Древние боевые искусства индии. Из истории боевых искусств мира

Индийские единоборства имеют не менее древнюю историю, чем китайские, но поскольку они развивались главным образом внутри страны, то были мало известны за ее пределами и практически не оказали влияние на развитие систем боевых искусств в соседних странах.

Самым древним и самым популярным видом национальной борьбы в Индии является кушти. Она пользовалась покровительством местных правителей, которые лично присутствовали на состязаниях, часто заканчивавшихся смертью одного из соперников. Наиболее известны три школы кушти - бхимасени, джарасандхи и хануманти, названные по именам их реальных или легендарных основателей. Борцы кушти - пахлаваны - имеют большой вес и мощное телосложение, но несмотря на это, они быстрые и ловкие. Цель схватки в кушти сводится к тому, чтобы повалить противника на лопатки, используя приемы четырех основных типов: захваты и броски, основанные на грубой силе; захваты и броски, предполагающие использование инерции движений противника; приемы обездвиживания и ослабления противника; болевые замки, позволяющие ломать конечности, пальцы, позвоночник, а также удушения.

Состязания по кушти проводятся в неглубокой квадратной яме или на деревянном полу. Чемпион получает титул "рустама", название которого связано с именем легендарного героя персидского эпоса.

Существует несколько ответвлений кушти: в масти один борец отбивается от группы противников; в бинот борец обороняется от атак вооруженного противника; в бандеш оружие агрессора оборачивается против него самого.

Маллявеша, в отличие от кушти, не борьба, а комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Считается, что свое начало оно берет от эллинского панкратиона, который был занесен в Индию воинами Александра Македонского в 327--318 годах до н.э.. В древности существовали целые касты профессиональных борцов (малля), получавших за свое искусство огромные деньги. Маллявеша использовалось для физической подготовки индийской молодежи, а также в ритуальных целях. К ритуальным единоборствам относится ваджра-мукти - поединок двух бойцов, вооруженных ваджрами ("молниями"), представлявшими собой бронзовые или железные кастеты причудливой формы. Поединки ваджра-мукти посвящались какому-либо из многочисленных богов индийского пантеона и обычно заканчивались смертью одного из участников.

Сегодня известны три стиля борьбы маллявеша: малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида. Основы данного вида единоборств изложены в трактате "Малля-пурана", написанном на санскрите в 1731 году. Проигравшим в поединке считается тот, кто падает на землю. Убивать противника нельзя, но можно выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову. Приемы поединка также включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы и блоки.


Школа силового единоборства, существующая с древних времен в штате Уттар-Прадеш, называется "мукки-бази". В ней практикуются парные поединки, в которых сходятся мастера, и групповые схватки, в которых участвуют ученики. Победителями считаются представители той команды, которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. Подобные турниры часто заканчивались тяжелыми травмами участников и даже смертельными случаями, поэтому в настоящее время школа представляет собой немногочисленную секту. Бойцы мукки-бази владеют умением держать удар в любую часть тела, даже в самые уязвимые, такие как пах, горло, нос, губы. Методика овладения подобным умением держится в секрете; cвоими кулаками бойцы могут разбивать булыжники и кокосовые орехи, но избегают травм благодаря знаниям полученным из индийской традиционной медицины.

Каляри-ппаятт - одно из древнейших боевых искусств мира, сохранившееся до наших дней в ряде деревень штата Керала. На языке коренных жителей Индостана дравидов название единоборства означает "бой на священном месте". Поединки проводят не на открытой площадке, а в особом котловане двухметровой глубины, покрытом решеткой из прутьев и пальмовыми листьями.

Тренировка в каляри-ппаятт состоит из четырех разделов: метхотхари - это занимающий много времени комплекс общефизической подготовки; колтхари - упражнения с оружием; ангатхари - комплекс упражнений без оружия, в котором основное влияние уделяется нанесению ударов по точкам человеческого тела, воздействие на которые влечет смерть, временный паралич или сильную боль; также изучаются приемы боя "голыми" руками и ногами, основанные на подражании животным (змеи, пантеры, медведи, тигры, слоны и т.д.); верамкхари - это учебные поединки безоружного против вооруженного, двух одинаково вооруженных противников или бойцов с разным оружием.

К традиционному оружию каляри-ппаятт относятся: отта - деревянная толстая палка в форме бивня слона, кеттукари - бамбуковая трость, мади - "кинжал" из двух соединенных торцами рогов антилопы, черувати - короткая палка; пулиянкам - длинная сабля, уруми - гибкий обоюдоострый меч-плеть.

В каляри-ппатт выделяют два стиля - северный и южный. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню, длинных выпадов; основная ударная форма рук - кулак, руки и ноги при ударах до конца не распрямляются. В южном стиле круговые движения преобладают над прямолинейными, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко. Этот стиль более жесткий, чем северный, который по существу превратился в искусство военного танца.

Древние трактаты каляри-ппаятт были записаны на пальмовых листьях более двух тысяч лет назад. Это "Асата вадиву", раскрывающий принципы боя, и "Марама-сутра", содержащий информацию о нервных узлах и жизненно важных точках тела.

Нарамхай-ниханго - это комплекс традиционных боевых искусств сикхов, распространенный среди нихангов, членов воинской религиозной общины хальсы, которые давали клятву найти смерть в бою. Орден нихангов появился в начале XVIII века при жизни основателя хальсы гуру Говинда Раи. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались войска противника, имевшие превосходство в численности и вооружении. Ниханги владели всеми видами оружия, великолепно ездили верхом и умело сражались в пешем строю, владея приемами боя голыми руками. Оружие нихангов - это копья, сабли, дротики и чакры (боевые диски для метания, остро заточенные по краям).

Поединки нихангов проводятся с оружием, им предшествуют обрядовые воинские пляски. Существует также система боя голыми руками против вооруженного противника (нарамхай), внешне схожая с бирманским бандо.

Силамбам - это искусство боя на палках, распространенное среди тамилов с I века нашей эры. Участники соревнуются на круглой площадке либо парами, либо командами по два-три человека. Победителем считается тот, кто выбил палку из рук противника, ударил его палкой по голове или прикоснулся к его телу палкой большее количество раз. Длина палки в силамбаме превышает человеческий рост, ее держат за один конец двумя руками. Есть вариант силамбама, в котором боец действует двумя короткими палками. Помимо техники работы с палкой, в арсенал мастера силамбама входят удары ногами и акробатические прыжки. Боевой вариант силамбама - латхи, его изучают индийские полицейские. С помощью латхи можно ломать кости противнику, что применяется при подавлении массовых беспорядков, при задержании преступников.

