Лечебная физкультура при дцп упражнения. Эффективный комплекс лфк для детей с дцп

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Комплексы упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Роль массажа в лечебной медицине

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  • классический,
  • сегментарный и
  • точечный.

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.

Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • легкое поколачивание, пощипывание.

Вспомогательные тренажеры

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Бассейн для детей с ДЦП

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:

  1. Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
  2. При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
  3. Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
  4. Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастикафизические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.


История лечебной физической культуры ​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности - за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.




ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

Говоря об особенностях занятий ЛФК при ДЦП важно следовать следующим условиям:

  • Использовать индивидуальный подход
  • Соблюдать постоянство и систематичность
  • Постепенно и дозированно увеличивать нагрузку


Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то...

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

При атонически-астатической форме ДЦП...

При двойной гемиплегии...

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

Что касается спастической диплегии, то...

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития - высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Важно знать - при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы "забиваются", нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.




ЛФК при различных заболеваниях и параличах нервной системы ставит перед собой следующие задачи:

  • Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм
  • Улучшение кровообращения и обменных процессов в проблемных зонах
  • Улучшение и стимуляция обменных процессов в организме
  • Борьба с образованием спаек между оболочками нерва и окружающими тканями
  • Укрепление ослабленных мышц, увеличение диапазона движений и амплитуды, восстановление координации движений
  • Борьба с сопутствующими проблемами и нарушениями ДЦП – искривлением позвоночника, спастикой и многими другими.

Цель упражнений - снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения и развитие костно-мышечной системы.

  • Упражнения для развития чувствительности мышц ; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  • Упражнения на выносливость , для поддержания эффективности функционирования органов.
  • Тренировка на расслабление , для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  • Упражнения на сопротивление : постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
  • В медицинском центре «Первый шаг» вы можете записаться на занятия лечебной физической культурой более чем к 5 разных специалистам, а также выбрать русского или китайского инструктора.

    Каждый инструктор имеет богатый опыт работы с детьми и свой профиль - кто-то проходил дополнительное обучение по Войта-терапии, кто-то по Бобат-терапии или по другим направлениям. Вне зависимости от специализации, все они отлично ладят с детьми и прекрасно знают свое дело.

    Записаться на ЛФК в Казани очень просто - достаточно обратиться в медицинский центр "Первый шаг". Для этого позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-500-54-86, или закажите обратный звонок. Кроме того, на все ваши вопросы может ответить наш онлайн-консультант.

    Select Content Template

    Врожденное заболевание ДЦП - это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром - болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.

    Лечебный эффект упражнений

    Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.

    Лечебное воздействие ЛФК на организм:

    1. Укрепляет ткани и органы детского организма.
    2. Активизирует ослабленные мышцы.
    3. Улучшает осанку.
    4. Нормализует обмен веществ.
    5. Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
    6. Способствует общему оздоровлению.

    При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:

    • выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
    • освоения несложной трудовой деятельности;
    • обслуживания себя без посторонней помощи.

    Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.

    Основные принципы методики

    1. В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
    2. Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
    3. Поэтапное увеличение физической нагрузки.
    4. Индивидуальный подход.
    5. Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.

    Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.

    Виды упражнений и особенности проведения занятий

    Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

    • расслабляющие;
    • способствующие улучшению динамики;
    • стимулирующие двигательную активность;
    • выполняемые лёжа;
    • выполняемые сидя;
    • имеющие игровую направленность.

    Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).

    Занятия для развития двигательного аппарата

    При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей - тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

    Упражнения, улучшающие двигательную активность:

    1. Исходное положение - сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
    2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
    3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
    4. Исходное положение - стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
    5. Исходная позиция - стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

    Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

    Занятия для укрепления суставов

    При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:

    1. Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
    2. Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
    3. Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
    4. Начальное положение - на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
    5. Начальная позиция - лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
    6. Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.

    Укрепление мышц живота

    В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:

    1. Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
    2. Исходное положение - лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
    3. Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

    Улучшение растяжки

    Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:

    • снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
    • улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
    • укрепляются мышцы конечностей.

    Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.

    Исходное положение - на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.

    Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.

    Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.

    Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.

    Расслабляющие упражнения

    Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:

    1. Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
    2. Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
    3. В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.

    Дыхательные упражнения

    Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:

    1. Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
    2. С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
    3. На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два - руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.

