Что длиннее вдох или выдох. Нарушения дыхания

Вопрос вечной молодости волнует не одну тысячу лет, уж прекрасную половину человечества точно. Большинство из методик в лучшем случае ненадолго улучшает внешний вид.

А вот действенными оказываются те, которые в качестве одного из основных компонентов эликсира молодости определяют дыхание и основываются на дыхательных практиках. Почему?

Всем известно, что без еды человек может прожить около 40 дней. От жажды (то есть без воды) он умирает через 5-7 дней, а вот без воздуха может прожить всего 2-3 минуты. То есть дыхание гораздо важнее для организма, чем вода и еда!

Дыхательная практика «20 ВДОХОВ и ВЫДОХОВ» - это осознанное дыхание или ребёфинг, который описан в книге Леонарда Орра «Бросьте привычку умирать». Что Вы лично можете получить от этой дыхательной практики?

Вы получите насыщение организма энергией, которая распределится по всем системам организма, в первую очередь по дыхательной системе, по нервной системе, и по кровеносной системе.

Одним из основных упражнений, открытого Леонардом ребёфинга, является простое упражнение, которое можно назвать «20 ВДОХОВ и ВЫДОХОВ» для лёгкости запоминания. Это упражнение состоит из двадцати вдохов и выдохов, которые соединены между собой.

Можно выполнять это упражнение всегда, когда чувствуете в нём потребность
(например, не хватает энергии или стрессовая ситуация). Если Вы решили усвоить это упражнение и ввести его в привычку, то в течение первой недели желательно практиковать его хотя бы несколько раз в день:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «20 ВДОХОВ и ВЫДОХОВ»

Как выполнять это упражнение?

Сначала сделайте четыре коротких вдоха и выдоха.

Затем сделайте один длинный вдох и выдох.

Вдыхайте и выдыхайте исключительно через нос.

Каждую серию (4 коротких и один длинный) вдохов и выдохов повторите четыре раза подряд.

Таким образом сделайте двадцать вдохов и выдохов без задержек и остановки. Вдох и выдох необходимо делать слитно, между ними не нужно делать паузы, и дыхание должно быть связным.

Таким образом, Вы сделаете одну серию из двадцати соединенных между собой, без всяческих задержек и пауз, вдохов и выдохов.

Делайте осознанный расслабленный вдох и полный выдох.

Следите также за тем, чтобы вдох и выдох были приблизительно одной длительности.

Короткие вдохи и выдохи должны идти друг за другом и превратиться в непрерывные циклы.

Когда делаете длинный вдох, то наполняйте свои легкие воздухом до предела, а затем полностью выталкивайте воздух на выдохе.

Дышите в том темпе, который Вам подходит и ни в коей мере не напрягает.

При таком подходе Вы будете вдыхать не только воздух, но и особую энергию - прану. Так она называется у йогов, а у китайцев эта энергия называется ци.

Вначале, из-за непривычности такого дыхания, вы можете испытывать некоторый дискомфорт, например, лёгкие покалывания в некоторых частях тела - руках, ногах, либо где-то ещё, а также небольшое головокружение.

Продолжая регулярно (ежедневно) занятия, Вы заметите, что неприятные ощущения ушли. Это служит сигналом, что Вы научились дышать осознанно, и что дыхание стало приносить вашему телу пользу. Попробуйте это простое дыхание, и Ваше самочувствие начнёт меняться к лучшему.

Любое, даже незначительное отклонение от нормы в процессе дыхания - это повод обратиться в медицинское учреждение за помощью. Существует множество факторов, которые могут повлиять на дыхательный процесс. Это могут быть легочные заболевания, аллергия, сахарный диабет или болезни головного мозга.

Нарушение дыхания - это огромный риск наступления кислородного голодания, что чревато развитием других патологических процессов в организме и головном мозге.

Разновидности

Медики выделяют три вида нарушений:

  • Обструктивный. Такой тип характеризуется тем, что нарушается проходимость путей, по которым проходит воздух, то есть в организм поступает ограниченное количество кислорода.
  • Рестриктивный. К причинам развития данного типа относят легочные перебои, то есть проблемы с расправлением легких. В результате они работают практически на пределе своих возможностей, затруднена их вентиляция и нарушен газообмен. Такое состояние также опасно кислородным голоданием.
  • Смешанный тип характеризуется причинами появления, которые присущи для двух предыдущих типов.

Причины рестриктивных нарушений

Нарушения функции дыхания в данном случае приводят к тому, что снижается емкость легких, человек не способен вобрать большое количество кислорода. Проявляется это в том, что человек не способен надолго задержать дыхание, ему тяжело заниматься даже легкими видами спорта, появляется одышка.

Выделяют два провоцирующих фактора: внутрилегочные и внелегочные. В первом случае провокатором выступают внутренние патологические процессы, возникающие непосредственно в легких. Во втором случае - внешние факторы или механическое воздействие.

Внелегочный тип

Появление этого типа связано с факторами, которые возникли не в самих легких. К такому состоянию могут привести:

  • лишний вес и ожирение;
  • механические удары, переломы ребер и сдавливание грудной клетки, к примеру, после ДТП;
  • окостенение хрящей;
  • проблемы с пищеварительным трактом, чаще всего свойственные младенцам;
  • нарушения подвижности связочно-суставного аппарата в области легких.

Внутрилегочная форма

Внутри легких могут возникать также из-за внешних факторов, но происходящих внутри организма. В таких случаях ткань легких плохо растягивается, и поэтому процесс их расправления усложняется.

