Урок мышцы и их строение. Урок на тему «Мышцы и их функции

Урок по теме: «Мышцы и движение» 4 «А» класс 12.10.07

Цель: Показать учащимся значение, многообразие мышц, зависимость развития мышц от занятий физическими упражнениями.

Задачи:1) Познакомить учащихся со строением, функциями, видами

2) Формирование навыков диалогового общения и социального

Взаимодействия.

3)Формирование ответственности младших школьников за свое

Здоровье.

4) Развитие мыслительной деятельности и психических процессов.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

II. Введение в тему урока

На доске карточки с названиями наук: география, анатомия, история, антропология, валеология

- Какое задание я хочу вам предложить?

(Выполнить группировку названий наук: география и история изучают окружающий мир, а анатомия и антропология – строение человеческого тела, а валеология – как сберечь свое здоровье на долгие годы)

Как вы думаете, какую науку надо выделить среди них?

(Я бы выделил среди этих наук анатомию, которую мы начали изучать на уроках.)

- Что вы знаете об этой науке?

(Анатомия изучает строение человека.)

А зачем нам нужно знать строение своего организма? (чтобы уметь сохранять свое здоровье как можно дольше)

III Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы продолжим разговор «как устроен наш организм», а вот о чем именно, догадайтесь сами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую сценку, отрывок из книги «Я – человек. Ты – человек!»

-Мой папа может поднять полкласса, хвастает Карол.

-Ври больше! – смеются ребята. – Он что у тебя. Подъемный кран?

- А вот и поднимет!- горячится Карол. – он у меня штангист!

Как вы думаете, сочиняет Карол или говорит правду? (лучшие штангисты мира поднимают вес больше 250 кг)

IV Сообщение темы и целей

А что для этого нужно? (нужна сила – то есть мускулы, мышцы) Какая тема сегодняшнего урока? (после ответа учеников – слайд) Какие цели мы себе поставим? (слайд)

V Работа над темой

(Узнать, что такое мышцы, какие они бывают, зачем они нам нужны)

Сейчас мы поиграем в известную вам игру «Замри» (под музыку). Условия: пока звучит музыка – вы двигаетесь, принимаете различные позы. Как музыка прекращается – вы замираете. (дети выполняют)

Подумайте и скажите, что позволило вам принимать и держать разные позы? (мышцы) (слайд)

Как появилось слово мышца?

Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово мышца?(мышь) Хотите узнать почему?

Обхватите левой рукой плечо правой руки и начните сжимать и разжимать правый кулак. Что чувствуете? (как под кожей шевелятся, бегают, как мыши мышцы) так теперь поняли почему? А что такое мускул?(слайд)

Мы сейчас с вами говорили, Что напоминают мышцы, откуда пришло слово, а что оно обозначает?

Так что же такое мышцы? (после ответа – слайд)

- Мышца – орган человека и животного, состоящий из ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Откройте страницу 30 в учебнике. Рассмотрите рисунок.

Какие по величине бывают мышцы? (большие и маленькие)

(слайд с таблицей)

Назовите самые большие мышцы.(ягодичная, большая грудная. Бицепс, мышца бедра, икроножная мышца)

Почему здесь расположены сильные мышцы?(выполняют самую тяжелую работу).

Что можно сказать о наших мышцах? (они труженики)

А какие они труженики вы узнаете, когда поработаете в группах.

Игра «мозаика». (Учитель раздает конверты с заданиями для групп. В конверте 5 текстов для каждого участника группы. Ученики выбирают, читают и запоминают прочитанное. Затем рассаживаются по номерам заданий и в парах рассказывают друг другу задание. Потом возвращаются в свои группы и там рассказывают материал. Отчет групп. Оценивание)

1. В нашем организме примерно 639 мышц. Они разнообразны по величине и форме. Крупные, сильные мышцы расположены там. Где приходится выполнять большую работу. Одна из самых сильных – икроножная мышца. Короткие, широкие мышцы находятся между ребрами и обеспечивают движение грудной клетки. Есть мышцы в стенках желудка. Кишечника. У всех у них определенный ритм: то они работают, то отдыхают. Сердце – это тоже мышца, только особенная. Этой мышце приходится работать всю жизнь.

