Описание катания на коньках. История фигурного катания

Первоначально люди использовали коньки по аналогии с лыжами, только для перемещения не по снегу, а по льду. Однако со временем те, кто жили рядом с замерзавшими зимой водоемами, стали применять их не только для езды по скользкой поверхности, но и для исполнения красивых элементов. Прогулки на коньках из формы досуга постепенно приобретали характер состязаний.

Сначала соревновались в умении начертить на льду лезвием красивый след и рисовать фигуры. Толчком к развитию становились находки новых способов выполнять движения, позволяющие совершенствовать и усложнять это искусство.

В 1871 г. союз конькобежцев признал фигурное видом спорта. Постепенно оно становились все сложнее. Умения точно вычерчивать заявленный рисунок уже не отражало степень мастерства профессиональных фигуристов. Появлялись новые элементы, менялась система судейства. Так, отдельно стало оцениваться техническое мастерство и артистизм.

Сегодня этот вид спорта выглядит как сольное, парное или групповое выполнение элементов под музыку в соответствии с определенными требованиями. Он относится с сложнокоординационным видам, таким как гимнастика, и требует хорошей общефизической подготовки. Во время выполнения упражнений фигуристы испытывают большие нагрузки, особенно на ноги и позвоночник. При этом вид спорта является и одним из самых эстетичных. Ведущие спортсмены входят в состав национальной сборной и тренируются в олимпик-центрах.

Ключевые правила современного фигурного катания:

  • в каждом виде спортсмены исполняют короткую и произвольную программу;
  • длительность выступления регламентирована и не может быть больше или меньше установленной;
  • есть ограничения по простоте и сложности. Так, спортивные пары не могут включать в короткую программу элементы в 4 оборота. Одиночники в короткой программе не могут выполнять прыжки менее 3 оборотов вне , за исключением двойного акселя;
  • существует список элементов, которые спортсмен обязан исполнить: определенное количество прыжков, каскадов, поддержек, вращений и т.д. Последовательность при этом может быть любой;
  • требование выполнять элементы определенным образом: например, во время поддержки у спортивных пар рука партнера должна быть полностью выпрямлена, в противном случае элемент не будет засчитан;
  • возрастной порог: во взрослых соревнованиях не могут участвовать фигуристы моложе 15 лет. Происхождение этого требования связано с возможностью молодых девочек выполнять технически сложные прыжки при недостаточном уровне выразительности и зрелости катания.

Также в правилах прописаны критерии, по которым оцениваются элементы. На их основании определяются уровни, засчитываются надбавки и штрафы — за падения, некачественное исполнение и даже завершение выступления после музыки. Подробное описание этих критериев позволяет заранее просчитывать примерную стоимость программы.

Каждый год в правила вносятся корректировки. Их цель — обеспечить максимально объективную оценку выступления фигуристов и сделать программы сбалансированными по красоте и сложности. Решения принимаются на заседаниях ИСУ. На основании этой информации происходит постановка программ.

Основные элементы фигурного катания

При постановке программы фигурист должен включить в нее все обязательные элементы. Их количество четко регламентировано, судьями оценивается чистота и качество исполнения. Возрастающая конкуренция вынуждает лидеров и их тренеров постоянно придумывать новые способы выполнять и усложнять программы.

Шаги

Шагами называются все виды толчков, дуг, крюков и прочих движений, благодаря которым спортсмен перемещается по площадке. Они помогают набрать перед заходом на прыжок, связывают элементы между собой или бывают самостоятельной частью программы (дорожка шагов, твизлы). Именно шаги являются базовым элементом, с которого начинающие постигают азы фигурного катания.

Спирали

Спираль — элемент женского и парного катания, во время исполнения которого спортсмен едет на одной ноге, вторая при этом поднята вверх. Засчитывается только в случае, если колено и стопа находится выше уровня бедер. Раньше комбинация спиралей была обязательной частью программы у женщин, сейчас они отдельно не оцениваются и стали составной частью хореографической дорожки.

