Талант: понятие и футбольные особенности. Игры и единоборства Частота проявления спортивного таланта

Начиная с седой древности, люди понимали, что каждый человек предрасположен к тому или иному виду деятельности. Можно долго рассуждать на тему таланта, приводя различные теории и гипотезы. Современная наука склонна подходить к данному вопросу сугубо практически — с точки зрения наследственности. Сегодня влияние генов на возможность достижения спортивных побед признается как тренерами, так и врачами. Перед наставниками стоит задача – эффективно проводить спортивный отбор, чтобы находить наиболее способных детей. И для самих родителей важно с самого раннего возраста разглядеть талант спортсмена в ребенке. Вопрос – далеко не праздный. От правильно выбранной специализации будет зависеть успех спортивной карьеры, вероятность получить профессиональное заболевание или травму.

В нашей статье мы расскажем, как появилась наука молекулярная генетика спорта, затронем ее теоретические аспекты и приведем результаты современных исследований российских и зарубежных ученых.

Талант спортсмена: генетики на службе у тренеров

Начиная с середины 20 века, тренеры начали все чаще задумываться о том, как повысить эффективность педагогических технологий. Пытаясь разглядеть в тренирующемся спортивный талант спортсмена , они разрабатывали различные методики, обращаясь к анатомии, физиологии, медицине, генетике. Чем активнее развивалась наука, тем больше возможностей появлялось у наставников понять, способен ли конкретный атлет завоевать призовое место. Так уже в 80-е годы прошлого столетия ученые создали диагностические комплексы, помогающие выявить спортивные способности. Для этой цели использовались серологические, гормональные, морфологические маркеры. В книге Л.П. Сергиенко «Спортивный отбор : теория и практика» дается такое определение маркера: «Это легкоопределяемый устойчивый признак организма, жестко детерминированный генотипом и сцепленный с другими трудновыявляемыми характеристиками организма».

Разобраться в этой методике не так сложно, как кажется на первый взгляд. Приведем примеры маркеров: группы крови, некоторые белки плазмы, особенности строения и цвет радужной оболочки глаз, редкая способность ощущать миндальный запах синильной кислоты, морфологические особенности зубов, дерматоглифика и т.п.

Благодаря расшифровке структуры генома началось внедрение молекулярно-генетических методов в тренировочную практику. В итоге даже появилось новое научное направление – молекулярная генетика спорта . Эта дисциплина занимается выявлением закономерностей, важных для успешной спортивной деятельности. Принципы новой науки были сформулированы К. Бушаром и Х. Монтгомери в 90-х годах 20-го века. Кроме того К. Бушар же ввел термин «генетика физической деятельности».

осссийские генетики

Российские специалисты стремились не отставать от общемировых тенденций. Благодаря их работе уже в 2001 году на базе Санкт-Петербургского НИИ физической культуры была создана первая в стране лаборатория спортивной генетики . Во многом это произошло благодаря энтузиазму доктора биологических наук, профессора В.А. Рогозкина. Он был уверен, что основные физические качества обусловлены нашей генетикой и сумел разработать комплексный подход, основанный на применении ДНК-технологий. Эта методика помогает определять гены, отвечающие за метаболические и функциональные признаки, которые участвуют в формировании двигательной функции. Достижения этого ученого признаны не только в нашей стране, но и за рубежом, благодаря чему вырос авторитет российской науки.

Если нагрузки превышают наследственные возможности организма, может ухудшиться результативность. Также безграмотный подход к тренировкам грозит травмами, поэтому появление новой науки было востребовано временем. Сегодня молекулярная генетика спорта позволяет оказывать помощь педагогам, тренерам в определении предрасположенности ребенка к определенному виду двигательной активности. Конечно, важна и правильная организация тренировочного процесса. Например, использование на этапе восстановления способно помочь атлету продвинуться в достижении цели.