    Игровые упражнения

    Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:

    Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, - ему помогают взрослые. Главная задача - разрушить башню.

    Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.

    Складной ножик. Исходное положение - поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги - к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.

    Колбаса. Начальная позиция - лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.

    Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».

    Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.

    ДЦП - это одна из самых тяжелых форм двигательных церебральных (мозговых) нарушений у детей, возникающая по разным причинам (их насчитывают до 400, а значит, настоящая причина неизвестна) во время беременности и в родах. ДЦП - это, в первую очередь, нарушенный мышечный тонус и неправильная координация движений, и это инвалидность. И, к сожалению, заболевание это становится все более распространенным. Встречается у детей от 3 месяцев и до 3 лет (нелеченные дети с этой патологией дольше 3 лет живут очень редко). Однако если заболевание выявлено своевременно и лечение начато без промедления, то у ребенка появляется возможность социальной адаптации в будущем (иметь работу и семью). Хорошая новость состоит в том, что ДЦП не прогрессирует, а по мере роста ребенка симптомы болезни могут уменьшаться.

    Лечение ДЦП комплексное, многолетнее и направлено на обучение движению, восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым (подвижническим!) трудом родителей. По статистике, значительное улучшение отмечается у 25% больных, а некоторое смягчение дефектов - у 50%, 25% детей не имеют никакой положительной динамики.

    Сложность лечения состоит в том, что лекарственные препараты могут ускорять процесс «созревания» нервных волокон, нормализовать мышечный тонус, но никак не влияют на мышечные и суставные контрактуры, не позволяющие приобретать ребенку опыт нормальных поз и движений. Ежедневная лечебная физкультура и массаж способны помочь малышу развиваться нормально. В любом случае примирение с инвалидностью не является решением этой проблемы. Начало занятий лечебной физкультурой в любом возрасте дает положительные изменения: улучшается эмоциональное состояние ребенка, уменьшаются (или исчезают) мышечные контрактуры.

    В какой форме протекает заболевание, должен определить детский невропатолог. Классификаций существует несколько, и родители могут с ними ознакомиться. По Л. О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

    По А. Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

    По К. А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

    Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции - неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой . У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

    1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

    а) синдрома нарушения мозгового кровообращения - имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

    б) синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) - родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

    в) судорожного синдрома - судороги бывают по нескольку раз в день;

    г) синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов - хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

    д) диэнцефального синдрома - отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

    2) восстановительный период:

    а) ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) - начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период - длится до 1-2 лет;

    3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, - начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5 ч в день, в 3-7 лет - до 6 ч.

    Задача родителей и детского врача - как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

    Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своём пути РЕЗКО изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

    В этом же возрасте у ребенка можно заметить запрокидывание головки, напряжение в области затылка. При поддержки под мышки он опирается не на полную стопу, а на кончики пальцев («на цыпочки»).

    У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность существования повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

    Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

    Если же движения совершаются, но при этом ребенок вялый, «распластанный», ладошка разогнута, кисть свисает, а ножки находятся в позе «лягушки», то можно заподозрить вялый парез конечностей.

    Как еще можно заподозрить неладное? Если на протяжении 1-3 месяцев у малыша преобладают отрицательные эмоции (частый плач), отсутствует «гуление», то следует обратить на это внимание педиатра.

    Запомните: гипертонус мышц верхних конечностей исчезает к 2,5 месяцам, на нижних - к 4 месяцам. Отличить норму от патологии может только врач.

    Пробы, которые должен делать только врач, но о которых полезно знать родителям.

    В положении на спине:

    1) врач располагает свою руку под головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку;

    2) врач берет малыша за кисти и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть. При ДЦП голова отбрасывается назад;

    3) руки ребенка поднимают вверх параллельно голове (отводят в стороны, перекрещивают). При ДЦП ребенок сопротивляется этим движениям;

    4) врач разгибает ножки ребенка, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу. При ДЦП определяется сопротивление этому движению.

    В положении на животе:

    1) врач захватывает кисть ребенка и пытается расположить руки по обе стороны головы (выводит руки из-под грудной клетки). При ДЦП ощущается сопротивление;

    2) врач кладет руку под подбородок малыша и пытается поднять ему голову. При ДЦП подбородок давит на руку врача. В норме к 5 месяцам малыш самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.