К провоцирующим факторам данной разновидности нарушений относят:

  • Недостаточное количество сурфактанта, который позволяет нормально расправляться альвеолам. Снижение его количества может быть связано с курением табака или наркотических веществ, либо при регулярном попадании в легкие пыли.
  • Снижение вентиляции альвеол, или ателектаз, который может появиться, в том числе на фоне малого количества сурфактанта.
  • Опухоли или кисты в легких. Такая проблема решается только путем хирургического вмешательства.
  • Фиброзные образования, к примеру, разрастание соединительных тканей.
  • Пневмония, отек легких.

Симптоматика

Как правило, для опытных специалистов никаких проблем при постановке диагноза по внешним признакам не возникает, как и в определении типа нарушения дыхания.

При рестриктивной форме у пациента наблюдается Если нарушения уже приняли хроническую форму, то у больного может ухудшиться самочувствие, появятся быстрая утомляемость и беспокойный сон.

Лечение

Помимо устранения провоцирующего фактора может проводиться оксигенотерапия, то есть подача воздуха непосредственно в легкие. Для улучшения состояния рекомендуется посещение бассейна, занятия аквааэробикой, дыхательные упражнения и самые обыкновенные прогулки на свежем воздухе.

Обструктивная форма

Нарушение ритма дыхания данной формы чаще всего возникает на фоне поражений головного мозга. На сегодняшний день выделяют ряд симптомокомплексов и состояний, при которых наблюдаются проблемы с дыханием.

Или большое дыхание. Такой синдром проявляется в том, что человек хоть и дышит равномерно, но вдох всегда шумный и сильно глубокий, как и выдох. Такое дыхание характерно для диабетиков и лиц с почечной недостаточностью.

Дыхание Чейна-Стокса. Характеризуется переменным чередованием гиперпноэ и апноэ. У пациентов наблюдается газовый алкалоз и гипервентиляция легких. Нарушение дыхания может наблюдаться при наличии следующих патологических процессов:

  • застойные процессы в легких;
  • гипоксемия;
  • псевдобульбарный синдром;
  • инфаркт мозга;
  • травмы и ишемические повреждения мозга;
  • супратенториальные опухоли и прочие.

Синдром центральной неврогенной гипервентиляции. Состояние характеризуется гиперпноэ, то есть дыхание очень глубокое и быстрое, примерно 25 раз за 60 секунд. Такое дыхание часто возникает при наличии опухоли среднего мозга, характерно для коматозного состояния.

Апнейстическое дыхание. В таких случаях наблюдаются удлиненные вздохи, а далее идет задержка дыхания. Состояние характерно для ишемического инсульта, может проявляться при гипогликемической коме, или при тяжелой форме менингита.

Дыхание Биото. Такое нарушение дыхания может приходить на смену предыдущей форме. В подобных случаях происходит чередование ритмического дыхания с затяжными паузами. Может появляться на фоне поражения головного мозга, при тяжелейших интоксикациях, менингите, шоковом состоянии.

Хаотическое дыхание. Это фактически беспорядочный процесс, с затяжными приступами апноэ, которые через какое-то время могут привести к полной остановке дыхания. Причин для появления такой проблемы достаточно много: кровоизлияния в мозжечок, черепно-мозговые травмы, опухоли и другие болезни.

Кластерное или групповое периодическое дыхание. Самая распространенная причина такого дыхания - болезнь Шая-Дрейджера. Характеризуется нерегулярными паузами между дыхательными движениями.

Атональное, терминальное или гаспинг-дыхание. Ритм дыхания редкий, вдохи тоже, к тому же судорожные. Такой симптом часто сопровождает мозговую гипоксию или присутствует при поражении продолговатого мозга. При такой патологии есть большой риск полной остановки дыхания на фоне приема наркотических или седативных средств.

Появляется такая аномалия, если сужается просвет трахеи и гортани. Больной при дыхании издает шипящие и сипящие звуки. Нарушение дыхания может проявляться при наличии зоба или черепно-мозговой травме, и дифтерийном крупе.

Инспираторная одышка - характерна при двустороннем поражении нижних отделов ствола мозга.

Нарушение носового дыхания

В нормальном состоянии человек должен дышать симметрично, бесшумно, ровно и тихо. Вдохи и выдохи должны быть полноценными, без необходимости дышать ртом. Существует две причины, которые приводят к патологическим изменениям функции носа:

  • местные, то есть связанные в пневматизацией околоносовых пазух;
  • общие изменения, то есть при нарушении кровяного обращения.

Как правило, нарушения, связанные с дыханием носа, сопровождаются головными болями, постоянным ощущением усталости, может наблюдаться снижение концентрации внимания, дискомфорт в ушах, синусит.

Нарушения могут возникнуть при анатомических деформациях, к примеру, если искривлена перегородка или пирамида носа. Такие проблемы часто являются следствием некорректно проведенной хирургической операции или появляются вследствие травмы. В таких ситуациях также может быть рекомендована операция - септопластика, то есть коррекция кривой носовой перегородки.

Инфекционные заболевания могут запустить нейровегетативно-мышечную диссоциацию, вследствие чего слизистая оболочка страдает на избыточное кровенаполнение, а это затрудненное дыхание. Этот симптомокомплекс убирается при помощи внутриносовых блокад. Врачи рекомендуют использовать гомеопатические препараты, к примеру, «Траумель С», совместно с лечением лазером, проведением процедур по орошению носовой полости препаратами с активными минералами. Полностью пройденный курс лечения (не менее 10 процедур) позволяет избежать хирургического вмешательства в работу органов дыхания.

