Система упражнений пилатес - что это? Понятие системы упражнений. Система упражнений для формирования речевых навыков Что такое система упражнений

Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения.
Недостаточно знать методическую характеристику упражнений, их типы, виды и уметь подбирать наиболее адекватные из них. Это еще не гарантирует усвоения. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить:
а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка и качеству (механизму), того или иного умения;
б) определение необходимой последовательности упражнений: усвоение всегда проходит какие-то стадии и протекает на основе определенных методических принципов или правил;
в) определение соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов, ибо это определяет успех не в меньшей степени, чем правильная последовательность упражнений;
г) регулярность определенного материала;
д) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы (между видами РД, внутри них, между умениями общения в целом) [Упражнения как средства обучения. Ч.II: учебное пособие/Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002].
Под системой упражнений понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения ИЯ в заданных условиях (Шатилов С.Ф.).
В совокупности упражнений характер и количество последних может варьироваться в зависимости от целей их выполнения – для развития коммуникативных умений или для формирования отдельных их компонентов. Поэтому можно назвать следующую иерархию понятий: «система», «подсистема», «комплекс», «серия», «цикл», «группа упражнений». Содержание этих терминов можно проиллюстрировать на таком примере. В систему упражнений для обучения входят 4 подсистемы – по числу видов речевой деятельности — для обучения говорению, аудированию, чтению, письму. Каждая подсистема может состоять из нескольких комплексов упражнений для обучения частным умениям, например, комплекса упражнений для обучения диалогической речи и комплекса упражнений для обучения монологической речи. Каждый комплекс упражнений состоит из трех серий упражнений для обучения навыкам. Первая серия для обучения фонетическим навыкам, вторая – для обучения лексическим навыкам, третья – для обучения грамматическим навыкам говорения. Все эти упражнения выполняются во взаимосвязи и во взаимодействии. Каждая серия в свою очередь включает ряд циклов упражнений для обучения конкретным навыкам, например, цикл упражнений для обучения артикуляционным, ритмико-интонационным навыкам; цикл упражнений для обучения синтаксической стороне говорения, для обучения морфологическим навыкам устной речи. Цикл может распадаться на более мелкие группы упражнений для обучения конкретным языковым явлениям.
Аналогичную структуру системы упражнений можно обнаружить и в обучении другим видам речевой деятельности.
Система упражнений «языковые — речевые» оформилась как таковая в 40-50-х годах прошлого века усилиями многих советских методистов (Л.В.Щерба, И.В. Рахманов, И.А. Грузинская и др.). Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Система упражнений является организующим началом процесса обучения, именно потому, что она – система, противоположность хаосу.
Система упражнений «языковые – речевые» опирается на психологическую схему: первичные умения навыки вторичные умения. Е.И. Пассов соотнес эту схему с упражнениями.

Это значит, что на основе языковых упражнений предполагается сформировать первичные умения, а из них – навыки, которые затем должны «включиться» в речевое умение. Но на основе языковых упражнений невозможно сформировать речевые навыки, способные к переносу. Учащийся достигает двух рубежей: а) либо остается на уровне первичного умения, тогда его речевая деятельность (вторичное умение), не имея базы (навыков), представляет собой дешифровку на основе правил; б) либо приобретает навыки (если затрачено чрезвычайно много времени), но это – не речевые навыки, они не способны к переносу, т.е. ученик «знает, но не умеет». И то и другое одинаково плохо. Эта система удовлетворяла лишь тогда, когда нужно было закрепить знания о языке, а не обучать общению. С критикой этой системы давно выступают многие методисты. В последние годы даже недавние её сторонники считают деление упражнений на языковые и речевые «весьма спорным», говорят о существующем разрыве между этими двумя видами упражнений (Н.И. Гез), предлагают искать выход в установлении правильного соотношения между языковыми и речевыми упражнениями (Б.А. Лапидус). Конечно, речевое умение как способность управлять речевой деятельностью не появляется у человека само собой. Его нужно планомерно и целесообразно развивать по всем параметрам, присущим умению. При этом каждый раз тот или иной параметр выдвигается на первый план и становится промежуточной целью. Отсюда ясно, что появление умения в каком-то виде речевой деятельности и в общении в целом возможно только после формирования и накопления навыков.
Таким образом, мы вновь возвращаемся к схеме навыки — умение. Но поскольку умение – это синтез навыков, то двух этапов недостаточно. Е.И. Пассов предлагает трехэтапную модель работы над речевым материалом. Если соотнести типы и виды упражнений с этапами работы, то получаем следующее:
1) этап формирования речевых навыков (УРУ/1 и УРУ/2);
2) этап совершенствования речевых навыков (УРУ/2 и РУ/1)
3) этап развития речевого умения (РУ/1 и РУ/2).
Если учесть сложность такого интегративного умения, как умение общаться, то легко представить себе, насколько сложной является система упражнений для развития этого умения на иностранном языке.