2. В лицевой части черепа под кожей находится много небольших мышц. Они называются мимическими. Прикрепляются они по- разному. Некоторые из них одним концом прикрепляются к кости, а другим вплетаются в кожу лица, другие же мышцы располагаются по кругу, прикрепляясь только к коже, например, мышца губ. Самыми сильными в лицевой части являются жевательные мышцы. Приводящие в движение нижнюю челюсть. А речь обеспечивают развитые мышцы языка, губ, подъязычная мышца.

3.Мышцы – главные силачи. Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче, либо длиннее Они прикреплены к скелету с помощью связок или сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела. И вот когда, скажем, мышца плеча сокращается, она поднимает руку, а когда расслабляется – рука опускается.

4.От развития мускулатуры зависит работоспособность человека и внешняя форма его тела. Время активного развития мышц – 13 лет. Когда мы регулярно занимаемся физкультурой, много играем в подвижные игры и правильно питаемся, наши мышцы становятся упругими и сильными. Максимальную силу мышцы набирают к 30 годам. Затем тренировками человек поддерживает их хорошее состояние.

5.У нашего организма есть одно удивительное свойство – ему полезна работа. Чем больше ты двигаешься, тем становишься сильнее. Организм всегда посылает больше крови тем клеткам, которые трудятся. Такие клетки лучше питаются и растут. Клетки – бездельницы же всегда остаются на голодном пайке. Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь в кровати, а упражняясь.

Отчет одной из групп. Оценивание работы группы.

Нашему организму полезна работа, поэтому сейчас дадим отдых одним мышцам, а другие пусть потрудятся.

VI Физкультминутка. (проводит ученик)

1.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.Поднимание плеч одновременно и поочередно

3.Поднимаем руки вверх, в стороны

4.Наклоны туловища вперед, назад.

5. Поднимание поочередно ног.

6.Приседание.

7.Поднимание на цыпочки.

8. Прыжки-ноги вместе, в стороны, руки в хлопке вверх.

Раз цветочек, два – цветочек,

Ежики, ежики,

Наковальня, наковальня,

Ножики, ножики,

Бег не месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики,

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки, мальчики!

VII Закрепление.

Хотите послушать сказку? Тогда слушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

-Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку ей сейчас надо поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость зловредной жабе.

Что хотите сказать?

Мы тоже могли оказаться на месте плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начинали соображать, как это сделать. Мы это делаем не задумываясь, автоматически. Интересно, что для того, чтобы сделать всего лишь один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке и для нас это естественно. Когда пианист играет пьесу в быстром темпе, его пальцы делают до 120 ударов в минуту! Хорош бы он был, если бы думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

Практическая работа.(к доске выходят 3 ученика с портфелями.)

-Возьмите портфель в руку, не сгибая руки, поднимите портфель на уровне плеч. Держите его.(через некоторое время они устают и опускают портфель)

Что произошло? (мышцы устали)

Как вы думаете, почему одни люди устают быстрее, а другие могут работать долго? (дело в тренировке)

Что делать легче: Ходить по комнате 10 минут или стоять на одном месте? (ходить проще, т.к. мышцы меньше устают)

«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

Эти слова высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)

Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы?(заниматься спортом).

Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои мышцы? (любыми: боксом, спортивной гимнастикой, аэробикой, фигурным катанием, бодибилдингом, фехтованием….)

На Руси всегда было много сильных людей. Каких вы из них знаете?

Известен капитан Лукин(конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра. Одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок. Вызвал сразу 4 боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже загадка спортивного долголетия….

Каких современных спортсменов вы знаете? (ответы детей)

(показ слайдов)

Всем известен герой Геркулес. Он был очень сильным и выносливым.

Хотите стать такими же? А что для этого нужно делать? (после ответов –слайд «Уроки Геркулеса»)

VIII Рефлексия

Зачем нужны мышцы? (Мышцы – тягачи и силачи нашего тела. Они приводят его в движение.

Мы можем сидеть. Стоять, прыгать, улыбаться, хмуриться, благодаря мышцам.

Мышцы надежно укрывают наши внутренние органы. Заставляют их работать, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают кровь по сосудам, сжимают и разжимают сердце.

Физический труд, занятия физкультурой укрепляют мышцы и человек становится сильным и ловким).