Нарушения их функций следует избегать. Для этого необходимо отказаться от курения, следить за собственным весом и не допускать ожирения. Иммунитет следует постоянно поддерживать, употреблять витамины, скорректировать питание и отказаться от вредных продуктов питания. Стараться не допускать инфекционные и бактериальные заболевания, избегать травм и, конечно же, чаще бывать на свежем воздухе.

Вы задумывались о том, как дышите? В жизни мы используем меньше половины объёма своих лёгких, вдыхаем воздух поверхностно и учащённо. Такой неправильный подход нарушает жизнедеятельность организма и провоцирует появление многих недугов: от бессонницы до атеросклероза.

Чем чаще мы вдыхаем воздух, тем меньше кислорода усваивает организм. Без задержек дыхания углекислый газ не может накапливаться в крови и клетках тканей. А этот важный элемент поддерживает обменные процессы, участвует в синтезе аминокислот, успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, возбуждает дыхательный центр и заставляет его работать в оптимальном режиме.

Чем опасно неправильное дыхание?

Учащённое поверхностное дыхание способствует развитию гипертонии, астмы, атеросклероза, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Стремясь восполнить избыточную потерю углекислого газа, организм включает защитную систему. В результате возникает перенапряжение, что приводит к увеличению секреции слизи, повышению уровня холестерина, сужению кровеносных сосудов, спазмам сосудов бронхов и гладкой мускулатуры всех органов.

Как нормализовать процесс дыхания?

Обогащению крови углекислым газом способствует сон на животе, голодание, водные процедуры, закаливание, спортивные нагрузки и специальные дыхательные практики. Также важно избегать стрессов, переедания, приёма лекарственных препаратов, алкоголя, курения и перегрева, то есть вести здоровый образ жизни.

В чём польза дыхательной гимнастики?

  • Профилактика болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного, хронического бронхита).
  • Массаж внутренних органов, улучшение перистальтики кишечника и укрепление мышц живота.
  • Концентрация внимания и повышение интеллектуальной деятельности.
  • Снижение утомляемости, борьба со стрессом и .
  • Прилив энергии, бодрость и отличное самочувствие.
  • Молодая упругая кожа и даже сброс лишних килограммов.

Пять общих правил выполнения дыхательной гимнастики

  1. Начинайте с самого лёгкого, постепенно увеличивая нагрузку.
  2. Тренируйтесь на свежем воздухе (или в хорошо проветриваемом помещении) и в удобной одежде.
  3. Не отвлекайтесь во время занятий. Для достижения максимального эффекта важна концентрация.
  4. Дышите не торопясь. Наибольшему насыщению организма кислородом способствует именно медленное дыхание.
  5. Делайте упражнения с удовольствием. При появлении неприятных симптомов остановите тренировку. Проконсультируйтесь со специалистом касательно сокращения нагрузки или увеличения паузы между подходами. Единственный допустимый дискомфорт - лёгкое головокружение.

Виды дыхательной гимнастики

Практика йогов

Ещё много веков назад йоги обнаружили взаимосвязь дыхания с эмоциональным, физическим и умственным развитием человека. Благодаря специальным упражнениям открываются чакры и каналы восприятия. Дыхательная гимнастика оказывает благотворное влияние на внутренние органы, вы обретаете равновесие и гармонию. Йоги называют свою систему пранаямой. Во время выполнения упражнений дышать нужно только через нос.

Пранаяма - это умение сознательно контролировать дыхание и управлять энергией тела с помощью вдохов и выдохов.

Капалабхати - дыхание животом

Сядьте в удобную позу с прямой спиной. Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на межбровье. На вдохе надуйте живот: расслабьте брюшную стенку, и воздух сам войдёт в лёгкие. На выдохе подтяните живот к позвоночнику, движение должно быть активным. Грудная клетка и верхние отделы лёгких не участвуют в процессе. Начните с 36 дыхательных циклов. Когда привыкнете, доведите до 108.

Нади шодхана - дыхание через левую и правую ноздрю

Прикройте правую ноздрю с помощью большого пальца, а через левую сделайте равномерные вдох и выдох. Выполните пять циклов (вдох и выдох считаются одним циклом), затем поменяйте ноздрю. Сделайте вдох и выдох через две ноздри - тоже пять циклов. Потренируйтесь пять дней и переходите к следующей технике.

Вдохните и выдохните левой ноздрёй, после закройте её и сделайте вдох-выдох через правую. Меняйте пальцы, прикрывая попеременно левую и правую ноздрю. Выполните 10 дыхательных циклов.

Гимнастика Стрельниковой

Эта гимнастика разработана как способ восстановления певческого голоса. Однако практика показала, что метод А. Н. Стрельниковой, основанный на газообмене, способен естественно и эффективно оздоравливать весь организм. В упражнениях задействована не только дыхательная система, но и диафрагма, голова, шея, брюшной пресс.

Принцип дыхания - быстрый вдох носом каждую секунду во время выполнения упражнений. Вдыхать нужно активно, напряжённо, шумно и через нос (при этом ноздри должны смыкаться). Выдох незаметный, он происходит сам собой. Система Стрельниковой включает множество упражнений, базовыми из них являются три.

Упражнение «Ладошки»

Встаньте, руки согните в локтях и направьте ладони от себя. Сжимайте руки в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из восьми вдохов отдохните и повторите упражнение - всего 20 циклов.