Школа ади-хай пидутам ("управление руками, наносящими удары по уязвимым точкам тела") распространена в штате Керала. Внешне техника ади-хай пидутам напоминает дзю-дзюцу, но индийская система намного старше. В ней используются захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по уязвимым точкам тела противника. Иногда вслед за захватами проводятся броски. Чтобы воздействие на точки было эффективным, изучается комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров человеческого организма.

Боевое искусство, сохранившееся в штате Тамилнаду, носит название "варма-калаи" и на тамильском языке означает "искусство поражения уязвимых точек". В нем существуют разделы боя с оружием и голыми руками.

Техника варма-калаи включает в себя удары кулаком и открытой рукой, удары ногами, прыжки, удары локтями и коленями, выпады и уклоны, захваты, подножки и броски.

Оружие варма-калаи - это палка (силамбам), дубинка, кинжал, сабля, меч, копье, боевой хлыст. Работа с оружием проводится как одной, так и двумя руками.

В варма-калаи существуют формальные упражнения (ади вариссай), разделенные на пять серий из двенадцати элементов. Техника формальных комплексов может применяться против двух и более противников (кутту вариссай). Все движения отрабатываются как с пустыми руками, так и с оружием.

Удары наносятся по-разному, в зависимости от того, хотят ли убить противника или вывести его из строя. Действие удара может быть отсрочено.

Одна из составных частей варма-калаи - традиционный индийский массаж. Теоретическую основу искусства массажа и ударов по уязвимым точкам составляют представления о циркуляции внутренней энергии. Практика варма-калаи требует серьезного знания системы йога, особенно техники дыхания.

Существует мнение, что боевые искусства зародились в Древнем Китае, а уже оттуда разошлись по всему миру. В принципе, эта точка зрения имеет право на существование, но возникает вопрос: что послужило основой для воинского искусства Поднебесной? Есть мнение, согласно которому истоки всех единоборств находятся в Древней Индии, а именно - в боевой системе калари-паятту. Индийское боевое искусство - самая древняя традиция, насчитывающая более 6000 лет. Его считают родоначальником всех боевых искусств. Согласно легенде, создателем этого боевого искусства является Шива Натараджа. Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры.

НАСЛЕДНИКИ ШИВЫ

ЕСТЬ множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном это относится к способам ведения войны и использованию оружия.
Кришна сражал врагов, метая чакры (с санскрита "чакра" переводится как "колесо"), а оружием служили железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, так как острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника. Шива пользовался огромным мощным луком, поднять который было не под силу даже самым сильным из простых смертных.
Калари-паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия). Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для калари-паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения.
Хотя калари-паятту и другие национальные виды борьбы и боевых искусств практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.
На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово "йога" означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как "объединение"). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.
Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью, чем боевые искусства Китая, Кореи и Японии.
Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей, надо рассматривать как легенды.
Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств, наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям. Легенды упоминают также тугов-душителей - секту поклонников Кали - богини смерти. Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом "не проливать кровь".
Стиль калари-паятту по разным версиям появился во II веке до нашей эры или в IV веке нашей эры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии калари значит "священное место", а слово паятту переводится как "бой", "боевые приемы". Таким образом, название стиля можно перевести как "бой на священном месте". Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.
Свой вклад в формирование воинской традиции также внесли брамины, поселения которых появились в Керале примерно в VII веке нашей эры. Существовала целая каста "полубрахманов", которые несколько столетий хранили и формировали воинское искусство.
Позднее возникла каста "наяр": в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже. На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и наши современники, практикующие калари-паятту), или стреляют из лука.
Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи: "Мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло - все это под руководством знающих мастеров. Вследствие подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей. Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с оружием. Мальчики выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и шлемов".
Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки обучались воинскому искусству - более того, известно, что несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров калари-паятту относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов. В Керале даже считают, что "если бы не предательство своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю".
Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не в каждой деревне был свой "калари" с мастером, который учил детей и занимался медицинской практикой.
Однако лишь в XX веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического прошлого. Тогда же стало использоваться слово калари-паятту. В широкое употребление оно вошло лишь в XX веке, когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся до наших дней.
Калари-паятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, с общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника "самозащиты без оружия", цель которой - обезоружить противника; особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить; медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха.

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.
В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены камнем. Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).
Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари - физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий калари-паятту. Вторая стадия - колтхари - это тренировки с деревянными орудиями разной длины - от полуметра до полутора метров. Самое важное из них - это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек. Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием - кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия. На этом этапе ученик осваивает уруми - гибкий длинный обоюдоострый меч.
Можно выделить два стиля калари - северный и южный. В одном много высоких прыжков и упражнений на развитие гибкости, в другом больший упор идет на работу с оружием.
В боевом искусстве около 30 видов оружия. Это легкие мечи-уруми, тяжелые мечи, гибкий меч (его длина может достигать 6 метров, в традиционной практике он обматывался вокруг тела воина), чурика (нож с защитой для рук, техника владения которым сохранилась только в Индии). Изучается также техника работы с копьем, в индийских школах учеников обязательно обучают стрельбе из лука. Вообще же во многом оружие Древней Индии по технике владения и по внешнему виду близко оружию Древней Руси.
В традиции калари-паятту нет систем "поясов", наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития. Раз в год каждый ученик должен пройти систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм.
Спортивной составляющей в калари нет. Изучая это боевое искусство, люди учатся наносить удары в максимальную силу и не останавливать свой удар, поскольку изначально в Индии из-за кастового строя боевыми искусствами имели право заниматься только воины-кшатрии. Во многом поэтому в калари нет спаррингов, а есть парная работа, которая, в сущности, представляет собой формальный комплекс. Более того, запрещено всяческое ломание кирпичей, палок и досок, которое любят демонстрировать мастера ушу на показательных выступлениях - с точки зрения аюрведы это крайне вредно для здоровья.