    Позвоночник взрослого человека напоминает пружину, имеющую несколько изгибов (лордозов) - шейный и поясничный. Именно они и позволяют сохранять вертикальное положение тела. Новорожденный этих изгибов не имеет, т. е. его позвоночник практически прямой. Шейный изгиб (лордоз) появляется в 2,5 месяца, что и позволяет ребенку удерживать голову в вертикальном положении. При спастической форме ДЦП шея как бы вставлена в плечи- «короткая шея», и при этом формирование шейного лордоза опаздывает.

    Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого малыш и начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие (опору на ноги). Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов (одного или обоих), из-за чего походка сильно меняется: появляются колебательные движения при ходьбе (из стороны в сторону или вперед-назад).

    При ДЦП (повышенный тонус мышц спины) новорожденный может держать голову из положения на животе раньше, чем в 2 месяца. Чтобы понять это, нужно положить ребенка на спинку и попытаться поднять его за руки (проба 2) -голова будет свисать.

    Тесты для определения правильного поясничного лордоза

    1. Исходное положение- лежа на спине. Подтянуть колено ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, это свидетельство того, что мышцы-сгибатели бедра укорочены.

    2. Исходное положение - лежа на животе. Привести пятку ребенка к ягодице. При укорочении прямой мышцы бедра это сделать не удается.

    Главными целями ЛФК при ДЦП являются:

    1. нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;
    2. обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата.

    При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

    Упражнения для нормализации повышенного мышечного тонуса

    Упражнение 1. Предназначено для выявления и устранения асимметрии туловища, повышенного тонуса мышц спины, затылка (формирует шейный изгиб и выявляет нарушения в тазобедренных суставах).

    Выполняется не ранее 2-месячного возраста (во время формирования шейного лордоза). Если есть указания на травму в шейном отделе позвоночника, то упражнение выполняется только после процедуры лечебного массажа.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Инструктор приводит ребенка в сгибательное положение («поза эмбриона»): руки скрещивают на груди, согнутые в коленях ножки приводят к животу и сгибают голову к груди.

    Колени малыша должны быть согнуты и максимально приближены к голове по срединной линии тела (при дисплазии тазобедренных суставов и симптоме «короткой шеи» это сделать не удается, и ребенок выполняет легкий вариант упражнения). Несколько секунд удерживают ребенка в этом положении, производя покачивающие движения.

    Поза в положении сгибания является естественной для здорового ребенка и не вызывает трудностей при ее выполнении. Если у ребенка имеется повышенный тонус (ригидность) мышц спины и затылка, то он будет плакать. Ни в коем случае не следует сгибать ребенка с применением большой силы!

    При дисплазии тазобедренного сустава малыш «выскользнет» из рук инструктора, стараясь освободиться и сделать наклон в другом направлении.

    Упражнение помогает уже через 14 дней 5-8 месячным детям с повышенным тонусом мышц шеи и спины, не умеющим держать голову, переворачиваться и садиться.

    Упражнение 2. Предназначено для определения и устранения повышенного тонуса мышц бедер, формирования поясничного изгиба позвоночника. Оно покапано детям, которые при выполнении автоматической походки опираются не на всю ступню, а на пальчики. Выполняется не ранее чем в 6-месячном возрасте (в начале формирования поясничного лордоза) после консультации врача-ортопеда. Упражнение способствует внутреннему вращению бедра, а потому, прежде чем его выполнять, нужно убедиться, что у ребенка нет (если ость - устранить) дисплазии или подвывиха тазобедренного сустава.

    Исходное положение - ребенок сидит между пяток на согнутых в коленях ногах, ступни находятся на ширине плеч, развернуты вверх. Инструктор наклоняет ребенка назад так, чтобы голова, плечи, спина касались поверхности стола.

    Правая рука инструктора тянет вниз голову и плечи, а левая - фиксирует колени. Ребенок с нормальным мышечным тонусом легко и с удовольствием остается в этой позе.

    При напряженных мышцах бедер ребенок постарается освободиться из положения, причиняющего неприятные ощущения, как можно скорее, и резко выпрямит ноги. В таком случае следует сделать разогревающий массаж нижних конечностей и повторить упражнение, стараясь преодолевать сопротивление мышц. Как только ребенок без сопротивления начнет выполнять упражнение, он сможет вставать на всю ступню (нормализуется тонус мышц бедер), а потом и садиться самостоятельно (упражнение формирует поясничный лордоз).