Генетические тесты: изучение полиморфизма

Изучение строения генома продолжается и в настоящее время. На сегодня генов-маркеров физической активности обнаружено 239 и, видимо, это еще не предел. При этом увеличивается понимание значения каждого гена для адаптации к нагрузкам. Кстати, молекулярная генетика спорта развивается не только за рубежом, но и в некоторых регионах нашей страны. К примеру, интересная научная работа ведется сотрудниками Уральского государственного университета физической культуры (Челябинск). Стоит подробнее рассказать о достижениях доктора биологических наук, профессора Дмитрия Дятлова. Вместе с помощниками он разработал генетические тесты , которые помогают выявлять талант спортсмена .

В лаборатории данного вуза уже в течение 10 лет ученые оценивают предрасположенность атлетов к определенной нагрузке. При этом большая часть работы основана на изучении полиморфизма (разнообразия) определенных генов. Отметим, что изучается та составляющая наследственности, которая не меняется в течение жизни. Например, обнаружены формы одного и того же гена (аллели), отвечающие за обмен жиров или углеводов. Также установлено, что одни аллели отвечают за склонность к аэробным нагрузкам, а другие – к анаэробным. Исходя из полученных данных, тренеры смогут прогнозировать, будет ли успешен в этом виде спорта.

Как изменить наследственность? «Ген боксера » — это миф

Также уральские исследователи обнаружили аллели, ограничивающие физическую деятельность человека. Важное открытие — в результате их действия прекращается рост спортивных результатов. Более того, по вине данных генов могут развиться и профессиональные заболевания . Поэтому генетическая предрасположенность не позволит «прыгнуть выше головы», а изнурительные тренировки окажут скорее вред, чем пользу. Изменить наследственность вряд ли получится.

Хотя и была открыта склонность к определенному виду физической активности, говорить о гене конкретного вида спорта нельзя. Ни один грамотный специалист не скажет, что существует «ген боксера» или «ген футболиста» . До этого наука еще не дошла, несмотря на свои впечатляющие успехи.

Генетические тесты , разработанные сотрудниками вуза, направлены на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка. Теоретическая сторона вопроса разработана нашими биохимиками прекрасно, но и практике они не забывают. Группа ученых во главе с Дмитрием Дятловым провела ряд экспериментов, в ходе которых было обследовано более 200 спортсменов высокого класса. Изучались представители , гандбола, хоккея и конькобежного спорта.

Ученые выявляли генетические маркеры атлетов, чтобы понять, насколько эффективна современная система спортивного отбора. На основе результатов исследований они сделали вывод, что применяемые тренерами методы, далеко не всегда помогают выявить предрасположенность ребенка к определенному виду спорта. В свою очередь это оказывает влияние на последующую успешность карьеры атлета.

Зарубежные исследования генетики в США

За рубежом уже более трех десятилетий ведутся серьезные исследования в области молекулярной генетики спорта , которые поддерживаются на государственном уровне. Важно, что научные изыскания там идут рука об руку с тренерской работой. Наиболее эффективно внедряют достижения генетики в методы спортивного отбора такие страны как США, Китай, Германия, Италия, Израиль. Благодаря этому тренеры и спортивные врачи уже разработали техники, которые повышают точность генетического прогноза. В частности, учитывается комплекс генов-маркеров, сигнализирующих о склонности человека к определенному виду спортивной активности. К тому же ученые в США научились определять предрасположенность к определенным заболеваниям. Поэтому не приходится удивляться тем результатам, которые показывают в последние годы американские атлеты.

Зарубежные исследования генетики в Европе

А в Европе определение предрасположенности к тому или иному виду спорта поставили на поток. Там разработали генетические тесты, которые просты и доступны для большинства семей. Например, в Италии всего за 150 – 200 евро можно сдать пробы слюны, а затем получить всю необходимую информацию. В частности, можно узнать, к какому виду спорта ребенок предрасположен, сколько раз в неделю ему лучше тренироваться, что полезно включить в рацион. Для этого обычно изучаются 7 фрагментов ДНК, отвечающие за метаболизм и структуру мышечной ткани.