Упражнение «Погончики»

Поставьте ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы. Старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте восемь серий по восемь раз.

Упражнение «Насос»

Оставьте ноги в том же положении. Шумно вдохните, медленно наклонитесь и потянитесь руками к полу, не касаясь его. Затем плавно вернитесь в исходное положение, словно вы работаете насосом. Сделайте восемь серий по восемь раз.

Метод Бутейко

По мнению К. П. Бутейко (советского учёного, физиолога, врача-клинициста, философа медицины, кандидата медицинских наук), причина развития болезней - в альвеолярной гипервентиляции. При глубоких вдохах количество получаемого кислорода не увеличивается, а количество углекислого газа уменьшается.

В качестве подтверждения данной теории выступает интересный факт: объём лёгких больного бронхиальной астмой составляет 10–15 л, здорового человека - 5 л.

Цель данной дыхательной гимнастики - избавиться от гипервентиляции лёгких, что, в свою очередь, помогает справиться с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, аллергия, астматический бронхит, стенокардия, диабет и так далее. Система Бутейко включает искусственное поверхностное дыхание, задержки, замедления и затруднения дыхания вплоть до применения корсетов.

Начальный этап тренировки

Замерьте контрольную паузу - промежуток от спокойного выдоха до желания вдохнуть (так, чтобы не хотелось дышать ртом). Норма - от 60 секунд. Измерьте частоту пульса, норма - меньше 60.

Сядьте на стул, выпрямите спину и посмотрите немного выше линии глаз. Расслабьте диафрагму, начиная дышать настолько мелко, чтобы в груди появилось ощущение нехватки воздуха. В таком состоянии нужно находиться в течение 10–15 минут.

Смысл упражнений по методу Бутейко заключается в постепенном сокращении глубины дыхания и сведении её к минимуму. В течение 5 минут уменьшайте объём вдоха, а затем измерьте контрольную паузу. Тренируйтесь только на голодный желудок, дышите носом и бесшумно.

Бодифлекс

Это методика борьбы с лишним весом, дряблой кожей и морщинами, разработанная Грир Чайлдерс (Greer Childers). Её неоспоримое преимущество - отсутствие ограничений по возрасту. Принцип бодифлекса заключается в сочетании аэробного дыхания и растяжки. В результате организм насыщается кислородом, который сжигает жир, а мышцы напрягаются, становясь упругими. Начните освоение гимнастики с пятиэтапного дыхания.

Пятиэтапное дыхание

Представьте, будто вы собираетесь сесть на стул: нагнитесь вперёд, опираясь руками на ноги, слегка согнутые в коленях, ягодицы отставьте назад. Ладони поставьте примерно на 2–3 сантиметра выше коленей.

  1. Выдох. Сожмите губы в трубочку, медленно и равномерно выпускайте из лёгких весь воздух без остатка.
  2. Вдох. Не открывая рта, быстро и резко вдохните через нос, стараясь наполнить лёгкие воздухом до отказа. Вдох должен быть шумным.
  3. Выдох. Поднимите голову вверх на 45 градусов. Сделайте движение губами, как будто размазываете губную помаду. Выдохните из диафрагмы с силой весь воздух через рот. Должен получиться звук, похожий на «пах».
  4. Пауза. Задержите дыхание, наклоните голову вперёд и втягивайте живот в течение 8–10 секунд. Старайтесь, чтобы у вас получилась волна. Представьте, что желудок и другие органы брюшной полости буквально помещаются под рёбра.
  5. Расслабьтесь, вдохните и отпустите мышцы брюшного пресса.

Система Мюллера

Датский гимнаст Йорген Петер Мюллер (Jørgen Peter Müller) призывает к глубокому и ритмичному дыханию без пауз: не задерживать дыхания, не делать коротких вдохов и выдохов. Цель его упражнений - здоровая кожа, дыхательная выносливость и хороший мышечный тонус.

Система состоит из 60 дыхательных движений, выполняемых одновременно с десятью упражнениями (одно упражнение - 6 вдохов и выдохов). Рекомендуем начать с лёгкой степени сложности. Выполняйте первую пятёрку упражнений медленно по шесть раз. Дышите грудной клеткой и через нос.

5 упражнений для укрепления мышечного корсета

Упражнение № 1. Исходное положение: руки на поясе, ступни рядом, спина прямая. Поочерёдно поднимайте и опускайте прямые ноги вперёд, в стороны и назад (одну ногу на вдохе, другую - на выдохе).

Упражнение № 2. Поставьте ступни на расстоянии короткого шага. На вдохе максимально прогнитесь назад (с головой), подайте бёдра вперёд, согните сжатые в кулаках руки в локтях и кистях. На выдохе наклонитесь вниз, выпрямите руки и постарайтесь коснуться ими пола. Колени при этом не сгибайте.

Упражнение № 3. Сомкните и не поднимайте пятки. На вдохе наклоните туловище влево, одновременно переводя полусогнутую правую руку за голову. Сделайте выдох и вернитесь в исходное положение. Повторите движения в правую сторону.

Упражнение № 4. Разведите ступни на максимальное расстояние друг от друга. Пятки обращены наружу, руки свободно свисают по бокам. Поверните корпус: правое плечо - назад, левое бедро - вперёд, и наоборот.

Упражнение № 5. Поставьте ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимите руки перед собой. Сделайте глубокое приседание на выдохе. Выпрямитесь и опустите руки.

