Физ упраж для леч ревматизма. Симптомы и лечение ревматизма коленного сустава

Для людей, страдающих ревматизмом, словосочетание «лечебная физкультура» прозвучит как издевательство. Какая может быть физкультура, если порой любое движение доставляет боль. И тем не менее лечебная физкультура при ревматизме активно применяется, лечебную физическую культуру назначают в активной фазе ревматизма при стихании острых явлений заболевания. Методика занятий чем-то схожа с методикой, применяемой при инфаркте миокарда.При строгом постельном режиме применяют активные движения в дистальных суставах конечностей, пассивные упражнения, а также массаж. По мере расширения двигательного режима в занятия постепенно включают более трудные упражнения, для более крупных групп мышц. Движения, вызывающие боль в воспаленных суставах, выполняют с неполной амплитудой. Лечебную физкультуру при ревматизме назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по лечебной физкультуре. Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия - это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом, поэтому мы не приводим конкретные упражнения. Но невозможно оставить без внимания физическую составляющую лечебных процедур при ревматизме, поэтому мы предлагаем вам комплекс утренней тибетской гимнастики. Его выполнение доступно практически в любом состоянии, так как все упражнения выполняются, не вставая с кровати. Эти упражнения воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также на работу желез внутренней секреции.

После гимнастики выпейте стакан воды с ложкой меда глотками, настоянной с вечера.

Итак, в комплекс входят всего 10 упражнений:

1. Массаж ушных раковин: лежа в кровати на спине, положите большие пальцы за уши и зажатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз так, чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам. Полностью сосредоточьтесь на выполняемых действиях, глаза закройте.

2. Массаж лба: ладонь правой руки положите на лоб, левую - на правую и двигайте по лобовой части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. С помощью этого упражнения можно избавиться от головной боли.

3. Массаж глаз: тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки - 15 раз. Это упражнение помимо общеоздоровительного эффекта улучшает зрение и успокаивает нервную систему.

4. Массаж щитовидной железы: согнутыми ладонями рук мягко массируйте щитовидную железу сверху вниз, обнимая железу, 30 раз. Это упражнение улучшает регуляцию всех обменных процессов в организме и работу внутренних органов.

5. Массаж живота: правую ладонь положите на левую и делайте круговые движения 20-30 раз, но так, чтобы живот перемещался то вверх, то вниз, что достигается поворотом ладони.

6. Втягивания живота: лежа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, а затем выпучивайте - 20 раз. Это упражнение полезно проделывать несколько раз в течение дня. Оно благотворно влияет на работу печени, а попутно помогает избавиться от лишнего жира в области живота.

7. Сгибание ног: лежа на спине, поочередно сгибайте ноги в коленных суставах и плотно подтягивайте каждую ногу к груди так, чтобы массажу подвергались все внутренние органы. Повторите по 15 раз с каждой ногой. Упражнение улучшает работу всех внутренних органов.

8. Массаж стоп: сидя на кровати, спустите ноги на пол, левую положите на правую, ладонью правой руки массируйте выемку стопы - 20 раз, затем поменяйте ноги и массируйте выемку другой ноги, тоже 20 раз. Это самое эффективное упражнение для лечения ревматизма и регулирования работы сердца.

9. Массаж затылка: сидя на кровати, сцепите руки в замок, положите их на затылок и массируйте его в обе стороны по 10 раз. Это упражнение улучшает кровообращение и движение спинномозговой жидкости.

10. Последнее – энергетическое упражнение: сидя, положите ладони на уши, плотно прижмите и кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку, всего сделайте 25-30 ударов. Такие движения возбуждают кору головного мозга, избавляют от головной боли.

Ревматизм - системное инфекционно-аллергическое заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце. Ревматизм - распространенное заболевание. В основном им болеют дети (2-3% школьников).

Ревматизм развивается после ангины или другого инфекционного заболевания. Сенсибилизирующие агенты (стрептококк, вирус, неспецифические аллергены и т. д.) вызывают аллергическое воспаление в сердце, затем развивается аутоиммунный процесс, в результате которого вырабатываются аутоантитела, поражающие сердце.