Вращения

Обороты на одной ноге вокруг своей оси называются вращениями. Оценивается положение тела, соблюдение центровки (спортсмен не должен перемещаться с точки начала вращения), количество оборотов и быстрота. По правилам во время вращения спортсмен должен хотя бы один раз поменять позицию или ногу, не прекращая движение. Из-за физиологических различий есть вращения, которые выполняют преимущественно девушки, например, . У спортивных пар и танцоров существуют свои виды вращения: параллельное и совместное.

Прыжки

Во время прыжка спортсмен отталкивается отрывается ото льда обеими ногами. Чтобы элемент получил оценку, необходимо сделать несколько оборотов вокруг себя. Прыжки делятся на реберные ( , ) и зубцовые ( , флип). Последовательность из двух или трех прыжков подряд называется каскадом. Этот элемент очень травмоопасен и для успешного выполнения требует хорошей подготовленности спортсмена.

При оценивании элемента учитывается заход, положение тела в воздухе, приземление и выезд. В парном катании важным требованием является синхронность. В танцах прыжки запрещены.

Некоторые прыжки не оцениваются, а служат связками между элементами или частью хореографической дорожки: ойлер, прыжок во , прыжок-шпагат.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

По правилам костюм фигуриста должен отражать характер музыки. Кроме того, к одежде предъявляются утилитарные требования: она должна быть удобной, прочной и не стеснять движений. Все декоративные элементы необходимо надежно закреплять — падение небольшой блестки на лед чревато травмами и карается снятием балла.

Главный атрибут фигуриста — . Топовые спортсмены нередко делают их на заказ, по слепку ноги.

Ледовая арена

Тренировки и соревнования проходят на крытых катках. Основание заливают искусственным льдом. При этом требуется поддержание определенной температуры поверхности. Единого регламента по размерам площадки нет, но углы ее должны быть закруглены. Североамериканские катки традиционно меньше европейских и азиатских. Олимпийский каток должен быть 60*30 м.

Судейство

Современная система судейства появилась в начале XXI в. Ее возникновение связано с судейским скандалом на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити. Подозрение в пристрастности арбитра привело к вручению второго комплекта золотых медалей и кардинальной смене системы выставления баллов. Новый проект был подготовлен очень быстро, и уже через четыре года, на Олимпиаде в Турине, выступления оценивались по обновленной системе. Главным ее отличием стало определение стоимости каждого технического элемента. Также она расшифровывает составляющие выступления, которые раньше обозначались термином «артистизм».

Выступление оценивают две бригады арбитров. Первая выставляет баллы за техническое исполнение обязательных элементов. В этой бригаде три человека, решающим является слово технического контролера. Судьи определяют выполненные элементы и оценивают их класс. С сезона 20018/2019 базовые оценки могут варьироваться от плюс пяти до минус пяти. Это дает преимущество тем, кто исполняет программу чище.

Вторая группа судей оценивает эстетическую составляющую и владение . Оценка за компоненты складывается из пяти критериев: качество скольжения, связки между элементами, артистизм, постановка программы и хореография. Эта оценка показывает, насколько красиво и гармонично смотрится программа в целом.

Итоговый результат определяется по сумме баллов за две программы.

Соревнования по фигурному катанию

Сезон у фигуристов начинается в сентябре (у юниоров — в августе) и продолжаются до марта.

Расписание составляется таким образом, чтобы спортсмены могли выходить на пик формы к главным стартам. Открывают сезон в сентябре турниры категории Б. Первые крупные старты приходятся на середину октября, когда начинается серия Гран-при. Состоит она из 6 этапов, проходит раз в неделю в 6 странах. На них заявляется по 12 одиночников, 8 спортивных и 10 танцевальных пар. Каждый участник может выбрать не более 2 этапов, места предоставляются согласно рейтингу ИСУ. Параллельно с этапами Гран-при продолжаются турниры категории Б.

