Девятая неделя обратное дыхание. Диафрагмальное дыхание

Дыхательная гимнастика имеет в Китае древние корни. В известном даосском сочинении «Баопу-цзы» (начало IV в.) ученый даос Гэ Хун писал, что с помощью дыхательных упражнений можно «исцелить все болезни, оградить себя от змей и тигров, находиться под водой и ходить по воде, избавиться от голода и жажды и продлить свою жизнь».

В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, есть даже такая запись: «Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.

Среди многих способов дыхания даосов наибольшей известностью пользовался способ «Утробное дыхание». Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть утробным дыханием, т. е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, «возвратиться к истоку, вернуться к основе», а это означало по их мнению означало достижение бессмертия.

История возникновения

«Утробное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний.

Когда даосы обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека, дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из «поля киновари», из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще «изначальным воздухом» (юань ци). Даосы полагали, что «изначальный воздух» в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его «духом» (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. «Изначальный воздух» человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он - основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник «трех плавильщиков» («трех обогревателей» или «горящих областей»). Этот воздух - корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.

Поскольку «изначальный воздух» представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня «изначального воздуха», считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы «изначальный воздух» не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой «поле киновари» и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.

Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем «поле киновари» также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в «поле киновари». Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.

Что такое Утробное дыхание?

В сочинении Гэ Хуна «Баопу-цзы» говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, привести к омоложению старых.
Для получения эффекта необходимо заниматься по 30 - 50 мин каждый день. Естественно, начинать надо минут с пяти и постепенно довести время до вышеуказанного.

Как осуществлять дыхание?

Дыхание осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

В какой позиции выполнять дыхание?

Лучше всего выполнять Утробное дыхание в позе Лотоса. Скрестите обе лодыжки и расположите каждую пятку на колене противоположной ноги так, чтобы подошвы обеих ног смотрели вверх. (По мере привыкания к позе старайтесь помещать пятки все ближе к тазу.) Затем следует положить правую кисть на левую, ладонями вверх, соединив большие пальцы, и опустить кисти на стопы напротив живота. Это лучшее положение для практики.

Если вам не можете сидеть в лотосе, лучше начинать с обычной позиции со скрещенными ногами. Икры пересекаются так, что пятки находятся под серединой каждого бедра. Тело выпрямлено, плечи расслаблены, локти естественно опущены вниз, ладони легко положены на колени либо сложены перед животом как в позиции Лотоса.

Почему лучше заниматься «внутренним достижением» в Лотоса? В этом тоже есть свой смысл. Послушник, сидящий в такой позе, имитирует положение эмбриона в утробе матери, и полностью запечатывает жизненные точки тела, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «Утробного дыхания» и открыть в животе так называемое «десятое отверстие» - точку обмена «внутренней энергии» даоса и «небесной энергии» космоса. Другое важное назначение этой позы состоит в том, что она способствует осознанию послушником энергетических каналов в своем теле.

Соответственно, победа над старостью, возврат к «младенческому» и даже «эмбриональному» состоянию, являются главной целью даосского совершенствования. Хотя процесс старения неизбежен и человек не может весь целиком снова стать младенцем, есть возможность восстановить некоторые свойства младенческого состояния, например - полную систему энергетических каналов, какой она бывает у новорожденных. Эти каналы нельзя различить ни обычным глазом, ни какими-либо научными приборами. Увидеть их могут лишь те, кто пережил опыт «внутреннего достижения». Такая способность позволяет послушнику Дао не только поддерживать здоровье, но и восстанавливать молодость.

Как практиковать Утробное дыхание?

Глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно животом, настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума, и вдох надо прекратить, когда грудная клетка начинает расширяться. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере, на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120 (в идеале потом 120 ударов пульса). После этого необходимо выдохнуть воздух через рот полностью и так плавно, чтобы лебединое перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следуют вдох, задержка, выдох и т.д.

Теоретическая цель этого процесса состоит в том, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери, при котором зародыш непрерывно растет, ничего не теряя. Идеалом была бы задержка дыхания на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, так как воздух восстанавливает и оживляет организм человека.