Заболевание чаще начинается остро, но бывает, что оно развивается постепенно, а иногда может иметь и скрытое течение. Воспаление суставов и высокая температура тела при ревматизме в последние годы встречаются редко. Боли в суставах возникают без отечности, а температура тела повышается до 38°. Часто развивается сердечная недостаточность. Тяжелые последствия имеют поражения сердца: ревматический эндокардит, как правило, приводит к порокам сердца, а ревматический миокардит - к кардиосклерозу.

Ревматизм протекает как хроническое заболевание, в котором выделяют две фазы: активную и неактивную. Повторная активизация процесса (атака ревматизма) обычно приводит к дальнейшему развитию патологических изменений в сердце. Ревматизм снижает трудоспособность, приводит к инвалидности. Поэтому для лечения проводится этапная реабилитация: больница - кардиоревматологический санаторий - поликлиника и диспансерный учет, наблюдение и профилактические мероприятия.

Задачами лечебной физической культуры являются: повышение общего тонуса и снижение сенсибилизации организма, совершенствование компенсации за счет активации внесердечных факторов кровообращения, улучшение адаптации к физическим нагрузкам.

Лечебная физическая культура в активной фазе ревматизма при эндокардите и миокардите назначается при стихании острых явлений и снижении температуры до субфебрильной. Последовательность в расширении двигательного режима и методика занятий аналогичны описанным при инфаркте миокарда.

На строгом постельном и постельном режимах наряду с упражнениями, улучшающими кровообращение за счет активизации его внесердечных факторов, используется массаж. Движения, вызывающие боль, выполняются с неполной амплитудой.

На палатном и свободном режиме гимнастические упражнения и ходьба (она дозируется как для больных стенокардией) дополняются имитационными упражнениями, играми и игровыми заданиями, упражнениями для улучшения осанки.

В неактивной фазе ревматизма реабилитация продолжается в кардиоревматологическом санатории, где в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы и времени, прошедшего после последней атаки ревматизма, назначается один из трех санаторных режимов. Для повышения физической работоспособности занятия лечебной гимнастикой должны дополняться дозированной ходьбой, играми, элементами спорта, танцами, ближним туризмом. После санаторного лечения больные продолжают занятия лечебной физической культурой в поликлинике или в специальной медицинской группе школы. Через 6 месяцев после дополнительного медицинского осмотра их переводят в подготовительную группу, а через год, при наличии показаний, в основную.

Лечебная физическая культура (ЛФК) при ревматизме.

При выборе упражнений и определении дозировки для занятий ЛФК при ревматизме учитываются характер течения и фаза заболевания, общее состояние, физическое развитие и предварительная физическая тренированность больного.

ЛФК применяется с целью поднятия общего тонуса больного (ребенка), улучшения функционального состояния миокарда и периферического кровообращения (при помощи тренировки вспомогательных факторов кровообращения), углубления дыхания, стимуляции обмена веществ, улучшения подвижности в суставах и укрепления нервной системы.

В условиях стационара после стихания острых явлений атаки, когда больной находится на полупостельном режиме, можно применять ЛФК в положении лежа в течение 7-10 мин. Используются элементарные упражнения для мелких суставов рук и ног (в спокойном темпе) в сочетании с дыхательными. В дальнейшем занятия проводятся в зале сидя и стоя в течение 10- 15 мин., используются упражнения для рук, ног и корпуса. После выписки из стационара дети временно освобождаются от занятий физической культурой в школе. При поступлении в санаторий в срок до 1 года после перенесенной атаки и при выраженных явлениях недостаточности кровообращения больному назначается ЛФК, включающая сочетание элементарных упражнений для мелких и средних мышечных групп рук и ног с дыхательными в положении лежа и сидя длительностью 10-15 мин. Через год после перенесенной атаки ревматизма при недостаточности митрального клапана и явлениях недостаточности кровообращения I степени назначается щадящий режим: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированные пешеходные прогулки мерным шагом до 3 км, терренкур, малоподвижные игры; в процедурах лечебной гимнастики длительностью 20-25 мин. применяются упражнения свободные для рук, ног, корпуса в положениях сидя, стоя.

При отсутствии обострений в течение двух лет, при полной компенсации функции кровообращения назначается общетонизирующий режим: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки пешеходные, терренкур, экскурсии, игры, ходьба на лыжах (45-60 мин.).

