Выписка из плана боевой подготовки. Организация и порядок планирования боевой подготовки подразделений (части)

«Утверждаю»

Начальник ГУ МЧС

по Брянской области

График проведения занятий

с газодымозащитниками на 2009 год.

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

На свежем воздухе

В ТДК

При решении ПТЗ

Всего за месяц

Расчет потребления кислорода при выполнении упражнений

Упражнение №1. Ходьба по горизонтальной поверхности (средняя степень тяжести). Выполняется в комплексе с упражнением №2, скорость движения 50-60 м/мин. Общая продолжительность упражнения 4 мин. (без отдыха).

Определяем значение подачи кислорода.Q = от 1 до 1,5 л/мин – средняя степень тяжести. По условию потребление кислорода минимальное, а заданное значение постоянной подачи составляет 1,4 л/мин, следовательно для расчета принимаем 1,4 л/мин.

Проводим расчет потребления кислорода: Q O 2 =Q∙τ = 1,6∙4=6,4л

Упражнение №2. Медленный бег по горизонтальной поверхности (тяжелая работа). Скорость бега 110-120 м/мин. После 4 мин бега 1 мин ходьбы, 1 мин.-отдых. Общая продолжительность упражнения 6 мин.

а) Бег. Q = от 1,5 до 2 л/мин, т.к. по условию потребление среднее, то принимаем Q = 1,5 л/мин.

б) Ходьба Q = от 1 до 1,5 л/мин, принимаем 1,4 л/мин

в) Отдых. Принимаем Q = 1,4 л/мин

Q O 2 = Q∙τ(бег) + Q∙τ(ходьба) + Q∙τ(отдых) = 2∙4+1,6∙1+1,6∙1=11,2 л

Упражнение №3. Подъем по маршевым лестницам (тяжелая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №4. Скорость вертикального подъема 9-11 м/мин, общая продолжительность упражнения 6 мин. (передвижение 4 мин., отдых 2 мин.)

Решение: Q O 2 =Q∙τ(подъем)+Q∙τ(отдых) = 2∙4+1,6 ∙2=11,2 л.

Упражнение №4. Спуск по маршевым лестницам (легкая работа). Скорость вертикального спуска 9-11 м/мин, общая продолжительность упражнения 4 мин. (без отдыха)

Q О2 = 2 ∙4 = 8 л.

Упражнение №5. Подъем по вертикальной лестнице (очень тяжелая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №6, скорость подъема 10 м/мин. Общая продолжительность упражнения 3 мин (без отдыха)

Решение: Определяем потребление кислорода, равным 2 л/мин.

Q О2 = 2,5∙3 = 7,5 л .

Упражнение №6 . Спуск по вертикальной лестнице (средняя степень тяжести). Скорость спуска 12-15 м/мин. Общая продолжительность упражнения 3 мин. (без отдыха)

Решение: Q О2 = 1,6∙3 = 4,8 л.

Упражнение №7. Подъем по маршевым лестницам с грузом (тяжелая работа). Выполняется в комплексе с упражнением №8. Каждый газодымозащитник поднимается с грузом массой 30 кг со средней скоростью вертикального подъема 6-7 м/мин. Все поднимаются одновременно. Через каждые 2 мин. отдых в течение 1 мин. Общая продолжительность упражнения 6 мин.

Решение: Q О2 =∙2 = ∙2 = 11,2 л .

Упражнение №8. Спуск по маршевым лестницам с грузом (средняя степень тяжести). Каждый газодымозащитник опускается с грузом массой 30 кг со скоростью вертикального спуска 7-8 м/мин. Продолжительность упражнения 4 мин. (без отдыха).

Решение: Q O 2 = 1,6∙4 = 6,4 л.

Упражнение №9. Транспортировка «пострадавшего» по горизонтальной поверхности (тяжелая работа). Звено передвигается с «пострадавшим» со скоростью 30-40 м/мин, переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Через каждые 2 мин. переноски отдых 1 мин., после выполнения упражнения двухминутный отдых. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

Решение: Q O 2 = ∙3 +Q∙τ(отдых) = ∙3 + 1,6∙2 = 20 л .

Упражнение №10. Транспортировка «пострадавшего» вверх по маршевым лестницам (тяжелая работа). Звено поднимается с пострадавшим со скоростью вертикального подъема 5-6 м/мин, переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Через 1-1,5 мин. переноски (одновременно осуществляется подмена газодымозащитников) 1 мин. отдыха. После упражнения 3 мин. отдыха. Общая продолжительность упражнения 7 мин.

Решение: Q O 2 = ∙2+ Q∙τ(подъем) + Q∙τ(отдых) + Q∙τ(отдых после упражнения) = ∙2+ 2∙1,5 + 1,6∙1 + 1,6∙3 = 18,6л

Упражнение №11. Транспортировка «пострадавшего» вниз по маршевым лестницам (средняя степень тяжести). Звено опускается с «пострадавшим» со скоростью вертикального спуска 6-7 м/мин., переноска осуществляется газодымозащитниками по очереди. Подмена производится через каждые 1,5-2 мин. переноски. Общая продолжительность упражнения 3 мин. (без отдыха).

Решение: Q O2 = 1,6∙3 = 4,8 л.

Упражнение №12 Передвижение на получетвереньках по горизонтальной поверхности (тяжелая работа). Звено передвигается на получетвереньках со скоростью 10-15 м/мин., отдых через каждые 3 мин. движения продолжительностью 1 мин. и в конце- 3 мин. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

Решение: Q O 2 = ∙2 +Q∙τ(передвижение) + Q∙τ(отдых) = ∙2+2∙2+1,6∙3 = 24 л.

Упражнение №13 Преодоление участка, заполненного пеной (средняя степень тяжести). Звено передвигается в пеноканале, заполненном ВМП на высоту не менее двух метров. Скорость движения 6-8 м/мин. Общая продолжительность упражнения 10 мин. (перемещение 6 мин., отдых 4 мин.)

Решение: Q O2 = 1,6∙6+ 1,6 ∙4 = 16 л.

Упражнение №14. Самоспасание с помощью спасательной веревки (средняя степень тяжести). Газодымозащитники выполняют упражнение не менее двух раз. Общая продолжительность упражнения 10 мин.

Решение: Q O2 = 1,6∙10 = 16 л.

Упражнение №15. Работа на тренажере, развивающем кисти рук (средняя степень тяжести). Газодымозащитники кистями рук вращают по часовой стрелке рукоятку тренажера, наматывая на неё трос и поднимают груз массой 10 кг. По ограничителям на высоту 1,5 м. Темп поднятия груза до высшей точки 1 раз/мин. Затем газодымозащитники вращением рукоятки тренажера в том же темпе в противоположную сторону опускают груз до упора. Общая продолжительность упражнения 5 мин. (работа 4 мин., отдых – 1 мин.)

Решение: Q O2 = 1,6∙4 + 1,6∙1 = 8 л

Упражнение №16. Передвижение на руках по горизонтальным брусьям (очень тяжелая работа). Газодымозащитники перемещаются на руках по брусьям в темпе 10-12 м/мин. Через каждую минуту перемещения двухминутный отдых. После выполнения упражнения отдых 4 мин. Общая продолжительность упражнения 8 мин. (передвижение 2 мин., отдых – 6 мин.)

Решение: Q O 2 = 2∙2,5+1,6∙6 = 14.6 л .

Упражнение № 17. Работа на вертикальном эргометре (средняя степень тяжести). Газодымозащитники поднимают и опускают груз массой 20 кг, перемещающийся вертикально по трубе. Высота подъема груза 1,2м. Темп работы 15 подъемов/мин. Общая продолжительность упражнения 6 мин. (работа – 4 мин., отдых – 2 мин.).

Решение: Q O 2 = 1,6∙4 +1,6∙2 = 9.6 л.

Войска гражданской обороны - это одна из составляющих сил гражданской обороны. Войска ГО в основном состоят из спасательных центров, отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов.