Воздух должен быть живым, а не мертвым. Желательно выполнять его на свежем воздухе или предварительно проветрить помещение. Это упражнение необходимо выполнять между полночью и полднем. В этот период воздух живой – Ян. Между полднем и полночью – Инь.

Тот, кто выполняет дыхательное упражнение данного типа, должен быть вегетарианцем. Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, хорошей концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.

Дыхательные упражнения играют в Даосской практике достаточно важную роль. Они даже выделены в специальный раздел, называющийся «Туна» (吐纳 - выплевыние (мутного) — набирание (чистого)).

Никто не будет спорить с тем, что дыхание играет очень важную роль для нашего существования, и от него зависит наша жизнь и работа всего организма, всех его функций. Дыхание может влиять как на наши эмоции, так и на физиологию тела и некоторые его химические реакции. Мы можем легко проследить зависимость между дыханием и нашими чувствами, так, например, когда человек испытывает злость или негодование, то его дыхание в это время поверхностное и быстрое, а когда человек умиротворен, то дыхание будет спокойное и более глубокое.

Также мы имеем взаимозависимую систему дыхание – работа сердца – деятельность ума. Чем чаще, поверхностней и сбивчивей дыхание, тем сердце работает более активно, а значит мозг, в свою очередь, будет склонен к перевозбуждению, а, следовательно, погрузиться в состояние глубокого Покоя во время практики будет сложнее. Соответственно, такой важный аспект, как дыхание, не может не использоваться в традиционных системах самосовершенствования. Также дыхание имеет тесную связь с циркуляцией внутренней энергии, через дыхание мы получаем не только кислород, но и вдыхаем «внешнюю Ци».

Используя различные дыхательные упражнения, мы можем укрепить организм в целом, улучшить циркуляцию внутренней Ци, накапливать жизненную силу в своем теле, в его энергетических центрах. Вот почему постановке правильного дыхания в Даосской Традиции уделяется большое внимание. Дыхательные практики играют очень важную роль в « », ведь правильное, глубокое и спокойное дыхание способствует созданию внутри нас таких условий, при которых достижение внутреннего равновесия, гармонии и глубокого Покоя будет достигнуто максимально быстро. Если же дыхание не будет отрегулировано, то обрести эти результаты будет очень сложно, а в некоторых случаях и вообще невозможно. Поэтому к этому важному этапу практики нужно отнестись со всей серьезностью и хорошо его проработать.

В практическом Даосизме существует огромное количество дыхательных техник, предназначенных как для лечения болезней, так и для накопления и контроля движения энергии. Упражнения могут отличаться друг от друга по очень разным параметрам:

  • какой тип дыхания используется (прямое, обратное, грудное, кожное/телесное, вздыхающее, смешанное дыхание);
  • ритм;
  • наличие задержки дыхания или ее отсутствие;
  • когда производиться задержка (после вдоха, выдоха или в обоих случаях);
  • методы внутренней работы при том или ином дыхательном упражнении;
  • наличием или отсутствием динамических упражнений и произношением специальных звуков.

Одно из самых сложных является «зародышевое дыхание», суть его сводиться к тому, что практикующий перестает дышать легкими, при этом его сердцебиение очень сильно замедляется, а со временем может полностью остановиться. Такой вид дыхания необходим на высоких уровнях практики, когда нужно будет находиться в глубочайшем состоянии медитации множество дней, недель подряд.

Если обратиться к истории, то уже в IV–III вв. до н.э. существовали тексты, в которых было достаточно подробно описаны различные дыхательные методы, а также в какое время суток их нужно практиковать и какую пользу они могут принести практикующему. Называются эти трактаты: «Десять вопросов» и «Речи о Высшем Дао Поднебесной», причем во втором тексте приводятся также описания сочетания Дао Инь и дыхательных упражнений. Из этих текстов ясно видно, что на момент их написания приведенные там методы имеют вполне завершенный вид, а значит, они уже существовали в еще более древний исторический период.

В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» или «Мудрец, объемлющий Первозданную Простоту» (317–320 гг. н.э.) указывается, что человек, овладевший дыхательными упражнениями, которые способствуют контролю над Ци (син ци), приобретает различного рода сверхъестественные способности, ему подвластны природные силы, он может исцелять различные болезни, и ему не страшны дикие животные.