Ревматизм , поражая сердце и суставы, приводит к деформации суставов. 2-3% школьников страдают этим заболеванием. По данным ВОЗ, причиной смерти людей в возрасте до 35 лет в 3,5% случаев являются приобретенные пороки сердца.
Ревматизм относится к системным воспалительным инфекционно-аллергическим заболеваниям с морфологическими изменениями в суставах. Возбудителем болезни считается бета-гемолитический стрептококк группы А. Заболевание возникает через 1-2 недели после перенесения носоглоточной инфекции или переохлаждения. При аллергических воздействиях происходят изменения в соединительных тканях, прежде всего в тканях ОДА (хрящи, мышцы, связки). Изменения происходят не только локальные (в суставах), страдают обменные процессы во всех системах, снижается иммунитет.
Наиболее характерное проявление заболевания - поражение сердца (ревмокардит, эндокардит, миокардиосклероз) и других органов и систем. В ряде случаев развивается острый полиартрит - воспаление суставов; ревматический плеврит; при поражении мозга - энцефалит, менинго-энцефалит, церебральные васкулиты; возможны поражения нервной системы - хорея; поражение почек - нефрит; поражение кожи, глаз и др.
У детей при этом заболевании преимущественно поражается сердце, то есть возникают приобретенные пороки сердца. Выражается это в первую очередь в ограничении его сократительной функции, что ведет к расширению границ сердца, недостаточности митрального клапана из-за потери фиброзным кольцом клапанного аппарата упругой опоры и ослабления натяжения сухожильных нитей. При прослушивании сердца слышен систолический шум, имеет место тахикардия, снижение АД. Изменения на ЭКГ указывают на гипертрофию миокарда. Больные жалуются на сильную боль в суставах, их припухлость и покраснение. Обычно суставный синдром проходит в течение нескольких дней, позже возможны преходящие боли в суставах.
В активной фазе ревматизма дети впадают в угнетенное состояние, утрачивают жизнерадостность, быстро утомляются. При хорее (поражении подкорковых узлов головного мозга) могут возникнуть двигательные и психические расстройства.
Первый этап реабилитации - клинический. Исходя из особенностей ревматического процесса, в больнице должны быть решены следующие задачи:
1) ликвидация инфекционного источника заболевания;
2) компенсация развивающейся недостаточности кровообращения, а в дальнейшем улучшение функции сердечно-сосудистой системы, адаптация к двигательному режиму в соответствии с характером и активностью процесса;
3) уменьшение и ликвидация воспалительных процессов в тканях ОДА;
4) предупреждение формирования клапанного порока;
5) нормализация нервно-психической сферы.
Реабилитация детей , больных ревматизмом, на всех этапах проводится комплексно, с учетом возраста, остроты и тяжести процесса, характера клинических проявлений и степени поражения сердца.
В лечебно-охранительном двигательном режиме сочетаются строго дозируемые покой и движение, плавный переход от покоя к нагрузкам палатного и общего режимов в соответствии с увеличивающимися приспособительными возможностями сердечно-сосудистой системы больного.
Строгий постельный режим назначается в активной фазе ревматизма при наличии у ребенка интоксикации, высокой температуры, болей в суставах, значительных изменениях со стороны сердца, при явлениях недостаточности кровообращения в покое или при незначительных нагрузках. В этом режиме соблюдается полный физический и психический покой, способствующий компенсации сердечной недостаточности.
Когда нормализуется температура и исчезнут боли в суставах, ребенку разрешается играть в кровати (лепка, рисование и пр.), рекомендуются прогулки на каталке. Такой режим устанавливается на 3-4 недели.