КУЛЬТУРА

В КАЛАРИ-ПАЯТТУ находит широкое применение аюрведическая медицина - лечебный массаж с применением специальных масел проходит каждый, кто занимается этой системой. Знаменитые храмовые танцы Индии много заимствовали из этой боевой традиции в плане физической подготовки и передвижения по сцене.
Как часть жизни традиционного индийского общества, калари-паятту связано с традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от калари-паятту. Это знание было окружено завесой тайны: "...наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках). Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги" - так говорится в старинном трактате.
В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти. Однако с их помощью можно также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари к мастеру приходят не только затем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.
Также калари-паятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание постановок - это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык. Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела, необходимые для актеров, имеют своим источником калари-паятту.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1970-1990-е годы в Керале открылось несколько школ калари-паятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Одна из самых известных - ISMA - школа боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин не только из Индии, но и из других стран. Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.
История российской школы калари-паятту берет свое начало в 1996 году в Петербурге с приходом учителя-ашана из Индии. Сейчас в ней на постоянной основе занимаются человек 70, а в Москве - немногим более двадцати.

Хаким ИБРАГИМОВ
Иллюстрации
из архива автора

Создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах считается Бог Шива - Шива Натараджа. По древним легендам первым учителем боевых искусств стал один из его учеников - Парашурама.

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово "йога" означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как "объединение"). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.

Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью чем, боевые искусства Китая, Кореи и Японии, хотя многие самые разные древние стили до сих пор сохранились в отдельных районах Индии. Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствовует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей надо рассматривать как легенды.

Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. (Свирепые воины-сикхи описаны, например, в романе А. Конан-Дойля "Знак четырех"). Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям.

Легенды упоминают также тугов-душителей - секту поклонников Кали - богини смерти. Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом "не проливать кровь".

Ваджра-мушти

Ваджра-мушти можно перевести как "кулак грома и молнии", "алмазный кулак" или "кулак высшего мастерства". В технике этого стиля основное значение имеют очень быстрые и мощные прямые удары кулаком, хотя есть и броски. Основная боевая стойка ваджра мушти - с руками сжатыми в кулаки с крещенными внизу живота. Одна рука использовалась только для нападения, а другая - исключительно для защиты. Некоторые считают, что именно этот стиль изучал и принес в Китай Бодхидхарма в 6 веке н.э. Но здесь надо сказать, что по другой версии ваджра-мушти - это вовсе не стиль, а особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным оружием - ваджрами - чем-то вроде коротких металлических дубинок (Вообще Ваджра - "Громовой жезл" - это оружие бога Индры).

Калари-паятту

Стиль калари паятту (по разным версиям появился во 2 веке до н.э. или в IV веке нашей эры) до сих пор сохранился в штате Керала (Южная Индия). Это одно из древнейших боевых искусств мира. Искусство калари-паятту сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. Оно известно и за пределами Индии, в том числе и в России. Согласно некоторым легендам, это искусство возникло во времена Мудрца Парашурамы, который обладал необыкновенными мистическими способностями. Он построил храмы и ввел в них изучение боевого искусства. Это искусство с древнейших времен было тесно связано с искусством танца - это служило символом разрушительного боевого танца Бога Шивы, означающего конец мира. Древние легенды рассказывают, что именно от Парушарамы при помощи самого Шивы на юге Индии в штате Керала появились знания о боевом искусстве. Было построено 64 храма, где обучали калари-паятту. В давние времена в каждом храме был свой мастер, а древние хнания тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Обучение проходило под постоянным наблюдением учителя.

Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 самых свирепых и уважаемых животных Индии: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии, обитавших здесь еще до прихода ариев калари значит "священное место", а слово паятту переводится как "бой", "боевые приемы". Таким образом, название стиля можно перевести как "бой на священном месте". Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.

В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иогда обкладывают стены камнем. Это позволяет не только скрыться от посторогнних взглядов, но и защититься от сильной жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).

Это искусство достигло своей вершины во второй половине ХVI века, во времена Тачоли Отернана - прославленного вождя племени Северного Малабара. Легенды рассказывают, что в то время калари-паятту обучались как мальчики, так и девочки из семей воинов, начиная с десятилетнего возраста.

Техника калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.

Силабам

Из штата Тамиланд Южной Индии происходит силабам - искусство борьбы на палках. Его основой послужили полуигровые поединки на бабмуковых палках, очень популярные в том районе в 1-2 веке н.э. Легенды расказывают об удивительном мастерстве владения палкой. Считалось, что мастер силабам должен уметь не только защититься от камней, брошенных в него из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.

Силабам

Еще одно боевое искусство штата Тамиланд называется варма-калаи. По одной версии этот стиль был создан на основе древнего ритуального танца тамилов, по другой - это ветвь калари паятту. Это один из древнейших стилей, где сохранились и дошли до наших времен комплексы формальных упражнений. Их насчитывается не менее 60-и. Они разделены на пять групп, по 12 в каждой. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.

У всех приемов, используемых в варма-калаи, общая цель - поражение жизненно важных точек тела противника. Огромное внимание уделояют точности нанесения ударов и контролю не только точки приложения, но и силы воздействия. В зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, удары наносят по-разному. В этим стилем сваязаны наиболее древние упоминания об искусстве замедленной смерти - нанесении точечного удара, вызывающего смерть человека через заданное время. (По легендам эта техника получила большое распространение в Китае, где ее называют дим мак). Воздействие на чувствительные точки тела человека основано на древних представлениях о циркуляции внутренней энергии и тесно связано с древней медициной.

По древней традиции тренировки по системе варма-калаи по традиции должны проводиться рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание).

Изучение техники предусматривает серьезное знание йоги. Важнейшее значение придается правильному дыханию.

Варма-калаи - одно из немногих индийских боевых искусств, которое можно найти на Западе - с 1988 года его развивает во Франции и Бельгии индийский гуру Закрия.

Маллявеша

Маллявеша - вид единоборства, который был широко распространен в северо-западных и центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Из всех боевых искусств Индии он наиболее близок к древнегреческому панкратиону и скорее всего произошел появился и распространился в Индии благодаря воинам Александра Македонского. Маллявеша - комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы. Расцветом этого вида боевых искусств считают времена шаха Акбара (1556-1605). В те времена существовали целые общины профессиональных борцов. Победители турниров получали большие деньги. Сохранилось древнее руководство по этому виду боевых искуств, написанное в 1731 году. Всего в рукописи, опубликованной индийскими учеными в 1964 году, насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов, описанию методов тренировок и правил поединков, вопросам питания, гигиены и т.д.