IX Домашнее задание

Вспомните поговорку, написанную на скале.

1.Придумайте свою поговорку о здоровом образе жизни. Раскрой ее содержание.

2.Нарисуйте, какими видами спорта вы бы хотели заниматься, чтобы развивать свои мышцы и сделать свое тело красивым.

X Итог урока

Какой вывод можно сделать из нашего урока?

Ответьте на вопросы:

1.Что я знал раньше?

2.Что я узнал сегодня?

1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя .
Я работал с настроением .
Я доволен собой .
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более .

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 20

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса

«Педагог года – 2007»

Учитель: Шкаликова И.П.

г.о. Орехово-Зуево

2007 – 2008 учебный год

Тема урока : «Строение мышц. Обзор мышц человека».

Тип урок : Комбинированный.

Цели:

а) образовательные

1. повторить материал о типах мышечной ткани;

2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями;

б) развивающие

1.продолжить формирование умений работать с микроскопом;

2.научить учащихся распознавать ткани;

3. развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление;

4.продолжить формирование навыков совместной работы;

в) воспитательные

1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение мышцы, «Скелетные мышцы», кости скелета человека, опорные листы, световые микроскопы, микропрепараты тканей, ТСО.

Структура урока

Методы и средства обучения

I. Организационный момент урока

Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

II. Проверка знаний учащихся

Вопрос: Какие типы соединения костей скелета вам известны?

Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга, оценивают его.

Каково строение скелета верхних конечностей?

Каково строение скелета нижних конечностей?

2 ученика с 1варианта и 2 варианта

отвечают у доски (с использованием таблиц и костей скелета)

Индивидуальный опрос

(с использованием таблицы у доски)

Работа в парах

Учитель проверяет объективность выставления оценок учащимися с последующим анализом

III . Изучение нового материала

1. Особенности строения мышц

Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе значит « мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Отсюда и произошло это название.

Для осуществления различных движений в организме человека имеются 3 вида мышечной ткани.

Вопрос: Какие виды мышечной ткани вы знаете?

Вопрос: Какие органы образованы этими тканями?

Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых мышечных волокон. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит и сила сокращения большая. У людей далёких от спорта мышечные волокна тонкие, масса их небольшая, сила сокращения уменьшается. Эти мышечные волокна собраны в пучки.

Мышечные пучки содержат сократительные нити, состоящие их 2 разных белков (актина и миозина), и поэтому они кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной оболочкой. А вся скелетная мышца в целом имеет общую оболочку. Называется она – фасция. Она также образована соединительной тканью. К каждой мышце подходят нервы и кровеносные сосуды.

В строении многих скелетных мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества мышечных пучков, которые объединены общей оболочкой – фасцией.

Сухожилия прикрепляют мышцы к костям скелета. Сухожилия состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам нервы?

Вопрос: А зачем мышцам кровеносные сосуды?

Скелетные мышцы могут укорачиваться, т.е. сокращаться. Сокращение мышц происходит при помощи белковых нитей, которые содержатся в мышечных волокнах. Волокна поперечно-полосатой мышечной ткани в определённых участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно – полосатая скелетная и поперечно – полосатая сердечные мышцы способны быстро сокращаться. Волокна гладкой мышечной ткани такой особенностью не обладают, поэтому сокращение волокон этой ткани происходит медленно.

Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием таблицы на доске

2. Классификация мышц

Сейчас мы познакомимся с классификацией мышц. Для этого у вас на партах есть опорные листы. Возьмите их. Вы будете заполнять их самостоятельно по ходу моего объяснения. В конце урока вы вкладываете их в тетрадь, и они помогут вам при подготовке домашнего задания.

Существует несколько классификаций мышц.

1 классификация – мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища.

2 классификация – мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретенообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретенообразным относятся мышцы конечностей.

3 классификация – мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей.

А примеры этих мышц вы приведёте, и запишите самостоятельно, после просмотра короткого видеофрагмента.

Вопрос: Какие мышцы вы записали в качестве примеров?

Учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют опорный лист

Просмотр видеофрагмента «Мышцы и движение»

3. Общий обзор мышц человека

А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать и уметь показывать по таблице.

Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;

Круговая мышца рта – открывает и закрывает глаз, выпячивает губы вперёд; Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Мышцы шеи – при сокращении этих мышц голова совершает наклоны;

Большая грудная мышца – сгибает руку в локте;

Дельтовидная мышца – отводит руку в сторону;

Двуглавая мышца плеча – сгибает предплечье;

Трёхглавая мышца плеча – разгибает предплечье;

Мышцы сгибатели кисти и пальцев;

Мышцы брюшного пресса – участвуют в дыхании, наклонах туловища;

Зубчатая мышца – участвуют в дыхании, при вдохе поднимает рёбра;

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Скелетные мыщцы»

4. Особенности роста мышц

Сообщение ученика

5.Самостоятельная работа

Ребята должны рассмотреть в учебнике, рисунок № 36 «Мыщцы туловища и конечностей», самостоятельно прочитать подписи, сравнить его с изображением мышц на таблице.

Самостоятельная работа учащихся с рисунком 36 учебника

IV . Закрепление знаний

К доске вызываются учащиеся. Они показывают скелетные мышцы по таблице.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная?

Ответ: Одной из самых сильных мышц является – икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 13О кг.

Индивидуальный опрос

(с использованием таблицы)

Выслушиваются мнения учащихся

V Отработка практических умений и навыков

Цель:

познакомиться со строением мышечной ткани человека.

Оборудование:

микроскоп, микропрепараты.

Ход работы:

1.Рассмотрите микропрепарат поперечнополосатой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток.

2.Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток и количество ядер.

3.Сравните их.

Ответьте на вопросы:

Чем отличается гладкая мышечная ткань от поперечнополосатой мышечной ткани?

Какая из этих тканей, по вашему мнению, выполняет большую работу?

Лабораторная работа № 2

«Особенности строения мышечной ткани»

Подведение итогов работы, выводы

VI Задание на дом

Параграф 13,знать классификацию, строение, названия мышц. Уметь их показывать по таблице.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей строения скелетной мускулатуры, через ознакомление с теоретической информацией, ее анализом и последующим преломлением информации при выполнении заданий как теоретического, так и практического характера.

Самостоятельная работа. Проводиться может как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Информация для учащихся.

Информационная карта.

Уважаемые учащиеся! Прочитав информацию о строении и работе мышц в учебнике или выданном тексте, выполните задания.

1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо точек вставить части, образующие мышцу): Мышца =... + ... + ... + ... + ...

2. Выполните в тетради рисунок – схему строения скелетной мышцы и подпишите все ее составные части, основываясь на задании 1 и рисунке №1.

3. Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная
2. Квадратная
3.Треугольная
4. Лентовидная
5. Круговая
По количеству головок 1. Двуглавая
2. Трехглавая
3. Четырехглавая
По функции 1. Сгибатель
2. Разгибатель
3. Вращатель

А) к наружи – пронатор

Б) к нутри – супинатор

А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель
5. Сжиматель – сфинктер
6. Отводящая
7. Приводящая

4. Запишите в тетради, очень кратко, тремя пунктами, как осуществляется механизм сокращения скелетной мышцы, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста. (Почему скелетная мышца сокращается? Что обеспечивает ее сокращение?)

5. Запишите четырьмя пунктами, в чем выражается работа сгибателей и разгибателей, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста (как они работают в обычных и особых случаях)?

6. Запишите по пунктам, что собой представляет работа мышц, проанализировав и систематизировав прочитанную информацию.

7. Выполните исследование по изучению статической и динамической работы скелетных мышц.

  1. Возьмите в руку груз (например, свой портфель) и удерживайте его на вытянутой руке с одновременной фиксацией времени удержания груза с помощью секундомера (пусть время засекает ваш товарищ).
  2. Через некоторое время (5 минут) возьмите груз снова в руку и начните его поднимать и опускать и точно также фиксируйте время упражнения.
  3. Сравните свои ощущения при выполнении двух видов работы и время их выполнения. На основе этого сравнения сделайте вывод об особенностях выполнения статической и динамической работ скелетными мышцами и запишите его.

Строение и работа скелетных мышц.

Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться – сокращаться. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды и нервы. Мышцы снаружи, а также каждый мышечный пучок покрыты соединительнотканной оболочкой и прикрепляются к кости при помощи сухожилий. Один конец мышцы, головка, прикрепляется к одной кости, второй, хвост, через сустав или суставы – к другой кости так, что при ее сокращении кости приходят в движение.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему, где обрабатываются и при необходимости передается сигнал о сокращении конкретной мышцы. По двигательным нейронам проводятся импульсы (о необходимости сокращения) от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Таким образом, сокращение мышц в организме совершается рефлекторно. В то же время на двигательные нейроны спинного мозга оказывают влияние импульсы из головного мозга (о желании человека выполнить то или иное движение), в частности из коры больших полушарий. Это делает движение произвольными. Основное свойство мышечной ткани – сократимость. На этом свойстве основана работа мышц. В возбужденном состоянии мышца укорачивается и утолщается – сокращается, затем расслабляется и принимает прежние размеры. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обуславливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

Движение тела происходит благодаря сокращению мышц. Когда мышцы сокращаются, они совершают работу. При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, передвигая тело или его части, поднимают или удерживают груз. Мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кость по часовой стрелке и против нее.

Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе, а движение костей и вместе с ними частей туловища производят как минимум две мышцы (на самом деле их значительно больше). Не всегда мышцы располагаются там, где прикладывается их сила.

Амплитуда – размах движений зависит от длины мышечных волокон, а сила – от площади поперечного сечения мышечного пучка. Чтобы согнуть кисть в кулак, мышцы должны обладать достаточной длиной. Вот почему мышцы, сгибающие и разгибающие пальцы, находятся на предплечье, мышцы, опускающие и поднимающие плечо, – на туловище и т.д. (Вы можете выполнить эти действия, и убедиться где находятся мышцы, выполняющие эти функции.) Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, синергистами. Они работают согласованно.

Сгибание в суставе осуществляется при сокращении мышц-сгибателей и одновременном расслаблении мышц-разгибателей.

Согласованная деятельность мышц-сгибателей и мышц-разгибателей возможна благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения в спинном мозге (соматический отдел нервной системы). Например, сокращение мышц – сгибателей руки вызвано возбуждением двигательных нейронов спинного мозга. Одновременно расслабляются мышцы-разгибатели. Это связано с торможением двигательных нейронов.

Мышцы – сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находиться в расслабленном состоянии. Так, мышцы свободно висящей вдоль тела руки находятся в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей сустава.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическими превращениями, в которых участвует кислород. В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

Длительная, непрерывная, однообразная работа, как Вам хорошо известно, вызывает утомление мышц, то есть становится сложно выполнять физическую работу. После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и производить работу. Во время отдыха кровь выносит вредные вещества из клеток.

Работоспособность и производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Оптимальные ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью.

Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической, а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, – статической.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые обычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по очереди: сначала одни, потом другие. Кроме того, при статической работе часто бывает затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М.Сеченов. Он выяснил, что при выполнении физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. При этом производительность будет высокой, а утомление наступает позже.

Распространено мнение, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. И.М.Сеченов доказал ошибочность такого представления. Он сравнил, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, то есть в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе.

Рисунок строения скелетной мышцы

Работа мышц руки при удержании груза

Работа мышц при сгибании и разгибании

Мышцы, формирующие туловище человека

Ответы.

Задание №1.

Мышца = пучки поперечнополосатых волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка + сухожилие.

Задание №3.

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная на передней стороне ноги портняжная
2. Квадратная на груди большая грудная
3. Треугольная на голове височная
4. Лентовидная на голове и шеи грудино-ключично-сосцевидная
5. Круговая на голове круговые глаз и рта
По количеству головок 1. Двуглавая на руке, на плече двуглавая плеча
2. Трехглавая на руке, на плече трехглавая плеча
3. Четырехглавая на ноге, на бедре четырехглавая бедра
По функции 1. Сгибатель на руке, на плече двуглавая плеча
2. Разгибатель на руке, на плече трехглавая плеча
3. Вращатель А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель на груди поднимающие ребра, межреберные
5. Сжиматель – сфинктер на голове круговая рта
6. Отводящая на руке, на плече дельтовидная
7. Приводящая на груди большая грудная

Задание №4.

Механизм сокращения скелетной мышцы.