Полупостельный режим вводится при стихании острых проявлений активной фазы ревматизма, ребенку разрешается вставать.
При палатном режиме ребенок обслуживает себя в пределах палаты, обедает в столовой, посещает туалет. Разрешены прогулки, игры средней интенсивности.
Общий режим предусматривает полное самообслуживание, прогулки с играми, закаливание.
Фармакологическая реабилитация : антибиотики по схеме, салицилаты, анальгин или амидопирин, нестероидные препараты (индометацин) и др. В активной фазе ревматизма применяют гормональные препараты, витамины, поливитаминные комплексы. Если ребенку вводят стероиды, то дают соли калия, ограничивая соли натрия. Сердечные препараты назначают при явлениях сердечной недостаточности.
При постельном режиме делают общий массаж , исключая ударные приемы, ЛФК - 5-8 мин для малых мышечных групп, пассивные упражнения для средних мышечных групп. Упражнения выполняются в медленном темпе и включают дыхательные упражнения.
ЛФК способствует улучшению обменных процессов в сердечной мышце, активизации кровообращения, уменьшает кислородное голодание, ликвидирует застойные явления, усиливает действия медикаментозных средств. ЛФК - это еще и профилактика гиподинамии (гипокинезии). При постепенном расширении двигательного режима увеличивается продолжительность занятий, темп и ритм выполнения упражнений, меняются исходные положения. Используют упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. Во время выполнения дыхательных упражнений ребенка следует научить правильному дыханию, добиваясь восстановления его нормального ритма и глубины, сочетания фаз дыхательного цикла с движениями.
Формы ЛФК для больных ревматизмом : групповые, малогрупповые, утренняя гимнастика, подвижные игры, трудотерапия.
Физиотерапия и гидробальнеотерапия : ультрафиолетовое облучение (УФО) местно или по сегментарной методике. Электрофорез кальция, серы, хлорида калия и др. Если отмечены нарушения сна, то назначают электрофорез с бромом, электросон. Локально ОКУФ горла (миндалин), стоп.
Психотерапия
Психолог проводит занятия, направленные на восстановление психики больного ребенка, обучает аутогенной тренировке. Занятия проводятся в сопровождении музыки, цветомузыки. Большое значение имеет обстановка в семье и в школе.
Диетотерапия
Ребенку жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, витамины. В пище должно быть достаточно солей, витаминов и микроэлементов (калия, кальция, магния, марганца и др.) за счет фруктов, овощей, молочных продуктов. Необходимо при этом учитывать состояние детей, их возраст, вкусы, аппетит.
Санаторный этап реабилитации проводится в местном кардио-ревматологическом санатории. Задачи этого этапа реабилитации:
— полная ликвидация активности ревматического процесса;
— нормализация функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, а при пороке - стойкая компенсация;
— повышение неспецифической сопротивляемости и нормализация реактивности;
— нормализация физического развития и двигательной сферы;
— адаптация больных детей к физическим и психическим нагрузкам.
Второй этап реабилитации направлен на долечивание ребенка. Включают двигательные режимы, широко используют естественные факторы природы.
Дети-ревматики в школах занимаются физкультурой в специальных группах 2-3 раза в неделю по 30-35 мин. На уроке физкультуры применяются общеразвивающие упражнения, игры, упражнения на сохранение равновесия, приобретение правильной осанки, дыхательные упражнения и т.д. Не показаны силовые и прыжковые упражнения. Необходимо соблюдать принцип постепенности при нарастании физической нагрузки.
Тренирующий режим назначается детям, у которых нет поражения сердца и хронических очагов инфекции. Включают лечебную гимнастику, подвижные игры, дозированную ходьбу и т.д.