Тренировочные занятия рекомендуется проводить ежедневно, но только в наиболее прохладное время суток - по утрам. Самое интересное упражнение, рекомендуемое для подготовки бойцов - лазание вверх и вниз по гладкому деревянному столбу, врытому в землю и достигающему в высоту 5-7 метров. Сначала боец должен залезет вверх по столбу, крепко обхватывая его руками и ногами. Спускаться со столба надо головой вниз.

По древним правилам в поединке нельзя убивать друг друга, а проигравшим считается тот, кто падает на землю. Не запрещено выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Приемы поединка включают захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову.

Кушти

Кушти -самый известный и популярный вид национальной борьбы в Индии. Слово "кушти" существует в языке хинди с глубокой древности. В мифах и легендах есть немало историй о борцовских поединках между богами и героями. Кушти пользовалась покровительством местных правителей, в старину большинство состязаний проходило в их присутствии. Боролись чаще всего до смерти одного из соперников. Сейчас борьба кушти стала довольно безопасным спортом, хотя в ней разрешены многие приемы, запрещенные правилами дзюдо, самбо и вольной борьбы. Разновидность кушти - индийская борьба на поясах, когда разрешено только держать соперника за пояс. В тренировке борцов основное значение имеет силовая подготовка. Выполняют большое количество отжиманий - простых и с волнообразным движением корпуса и приседаний, в том силе на одной ноге.

Мукки-бази

Школа мукки-бази сохранилась с древних времен в индийском штате Уттар-Прадеш. Это единственный вид индийских боевых искусств, предусматривающий не только парные, но и групповые поединки. Крупные соревнования проводились каждый год. Сначала проводили поединки известные мастера, далее следовала групповая схватка учеников, которая проводилась по принципу "стенка на стенку". Победившей считалась команда, которой которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. За боем наблюдали несколько судей, старавшихся не допустить лишней жестокости. Тем не менее, тяжелые травмы и даже смертельные случаи происходили довольно часто, поэтому турниры по мукки-бази в 30-е годы 20 века были запрещены. Сейчас школа сохранилась в рамках небольшой религиозной секты. Важнейшее место в подготовке занимают силовые упражнения. Бойцы выполняют множество разнообразных отжиманий и приседаний, большое внимание уделяют изометрическим и дыхательным упражнениям. Кроме того, в мукки-бази широко практикуется набивка рук на твердых предметах из камня или металла. Легендарная секретная технике мукки-бази - умение "держать удар" в любую часть тела, даже в самую уязвимую, вроде губ, носа, горла, паха и т.д. Это умение основано на знании традиционной индийской медицины.

Мукна

Мукна- это традиционное индийское единоборство, распространенное в штате Манипур (особенно в деревнях). Возникло оно, согласно преданиям, в XII веке. Суть единоборства в том, что соперники одевают специальные фартуки из плотной ткани и шлемы-протекторы, после чего вступают в схватку. Правила разрешают бить кулаком, толкать и бить открытой ладонью, обхватывать соперника руками, хватать за руки и за ноги, производить захваты его конечностей, уклоняться, прыгать.

Цель поединка - заставить противника коснуться земли коленями, плечами, спиной или головой, любой из этих частей тела. Чаще всего противники кружат по площадке, делая ложные выпады до тех пор, пока одному из них не удастся неожиданным ударом либо толчком лишить своего соперника равновесия и заставить прикоснуться к земле. Довольно часто используют захваты и болевые приемы с броском противника. Победитель поединка обязательно выполняет ритуальный танец с мечом и копьем в руках.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
Выдержки из книги-справочника А.Е.Тараса "200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада


АДИ-ХАЙ ПИДУТАМ
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев "Махабхарата", возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) "кшатриев" - профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков.
Одна из них - Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).
Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: "Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена - мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты - мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз".
На малаяли - языке дравидов, коренных жителей индийского юга - слово "пидутам" означает "управление" руками ("хай"), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела ("ади"). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.
Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина - "марма", то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.
Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть "мягкими" методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.


ВАДЖРА-МУКТИ (или "мушти")
Это ритуальное индийское единоборство, которое представляло поединок двух бойцов, вооруженных одной либо двумя "ваджра- ми" (молниями) - бронзовыми, железными или стальными кастетами причудливой формы. Такие поединки берут начало с времен завоевания Индии арийскими племенами, вторгавшимися с северо-запада волна за волной на протяжение нескольких веков, начиная с условной даты 1500-й год до н.э.
Поединки ваджра-мукти посвящались тем или иным богам многочисленного индийского пантеона. Они обычно кончались смертью одного из участников и, таким образом, напоминали поединки гладиаторов, возникшие из ритуальных боев во время тризны по воинам, павшим в сражениях. Неизвестно, кто участвовал в них в глубокой древности, но после IV века до н.э. бойцы вербовались из числа профессиональных борцов - "малля". Поединки ваджра-мукти многие ошибочно считают самостоятельным видом единоборств и, к тому же путают при этом два разных вида борьбы - "маллявеша" и "кушти" (см. статьи о них).


ВАРМА-КАЛАИ
Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке "варма" означает "то, что скрыто", а "калаи" переводится как "поражать, или находить". Таким образом, термин "варма-калаи" можно перевести словами "искусство поражения уязвимых точек". Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений.
Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски. Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем переходят к дубинке, а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле, мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).
Что. касается формальных упражнений "ади вариссай" (дословно "серия, или последовательность шагов"), то их насчитывается не менее 60-и. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока ("ученического") к пятому. Существуют также упражнения "кутту вариссай" (аналогичные японским "бункай"), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.
Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется "марма ади". Случайных ударов просто нет. Но в зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости от способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие
ударов может быть отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику "дим мак"). Иными словами, в основе техники "марма ади" лежат представления о циркуляции внутренней энергии.
Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание).
Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с "баратханатти-ям", классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с "па" этого танцевального стиля.
В Европе школу "варма-калаи" с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.