    Упражнения для развития двигательных навыков

    Упражнение 1. Исходное положение ребенка - сидя на пятках. Встать перед ребенком, положить его руки себе на плечи и, фиксируя его в области таза, стимулировать вставание на колени.

    Упражнение 2. Исходное положение ребенка - стоя на коленях. Поддерживая ребенка под мышки, передвигать его из стороны в сторону, чтобы он научился самостоятельно переносить массу тела на одну ногу, другую ногу отрывал от опоры и разводил руки.

    Упражнение 3. Исходное положение ребенка - сидя па корточках. Встать сзади ребенка, надавливая на колени. Продвигать туловище ребенка вперед, разгибая ого колени.

    Упражнение 4. Исходное положение ребенка - сидя па стуле. Встать лицом к ребенку, своими ногами фиксировать его ноги к полу, взять за руки. Потягивать за руки вперед и вверх, побуждая самостоятельно встать.

    Упражнение 5. Исходное положение ребенка - стоя, одна нога впереди другой. Попеременно толкать ребенка то в область спины, то в область груди так, чтобы научить его сохранять равновесие.

    Упражнение 6. Исходное положение ребенка - стоя. Взять ребенка за руку, тянуть и толкать в разных направлениях, побуждая сделать шаг.

    Упражнение 7. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Надавливать стопами на твердую опору (упражнение улучшает опороспособность).

    Упражнения для суставов

    Упражнение 1. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Одну ногу ребенка удерживать в положении разгибания, другую постепенно сгибать в тазобедренном и коленном суставах. Бедро, по возможности, привести к животу, после чего медленно произвести его отведение.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на боку. Медленно отводить бедро при согнутом колене.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе на краю стола так, чтобы ноги свешивались вниз. Постепенно разгибать конечности.

    Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. Согнуть колено, затем максимально разогнуть его.

    Упражнение 5. Исходное положение ребенка - лежа на животе, под грудь подложен валик. Приподнять ребенка за вытянутые руки, легкими рывками производя пружинящие разгибательные движения верхней части туловища.

    Упражнение 6 . Исходное положение ребенка - лежа на спине. Сгибать руку ребенка так, чтобы его лицо было повернуто в сторону сгибаемой руки. После этого провести сгибание руки при положении головы в противоположную сторону.

    Упражнения для мышц живота

    Упражнение 1. Исходное положение - ребенок сидит на коленях у матери. Прижать спинку ребенка к своей груди и провести наклон вместе с ним (для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно). Фиксировать ножки и таз малыша, чтобы подъем он осуществил самостоятельно. Если подъем вызывает затруднения, то мать должна помочь ему подняться.

    Упражнение 2. Исходное положение ребенка - лежа на спине, руки прижаты к туловищу.

    При помощи махового движения ноги он должен сделать попытку повернуться со спины на живот и обратно без помощи рук.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Делать вдохи и выдохи со втягиванием живота на выдохе.

    Упражнения на растяжку

    Упражнение 1. Исходное положение - сидя на полу. Ноги вытянуть вперед так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Вытянуть руки перед собой (параллельно опоре), сделать вдох. На выдохе согнуть тело вперед так, чтобы ладони коснулись пальцев ног. Наклонять туловище все больше и больше до тех пор, пока лоб не коснется ног.

    Упражнение устраняет ригидность мышц спины, делая позвоночник гибким, улучшая кровообращение и функцию спинно-мозговых нервов.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, руки вдоль туловища. Опираясь на ладони, медленно поднимать грудную клетку вверх (тело от талии до ступней должно соприкасаться с опорой). Голова при этом запрокинута назад, ноги и ступни вместе. медленное и глубокое.

    На протяжении всего позвоночника повышается тонус мышц, связок, улучшается функция нервных стволов и кровеносных сосудов.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе. Поднять прямые ноги над головой, колени не сгибать, руки лежат на полу. Постараться коснуться кончиками пальцев пола над головой. Медленно вернуться в исходное положение.

    Упражнение полезно не только для позвоночника, спинного мозга, всех спинно-мозговых нервов, но также и для мышц рук, и ног.