При ревматизме программу лечения и упражнений пациент должен обязательно подбирать со своим физиотерапевтом, продумывать план тренировок, которые подходят конкретно данному больному.

В стационаре больные ревматизмом занимаются физическими упражнениями только под руководством инструктора. Так, в первые дни обострения заболевания или первой атаки лежа в постели допустимы осторожные движения руками, ногами, повороты на бок. Со временем больной приобретает навыки перехода из горизонтального положения в положение сидя: подкладывает руки под поясничную область, делает вдох и с помощью рук садится во время выдоха. Через 4-5 недель можно приступать к специальному комплексу упражнений, выполнять которые следует в медленном или среднем темпе.

Число повторений каждого упражнения - 4-6 раз. После каждых трех упражнений надо отдохнуть - сделать 3-4 вдоха и выдоха. Продолжительность занятий - 15-20 минут.

Руки на коленях, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны - вдох, опустить их на колени - выдох.

Ноги вместе. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах (скольжение). Дыхание произвольное.

Ноги вместе, согнуты в коленях, руки на поясе. Поочередно разгибать ноги в коленных суставах. Дыхание произвольное.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны - вдох, опустить в исходное положение - выдох.

Ноги вместе, руки на коленях. Развести руки в стороны - вдох, подтянуть колено к животу - выдох. То же другой ногой.

Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью. Повернуть туловище влево, одновременно разгибая левую руку - вдох. Вернуться в исходное положение-выдох. То же повторить в правую сторону.

Опереться руками сзади о сидение стула, ноги вместе, выпрямлены. Поочередно отвести скольжением в стороны прямую то правую, те левую ногу. Дыхание произвольное.

Сесть ровно, спина касается спинки стула, ладони на коленях. Сгибать и разгибать пальцы рук. Дыхание произвольное.

В том же положении сгибать и разгибать стопы. Дыхание произвольное.

Через 2-3 недели нагрузку повышают, увеличивают число повторений каждого упражнения, делают их не сидя, а стоя. Продолжительность занятий доводят до 30 мин.

Если одышка не появляется, а частота пульса по сравнению с исходной увеличивается не более чем на 10-15 ударов в минуту, то через два месяца, посоветовавшись с врачом, можно перейти к комплексам с большой нагрузкой. В качестве одного из них, предназначенного для занятий дома, можно порекомендовать следующий (первые десять упражнений выполняются стоя, остальные сидя).

Попеременное отведение рук в стороны с поворотом головы - 5-6 раз.

Руки опущены. Отвести плечи назад и прогнуться - вдох. Вернуться в исходное положение-выдох. Повторить 8-10 раз.

Руки перед грудью. Повороты в стороны о одновременным разведением рук - 5-6 раз.

Руки опущены. Наклоны в сторону, руки при этом скользят вдоль туловища - 6-8 раз.

Держась за спинку стула, попеременно отводить ноги в сторону - 5-7 раз.

Встать за стулом на шаг от него. Опираясь о спинку стула и сгибая руки в локтевых суставах, наклоны туловища вперед - 4-6 раз.

Одна рука на животе, другая - на груди. Спокойно, глубоко вдохнуть и выдохнуть - 8-10 раз.

Держась за спинку стула, попеременно отводить ноги назад, одновременно прогибаясь. Повторить 5-7 раз.

Держась за спинку стула, сделать 5-6 приседаний. Приседая делагь вдох, поднимаясь-выдох.

Ходьба на месте - 45-60 с.

Кисти рук на плечах. Круговые вращения в плечевых суставах по 4-6 раз внутрь и кнаружи.

Руки на пояс. Круговые движения ногами, не отрывая их от пола, по 5 раз внутрь и кнаружи.

Кроме лечебной гимнастики, при ревматизме можно рекомендовать и другие формы лечебной физкультуры, например, прогулки. Их можно совершать по ровной местности, допустимы также небольшие подъемы. Подобные прогулки полезны в любое время дня.

Гулять рекомендуется в среднем темпе, постепенно увеличивая дистанцию от 500 м до 2-3 км, периодически отдыхая. Во время отдыха можно заниматься дыхательной гимнастикой. В выходные дни можно уходить в туристский поход протяженностью не более 8-10 км.

Полезны лодочные прогулки, а зимой - ходьба на лыжах по равнине и катание на коньках с перерывами для отдыха и дыхательных упражнений. У лиц с компенсированными пороками сердца можно использовать более сложные, в том числе и игровые, виды физической культуры.


Ревматизм среди заболеваний детского возраста занимает особое место. Значительное его распространение, упорство течения, склонность к рецидивам, нерешенность основных вопросов его этиологии, патогенеза и лечения заставляют обращать большое внимание на организацию борьбы с этим заболеванием. В настоящее время ревматизм считают общим инфекционно-аллергическим заболеванием с инфекционно-неврогенным патогенезом при участии нейро-гормональных нарушений.

Ревматизм - заболевание, при котором в патологический процесс вовлечены все системы, особенно сердечно-сосудистая и нервная. Имеются все основания считать, что при ревматизме имеют место глубокие нарушения кортико-висцеральной регуляции. У детей отмечают ослабление замыкательной функции коры больших полушарий, усиление процессов торможения, снижение, подвижности нервных процессов, быструю истощаемость нервных клеток. При остром ревматизме возбудимость мозговой коры понижается в 2- 3 раза.