Нормальная работа организма и его всех органов является физическим здоровьем человека. Ежедневное выполнение определенной системы физических упражнений оказывают хороший эффект на состояние здоровья человека.
Развитие человека с давних времен осуществлялось совместно с оживленными физическими движениями. Формирование организма человека происходит параллельно с движениями. По природе человеку суждено совершенствовать физические данные с помощью системы физических упражнений. Еще не появившись на свет жизнь младенца взаимосвязана с непрерывными движениями. Любой развивающийся организм человека требует движений, физических упражнений. Но взрослые люди в меньшей мере требуются в активности движения, чем дети. Но все, же человек не может существовать без физических движений, как без пищи и сна.
Недостаток движения в некоторых моментах становится незаметной и даже является вполне удобной для организма человека. Недостаток физических движений приводит к ослаблению организма и оживленности различных заболеваний организма. Малоподвижные люди, не включающие в режим своего дня систему физических упражнений, постоянно имеют повышенную склонность к различным заболеваниям, особенно нарушение кровообращения и болезни органов дыхания. Система физических упражнений оказывает большое значение на организм человека.
состоит из трех видов:
. Ациклические упражнения, способствующие развитию выносливости силы;
. Циклические упражнения в стиле аэробики, развивающие общую выносливость;
. Циклические упражнения в смешанном аэробно-анаэробном стиле, направление на развитие скоростной и общей выносливости.
Учеными было определено время, необходимое для занятий физическими упражнениями, которое требуется для достижения определенных результатов. По результатам исследований, известно, что на физические упражнения требуется очень мало времени.
При выполнении системы физических упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
. необходимо заниматься 3 раза в неделю, либо через день;
. заниматься нужно 20 минут без перерыва;
. занимаясь, нужно наблюдать за дыханием.
состоит из трех форм самоподготовки:
. Каждодневная утренняя разминка;
. Каждодневная физкульт пауза;
. Самостоятельные упражнения и занятия физкультурой либо спортом, которыми необходимо заниматься 2 либо 3 раза в неделю.
Нужно знать, что система физических упражнений является ежедневной, непрерывной тренировкой в течение всей жизни.

Читайте так же :

Здоровое тело - вот что сейчас главное. Подтянутость и крепкие мышцы помогают не только красиво выглядеть, но и быть здоровыми! В этом отлично помогают различные занятия, к примеру, аэробика, фитнес, йога и пилатес. Но у многих возникает вопрос: «Пилатес - что это?» Также многие ведут яростный спор об его пользе и необходимости, существует множество сомнений, и все же есть один неоспоримый факт: пилатес - это то, что поможет вам всегда быть красивыми и здоровыми.

Пилатес: что это?