Противопоказания

Как ни велика польза дыхательной гимнастики, выполнять её следует осторожно. Перед началом любых занятий проконсультируйтесь с врачом. Постепенно переходите к увеличению нагрузок, чтобы избежать неприятных симптомов гипервентиляции лёгких.

Дыхательные упражнения противопоказаны людям после операций и с некоторыми заболеваниями. Ограничениями являются сильная гипертония, высокая степень близорукости, перенесённый инфаркт, глаукома в острой стадии заболевания на фоне гипертермии, ОРВИ, декомпенсированные сердечно-сосудистые и эндокринные патологии.

Удивительно, но факт: естественный процесс вдоха и выдоха может сильно изменить вашу жизнь. Правильно подобранная техника дыхания способна укрепить здоровье и обеспечить . Главное - это желание учиться и грамотный подход.

При обнаружении острого отека необходимо вызвать скорую помощь. Первая помощь больному заключается в том, чтобы:

  1. избавиться от воздействия аллергена (лекарства, пищи, животного);
  2. успокоить больного (снять эмоциональную нагрузку);
  3. обеспечить доступ свежего воздуха: снять галстук и пояс, расстегнуть застежку у ворота, открыть форточку;
  4. положить холодный компресс на пораженную область для уменьшения интенсивности зуда и отека;
  5. закапать в нос сосудосуживающие капли (например, нафтизин).
  6. применение антигистаминных средства (димедрола, супрастина).

Как восстановить дыхание при стрессе?

Любая резкая смена эмоций может вызвать спазм сосудов, в результате чего органы и ткани будут недостаточно насыщаться кислородом. Стресс приводит к сильному напряжению в мышцах грудной клетки и провоцирует приступ удушья. Чтобы научиться контролировать и восстанавливать дыхание при стрессе, нужно придерживаться следующих правил:

  • учиться вдыхать легко и выдыхать продолжительно, что приводит к сокращению диафрагмы и стимулирует работу внутренних органов;
  • эмоции нельзя сдерживать;
  • научиться дышать животом: делая вдох, выпячивать живот, на выдохе ощущать, как живот спадает;
  • сделать медленный вдох и выдох в бумажный пакет или сложенные вместе ладони.

Как помочь больному при астме?

Первая помощь при астматическом приступе состоит в том, чтобы:

  1. освободить больного от тугой одежды;
  2. открыть доступ свежего воздуха;
  3. опустить кисти рук и стопы ног в горячую воду или поставить на них горчичники;
  4. растирать в области сердца тряпкой, смоченной в холодной воде с уксусом и солью, если нет заболеваний легких;
  5. натирать виски одеколоном;
  6. применять горячие обертывания груди.

Для снятия приступа астмы можно использовать средства народной медицины :

  • чай из солодки (1 чайную ложку корня солодки прокипятить в течение 2-х минут в чашке воды, перед употреблением добавить 1/2 чайной ложки чистого топленого масла) принимать по глотку каждые 5-10 минут;
  • принять средство из 1/4 чашки лукового сока, чайной ложки меда и 1/8 чайной ложки черного перца;
  • 2-3 раза в день натощак принимать смесь из 1 чайной ложки горчичного масла с 1 чайной ложкой нерафинированного сахара.

Что делать при удушье?

Приступы удушья чаще возникают ночью, чем днем. Дыхание при этом становится шумным, сопровождается свистом и хрипами. Короткий вдох и длинный выдох со свистом и хрипами говорит о заболевании дыхательных путей и спазме бронхов.

При сердечной недостаточности наблюдается частое дыхание, при котором вдох и выдох затруднен. При удушье нужно действовать следующим образом:

  • усадить больного, обеспечить свободный доступ свежего воздуха (убрать одеяло, открыть окно);
  • прикладывать грелки к ногам и рукам или опустить ноги по щиколотку в таз с горячей водой;
  • поставить горчичники на грудь или боковые поверхности туловища; или на спину ниже лопаток;
  • дать больному эфедрин и эуфиллин по одной таблетке.

Как защитить ребенка от удушья?

Хрипы при дыхании, сильный кашель, удушье может возникнуть у ребенка в результате нарушения работы органов дыхания, действия аллергена или инфекции. Необходимо установить причину приступа, обращая внимание на такие детали:

  • эмоциональное состояние ребенка (спокоен, расстроен, нервничает);
  • чем занимался ребенок (бегал, играл, сидел);
  • что надето на ребенке (тесная одежда или аллергия на ворс);
  • нахождение рядом животного;
  • чем питался ребенок перед приступом;
  • какова обивка мебели, могла ли она вызвать аллергию.

Для предупреждения приступов удушья необходимо:

  1. увлажнять сухой климат в квартире;
  2. проверять, нет ли у ребенка жара;
  3. прочищать ребенку нос, поскольку многие дети не могут сказать об этом;
  4. пользоваться лекарствами от насморка не более 3-4 дней подряд;
  5. не волноваться, потому что волнение родителей передается ребенку.

В большинстве случаев причиной развития бронхиальной астмы становится аллергия. Она проявляется в форме воспаления дыхательных путей, при котором острый бронхоспазм сопровождается увеличением секреции слизи.

Симптомы болезни

Каждый родитель должен знать, как может проявляться астма. Признаки у ребенка обычно ярко выражены. У малыша начинается бронхоспазм, который медики именуют бронхиальной обструкцией. Выражается это следующим образом. У ребенка начинается приступообразный сухой кашель. Со временем начинает выделяться вязкая мокрота.