Ревматизм относится к числу заболеваний, при которых исключительно важное значение приобретают реактивность организма и его иммунобиологическое состояние. Состояние сенсибилизации является обязательным условием для развития этого заболевания. Меры общего укрепления организма, повышения его сопротивляемости - главная основа профилактики и лечения ревматизма у детей.

В. И. Молчанов к мерам профилактики при ревматизме относит: режим, достаточное и полноценное питание, широкое пользование свежим воздухом, разумно проводимое закаливание, физические упражнения, занятия спортом. Таким образом, физкультуру во всем ее разнообразии следует рассматривать как основу профилактики ревматизма у детей. Лечебная физкультура является неотъемлемой частью комплексного лечения детей, больных ревматизмом, во всех лечебно-профилактических учреждениях (больница, санатории-, поликлиника).

Наблюдения над эффективностью лечебной физкультуры у детей, больных ревматизмом, проведенные в последние годы (А. В. Ионина, С. В. Хрущев, Е. И. Казакова, Л. С. Алексеев и др.), убедительно показали важность широкого внедрения этого метода в систему лечения на всех ее этапах.

Лечебную физкультуру применяют с целью:

Восстановления нарушенных функций центральной нервной системы, повышения возбудимости коры головного мозга, подвижности нервных процессов; занятия физическими упражнениями способствуют десенсибилизации организма;

Повышения общего тонуса организма и физиологической активности систем и органов, ослабленных болезнью; занятия физическими упражнениями способствуют оздоровлению нервно-психической сферы больного;

Устранения застойных явлений в тканях и органах путем мобилизации экстракардиальных факторов кровообращения, что облегчает работу сердца, пораженного и ослабленного ревматическим процессом;

Приспособления сердечно-сосудистой системы к новым условиям работы при сформировавшемся пороке сердца;

Постепенной тренировки организма, улучшения его функциональной способности с учетом неизбежных нагрузок в домашней обстановке и школе.

Стедует учитывать также большое воспитательное и организующее значение лечебной физкультуры в детских учреждениях. Занятия физическими упражнениями способствуют физической подвижности детей, тем самым предупреждая нарушения установленного двигательного режима.

Лечебную физкультуру при ревматизме следует применять в зависимости от этапов лечения.

В больницу помещают тяжелобольных детей с ревматической атакой, а также с заболеванием в активной фазе течения. В детских больницах применяют специально разработанную методику лечебной гимнастики. Такая гимнастика применяется в комплексе с гормонально-медикаментозной терапией.

Организованные занятия лечебной гимнастикой начинают после перевода больного на постельный режим (16) и продолжают все время, пока дети находятся на лечении. Лечебная физкультура составляет неотъемлемую часть комплексной терапии больных ревматизмом детей. В поликлиниках должны лечиться больные ревматизмом дети, находящиеся в раннем послеприступном периоде, выписанные из стационаров и находящиеся дома или посещающие школу.

Курс лечения следует продолжать не менее 6 месяцев с регулярным посещением занятий лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры 2-3 раза в неделю (табл.51).

Кроме того, дети должны ежедневно заниматься индивидуальной гимнастикой дома по рекомендованным комплексам табл 52.


Наблюдения показали, что у большинства детей, посещающих занятия по лечебной гимнастике в поликлинике, заметно улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, а также общее состояние. Температура тела нормализуется. Дети, как правило, реже болеют, обострения бывают у единичных больных.


Отбор детей для занятий лечебной физкультурой должны проводить ревматологи поликлиник. Группы комплектуют по 8-10 детей в каждой. Курс лечения состоит из 3 периодов: вводного, основного (тренировочного) и заключительного. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Применяют упражнения в положениях лежа, сидя и стоя; исключают статические напряжения. Особое внимание обращают на правильную постановку дыхания; упражнения подбирают по принципу «рассеянной нагрузки» с акцентом на ритмические движения в мелких дистальных суставах.

Широко используют ходьбу, а в тренировочном периоде - дозированный бег. В начале и конце каждого занятия измеряют температуру тела, проверяют пульс и дыхание. Занятия должна проводить специально обученная медицинская сестра или инструктор лечебной физкультуры.