Занятые места приносят спортсменам определенное количество баллов: 15 за 1 место, 13 за 2 и т.д. Лидеры, набравшие больше всего баллов, получают право выступить на Финале Гран-при. Всего этой чести удостаиваются по 6 представителей в каждом виде. Финал проходит через 2 недели по окончании последнего этапа.

После зарубежных соревнований наступает время национальных чемпионатов. Во многих странах они этапы являются главным критерием отбора на главные старты второй половины сезона — континентальные первенства и чемпионат мира. От обязанности участвовать в них могут освободить лишь безусловных лидеров, остальным спортсменам придется доказывать право представлять страну.

В январе приходит черед континентальных первенств: европейского чемпионата и Чемпионата четырех континентов. В последнем участвуют фигуристы Америки, Азии, Африки и Австралии. Максимальная квота от одной страны — 3 участника. Распределяется она в соответствии с местами, занятыми фигуристами на предыдущем соревновании. Для максимального представительства необходимо, чтобы сумма мест, занятых двумя лучшими участниками, не превышала числа 13 (например, 3 место и 10, 5 и 8 и т.д.).

Завершает сезон чемпионат мира, который проходит в марте. В некоторые годы между континентальными и мировыми первенствами проходят Олимпийские игры либо Универсиада. Раз в 2 года после окончания личного турнира проходит командный чемпионат мира.

Несколько интересных и занимательных фактов о фигурном катании:

  • Олимпийские соревнования по фигурному катанию впервые прошли во время Летней Олимпиады 1908 г. Чемпионом стал спортсмен из Российской Империи Николай Панин-Коломенкин.
  • Иногда страны, получившие право послать на континентальные первенства или чемпионат мира по два представителя, ограничиваются одним. Связано это с низким уровнем развития спорта в стране. Для попадания на главные старты требуется предварительно набрать технический минимум на других соревнованиях, но не все могут с этим справиться.
  • Танцы на льду — единственный вид, где существует «потолок» набранных баллов. Одиночники и пары теоретически могут повышать оценки до бесконечности за счет усложнения контента.
  • Олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин ни разу не выигрывал национальное первенство.
  • Обычно будущие звезды начинают заниматься в раннем возрасте 4-5 лет по инициативе родителей. Однако есть исключения. Популярный американский фигурист Джонни Вейр пришел на каток только в 11, увидев по телевизору выступление олимпийской чемпионки Оксаны Баюл.
  • Несмотря на то, что сложность выступлений на международных соревнованиях превосходит ту, которую зрители видят на коммерческих турнирах и шоу, именно участники последних называются профессионалами. Соревновательный же спорт носит название любительского.

Не многие зрители фигурного катания знают, что порой остается за кадром. Профессиональная хореография на льду требует много сил, и чтобы стать в ней профессионалом, следует начать заниматься с 3 лет. Но даже, если вы стали на коньки гораздо позже, вы все равно имеете все шансы принять участие в соревнованиях и неквалификационных чемпионатах. Начать заниматься можно как в группах, так индивидуально - с тренером по фигурному катанию .

Этот вид спорта подарит вам массу положительных эмоций, улучшит осанку и поможет развить грациозность. Кроме того, фигурное катание поможет обрести уверенность в себе и своих силах, улучшить реакцию, развить командный дух, обзавестись новыми друзьями и единомышленниками.

На сегодняшний день фигурное катание представлено следующими видами:

Синхронное катание

Это наиболее молодое и динамично развивающееся направление. Команда, состоящая из спортсменов обоих полов, может насчитывать 16-20 человек. При этом все они выполняют элементы синхронно. Техника выполнения того или иного элемента такая же как и у спортсменов-одиночек. В синхронном катании на льду правилами запрещается совершать поддержки и делать прыжки более чем в 1 оборот и т. п.

Спортивные танцы

Здесь главный упор делается на танцевальные связки. При условии практически полного отсутствия прыжков или выбросов, это самый зрелищный вид катания. Согласно правилам не разрешается длительное разъединение партнеров. Участники показывают обязательный и произвольный танец. При этом оценки судей учитывают не только уровень мастерства участников, но и то, насколько грамотно подобраны костюмы, музыка, продуман сам образ.