Израильские ученые продвинулись в определении склонности человека к некоторым видам легкой атлетики. К примеру, они научились понимать, какие люди могут добиться успеха . В Институте Вингейт обследовали 155 высококлассных бегунов и выяснили, что 80% тех, кто достиг успеха в этой дисциплине, имеют определенные вариации гена NRF2. Любопытно, что среди спринтеров данный ген встречался лишь у 46% спортсменов. Еще раньше ученые установили, что он уменьшает негативное действие катаболизма за счет выработки новых митохондрий (компонент клетки, производящий энергию).

Зарубежные исследования генетики: итоги

Подводя итог нашим рассуждениям, можно сделать вывод о необходимости разумного подхода к молекулярной генетике в спортивном отборе. Научно-технический прогресс, разумеется, не остановить, но интуицию тренера также никто не отменял. Кроме того здесь будет уместно вспомнить и народную мудрость, которая гласит: «талант спортсмена трудом добывают».

НОВОСТИ ЗДОРОВЬЯ:

ВСЁ О СПОРТЕ

Дела на работе, домашние заботы, соцсети – все это нещадно пожирает наше свободное время. Даже поход в фитнес-зал после 30 лет дается непросто. При этом банальная зарядка с гантелями уже вас не устраивает и хочется чего-то большего. Какие главные причины заниматься спортом? Где взять мотивацию записаться в секцию плавания, боевых искусств или просто поиграть в…

Средний уровень

Силовые способности человека определяют его успешность в активности, которая связана с движениями с отягощением или с развитием ускорения тела и его частей.

В силовых способностях можно выделить собственно силу - способность преодолевать внешнее сопротивление, и скоростно-силовые способности - возможность развивать высокую скорость какого-либо движения.

Видами спорта, в которых сила является одним из основных проявляемых физических качеств, являются тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, прыжки и метания, а также спринтерские дистанции в легкой атлетике и плавании. Сила - это комплексный показатель, вклад в развитие которого вносит большое число генов, связанных с предрасположенностью к формированию быстрых мышечных волокон, со способностью сосудов к расширению в ответ на нагрузку, деятельностью регуляторных систем организма и метаболическими эффектами физических упражнений. Кроме того, большое влияние на силу человека имеет собственно мышечная масса и способность к ее развитию: большая мышечная масса связана с возможностью проявить большую силу.

Вы генетически предрасположены к такому же уровню силовых способностей, как большинство других людей. Ваш прогресс в силовых тренировках будет развиваться примерно так же, как у большинства посетителей фитнес-клубов. Данный показатель является комплексным и оценивает совокупность особенностей, влияющих на проявление силы. Он отражает не только способность мышц к развитию усилия, но и способности различных систем организма обеспечивать оптимальные условия для мышцы во время сокращения. Поэтому значение данного признака может отличаться от значений, которые рассчитаны по отдельным генетическим особенностям (например, от силы одиночного мышечного сокращения).


Выносливость

Средний уровень

Выносливость - это способность к выполнению физических упражнений долгое время без утомления.

Выносливость крайне важна в видах спорта, связанных с продолжительной физической работой. К ним относятся ходьба, бег и плавание на длинные дистанции, а также многие игровые виды спорта.

Это качество, в отличие от некоторых других (например, гибкости и силы), можно успешно тренировать в любом возрасте при условии адекватного подбора нагрузок. Выносливость является комплексным показателем, который зависит от большого количества генетических особенностей. Сюда относятся тип мышечных волокон, способности сердечно-сосудистой системы по транспортировке кислорода, особенности обмена веществ, влияющие на питание продолжительно работающих мышц и другие.

Вы генетически предрасположены к такой же выносливости, как и большинство других людей. Включайте аэробные тренировки в вашу фитнес-программу для поддержания здоровья сердечно-сосудистой системы. Данный показатель является комплексным и оценивает совокупность особенностей, влияющих на проявление выносливости.