КАЛЯРИ-ППАЯТТ
Это одно из древнейших боевых искусств мира. Оно сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. На языке малая ли (языке дравидов, темнокожих коренных жителей субконтинента, обитавших здесь еще до прихода ариев) каляри значит "священное место", слово же ппаятт (или "ппаятту") переводится как "бой", "боевые приемы". Таким образом, это название означает что-то вроде "боя на священном месте", что связано с интересной особенностью тренировок: их никогда не проводят на открытой площадке.
Обычно сначала размечают прямоугольник 12 на б метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху настилают на решетку из прутьев пальмовые листья. Или же обкладывают стены котлована камнем. Тем самым решаются сразу две задачи: не так жарко, как на открытом месте (тропики!), и есть укрытие от посторонних взглядов.
С одной стороны делаются ступеньки входа, в дальнем углу устраивается алтарь богини войны и отваги Махакали. Там горит масляная лампада, стоят цветы, находятся изображения богини. На стенах - портреты прежних учителей школы. Возле алтаря сложено оружие.
Спустившись в этот зал-котлован (входить туда надо всегда только с правой ноги), ученик должен коснуться рукой пола и поднести ее ко лбу (взять прах), затем поклониться алтарю, а потом встать на колени перед учителем и прикоснуться лбом к его ступне. Когда все собираются вместе, начинается тренировка. В ней четко выделяются 4 раздела.
Первый называется "метхотхари". Это комплекс общефизической подготовки. Он включает в себя различные шаги, прыжки, приседания, отжимания, махи руками и ногами, повороты, наклоны; вращения в сочетании с определеной техникой дыхания. Ритм упражнений задает учитель (гурукал), напевая мелодию в индийском стиле бесконечной импровизации. Метхотхари занимает много времени и дает большую нагрузку.
Второй этап - "колтхари", упражнения с оружием. Сначала с "отта", деревянной толстой палкой в форме бивня слона. Потом с бамбуковой тростью (кеттукари), с "мади" - своего рода кинжалом из двух рогов антилопы, соединенных торцами (это двуконечное оружие держат рукой посередине), с "черувати" (короткой палкой), с. саблей и маленьким круглым щитом, с гибким обоюдоострым мечом-плетью "уруми" и другими видами старинного вооружения..
Третий раздел называется "ангатхари". Это упражнения без оружия, к ним переходят только после того, как научились владеть оружием. Здесь два основных положения. Во-первых, гурукал показывает ученикам 12 точек человеческого тела, поражение которых влечет смерть, и еще 96 точек, воздействие на которые вызывает либо сильную боль, либо временный паралич.
Во-вторых, приемы боя голыми руками и ногами основаны на подражании животным: змее, льву, пантере, медведю, тигру, слону и другим. Существуют 8 (или /12) традиционных способов нападения и защиты, объединенных в определенные комплексы типа "звериных ката".
Четвертый раздел "верамкхари" - означает учебные поединки. Они бывают трех типов: безоружного против вооруженного; двух одинаково вооруженных противников; противников с разным оружием (например, у одного длинный меч (пулиянкам) и щит, а у другого - только один гибкий меч (уруми).
В каляри-ппаятт различают 2 основных стиля - Юга (более древний) и Севера. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню (в том числе в прыжках), длинных выпадов. Стойки здесь закрытые, руки и ноги в ударах и блоках никогда до конца не распрямляются, основная ударная форма рук - кулак.
Южный стиль предпочитает удары и блоки открытой рукой, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко, круговые движения преобладают над прямолинейными. В целом, стиль Юга более жесткий, чем северный, он сохранил первозданный облик чисто боевой техники, тогда как на Севере каляри-ппаятт в большей мере стал искусством военного танца. В этом смысле можно провести
параллель между местным фольклорно-тан-цевальным театром "катхакали" и "пекинской оперой". Там и там практикуют, по существу, сценическое, а не реальное искусство боя.
Наиболее древний трактат "каляри-ппаятт" был записан на пальмовых листьях около двух с половиной тысяч лет назад. Он называется "Асата вадиву". Кроме того, здесь имеется книга о нервных центрах и жизненно важных точках тела (тоже записанная на пальмовых листьях 2 тысячи лет назад) - "Марама-сутра". Учителя каляри-ппаятт все, как один, являются специалистами в области традиционной индийской медицины. Они умеют лечить ушибы и переломы, вывихи и растяжения, останавливать кровотечение и снимать боль,
вправлять кости и вообще устранять последствия любых травм. Для этого они используют массаж, различные мази и снадобья, хиропрактику, внушение и магические обряды. Воинская магия вообще играет важную роль в этом древнем искусстве, но о ее сути мало что известно.
Каляри-ппаятт намного старше самых старых школ китайского ушу, не говоря уже о корейских и японских школах. В этом главная ценность экзотического реликта давно ушедших времен.


КУШТИ
Самый известный и популярный вид национальной борьбы в Индии. Слово "кушти" существует в языке хинди с глубокой древности. В мифах и легендах есть немало историй о борцовских поединках между богами и героями. Кушти пользовалась покровительством местных правителей, в старину большинство состязаний проходило в их присутствии. Боролись чаще всего до смерти одного из соперников. С тех пор нравы смягчились и кушти теперь относительно безопасный спорт, хотя многие приемы, разрешенные в этой борьбе, в дзюдо,
самбо и вольной борьбе являются запрещенными.
Существует много школ кушти, названия которых происходят от имен их легендарных или реальных основателей. Самые известные среди них три: Бхимасени, Джарасандхи и Хануманти. В тренировке борцов (пахалванов) главное внимание уделяется общефизической и атлетической подготовке. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий (данд) с волнообразным движением позвоночника
(джор), выполняемых ежедневно, с опорой на обе руки и ноги, на руки и колени, на обе руки и одну ногу, на пальцах, на одну руку и одну ногу в положении на боку. Точно также обязательными являются многочисленные ежедневные приседания (байтхак) на одной ноге с вытянутой другой. Часто приседают с тяжелым каменным кольцом, одетым на шею или с партнером, сидящим на плечах.
В кушти используют немало любопытных тренировочных снарядов. Это "наль" - тяжелая каменная гиря в форме "бублика" с поперечной рукояткой в середине; "сумтола" - большое бревно с прорезанными в нем пазами для захвата руками; "гада", "карела" и "экка" - деревянные и каменные дубины для укрепления мышц плечевого пояса, особенно кистей. Тренинг пахалванов отводит важное место массажу и специальной диете. Несмотря на большой вес и мощное телосложение, они быстрые и ловкие.