Одиночное катание

Позволяет участнику (женщине или мужчине) проявить в полной мере свое владение базовыми элементами. При этом уровень фигуриста можно определить не только по сложности самих элементов, но и по их количеству в программе, качеству исполнения. При этом большое значение при оценивании участника имеет грациозность, плавность движений и чувство ритма, с которыми он выполняет программу. Соревнования имеют два этапа, в I-ой части спортсмен показывает обязательную программу, во II-ой - произвольную.

Парное катание

Здесь особое внимание уделяется умению фигуристов совершать все элементы синхронно и правильно. В парном катании соревнования проходят в 2 этапа.

Спорта. Его суть заключается в том, чтобы спортсмены перемещались по льду на коньках - скользили, выполняя различные фигурные элементы: прыжки, вращения, поддержку партнёра, различные комбинации шагов и т.д. Все это фигуристы выполняют под определённую музыку, предусмотренную условиями турнира.

Фигурное катание принято разделять на: одиночное катание (муж. и жен.), парное катание (жен.-муж.) и спортивные танцы (жен.-муж.).

Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года (в 1908 и 1920 - в рамках ОИ, с 1924 - в программе ЗОИ), в спортивных танцах на льду - с 1976. В каждом виде олимпийских соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1 - 5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6 - 10 - двумя участниками (парами).

Фигурное катание берёт своё начало в далёком прошлом. Находки археологов свидетельствуют о том, что зародилось оно ещё в бронзовом веке. Предметы раскопок встречались, как на территории Европейских государств, так и в других местах. Самые древние коньки, были найдены неподалёку от Одессы.

Однако, раньше - это вряд ли было фигурное катание, тем более его вряд ли классифицировали, как вид спорта. Фигурное катание стало спортом, в Голландии в 12-14 веках. Но опять же его суть была немного другой - спортсмены должны были вычерчивать на льду различные фигуры, сохраняя красивую позу.

Клубы фигурного катания появились лишь в 18 веке. Произошло это в городе Эдинбург в 1742 году. Именно в этом местечке и был основан первый клуб фигурного катания. Там же были введены первые правила и обязательства спортсменов-фигуристов.

Спустя время, фигурным катанием заинтересовались и в других уголках Земли. Так, например, данный вид спорта попал из Европы в США и Канаду. Фигурное катание начало стремительно распространяться по всему свету.

Первые официальные соревнования в Европе по фигурному катанию состоялись в Вене в 1882 году. А в 1891 году был проведен первый чемпионат Европы. Произошло это в немецком городе Гамбурге. За чемпионатом Европы последовал чемпионат мира, который состоялся в 1896 году во второй столице нашей родины - Санкт-Петербурге. Вот, примерно, как то так, этот вид спорта постепенно дошло до наших дней.

Если мы имеем дело с одиночным или же парным катанием, то эти дисциплины могут включать в себя:

1. Короткую программу. Участникам необходимо в течении 2 минут 40 секунд выполнить 8 общепринятых элементов, дополненных соединительными или связующими шагами;

2. Произвольную программу.

Если речь идёт о танцах на льду, то спортсмены должны:

1. Показать два обязательных танца, которые представляют собой определённую последовательность шагов;

2. Исполнить оригинальный танец в заранее указанном ритме. В данный танец должны быть включены 8 обязательных элементов;

3. Исполнить произвольный танец. В него также должны входить 8 обязательных элементов, но музыка может быть любой.

Руководит развитием этого вида спорта Международный союз конькобежцев (ИСУ), который основан в 1892 и объединяет национальные федерации 71 стран (1998).

Фигурное катание - спорт для настоящих ценителей прекрасного.

Найти секцию фигурного катания в

Журналист Андрей Симоненко знает о фигурном катании всё. Специально для сайта Team Russia он составил подробнейший гид о том, как начать разбираться в фигурном катании - и получать от его просмотра максимальное удовольствие. Лутц, тулуп, твиззл - с сегодняшнего дня эти слова прочно войдут в ваш лексикон.