    Упражнение 4. Исходное положение - сидя на полу. Согнуть правую ногу так, чтобы пяткой коснуться противоположного бедра. Левую стопу расположить на полу с правой стороны правого колена, перевести правую руку вокруг левого колена и удерживать ею стопу левой ноги. Левую руку завести за спину к правой стороне талии как можно дальше, повернуть голову влево и наклонить так, чтобы подбородком коснуться левого плеча, при этом правое колено не должно отрываться от пола.

    Упражнение корректирует дефекты спины на всем ее протяжении. Малыши могут выполнять упражнение с помощью взрослых, которые помогают удерживать им принятую позу.

    Лечение положением

    В начальной стадии ДЦП лечение положением (укладкой) проводят после расслабляющего массажа и расслабляющих упражнений.

    Для того чтобы придать телу физиологически правильное (симметричное) положение, используют специальные валики с песком, шинки с мягкой внутренней прокладкой. В таких укладках ребенок может находиться в течение 2 ч, затем следует отдых 1-2 ч, и шинки накладывают снова.

    В старшем возрасте используют положение с максимальным сближением точек прикрепления мышц.

    Поза лежа на спине: под голову подложить валик (подушку), чтобы голова была практически опущена на грудь. Руки согнуть в локтях или скрестить на груди. Следует согнуть тазобедренные и коленные суставы (под колени подложить, валик), угол сгибания подбирается индивидуально. Стопы поставить на опору, бедра свободно развести.

    Поза позволяет тормозить гиперкинезы и снижает влияние шейно-тонического асимметричного рефлекса.

    Упражнения для расслабления мышц верхней конечности

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова расположена строго по средней линии, рука и нога на одной стороне фиксированы мешочками с песком. Свободная рука согнута в локте, предплечье фиксирует инструктор (мать). Инструктор (мать) удерживает руку ребенка до ослабления повышенного тонуса (гипертонуса) мышц, после чего производит потряхивание кисти, ребенка в чередовании с пассивными движениями в лучезапястном суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

    При помощи точечного массажа, проводимого параллельно, можно стимулировать активные сгибания и разгибания кисти.

    В заключение упражнения производятся потряхивание и укладка предплечья и кисти в среднее положение с фиксацией шинками или валиками с песком.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, голова в срединном положении, руки отведены в стороны, предплечья спущены с кушетки, под туловище подложена подушка, ноги и таз зафиксированы. Инструктор (мать) удерживает плечо ребенка до исчезновения (ослабления) непроизвольных движений, затем раскачивает и потряхивает предплечье, проводит пассивные сгибания и разгибания в локтевом суставе. Стимулирует массажными приемами активные движения в локтевом суставе ребенка, снова раскачивает предплечье и в заключение фиксирует руку в срединном положении.

    Упражнения для нижних конечностей

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении, руки фиксированы, ноги согнуть так, чтобы они касались живота. Инструктор (мать), удерживая голени в верхней трети передней поверхности, производит отведения в тазобедренных суставах. Затем, фиксируя одну ногу, проводит круговые движения с разгибанием ноги (для каждой ноги).

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе. Инструктор (мать) одной рукой фиксирует таз ребенка, другой - поддерживает ногу за нижнюю треть бедра. Таз фиксируется с помощью мешочков с песком. Инструктор (мать) одной рукой поддерживает ногу за нижнюю треть бедра, другой рукой проводит стимулирующий массаж для сокращения большой ягодичной мышцы. По окончании упражнения нога ребенка должна «упасть» на мягкую опору.

    Следующим этапом инструктор производит пассивные разгибания в тазобедренном суставе, после чего ребенок удерживает ногу самостоятельно на определенный счет. Затем осуществляется свободное падение ноги на мягкую опору.

    Упражнения для мышц туловища и шеи

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении. Инструктор (мать), придерживая туловище ребенка с двух сторон, проводит легкое покачивание тела с бока на бок, обращая внимание на то, чтобы ребенок не оказывал сопротивления. Затем инструктор (мать), удерживая голову ребенка, свободно покачивает ее, чередуя покачивания с поворотами головы (без сопротивления).

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на правом (левом) боку, правая (левая) рука находится под головой, левая (правая) - вдоль туловища. Инструктор (мать) мягко толкает ребенка, чтобы он упал на спину или живот. Ребенок должен удерживать исходное положение при толчках, расслабляя мышцы и падая только по сигналу инструктора.