Основной структурной единицей, способной самостоятельно выполнять возложенные на нее задачи, являются спасательные центры и отдельные спасательные бригады гражданской обороны. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.96 № 924 силами постоянной готовности войск гражданской обороны являются сводные мобильные отряды, которые созданы в 34 соединениях и воинских частях. Они полностью укомплектованы и готовы к выполнению задач по предназначению.

Офицерский состав для войск ГО проходит профессиональную подготовку в образовательных учреждениях военного профессионального образования МЧС России и Минобороны России в порядке, рассмотренном в первом учебном вопросе.

Военнослужащие рядового и сержантского состава, поступившие для прохождения военной службы по призыву и по контракту, обучаются в учебных подразделениях (239 учебная бригада и учебный батальон связи) и в системе боевой подготовки войск гражданской обороны.

Совершенствование профессиональных навыков офицеров войск ГО осуществляется:

· командиров взводов, по прибытии из образовательных учреждений (Академии гражданской защиты и военных институтов Минобороны России) – в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение одного месяца, в дальнейшем – ежегодно на недельных сборах перед началом нового учебного года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

· командиров рот – в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ежегодно на недельных сборах перед началом нового учебного года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

· командиров батальонов, отрядов и их заместителей – в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ежегодно на недельных сборах перед началом нового учебного года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

· начальников спасательных центров, командиров бригад, полков и их заместителей – на сборах МЧС России, трёх дневных сборах в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ежегодно, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

· военнослужащих, прибывших в систему МЧС России для прохождения военной службы по контракту из других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба – в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на месячных сборах с последующим направлением в Академию гражданской защиты.

Кроме этого повышение профессионального уровня и методического мастерства офицеров, прапорщиков и сержантов осуществляется в системе командирской подготовки, которая планируется и проводиться в соответствии с программами, издания 1996 г.

Основными задачами командирской подготовки являются:

· обучение всех должностных лиц методике подготовки и проведения занятий, тренировок, стрельб, учений и других мероприятий повседневной деятельности войск гражданской обороны;

· обучение офицеров эффективному управлению подчиненными подразделениями, воинскими частями и соединениями (центрами) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, в различных условиях при чрезвычайных ситуациях, умению максимально использовать возможности привлекаемых для выполнения задач сил и средств поисково-спасательных служб, других федеральных органов исполнительной власти;

· обеспечение твердого усвоения прапорщиками основ проведения и всестороннего обеспечения спасательных и других неотложных работ, возможности своих подразделений при выполнении задач по обеспечению действий подразделений, воинских частей и соединений;

· обучение сержантов основам применения подразделений, приемам и способам действий при выполнении задач по предназначению, знание ими материальной части находящейся на вооружении штатной техники, а также умение использовать ее по предназначению.

Для всех групп командирской подготовки офицеров в управлении (штабе) соединения разрабатывается на карте единый замысел комплексной тактико-специальной задачи (КТСЗ), а на основе его - план КТСЗ для каждой группы командирской подготовки офицеров. Замечу, что это в полной мере относится и к организации командирской подготовки офицеров и прапорщиков органов управления по делам ГОЧС в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Занятия по командирской подготовке планируются и проводятся ежемесячно в среду и четверг:

· 1 неделя месяца - с управлением спасательного центра, бригады, полка, отдельного батальона, а также - с сержантами;

· 2 неделя месяца - с командирами батальонов, их заместителями;

· 3 неделя месяца - с командирами рот и отдельных взводов;

· 4 неделя месяца - с командирами взводов, прапорщиками и военнослужащими-женщинами.

Распорядком дня для офицеров и прапорщиков должно быть предусмотрено до четырех часов в неделю для самостоятельной подготовки и четырех часов в неделю (в рабочее время) для занятий по физической подготовке.

Боевая подготовка войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны при организации боевой и командирской подготовки руководствуются нормативно-правовыми документами, изданными Президентом Российской Федерации, МЧС России, а также Министерством Обороны Российской Федерации, а также ежегодными Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Боевая подготовка войск гражданской обороны планируется в соответствии с программами, утвержденных приказами МЧС России от 23.09.96 г. № 629 ""О введении в действие Программы боевой подготовки учебных соединений и частей Войск ГО РФ"", от 23.09.96 г. № 633 ""О введении в действие Программы боевой подготовки соединений и частей Войск ГО РФ"", от 31.12.98 г. № 756 “Об утверждении и введении в действие Временного положения об учебно-материальной базе войск гражданской обороны, перечня основных учебных классов и норм учебного вооружения, техники и оборудования учебных классов соединений и воинских частей гражданской обороны” и директивы МЧС России от 29.04.1999г. № Д-04 “Об организации слаживания органов управления, соединений и воинских частей гражданской обороны в штатной организации военного времени” и направлена на обеспечение готовности к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного времени, достижение высокой профессиональной выучки военнослужащих всех категорий, выполнение мероприятий по повышению готовности войск к выполнению задач по предназначению в военное время.

Учебный год в войсках гражданской обороны начинается с 1 декабря и разделяется на зимний и летний периоды обучения.

Готовность управлений (штабов) подразделений, частей и соединений войск гражданской обороны к выполнению задач отрабатывается и проверяется в ходе тактико-специальной подготовки. В рамках этой дисциплины планируются и проводятся командно-штабные тренировки и учения, тактико-строевые занятия и тренировки, а также тактико-специальные учения.

В соединениях и воинских частях ГО планируется проведение один раз в год:

· командно-штабное (КШУ) на местности продолжительностью до 4-х суток и одно КШУ на картах, продолжительностью до 2-х суток, когда не проводится тактико-специальное учение с соединениями и воинскими частями;

· командно-штабные мобилизационные учения проводить как региональные (привлекаются несколько соединений, воинских частей войск ГО и органов управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Тактико-специальные учения (ТСУ) проводятся:

· с соединениями (спасательными центрами), полками, отдельными батальонами - один раз в три года;

· с батальонами (отрядами), входящими в состав соединений (спасательных центров) и частей - один раз в год;

· с ротами - один раз в год, в период, когда не проводится батальонное ТСУ, перед батальонным ТСУ с ротами проводится ТСЗ на материальной части.

Тематика учений и тренировок определяется с учетом оперативного предназначения соединений и воинских частей.

На учениях создается обстановка, максимально приближенная к реальной, отрабатываются вопросы управления соединениями, воинскими частями (подразделениями) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе - в темное время суток.

Для отработки вопросов взаимодействия на учения привлекаются соответствующие оперативные группы органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательные формирования и другие силы РСЧС.

Обеспечение контроля за ходом боевой подготовки, постоянное знание истинного положения дел во всех подчиненных воинских частях и подразделениях по боевой подготовке, состоянию воинской дисциплины и другим вопросам - необходимое условие успешного решения задач повышения уровня и эффективности боевой подготовки. Анализ состояния подготовки войск с изданием приказов проводится: в воинской части - ежемесячно, в соединении- ежеквартально, в региональных центрах - за полугодие и год.

С целью проверки состояния боевой готовности, проводить внезапные подъемы соединений, воинских частей (подразделений) войск гражданской обороны и их сводных мобильных отрядов по учебной тревоге.

Вашу задачу по улучшению подготовки поисково-спасательных формирований и войск ГО мы видим в:

· постоянном совершенствовании учебного процесса, повышении его качества, развитии учебно-материальной базы и эффективности ее использования;

· организации изучения и внедрения передового опыта лучших поисково-спасательных формирований, соединений и воинских частей по организации подготовки спасателей, офицеров, прапорщиков, сержантов и рядового состава;

· обеспечении постоянного контроля за состоянием подготовки всех категорий спасателей и военнослужащих и оказанию действенной помощи руководителям поисково-спасательных формирований, командирам соединений и воинских частей в ее организации;

· проверке качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей и военнослужащих войск ГО путем проведения комплексными группами плановых (не реже одного раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.