По окончании курса лечения дети могут заниматься физкультурой в школе (специальная или подготовительная группа), находясь под наблюдением школьного врача. В каждой школе должны быть организованы занятия физкультурой с детьми, больными ревматизмом, отнесенными по результатам медицинского осмотра в специальную группу. Инструктаж преподавателей физкультуры следует проводить в детской поликлинике.

В детские санатории и на курорты поступают дети, страдающие ревматизмом (межприступный период) с пороками клапанов, недостаточностью кровообращения и ревматическим кардитом не ранее 8-12 месяцев после последней атаки при нормальной температуре тела и при скорости РОЭ 18-20 мм в час. В санаториях для детей должны быть применены дифференцированные режимы движений - обще-тренирующий, щадящий и полупостельный. Приводим схему режимов движения для детей, больных ревматизмом, в курортпо-санаторных условиях (по А. В. Иониной).

Общетренирующий режим (№ 1). Таким режимом могут пользоваться дети, находящиеся во внеприступном периоде заболевания при отсутствии обострений в течение последних 2 лет, с неясными сердечными изменениями или с нерезко выраженной митральной недостаточностью при полной компенсации функций сердечно-сосудистой системы. В режим движений детей с такими заболеваниями вводят занятия лечебной гимнастикой.

Методика тренировки детей этой группы по форме и содержанию близка к программе школьного урока по физкультуре; исключают лишь силовые упражнения (на гимнастических снарядах, висы, лазания и т. д.). В занятиях необходимо обращать внимание на сочетание ритма и фаз дыхания с выполняемыми упражнениями. Детей допускают к утренней гигиенической гимнастике, прогулкам, ближним экскурсиям, массовым мероприятиям; им разрешают играть в волейбол (в течение 15-20 минут), городки, зимой - кататься на коньках (20-60 минут), ходить на лыжах прогулочным шагом (45-60 минут) и т. д.

Щадящий режим (№ 2). Этот режим рассчитан на детей, находящихся также во внеприступной фазе ревматизма, а именно:

а) с процессом на втором году после перенесенной последней ревматической атаки при полной компенсации функции сердечно-сосудистой системы;

б) с недостаточностью кровообращения I степени (по Г. Ф. Лангу);

в) с недостаточностью аортальных клапанов в состоянии устойчивой компенсации кровообращения.

Такие дети нуждаются в щадящем режиме движения, но применение дозированной тренировки в виде лечебной гимнастики является показанным. В задачи лечебной физкультуры в этом периоде заболевания входит в основном тренировка вспомогательных факторов аппарата кровообращения, которую достигают проведением элементарных упражнений для конечностей и туловища. В занятиях особое внимание обращают на воспитание дыхания в сочетании с движением. Детям этой группы показаны дозированные прогулки (до 3 км равномерным шагом), терренкур и малоподвижные игры. Противопоказаны движения в быстром темпе, упражнения с натуживанием и задержкой дыхания. У этих детей используют также двукратный отдых в течение дня, круглосуточное пребывание на открытом воздухе, воздушные ванны и водные процедуры.

Полу постельный режим (№ 3) . Этот режим назначают детям, перенесшим обострение ревматического процесса в санатории, а также детям со значительно выраженной недостаточностью функции сердечно-сосудистой системы. Такие дети нуждаются в тщательно продуманной педагогической работе с ними, чтобы им был максимально обеспечен полноценный полупостельный режим. Самой трудной задачей педагога является ограничение движений детей. Для этой цели в его распоряжении должны быть в достаточном количестве игрушки, настольные игры, книги, журналы для индивидуального и коллективного пользования, материал для трудовых процессов (шитье, вышивание, лепка, раскрашивание и т. д.).

Ребенок должен быть вовлечен в течение всего дня в интересные для него занятия. Необходимо следить за позой ребенка у стола и в постели, обеспечивая ему положение, облегчающее функции дыхания и кровообращения. Необходимо применять лечебную гимнастику, соблюдая при этом принцип максимального щажения миокарда. В занятиях лечебной гимнастикой используют элементарные физические упражнения в исходном положении лежа; продолжительность занятий 5-7 минут. Проведение гимнастических упражнений и игр с детьми может быть организовано одновременно с закаливанием, используя для этого воздушные ванны. При применении бальнеотерапевтических процедур и лечебной гимнастики промежуток между ними должен быть не менее 1-2 часов.