В Школе Чжэнь Дао базовые дыхательные упражения раздела Туна осваиваются на занятиях

В китайском цигун существуют два базовых метода дыхательной практики. Это, так называемое, естественное (буддийское) дыхание и парадоксальное (даосское) дыхание . Главное и фундаментальное различие между ними состоит в том, что если в естественном (буддийском) типе дыхания во время вдоха живот, наполняется и выпячивается, а во время выдоха втягивается; то при парадоксальном (даосском) дыхании – наоборот, во время вдоха живот втягивается, а во время выдоха – выпячивается.

Во всех руководствах по цигун излагаются оба метода дыхания и китайские мастера дыхательного цигун могут свободно переходить от одного метода к другому. Поскольку сравнительный анализ этих двух методов очень важен с практической точки зрения, рассмотрим каждый из них более подробно и обстоятельно.

Даосское парадоксальное дыхание основано на интенсивном применении Мула-бандхи при полном отсутствии Уддийана-бандхи. Мула-бандха – это исключительно сильная по своему воздействию техника сублимации сексуальной энергии, основанная на периодическом чередовании втягивания и расслабления нижней части живота (лобковой зоны), половой сферы, а также ануса и промежности. В случае китайского парадоксального дыхания втягивание и сжатие этих зон происходит во время вдоха, а их расслабление, сопровождающееся расширением нижней части живота, – во время выдоха. Существенно важным является качественное расслабление вышеуказанных зон во время выдоха.

Эффект воздействия поистине уникален. Этот вид дыхания также можно назвать прокачивающим дыханием , поскольку оно снимает сексуальный перегруз и направляет сексуальную энергию цзин вверх по позвоночнику. Прокачивающее даосское дыхание – прекрасный метод для периодов длительного полового воздержания, а также для тех, кто практикует сексуальную йогу, будь то тантрический (индийский) её вариант или даосский (китайский).

Переход с буддийского естественного дыхания на парадоксальное даосское немедленно и весьма очевидным образом приводит к возрастанию способности самоконтроля во время сексуального общения. Практика даосского дыхания весьма сильно благоприятствует устранению преждевременной эякуляции у мужчин, а женщинам помогает легко и успешно практиковать циркуляцию энергии по микрокосмической орбите во время полового акта. Кроме того, регулярная практика даосского парадоксального дыхания обеспечивает здоровое состояние всей мочеполовой сферы, а также излечивает такие заболевания как аденома простаты и фибромиома матки, делая излишним оперативное вмешательство. Мула-бандха работает по принципу, который я называю «грязная губка в проточной воде». Если мы будем ритмично сжимать и отпускать эту грязную губку, то в скором времени вся грязь удалится, промоется, и губка вновь станет чистой. В этом заключаются великие достоинства метода даосского парадоксального дыхания, которое также можно назвать «Мула-бандха Пранаяма».

Здесь я должен сделать определённые пояснения. Дело в том, что я использую термин Мула-бандха несколько вольно. На самом деле, в парадоксальном дыхании используются три различные техники. Это:

1) Ваджроли мудра , при которой женщины сжимают влагалище, а мужчины втягивают половой орган и мошонку.

2) Мула-бандха , при которой женщины сжимают шейку матки, а мужчины – зону промежности (между мошонкой и анусом).

3) Ашвини-мудра , при которой сжимается анус (сфинктер заднего прохода).

Для удобства я буду использовать только один из этих технических терминов – Мула-бандха , имея при этом в виду все три вышеуказанные техники вместе взятые. Таким образом, для меня Мула-бандха – это сочетание всех трёх сублимационных техник, общее понятие, охватывающее и Ваджроли-мудру, и собственно Мула-бандху, и Ашвини-мудру. Поскольку все три задействованные зоны сжатия находятся в одном регионе, эта вольность, на мой взгляд, вполне оправдана, так как позволяет избежать излишней терминологической загромождённости.