Боевая подготовка – это один из основных видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, представляющий собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Боевая подготовка, как вид подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск (сил). Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.

Целью боевой подготовки является достижение, поддержание и совершенствование требуемого уровня военно-профессиональной подготовки личного состава, его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подразделений, частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Направленность боевой подготовки определяется исходя из принципиальных положений военной доктрины Российской Федерации, Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по строительству и подготовке Вооруженных Сил с учетом тенденций развития военного искусства. Она строится на строго научной основе с использованием опыта войн, вооруженных конфликтов и учений, перспектив развития организационных форм и технического оснащения войск (сил), а также опыта подготовки армий иностранных государств.

Основными задачами боевой подготовки являются:

Поддержание высокой постоянной боевой готовности подразделений, частей и соединений к выполнению боевых задач (задач по предназначению);

Привитие офицерам, прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных, а также навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделениями, частями, соединениями и огнем при выполнении поставленных задач и их дальнейшее совершенствование;

Подготовка военнослужащих в составе экипажей, расчетов, подразделений к самостоятельному выполнению своих должностных и специальных обязанностей в ходе выполнения боевых (специальных) задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению;

Слаживание экипажей, расчетов, подразделений, частей и соединений, совершенствование полевой, воздушной и морской выучки;

Освоение новых образцов вооружения и военной техники, привитие личному составу знаний и навыков в проведении технического обслуживания и поддержании в готовности к боевому применению, выполнение требований безопасности;

Подготовка войск (сил) к участию в вооруженных конфликтах и действиям в составе объединенных (разноведомственных) группировок по поддержанию (восстановлению) мира и безопасности;

Проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя (тактических действий), выработка новых способов боевого применения войск (сил);

Слаживание органов управления (штабов) подразделений, частей и соединений, обучение их умению управлять войсками (силами) в различных условиях обстановки и выполнять мероприятия, обеспечивающие живучесть органов управления (штабов);

Обучение военнослужащих строгому и точному выполнению требований законов и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Воспитание у личного состава высоких морально-боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительности, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;

Выработка у личного состава высокой психологической устойчивости, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости, смекалки, умения преодолевать трудности общевойскового боя, способности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки;

Обучение военнослужащих выполнению норм международного гуманитарного права и правил поведения при ведении войны (в ходе вооруженных конфликтов);

Обеспечение подготовки резервов;

Разработка средств и приемов совершенствования методических систем обучения и воспитания, отдельных методов с учетом специфики войск (сил), особенностей подготовки военных специалистов различного профиля;

Дальнейшая разработка и конкретизация требований принципов обучения и воспитания в соответствии с происходящими изменениями в жизни общества и его ВС, с учетом совершенствования вооружения и военной техники, способов боевых действий, необходимости постоянного повышения боевой готовности.

К боевой подготовке предъявляются следующие основные требования:

Достижение требуемого результата (уровня) обученности – четкое определение командующими (командирами, начальниками) целей и задач боевой подготовки и обеспечение требуемых результатов обученности военнослужащих, войск (сил) и органов управления (штабов) на всех этапах их подготовки;

Согласованность в подготовке всех категорий обучаемых – согласование подготовки военнослужащих, войск (сил) и органов управления (штабов) по целям, задачам, содержанию обучения, месту и времени проведения мероприятий, обеспечение совместной подготовки родов войск и специальных войск;

Рациональное использование учебной материально-технической базы боевой подготовки и экономичности проведения мероприятий боевой подготовки – эксплуатация учебных объектов боевой подготовки с максимальной нагрузкой, равномерная их загрузка в течение учебного года (периода обучения), своевременное их обслуживание и совершенствование, всестороннее экономическое обоснование целесообразности и необходимости проведения мероприятий боевой подготовки на объектах учебной материально-технической базы;

Внедрение в процесс боевой подготовки передовых, научно обоснованных методик обучения – активное и целеустремленное применение новых эффективных форм, методов и средств обучения, постоянное совершенствование методики боевой подготовки.

При организации и проведении мероприятий боевой подготовки должны неукоснительно соблюдаться следующие принципы:

Соответствие направленности обучения государственной идеологии, положениям Военной доктрины Российской Федерации;

Обеспечение постоянной боевой готовности подразделений, частей и соединений к выполнению боевых задач по предназначению, независимо от продолжительности их подготовки;

Учить войска (силы) тому, что необходимо на войне;

Каждый командир обучает своих подчиненных;

Наглядность и максимальное приближение обучения к обстановке реального боя;

Систематичность и последовательность обучения (обучение «от простого – к сложному»);

Научность обучения;

Коллективный и индивидуальный подход к обучению;

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;

Единство обучения и воинского воспитания.

Принцип «от простого – к сложному» является одним из основных принципов боевой подготовки. Его реализация в практике войск должна осуществляться по трем направлениям: структурному, организационному и методическому.

Структурное направление предполагает построение боевой подготовки «от солдата», т. е., первым этапом обучения должна быть его индивидуальная подготовка. После чего последовательно осуществляется слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей, батальонов, дивизионов), полков, бригад и дивизий. Приступать к слаживанию более крупного подразделения следует только после полного завершения слаживания подразделений, входящих в его состав.

Организационное направление предполагает четкое разделение функций должностных лиц и органов управления различных уровней по организации и руководству боевой подготовкой.

Командиры отделений (расчетов, экипажей), командиры взводов и рот являются непосредственными руководителями боевой подготовки.

Командиры батальонов (дивизионов) являются организаторами боевой подготовки.

На дивизионное (полковое) звено управления также возлагается методическое руководство и всестороннее обеспечение боевой подготовки. Кроме того, дивизионное звено является основным контролирующим звеном. При этом центром боевой подготовки является рота.

Методическое направление боевой подготовки означает последовательное формирование у обучаемых знаний, умений и навыков.

При этом знания передаются (сообщаются) в форме лекций, бесед, рассказов, показов кино- и видеофильмов, показов практических действий войск.

Умения формируются в ходе тренажей, тренировок, стрельб, выполнения упражнений по вождению.

Навыки формируются преимущественно в тех формах обучения, где основным методом является практическая работа. Это прежде всего относится к тактическим и тактико-специальным учениям.

Таким образом, рассказ, показ, тренировка, упражнение, практическая работа выступают методической парадигмой реализации принципа «от простого – к сложному».

Высокий уровень боевой подготовки достигается:

Знанием командирами (начальниками) реального состояния выучки войск (сил), своевременной и конкретной постановкой задач, качественным и целенаправленным планированием мероприятий боевой подготовки, непрерывным, гибким и оперативным руководством боевой учебой, личным участием командующих (командиров, начальников) в планировании мероприятий боевой подготовки и обучении подчиненных;

Строгим выполнением распорядка дня, планов и расписаний занятий, исключением срывов и переносов занятий, отрыва личного состава от боевой учебы;

Своевременной подготовкой и всесторонним обеспечением занятий, правильным выбором форм и методов обучения, использованием рекомендаций военной педагогики и психологии;

Прикладным характером и практической направленностью обучения военнослужащих;

Эффективным использованием учебной материально-технической базы, ее развитием, совершенствованием и поддержанием в исправном состоянии;

Умелой организацией и проведением методической работы в воинских частях, на кораблях и соединениях, постоянным поиском новых форм и методов обучения военнослужащих, совершенствованием методического мастерства руководителей занятий, обобщением и распространением передового опыта обучения военнослужащих;

Целенаправленной и непрерывной воспитательной работой и умелой организацией состязательности при проведении занятий;

Постоянным контролем за ходом подготовки войск (сил) и эффективной работой органов военного управления (штабов) по оказанию помощи подчиненным;

Анализом достигнутых результатов и подведением итогов с каждой категорией обучаемых;

Всесторонним материально-техническим обеспечением боевой подготовки, полным доведением установленных норм довольствия до военнослужащих.

