Упражнения для пальцев рук для малышей. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на , мышления и . Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок , а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем . Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка . Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки . Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

(Детей 3-х, 4-х лет)

Введение

Актуальность исследования Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в науке, имеем большое значение и расценивается как один из показателей физического и психического развития ребенка.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Л. Павлова, Цвынтарный).

Объект исследования - мелкая моторика младших дошкольников.

Предмет исследования – пальчиковая гимнастика.

Цель исследования – изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Изложить значения мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Дать общую характеристику особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть диагностику уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

5. Изучить педагогический аспект проведения пальчиковой гимнастики.

Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Значения развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин) .

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой , Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается .

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе.

Понять основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет теория Н.А. Бернштейна. Развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.

Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» . Рука человека от плеча до кончиков пальцев, обладает огромным числом степеней свободы: целенаправленно (произвольно) совершить движение рукой, скажем, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Например, ребенок, учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов.

Н.А. Бернштейном был предложен совершенно новое понимание управления движениями: он назвал его принципом сенсомоторных коррекций, уточняющие моторные импульсы в процессе движения на основе непрерывно поступающей информации об изменениях в ходе условии его протекания. Он описал, что какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли о степени напряжения мышц, о положении частей тела, о скорости, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений .

Уровень А - этот уровень функционирует с первых недель жизни новорожденного. Обеспечивает удержание тела в равновесии. Движения, где данный уровень выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие и удержание определенной позы, при этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остается на протяжении всей жизни непроизвольной и неосознаваемой.

Уровень В - этот уровень обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов, сообщающих о взаимном расположении частей тела, обеспечивает согласованную работу больших групп мышц. Этот уровень начинает функционировать на 2 году жизни ребенка.

Уровни А и В обеспечивают удержание общей позы, например, при выполнении ребенком движений кистями и пальцами рук. Они, хотя не ведут непосредственно движения, тем не менее обеспечивают согласование работающего органа со всем телом. В повторяющихся движениях уровень В обеспечивает ритмическую организацию, обуславливающую оптимальную работу руки и энергетических затрат, т.е. выступает в качестве фоновых уровней .

Уровень С - уровень пространственного поля. На него поступает информация о состоянии внешней среды. Этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов - к их форме, массе и другим особенностям. Среди них виды локомоций (перемещения), тонкая моторика рук и др. В обеспечение этого уровня наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора, поэтому его созревание, начинаясь очень рано - на первом году жизни - продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

Следующие уровни - могут принимать непосредственное участие в тонких движениях рук, в качестве ведущих уровней.

Уровень С - нечто вроде 2-х раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому - подуровни С1 и С2 .

Подуровень С1 - обеспечивает приспособленность движения по ходу процесса. Эта группа приспособлений выступает проекцией двигательного процесса на внешне реальное пространство с его силами и объектами. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, требующих прицеливания, копирования, подражания. Движения приобретают точность и силу. С 3 лет постепенно начинает расти успешность действий, которые обеспечиваются уровнем регуляции осмысленных действий. В дошкольном возрасте этот уровень регуляции движений только начинает своё развитие, которое продолжается на протяжении всей последующей жизни.

На подуровень С2 - та же приспособленность движений к внешнему пространству становиться тоньше, специализированнее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер, и превращается в проекцию движения на его конечную точку во внешнем пространстве с установкой на точность и меткость. Так, например, этот подуровень пространственного поля делает решающее ударение на точность попадания или меткости, а в более сложном оформлении на точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением геометрического подобия .

Уровень D - уровень действий. Он функционирует при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Характерная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не просто движения, но в значительно большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц).

Уровень Е - высший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме .

Естественный онтогенез складывается из двух очень разновременных фаз.

Первая фаза есть анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций, запаздывающее к моменту рождения и заканчивающееся к 2-2,5 годам .

Вторая фаза, затягивающаяся иногда довольно далеко за возраст полового созревания, и есть фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней.

Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.

Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

1.2 Общая характеристика особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопредены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой .

А.М. Фонарева считает, что ведущую роль зрительного анализатора в развитии движений руки. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры, проведенные в последнее десятилетие, показали, что развитие органов чувств малыша, в том числе осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Наиболее ранняя функция зрения - отражение объектов - делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения. Через восприятие движения происходит, как это показал И.М. Сеченов, отражение пространственно-временных характеристик реального мира.

Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу.

А.Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке».

Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно-тактильно-кинестических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» .

У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету.

С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету с его ощупыванием и рассматривание своих ручек.

Акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координации, и он представляет первое направленное действие, также являясь важным условием развития разнообразных манипуляций с предметом.

К 6 месяцу - ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом.

В 7 месяцев - происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.

На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что с появлением повторных движений начинается новая фаза в развитии движений .

Сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем-либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку. Возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.

В процессе формирования у ребенка повторных и цепных движений складываются представления о свойствах предметов и возможном действии с этими предметами. В дальнейшем ребенок учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.

К концу 1-го года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые.

Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.

На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.

Формирование действий в раннем детстве тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

I этап - «манипулятивная деятельность».

II этап - зрительная ориентировка. Форма фигурок, основа для ориентиров по которым ребенок устанавливает возможные действия с предметом. Что с этим можно сделать - главный вопрос ориентирования в предмете.

Выделяют 2 вида действий с предметами у детей раннего возраста:

1. действие с предметами - орудиями. Действия на основе ориентирования в особенностях самих предметов и условиях их использования. Например, в таком движении, как питье молока из чашки. Все действия направлены на форму чашки и наличие в ней молока. П.Я. Гальперин выделил основные этапы овладения орудием (в данном тексте они не рассматриваются).

2. действия с игрушками, обладающими большей функциональностью, допускающими свободу действий с ними. Один и тот же предмет может выступать как предмет-орудие и как игрушка. Кубик позволяет производить с ним разные действия, как орудие действия - конструктор, как кружка молока .

1.3 Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого . «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью) .

Для детей 5 лет.

«Динамическая координация». Испытуемому дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик.

«Скорость движения». Укладывание спичек в коробку.

«Статическая координация». Начертание вертикальных линий.

Тест «Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.

Тест на раскладывание карт. 8 лет.

На поочередное прикосновение кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца .

В последнее десятилетие возобновляются попытки создания батареи тестовых заданий по мелкой моторики в качестве одного из разделов так называемых карт индивидуального двигательного развития. В числе таких заданий - выполнение предметных и орудийных действий, в овладении которыми, на той или иной возрастной ступени, свидетельствует о соответствии установленных норм психофизиологического развития.

Так в «Дневнике воспитателя» представлены тесты для детей дошкольного возраста, начиная с 3 лет, в числе которых задания на выявление развития мелкой моторики. Большинство заданий выполняются с предметами; выборочно используются тесты Н. Озерецкого .

Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком.

Для детей 3-4 лет. Перекладывание по одному мелких предметов (пуговицы, фишки, горошины), поверхности стола в небольшую коробку.

Для детей 4-5 лет. Нанизывание бусин средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

Для детей 5-6 лет. Вдеть шнурок в ботинок, зашнуровать крест на крест, завязать ботинок.

Для детей 6-7 лет. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении; выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой .

Выводы

Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Диагностические тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Тестовые задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

Глава 2. Педагогические аспекты проведения пальчиковой гимнастики с младшими дошкольниками

2.1 Значения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка .

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма .

2.2 Общая характеристика пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика -

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные :

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

2.3 Подбор упражнений для пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Цель

Дети повторяю слова и движения за психологом:

У меня есть две руки, (поднять руки перед собой)

Есть и десять пальчиков. (расставить пальцы в стороны)

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо–мальчиков. (шевелить пальцами)

Будут наши пальчики трудиться, (сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук)

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Пальчиковая гимнастика «Встреча»

Цель: азвитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяю слова, и пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться –

Готовьте чемоданчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы.)

Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяю слова и загибают пальцы, начиная с мизинца:

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик конечно,

А красавиц мухомор

Пусть украсит косогор!

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Бабочка-капустница

Над цветком летела,

Весело порхала –

Пыльцу собирала.