Сила одиночного мышечного сокращения

2

0

1

Сила одиночного мышечного сокращения является важным показателем, демонстрирующим возможности человека в развитии кратковременного мощного усилия (например, во время прыжков в длину, высоту, при выполнении силового упражнения в режиме одного повторения).

Наличие повышающих ДНК-маркеров означает повышенную склонность к проявлению высокой силы одиночного сокращения. Такая склонность дает преимущества при выполнении одноповторной работы, силовые тренировки с использованием небольшого количества повторений будут даваться проще, чем остальным людям.


Максимальное потребление кислорода (VO2max)

Число повышающих ДНК-маркеров: 0

Число понижающих ДНК-маркеров: 0

Число нейтральных ДНК-маркеров: 1

Показатель VO2max характеризует максимальное количество кислорода, используемого организмом человека.

VO2max ограничен способностью кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам и регистрируется при нагрузках критической мощности. Сегодня общепринят факт существования физиологической верхней границы возможностей организма потреблять кислород. Считается, что для каждого человека, показатель VO2max фактически определяет его талант или потенциал в аэробных видах спорта. Высокий VO2max необходим для успешности в видах спорта, связанных с преодолением средних и длинных дистанций.

Если у вас обнаружены генетические маркеры, связанные с повышенным МПК, то в результате аэробных тренировок вы сильнее увеличите данный показатель, чем те люди, у которых они отсутствуют.

Данный признак требует внимания в том случае, если обнаружены ДНК-маркеры, повышающие его значение.

Если в результате анализа у вас обнаружены повышающие ДНК-маркеры, связанные с более выраженным повреждением мышц в результате физических нагрузок, вам следует увеличить интервал отдыха между тренировками. Также для вас будет полезно включение в рацион дополнительных источников антиоксидантов для снижения повреждений клеток как мышечной, так и других тканей. Показано, что люди, имеющие повышающий ДНК-маркер в данном признаке, получают большую пользу от повышенного содержания антиоксидантов в рационе (витамин С, витамин Е, каротиноиды в виде добавок или из продуктов питания), чем остальные люди. Потребление антиоксидантов такими людьми снижает повреждения клеток, вызванные стрессовыми факторами, и снижают риски некоторых заболеваний.

Как выявить талант у ребенка, попав в самую точку? Помочь ему раскрыться? Такими вопросами, пожалуй, задается каждый родитель, подыскивая чаду занятия по интересам. Можно раз за разом пробовать то одно, то другое. Сегодня нам предлагают и другой путь - тестирование способностей детей по отпечаткам пальцев. В его основе - наука дерматоглифика. Но неужели и вправду: 5 минут - и у родителей на руках расшифровка детских склонностей, особенностей характера, уязвимых мест организма?

Подобные методики у нас планируют использовать и для определения способностей юных спортсменов. Леонид Дворецкий, кандидат педагогических наук, доцент Белорусского государственного университета физической культуры, еще в прошлом году начал социально–педагогический эксперимент по определению качества и эффективности отбора детей в ДЮСШ (СДЮШОР) с использованием биометрического тестирования фактически в каждой области страны. В частности, на базе Гомельского областного центра олимпийского резерва по игровым видам спорта целью исследования было сравнить оценки уровня спортивных способностей учащихся - выставленных тренерским составом и полученных с помощью экспресс–теста по отпечаткам пальцев. В исследовании участвовали 37 воспитанников из разных групп отделения баскетбола. Результат?

Лишь у семерых оценки совпали. В то же время более чем у половины детей тренеры посчитали способности ниже, чем показал тест, - рассказывает Леонид Казимирович. - Были выявлены ошибки тренеров и при распределении воспитанников по игровым амплуа. Представляете, насколько эффективнее могла бы быть подготовка молодых спортсменов, если бы их педагоги руководствовались не только своим опытом, но и инновационными методиками?