Понять, что началась обструкция, можно по дыханию. Если у здорового ребенка длительность вдоха и выдоха приблизительно одинакова, то при развитии астматического приступа появляется одышка. Она характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. При этом у больного наблюдается свистящее дыхание, которое слышно издалека.

Существуют также так называемые первые признаки астмы у детей, которые наблюдаются еще до начала развития приступа. Так, у малыша начинается кашель, наблюдается заложенность носа и кожный зуд.

При приступе дети старшего возраста могут пожаловаться на ощущение нехватки воздуха, сдавливание в районе грудной клетки. У малышей нарушается сон, они становятся плаксивыми, раздражительными, вялыми.

Провоцирующие факторы

Чтобы предотвратить развитие заболевания, необходимо знать, что именно может привести к проблемам. К провоцирующим факторам специалисты относят загрязненность воздуха, перепады атмосферного давления, цветение аллергоопасных растений и даже неблагоприятную психологическую атмосферу в доме.

Если у вас в семье есть люди с наследственными аллергическими заболеваниями, то вам в первую очередь необходимо выяснить, как может проявляться астма у ребенка. Симптомы надо знать для того, чтобы не пропустить начало проблем. Также в группе риска находятся дети с экссудативно-катаральным диатезом.

Аллергеном, который приводит к бронхоспазму, может стать пыльца растений, определенные продукты питания, табачный дым, лекарства, бытовая пыль. Реакция может начаться от вдыхания холодного воздуха или от физических нагрузок.

При первом контакте организм как бы знакомится с чужеродным веществом, а вот при последующих «встречах» уже начинает бурно реагировать. Иммунная система вырабатывает антитела, а они, в свою очередь, высвобождают биологически активные вещества, которые и становятся причиной того, что развивается астма у детей. Признаки и симптомы в виде отдышки, навязчивого кашля и затрудненного дыхания сложно не заметить.

Характерные ососбенности заболевания у грудных детей

У всех малышей перед приступом астмы отмечается так называемый В это время можно заметить отклонения со стороны органов дыхания. Из носа начинает выделяться жидкая слизь, появляется зуд и связанное с ним постоянное чихание, сухой кашель. Врач может прослушать единичные сухие хрипы, увидеть отечные миндалины. Это первые признаки астмы у ребенка до года.

Также болезнь влияет на нервную систему. Кроха становится беспокойным, раздражительным, у него портится сон. Нарушения наблюдаются и со стороны системы пищеварения - может начаться запор либо появиться жидкий стул.

Развивается астма у малышей, как правило, на фоне респираторных заболеваний. Лишь в исключительных случаях ее появление может быть обусловлено стрессом. При этом признаки астмы у проявляются постепенно. Это связано с тем, что отек слизистой оболочки бронхов и гиперемия нарастают медленными темпами.

Сам приступ может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Он будет сопровождаться свистящим дыханием, которое слышно даже на значительном расстоянии, экспираторной одышкой.

Стоит отметить, что иногда первые появившиеся признаки астмы у детей до года остаются незамеченными. Они могут проявляться эпизодически без какой-либо регулярности, в разное время. При этом проходить они могут сами по себе, без какой-либо терапии. И в период между приступами никаких отклонений родители не замечают.

Дети дошкольного возраста

Заподозрить развитие заболевания у более старших деток также не всегда удается. Признаки астмы у ребенка в 2 года могут быть смазаны. Например, у них может учащаться и становиться прерывистым дыхание во время сна. Также это происходит при физических нагрузках.

К характерным проявлениям заболевания также относят частое чихание, периодическое откашливание, беспокойный сон. Часто дети даже не замечают, что кашляют во сне. Это происходит рефлекторно. Если ребенок спит отдельно, то родители могут даже не услышать кашель. Поэтому необходимо понаблюдать за ребенком, если воспитатель из детского сада говорит, то малыш кашляет во время сна.

Дошкольники не всегда могут описать свои ощущения, поэтому следить за их состоянием должны родители. Например, признаки астмы у ребенка 5 лет могут проявляться во время активных игр. Необходимо проконсультироваться с врачом, если после небольшой пробежки малыш начинает закашливаться. Активное движение может стать причиной болей в грудной клетке, чувства сдавливания.

Признаки астмы у школьников

Чем старше ребенок, тем подробнее и точнее он может описать свое состояние. Поэтому определить болезнь у школьников уже немного проще. Но сделать это можно лишь в том случае, если знать, какие признаки астмы у детей могут быть.

Как и у дошкольников, у детей школьного возраста о заболевании свидетельствует кашель во сне и после физических нагрузок. Больные могут рассказать о появившемся давящем чувстве в районе грудной клетки. Кроме того, уловив связь между физическими нагрузками и появляющимся дискомфортом, дети стараются как можно меньше бегать, избегая любых активных игр. Даже при отсутствии жалоб надо следить за учениками, которые отказываются от посещений уроков физкультуры, стараются не бегать, спокойно сидят на переменах.

Если у ребенка начинается приступ кашля, ему тяжело сидеть прямо. Он старается облегчить свое состояние, сгибается, горбатится, подается вперед. Можно также заметить излишнюю бледность. Дошкольники и дети младшего школьного возраста во время приступа могут испугаться и даже расплакаться.

Подростковый возраст

Как правило, к 12-14 годам диагноз уже установлен. В этом возрасте важно научить ребенка распознавать, когда начинается астма. Признаки у ребенка, как правило, всегда схожи. У него всегда должен быть с собой специальный ингалятор, выписанный врачом. Родители обязаны следить за тем, чтобы в нем не закончилось лекарство, и вовремя менять использованную емкость.