Пальчиковая гимнастика «По бревнышку»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

По бревнышку, по бревнышку

Ползла букашечка, (Передвигать пальцы обеих рук по поверхности стола, имитируя движения букашки)

Пролетела бабочка, (Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.)

Пропорхала пташка. (Пальцы прямые. Легкими, но резкими движениями рук в Запястьях имитировать полет пташечки.)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяют за психологом слова и движения.

В гости к пальчику большому (Выставить вверх большой палец.)

Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.)

Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединять с большим на двух руках одновременно.)

Безымянный, и последний

Сам мизинец-малышок (Выставить мизинцы, пальцы сжаты в кулак.)

Постучался о порог. (Кулачками стучать друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья, (Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.)

Друг без друга им нельзя.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Произнося слова, синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулачков.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево.)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулак.)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед – назад.)

Заключение

Целью исследования было изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были решены теоретические задачи и сделаны выводы о том, что:

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики очень важно для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Диагностические тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Тестовые задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук

Пальчиковая гимнастика способствует развитию кисти рук, и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковая гимнастика - это игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогают развить двигательные навыки и умения кисти и пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, уровня развития мелкой моторики.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007. – 117 с.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991. – 210 с.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб., 2003. – 382 с.
  5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. – 324 с.
  6. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. - Б.м...-2005.-N 2.- С. 76-78.
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
  8. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2004. – 94 с.
  9. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981. – 516 с.
  10. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.
  12. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 2002. – 157 с.
  13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с
  14. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С.В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.
  15. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 174 с.
  16. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 2007. – 214 с.
  17. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010. – 113 с.
  18. Фигурина Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. – 239 с.
  19. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977. – 241 с.
  20. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1984. – 208с.
  21. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.
  22. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 517 с.
  23. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 2001. – 170 с.
  24. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 305 с.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989. – 518 с.

Оказывают положительное влияние на развитие головного мозга. Активизация центра управления руками в головном мозге влияет и на речевой центр, который тесно связан с мыслительной деятельностью человека. Гимнастика для пальцев способствует развитию всех психических процессов центральной нервной системы: внимания, памяти, речи и мышления; а также координации движений и мелкой моторики пальцев.

В лечебной физкультуре упражнения для пальцев рук и кистей применяются для реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы и инсульты, клещевой энцефалит, для компенсации моторики рук и координации движений при рассеянном склерозе, а также для профилактики развития умственной недостаточности при дисциркуляторной энцефалопатии и других заболеваниях.

Некоторые упражнения влияют на развитие творческих способностей и расширяют мыслительную деятельность: человек получает возможность находить выход из затруднительных ситуаций (логика и смекалка).

Теперь вы поняли, как полезны упражнения для пальцев рук . Желательно перед гимнастикой для пальцев рук сделать самомассаж кистей. Лечебный эффект невероятно возрастает при применении техник Суджок – акупунктуры.

Самомассаж кистей с элементами Суджок-терапии.

Применим систему соответствия организма человека на руках для лечения центральной нервной системы. Держа руки перед собой, соедините локти, запястья и кончики пальцев так, как-будто обхватили кистями небольшой мячик.

На руках, сложенных вместе, находим соответствие организму человека.

Рассмотрите внимательно данную конструкцию.

Кисти, сложенные вместе, напоминают два полушария головного мозга,

пальцы – участки коры головного мозга: большие пальцы – мозжечок, мизинцы и безымянные пальцы – лобные доли,

поверхности кистей со стороны мизинцев, сложенные вместе, соответствуют двум половинкам лица. (Вы смотрите вперед, и ваша "куколка" смотрит вперед).

Лучезапястные суставы – шейный отдел позвоночника.

Если вам все понятно, как на кистях найти соответствие собственному головному мозгу и расположение областей мозга, то вы получили «пульт управления» своей центральной нервной системой.

Представив на кистях рук свою голову и применив мысленное воздействие на головной мозг во время массажа кистей, можно добиться потрясающего лечебного результата в борьбе с дисциркуляторной энцефалопатией и другими заболеваниями цнс.