Боевая подготовка включает:

Одиночную (индивидуальную) подготовку военнослужащих;

Подготовку (слаживание) подразделений (воинских формирований), частей и соединений;

Подготовку (слаживание) органов управления (штабов).

В соединениях и воинских частях РВСН, войсковой ПВО несущих боевое дежурство, боевая подготовка, кроме того, включает подготовку личного состава к самостоятельной работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен и расчетов.

Одиночная подготовка – обучение сержантов (старшин), солдат (матросов, студентов) после их прибытия в подразделение (учебное подразделение).

Цель одиночной подготовки – дать военнослужащим знания, привить умения и навыки (освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы.

Одиночная подготовка сержантов (старшин) и солдат (матросов, студентов), в том числе проходящих военную службу по контракту и военнослужащих женского пола, включает:

Первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов (старшин) и солдат (матросов);

Приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности);

Изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов (старшин);

Допуск сержантов (старшин) и солдат (матросов) к самостоятельной работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен расчетов;

Подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности;

Подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований).

Индивидуальная подготовка – поддержание и совершенствование в ходе слаживания экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов), необходимых им для выполнения должностных и специальных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью.

Цель индивидуальной подготовки военнослужащих – полное и качественное освоение ими программ обучения, должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, достижение высшей квалификации.

Индивидуальная подготовка осуществляется:

Офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) – в системе командирской подготовки, в ходе плановых занятий и тренировок при вооружении (оружии), на боевой и специальной технике, тренажерах и других объектах учебной материально-технической базы;

Солдат (матросов) – в ходе плановых занятий и тренировок по предметам обучения в объеме общевоенной подготовки и подготовки по воинской специальности.

Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений проводится с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки, согласно боевому предназначению.

Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях максимально приближенных к боевым.

Слаживание – это обучение военнослужащих согласованным действиям в составе дежурных смен, экипажей, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач по предназначению.

Подготовка органов управления (штабов) проводится с целью обеспечения их готовности к планированию боевых действий, подготовке войск (сил) и управлению ими в любых условиях обстановки, а также решения вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Подготовка органов управления (штабов) включает:

Индивидуальную подготовку офицеров и прапорщиков (мичманов) органа управления (штаба);

Подготовку подразделений обеспечения органа управления (штаба);

Слаживание групп боевого управления и органа управления (штаба) в целом.

Система боевой подготовки – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство, функционирующая в интересах обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживания органов управления и войск (сил) для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением.

Элементами системы боевой подготовки являются:

Центральные органы Министерства обороны Российской Федерации, определяющие цели, задачи, структуру и основное содержание боевой подготовки;

Органы военного управления (видов, родов войск, военных округов, объединений, соединений), непосредственно осуществляющие управление боевой подготовкой, проведением ее мероприятий и ее всесторонним обеспечением;

Экипажи, расчеты, подразделения, части, соединения и их органы управления (штабы), с которыми проводится обучение;

Организация обучения;

Предметы обучения, т. е. совокупность задач, приемов, нормативов, выполнению которых обучаются военнослужащие, подразделения, части, соединения и их органы управления;

Формы и методы обучения военнослужащих, слаживания подразделений, частей, соединений и их органов управления;

Учебная материально-техническая база боевой подготовки;

Материальное, тыловое, финансовое, техническое обеспечение мероприятий боевой подготовки.

Все элементы системы боевой подготовки взаимосвязаны и органично взаимодействуют с другими системами подготовки и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важнейшим условием эффективности функционирования системы боевой подготовки является умелое и грамотное применение форм и методов обучения различных категорий военнослужащих, учет особенностей функционирования воинских коллективов.

Организация боевой подготовки – целенаправленная деятельность командующих (командиров, начальников) и органов управления (штабов), направленная на построение процесса обучения подчиненных войск (сил) и их органов управления, а также на подготовку мероприятий боевой подготовки.

Боевая подготовка в ВС РФ организуется на основе требований:

Законов Российской Федерации;

Указов Президента Российской Федерации, касающихся вопросов военного строительства и функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации;

Постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, определяющих (уточняющих) отдельные вопросы деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

Приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, касающихся вопросов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и выполнения ими задач по предназначению;

Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Боевых уставов и наставлений;

Других официальных документов (организационно-методические указания по подготовке войск (сил) в учебном году, положения, руководства, инструкции, программы и курсы подготовки различных категорий военнослужащих, подразделений), в которых определяются задачи по боевой подготовке и требования к ней, организация и содержание боевой подготовки, а также вопросы ее всестороннего обеспечения;

Приказов по боевой подготовке главнокомандующих видами (родами) войск, командующих войсками военных округов (флотами), командующих (командиров) объединений (соединений, частей);

Приказов и инструкций по проведению инспекторских, итоговых проверок и контрольных занятий;

Сборников нормативов по боевой подготовке.

Руководителем боевой подготовки является командующий (командир). Руководство боевой подготовкой командиры (начальники) всех степеней осуществляют лично, через подчиненные штабы (службы) и органы боевой подготовки.

Органами боевой подготовки являются:

В Министерстве обороны – Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации;

В видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны – управления (отделы, группы);

В военных округах (флотах, округе ВВС и ПВО) – управления;

В армиях (флотилиях), корпусах (эскадрах, военно-морских базах) – отделы;

В соединениях – отделения.

Организация боевой подготовки включает:

Принятие решения на организацию боевой подготовки;

Планирование боевой подготовки;

Согласование разработанных документов и представление их на утверждение;

Постановку задач и доведение необходимых планирующих документов (или выписки из них) до подчиненных;

Контроль организации и хода боевой подготовки, оценка ее итогов, пропаганда передового опыта обучения войск;

Организация руководства.

Боевая подготовка в части (подразделении) осуществляется в течение определенных сроков обучения: учебного года, периода обучения (зимнего и летнего), этапов боевого слаживания, сроков выхода на полигон, продолжительности учебного дня. Боевая подготовка проводится в определенной последовательности: совершенствование начальной военной подготовки прибывающей в армию молодежи, подготовка молодых солдат, подготовка отделения (экипажа), взвода, роты, батальона. В ходе всего этого процесса проводится индивидуальная подготовка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и боевое слаживание подразделений.

Совершенствование начальной военной подготовки молодого солдата проводится со дня его прибытия в часть и до начала периода обучения. В это время проводится углубленное медицинское обследование, делаются прививки; осуществляется выдача обмундирования, обуви и их подгонка; изучаются распорядок дня части, общие обязанности военнослужащих, военная присяга и ряд законов; организуются занятия по строевой и физической подготовке, уставам, общественно-государственной подготовке и другим вопросам. На совершенствование начальной военной подготовки программой предусматривается 12 учебных дней (72 часа). Продолжительность учебного дня – 6 часов.

Подготовка молодых солдат, поступающих непосредственно в части, проводится с началом учебного года или периода обучения (с 1 декабря и 1 июня), а в необходимых случаях – по мере прибытия пополнения и комплектования взводов.

Подготовка молодых солдат осуществляется в составе сводных подразделений в масштабе части в течение 23 учебных дней. В этот период все военнослужащие занимаются по программе солдата-мотострелка и заканчивают подготовку выполнением начального упражнения из автомата и, затем, принимают военную присягу.

В результате обучения молодые солдаты к моменту убытия в подразделение согласно штатно-должностному предназначению должны уметь: тактически грамотно действовать в общевойсковом бою, поражать из автомата с места неподвижные и появляющиеся цели, использовать средства защиты и защитные свойства местности и сооружений, выполнять обязанности дневального по роте, а также строевые приемы без оружия и с оружием в движении и на месте.

Командиру части разрешается уточнять продолжительность и содержание подготовки молодых солдат, исходя из сроков их прибытия.

Обучение личного состава и слаживание подразделений организуется в соответствии с программой боевой подготовки.