Симптомы заболевания у детей среднего и старшего школьного возраста особо не отличаются от тех, которые встречаются у малышей. Но подростки уже в состоянии контролировать заболевание, а значит, им под силу предупредить обострение.

Стоит отметить: несмотря на тот факт, что у многих приступы начинаются именно во время занятий спортом, подросткам с астмой нужна физическая активность. Просто перед нагрузками необходимо принять выписанное врачом лекарство и следить за дыханием. Оно должно быть ровным и ритмичным.

Приступы могут вызывать аллергены. Но подростки должны уже знать, какие именно вещества провоцируют заболевание. По возможности они должны избегать их. Если аллергические приступы провоцируют сезонные растения, то необходимо на регулярной основе принимать медикаменты, блокирующие их развитие.

Часто в этом возрасте начинается процесс ремиссии. Все признаки астмы пропадают, и родители решают, что их ребенок просто «перерос» болезнь. Но на самом деле гиперреактивность бронхов сохраняется. Если подросток столкнется с несколькими провоцирующими факторами, то заболевание может вернуться. Иногда это происходит в зрелом возрасте. Достаточно часто встречаются ситуации, при которых астма исчезает в подростковом возрасте и появляется вновь в пожилом.

Диагностика

Чтобы точно определить, есть ли астма у ребенка, недостаточно знать первые признаки и основные симптомы этой болезни. Одышка, учащенное и затрудненное дыхание, навязчивый кашель могут появляться и при обструктивном бронхите. Поэтому без консультации врачей не обойтись. В первую очередь посетить необходимо педиатра. Он уже даст направление на все необходимые анализы и направит вас к аллергологу. При необходимости может также понадобиться консультация пульмонолога.

Помимо общих исследований крови и мочи, также может браться на При астме в ней обнаруживают повышенное содержание эозинофилов, спиралей Куршманна (слизь с дыхательных путей), кристаллов Шарко-Лейдена (лизофосфолипаза, высвобожаемая из эозинофилов), телец Креола (скопление клеток эпителия).

Для установки диагноза врач должен разобраться с деталями жизни малыша. Ему надо знать, как и когда начинаются приступы. Даже по такому описанию иногда специалисту становится понятно, что именно является аллергеном для малыша. Врачу также важно знать, как ребенок реагирует на бронхолитические препараты. Об астме будет свидетельствовать временное улучшение состояния на фоне их использования.

Диагностика заключается в проведении специальных анализов. Одними из самых распространенных являются кожные аллергопробы. Для этих целей на слегка расцарапанные участки предплечья крохи наносят потенциальные аллергены. Через 20 минут врач оценивает результаты. Смотрят, на каких именно участках кожа покраснела больше всего.

Это позволяет выявить аллерген, но не дает возможности понять, нарушена ли работа дыхательной системы. Определить это могут и сами родители, зная признаки бронхиальной астмы. Кашлевая форма у детей требует более тщательной диагностики. Для определения рабочего объема легких проводят специальное обследование - спирометрию. С его помощью оценивают степень нарушения функционирования дыхательной системы.

Для этого замеряют объем сделанного с усилием выдоха-вдоха и общую емкость легких. В первый раз данные замеры делают без каких-либо препаратов. Затем обследование повторяют после приема бронхолитических медикаментов. Если объем легких увеличивается более чем на 12 %, то проба считается положительной.

Также оценивают гиперреактивность бронхнов после физической нагрузки. Если объем форсированного выдоха уменьшается на 20 %, это свидетельствует о том, что у маленького пациента астма. Признаки у ребенка, впрочем, могут быть настолько выражены, что не всегда назначают такое детальное обследование.

Клинические проявления

Стоит понимать, что у детей часто невозможно поставить диагноз из-за того, что возникает обструктивный синдром при бронхите. За несколько дней у них развивается кашель, появляются симптомы, свидетельствующие о нарушениях дыхания, прослушиваются свистящие хрипы. Как правило, лечение заключается не только в приеме брохолитиков, но и антибиотиков, антигистаминных препаратов. При последующих ОРВИ могут появляться симптомы обструкции легких.

Признаки астмы у грудных детей достаточно смазаны, поэтому особое внимание уделяется анамнезу, расспросу родителей о начале развития заболеваний и физикальному обследованию.

Само течение заболевания можно разделить на 3 условных этапа:

  1. Непосредственно приступ. Развивается острое удушье из-за затрудненного входа. Ему предшествует предприступный этап, который может продолжаться от нескольких минут до 3 суток.
  2. Период обострения. Характеризуется затрудненным дыханием, появлением периодических свистов, навязчивым кашлем и затрудненным отхождением мокроты. В это время периодически могут повторяться острые приступы.
  3. Ремиссия. Период отличается тем, что ребенок может вести обычный образ жизни, у него отсутствуют какие-либо жалобы. Ремиссия может быть полной, неполной (определяется по показателям внешнего дыхания) либо фармакологической (сохраняется при приеме определенных медикаментов).

Важно уметь определять первые признаки астмы у детей, чтобы не допустить развития острого приступа. Если предотвратить его не удалось, то родители и ближайшее окружение ребенка должны знать, что необходимо делать. Также важно понимать, что различают приступы по выраженности бронхоспазма.

Наиболее безопасной является легкая степень. При таком приступе начинается спастический кашель, дыхание незначительно затрудненно. Общее самочувствие ребенка при этом остается неплохим, речь не нарушается.