Разработчики используемой БГУФК программы проанализировали отпечатки более 6.000 человек и подтвердили: специалисты одного профиля имеют общие особенности в папиллярных рисунках. В том числе занимающиеся одним видом спорта. Вообще, есть 3 основных узора: дуги, петли и завитки. Преобладание дуг и петель, по мнению некоторых ученых, означает, что у человека хорошие сила и скорость. А, скажем, сочетание петель и завитков - что он выносливый и может выдерживать длительные нагрузки. Эти и другие особенности и были заложены в алгоритм работы биометрического тестирования. Во Всероссийском научно–исследовательском институте физической культуры и спорта проводят такие исследования уже не одно десятилетие. Почему бы и нам не использовать подобный инструмент - в первую очередь, чтобы лучше, прицельнее отбирать детей в спортивные школы?

Этот вопрос сегодня стоит очень остро для многих видов спорта, - отмечает Леонид Казимирович, совсем недавно он и сам был старшим тренером национальной команды по спортивной гимнастике. - Особенно это касается отбора в группы первого–второго года обучения, где очень большая текучесть. Дети приходят и уходят. А тренеры разводят руками - мол, нет талантливых. Может, просто не разглядели? Или требования к тренерам слишком мягкие? По положению о детских спортивных школах они должны раз в 4 года передать в вышестоящее звено всего 4 человека. Я считаю, это просто санаторные условия для работы ДЮСШ. Вот и получается, что в национальные команды приходит очень мало пополнения, нет скамейки запасных... А мы с помощью новых методик хотим показать: способных детей в нашей стране очень много. Только их нужно выявить и направить в наиболее перспективные для них виды спорта. Конечно, существуют еще и педагогические, и медико–биологические тесты, однако далеко не каждая спортивная школа имеет возможность их использовать. Мы не утверждаем, что данный экспресс–тест является «лекарством от всех болезней» или может заменить многие другие, но для первичного отбора детей в спортивные школы биометрический метод, на мой взгляд, сегодня самый доступный, быстрый и достаточно точный.


Откуда такая уверенность? Прежде чем ответить на вопрос, ученый предлагает и мне пройти тест. Сканер считывает узоры на пальцах: петля, петля, шатровая дуга... Разработчики методики уверяют, что может получиться более 55 млн различных вариантов ответов. Через несколько минут отчет готов: творческий человек, работа должна быть связана с взаимодействием с людьми и разнообразна. Похоже, я сделала в жизни правильный выбор. Разделов в тесте еще много: способности к спорту, физиологические особенности, личностные характеристики, мотивация, ценности... Не могу сказать, что согласилась со всеми результатами. Но речь ведь о способностях, заложенных природой, настаивает мой собеседник. А не о тех, которые в итоге мы смогли в себе развить... И вот Леонид Казимирович озвучивает главный козырь: этим методом в нашей стране протестированы уже 12 олимпийских чемпионов - ни у кого из них меньше 93% способностей к своему виду спорта не было. А у Антонины Кошель (чемпионка по спортивной гимнастике на Олимпиаде–1972) и вовсе 97%! Разработчики утверждают, что методика точна на 92%, но она еще молода, так что время многое покажет.


В том числе и с помощью полученных нашими специалистами данных. В ближайшее время в порядке эксперимента в некоторых школах и детских садах, расположенных вблизи спортивных учебных заведений, планируется провести тестирование мальчишек и девчонок и дать соответствующие рекомендации их родителям. Намечен и сравнительный анализ данных различных методов тестирования, которые у нас используются: по отпечаткам пальцев, по крови, по волосу, по слюне. А в следующем году на базе БГУФК может быть создан отдел или центр биометрических технологий в спорте.