Итак, даосское парадоксальное дыхание полноценно задействует Мула-бандху (втягивание нижней части живота, половой сферы, ануса и промежности), но при этом, к сожалению, исключает Уддийана-бандху – втягивание средней части живота, включая область пупа и Дань-Тяня. В этом заключается главный недостаток этого метода дыхания. В даосском дыхании на вдохе живот втягивается, а на выдохе – выпячивается. При таком режиме дыхания выполнение Уддийана-бандхи делается невозможным. Между тем, эта техника исключительно важна и рассматривается в Хатха-йоге как один из наиболее эффективных и ценных методов. В Хатха-йога Прадипике по поводу этой бандхи сказано следующее:

«Пупок прижми к позвоночнику. Такова Уддийана-бандха – тот лев, что одолеет слона по имени смерть » (Глава II, 56).

«Уддийана проста, коль учителем дана. Поступающий так, даже если стар, вновь становится молодым » (Глава II, 57).

«Прижми к спине всё, что выше и ниже пупка. Одолеешь смерть за полгода. Сомнений нет ». (Глава II, 58).

«Из всех бандх Уддийана – наилучшая. Утвердись в ней – и освобождение придёт само собой » (Глава II, 59).

«Нет ничего лучше трёх бандх. Все мастера практикуют их непременно, ибо известны три, как самые главные из всех техник Хатха-йоги » (Глава II, 75).

Как видим, самые главные техники классической Хатха-йоги – это три бандхи (три замка): Джаландхара-бандха (шейный замок), Уддийана-бандха (втягивание средней части живота) и Мула-бандха (втягивание низа живота и половой сферы). Конечно, сами по себе три базовые бандхи мало практикуются. Как правило, они выполняются не как отдельные упражнения, а как технические элементы, входящие в состав йогического дыхания – Пранаямы.

Хотя в индийской йоге Уддийана-бандха считается наиболее важной из трёх бандх, с этим можно поспорить. На мой взгляд, по своей важности Мула-бандха ничуть не уступает Уддийана-бандхе. Спорить о том, какая бандха более значима – всё равно, что спорить, какая физиологическая система важнее – мочеполовая или пищеварительная. Конечно же, такого рода дискуссии не имеют никакого смысла.

В естественном (буддийском) типе дыхания, несомненно пришедшем в Китай из Индии, на вдохе живот наполняется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. Такая дыхательная техника очень удобна для практики Уддийана-бандхи – втягивания средней части живота (зона пупа, а также выше и ниже этой зоны) во время выдоха.

Что же именно даёт Уддийана-бандха? Перечислю её главные достоинства, её уникальный вклад в практику дыхательного цигун:

а) полноценный массаж всех внутренних органов, расположенных в брюшной полости. Особенно благотворное влияние оказывает Уддийана-бандха на всю систему пищеварения: на желудок, кишечник, на печень и почки. При этом происходят весьма сильные энергетические процессы, ибо Уддийана-бандха работает как мощный энергетический насос. Однако сильное воздействие осуществляется даже на чисто физиологическом уровне. Здесь я позволю себе ещё раз вернуться к метафоре грязной губки. Представим себе эту губку, которую мы поместили в проточную воду. Сжимаем-отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Губка быстро и эффективно освобождается от заполнившей её грязи. Нечто подобное происходит и во время дыхательной практики с использованием Уддийана-бандхи. Стимулируется кровообращение, ликвидируются застойные явления, спайки, рассасываются доброкачественные опухоли и так далее. Всё это можно реализовать только посредством естественного (буддийского) дыхания, основанного на применении Уддийана-бандхи. Без этой бандхи осуществить столь амплитудное и столь выраженное воздействие на брюшную полость и содержащиеся в ней внутренние органы – принципиально невозможно.

б) С точки зрения энергетической (прана, ци) Уддийана-бандха представляет собою самый мощный энергетический насос, энергетическую помпу, резко усиливающую как циркуляцию энергии внутри нашего тела, так и энергообмен с окружающей средой.

Уддийана-бандха (и об этом чётко говорится в классических текстах Хатха-йоги) активизирует энергопоток через поясничный отдел позвоночника. Таким образом, она оказывает благотворное воздействие как на этот отдел позвоночника, так и на всю поясничную зону. Это очень легко увидеть, если у вас там имеются проблемы (радикулит, тяжесть и боли в пояснице, «усталость» спины). Достаточно в повседневной жизни держать живот слегка подтянутым (даже без полноценной Уддийана-бандхи), как вскоре поясница начинает согреваться, а боль и усталость постепенно растворяются.