  1. К мышце по нервам подходит нервный импульс.
  2. Под действием нервного импульса мышечное волокно сокращается.
  3. Механизм сокращения мышцы, таким образом, осуществляется рефлекторно.

Задание №5.

Характеристика работы сгибателей и разгибателей.

  1. Сгибатели и разгибатели осуществляют противоположное действие.
  2. Сгибание происходит благодаря сокращению мышц сгибателей и расслаблению мыши разгибателей, а разгибание наоборот сокращены разгибатели и расслаблены сгибатели.
  3. Сгибание и разгибание конечностей осуществляется согласовано, благодаря чередовании) процессов возбуждения и торможения в спинном, мозге.
  4. Одновременно могут быть: сокращены сгибатели и разгибатели – удержание гантели в горизонтально вытянутой руке: расслаблены сгибатели и разгибатели висящая вдоль тела свободно рука.

Задание №6.

Работа мышц.

  1. Мышца действует на кость как на рычаг.
  2. При работе мышц расходуется энергия, выделяющаяся при распаде и окислении органических веществ.
  3. Кровь обеспечивает постоянное снабжение мыши питательными веществами.

Задание №7.

Вывод. Выполняя задания по удержанию груза в вытянутой руке и по поднятию и опусканию груза, я выяснил, что поднимать и опускать груз легче, чем удерживать его в вытянутой руке. Таким образом, динамическая работа выполняется легче, поскольку.мышцы включаются попеременно, то двуглавая, то трехглавая (поскольку они антагонисты) мышцы.

Цитирование произведено из списка литературы.

Урок 11. Строение и функции скелетных мышц

Задачи урока:

сформировать у учащихся представления о мышцах как части опорно-двигательной системы;

выявить особенности строения скелетных мышц и их основных групп в зависимости от расположе­ния в организме и выполняемых функций;

продолжить формирование умений практического применения теоретических знаний в ходе работы с учебными иллюстрациями.

Ход урока

Организационный момент, мотивирование уч-ся на работу.

I . Актуализация и проверка знаний

Проверка знаний о строении позвоночника; о фор­мировании естественных изгибов позвоночника у челове­ка; о строении скелета конечностей и их поясов; о зна­чении строения отдельных структурных элементов скеле­та человека для жизнедеятельности его организма.

Выявление и актуализация представлений учащих­ся о строении мышечных тканей организма человека и значении мышц для животных, обитающих в наземно-воздушной среде.

II. Изучение нового материала

Мышцы как часть опорно-двигательной системы (беседа с учащимися).

Строение скелетных мышц (объяснение учителя с демонстрацией таблицы, иллюстрирующей строение скелетной мышцы). Работа с понятиями: брюшко мышцы, фасция, сухожилие.

Группы скелетных мышц (объяснение учителя с де­монстрацией наглядных пособий, иллюстрирующих рас­положение скелетных мышц в организме человека и их функции): мышцы шеи и головы, жевательные мышцы, мимические мышцы, мышцы спины, мышцы груди, межреберные мышцы, мышцы живота, в том числе, брюшной пресс, диафрагма, мышцы плечевого пояса и руки, мышцы тазового пояса и ноги.

III. Проверка понимания изученного

Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

Как устроена скелетная мышца?

Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.

IV. Закрепление знаний

      Практическая работа №1 «Распознавание на наглядных пособиях органов – опорно- двигательной системы». Учебно- методические средства обучения- рисунок «Скелет человека», «Основные мышцы человека».

      Решение биологических задач

В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)

Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)

Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (

V . Подведение итогов урока

Мышцы (активная часть опорно-двигательной систе­мы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их: структурной основой является поперечно- полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускула­туру.

    Рефлексия деятельности уч-ся. Выводы.

    Домашнее задание

Изучить § 11. Ответить на вопросы и выполнить за­дание в конце параграфа (устно).

Литература

Пасечник В.В. 8 класс. Биология: учебник для общеобразовательных учреждений

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: рабочая тетрадь.

УРОК 14. Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц

Образовательная цель: раскрыть особенности строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом механизм сокращения мышечного волокна.

Основные понятия и термины: посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин, сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.

Оборудование: таблицы «Животные ткани», «Мышцы тела человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

И уровень

1. Выясните, какое вещество содержится в полости трубчатых костей:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в) бурый костный мозг.