Взгляд со стороны

Инна Гусева, антрополог–генетик, доктор биологических наук, профессор и, пожалуй, самый авторитетный в стране ученый в области дерматоглифики, которая посвятила этой науке полвека и лично обследовала более 20 тысяч человек, подчеркивая, что использование биометрических технологий действительно имеет хорошие перспективы, замечает: «Чтобы говорить о склонностях людей к тому или иному виду спорта или роду деятельности, нужны более масштабные исследования, нежели тестирование по отпечаткам пальцев рук. Для футболистов, например, большое значение будут иметь узоры на пальцах ног и стопе. Для баскетболистов нужно учитывать и рисунки на ладони. Нюансов тут очень много, включая ориентацию типов узоров. Тот же завиток может быть разно ориентирован. А петли бывают не только ульнарные и радиальные, но и симметричные. Количество гребешков на пальчиках, или так называемый гребневый счет, - это тоже важный признак. Кроме того, пальцевые узоры нужно учитывать в комплексе с другими морфологическими показателями: особенностями радужной оболочки глаз и формы ушной раковины, росто–весовым индексом и так далее».

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Если…

· он энергичен и все время хочет двигаться

· он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

· не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

· лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

· предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

· кажется, что он всерьез никогда не устает;

· неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

· ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

· любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

· сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

· может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

· любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

· интересуется специальной технической литературой.

Появление этой книги предопределено двумя важнейшими факторами. С одной стороны, в мировой спортивной литературе накопился обширный научный и научно-практический материал, который позволяет более глубоко осмыслить проблему спортивного таланта и более отчётливо охарактеризовать его природу и условия реализации. Появились возможности и желание систематизировать эти сведения и сформулировать обоснованные позиции, ориентированные на практические нужды тренеров и экспертов по отбору одарённых спортсменов.

С другой стороны, важную роль сыграл личный опыт автора, охватывающий несколько десятилетий работы руководителем научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса в сборной команде СССР (1978-1991), в сборных командах Израиля (с 1992 г.), а также в качестве консультанта в других странах Европы и в Китае. Тесное общение с лучшими тренерами и выдающимися спортсменами создало предпосылки для последующего углублённого исследования, результаты которого представлены в 5-й и 6-й главах этой книги.

Совершенно очевидно, что тренеры, подготовившие выдающихся спортсменов, приобрели ценнейший опыт в распознавании и дальнейшем раскрытии спортивного таланта. 6-я глава содержит данные опроса 12 международно признанных тренеров, чьи спортсмены завоевали высшие награды на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Я искренне благодарю этих замечательных тренеров за их готовность к сотрудничеству и представленные ими ценные сведения.

Уместно заметить, что в силу разных причин опрос выдающихся спортсменов связан с большими трудностями. В этом трудном деле неоценимую помощь мне оказали мои друзья и коллеги доктор Илона Зуозиене (Литва), профессор Николай Яружный (Латвия), доктор Ирина Рыбина (Беларусь), профессор Анатолий Бондарчук (Канада) и доктор Владимир Тимофеев (Россия). Большое им спасибо за ценную помощь.

Эта моя книга, как и предыдущая, публикуется издательством “СПОРТ”. Я глубоко признателен его генеральному директору Валерию Львовичу Штейнбаху и главному редактору Алексею Александровичу Алексееву за их внимание и поддержку. Перевод текста с английского языка на родной язык автора был сделан доктором Ириной Владимировной Шаробайко с большим старанием и профессиональным мастерством. Этот труд заслуживает самой глубокой благодарности.

В заключение я выражаю надежду, что книга эта найдёт своего читателя, вызовет интерес и будет способствовать распознованию спортивных талантов и их успешной реализации.