Сразу стоит предупредить: фигурное катание можно смотреть и без всякого гида. Более того, многие специалисты примерно так и советуют делать, не забивая себе голову лишней информацией.

Зачем вашим читателям знать, что такое твиззлы? - спросил несколько лет назад в ответ на мою просьбу помочь в составлении подобного «путеводителя» один чемпион мира. - Пусть просто смотрят на то, как люди танцуют.

Но если вы всё-таки достаточно любознательны, чтобы попытаться понять, чем лутц отличается от флипа, первая оценка от второй и что это за зверь такой - GOE, то этот текст для вас. Он построен по принципу ответов на самые распространённые (и не очень) вопросы. Итак…

Чем отличается короткая программа от произвольной?

Хороший вопрос. На самом деле ничем, кроме длительности. Короткая программа в трёх дисциплинах длится 2 минуты 40 секунд (у танцоров на 10 секунд дольше), произвольная программа в танцах и у женщин занимает по 4 минуты, у спортивных пар и у мужчин - по 4 с половиной минуты. А так это те же самые элементы в программах, которые фигуристы стараются исполнять с максимальной степенью музыкальности и хореографичности.

А как оценивается эта музыкальность и хореографичность?

Если бы на этот вопрос надо было ответить одним словом, то слово было бы такое: субъективно. Да, хоть новая система судейства и призвана, как однажды отметил один из её авторов, нынешний вице-президент ИСУ Александр Лакерник, «проверить алгеброй гармонию», удаётся это сделать не всегда. Но мы верим в справедливость, поэтому вот - очень кратко - как оцениваются выступления фигуристов.

Общая сумма баллов за прокат складывается из двух оценок. Первая - техническая. Она получается путём сложения «стоимости» элементов программы. Чем элемент сложнее, тем больше фигурист получает за него баллов. Оценивается, конечно, и качество исполнения элемента. Для этого судьи корректируют баллы за каждый элемент, начисляя бонусы или, напротив, снижая оценку.

Те самые музыкальность и хореографичность, а также базовое мастерство скольжения, композицию и наличие связующих шагов входят в оценку за компоненты программы - или, если пользоваться устаревшими терминами времён системы 6,0, оценку за артистизм. Девять арбитров выставляют оценки от 0 до 10 (с шагом 0,25), крайние отбрасываются, остальные складываются, прибавляются к технической оценке - и на выходе получается сумма баллов за выступление. Кто больше набрал, тот и выиграл.

Мужчины, женщины, пары… Разве это всё не танцы?

Нет. Конечно, то, что делают на льду одиночники и спортивные пары, в некотором роде можно назвать танцем. Но в фигурном катании этот термин имеет своё значение. Танцы на льду - это дисциплина, в которой главное - демонстрация мастерства владения коньком. Для этого танцоры не исполняют прыжков или акробатических поддержек, но зато по максимуму насыщают программы разнообразными шагами. Мы можем перечислить их названия и засыпать вас словечками типа «твиззлы», «мохоук», «чоктау» и так далее и тому подобное. Но когда я начинаю это делать, то вновь вспоминаю ответ того самого чемпиона мира. Смотрите лучше, как они танцуют - на скорости, изящно, характерно. Определяйте чемпиона ваших сердец. Тем более что - это к вопросу о субъективности - понять, по каким критериями определили реальных чемпионов, иногда не способны и специалисты.

Это вы о чём - о нечестном судействе?

Ну, в фигурном катании действительно бытует одна расхожая шутка: «Судьи судят честно - как договорились». Но речь скорее о том, что один и тот же элемент каждый арбитр оценивает по-разному исходя из своего понимания фигурного катания - и на выходе иногда получаются очень неожиданные результаты. В этом, кстати, можно убедиться, изучая судейские протоколы - после каждого турнира их выкладывают на сайте ИСУ в открытом доступе. Глядишь, один судья за прыжок поставил +2, то есть счёл его хорошим, а у другого стоит -2 - то есть плохая оценка. И по правилам объяснять фигуристу, почему выставил тот или иной балл, арбитр не обязан. Оценки воспринимаются как данность - и протесты на судейство не принимаются.