    Упражнение 3. Исходное положение - сидя в кресле, руки на подлокотниках, голова опущена на грудь. Инструктор (мать) проводит пассивные наклоны, повороты головы, сгибание-разгибание (без сопротивления со стороны ребенка). Ребенок должен фиксировать голову при проведении пассивных движений, затем активно расслаблять мышцы так, чтобы голова «падала» на грудь.

    Упражнения для коррекции дыхания

    Исходное положение при выполнении любого упражнения - лежа на спине, с постепенным переходом к положению сидя и стоя.

    Упражнение 1. Ребенку надо показать, как делать глубокий вдох и глубокий выдох через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на тонкую бумагу (перышко, флажок), свою ладонь. Можно надувать игрушки и пускать мыльные пузыри.

    Упражнение 2. Для улучшения дыхательных функций надо научить ребенка на выдохе произносить с разной громкостью, свистеть в свисток, играть на губной гармошке, петь.

    Упражнение 3. Проводить вдох на счет «раз, два, три», при этом поднимая руки вверх, и выдох на счет «четыре, пять, шесть», опуская руки вниз. Делать выдох в воду, опуская голову в ванну с .

    Мимические упражнения

    Проблема распознавания (идентификации) чувств является актуальной не только для детей с ДЦП. Иначе говоря, это совсем даже и не «детская» проблема - не всякий взрослый может ответить на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Не говоря уж о том, что умение отреагировать на те или иные отрицательные эмоции в безопасной для себя и окружающих форме является залогом не только душевного спокойствия, но и физического здоровья.

    Научить ребенка проводить имитацию различных эмоциональных состояний с тем, чтобы различать их в последствии в обыденной жизни, и при помощи мимических мышц осуществлять разрядку этих эмоций - задача психогимнастики.

    Выражение эмоций

    Интерес, внимание: показать ребенку, как принюхивается собака, как подслушивает лисичка, как командир изучает карту. Попросить его повторить этюды.

    Удивление: сделать круглые глаза.

    Радость, удовольствие: попросить ребенка показать, как ведет себя котенок, когда его гладят; попросить улыбнуться; представить, что прилетел Карлсон (пришел Дед Мороз) и принес вкусные конфеты (игрушки).

    Страдание: показать ребенку, как болит живот; как плачет грудной ребенок; как бывает холодно на морозе. Попросить его повторить этюды.

    Отвращение: попросить ребенка представить себе, что он пьет соленую газированную воду.

    Гнев: попросить ребенка показать, как сердится бабушка (мама, папа, дедушка).

    Страх: попросить ребенка представить, как лисенок потерял свой дом.

    Вина и стыд: попросить ребенка вспомнить, как он потерял любимую мамину (бабушкину, дедушкину, папину) вещь; попросить прощения.

    ЛФК при врожденном вывихе бедра

    У детей вывих тазобедренного сустава бывает приобретенным (во время родов) и врожденным (из-за неправильного развития тазобедренного сустава, что называется дисплазией).

    Врожденный вывих бедра в настоящее время является самым частым пороком развития и встречается как минимум у 2 новорожденных из 1000, при этом у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков. Кроме того, отмечено, что у девочек преимущественно поражается левый тазобедренный сустав.

    Итак, основной причиной врожденного вывиха тазобедренного сустава является его дисплазия (недоразвитие), которая может возникать по нескольким причинам. Во-первых, есть анатомические предрасполагающие факторы: капсула сустава бывает тонкой, а связки, укрепляющие сустав, недостаточно развиты. Во-вторых, суставная впадина (она имеет свое собственное имя - вертлужная впадина) сразу после рождения неглубокая. В-третьих, головка бедренной кости новорожденного состоит не из кости, а хряща, бывает меньших, чем в норме, размеров и с короткой шейкой. А потому на 2/3 своей поверхности может находиться вне вертлужной впадины.

    При неблагоприятных условиях (в том числе плохом уходе за новорожденным) тазобедренный сустав становится неустойчивым, а головка бедра при этом смещается кверху и кзади.

