зависимости от действий противника);

    во-вторых, способы рационального распределения сил по ходу соревнова­тельных упражнений и при их воспроизведении в процессе состязания;

    в-третьих, приемы психологического воздействия иа соперника и маскировки намерений (например, демонстрация уверенности и общей готовности к состяза­нию еще до начала его, в разминке, либо, напротив, маскировка своих возмож­ностей вплоть до решающего момента, имитационные и мимические приемы во время поединка, создающие у соперника обманчивое представление о намечае­мых действиях).

    Большинство тактических задач в состязании решается посредством техники соревновательных действий. Это значит, что основные элементы спортивной так­тики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с це­лесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной сорев­новательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спор­тивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее эле­ментов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке - в форме целесообразных способов веде­ния состязания (техника атакующих н защитных действий, к примеру, в поедин­ке боксера входит в качестве технической основы в тактику атаки и обороны, но тактика и в данном случае не сводится к технике, а представляет собой форму, целесообразно объединяющую отдельные технические приемы). В этом единство и различие тактической и технической подготовки.

    Особенности тактики в различных видах спорта обу­словлены в первую очередь спецификой контактов между участниками состязания соотношения факторов, определяющих спортивные достижения сложной н разнообразной тактикой характеризуются спортивные и единоборства. Не случайно их называют тактическими видами спорта. Специфическая черта тактики видах спорта - непосредственный контакт соперников, выражающийся в их физических воздействиях друг на друга (бокс, борьба, хоккей с шайбой, и др.) или в воздействиях, опосредствованных спортивным оружием или предметом (фехтование, игры с мячом н др.).

    Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результа­те обучения интеллектуальным операциям и двигательным дейст­виям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, пере­работки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательные умения и навыки, необ­ходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний. Тактическое мастерство спортсмена опирается как на умения, так и на навыки, но способы ведения состязания в целом, по-видимому, никогда не превращаются в навык (стабильную автоматизированную форму поведения). Иначе говоря, тактиче­ские навыки формируются применительно к отдельным операциям (приемам) и их комбинациям, в целом же они объединяются не по типу жестких стереотипных связей, а по типу гибких вариа­тивных соединений, характерных для сложных двигательных умений.

    В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять, и перерабатывать информацию, существен­ную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а глав­ное- кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. Не вызывает сомнений, что эти качества нужны в любом виде спорта, хотя их «вклад» в спортивные достижения, очевидно, в разных видах спорта неодинаков. Как уже подчер­кивалось, особенно велика роль оперативного тактического мыш­ления в спортивных играх и единоборствах, где оно зачастую является решающим фактором победы. Причем не только «при прочих равных условиях». Факты показывают, например, что фех­товальщик, обладающий высокоразвитой способностью предвидеть действия соперника, оказывается победителем и в том случае, когда уступает конкурентам в развитии элементарных психомотор­ных способностей - быстроты простой двигательной реакции и др. (В. С. Келлер).