Но судьи хотя бы прыжки не путают?

Нет, тем более определением типа прыжка и количества его оборотов занимаются специальные люди, так называемая техническая бригада. Научиться различать прыжки не очень сложно - достаточно пару часов посмотреть фигурное катание вместе со специалистом.

Рассказать словами, чем один прыжок отличается от другого, тоже можно. Этим и займёмся.

Сначала стоит выделить аксель - прыжок, названный в честь Акселя Паульсена, фигуриста из Дании, который его изобрёл. Если в момент отталкивания при исполнении всех остальных прыжков фигурист находится спиной по ходу движения, то на акселе он выпрыгивает передом. Поэтому аксель всегда характеризуется «половинкой» в числе его оборотов. Аксель в 0,5 оборота называется «перекидным» прыжком, потом идут аксели в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота. Аксель в 4,5 оборота пока ни один фигурист не исполнял. Попытки были на тренировках - например, в youtube есть видео акселя в 4,5 оборота в исполнении российского фигуриста Артура Дмитриева-младшего. Но в лучшем случае прыжок получался недокрученным. А за недокруты оценка снижается - причём прилично.

Теперь перейдём к прыжку, название которого часто обыгрывается острословами. «В тройном тулупе на лёд вышла» - балагурят они, не зная, что название этого прыжка произошло вовсе не от одежды. Toe loop - так называется тулуп по-английски, что означает «оборот вокруг стопы». Отличить тулуп можно так: в момент отталкивания фигурист сильно ударяет свободной ногой о лёд, совершает некоторое количество оборотов в воздухе и приземляется затем на другую ногу.

Здесь сразу стоит пояснить, что на Олимпийских играх вы в основном увидите прыжки в три и четыре оборота. Если фигурист вдруг исполнит прыжок в один оборот, то сильно расстроится, потому что это будет означать, что он сделал «бабочку». Этим энтомологическим термином называется ситуация, когда спортсмен заходит на прыжок и отталкивается ото льда - но потом что-то идёт не так, и он, раскрываясь раньше времени, приземляется, совершив меньшее количество оборотов, чем планировал. Понятно, что за «бабочку» фигурист хорошей оценки не получит - какой бы красивой и элегантной она ни была.

Тулуп считается самым простым прыжком - по той причине, что исполняется наиболее естественно. Остальные прыжки - с разными «подподвыподвертами». Например сальхов. Этот прыжок - следующий по сложности за тулупом, и назван он в честь Ульриха Сальхова, шведского фигуриста, олимпийского чемпиона 1908 года. При его исполнении фигурист совершает мах свободной ногой, как бы закручивая самого себя перед отталкиванием наверх. Опознать сальхов можно как раз по этому маху - нога как бы описывает полукруг.

За сальховом по сложности следует риттбергер. Он назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, но англоязычные специалисты чаще называют его loop (петля). При заходе на риттбергер фигурист никаких вспомогательных движений не делает, а скрещивает ноги и отталкивается. Распознать риттбергер проще всего как раз по этому характерному скрещиванию.

Наконец, два оставшихся прыжка - флип и лутц - очень похожи тем, что фигуристы при их исполнении создают себе дополнительные сложности. Оба исполняются с заднего хода, оба - с отталкиванием с той же ноги, на которую потом происходит приземление. А сложность же в том, что конёк фигуриста должен быть наклонён в момент отталкивания - собственно, так эти прыжки и распознают. Лутц исполняется с наружного ребра, а флип - с внутреннего. Первый назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, а второй - по характерному «перескоку» (по-английски flip) перед прыжком, когда спортсмен резко разворачивает себя на 180 градусов.

Здесь стоит заметить, что этот самый наклон конька в момент отталкивания настолько принципиален, что за технические ошибки на лутце и флипе фигуристов дополнительно штрафуют, помечая в протоколе, что ребро либо «неправильное», либо «неясное».