Программа боевой подготовки разработана на учебный год продолжительностью 10 месяцев с двумя периодами обучения – зимним и летним – по 5 месяцев каждый и с двумя подготовительными периодами (май и ноябрь). На боевую подготовку выделяется:

Для подразделений полного состава с укомплектованностью личным составом 50 % и более от штата мирного времени – 16 учебных дней в месяц;

Для подразделений сокращенного состава и полного состава с укомплектованностью личным составом менее 50 % от штата мирного времени – 8 учебных дней в месяц.

Остальные дни месяца используются для несения службы в суточном наряде, обслуживания вооружения и техники, парково-хозяйственных (парковых) дней, работ по восстановлению учебно-материальной базы, а также как выходные и праздничные дни.

Продолжительность учебного дня – 6 часов, учебного часа – 50 минут. При проведении батальонных полевых выходов, выходов на полигоны и других занятий, связанных с выходом в поле (учения, стрельбы, вождение), продолжительность учебного дня не регламентируется.

Подготовка личного состава и слаживание подразделений от отделения (экипажа) до батальона осуществляется в течение:

– 10 месяцев – для подразделений, укомплектованных только военнослужащими по контракту, или смешанного комплектования (по контракту и призыву) при условии укомплектованности подразделения военнослужащими по контракту на 50 % и более, при этом на слаживание отделения (экипажа) отводится 1,5 месяца, взвода – 2 месяца, роты – 3,5 месяца, батальона – 2 месяца;

– 5 месяцев – для подразделений, укомплектованных только военнослужащими по призыву, или смешанного комплектования, при условии укомплектованности подразделения военнослужащими по призыву более чем на 50 %, при этом на слаживание отделения (экипажа) отводится 1 месяц, взвода – 1 месяц, роты 1,5 месяца, батальона – 1 месяц.

В частях сокращенного состава, а также в частях полного состава с укомплектованностью личным составом менее 50 % от штата мирного времени в течение каждых 5 месяцев проводятся совершенствование одиночной подготовки и слаживание отделения (экипажа) и взвода.

В начале каждого периода обучения отрабатываются совместные действия всего личного состава в штатных подразделениях по боевой тревоге. В дальнейшем тренировки в таких действиях проводятся в течение всего учебного года по плану командира части.

В ходе подготовки подразделений осуществляется их слаживание, основу которого составляет полевая выучка – тактическая и огневая подготовка, вождение боевых машин.

Боевая подготовка подразделений частей полного и сокращенного состава организуется и проводится в форме выхода батальона на полигоны (занятия на полевой учебной базе) для отработки вопросов полевой выучки, действий при вооружении и на технике с обязательной отработкой положенных нормативов и занятий на базе в составе рот.

Выходы на полигон планируются ежемесячно, последовательно для каждого батальона. Танковый батальон мотострелкового полка (мотострелковый батальон танкового полка) выходит одновременно с одним из мотострелковых (танковых) батальонов. Если часть дислоцируется рядом с полигоном, то батальон занимается на полевой учебной базе по плану выхода на полигон, располагаясь в пункте постоянной дислокации. При выходе на полигон личный состав батальона освобождается от несения караульной, внутренней служб и выполнения хозяйственных работ в части.

Возможны варианты выхода на полигон продолжительностью 3–4 суток. Во всех случаях количество выходов для подразделений, их продолжительность определяет командир части, исходя из условий и возможностей полигона для организации боевой подготовки.

Все занятия организуются в масштабе роты (батальона), к проведению их привлекаются офицеры управления батальона, штаба полка, начальники родов войск и служб.

При обучении личного состава обязательно отрабатываются положенные нормативы, качество выполнения которых определяет уровень подготовки личного состава и подразделения. Количество и номера отрабатываемых нормативов определяет командир роты при составлении расписания занятий на неделю. В течение учебного года должны быть отработаны все нормативы, установленные программой обучения.

В целях обучения личного состава действиям в ночных условиях не менее 30 % всех полевых занятий должны проводиться ночью.

Кроме того, в частях полного состава для слаживания подразделений перед первыми батальонными или полковыми (бригадными) тактическими учениями, планируется батальонный полевой выход продолжительностью 5–6 суток, в ходе которого проводятся тактико-строевые (тактические) занятия, стрельбы, вождение и осуществляется целенаправленная подготовка подразделений с учетом содержания темы предстоящего тактического учения. На полевой выход подразделения батальона выходят в полном составе на штатной боевой технике с привлечением приданных и поддерживающих подразделений.

Подготовка и слаживание подразделений проводятся, исходя из конечной цели выполнения боевой задачи в составе подразделения. Для качественного обучения военнослужащих действиям в современном бою занятия и учения должны проводиться без послабления и упрощений.

На учебных занятиях и учениях обязан присутствовать весь личный состав подразделения. С солдатами и сержантами, освобожденными по болезни от полевых занятий, решением командира роты организуются занятия в классе.

Для закрепления и поддержания на должном уровне, а также восстановления утраченных и совершенствования накопленных знаний, умений и навыков по специальности, доведения их до автоматизма с военнослужащими по контракту проводятся занятия по индивидуальной подготовке.

Индивидуальная подготовка осуществляется путем целенаправленных занятий и тренировок. На нее отводится 1–2 учебных дня в месяц, которые не связаны с занятиями, требующими действий в составе подразделения, батальонными полевыми выходами, постановкой техники на хранение и другим мероприятиям. При необходимости решением командира полка индивидуальная подготовка может проводиться во внеучебное время.

Всего на индивидуальную подготовку отводится 120 часов, из них по программе – 84 часа и по плану командира подразделения (части) – 36 часов.

Для занятий по индивидуальной подготовке создаются учебные группы по специальности (предметам обучения) и назначаются руководители занятий, выделяется учебно-материальная база (в том числе учебно-тренировочные средства), военная техника и боеприпасы в пределах отпущенных норм. Занятия должны носить практический характер и проводиться в основном методом тренировок, групповых упражнений и выполнения практических работ.

Контроль за ходом боевой подготовки включает проверку выполнения плана и программы, охвата личного состава учебой, проверку организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, а также подготовку руководителей занятий.

В целях повышения ответственности офицеров за качество подготовки обучаемых, а также для проверки степени выполнения задач боевой подготовки периодически проводятся контрольные занятия. Они могут проводиться как по всему содержанию отработанной темы или занятия, так и по отдельным вопросам. Контрольные занятия, как правило, совмещаются с плановыми занятиями подразделений. Кроме того, они проводятся в конце периодов слаживания. Контрольные занятия проводят: со взводом – командир роты, с ротой – командир батальона. Выявленные в ходе контроля недостатки у отдельных военнослужащих должны устраняться в ходе самостоятельной подготовки.

Перевод техники и вооружения в войсках на режим сезонной эксплуатации проводится в мае-июне и октябре, для чего выделяется до 10 рабочих (учебных) дней в период обучения. В зависимости от климатических условий и выполняемых задач первоочередные работы по переводу на летний режим эксплуатации могут проводиться и в апреле во время парковых и парково-хозяйственных дней.

Планирование боевой подготовки заключается в коллективной работе командиров (начальников) и штабов по определению и согласованию по месту и времени мероприятий боевой подготовки и ее всестороннему обеспечению, с графическим отображением наиболее оптимальной системы последовательного обучения личного состава, слаживания войск, органов управления, к ведению боевых действий в различных условиях обстановки, изучению штатного вооружения, военной и специальной техники, способов применения их в бою.

Основой планирования боевой подготовки является решение на организацию боевой подготовки. Планирование должно быть реальным, простым, наглядным и обеспечивать: комплексный подход к решению учебно-боевых задач; максимальное использование учебно-тренировочных средств и высокую интенсификацию занятий; использование опыта войн и вооруженных конфликтов, достижений отечественной науки и техники, передового опыта в методике организации и проведении занятий и учений.