Если вы затрудняетесь в понимании метода Суджок-терапии, то сделайте самомассаж кистей без мысленного воздействия на сосуды и клетки головного мозга через систему соответствия. Польза для головного мозга все равно будет.

Приступим к самомассажу кистей с ментальным (мысленным) воздействием на головной мозг с целью оздоровления. Будет очень хорошо, если вы примените гармонизирующий крем «Малавтилин».

1). Растираем ладони между собой, слышится шуршащий звук трения, гармонизируем инь-ян энергии полушарий головного мозга, они должны быть в равновесии (поровну по 50% каждой энергии: 50% - инь и 50% - ян).

Растираем ладони между собой.

Слышится шуршащий звук трения.

2). «Моем» руки: поочередное скольжение с надавливанием кистей друг на друга. Мысленно представляем, как нормализуется кровообращение в полушариях мозга, сосуды молодые, чистые, эластичные. …Кисти согреваются.

«Моем» руки.

…Кисти согреваются.

3). Теперь левой кистью плотно обхватите правый лучезапястный сустав и разотрите его, разогревая кожу (слышится шуршащий звук трения). Этот участок правой руки в системе «Большое насекомое» Суджок - акупунктуры соответствует правой половине шеи.

Мысленно устраняем признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника: межпозвонковые диски эластичные, здоровые, отличное кровоснабжение тканей, спинномозговые нервы свободны, ущемления и отека нет.

Проблемы с шейным отделом позвоночника у людей могут быть разные. Не стоит сейчас их подробно описывать. Просто представляйте себя здоровыми, молодыми, крепкими.

То же выполните на левом лучезапястном суставе.

Разогрейте лучезапястные суставы, применяя растирание.

Массируемая рука поворачивается, слышится шуршащий звук трения.

4). Снова «моем» руки, тщательно разогревая кисти, мысленно восстанавливаем нормальное кровоснабжение головного мозга.

5). Теперь делаем массаж пальцев от кончиков к ладони. Хорошо представьте, что каждый палец соответствует определенному участку головного мозга. Сосредоточьтесь и думайте о том, как капилляры расширяются, и кровь свободно циркулирует в головном мозге.

Массаж пальцев от кончиков к ладони.

Массажер - кольцо для массажа пальцев рук.

6). Снова «моем» руки и растираем ладони.

Теперь приступим к гимнастике для пальцев и кистей рук .

Упражнения для пальцев рук.

1). Упражнения для пальцев рук «Монетки» - круговые движения большим пальцем по кончикам всех других пальцев поочередно по и против часовой стрелки.

"Монетки".

"Монетки" на кончиках всех пальцев поочередно.

2). «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны" всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны".

"Шалбаны".

"Шалбаны".

3). «Щепотки». Держать руки перед собой.

1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом.

2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

"Щепотки".

"Щепотки".

4). «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

"Кнопочки". Качественно надавливайте на кончики пальцев, чтобы импульс пошел в головной мозг.

"Кнопочки".

"Кнопочки".

"Кнопочки".

5). «Фигушки» между всеми пальцами.

"Фигушки". Просунем большой палец между всеми другими пальцами.

"Фигушки".

6). «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно».

Позвать к себе всеми пальцами поочередно.

7). «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

Выпрямить указательные пальцы.

Выпрямить средние пальцы.

Выпрямить безымянные пальцы.

Выпрямить мизинцы.

8). «Выпрямить и раздвинуть все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

Сжать пальцы в кулаки.

Раскрыть ладони и раздвинуть пальцы.

9). «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны.

Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны.

То же проделать и со всеми другими пальцами.

"Крючки".

Так продолжайте всеми пальцами поочередно.

10). «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола.

То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11). «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться.

2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться.

3- Правый средний и левый безымянный.

4- Правый указательный и левый мизинец.

То же проделайте и в другом направлении.

12). «Прогулка по пальцам».

1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца.

2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем.

3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный.

4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный.

5- Переставьте правый большой - на левый средний.

6- Теперь левый большой - на правый средний.

7- Правый большой - на левый указательный.

8- Левый большой - на правый указательный.

Правый 1 + левый 5.