Цель схватки в кушти сводится к тому; чтобы повалить противника на лопатки, используя приемы четырех основных типов. Первый тип - это захваты и броски, построенные на грубой силе. Второй - захваты и броски, основанные на использовании инерции движений противника. Третий - приемы обездвиживания и ослабления противника. Наиболее опасны приемы четвертого типа: болевые
замки, позволяющие ломать конечности, пальцы, позвоночник, а также удушения.
Обычно состязания по борьбе кушти проводятся в неглубокой яме квадратной формы, называемой "акхада", хотя иногда схватка может происходить и на деревянном полу. Перед поединком борцы растирают землю в ладонях, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпиона ("рустама") награждают большой деревянной булавой с резьбой и украшениями, покрытой позолотой. Название титула победителя восходит к имени легендарного героя персидского эпоса, могучего богатыря. Одним из самых выдающихся мастеров кушти считался Гама, по прозвищу "Великий" (1878- 1960), на протяжении многих лет обладавший званием всеиндийского чемпиона. В 1926 году чемпион мира по классической борьбе в тяжелом весе и мастер американского кэтча Станислав Збышко из Гродно прибыл в Индию, чтобы сразиться с Гамой. В течение двух месяцев он старательно изучал приемы кушти при дворе махарад-жи Патиалы. Тем не менее его схватка с
Гамой закончилась через 90 секунд победой индийца! В 1947 году, когда Индия стала независимой, кушти объявили национальным видом спорта.
Кушти явилась также источником (или основой) для нескольких связанных с ней видов борьбы. "МАСТИ" заключается в том, что один борец отбивается от группы противников. Однако опасные приемы четвертого типа здесь запрещены, это своего рода атлетическая игра, немного напоминающая регби, только без мяча. "БИНОТ" - это оборона с помощью приемов кушти от атак противника, вооруженного ножом, мечом, шестом, копьем и т.д. Другая похожая система самозащиты голыми руками называется "БАНДЕШ". В ней главное - это обернуть оружие агрессора против него же.


МАЛЛЯВЕША

Вид единоборства, широко распространенный в северо-западных и

центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Он берет начало от эллинского панкратиона, занесенного на индийскую землю воинами АлександраМакедонского, находившимися здесь в составе гарнизонов в 327-318 гг. до н.э.
Маллявеша широко использовался для физической подготовки молодежи, а также в ритуальных (см. ваджра-мукти) и коммерческих целях. Говоря о призовых поединках, надо отметить, что во времена шаха Акбара (правил в 1556-1605) победители турниров по маллявеша получали до 400-450 дирхемов серебром, огромные деньги для тех времен. Существовали целые общины
профессиональных борцов ("малля"). Представители данной профессии есть еще и сегодня в Гуджарате, Майсоре, Махараштре, Раджастхане, Хайдарабаде и некоторых других штатах Индии.
Известны три или четыре стиля борьбы маллявеша: (малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида). Маллявешу часто путают с кушти (см. статью), однако различие между ними в том, что кушти - это борьба, а маллявеша - комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы.
Достаточно ясное представление о данном виде дает старинная рукопись, своего рода "священное предание" профессиональных борцов - "Малля-пурана", написанная на санскрите, литературном языке древней Индии, в 1731 году.
Всего в рукописи, опубликованной индийскими учеными в 1964 году, насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов, описанию методов тренировок и правил поединков, вопросам питания, гигиены и т.д.
Первые пять глав рукописи посвящены классификации борцов по их морально-психологическим, физическим и техническим качествам. Далее идет подробное описание методов общефизической и специальной подготовки борцов.
Тренировочные занятия рекомендуется проводить ежедневно, но в наиболее прохладное время суток - по утрам. С учетом особенностей климата (жара, зной, духота и т.д.), в период с декабря по апрель тренировки должны быть более тяжелыми по объему нагрузки, с августа по ноябрь - более легкими, а в мае-июле - средними.
Для правильного выбора тренировочных упражнений надо учитывать возраст занимающихся: подростки ли это, юноши или же мужчины в расцвете сил. В качестве факторов, препятствующих полноценным занятиям, рукопись выделяет расстройства пищеварения, общее недомогание и слабость, половые сношения, повышенную температуру тела, травмы и опухоли, насморк и кашель, а также
неблагоприятное психическое состояние - тревогу, беспокойство, гнев и т.д.
Подготовку борцов рекомендуется начинать с развития выносливости, гибкости и силы. Так, для постановки дыхания и развития выносливости надо бегать и прыгать, плавать, сидеть под водой, взбегать вверх по лестнице или на крутые холмы, таскать мешки с песком на плечах и на спине. Для увеличения подвижности суставов и развития гибкости рукопись рекомендует всевозможные растяжки, круговые движения и махи руками и ногами, повороты, прогибы и скручивание торса. При занятиях силовыми упражнениями особое внимание следует уделять укреплению пальцев, запястий, плечевого пояса, спины и
брюшного пресса.
Силовые упражнения следует выполнять с каменными кольцами (своего рода гантелями) и деревянными булавами различных размеров и веса. Однако наиболее оригинальным видом силовых упражнений является так называемый "малляхамб" - лазание вверх и вниз по гладкому деревянному столбу, врытому в землю и достигающему в высоту 5-7 метров. Выглядит это упражнение (практикуемое,
кстати сказать, в Индии по сей день) следующим образом: сначала борец лезет вверх по столбу, крепко обхватывая его руками и ногами. Достигнув вершины столба, он взбирается на крохотную площадку, а затем спускается назад, но уже головой вниз!
Вслед за общефизической подготовкой наступает пора изучения приемов борьбы. Согласно тексту "Малляпураны", в поединке нельзя убивать друг друга, а проигравшим считается тот, кто падает на землю. Можно, однако, выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Приемы поединка включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д.
Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову. Дальше в рукописи описываются методы массажа для восстановления сил после тренировок и способы расслабления мышц, снятия психического напряжения. Подчеркивается важность заблаговременной настройки борца на поединок, изучения особенностей его вероятных противников, разработки плана схватки с каждым из них, описываются 12 наиболее эффективных способов проведения схваток. Что касается питания, то рукопись запрещает борцам
употреблять мясо и алкоголь, а также наркотики. Рекомендуется молочно-растительная диета.
В описании места для тренировок и соревнований указаны размеры площадки в локтях: в длину 101 локоть, в ширину 50 локтей. Говорится о том, что эта площадка должна быть покрыта чистым речным песком, просеянным с добавлением растительного масла, охры и других компонентов. Раз в 3 дня ее надо поливать водой.
Надо признать, что все эти и другие рекомендации рукописи вполне соответствуют нашим сегодняшним знаниям и представлениям. Однако следует добавить к сказанному в рукописи то, что запрет на убийство противника профессиональными борцами нередко нарушался (в ритуальных, а позже и в коммерческих, поединках по правилам ваджра-мукти. Именно распространение таких поединков и дало основание для отождествления "маллявеша" и "ваджра-мукти", хотя в действительности с кастетами в руках сходились и борцы "кушти".