Планирующие документы должны быть удобными для повседневного использования в качестве рабочего документа. При разработке планов все мероприятия взаимно увязываются и согласовываются между собой, предусматривается их равномерное проведение в течение всего учебного года. Количество планируемых мероприятий и занятий, а также их последовательность, должны исходить из уровня обученности войск и реального наличия времени.

В соединении (воинской части) планирование начинается при получении руководящих документов боевой подготовки в сроки, установленные командующим (командиром, начальником), и должно быть завершено не позднее 10 (15) ноября соответственно.

Планы подготовки соединений, воинских частей, подразделений и военных комиссариатов утверждаются:

Воинских частей, военных комиссариатов районов (городов без районного деления) и им равных – до 15 ноября;

Расписания занятий в ротах (батареях) утверждаются и доводятся до личного состава до 25 ноября.

В дивизии (бригаде, полку) и им равных на основе приказа командующего (командира) «Об итогах подготовки войск (сил) в 0000 году и задачах на 0000 год» и плана подготовки органов военного управления и войск (сил) объединения на учебный год (плана подготовки дивизии) разрабатываются:

План подготовки;

Приказ «Об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на 0000 год (период обучения)»;

План-календарь основных мероприятий на месяц;

Сводное расписание занятий на месяц (на неделю);

Расписание занятий по командирской подготовке с учебными группами офицеров, прапорщиков (мичманов).

В плане подготовки соединения (воинской части) должны быть предусмотрены следующие разделы:

I. Боевая и мобилизационная готовность:

II. Мобилизационная и боевая подготовка

1. Мобилизационная подготовка:

По плану старшего начальника;

По плану командира соединения (воинской части).

2. Боевая подготовка:

По плану старшего начальника;

По плану командира соединения (воинской части):

Подготовка личного состава;

Подготовка органов управления;

Подготовка частей (подразделений).

III. Мероприятия повседневной жизни и деятельности.

1. Обеспечение боевого дежурства.

2. Мероприятия руководства подготовкой.

3. Мероприятия обеспечения подготовки.

4. Работа в воинских частях и подразделениях.

5. Работа с кадрами.

6. Восстановление и ремонт ВВТ.

7. Капитальное строительство, ремонт и передислокация воинских частей и подразделений.

8. Другие мероприятия.

IV. Порядок и сроки отчетности.

К плану разрабатываются приложения:

Перечень тем, их содержание, распределение средств усиления и расход моторесурсов на тактические (тактико-специальные), командно-штабные учения и тренировки;

График выделения учебных объектов для проведения мероприятий подготовки;

Перечень и сроки проведения соревнований, состязаний, смотров-конкурсов;

Расчет выделения моторесурсов и боеприпасов на подготовку;

План проверок воинских частей, отделений и служб соединения.

К плану подготовки полка (отдельной части) разрабатываются приложения:

Состав учебных групп и расчет часов на командирскую подготовку офицеров и прапорщиков;

Расчет часов на самостоятельную подготовку офицеров и прапорщиков;

Перечень тем, их содержание, распределение средств усиления и расход моторесурсов на тактические (тактико-специальные) учения и тренировки;

Перечень сборов специалистов и сроки их проведения;

Перечень и сроки проведения соревнований, смотров-конкурсов;

Перечень и сроки проведения спортивных мероприятий;

Расчет выделения моторесурсов на подготовку;

Расчет выделения боеприпасов на подготовку;

Расчет обеспечения мероприятий подготовки ГСМ.

Непосредственным организатором боевой подготовки в роте является командир роты, который согласно уставу внутренней службы обязан:

Организовывать в роте боевую подготовку, составлять расписание занятий на неделю, проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а также с личным составом роты;

Проверять знания и практические навыки солдат, сержантов и офицеров;

Еженедельно подводить итоги состояния боевой подготовки;

Проверять подготовку вооружения и военной техники роты перед каждым выходом на учения или занятия, а также их наличие по возвращении с учений или занятий;

Принимать меры по предупреждению катастроф, аварий и поломок вооружения и военной техники, обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, стрельб, учений и работ.

В каждой части устанавливается время, в которое команды взводов и рот проверяют готовность подчиненных им командиров к занятиям, проводят инструктажи с сержантами, дают указания по методике и порядку проведения предстоящих занятий, использованию тренировочных средств и учебных пособий, рекомендации по организации состязания, устанавливают требования безопасности и утверждают планы проведения занятий.

Затем указанные командиры докладывают старшим начальникам о готовности руководителей и подразделений к занятиям на очередной день.

Командир взвода лично обучает и воспитывает подчиненных. Он обязан:

Проводить занятия с личным составом взвода по боевой подготовке и следить за правильным обучением солдат командирами отделений;

Проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращении с учения или занятия;

Обеспечивать выполнение требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при работе с вооружением и военной техникой;

Вести учет боевой подготовки взвода.

Ему предоставляется право устанавливать продолжительность отработки учебных вопросов при проведении занятий.

Основой для планирования в батальоне и роте является решение командира части на организацию боевой подготовки. Для выполнения этого должны выполняться следующие принципы: органическое единство обучения и воспитания личного состава, методическая последовательность в обучении; обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности, полевой выучки и подчиненности всех предметов обучения тактической (тактико-специальной) подготовке; максимальное приближение боевой подготовки к реальной обстановке; согласованность подготовки личного состава по задачам, предметам, срокам обучения с мероприятиями, определяющими повседневную деятельность подразделений; реальность и оперативность планирования; умелое и эффективное использование учебного времени и учебной материально-технической базы. Соблюдение этих принципов позволяет разработать продуманные планы, которые способствуют качественному решению вопросов боевой учебы.

При планировании боевой подготовки разрабатываются:

В батальоне – план боевой подготовки на период обучения с тематическим расчетом часов;

В роте – расписание занятий на неделю.

План боевой подготовки батальона на период обучения состоит, как правило, из разделов: подготовка офицеров, прапорщиков и сержантов; подготовка подразделений; мероприятия по руководству обучением, воспитанием и укреплением воинской дисциплины. Кроме того, в батальонах разрабатывается общий расчет часов учебного времени на месяц и понедельный расчет часов по предметам обучения, определяются темы занятий, количество часов на каждое из них, отрабатываемые упражнения стрельб, вождения и нормативы по боевой подготовке для всех специальностей. Конкретное содержание каждого раздела плана боевой подготовки зависит от условий, в которых будет организовываться и проводиться боевая подготовка.

Кроме плана на период обучения в батальоне разрабатывается план-календарь основных мероприятий на месяц, в котором определяются дополнительные мероприятия. Содержание планов и приложений к ним изложено в Информационном бюллетене по обмену опытом боевой подготовки Сухопутных войск № 1 за 1989 год, и представлены варианты этих документов.

Основным планирующим документом в роте является расписание занятий на неделю. Как правило, в четверг текущей недели под руководством командира батальона командиры рот лично составляют это расписание.

Командир батальона в установленное время дает указания по планированию боевой подготовки на очередную неделю. Для получения задачи командиры рот и отдельных взводов прибывают с программами боевой подготовки, рабочими тетрадями и чистыми бланками расписаний занятий. Командир батальона подводит итоги боевой подготовки, указывает положительные стороны и недостатки, отмечает отличившихся и отстающих за прошедшую неделю. Затем он ставит задачи по основным предметам обучения на очередную неделю, указывая с какими категориями офицеров, прапорщиков и сержантов и в какие дни и часы будут проводиться командирские занятия и прием зачетных стрельб.

Командиры подразделений на основе указаний командира батальона и расчета часов по предметам обучения на неделю составляют расписание занятий.

Кроме того, исходными данными для составления расписания занятий являются:

Выписка из плана боевой подготовки батальона на предстоящую неделю (темы занятий, сроки их отработки и время);

Выписка из графика выделения подразделениям объектов учебно-материальной базы;

График несения службы в гарнизонном и внутреннем наряде;

График вариантов проведения физической зарядки.