В даосском парадоксальном дыхании Уддийана-бандха отсутствует и это очень часто приводит к болям в пояснице. Если практиковать парадоксальное дыхание сидя в Сиддхасане и в достаточных объёмах (по 30-50 минут дважды в день), то при отсутствии специальных упражнений для снятия перегруза с области поясницы, в конечном итоге можно заполучить тяжёлый приступ радикулита .

Наконец, отсутствие Уддийана-бандхи приводит к появлению у тех, кто практикует парадоксальное дыхание, специфического даосского животика. Интересно, что при этом на животе очень хорошо видна разделительная линия между «нижней территорией» живота, относящейся к сфере воздействия Мула-бандхи, и «средней территорией» живота (область пупа и Дань-Тяня), относящейся к сфере воздействия Уддийана-бандхи. Ниже этой демаркационной линии живот подтянут, жировые отложения отсутствуют, а вот выше – начинается всё это безобразие. Как видим, даосское пузо – вовсе не достоинство, не свидетельство изобилия жизненной энергии, накопившейся в области живота, а всего лишь малоприятное следствие практики даосского дыхания, не уравновешенной совершенно необходимыми дополнительными упражнениями для брюшного пресса.

Тем не менее, бояться даосского парадоксального дыхания не нужно. Во избежание возможных обострений (болей в пояснице и появления даосского животика) вполне достаточно ежедневно выполнять небольшой комплекс из следующих 4-х упражнений:

1. Крокодил, ноги расставлены.

2. Крокодил, ноги сомкнуты.

4. Вращение поясничного отдела позвоночника, сидя в Сейдза.

Все эти упражнения приведены в главе «Практика для даосского круга». Если не лениться и ежедневно выполнять этот небольшой, но очень полезный комплекс упражнений – никаких проблем не будет.

Таким образом, каждая из рассмотренных двух бандх имеет свои достоинства и свои недостатки. Мула-бандха обеспечивает такое воздействие, которое невозможно получить посредством Уддийана-бандхи. И наоборот, то, что даёт Уддийана-бандха – не может дать практика Мула-бандхи.

Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои Кацудзо Ниши

Обратное брюшное дыхание -  «даосское дыхание»

Обратное брюшное дыхание?-? «даосское дыхание»

«Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.

При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя грудную клетку воздухом (новичкам делать это не советую?-?может закружиться голова, а курящие могут даже потерять сознание). При выдохе живот надувается и немного выдается вперед.

Без учителя или в начале занятий дыхательными упражнениями применять «даосское дыхание» следует не дольше 2–3 минут.

Из книги Йога для запада автора Кернейц С

Дыхательные упражнения. Простое полное дыхание. Попеременное дыхание. Гимнастические упражнения. В логическом плане кажется более последовательным начинать физическое обучение с упражнений, которые работают с кровообращением, ибо, как мы уже отмечали раньше, оно

Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий

ДЫХАНИЕ Дыхание, как и сердцебиение, – это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознается. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.УпражнениеНайдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

198. Всегда ли при выполнении разных видов цигуна необходимы статическая концентрация сознания на даньтяне и брюшное дыхание Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка

Из книги Йога автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Дыхание Вопрос: Дорогой Крайон, я хотел бы узнать немного больше о той форме многомерной жизни, что присутствует в воздухе. Каким образом она воздействует на нас? Как она воздействует на наше дыхание? Можно ли сказать, что дыхание само по себе является многомерным

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

ДЫХАНИЕ Великое Дыхание, о котором говорит оккультизм, – это Дыхание Божие. Когда это Дыхание распространилось, оно привело хаос в порядок и форму. Иными словами, заложило основу проявленной Вселенной. Великое Дыхание также создало семь иерархическим планов с их

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Из книги Играющий в пустоте. Мифология многоликости автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Виртуальное дыхание, или Дыхание Мифа Это дыхание Героя, или, говоря словами могучего безумца Ницше, дыхание Космического Танцора. Уже в одном цикле это дыхание заключает в себе грандиозную мистерию «смерти и возрождения».И почему оно так важно? Дело в том, что наше

Из книги Йога для начинающих автора Бережнова И. А.