МУККИ-БАЗИ
Эта школа сохранилась с древних времен в индийском штате Уттар-Прадеш, хотя в связи с запретами полиции и ростом популярности английского бокса число ее последователей в нынешнем веке неуклонно снижалось. Еще в тридцатые годы в Варанаси (Бенаресе), столице штата, ежегодно устраивали большие состязания по "мукки-бази". Во время парных поединков "выясняли отношения"
наиболее известные мастера, а в групповых схватках сходились их ученики. В последнем случае победителями считались представители той команды, которым удалось оттеснить соперников за линию, обозначенную на земле. За боем наблюдали несколько судей, стремившихся не допустить излишней жестокости.
Однако тяжелые травмы и даже смертельные случаи в ходе подобных турниров бывали довольно часто, почему, собственно говоря, их и запретили вообще.
В настоящее время данная школа немногочисленна до своему составу, фактически это секта. Впрочем, все, или почти все традиционные индийские школы боевых искусств являются религиозно-клановыми, куда нет доступа посторонним.
Ее характерная особенность - акцент на силовой тренинг. Бойцы выполняют множество разнообразных отжиманий и приседаний, большое внимание уделяют изометрическим и дыхательным упражнениям. Кроме того, в мукки-бази широко практикуется набивка рук на твердых "макиварах" из камня или металла. Но больше всего поражает в этом искусстве умение "держать удар" в любую часть тела, даже в самую уязвимую, вроде губ, носа, горла, паха и т.д. Методика овладения подобным умением держится в секрете. Что же касается кулаков, закаленных о стальные пластины, то бойцы легко разбивают ими булыжники и кокосовые орехи.
Разумеется, подобные методы тренинга предполагают глубокое знание традиционной индийской медицины, в противном случае были бы неизбежны серьезные повреждения костей и суставов рук, а также сопутствующие им заболевания.


МУКНА
Традиционно индийское единоборство, распространенное в штате Манипур (особенно в деревнях). Возникло, согласно преданиям, в XII веке. Суть единоборства в том, что соперники одевают специальные фартуки из плотной ткани (кипи) и шлемы-протекторы, после чего вступают в схватку. Во время ее можно бить кулаком, толкать и бить открытой ладонью, обхватывать соперника руками, производить захваты его конечностей, уклоняться, прыгать.
Цель поединка - заставить противника коснуться земли коленями, плечами, спиной или головой, любой из этих частей тела. Чаще всего противники кружат по площадке, делая ложные выпады до тех пор, пока одному из них не удастся неожиданным ударом либо толчком лишить своего соперника равновесия и заставить прикоснуться к земле. Или же поймать руку противника на захват и бросить его приемом, похожим на технику айки-дзюцу. Затем победитель совершает ритуальный танец "ятра" с мечом и копьем в руках.


НАРАМХАЙ-НИХАНГО
Комплекс традиционных боевых искусств ни-хангов, клана наиболее фанатично настроенных членов военного ополчения в Пенджабе (штат на северо-западе Индии, до середины XIX века независимое государство).
И сегодня здесь повсюду можно видеть мужчин, вооруженных саблями, ружьями, палками, окованными медью. Это так называемые "кесад-хари", члены "хальсы", воинской религиозной общины, основанной в 1699 г. в Анандпуре 10-м гуру сикхов Говиндом Раи. Все они имеют так называемые "пять К" - 5 обязательных признаков своей принадлежности к этому боевому братству: никогда не стригут волос на голове, не бреют усов и бороды (кеш); всегда имеют в волосах гребень (кангха); под верхней одеждой у них плотные короткие
штаны, удобные для боя (качх); на их правую руку всегда одет стальной браслет, защищающий ее от ударов вражеских сабель (кан-кан); за поясом у них всегда кинжал или сабля (кирпан). А те сикхи, которые не входят в хальсу, не имеют этих признаков. Их зовут "сахаджхари".
Своей вершины движение сикхов достигло при Ранджите Сингхе, объединившим к 1801 г. весь Пенджаб в единое государство, и провозгласившим себя его правителем - махараджей.
Особой доблестью в битвах тех времен отличались "ниханги" - члены особого ордена сикхов-кесадхари. Ниханги давали клятву найти свою смерть в бою, а не от старости или болезней. Этот орден возник еще при жизни гуру Говинда Раи, погибшего в 1708 г. Ниханги отказывались от всякой хозяйственной деятельности, от всего, что не было связано с войной или подготовкой к войне. В сражениях они шли в первых рядах хальсы, бросались в бой там, где другие были готовы отступить, пробивали брешь в рядах противника, устилая своими телами путь сикхов к решающему удару.
В истории сикхских войн бывали случаи, когда перед небольшими отрядами нихангов, нападавшими с безудержной яростью, в панике разбегались войска противника, превосходящие их численностью и вооружением. Но их сила заключалась не только в беспредельной отваге. Они еще были превосходно подготовленными профессионалами, блестяще владевшими всеми видами оружия, великолепно ездившими верхом, умело сражавшимися в пешем строю, прекрасно знающими приемы боя голыми руками.
В дни праздника весны все ниханги собираются в наши дни для проведения традиционных воинских игр в одном из трех городов Пенджаба: в его столице Амритсаре, либо в Анандпуре, где была основана хальса, либо в Дамдама,
небольшом городке, где гуру Говинд долгое время скрывался от врагов. Вот как описывает очевидец эти игры: ..."На этот раз в Дамдама собралось не меньше двух тысяч нихангов, а может быть, и все три. Первую половину дня они бродили по ярмарке, вызывая боязливое восхищение соплеменников своим оружием, лохматыми бородами и огромными тюрбанами на голове, из которых торчали рукоятки кинжалов. Потом они готовили пищу на кострах, пили свой знаменитый "бханг" - наркотический напиток из листьев какого-то растения,
растертых с водой. Бханг они давали и своим коням, и собакам. Собаки без нужды рычали друг на друга, а кони возбужденно ржали и рвались с привязи.
Потом они спали под деревьями. Никто не смел им перечить, отказывать какой-либо их просьбе, спорить или хотя бы косо смотреть в их сторону. За такую дерзость можно заплатить жизнью. Даже сегодня ниханги убивают без колебаний, потому что сами не боятся смерти...
К вечеру, когда дневной зной немного спал, процессия нихангов двинулась вокруг городского пруда. Впереди на слоне в золоченой беседке ехал их вождь.
За ним в беспорядке сказали на опьяненных конях всадники, а следом валила валом толпа пеших нихангов во главе с обязательной пятеркой воинов, символизировавших тех "панч-пиярэ" - "пять любимых", которые первыми в 1699 г. вступили в хальсу, не побоявшись отдать свои жизни за веру. Традиционные цвета нихангов - синий и желтый - в самых разных сочетаниях окрашивали процессию, а клубы пыли окутывали ее подобно красному туману. Краски дополнялись бесчисленными вспышками блеска на остриях копий и сабель. Именно
так выглядела хальса в старину, когда она шла на врага.
Когда по знаку вождя процессия остановилась, воины мгновенно выстроились квадратом вокруг недавно сжатого поля. Сначала была джигитовка. Ниханги скакали с копьями наперевес стоя на седле, сидя в седле, свешиваясь с седла в сторону. Копьями они подхватывали разложенные там и сям пучки травы, пронзали мишени, сплетенные из гибких прутьев, рубили саблями чучела, изображавшие врага... Потом в пешем строю они метали в цель копья, дротики и чакры.
Чакра - боевой диск для метания - это древнейшее оружие индусов, о котором обычно говорят и пишут, что его можно увидеть только в руках каменных изваяний богов в древних храмах, что уже много веков назад оно полностью вышло из употребления. Но оказывается, что чакра хорошо знакома нихангам, по сей день используется ими в воинских играх. Это тяжелое плоское стальное кольцо, подобное диску с вырезанной серединой, и отточенное по внешнему краю как бритва. Его раскручивают на кисти руки или на растопыренных пальцах и метают во врага. Чакра летит, вращаясь в горизонтальной плоскости, и при попадании в шею может начисто срезать
голову. Предание гласит, что чакра была любимым оружием бога Кришны. Куда ни посмотри в этот момент игр, везде в воздухе описывали сверкающие траектории стремительно летящие вращающиеся чакры...
После джигитовки и метаний наступил черед поединков. В разных концах поля ниханги исполняли обрядовые воинские пляски, обязательные перед началом боя, затем преклоняли колено перед оружием, разложенным на чистых полотенцах и взяв его, вступали в жаркие схватки друг с другом. Повсюду сталь звенела о сталь, раздавались дикие крики, вздымалась пыль под босыми ногами воинов...
В завершение праздника начались поединки вооруженных нихангов с безоружными, своего рода турнир рукопашного боя". Система боя голыми руками называется у нихангов просто "нарамхай". По мнению немногочисленных очевидцев, чисто внешне она похожа на бирманское бандо.