2. Укажите, какая кость является единственной подвижной костью черепа:

а) носовая;

б) скуловая;

в) затылочная;

г) нижнечелюстная;

д) верхнечелюстная.

3. Укажите, с какого количества позвонков состоит шейный отдел позвоночника:

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 12;

д) 15.

4. Укажите, какой гормон играет основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:

а) соматотропный;

б) адренокортикотропний;

в) лактотропний;

г) лютеинизирующий;

д) гонадотропный.

1. Укажите, какие кости относятся к плоских костей:

а) височная;

б) берцовая;

в) локтевая;

г) тазовая;

д) ключица;

е) лопатка.

2. Назовите кости, из которых состоит предплечья:

а) локтевая;

б) плечевая;

в) малая берцовая;

г) крестец;

д) лучевая;

е) ключица.

1. Разместите отделы позвоночника за порядку, начиная от черепа:

а) поясничный;

б) копчиковый;

в) шейный;

г) грудной;

д) крестцовый.

2. Назовите качественные особенности строения скелета человека, отличающие его от скелета у животных:

а) позвоночник имеет S -образные изгибы;

б) расширенная грудная клетка;

в) суженный таз;

г) преобладание размеров лицевого черепа над мозговым;

д) подвижное соединение костей кисти и пясти;

е) противопоставление большого пальца кисти другим.

1. Какими видами соединительной ткани созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?

II вариант

1. Определите типы соединений костей, к которого принадлежит шовной соединения:

а) неподвижный;

б) подвижной;

в) напіврухомий.

2. Укажите, какую роль в суставе играет суставная жидкость:

а) обеспечивает функциональную единство сустава;

б) облегчает скольжение элементов сустава;

в) формирует единую капсулу вокруг сустава;

г) укрепляет сустав;

д) способствует росту гиалинового хряща.

3. Укажите, какое количество ребер есть в теле человека:

а) 7;

б) 12;

в) 16;

г) 20;

д) 24.

4. Позвоночник человека в норме функционально имеет количество изгибов:

а) два;

б) три;

в) четыре.

1. Укажите, какие кости являются элементами лицевого черепа:

а) верхнечелюстная;

б) теменная;

в) височная;

г) скуловая;

д) носова.

2. Укажите, какие кости образуют плечевой сустав:

а) локтевая;

б) лучевая;

в) лопатка;

г) плечевая;

д) ключица.

1. Разместите отделы свободной верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:

а) запястье;

б) предплечья;

в) плечо;

г) пясть;

д) фаланги пальцев.

2. Укажите правильную последовательность действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:

а) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

б) доставить больного в больницу;

в) обеспечить покой поврежденной конечности;

г) сустав не вправлять;

д) наложить на конечность тоску повязку.

1. Укажите, какие процессы происходят в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.

1. Внешнее и внутреннее строение скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

Мышцы - пучки мышечных волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.

Мышечные волокна (клетки):

Форма - цилиндрическая.

Многоядерные. (Ядра на поверхности волокна).

Размеры: длина = 12 см, диаметр 0,01-0,1 мм.

Наличие мышечных волоконець (миофибрилл).

2. Посмугованість скелетных мышц. Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя, комментирование рисунка в учебнике).

3. Механизм сокращения мышц. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).

4. Разнообразие мышц, их классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях. Составление схем).

5. Основные группы мышц и их функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)

Часть тела

Название мышцы

Функции мышц

IV. Закрепление знаний учащихся.

Вставьте в текст пропущенные слова.

За начало мышцы туловища обычно берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются _________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются _____________________ . По функциям различают______________, ____________, _____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы, участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше 25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит:

а) в течение года;

б) в течение жизни (70 лет).

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Запишите в таблицу все возможные положение руки в зависимости от состояния мышц.

Состояния двуглавой (бицепс) и трехглавого (трицепс) мышц плеча

Нервные центры двуглавой мышцы

Нервные центры трехглавого мышцы

Двуглавая мышца

Трехглавая мышца

Положение руки

Возбужденные

Заторможенные

Сокращается

Расслабляется

Сгибается в локте

Заторможенные

Заторможенные

Заторможенные

Возбужденные