Итак, для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать историю такого уникального в своем роде направления. Создателем методики в начале девятнадцатого столетия стал Он решил совместить элементы оздоровительной йоги и аэробики в одной системе, которая помогает эффективно укрепить мышцы спины, развить гибкость, абдоминальные мышцы и многое другое. Итак, пилатес - система упражнений, которые рассчитаны на развитие глубинной мускулатуры и укрепление всех мышц спины. Главное, что занятия проходят в медленном, спокойном темпе и это помогает не только расслабится, но и отвлечься от суеты и проблем.

Мифы и факты

Пилатес - что это? На этот счёт существует множество мифов и фактов. К примеру, один из мифов утверждает, что система пилатес - это то же, что и йога. Нет, нет и еще раз нет. Это совсем разные направления, так как йога более рассчитана и специализируется на познании тела и души. Это - религия, поклонение храму тела. Пилатес же - более приземленный вид занятий. Здесь акцент делается на правильное дыхание и правильное, постепенное укрепление всех мышц.

Некоторые говорят, что пилатес не может быть эффективным, так как лучшими упражнениями для мышц являются кардионагрузки, приседания и бег в быстром темпе. Это ложное мнение. Пилатес намного быстрее и эффективнее помогает развить гибкость тела, пресс, плотность костной ткани, подвижность позвоночника и так далее. А помогает ли эта система похудеть? К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный. Нет, он мало способствует процессу сжигания жира. Для этого вам больше подойдут кардиотренировки, а не пилатес. К примеру, исследования зафиксировали, что час занятий сжигает только 170-250 калорий, а это слишком мало для тех, кто хочет похудеть. А вот для людей, которым нужно набрать мышечную массу, эта система будет лучшей! К тому же занятия подойдут людям с сердечными заболеваниями, а также беременным женщинам.

Польза упражнений в системе пилатес

Это система, которая помогает развить подвижность в позвоночнике, укрепить все его мышцы, почувствовать свое тело, выровнять осанку за короткий период, развить плотность костной ткани, а также избавиться от боли в спине. Занятия будут самым лучшим выбором для тех, кто проводит много времени в сидячем положении или за компьютером. Постепенное увеличение нагрузки поможет новичкам освоиться и развить свое тело. К тому же это поможет в медленном, но уверенном темпе разрабатывать все группы мышц без особых усилий. Гавное - это терпение, сила и уверенность. Система пилатес - это ваше здоровье, молодость и красота.

Основная форма организации деятельности – упражнения. Упражнение – это многократное повторение однотипных операций или действий, которое опирается на осознание и сопровождается контролем или самоконтролем.

Использование тех или иных упражнений требует понимания, на что направлено данное упражнение, какое место в системе упражнений оно занимает и что является результатом его выполнения.

Упражнения должны составлять систему. Система упражнений – это такая организация учебных действий, которая предполагает определённую последовательность упражнений с учётом нарастания языковых и операционных трудностей.

Требования к системе упражнений:

1. Выполнение действия должно быть целесообразным (соответствовать и заданным целям, и природе явления);

2. Последовательность должна соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений – к самостоятельному продуцированию по какому-либо стимулу).

Требования к упражнениям:

    Задания к упражнениям должны носить коммуникативный характер. Т.е. не "Вместо точек вставьте…", "Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме…", "Составьте предложения со словами…", а "Выразите своё согласие/несогласие с…", "Выразите своё сомнение в…", "Уточните…".

    Упражнения должны быть ситуативно отнесёнными: для тренировки той или иной грамматической конструкции должны отбираться те ситуации, в которых эта конструкция реально функционирует в речи. Например, на вопрос У вас есть словарь? – ответ "Нет" или "К сожалению, нет", а не "Нет, у меня нет словаря".

    Упражнения должны быть построены так, чтобы обеспечивались относительная безошибочность и быстрота их выполнения. Нельзя, например, тренировку употребления конструкции "у кого нет чего" сразу начинать с упражнений типа "Скажите, что у вас нет того, о чём вас спрашивают": - Дайте мне, пожалуйста, ваш телефон. – У меня, к сожалению, нет телефона. С самого начала лучше предложить такие: "Переспросите собеседника, выражая своё удивление. Спросите, где находится предмет, о котором идёт речь": -У меня нет часов. – Нет часов? А где же они?