Лутц считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Поскольку лучшие фигуристы планеты освоили прыжки в четыре оборота (а к пяти ещё даже и не подбирались), то, соответственно, самый «дорогой» по стоимости в баллах элемент - четверной лутц. Буквально несколько лет назад этот прыжок считался уникальным, а сейчас его исполняют многие лидеры. Хотя и не все - например, двукратный чемпион мира испанец Хавьер Фернандес его не делает.

Испанец? Чемпион мира в фигурном катании???

Да. Прошли те времена, когда на медали претендовали фигуристы из ограниченного набора стран. Фернандес, правда, скорее уникум, но необычные тенденции есть. Например, за последние два десятка лет очень мощно прогрессировали азиаты. В 80-90-х прошлого века на слова «китайский фигурист» снисходительно улыбались, а сейчас не удивляются даже филиппинцу. Не говоря уже о японцах, которые в одиночном катании заняли очень прочную лидерскую нишу.

С одиночным катанием примерно ясно, а что происходит в парном?

В парном, как нетрудно догадаться, люди катаются в паре. Они тоже исполняют элементы одиночного катания, но либо параллельно - причём параллельность оценивается, либо совместно (это касается вращений). А ещё там есть акробатические поддержки - в отличие от танцевальных дуэтов, где нельзя поднимать партнёра выше плеча.

Зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку. В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.

В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали убедительную победу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.

Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.

В России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.

Русское фигурное катание , как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.

В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.

Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 года. С 1930 года чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки. Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 в Санкт-Петербурге, победителями стали немецкие фигуристы.

Четвёртый вид фигурного катания - спортивные танцы на льду - родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане. Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции.

Начиная с 1983 года, в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты по синхронному катанию. А в 1988 году эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Соревнования по парному катанию впервые состоялись в Канаде в 1914 году и регулярно проводились до 1964 года, а возобновились в 1981 году. Лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А. Хюблер - Г. Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу летних Олимпийских игр в Антверпене (1920), впоследствии оно было представлено на всех Зимних Олимпийских играх. Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трёхкратные олимпийские чемпионки - Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (СССР).

На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) американский фигурист Дик Баттон буквально произвел переворот. Именно с него в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. Баттон буквально летал над катком. Наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании.

Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду.

Элементы фигурного катания

Перед выступлением фигурист подает официальную форму, где описано примерное содержание программы: какие элементы и в какой последовательности будут исполняться.

Шаги

В программах исполняются дорожки шагов и шаги,как связующие элементы.

Спирали

Спираль — cпиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Рисунок последовательности спиралей это любая комбинация дуг (на ребрах – спирали по прямой игнорируются и не считаются в число позиций). Только первые три дуги рассматриваются для получения черт Уровней сложности. Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Самой распространенной спиралью считается «ласточка» . В «ласточке» свободная нога может находится от 90 градусов относительно льда до полного шпагата.

Бильман — выполняется с поднятием свободной ноги, захватом лезвия конька руками и прогибом в спине. Назван в честь Дениз Бильман, которая впервые исполнила на международных соревнованиях бильман как элемент вращения. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Вращения

1) Простые; 2) Со сменой ноги или комбинированные; 3) Совместные; 4) Танцевальные.

Прыжки во вращении

рёберные:

Аксель

Прыжок Аксель назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. (рёберный прыжок)

Риттбергер

Риттбергер (англ. loop) - прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году. (рёберный прыжок)

Сальхов

Сальхов (англ. Salchow) - прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году. (рёберный прыжок)

зубцовые:

Тулуп

Тулуп (англ. toe loop) - прыжок впервые исполнен американским фигуристом Брюсом Мейпсом в 1920 году. (зубцовый прыжок)

Флип

Флип (англ. flip) - прыжок исполняется толчком зубца опорной ноги при движении назад на внутреннем ребре другой ноги. Выезд осуществляется на толчковую ногу.

Лутц

Прыжок Лутц назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. (зубцовый прыжок)