СИЛАМБАМ

Это индийское искусство палочного боя, наиболее популярное в штате Тамилнаду. Силамбам известен здесь с незапамятных времен, чуть ли не с первого века новой эры!
Состязания обычно проводят во время религиозных праздников на круглой площадке радиусом от 6 до 7,5 метров. Участники соревнуются в парах или командами по два-три человека. Они одеты в короткие плотные штаны, разноцветные майки, на голове тюрбан, служащий одновременно протектором, грудь прикрывает толстый кожаный или сплетенный из соломы нагрудник.
Победителем считается тот, кто выбил палку из рук противника, или сумел большее число раз прикоснуться своей палкой к его телу, или ударил его палкой по голове. Концы палок покрывают специальной цветной мазью, оставляющей следы при каждом прикосновении, что облегчает определение победителей.
Палка своей длиной превышает человеческий рост. Ее держат за один конец двумя руками, хотя существует и такой вариант силамбама, где боец вооружен двумя довольно короткими палками, по одной в каждой руке. Мастер силамбама может отбить палкой брошенный в него камень, умеет совершать акробатические прыжки, бить ногами, маневрировать, проводить серии ударов в высоком темпе и
т.д. Ему ничего не стоит одному разогнать целую толпу. Видимо поэтому индийские полицейские изучают боевой вариант силамбам - "латхи". Латхи не игра. Его применяют для разгона демонстраций, при подавлении массовых беспорядков, при задержании преступников и в тому подобных целях. Одним ударом мастер латхи запросто ломает кости любому противнику.

Война в Индии была делом особого сословия - кшатриев . "Кодекс поведения" кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия оличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной - каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один "коронный удар", сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична).

После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование "взрывов" и пауз могло длиться долго, "взрыв" тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя...

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары - больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах.

Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били - в ближнем бою наступала также очередь "борьбы ног". Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: "ножные" приёмы должны были облегчить осуществление "ручных". Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке - именно потому. что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном - довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это - ваджра-мушти (в другой транскрипции - вайра-мукти). "Мушти" означает кулак, но вот для слова "ваджра" находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова "ваджра-мушти" с булавой (тогда оно переводится как "бронированный кулак") или с алмазом ("кулак алмазной твёрдости"). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая - пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара.

Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти . Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут "пахалванами". Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана - повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. "Бхимасени" - это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. "Ханумати" построен на хитрых захватах. "Джамбуванти" - это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. "Харасандхи" - это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога...

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый - "Камала-сутра", датируемая концом Iв. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, "Малля-пурана", написан на санскрите в 1731г. Он содержит описание гимнастической борьбы "маллявеша", которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази , описанная Дж.Гилби (без приведения названия) в его книге "Секреты боевых искусств мира". Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади , была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово "марма" можно перевести как "источник жизни". Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту - тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IVв. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIVвв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIVв., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый , "метхожиль" (или "маи-паятту"), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа.
Второй этап - "колтхари" - включает в себя работу с деревянным оружием (шест "кеттукари" длиной около двух метров, шест "курувади" длиной в четыре следа руки, "отта" - S-образная палка длиной 60см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой).
Третий этап - "ангатхари" - включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, "уруми" - гибкий "меч-плеть", "катар" - кинжал с рукояткой в форме буквы "Н" или "А", который держат за поперечину "буквы", а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье).
Последний этап тренировок калари паятту называется "верумкаи". Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.