Дополнительно командир роты учитывает тематику, сроки и порядок проведения занятий старшими начальниками с личным составом.

При подготовке к составлению расписания занятий командир роты обязан:

Изучить выписку из плана боевой подготовки батальона на данную неделю;

Изучить содержание отрабатываемых тем по программе боевой подготовки подразделений;

Проанализировать степень усвоения личным составом пройденного материала по каждому предмету обучения, а также качество отработки нормативов по боевой подготовке;

Предусмотреть комплексирование предметов обучения, особенно тактической и огневой подготовки, вождения, а также попутное использование учебных объектов.

Выписать тематику командирских занятий и определить содержание инструкторско-методических занятий с сержантами роты. Совместно с заместителем командира роты по воспитательной работе (если он имеется по штату) определить мероприятия по воспитательной и спортивно-массовой работе с учетом задач, проводимых старшими командирами.

В последующем командир роты заполняет в бланке графы ротного расписания.

В графах указываются:

Конкретное время проведения занятий;

Должность руководителя;

Средства материального обеспечения, выделяемые на занятия;

Руководства и пособия с указанием статей или страниц.

В соответствии с распорядком дня планируется уход за военной техникой и вооружением, где указываются конкретные мероприятия.

Самостоятельная подготовка в расписании определяется только по времени, так как содержание ее определяют командиры взводов.

Занятия раздела «Командирские, инструкторско-методические занятия с сержантами» должны предшествовать соответствующим занятиям с подразделениями. Важно учитывать, чтобы подготовка сержантов планировалась в то время, когда они свободны от занятий в составе отделений или не выступают в роли руководителей занятий, т.е. тогда, когда с личным составом занятия могут проводить другие должностные лица.

При планировании командир роты должен проявлять творчество с учетом требований предъявляемых полевой выучке, уровня подготовки личного состава и местных условий, в которых проводится обучение. Шаблона в деятельности командира роты при составлении расписания быть не может. Последовательность его работы в этом вопросе может быть различной. Это зависит от его опыта работы, знания им подчиненных и других факторов.

Расписание занятий утверждается командиром батальона не позднее пятницы каждой недели. Перед его утверждением командир роты представляет его начальнику штаба, который проверяет правильность планирования всех занятий и других мероприятий. Он определяет полноту включения в расписание всех тем, количество часов на их отработку с указанием руководителей и учебных мест. В пятницу ротные расписания вывешиваются на видном месте с тем, чтобы с ними ознакомился весь личный состав. Отработанные расписания хранятся в течение всего учебного года, как отчетный документ выполнения программы боевой подготовки.

Каждый командир подразделения ведет учет результатов боевой подготовки, во взводе – индивидуальный и за отделения; в роте – за отделения (экипажи), взводы и сержантов роты; в штабе батальона – за роты, отдельные подразделения и офицеров батальона. Учет должен быть объективным, качественным, своевременным и регулярным.

Основным документом по учету боевой подготовки в роте является журнал учета боевой подготовки роты на учебный год. Он ведется лично командиром роты и хранится в канцелярии роты в течение года.

Журнал учета боевой подготовки роты состоит из десяти разделов:

1. Правила ведения журнала.

2. Учет отработанных тем по предметам обучения. На каждый предмет выделяется определенное количество страниц, учет ведется понедельно по каждому взводу и по роте в целом.

3. Учет результатов учебных стрельб. Учет ведется по каждому взводу, в зависимости от категории, от вида оружия, номера выполняемого упражнения, и по роте в целом.

4. Учет результатов вождения боевых машин. Учет аналогичный.

5. Учет стажа практического вождения машин (танков). Учет ведется в индивидуальном порядке по каждому военнослужащему и по всем занятиям по вождению нарастающим итогом. В этом разделе также учитываются различные перегоны техники, а также вождение во время учений и на других занятиях.

6. Учет отличников боевой подготовки. В этом разделе записываются фамилии военнослужащих – отличников боевой подготовки, отмеченные в приказе по части.

7. Учет классных специалистов и перспектива их подготовки за период обучения. Учет ведется по каждому военнослужащему, имеющему классность или планирующему ее иметь к концу учебного года.

8. Учет сдачи нормативов военно-спортивного комплекса. Учет ведется по каждому военнослужащему, в числителе – показанный результат, в знаменателе – дата сдачи, а перед дробью – форма одежды: «С» – спортивная, «В» – военная.

9. Учет командирских и инструкторско-методических занятий с сержантами. На каждый предмет выделяется определенное количество страниц, учет ведется в индивидуальном порядке по каждому сержанту.

10. Замечания и указания старших начальников. После проверки занятий в роте проверяющий в этом разделе записывает замечания и рекомендации по проверенным занятиям.

Основным учетным документом, отражающим ход боевой подготовки во взводе также является журнал учета боевой подготовки взвода за период обучения. Он ведется на всех занятиях лично командиром взвода (а в его отсутствие – заместителем командира взвода) и хранится в канцелярии роты.

Журнал учета боевой подготовки взвода состоит из шести разделов:

1. Правила ведения журнала.

2. Именной список личного состава. Он составляется согласно штатно-должностному расчету взвода и включает анкетные данные на каждого военнослужащего, необходимые командиру для проведения индивидуальной воспитательной работы.

3. Учет посещаемости занятий, успеваемости и отработанных тем (нормативов) по предметам обучения. На каждый предмет обучения отводится количество листов, необходимое для занесения в него всех занятий (учений, стрельб, тренировок) по данному предмету. В этом же разделе учитываются выполнение нормативов и время работы каждого военнослужащего на технике. Слева подклеивается список взвода, где указывается должность, воинское звание, фамилия и инициалы. По каждому занятию руководитель выставляет индивидуальные оценки всем опрошенным (проверенным) военнослужащим, а по окончании отработки темы каждому солдату (сержанту) выводит итоговую оценку по пройденной теме. Итоговые оценки заносятся в очередную свободную графу, и по ним определяется оценка каждого отделения (экипажа) и за весь взвод.

4. Учет результатов выполнения упражнений стрельб. В этом разделе учитываются оценки как за все стрельбы, так и за работу на учебных местах при выполнении упражнений и на огневых тренировках.

5. Учет результатов выполнения упражнений по вождению машин. В этом разделе учитываются оценки за все выполняемые упражнения в целом и отдельно по скорости и за технику вождения и другие данные, необходимые для анализа качества подготовки обучаемого по данному упражнению.

6. Замечания старших начальников. После проверки занятий во взводе проверяющий в этом разделе записывает замечания и рекомендации по проверенным занятиям.

Журналы учета боевой подготовки систематически проверяются старшими начальниками и обязательно при проверке (инспектировании) подразделения (части).

один из основных видов подготовки ВС, представляющий собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию лич. состава, слаживанию (боевому слаживанию) подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предна-значением. В частях и соед., несущих боевое дежурство, Б.п. кроме того, включает подготовку лич. состава к самостоят. работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен и расчётов.

Б.п., как вид подготовки ВС, является основным содержанием повседневной деятельности войск (сил). Б.п. организуется и проводится постоянно, как в мирное, так и в военное время.

Целью Б.п. является обеспечение постоянной готовности войск и органов управления, слаженности (боевой слаженности) экипажей, расчётов, подразд., частей, соед. и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и др. задач в соответствии с их предназначением.

Направленность Б.п. определяется, исходя из положений Военной доктрины РФ, Основ (Концепции) гос. политики РФ по стр-ву и подготовке ВС с учётом тенденций развития военного искусства. Она строится на научной основе с использованием её последних достижений, общей и военной психологии и педагогики, опыта войн, вооруж. конфликтов и проведённых учений, перспектив развития орг. форм и техн. оснащения войск (сил), а также опыта под-готовки армий иностр. гос-в.

Б.п. включает: одиночную (индивидуальную) подготовку военнослужащих; подготовку (слаживание) подразд. (воинских формирований), частей и соед.; подготовку (слаживание) органов управления (штабов).