При среднетяжелом приступе признаки более выражены. Самочувствие ребенка ухудшается, он становится капризным и беспокойным. Кашель носит приступообразный характер, выделяется густая вязкая трудноотходящая мокрота. Дыхание шумное и свистящее, присутствует одышка. Кожа при этом бледнеет, губы приобретают синюшный оттенок. Дети могут говорить лишь отдельными словами или короткими фразами.

Тяжелый приступ характеризуется появлением одышки, которая слышна на расстоянии. Сердцебиение у малышей учащается, на лбу выступает холодный пот, наблюдается общий цианоз кожных покровов, губы синие. Признаки астмы у детей 6-летнего и более старшего возраста характеризуются тем, что больной не может говорить, он в состоянии произносить лишь отдельные короткие слова. Малыши, как правило, не могут объяснить свое состояние, они лишь плачут и выражают беспокойство всеми доступными способами.

Наиболее тяжелые случаи носят название астматического статуса. Это состояние, при котором тяжелый приступ болезни не удается купировать на протяжении 6 и более часов. У ребенка развивается резистентность к назначаемым медикаментам.

Особенности протекания заболевания

Важно знать, как перед началом приступа может проявляться астма. Признаки у ребенка могут быть такими: капризность, раздражительность, плаксивость, головная боль, навязчивый сухой кашель.

В большинстве случаев приступы начинаются вечером либо ночью. Вначале возникает кашель, шумное дыхание, одышка. Дети часто пугаются, начинают плакать, метаться в постели. Начальные проявления астмы у малышей нередко выражаются в форме бронхообструктивного синдрома при ОРЗ. Также на фоне простудных заболеваний может начаться приступ астматического бронхита. Он характеризуется одышкой, при которой затруднен вдох, и влажным кашлем.

Атопическая бронхиальная астма характеризуется быстрым развитием приступа. Своевременное применение бронхоспазмолитиков позволяет его купировать. А вот при инфекционно-аллергической форме приступы развиваются медленно, симптомы нарастают постепенно. Купировать приступ приемом бронхоспазмолитиков удается далеко не сразу.

После нормализации состояния мокрота начинает откашливаться, одышка проходит. В ряде случаев состояние улучшается лишь после рвоты.

Действия родителей

Вне зависимости от возраста ребенка, у которого была выявлена астма, его родственники должны следить за тем, чтобы предупредить развитие приступов и снизить их частоту. Для этого необходимо неукоснительно выполнять все рекомендации медиков, пить назначенные препараты и избегать потенциальных аллергенов.

В детском саду все воспитатели, медсестра, музыкальный работник должны быть в курсе ситуации. Также важно назвать им перечень аллергенов, которые являются причиной того, что начинается астма у ребенка. Симптомы начала приступа им также желательно сообщить. В этом случае они смогут своевременно отправить ребенка к медицинскому работнику или вызвать родителей.

Если воспитатели будут знать, на что у ребенка аллергия, они смогут помочь избежать контакта с данными веществами. Например, можно заменить цветы в детском дошкольном учреждении, если какие-то из них провоцируют начало приступа. Также воспитателям под силу следить за питанием малыша. Конечно, даже двухлетним крохам необходимо объяснять, что им нельзя кушать. Но не всегда дети могут сами это контролировать.

В школе педагоги также должны быть в курсе проблем ребенка. В первую очередь необходимо классному руководителю рассказать, что у ребенка астма. У детей признаки и симптомы могут проявляться постепенно. Например, если в школе был контакт с аллергеном, то ребенок ночью может спать беспокойно, кашлять во время отдыха, его дыхание может стать сбивчивым. В этом случае необходимо детально расспросить малыша о том, что он делал на протяжении дня, что ел и в каких помещениях был.

Предупредить нужно и учителя физкультуры. Но если врач будет видеть в том необходимость, он направит ребенка на комиссию, где ему смогут дать частичное или полное освобождение от физических нагрузок в школе.

Но учтите: ребенка необходимо постепенно приучать к активному образу жизни. Астма не является помехой для занятий большинством видов спорта. Даже некоторые олимпийские чемпионы страдали от данного недуга в детстве. Важно просто научить ребенка следить за своим состоянием и уметь распознавать первые признаки бронхиальной астмы. У детей должен хорошо срабатывать механизм защиты. Просто надо объяснить ребенку, что важно даже при появлении незначительного дискомфорта остановиться и восстановить дыхание.

Тактика лечения

Невозможно самостоятельно разобраться, что делать, если появились первые признаки астмы. Лечение должен назначать аллерголог, иногда требуется комплексная работа и задействование пульмонолога. Немалоажным является и правильное поведение родителей. Не нужно паниковать, однако и бездействовать тоже не следует. С малышом необходимо провести беседу, обсудить возможные причины развития недуга, рассказать, что можно делать и чего нельзя.

Как бороться с таким состоянием, как бронхиальная (Комаровский, кстати, утверждает, что оно просто необходимо) заключается в применении медикаментов для предотвращения развития приступа и введения пациента в состояние ремиссии.

Купировать состояние можно с помощью глюкокортикостероидов. Вначале необходимо использовать быстродействующие ингаляционные средства. Терапия должна быть поддерживающей. Если не удается достичь необходимого эффекта при помощи средства «Недокромил» или кромоглициевой кислоты, то делаются ингаляции глюкокортикостероидами.

Направлена терапия должна быть на:

Ликвидацию клинических проявлений;

Улучшение функции дыхания;

Снижение необходимости в бронхолитических средствах;

Предотвращение развития угрожающих жизни состояний.