Дыхание Наш пульс, если мы специально не тренировались, преимущественно не подвластен контролю сознания, но дыхание может одновременно и находиться под нашим контролем, и осуществляться автоматически. Чтобы понять, каковы границы этого контроля и какую жизненно важную

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Дыхание При выполнении различных упражнений или асан необходимо правильно дышать. Для каждого конкретного случая подходит определенный тип дыхания. Ниже будет рассказано о некоторых из них.Полное глубокое дыханиеОно сочетает в себе 3 вида дыхания: брюшное, среднее и

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

238 Дыхание Когда дыхание полноценно, все остальное становится на свои места. Дыхание есть жизнь. Люди пренебрегают дыханием, не обращают на него внимания. Но любая перемена, которая только случится, случится благодаря перемене в дыхании. Каждый человек дышит неправильно,

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

ДЫХАНИЕ Ещё один способ обойти нежелание ума медитировать – это дать ему какое-нибудь задание, чтобы он был занят. Слежение за дыханием – лучший способ занять ум, успокоить его и повести за собой.Когда в уме появляется множество разных мыслей, когда он мечется, начинайте

Из книги Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои автора Кацудзо Ниши

Глава 14 Алмазное дыхание: дыхание Будд Девапат Экстаз означает выйти – из всех оболочек и всех защит, из всех эго и всех удобств, всех смерти подобных стен. Быть в экстазе – значит выйти, быть свободным. (Ошо) Японский Будда сидит в экстазе, показывая нам своим большим

Из книги автора

Грудное дыхание?-? дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов, водолазов и в боевых

Подробно о даосском диафрагмальном дыхании я рассказываю на вебинаре. Его можно смотреть в записи.

Даосы большое внимание уделяют дыханию и техникам, развивающим его. Они считают, что человеку надо брать пример с черепа­хи, которая живет очень долго: ее дыхание всегда медленное, длин­ное, легкое и равномерное. Даосские мастера учат, как надо дышать: если держать перед носом волос, он не должен двигаться. Важно следить за тем, чтобы делать действительно полный вдох и полный выдох.

Иногда нам кажется, что наши легкие пол­ностью расправлены. На самом деле не каждый человек эффективно дышит, используя весь их природный объем. Кроме того, если не тренироваться, с возрастом и вовсе будет уменьшаться жизненная емкость легких, дыхание при этом станет частым и поверхностным. В организме возникнет недостаток кислорода, который, как известно, разносит по органам энергию.

Дыхательные практики цигун помогают вернуть легким прежние «формы», а дыханию – глубину. В результате усиливаются процессы кислородного обмена, улучшается энергоснабжение тканей. Если к этому подключить бесценную силу мысли и добавить визуализации, то потоки ци можно усилить в несколько раз. Именно этим мы сейчас и займемся.

Даосы используют два типа дыхания: прямое и обратное. Практикуемые вместе, они называ­ются энергетизирующим дыханием, «дыханием кузнечных мехов» или «огненным дыханием». Также его можно назвать «диафрагмальным», так как задействована диафрагма. Что такое диафрагма, и каковы ее функции?

Диафрагма и дыхание

Наше тело, как и все на Земле, подвержено воздействию силы гравитации. Органы тоже стремятся вниз. Что же их удерживает от падения? В организме существует целая система связок, фасций и прочих соединительнотканных элементов, которые поддерживают наши органы и не допускают их пролапса (опущения). Основными стражами этой системы являются две диафрагмы – верхняя и нижняя.

Верхняя, или собственно диафрагма (diaphragma, перегородка, грудобрюшная преграда) представляет собой образование, состоящее из тонкой мышцы, имеющей форму купола, и плотного сухожильного центра. Она разделяет грудную и брюшную полости.

Ее верхняя поверхность покрыта наружным листком плевры, нижняя – вогнута, обращена в брюшную полость и покрыта пристеночным листком брюшины. Снизу к диафрагме прилежат печень, желудок и селезенка.

Диафрагма принимает участие в дыхании. При вдохе грудная клетка расширяется, и увеличиваются в размерах боковые карманы (плевральные синусы), образованные наружным листком плевры, в которые и устремляются расправляющиеся легкие.

Сквозь диафрагму проходят сосуды, нервы и пищевод. Изменение ее положения вызывает колебания давления в грудной и брюшной полости, способствуя оттоку крови от органов брюшной полости и притоку ее к сердцу. Благодаря диафрагме поддерживается нормальное взаимное расположение органов грудной и брюшной полостей.