Правый 5 + левый 1.

Правый 1 + левый 4.

Правый 1 + левый 3.

Правый 3 + левый 1.

Правый 1 + левый 2.

Правый 2 + левый 1.

Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13). «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу.

1- Выпрямить и раздвинуть пальцы,

2- сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

3- Передвинем пальцы обратно через один.

4- Сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы правый первый оказался сверху.

Правый первый сверху.

Раз! Передвинем все пальцы через один.

Два! Левый первый палец сверху.

14). «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы.

Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

"Поцелуйчики". Постукать пальцами друг об друга.

15). «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16). «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты.

1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально.

2- Изменить направление ступеньки.

"Ступеньки". Предплечья параллельны полу.

Вместо упражнения "Ступеньки" можно сделать "Волны", имитируя движение волн в одном и в другом направлении.

17). «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить.

Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз. Это гимнастика для лучезапястных суставов.

"Родничок-ключик". Вращаем кистями - "замком", предплечья скользят друг по другу вверх-вниз.

А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

1 шаг.

Начинать нужно с простого. Практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой, и левой руками. Поначалу "нерабочая" рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.

4 шаг.
Пишите разные слова.

Здесь вариант упражнений для пальцев для копирования без картинок.

Упражнения для кистей и пальцев рук.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук, лучезапястных суставов.

2. «Монетки» - круговые движения большим пальцем на кончиках всех других пальцев поочередно.

3. «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

4. «Щепотки». Держать руки перед собой. 1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом. 2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

5. «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

6. «Фигушки» между всеми пальцами.

7. «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно», «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

8. «Выпрямить и растопырить все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

9. «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны. Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны. То же проделать и со всеми другими пальцами.

10. «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. 2- Исходное положение. То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11. «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться. 2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться. 3- Правый средний и левый безымянный. 4- Правый указательный и левый мизинец. То же проделайте и в другом направлении.

12. «Прогулка по пальцам». 1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца. 2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем. 3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный. 4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный. 5- Переставьте правый большой на левый средний. 6- Теперь левый большой - на правый средний. 7- Правый большой на левый указательный. 8- Левый большой на правый указательный. Далее пункт первый и так далее. Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13. «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу. 1- Выпрямить и раздвинуть пальцы, сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

14. «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы. Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

15. «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16. «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты. 1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально. 2- Изменить направление ступеньки.

17. «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить. Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз.

19. А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

Как научиться писать двумя руками одновременно?

Прочитав заголовок, Вы воскликните: “Это невозможно!”. Многие думают, что писать двумя руками одновременно могут только уникумы. Ан нет! На это способен каждый. Нужно лишь проявить терпение и тренироваться.

1 шаг.
Научитесь использовать две руки одновременно.
Начинать нужно с простого. Просто практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой и левой конечностью. Поначалу нерабочая рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.
Теперь надо выводить буквы. Это сделать значительно тяжелее, чем фигуры, ведь буквы сложнее по своей структуре. Как только и с буквами будет покончено – переходите к словам.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.
До этого вы тренировали свои руки. Этого определенно не достаточно. Теперь же надо обучить свой мозг. Попробуйте выводить одной рукой квадрат, а другой круг. Делайте это именно одновременно, а не рисуйте по очереди черточки каждой рукой. Не отступайте и тренируйтесь, пока у вас не получатся красивые фигурки.

4 шаг.
Пишите разные слова.
Когда с фигурками покончено, пришло время самого сложного: написания различных слов. Это самый непростой этап всего обучения, так что будьте готовы. Тренируйтесь, и у вас все получится. Пытайтесь написать целые словосочетания и предложения. Всегда ставьте перед собой невозможные задачи и решайте их. Только так можно добиться совершенства в этом деле.

Надеюсь, что вам понравились упражнения для пальцев рук и, конечно, радует хороший результат от предложенной гимнастики для пальцев . Продолжайте заниматься регулярно вместе с детьми. Это поможет и вам, и вашим детям быть успешными и сохранить ум и память до глубокой старости..

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» город Пермь

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

Смагина Светлана
Система пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста

Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста .

Составитель : Смагина Светлана Валерьевна

Должность : Воспитатель 1 квалификационной категории

1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (движения -- разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимать и разжимать кулачки.)

Упражнения : «Помоем руки» , Надеваем перчатки», «Согреем руки» .

Цель : активизировать речевые центры мозга.

2. Пальчиковый массаж .

Упражнения с массажным мячиком , с шестигранным карандашом , палочками, грецким орехом. «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу . Непременно каждый пальчик быть примерным научу». «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех» .

Цель : воздействия на нервные окончания, развитее координации движений, силы и ловкости рук.

3. Гимнастика для пальчиков .

Упражнения : «С волчками» , «Резиночка» , «Клубочек» (перематывание нитки из одного клубочка в другой) .

Цель : , сообразительности.

4. «Резиновая игрушка» (сжимать и разжимать резиновую игрушку)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

5. Пальчиковые игры

Цель : развитие психических процессов (внимание, памяти, речи, элементарных творческих способностей. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры :«Сорока-белобока» , «Ладушки» , «Пальчики » , «Идет коза рогатая» , «Семья» , «Пальчик- пальчик , где ты был?» , «Пальчики в лесу » , «Апельсин» , «Капуста» , «Сидит белка на тележке» , «Замок» , «Мы сегодня рисовали» .

6. Упражнения без речевого сопровождения.

Цель : развитие мелкой моторики рук , формирование доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения : «Пальчики здороваются » , «Человечек» , «Слоненок» , «Стул» , «Стол» , «Лодочка» .

7. Выполнение фигурок из пальцев : «Домик» , «Очки» , «Флажок» , «Параход» , «Лодка» , «Коза» .

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , внимание, способность сосредотачиваться.

8. Театр в руке : «Бабочка» , «Сказка» , «Осьминожки»

Цель : развитие внимание , память, снятие психоэмоционального напряжения.

9. Пальчиковые (деревянные) настольные театры : «Репка» , «Теремок» .

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , психических процессов (внимание, память, речь)

10. Фасолевые ванны.

Цель : развитие координации пальцев рук .

11. Песочная терапия.

Цель : развитие элементарного самовыражения ребенка.

12. Игры с макаронными изделиями, пробками.

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук , речи, памяти.

13. Дидактические игры :

«Гребень волшебницы» .

(Расческа с крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка, привязать нитку к зубчику и пропустить между другими зубчиками).

«Найди пару»

(Смешать цветные палочки и разложить попарно.)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

«Чудесный мешочек»

Цель : укрепление пальцев и всей кисти руки , внимания, речи.

«Пирамидки»

Цель : развитие мелкой моторики , освоение новых форм, размеров, цвета.

«Рамки и вкладыши»

Цель : способствовать развитию мелкой моторики рук , внимания.

«Собери картинку»

Цель : развивать внимание , сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук.

«Мозаика» (крупная)

Цель : , сообразительность, наблюдательность, настойчивость, терпение.

«Шнуровка»

Цель : развитие глазомера , внимания, укрепление пальцев и всей кисти руки , усидчивости.

«Орешки в дупле» .

(Пластиковая бутылка с небольшим отверстием сбоку, класть крупу (горох или фасоль) в отверстие.)

«Рисунки на крупе» .

(Насыпать на блюдце тонкий слой крупы-манки, рисовать пальчиками .)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

14. «Водные процедуры с губкой»

(Сжимая и отжимая губку, перемещать из одного сосуда в другой.)

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

15. Работа с пластилином, бумагой, карандашом.

(Пластилин - разминать, катать между ладонями, на столе; бумагу-обрывать, сложить, смять, расправить; карандаш - умение правильно держать, делать нажим.)

16. Конструирование

(Использовать мелкие , крупные кубики)

Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук , внимание, воображение, пространственное мышление. Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса с педагогами ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: провести предварительный показ мероприятия педагогическому коллективу для успешного проведения его в последующем с родителями воспитанников.

Конспект открытой НОД в группе раннего возраста «В гости к бабушке» (развитие мелкой моторики рук) Ход занимаемой деятельности Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. Дети:.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Опыт работы