Основные типы и виды упражнений

Вопрос о системе упражнений является одним из спорныхю Особенно в 50-е годы велась бурная дисскусия о том, какие упражнения наиболее эффективные. Пришли к следующему выводу, что лучше всего классифицировать упражнения следующим образом: 1. языковые упражнения , 2. условноречевые упражнения , 3. подлиноречевые упражнения .

Понятие "система упражнений" и ее основные компоненты

Система упражнений имеет очень сложную структуру. Центральное место занимают упражнения , которые должны быть в системе. Почему вопрос о системе упражнений очень важен? 1. он актуален в практическом плане (одно упражнение само по себе не гарантирует успешности в целом), 2. этот вопрос сложен в теоретическом плане, поскольку система упражнений связана с рядом проблем. Система упражнений - совокупность таких типов и видов упражнений, которые выполняются в таком количестве и качестве с учетом закономерностей формирования навыков и умений и обеспечивают высокий уровень овладения в заданных условиях.

Система

Подсистема

обучение говорение монологическое диалогическое чтение письмо аудирование

Комплекс

Серия упражнений

фонетические лексические грамматические

Цикл упражнений

Группы упражнений

Требования к системе упражнений:

1. адекватность данного вида и типа упражнений виду речевой деятельности, 2. взаимодействие всем видам речевой деятельности.

Проблема взаимодействия навыков и умений и ее отражение в системе упражнений

Первичное умение - Языковое упражнение

Навык -Условноречевое упражнение

Вторичное умение - Подлинноречевое упражнение

Создание научно обоснованной и эффективной системы обучения иноязычной речи является одной из актуальных и сложных задач методики.

Как и любая система, система упражнений представляет собой взаимосвязь элементов, образующих единство. Подобно другим системам, система упражнений включает ряд подсистем. Компонентами подсистемы упражнений являются виды упражнений, а связи между ними определяются последовательностью формирования отдельных этапов процесса усвоения языкового материала и речевого навыка.

Вопрос о системе упражнений не является новым в методической и педагогической литературе. Предложенная Г. Пальмером английская система упражнений строилась на основе данных психологии о процессе усвоения языка. Он выделял две большие группы: 1) чисто рецептивные формы работы и 2) рецептивные и продуктивные формы работы: репродукция (воспроизведение), условная беседа, естественная беседа.

По мнению И.А. Грузинской, «... законченная система упражнений должна охватывать собою все виды языковых знаний (фонетику, орфографию, грамматику и лексику) и активных навыков (чтение, речь, письмо), причем в пределах этих группировок находятся и упражнения на узнавание и выборку новых явлений, на их полусвободное воспроизведение, на произвольное, самостоятельное воспроизведение» .

Основу общей системы упражнений составляют 2 фактора: психолингвистический - типы упражнений и психологический - процесс усвоения, который в свою очередь состоит из ознакомления, тренировки и применения знаний. При описании процессов усвоения современная психология использует такие термины как знания, навыки, умения. Для создания системы упражнений необходимо соотнести типы упражнений и этапы процесса усвоения. Для этапа формирования знаний наиболее адекватными являются познавательно-коммуникативные упражнения, на этапе тренировки используются тренировочно-коммуникативные, для этапа развития умений - коммуникативно-познавательные. (см. Схему № 1)

С точки зрения становления речевого умения выделяют 3 типа упражнений: языковые, условно-речевые (УРУ) и речевые (РУ).

К основным видам упражнений относят имитационные, дифференцировочные, подстановочные и трансформационные. Что касается формирования отдельных этапов усвоения, то каждому из них свойственны свои уровни (подэтапы).

В процессе сообщения новых знаний можно различить 2 момента - процесс восприятия нового материала и контроль за правильностью его понимания.

Для этапа становления навыков также характерны свои ступени, а именно: формирование и совершенствование.