Система Б.п. включает основные элементы: центр. органы МО РФ, определяющие цели, задачи, структуру и осн. содержание Б.п.; органы военного управления, непосредственно осуществляющие управ-ление Б.п., проведением её мероприятий и всесторонним обеспечением; экипажи, расчёты, подразд., части, соед. и их органы управления (штабы), с к-рыми проводится обучение; учебная материально-техн. база Б.п.

Основными принципами Б.п. являются: учить тому, что необходимо на войне; обеспечение постоянной боевой готовности; научность обучения; сознательность и активность обучаемых; наглядность обучения, максимальное его приближение к обстановке реального боя; систематичность и последова-тельность обучения; прочность усвоения знаний, выработка умений, практич. навыков и постоянное их совершенствование; коллективный и индивидуальный подход к обучению; единство обучения и воинского воспитания.

В ходе Б.п. проводятся учения, различные формы занятий, боевые стрельбы, тренировки и др. формы обучения. Б.п. проводится согласно требований уставов, наставлений, программ Б.п., инструкций, руководств, приказов и директив командования.

Задачи по Б.п. в ВС РФ ставятся в приказах мин. обороны. Главнокоманд. видами (родами войск) ВС, команд. (нач-ки) родами войск (спец. войск) организуют их выполнение через штабы и органы Б.п. В военных округах (флотах), в соед. и частях планирование Б.п. и руководство ею осуществляют команд. (ком-ры), нач-ки родов войск и спец. войск. Ком-ры соед. и частей организуют Б.п. и лично проводят командирские, показные, контрольные занятия с офицерами и учения с частями (подразделениями). Нач-ки родов войск (служб) соед. и частей руководят Б.п. подчинённых частей, подразд. и проводят занятия с офицерами соед. (части, подразд.) и подразд. по своей специальности. Ком-ры подразд. непосредственно организуют Б.п. в соответствии с планом части, проводят занятия с подчинёнными подразд. и от-дельными категориями военнослужащих. В соед. и частях Б.п. планируется на год (в батальонах, дивизионах – на период обучения), уточняется на период обучения и на каждый месяц. В ротах, батареях составляется расписание занятий на каждую неделю.

Требования руководящих документов
по организации профессиональнодолжностной подготовки постоянного
состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебновоспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военнопрофессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного,
культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в
овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями,
умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами
для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень
выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в
целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления
навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей,
а также для повышения методического мастерства при проведении занятий
с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов,
обучения
вопросам
управления
повседневной
деятельностью
подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка
офицеров
профессиональнодолжностная подготовка
подготовка по программам
дополнительного образования
Переподготовка
на высшую должность
или смежную
специальность
повышение
квалификации
(в рамках занимаемой
должности)
сборы
самостоятельная
подготовка
руководящего
(командного)
состава
военно-научная
работа
учебнометодические
занятия на
допуск к
самостоятельно
му управлению,
несению
дежурства
по
специальности
переподготовка
офицеров
выпускников
ВУЗ
учебные
самостоятельная
работа
выполнение
индивидуальных
заданий
в ходе подготовки войск (сил) и
органов управления
занятия не
менее 8 часов в
месяц
в ходе плановых
занятий
участие в
конкурсах и
состязаниях по
полевой
выучке
контрольные занятия
методическая работа
инструкторскометодические
занятия
инструктажи
методические
совещания
(конференции)
показные занятия

Руководящие документы

1. Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание
второе, исправленное и дополненное).
2. Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
3. Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной
службы в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных
заведений МО РФ».
6. Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной
подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
7. Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года
№ 82дсп.
8. Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и
Войск ВКО в 2015 учебном году.
9. Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного
округа на 2015 учебный год.
10. Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки
постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной
подготовке на 2015/2016 учебный год».

Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень
I уровень
II уровень
Понедельник
14.05-15.40
III уровень
СП
Вторник
9.00-10.35
ФП
ФП
ФП
Среда
14.45-16.20
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
среда каждого месяца,
вторая среда каждого
месяца (резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
и вторая среда каждого
месяца, третья среда
каждого месяца
(резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (третья
среда каждого месяца,
четвертая среда каждого
месяца (резервный день)
Четверг
ФП
ФП
ФП
Пятница
14.05-15.40
Суббота
9.00-09.45
СП
ФП
ФП
ФП

Распределение времени по предметам


п/п
Предметы
профессионально-должностной
подготовки
Количество часов по периодам
Осенний
Количество часов
Весенний
В клубе
В группах
В клубе
В группах
По формам
проведения
занятий
Итого
1.
Оперативно-тактическая
(тактико-специальная) подготовка
2
3
2
3
4/6
10
2.
Специальная подготовка
-
3
-
3
-/6
6
3.
Военно-техническая
подготовка
2
1
6
1
8/2
10
4.
Мобилизационная подготовка
-
5
-
5
-/10
10
5.

4
1
2
1
6/2
8
6.
Основы обеспечения защиты государственной тайны
1
7
1
7
2/14
16
7.
Основы обеспечения безопасности военной службы
4
1
4
1
8/2
10
8.
Огневая подготовка
-
2
-
2
-/4
4
9.
Строевая подготовка
-
1
-
1
-/2
2
10.
Общевоинские уставы ВС РФ
-
1
-
1
-/2
2
11.
Физическая подготовка
-
89
-
105
-/194
194
25
15
(28/50)+6*
78+6*
(28/244)+6*
272+6*
ИТОГО без учета физической подготовки:
ИТОГО с учетом физической подготовки:
13
38+3*
13
114
127+3*
25
40+3*
15
130
145+3*

Самостоятельная подготовка

Самостоятельная подготовка является составной частью профессиональнодолжностной подготовки офицеров.
Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю
продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с
целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования
офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства,
поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий,
военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и
состязаниям.
В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному
плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по
понедельникам и пятницам.
Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры
подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы,
подчиненных им офицеров и ведут ее учет.

Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Академия
Документы
Планирующие
Группа
Отчетные
Планирующие
Офицеры
Отчетные
Год
Журнал учета ПДП
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)

Расписание занятий по ПДП,
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа проводимых в масштабе вуза

деятельности
2. Тематический план ПДП постоянного
состава вуза

задачах на 2015/2016 год
1.Тематический план ПДП в структурных


обучаемых
2. Перечень индивидуальных заданий
Тетради по ПДП
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий по
ПДП на месяц
3. План проведения занятия
по ПДП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)
План личной подготовки
офицера
Отчет о выполнении
индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится
согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год.
Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение
обязанностей в соответствии с должностным предназначением.
Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности;
усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке
к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки.
Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее
6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в
составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по
следующим предметам подготовки:
общественно-государственная подготовка;
профессиональная подготовка в сфере деятельности;
охрана труда;
специальная подготовка.

Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах)


п/п
Предметы
подготовки гражданского персонала
по специальности
Количество часов по периодам
Количество
часов
Осенний
В группах
Весенний
В группах
Итого
1.
Профессиональная подготовка в сфере
деятельности
9
9
18
2.
Общественно-государственная подготовка
9
9
18
3.
Охрана труда
5
9
14
4.
Специальная подготовка
3
3
6
26+2*
30+2*
56+4*
ИТОГО

Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Академия
Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала
Документы
Год
Планирующие
1. Раздел «Организация ПДП постоянного
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа
на организацию образовательной
деятельности
2. Тематический план подготовки ГП по
специальности
Группа
Отчетные
Планирующие
Гражданский
персонал
Отчетные
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и
задачах на 2015/2016 год
Тематический план подготовки ГП по
специальности в структурных
подразделениях с учетом уровня
образования и профессиональных знаний
обучаемых
Журнал учета
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)
Тетради подготовки ГП
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий
подготовки ГП на месяц
3. План проведения занятия
подготовки ГП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)