Предисловие

Спортивный талант безусловно – одна из самых популярных тем, которые широко обсуждаются в спортивных СМИ, научной литературе и на тренерских форумах. Долгое время феномен таланта как сложное многогранное явление человеческого творчества, художественной культуры, научной деятельности, спорта и физической культуры вызывает живой интерес. В последние десятилетия талант спортсмена стал объектом обширных исследований, охватывающих все отрасли и аспекты спортивной науки и практики. Основная причина такого возросшего интереса связана с постоянным повышением социальной, культурной и политической значимости достижений спортсменов в профессиональных, полупрофессиональных и любительских видах спорта. Во всём мире поиск талантливых спортсменов стал неотъемлемой составляющей и настоящим вызовом и для спортивной науки, и для практики. С этой позиции появление новой книги, посвящённой спортивному таланту, выглядит оправданным и желательным. Таким образом, эта книга имеет целью представить и рассмотреть современные концепции, доказательства и практические подходы, связанные с прогнозированием и реализацией спортивного таланта (СТ).

Первая часть книги содержит обширные материалы, связанные с научными основами феномена спортивного таланта с акцентом на его осознании, оценке и прогнозировании. По сути, сложившаяся ситуация с СТ является сложной и противоречивой. С одной стороны, общепринятое мнение гласит, что талант в значительной степени предопределён генетически передаваемыми свойствами. Более того, наследственная предопределённость СТ подтверждается множеством данных, полученных спортивной генетикой. С другой стороны, существуют широко распространённая теория и много публикаций, свидетельствующих о том, что многолетняя практика и высокая мотивация являются решающим фактором в достижении выдающихся спортивных результатов. Такой подход предполагает, что объёмная осознанная практика вносит основной вклад в достижение спортивного совершенства и может компенсировать дефицит врождённого природного дара. Поэтому дихотомия наследственных факторов и факторов окружающей среды СТ должным образом рассмотрена в первой части этой книги, включая общие научные положения (глава 1), методологические основы СТ (глава 2), а также биологические и психологические предпосылки исключительного спортивного мастерства (глава 3).

Развитие СТ традиционно связано с особенностями и этапами многолетней подготовки спортсмена. Ретроспективные исследования карьеры элитных атлетов предоставили важные данные об их занятиях спортом на ранних этапах жизни, временных тенденциях тренировочных нагрузок, влиянии взросления, преимуществах и недостатках ранней специализации (глава 4). Кроме того, поперечные срезы и лонгитудинальные исследования спортсменов мирового класса позволили охарактеризовать особенности их физиологической и психологической адаптации в течение длительной успешной карьеры. Также были рассмотрены важнейшие аспекты тренерской работы с талантливыми спортсменами, особенно влияющие на те профессиональные качества, которые необходимы на различных этапах их многолетней подготовки.

Ещё одна тема для дискуссий и исследований связана с признанием того, что исключительно талантливые спортсмены уникальны. Проблема заключается в том, как распознать эту уникальность как можно раньше и какие предвестники и прогностические факторы могут быть использованы для такого открытия. Автор провёл специальное углублённое исследование с участием 20 олимпийских чемпионов, представляющих разные виды спорта и разные страны (глава 5). Результаты этого исследования пролили свет на принципиальные особенности тренировочных нагрузок, аккумулированных спортсменами до достижения уровня мирового класса в различных видах спорта. Имеющиеся данные позволили выявить ряд ранних предвестников СТ, которые касаются сферы физического состояния атлетов, свойств личности и отношения к тренировочному процессу.

Можно предположить, что профессиональные знания и основанные на фактических данных советы выдающихся тренеров могут в значительной степени способствовать более глубокому пониманию и интерпретации положений, связанных с феноменом таланта. Имея это в виду, автор опросил 12 признанных в мире тренеров-экспертов касательно оценки СТ и тренерской стратегии в процессе его развития (глава 6). Мнения и комментарии тренеров-экспертов были представлены и обобщены с целью выявления преобладающих тенденций наиболее успешных практик. Несмотря на то что это исследование показало разнообразие тренерских мнений, они единодушно утверждали, что ранние предвестники СТ действительно существуют и могут быть распознаны в течение первоначальной целенаправленной спортивной подготовки.