Опорой наших внутренних органов снизу является нижняя диафрагма – тазовое дно, мышцы которого расположены на уровне лобковой кости (спереди) и крестца (сзади), Они лежат в два слоя: глубокий (тазовая диафрагма) и поверхностный (урогенитальная), образуя своего рода гамак, о котором я уже рассказывала в предыдущих главах.

Дыхание «Кузнечные меха»

Итак, приступим к освоению дыхания «Кузнечные меха». Начнем с освоения прямого даосского дыхания:


Сядьте удобно и расс лабьтесь. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, почувствуйте его. Дышите через нос. Представьте, что ваше дыхание – это океан, а вдох и выдох – волны прилива и отлива. Подобная визуализация поможет настроить свои мысли перед выполнением упражнений, как музыкант – инструмент перед концертом. Концентрация внимания на дыхании дает успокаивающий эффект.

Дышите животом: старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. При этом грудь должна остаться на своем месте, плечи не поднимайте. Представляйте, что ваш живот надувается как мячик, расширяясь во все стороны. В этот момент ваша диафрагма будет опускаться вниз, нижние отделы легких расширяться и заполнять боковые карманы. Представляйте, как на этом шаре растягивается поясница.

Задержите ненадолго дыхание. На выдохе стремитесь прижать переднюю брюшную стенку как можно ближе к позвоночнику, как будто хотите пристегнуть ее пуговкой. Можно в конце выдоха поджимать живот руками. Добавьте к этому подтягивание мышц тазового дна. Выполняйте упражнение без усилий. Плечи сохраняйте опущенными. Во время выдоха диафрагма поднимается вверх. Следите, чтобы выдох был замедленным и длился 3-5 секунд. Сделайте от 9 до 36 таких вдохов-выдохов.

Вдох и выдох должны быть медленными непрерывными и тихими. Если вам удалось сделать дыхание незаметным, считайте, что вы добились настоящего прогресса. Конечная цель этого упражнения - изменить дыхательные привычки таким образом, чтобы брюшное дыхание стало вашим естественным способом дыхания. Также эта техника потребуется для работы с нефритовыми яйцами.

Обратное даосское дыхание

Обратное дыхание является основой выполнения медитативных даосских практик. На обратном дыхании следует поднимать энергию вверх по Микрокосмической орбите. При этом важно оставаться расслабленным, чтобы не нарушать потоков перемещения ци :


Сделайте вдох, втягивая живот в себя. Если вы новичок, то органы брюшной полости за счет перераспределения давления будут смещать диафрагму вверх и поджимать легкие, что снизит эффективность дыхания и объем вдыхаемого воздуха. Чтобы этого избежать усилием воли, не смотря на возрастающее давление со стороны брюшной полости, нужно стремиться оставить диафрагму на месте или опускать ее. Для этого надо удерживать внизу грудину. Через 1-1,5 месяца регулярных тренировок диафрагма «сдастся» и на обратном вдохе опустится!

Продолжайте вдох, втягивайте живот еще больше, пытаясь как бы прижать его переднюю стенку к позво­ночнику и подтянуть вверх промежность. Во время «обратного» вдоха происходит наполнение не только нижних долей, а всех легких целиком до верхушек. А также за счет сильного сжатия на вдохе массируются органы.

Выдохните, расслабив живот, грудную клетку, промежность и половые органы. Брюшная полость при этом должна расшириться во всех направлениях, а не только выпя­титься вперед. Улыбнитесь себе. Повторите 9-36 таких вдохов-выдохов.

Это простое упражнение позволяет не только увеличить жизненную емкость легких, но и проработать дыхательные мышцы (диафрагму, межреберные), а также нежно помассировать внутренние органы за счет движений диафрагмы и перераспределения давления в различных полостях.

Брюшным дыханием можно заниматься всем. Советую начинать практику с утра, не вставая с постели. Это помогает проснуться и подключить голову. Также вы можете выполнять упражнение в любое время дня или вечера. Если практиковаться на ночь, проще будет расслабиться и уснуть. В процессе тренировок вы научитесь контролировать свое дыхание, а вместе с ним и эмоциональное состояние (синь ).