    Вывих бедра легко выявить и вылечить только у новорожденного ребенка, а потому, чем раньше диагностируется эта патология, тем эффективнее будет лечение. Обычно при первом осмотре новорожденного педиатр проводит следующую пробу (симптом «соскальзывания», или «щелчка»): вытягивает вместе ножки ребенка, лежащего на спине, сгибает их в коленях, прижимает к животику, а затем разводит в стороны. При вывихе бедра слышен характерный щелчок. Следует помнить, что выраженность симптома «щелчка» уменьшается уже на 3-7-й день жизни, а вместо него движения в суставе ограничиваются.

    Другими признаками вывиха бедра являются:

    1) несимметричные кожные складки в области ягодиц (в положении на животе) и на внутренней поверхности бедер (спереди и сзади);

    2) симптом «ограничения отведения» - затрудненное пассивное отведение ног, согнутых под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах (трудно развести ножки при положении ребенка на спине);

    3) симптом «вправления и вывихивания»;

    4) атрофия (недоразвитие) ягодичных мышц;

    5) может быть чрезмерная амплитуда движений в суставе (гипермобильность);

    6) наружная ротация бедра на стороне вывиха. Если до 1 года врожденный вывих бедра не лечился (или лечение было неэффективным), то малыш не сможет вовремя начать ходить. К 3 годам у такого ребенка отчетливо определяются укорочение одной конечности и плавно переваливающаяся походка («утиная»), помочь ему в этом возрасте может только операция.

    Лечение врожденного вывиха бедра начинают уже в родильном доме (сразу после выявления заболевания): до 3 месяцев показано широкое пеленание ребенка, при котором бедра не смыкаются, а остаются разведенными в стороны. Для этого между бедрами, согнутыми в суставах и отведенными, кладут пеленку, сложенную вчетверо. Кстати, такое пеленание является не только методом лечения, но и профилактики вывиха бедра. Недаром, например, в Африке, ребенка с рождения носят привязанным к спине, при этом его ножки всегда оказываются разведенными в стороны!

    В 2-3 месяца ребенку с подозрением на врожденный вывих бедра необходимо сделать рентгенографию тазобедренных суставов. После консультации врача-ортопеда диагноз либо подтверждается, либо снимается.

    При лечении вывиха следует придерживаться следующих правил (лечение положением):

    1) при положении ребенка на животе следить, чтобы стопы находились вне матраца, иначе усиливается спазм приводящих мышц бедра;

    2) как только ребенок начинает сидеть (с 6 месяцев), его следует усаживать на колени с разведенными ножками, лицом к себе, придерживая обеими руками за спинку;

    3) когда ребенка держат на руках стоя, его ножки должны охватывать туловище взрослого.

    Для ортопедического лечения применяют специальные приспособления: до 3 месяцев стремена Павлика, после 3 месяцев - шины ЦИТО, Виленского, с 6 месяцев - шины Волкова, Полонского. ЛФК при врожденном вывихе бедра проводится по назначению врача-ортопеда. Все консервативные методы лечения направлены на постепенное и щадящее восстановление формы сустава. Достигается это длительной фиксацией в позе, которая является лечебной (корректирующей). ЛФК при дисплазии тазобедренного сустава не только помогает формировать сустав, но и является единственным средством развития двигательных навыков ребенка.

    Лечебные упражнения помогают устранять тугоподвижность (контрактуру) мышц бедра (приводящих мышц), укрепляют мышцы, которые приводят сустав в движение, а также исправляют положение суставов (вальгусное), которое развивается после применения ортопедических шин.

    ЛФК для детей первого года жизни проводится 3-5 раз в день по 5-10 мин совместно с массажем.

    Лечебные упражнения для детей первых 6 месяцев жизни

    При врожденном вывихе бедра особенно «страдают» мышцы, окружающие тазобедренный сустав. Ученые доказали, что электровозбудимость этих мускулов снижена. Особенно это касается приводящих мышц, сгибателей бедра, ягодичных мышц, в которых образуются контрактуры. Для лечения нужны систематические упражнения на растяжение, массаж и тепловые процедуры.

    Упражнение 1. Тракция по продольной оси конечности. Исходное положение - лежа на животе. Одной рукой инструктор (мать) фиксирует плечи ребенка, другой - тянет ногу на себя (может быть щелчок). Процедуру повторяют 1 раз в 3-4 дня.

    Упражнение 2. Отведение прямых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине. Придерживая голени ребенка в нижней трети, развести прямые ножки в стороны. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 3. Круговые движения ногами. Исходное положение - лежа на спине.

    Согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, придерживая ножки за голени. Сделать 5-

    Упражнение 4. Отведение согнутых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине.

    Согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягко развести бедра в стороны. Бедро ребенка обхватить ладонью так, чтобы большой палец лежал на внутренней поверхности бедра, на 2-3 см ниже паховой складки (7-я точка). Подушечками II и III пальца коснуться кожи в месте проекции тазобедренного сустава, чтобы почувствовать углубление.

    В этом месте (проекция входа головки бедра в вертлужную впадину) провести мягкое надавливание. Расслабление приводящей мышцы провести точечным вибрационным массажем области 7-й точки и легким потряхиванием бедра.

    Упражнение 5. Опускание прямых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине.

    Выпрямленные ножки ребенка согнуть в тазобедренных суставах и сделать несколько отведений в стороны.

    Упражнение 6. Попеременное сгибание ног в разведенном положении. Исходное положение- лежа на спине. Согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, мягко развести бедра в стороны. Попеременно сгибать и выпрямлять ноги ребенка. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 7. Ротация бедра внутрь. Исходное положение - лежа на спине. Левой рукой фиксировать левый тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью правой руки, охватывая колено, мягко вращать бедро внутрь, одновременно надавливая на колено и отводя голень кнаружи. Повторить 4-6 раз для каждой ноги.

    Упражнение 8 . Сгибание ног. Исходное положение - лежа на животе. Положить ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, правой рукой, захватив голень, согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 4-6 раз для каждой ноги.

    Лечебные упражнения для детей второго полугодия жизни (при снятой шине)

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, прямые ноги отведены в стороны. Стимулировать подъем ребенка до положения, сидя при горизонтальном положении отведенных ног. Повторить 4-5 раз.

    Упражнение 2. Исходное положение - сидя, ноги отведены в стороны. Оставить малыша в таком положении на 2-3 минуты, потом ребенок пусть самостоятельно ложится на спину. Повторить 4-5 раз.

    Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, следует модифицировать (изменить) детский стульчик для того, чтобы малыш мог сидеть в нем с широко разведенными бедрами. Для этого к переднему краю сиденья прикрепляется вставка размером 12-15 см. В детских ходунках устанавливается подушка-распорка напротив промежности ребенка размерами 15x10x3 см. Рекомендуются игрушки: конь (сиденье с широко разведенными бедрами), трехколесный велосипед с широким седлом (без педалей).

    Примерный комплекс специальных упражнений для дошкольников с врожденным вывихом бедра

    Для детей 5-6 лет для закрепления результатов консервативного лечения (или для долечивания) ЛФК проводится 3 раза в неделю по 20 минут.

    Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле. Попеременное сгибать и разгибать стопы. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

    Упражнение 3. Исходное положение - стоя с опорой на перекладину. Отводить и приводить прямую ногу без опоры о пол, носок тянуть на себя при вертикальном положении стопы. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

    Упражнение 4. Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, потянуться за руками, опустить руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

    Упражнение 5. На высоте 0,5 м подвесить мяч. Отбивать мяч по 4-6 раз каждой ногой.

    Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле, ноги Согнуты, стопы на полу. Плавно развести бедра в стороны и так же медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

    Упражнение 7. Исходное положение - лежа на животе. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

    Упражнение 8. Исходное положение - лежа на животе. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

    Упражнение 9. Исходное положение - стоя на четвереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

    Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на высоте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

    При неэффективности консервативных методов лечения проводят артротомию с артропластикой. В период перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеукрепляющие и тонизирующие упражнения, тренируется навык произвольного расслабления мышц (что необходимо для скелетного вытяжения при высоком стоянии головки бедра).

    На второй день после операции назначается лечебная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, увеличения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсовую повязку снимают через 1 месяц после операции.

    Примерный комплекс специальных упражнений в послеоперационный период

    Упражнение 1. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

    Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

    Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

    Упражнение 4. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

    Упражнение 5. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

    Упражнение 6. Исходное положение - лежа на животе, на ноге (на стороне оперированного сустава), и области средней трети голени закрепить отягощение (мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отягощением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

    Упражнение 7. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сторону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.